Научная статья на тему 'Театрализация как средство формирования коммуникативной толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка'

Театрализация как средство формирования коммуникативной толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / COMMUNICATIVE TOLERANCE / ART-TECHNOLOGIES / THEATRICALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Ж. П.

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной толерантности студентов средствами арт-технологий, в частности, театрализации в процессе изучения иностранного языка. В статье представлен анализ методов арт-технологий, выделены предметные и коммуникативно-педагогические условия их применения, дана характеристика их принципов. Описана методика театрализации, ориентированная не только на формирование знаний и умений у обучаемых, но и на самореализацию личности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the questions of formation of the communicative tolerance of students by means of art-technologies, in particular, Theatricality in the course of studying a foreign language. Some subject and communicative-pedagogical conditions and principles of art-technologies are singled out; the technique of Theatricality focused not only on the formation of knowledge and abilities of students but also on self-actualization of their personality is described.

Текст научной работы на тему «Театрализация как средство формирования коммуникативной толерантности студентов в процессе изучения иностранного языка»

УДК - 378.14:44/46

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ж.П. Лазарева

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной толерантности студентов средствами арт-технологий, в частности, театрализации в процессе изучения иностранного языка. В статье представлен анализ методов арт-технологий, выделены предметные и коммуникативно-педагогические условия их применения, дана характеристика их принципов. Описана методика театрализации, ориентированная не только на формирование знаний и умений у обучаемых, но и на самореализацию личности студентов

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, арт-технологии, театрализация, иностранный язык.

Модернизация системы образования в России поставила теоретиков и практиков в области преподавания иностранных языков перед необходимостью пересмотреть традиционные взгляды на обучение иноязычной речевой деятельности.

Условия жизни в информационном обществе определяют, что ведущими идеями организации современного учебного процесса являются субъекто - субъектные отношения, диалог как основа построения учебного процесса. Коммуникативное пространство, в котором реализует себя языковая личность, носит динамичный характер: состав его важнейших элементов, характер взаимоотношений между ними постоянно изменяются. Перед современной высшей педагогической школой стоит задача не только изменения содержания образования и введение новых курсов, но и отказа от устаревших приёмов коммуникативного поведения[1].

Это предполагает решение ряда частных задач, среди которых:

- формирование и развитие коммуникативной толерантности языковой личности с учётом её сложной культуры;

- учёт при определении целей обучения интересов и устремлений личности;

- ориентация системы подготовки на реальные цели и условия коммуникативной деятельности;

- создание в процессе обучения позитивной эмоциональной среды.

Средством решения поставленных задач выступают арт-технологии, представленные как процесс оптимизации обучения, заключающийся в формировании гармонизирующего диалога, создании условий для активной интеллектуальной и познавательной деятельности, в которой реализуются интересы личности обучающего, повышается уровень его коммуникативной толерантности.

Многозначность понятия « коммуникативная толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания. Особую важность приобретает психологическое понимание толерантности. Один из наименее исследованных аспектов толерантности - индивидуально-личностный. Хотя индивидуальная психология толерантности может играть интегрирующую роль в отношении общей психологии толерантности.

Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне -как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на деятельностном уровне - как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма поведения. Как установка, толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора: она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов. Коммуникативная (межличностная) толерантность, проявляющаяся индивидом в процессе его отношений к окружающим его людям, является не только частной разновидностью толерантности, но и базой, эмпирической основой формирования всех видов толерантности.

Категория «коммуникативная толерантность» не получила глубокого научного осмысления. С другой стороны, в психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы. Это, прежде всего, идеи и подходы «Гуманистической педагогики» Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилова, М. Монтесори, В.А. Сухомлинского; «Педагогики сотрудничества» О.С. Газмана, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.П. Иванова, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина; «Педагогики ненасилия» А.Г. Козлова, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и других, где коммуникативность рассматривается в широком контексте как установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами,

!ействиями, образцами поведения.

Мы исходим из понимания коммуникативной толерантности как интегрального нравственного качества, преломляющего в себе диалектическое единство категорий свободы и необходимости, отражающего основную направленность нравственного развития личности. В связи с этим правомерной представляется характеристика коммуникативной толерантности как своеобразного ядра интеллектуально-эмоциональной структуры личности, включающего в себя самосознание, убеждение человека, элементы психологической структуры личности и способствующего соблюдению нравственных норм в обществе.

Постоянное развитие коммуникативной толерантности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, её направленностью на всё более полную самореализацию в труде, познании, общении; высоким уровнем развития интеллектуальных способностей, открытостью по отношению ко всему новому, многомерным, гибким, критическим мышлением, уровнем развития его психофизических возможностей.

Одним из способов формирования коммуникативной толерантности является организация учебного процесса средствами арт-технологии, включающей решение проблемных ситуаций, творческих задач, внесение в учебный процесс игровых ситуаций и театрализации, ориентированных на обучение приёмам коммуникативного поведения в условиях реального педагогического дискуса. Эвристическая направленность обучения обеспечивается и увеличением поисково-творческих заданий в процессе обучения, и созданием психологической атмосферы сотрудничества, и наличием творческих ситуаций для самореализации личности [2].

Арт - технологии как средство формирования коммуникативной толерантности в процессе обучения иностранному языку получают признание как среди студентов, так и среди преподавателей. Ведь иностранный язык, как образовательный предмет, особенно приемлет интерактивные формы обучения, потому что, обучая иностранному языку, обучают коммуникации во всех возможных видах и на всех возможных уровнях. Это позволяет формировать культуру общения, диалоговую культуру. Коммуникация предполагает постоянную обратную связь, реакцию собеседника, переосмысление.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение, в основе которого О.Б. Скрябина и выделяет коммуникативную толерантность. Она характеризует её как «устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми, характеризующийся наличием в сознании субъекта успешного личностно значимого образца коммуникативного поведения и доминантной направленностью на его выполнение».

Феномен арт-технологий в вузе правомерно охарактеризовать как целостную систему взаимосвязанных компонентов инновационной модели образования, ценностно-ориентационная направленность которой проявляется в профессиональном и личностном росте обучаемых, в формировании у студентов коммуникативной толерантности в процессе изучения, в частности, иностранного языка.

Арт-технологии, в частности, театрализация предоставляют неоценимые возможности для воспитания коммуникативной толерантности при изучении иностранного языка, преподавание которого должно осуществляться в контексте решения коммуникативных задач в процессе межличностного общения на основе взаимодействия зарубежной и отечественной культуры и индивидуализации обучения, под которой подразумевается выявление индивидуальных (уникальных) особенностей обучаемых. Несмотря на богатый методический материал, разработанный в практике театральной педагогики, а также интересные и важные разработки в области использования опыта театральной педагогики в образовании, до настоящего времени практика подготовки будущих специалистов в этом направлении не получила системного характера.

К принципам применения арт-технологий в процессе обучения иностранному языку можно отнести следующие принципы: развития личности в деятельности, педагогического оптимизма, учёта индивидуальных и возрастных особенностей, моделирования жизненных ситуаций.

Рассмотрение основных аспектов арт-технологий позволяет раскрыть их педагогический потенциал на различных уровнях - целевом, содержательном и технологическом. Целевой уровень основывается на концептуальных гуманистических идеалах, ценностях, связанных с развитием творческой индивидуальности обучаемого. Содержательный уровень характеризуется наличием духовных особенностей театрального искусства, представляющих возможность самореализации в творческой деятельности, и направлен на формирование потребностей человека в самопознании.

ехнологический уровень способен гарантировать достижение результата и обеспечить гибко вариативность организации педагогического процесса.

Сочетание различных приёмов, техник, способов творческой деятельности, её спонтанный характер, определённая последовательность этапов, коммуникативно-компетентное поведение педагога, заключающееся в сознательной реализации педагогом принципов, приёмов, правил, функций, интегрированы в модели занятия. Модель занятия представляет собой форму, посредством которой может быть реализован педагогический потенциал арт-технологий. Все ситуации этой модели используются педагогом с целью воспитания тех качеств личности, которые способствуют развитию её творческой индивидуальности, а также, что немало важно, и формированию коммуникативной толерантности. Для успешности данного процесса необходимо выделить предметные и коммуникативно-педагогические условия применения арт-технологий.

В последнее время проблема использования методов театральной арт-технологии (основанной на драматизации) становится актуальной для теории и практики образования. Драматизация в обучении иностранному языку рассматривается как уникальный методический приём, который способствует не только формированию языковых и речевых навыков, но и более глубокому пониманию других предметных областей. Посредством драматизации обогащается и активизируется грамматический и лексический запас, осваивается новый грамматический и лексический материал посредством коммуникации, корректируется и автоматизируется произношение и интонация, формируется фонематический слух, повышается языковая компетенция, и как следствие, формирование более высокого уровня коммуникативной толерантности.

Один из самых «нетрадиционных» методов изучения иностранных языков - эмоционально-смысловой, наиболее распространёнными его разновидностями являются методы Китайгородской и Шехтера.

Обучение по методу Шехтера имеет направленность на развитие живой речи, что дает возможность каждому говорить так, как ему свойственно говорить в привычных жизненных обстоятельствах, говорить от себя, т. е. выражать свое личностное отношение к событиям, в которых он участвует, живет. Основной вид занятий — динамика событий в ходе вариантных этюдов (ролевые игры). Метод Китайгородской называется методом активизации резервных возможностей личности и коллектива, и основывается на идеях суггестопедии (погружения в ситуацию), гуманистической психологии и личностно-деятельностного подхода в обучении, в основе которого лежит общение, и именно оно рассматривается одновременно как цель и как средство обучения. Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка [4].

Театрализация - это такой вид арт-технологий, который строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного и ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у обучаемых, но и на самореализацию их личности. Важным принципом работы с театрализацией является безоценочная позиция преподавателя, полное принятие педагогической деятельности в педагогической практике, что, несомненно, способствует снятию напряжения, раскрытию внутреннего потенциала личности студента. Переживание положительных эмоций во время выполнения творческих заданий превращает общественное знание в личностное. Активное творческое слушание расширяет возможности взаимопонимания через вербальные и невербальные способы взаимодействия, использование которых позволит иметь более высокие качественные результаты образовательной деятельности.

При этом необходимо помнить, что использование элементов арт-технологий в педагогической практике налагает ответственность на преподавателя за умение работать в рамках своей профессиональной компетенции. Образовательная среда вуза должна быть ориентирована на формирование коммуникативной толерантности как у студентов, так и преподавателей. Именно поэтому, включение в процесс обучения специальных психологических знаний становится всё более актуальной проблемой и ведёт к реформированию образовательной системы, к частичной реформации педагогической доктрины в рамках общероссийской концепции модернизации образования [5].

Эффективность применения театральной арт-технологии в профессиональной подготовке будущего специалиста обусловлена тем, что, вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как со студентами, так и с коллегами. Кроме этого в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит

сследование взаимодействия. Профессия преподавателя имеет много общего с профессиями акте режиссера. Публичность - специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации.

Попытки педагогических и театральных процессов (С.В.Гиппиус, П.М.Ершов, А.И. Савостьянов и др.) проходили как адаптация театральных приёмов и методов к условиям педагогического процесса. В современных же условиях необходимо педагогический процесс адаптировать к успешным, эффективным, театральным технологиям, которые доказали свою эффективность и успешность. К таким технологиям в учебно-воспитательном процессе мы относим технологию ведения репетиций и технологию выпуска спектакля. Одним из аспектов технологии ведения репетиций, позволяющей говорить о её психологической эффективности, является предельная сближение психологической дистанции между преподавателем и студентом, которая достигается в моменты трансляции обучающего обучающему своего замысла и восприятия им ответного творческого потока. Во время организации таких взаимодействий взаимопонимание возникает практически с полуслова.

Факторами, позволяющие говорить о высокой эффективности технологии выпуска спектакля с точки зрения задач социокультурной трансляции являются, в частности, фактор успеха, неравенства и производственным фактор. Фактор успеха позволяет непосредственно влиять на сплочённость коллектива и создание рабочий атмосферы, атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Он способен заинтересованность всех участников в его успехе. Фактор неравенства непосредственно влияет на этический климат коллектива - взаимопомощь, взаимодействие и взаимную ответственность. Производственный фактор, под которым понимается необходимость закончить подготовку к определённому сроку, позволяет контролировать эффективность и успешность происхождение всех этапов подготовки [3]. Рассматривая технологию профессиональной подготовки необходимо опираться на личностные умения человека - коммуникабельность, психологическую пластичность, мировоззренческую открытость, толерантность, в нашем случае, коммуникативную толерантность.

Возможны несколько путей использования театрализации в процессе изучения иностранного языка. Это - сеансы чтения пьес для диалогов, которые обогатят практическое занятия, помогут овладеть как диалогическими, так и монологическими видами речевой деятельности; театральная практика или драматическая игра на занятии, цель которой сделать из театра подлинное средство живого общения; постановка спектакля с перспективой показа его зрителям. Конкретными путями организации театральной деятельности являются театральные игры и разминочные упражнения. Речь идёт об одновременном обучении иностранному языку и театральной технике. Эти два требования не являются несовместимыми, так как они подчинены одной цели, а именно, созданию атмосферы общения на иностранном языке.

Подготовительная работа над каждым спектаклем включает несколько этапов: осмысление содержания; чтение и анализ текста, что даёт возможность лучше понять и осмыслить содержание; работа над характеристикой персонажей; работа над постановкой пьесы.

В процессе обмена мнениями происходит анализ текста, позволяющий проверить, насколько хорошо участники поняли пьесу. Обращается внимание на семантические сложности текста, выражается мнение о самом сюжете пьесы, о персонажах, высказываются соображения о том, где и когда происходит действие. Каждый участник должен чётко определить, какую интонацию подсказывает текст пьесы и научиться соответственно интонировать свои реплики. В процессе работы над произношением и интонациями легко запоминается и сам текст. Студентам необходимо овладевать навыками многогранного понимания текста, а именно: процедуры понимания литературного, бытового, а также научного, юридического, политического и рекламного текстов, т.е. текста-воздействия.

Предварительное ознакомление с эмоциями и чувствами своих персонажей поможет актёрам лучше воплотить эти образы на сцене. Нужно подумать о походке, поведении, голосе, об особенностях характера персонажей. Уметь управлять своей мимикой и пластикой, своим голосом и ритмом своей жизни, уметь вербализировать свои ощущения и делать всё это убедительно, заразительно и органично. Овладевая азами актёрского мастерства человек учится самостоятельно выстраивать своё поведение.

Импровизация, которая является прекрасным средством стимулирования творческого процесса, развивается вокруг основной темы пьесы. Именно работа над импровизацией позволит участникам лучше осмыслить текст, одновременно даст им возможность работать сообща, играть, размышлять, вести диалог, придумывать, овладевая при этом сценическим пространством и текстом. Размышляя о постановке необходимо подумать о создании декораций, костюмов, аксессуаров.

К таким же формам организации театрализации как театральный фестиваль можно подходить как к экспериментально-поисковой деятельности и оформлять её соответственно.

Педагогическая проблема организации учебно-воспитательного процесса в процессе обучения иностранному языку состоит в том, чтобы использовать такую технологию, в ходе выполнения которой

содержательный потенциал предмета превращался бы в деятельностный материал для самореализа:. студента, его профессионального, личностного и социального развития. Такими характеристиками, на наш взгляд, и обладают арт-технологии.

Экспериментальная апробация педтехнологии с использованием театрализации показала, что наилучшие результаты в формировании коммуникативной толерантности студентов будущих специалистов средствами арт-технологий достигаются, если с системой практически учебных занятий, внеучебных форм деятельности и педагогической практикой сочетать научно-исследовательскую работу студентов, выполнение ими курсовых и дипломных работ. Это создаёт единое образовательное, педагогическое пространство, включающее области индивидуализации, социализации, профессионализации личности, благодаря чему повышается качество подготовки к педагогической деятельности. Студенты не только получают необходимые знания и осваивают инновационную технологию работы, но также учатся самопознанию и взаимодействию с собственным внутренним миром, что, как известно, побуждает к профессиональному и личностному росту, повышает собственный уровень коммуникативной толерантности.

The article deals with the questions of formation of the communicative tolerance of students by means of art-technologies, in particular, Theatricality in the course of studying a foreign language. Some subject and communicative-pedagogical conditions and principles of art-technologies are singled out; the technique of Theatricality focused not only on the formation of knowledge and abilities of students but also on self-actualization of their personality is described. The Keywords: communicative tolerance, art-technologies, Theatricality.

Список литературы

1. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Издательский центр « Академия», 2005. 243с.

2. Елухина, Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции [Текст] / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе. 2002. №3. С. 9-13

3. Лобанов, И.В. Технология театрально-педагогического воздействия [Текст] / И.В. Лобанов // Педагогические технологии. 2007.№3.С.75-87

4. Мильруд, Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. [Текст] / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2000. №4. С.14-19.

5. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. [Текст] / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. 145с.

Об авторе

Лазарева Ж.П. - старший преподаватель Брянского государственного университета им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.