Научная статья на тему 'Формирование у студентов готовности к применению активных методов обучения в процессе профессионального обучения при изучении отдельных тем по пожарной безопасности'

Формирование у студентов готовности к применению активных методов обучения в процессе профессионального обучения при изучении отдельных тем по пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / пожарная безопасность / имитационные методы / неимитационные методы / active teaching methods / fire safety / simulation methods / non-simulation methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Р. Байтерякова, В Б. Рондырев-ильинский, В М. Чиглинцев, В В. Полищук

В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов Нижневартовского государственного университета применения активных методов обучения при изучении на уроках ОБЖ тем по пожарной безопасности. В связи со спецификой современного школьного курса ОБЖ приоритетно рассматривается изучение данной проблемы в 5 – 8 классах. В числе имитационных и неимитационных активных методов обучения выделяются те, которые наиболее эффективно могут быть использованы в рамках отдельных тем по пожарной безопасности. В статье приводятся примеры уроков с применением конкретных активных методов обучения, а также результаты проведённого опроса школьных преподавателей ОБЖ и студентов университета, прошедших педагогическую практику, относительно применения ими на уроках ОБЖ активных методов обучения при изучении тем, связанных с пожарной безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Р. Байтерякова, В Б. Рондырев-ильинский, В М. Чиглинцев, В В. Полищук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING READINESS TO USE ACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE STUDY OF INDIVIDUAL TOPICS ON FIRE SAFETY.

The article deals with the formation of students of Nizhnevartovsk State University to use active teaching methods in the study of fire safety topics in the lessons of Life Safety Management. In connection with the specifics of the modern school course, the study of this problem in grades 5-8 is considered a priority. Among the simulation and non-simulation active training methods are those that can be used most effectively within the framework of individual topics on fire safety. The article provides examples of lessons with the use of specific active teaching methods, as well as a survey of school teachers of Life Safety Management and university students, who have passed pedagogical practice, regarding their use of active teaching methods in the study of topics related to fire safety

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов готовности к применению активных методов обучения в процессе профессионального обучения при изучении отдельных тем по пожарной безопасности»

7. Aleksanyan G.A. Osobennosti formirovaniya samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov v ramkah edinoj informacionno-obrazovatel'noj sredy pri obuchenii matematike. Informacionnye tehnologii i tehnicheskj perevod: sbornik statej. Moskva: RUDN, 2014: 101 - 115.

8. Artyuhina M.S. Metodicheskaya sistema interaktivnogo obucheniya matematike v vuze kak uslovie samoaktualizacii lichnosti studenta. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2017; Vypusk 57, Ch. 10: 36 - 42.

9. Voron'ko T.A. Aktivizaciya samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov v processe obucheniya matematike v informacionno-obrazovatel'noj srede vuza. KonferenciumASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2017; № 1: 230 - 234.

10. Sanina E.I. Interaktivnye tehnologii kak osnova formirovaniya samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov v obuchenii matematike v vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya Pedagogika i psihologiya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2017; Vypusk 57, Ch. 9: 75 - 81.

Статья поступила в редакцию 02.02.20

УДК 378

Bayteryakova A.R., student, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Rondyrev-Ilinsky V.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Chiglintsev V.M., Cand. оf Sciences (Biology), senior lecturer, Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Polishchuk V.V., student, Nizhnevartovsk Social and Humanitarian College (Nizhnevartovsk, Russia), Е-mail: [email protected]

FORMATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING READINESS TO USE ACTIVE METHODS OF TRAINING IN THE STUDY OF INDIVIDUAL TOPICS ON FIRE SAFETY. The article deals with the formation of students of Nizhnevartovsk State University to use active teaching methods in the study of fire safety topics in the lessons of Life Safety Management. In connection with the specifics of the modern school course, the study of this problem in grades 5-8 is considered a priority. Among the simulation and non-simulation active training methods are those that can be used most effectively within the framework of individual topics on fire safety. The article provides examples of lessons with the use of specific active teaching methods, as well as a survey of school teachers of Life Safety Management and university students, who have passed pedagogical practice, regarding their use of active teaching methods in the study of topics related to fire safety.

Key words: active teaching methods, fire safety, simulation methods, non-simulation methods.

A.Р. Байтерякоеа. студентка, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Е-mail: [email protected]

B.Б. Рондырее-Ильинекий, канд. пед. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Е-mail: [email protected]

В.М. Чиглинцее, канд. биолог. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Е-mail: [email protected]

В.В. Полищук, студент, Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, г. Нижневартовск, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов Нижневартовского государственного университета применения активных методов обучения при изучении на уроках ОБЖ тем по пожарной безопасности. В связи со спецификой современного школьного курса ОБЖ приоритетно рассматривается изучение данной проблемы в 5 - 8 классах. В числе имитационных и неимитационных активных методов обучения выделяются те, которые наиболее эффективно могут быть использованы в рамках отдельных тем по пожарной безопасности. В статье приводятся примеры уроков с применением конкретных активных методов обучения, а также результаты проведённого опроса школьных преподавателей ОБЖ и студентов университета, прошедших педагогическую практику, относительно применения ими на уроках ОБЖ активных методов обучения при изучении тем, связанных с пожарной безопасностью.

Ключевые слова: активные методы обучения, пожарная безопасность, имитационные методы, неимитационные методы.

Согласно статистике, в России ежегодно (средний показатель, начиная с 2013 года) одной из главных причин пожаров является детская шалость (2,8 тыс. случаев в год), только за 2018 год в результате пожаров травмировано и погибло почти 7 тыс. детей [1]. Подобная статистика подтверждает то, что преподавание основ пожарной безопасности, опирающееся в современной школе преимущественно на традиционные методы, является недостаточно эффективным. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо уделять больше внимания студентов, будущих учителей ОБЖ внедрению активных методов обучения. Поэтому актуальность рассматриваемой нами темы исследования бесспорна.

Активные методы обучения мы рассматриваем как методы, характеризующиеся повышением активности обучающихся, в том числе в период самостоятельной деятельности по решению поставленных задач. Мы стремимся, чтобы учащийся из пассивного запоминающего устройства перестроился в активного участника образовательного процесса. Считаем, что активные методы в России не в полной мере используются в образовательном процессе и достаточно консервативно заменяют традиционные.

Применение студентами Нижневартовского государственного университета активных методов в образовательном процессе абсолютно оправдано, так как согласно статистике человек в среднем запоминает около 10% от того, что читает, 20% - от того, что слышит, 30% того, что видит, 50 - 70% - это запоминание при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы, 90% - при непосредственном практическом участии в деятельности [2, с. 4, 6].

Особенно значимыми, на наш взгляд, активные методы обучения становятся при изучении дисциплин, курс которых предполагает получение специальных знаний, умений и навыков, от которых может зависеть жизнь и здоровье человека, его существование в социуме и природной среде. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» - яркий пример учебной дисциплины, многие аспекты которой ориентированы на практическое применение.

Пожарную безопасность мы представляем как состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров [3], данное определение представлено в одноименном Федеральном законе.

Как мы отмечали выше, преподавание ОБЖ является малоэффективным при использовании исключительно традиционных методов. Немногие из школьников в условиях реальной опасности способны применить специальные знания, полученные в школе. Однако ситуация меняется, если школьники получили практические умения и имеют в распоряжении некий проверенный (пусть в игровых условиях) алгоритм действий при возникновении чрезвычайных ситуаций пожароопасного характера.

Система пожарной безопасности изучается на уроках ОБЖ преимущественно в среднем звене. В связи с этим в силу возраста школьников наиболее интересная форма обучения - это действие, эксперимент. Мы понимаем, что они не способны длительно концентрировать своё внимание на одной проблеме, поэтому необходима смена типов деятельности, обязательна личная заинтересованность каждого из учащихся. Всем этим особенностям обучения уделяется особое внимание в период теоретических и практических занятий студентов Нижневартовского государственного университета, обучающихся по специальности «Безопасность жизнедеятельности». Очень важно сформировать у них необходимые умения и навыки, которые позволят им успешно вести профессионально-педагогическую деятельность.

Учитывая специфику школьного образования, проведение экспериментов с пожароопасными материалами жёстко запрещено. Наиболее интересными для подростков будут занятия с использованием средств пожаротушения, практические занятия с проведением эвакуации и т.п. [4, с. 21 - 22]. Для преподавателя очень важно убедить школьников, что полученные ими знания далее пригодятся в практической деятельности, могут даже способствовать спасению чьей-то жизни.

Как показала практика, при изучении тем, связанных с пожарной безопасностью, наиболее эффективными были занятия, где применялись имитацион-

Рим

ные активные методы обучения. Они предполагают наличие модели изучаемого процесса и делятся на неигровые и игровые методы. Игровые методы в рассматриваемом нами возрасте обычно вызывают особыйинтерес,азналия,умения и навыки, полученные в игровом процессе, не только лучше усваиваются, но и затем гораздо эффективнее применяются в реальньо усуовиях [5,с. 11л -110

Имитационные методы связаны с созданием искусственной образовотель-ной среды, включающей комплекс моделей действий и услоний для иииоецл-реальной действительности [6, с. 121]. В имитациеинтхзриировыс заеятирх, связанных с пожарной безопасностью, достаточно эффективно, на наш взгляд, могут применяться кейс-технологии. Однако очень важно, чтобы педаго г фмуеи-ровал в этом случае потенциально интересную для учащихся ситуацию учебного или производственного типа. Возможные источники ситуаций находятся вссртч-стических данных о пожарах и реальных событиях из жизни. Особенно важен для работы с подростками драматизм и проблемность смтунеии[7,с. 36с. ЛеУл-иеи-нологии могут быть востребованы как для формирования индивидуальных домашних заданий, так и для коллективного обсуждения учащимися на уроке [5, с. 118].

Рассматривая специфику проведения занятий в пожарных подразделениях, наиболее эффективным методом обучения считаем деловую игру, предполагающую моделирование тренировки действий школьников в условиях, приближённых к реальной ситуации. Такие деловые игры тренируют творческое мышление, но при этом участники должны обязательно соблюдать достаточно жёсткие правила безопасности. Эта форма относительно сложная, часто требует привлечения межпредметных связей, поэтому деловые игры наиболее эффективны в рамках изучения пожарной безопасности в старших классах школы. Приведем пример такой игры, в которой учащиеся получают роли (дети, чьи действия повлекли пожар; жители дома; помощники из соседних домов; пожарные; спасатели ). Для оценки правильности действий школьников в качестве экспертов целесообразно привлекать профессиональных пожарных.

Неимитационные методы в целом более просты, частонетребуют выстраивания межпредметных связей и ближе к традиционным менодбм.ТакаяЫорма занятий, как проблемный урок может быть особо эффективной в условиях, когда на учебную тему выделяется немного часов. В частности, ыактймбмуй яаляекнот рамках пожарной безопасности изучение типов пожаров.

Тематическая дискуссия может быть основана на выделении нескольких групп школьников с предоставлением им противоречивыхыятоспрочТмкмэдпо группа должна защитить свой вариант. Сопоставляя противоположоыч раениу участники дискуссии видят проблему с разных сторон, учатся вырабатывать компромиссные решения и, что немаловажно, не только слушают,то о ктраумтся говорить и доказывать свою точку зрения в процессе не поооегамвонн ого оМщо-ния [5, с. 116].

Заметим, что при изучении тем, связанных с пожарной безопасностью, практические методы и даже использование видео- и фотоматериалов порой невозможно в связи с опасностью данного зрелища для детской психики. В этих случаях могут привлекаться активные методы обучения, использующие в качестве игрового учебный материал: викторины, конкурсы, прочие состязания. Они способствуют вовлечению учащихся в условно-развлекательную деятельность, которая имеет большее внушающее воздействие, чем традиционные методы обучения.

Очень важен в рамках изучения пожарной безопасности метод решения учебных задач на основе анализа конкретных (известных) ситуаций. В частности, школьникам может быть предложено выявить причину пожара, который произошёл достаточно близко от школы. Для этого могут быть представлены дополнительные материалы (фото-, видео-), что увеличит наглядность и позволит каждому из школьников аргументировать собственные выводы.

При проведении практических занятий по пожарной -^^оос^с^и^с^ум мыочи-таем очень важным применение мультимедийных технологий. При использовании видеофрагментов хорошего качества, иллюстрирующ йх,сочуим ер.ауйнт вия людей на пожаре, школьники могут выявить ошибки, предложить более эффективные способы организации пожаротушения в конкретнмтуоосвиях и т.гыПо-лезным при разборе конкретной ситуации бывает замедтоние лиМм ускоденио просмотра. Конечно, недостаток мультимедийных технологий - некоторая отдалённость «учебной картинки» от жизни: школьники не могрт тйч^кувоваоызмнтх гари, ощутить жар от горящих строений и т.п. В связи с этвмойочанепнуоЯ для подобных уроков является работа с аналогиями из реальной жизни. Особенно важным мы считаем то, что применение видеофрагментов позвмлгед угпаеиь процесс и результаты непродуманных действий, совершаемых ровесниками уча-

Лихмн, чуо иуособсзвмыт првдупрежлензлне-оеорых ексуемелемтовсвзрывоо, пасными материалами, к которым часто бывают склонны подростки.

Испрлниование имитумиоплых инеимииецпспмых ашвзрхметрдув обучения должно способствовать преодолению страхов школьников, связанных с огнём, и формированию правильных действий при возникновении опас-ностс.

Пуеводяисслумевврерьскуб рмл<угр, мыoнpocили24rleдвrora ОсЖ швол оооода Нижневартовска и 57 студентов-практикантов университета, которым были заданы следующие вопросы:

1.0c60оьллутр лиВы aзеи6нырмонодымбвзeлиясa уроках, связанных с пожарной безопасностью?

aотнвиыммемoы6lЫиlнеимpнсыгрле ирмках?

3. Меняется ли степень усваиваемости учебного материала при примене-биу мшв1Ыxмeеддoвчpмыиaвссoиoн,cтямoнныx с ю?

0%

| Использую в единичных случаях | Периодически использую Использую постоянно I Не использую

1. Применен неактивных методовобученияприизучениитем, связанныхспожарной безопасностью

На рис. 1 мы видим, что 73% студента-практиканта используют активные ы^'^ое^ны^бвчмнии пичмйвиыго яснтлнзсюб 21%,ист1мтьзуют в редких (единичных) случаях 6% студентов. Данные результаты свидетельству о том, чтм о охжйтиapтoтcкoм иедетня рщбристзтя нии ела, ионнжeнты-томттптaнтымблбдaютиeoЖeтдсмыечпpтфec-сиональными знаниями и умениями, которые позволили им в период практики ycттштoпктчoдpть зммоеиос ^сг^ембзоганием потенциала активных методов оарыeния.

По второму вопросу каждому студенту было предложено выбрать три ак-ттвнырмeтoет,кжтopыe oвчноиболат чaорoвeвмтннют пропроылдетии уутков, связанных с пожарной безопасностью. Результаты представлены в диаграмме 2.

80%

70%

50%

В0%

20%

0%

Спеуицптнный моетд

I Томнеечоминя дпииуиипя

' Групповые еренпнгп

I Долтвня егрн

I Иммпеицптнные упрнжнонея

I Пртбломныо лоицее

Рис.2.Активныеметоды, используемыестудентами-практикантами

Сс^ял^с^ы^т ды^мтемм^|^осая^%в тноей томктикыиcзoьжзoвзюи пнo0тмечыeмбнуви янеотбммтнныe ажпн^!^-^, об% - гeМчпoмыт тряничга, 50% - деловые игры и 40% - тематические дискуссии и ситуационные методы. Oкммгтм,емынувбeтыe тыынpтбтвытмыечycтypeчтoв-прel%и камтов были ими -тационные упражнения, деловая игра, тематическая дискуссия. Также можно ттмeуитт, что cтудымтымчcпжбимeтимннют врлмкаxуpстa, о тëмroтчнитчыpмp cинпатиo ччыxмттемыптгpyптыпыыынeчи н^с^^.

На диаграмме 3 можно сравнить позиции студентов и опытных учителей Oюот оо воч расу эффeктнииocти акеиичып лбусенн я пттeмaю.cчянaн-

мав! сможарн ой безопасностью.

На рис. 3 мы видим, что 70% студентов считают, что активные методы бо-лeoиоaчимы,тбмнмoдярьтччыт, ЫM%мтвмрчлт, ото дммные ыенoдымнвчoзнaч-чмг ымеди пмтгюмPвттеoмMмйжчия сагев |з^здея^имв: 40% сычтаетбуивные

Рис. З.Значимостьактивныхметодовприизучениипожарнойбезопасностинауроках ОБЖ в школе (мнение учителей и студентов, прошедших практику)

методы более значимыми, другие40%не видят особой разницы,20% отдают предпочтение традиционным методам. При этом те и другие не считают активные методы при изучении пожзрао^езопаедоснрадочиоыми.

Таким образом, про%едёыдавнамитестюровоние покааы%4зднеоото%ые различия студентов и опытных учителей в выборе методов обучения. Это отража-

Библиографический список

ется в спектре используемых активных методов обучения, оценке их значимости по сравнению с традиционными методами. Однако не стоит забывать о том, что в связи со спецификой детской психики, большей остротой восприятия, использование активных методов при изучении пожарной безопасности возможно далеко не для всех тем.

1. Статистика пожаров. Availableat: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpozharanet.com%2Fpozhar%2Fstatistika-pozharov.html

2. Курьянов М.А., Половцев В.С. Активные методы обучения: методическое пособие. Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.

3. О пожарной безопасности. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (последняя редакция). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5438/

4. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство УрГПУ 2009.

5. Свидзинская ГБ., Свидзинская А.С. Особенности использования активных методов обучения на предметах химического цикла в вузах МЧС России. Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016; № 3: 114 - 121.

6. Рондырев-Ильинский В.Б., Малыгина Е.А. Применение активных методов обучения при подготовке добровольных пожарных. Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2014; № 2: 118 - 124.

7. Поспелов И.Г Имитационные активные методы обучения на уроках ОБЖ как способ формирования предметных результатов, обучающихся 8-х классов. Тенденции развития образования:педагог, образовательнаяорганизация, общество.2019; Чебоксары:Издательский дом «Среда», 2019: 359 - 361.

References

1. Statistika pozharov. Available at: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpozharanet.com%2Fpozhar%2Fstatistika-pozharov.html

2. Kur'yanov M.A., Polovcev V.S. Aktivnye metody obucheniya: metodicheskoe posobie. Tambov: Izdatel'stvo FGBOU VPO «TGTU», 2011.

3. O pozharnoj bezopasnosti. Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 № 69-FZ (poslednyaya redakciya). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/

4. Mel'nikova N.F. Teoriya i metodika obucheniya bezopasnostizhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2009.

5. Svidzinskaya G.B., Svidzinskaya A.S. Osobennosti ispol'zovaniya aktivnyh metodov obucheniya na predmetah himicheskogo cikla v vuzah MChS Rossii. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. 2016; № 3: 114 - 121.

6. Rondyrev-Il'inskij V.B., Malygina E.A. Primenenie aktivnyh metodov obucheniya pri podgotovke dobrovol'nyh pozharnyh. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii. 2014; № 2: 118 - 124.

7. Pospelov I.G. Imitacionnye aktivnye metody obucheniya na urokah OBZh kak sposob formirovaniya predmetnyh rezul'tatov, obuchayuschihsya 8-h klassov. Tendenciirazvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizaciya, obschestvo. 2019; Cheboksary: Izdatel'skij dom «Sreda», 2019: 359 - 361.

Статья поступила в редакцию 03.02.20

УДК 378.2

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Teachers' University, Dagestan Institute for Educational Development

(Makhachkal, Russia), E-mail: [email protected]

Rashidova Z.D., senior teacher, Dagestan State University of National Economy (Makhachkal, Russia), E-mail: [email protected]

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR TEACHING BACHELORS IN LINGUISTICS. The article presents ananalysis of modern approaches to a concept of "digital educational environment", in which the formation of digital competence is carried out among modern students - future bachelors in linguistics. Special attention is paid to the features of professional training, as well as the requirements for future professionals in the field of digital technologies in professional activities. Influenced by the element of the digital educational environment, students' mental activity is being revitalized. The authors conclude that the use of different forms, methods and tools in the digital educational environment in the study of information technology contributes to personal changes in future bachelor-linguists, increases motivation to study discipline, there is an increase in the practical skills of using ICT, which are so necessary in their future professional activities.

Key words: digital educational environment, digital competence, digital technologies, students, bachelors-linguists, competences, digital society, professional education, education system, digital resources.

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

Дагестанский институт развития образования, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ЗД. Рашидоеа, ст. преп., ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства», г. Махачкала,

Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.