ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Воронов Н.А.
Воронов Николай Андреевич - кандидат биологических наук, доцент, кафедра физического воспитания и спорта Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль
Аннотация: в данной статье рассматривается формирование социальной и гражданской активности у студенческой молодежи при работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализируется важность вовлечения студентов в проекты и программы, направленные на поддержку людей с ОВЗ, что способствует развитию эмпатии, ответственности и социальной активности. Обсуждаются методы и подходы, которые могут быть использованы для повышения эффективности взаимодействия студентов с этой категорией граждан.
Ключевые слова: социальная активность, гражданская активность, студенческая молодежь, люди с ОВЗ, инклюзия, волонтерство.
FORMATION OF SOCIAL AND CIVIC ENGAGEMENT AMONG STUDENTS IN INTERACTION WITH PEOPLE WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES
Voronov N.A.
Voronov Nikolay Andreevich - PhD Biological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS YAROSLAVL STATE UNIVERSITY NAMED AFTER P.G. DEMIDOV, YAROSLAVL
Abstract: this article examines the formation of social and civic engagement among students when working with people with disabilities (HIA). The importance of involving students in projects and programs aimed at supporting people with disabilities is analyzed, which contributes to the development of empathy, responsibility and social activity. The methods and approaches that can be used to improve the effectiveness of students' interaction with this category of citizens are discussed.
Keywords: social activity, civic engagement, student youth, people with disabilities, inclusion, volunteering.
УДК 376.22
В современном обществе важность гражданской активности молодежи возрастает, особенно в контексте взаимодействия с уязвимыми слоями населения, такими как люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работы с данной категорией граждан не только помогают улучшить их качество жизни, но также формируют активную жизненную позицию у студентов. Воспитание социальной и гражданской активности студенческой молодежи - это ключевая задача современных образовательных учреждений, которая требует системного подхода.
Формирование социальной активности у студентов основывается на их способности к эмпатии и пониманию нужд других людей. Участие в программах, направленных на помощь людям с ОВЗ, способствует развитию не только социальных навыков, но и профессиональных компетенций. Это подтверждает исследование Беловой [1], в котором отмечается, что студенты, активно участвующие в таких проектах, становятся более ответственными и чуткими.
Выделяют следующие программы и методы: волонтерские программы и проекты, инклюзивное образование и его влияние на студентов, примеры успешных инициатив (например, проект "Инклюзивный университет").
Существует множество программ, направленных на вовлечение студентов в работу с людьми с ОВЗ. Примеры включают волонтерские проекты, стажировки и специализированные курсы. По словам Григорьевой [2], подобные программы способствуют развитию командного духа и навыков работы в коллективе. Также они становятся площадкой для личностного роста студентов.
Несмотря на положительные аспекты, существуют и трудности, с которыми сталкиваются студенты при работе с людьми с ОВЗ. Это могут быть предубеждения, отсутствие знаний о специфике взаимодействия и недостаток подготовки. Важным шагом является интеграция курсов по инклюзии в образовательные программы, что поможет подготовить будущих специалистов к работе с этой категорией граждан [3].
Для повышения социальной и гражданской активности у студентов рекомендуется:
- Внедрять инклюзивные образовательные программы в учебный процесс.
- Организовывать различные волонтерские мероприятия, направленные на поддержку людей с ОВЗ.
- Проводить тренинги и семинары, направленные на развитие навыков коммуникации и работы в команде.
Практическая реализация проектов:
- Описание конкретных проектов и мероприятий, направленных на работу с людьми с ОВЗ.
- Анализ результатов и эффективности данных проектов.
- Влияние участия в таких проектах на личностное и профессиональное развитие студентов. Формирование социальной и гражданской активности у студенческой молодежи при работе с людьми
с ОВЗ - это важный аспект образовательного процесса, способствующий не только развитию личностных качеств студентов, но и улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями. Важно продолжать интеграцию инклюзивных практик в учебные программы и организовывать активные волонтерские инициативы, что сделает общество более открытым и отзывчивым.
В работе Воронов Н.А. и др.: «Самостоятельные занятия физической культурой лицами с ограниченными возможностями здоровья во время самоизоляции по дисциплине "Прикладная физическая культура"» описываются технологии по работе с людьми с ОВЗ. С 2011 г. в РФ реализуется программа «Доступная среда». На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами.
Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса - это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность - при непрофессиональной установке, несоблюдении требований и стандартов. Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки
[4].
В нашем понимании доступная среда вокруг людей с ОВЗ должна быть не только доступной, но и безопасной, особенно во время ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции. При реализации тех дисциплин, которые не нуждаются в очных практических занятиях и могут быть «оцифрованы» (как правило, имеющие теоретический блок), не возникло особых трудностей, особенно у преподавателей, владеющих дистанционными технологиями. Однако многие преподаватели столкнулись с проблемой «Как преподавать физическую культуру?» [4].
В период самоизоляции интернет становится одним из основных источников общения, обучения и информирования студентов, поэтому создание и применение электронных учебных курсов имеет немаловажное значение для повышения эффективности учебного процесса в условиях самоизоляции. Одной из задач их работы являлось создание заданий для самостоятельных теоретических занятий по прикладной физической культуре для лиц с ограниченными возможностями в связи с организацией образовательного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура» в формате дистанционного обучения.
Список литературы /References
1. Беловая А.Н. "Развитие социальной активности студентов через волонтерство". Москва: Издательский дом "Образование", 2020.
2. Григорьева С.В. "Инклюзивное образование: опыт и перспективы". Санкт-Петербург: Издательство "Научный мир", 2021.
3. Таратухин О. Ф. Инклюзия и ее роль в обществе. Москва: Издательский дом "Наука", 2020.
4. Воронов Н.А., Новожилова С.В., Игнатова Е.В., Авдеева С.Н. Самостоятельные занятия физической культурой лицами с ограниченными возможностями здоровья во время самоизоляции по дисциплине «прикладная физическая культура» // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 8. - С. 132137.