Научная статья на тему 'Формирование у старших дошкольников умений анализировать и оценивать информацию'

Формирование у старших дошкольников умений анализировать и оценивать информацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста / информационные умения / информационные технологии / информационная компетентность педагога / дошкольная образовательная организация / children of senior preschool age / information skills / information technologies / information competence of a teacher of preschool education / preschool educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович, Калинина Татьяна Валерьевна

В статье раскрыты сущность и значение процесса овладения старшими дошкольниками первоначальными информационными умениями в условиях цифрового общества. Рассмотрены особенности формирования умений работы с информацией у детей старшего дошкольного возраста, в частности умений анализировать и критически оценивать получаемую информацию. На основе анализа психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта сформулированы педагогические условия формирования у старших дошкольников информационных умений. Раскрыта роль взрослых в процессе формирования у детей первоначальных информационных умений. Обозначены виды деятельности, способствующие формированию информационных умений у старших дошкольников, которые педагоги и родители могут успешно использовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Юрий Александрович, Калинина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of older preschoolers’ skills to analyze and evaluate information

The article reveals the essence and significance of the process of mastering the initial information skills of older preschoolers in a digital society. The features of the formation of information skills in older preschool children, in particular, the ability to analyze and critically evaluate the information received, are considered. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature and advanced pedagogical experience, the pedagogical conditions for the formation of information skills in older preschoolers are formulated. The role of adults in the process of formation of children’s initial information skills is revealed. The types of activities that contribute to the formation of information skills in older preschoolers, which teachers and parents can successfully use, are indicated.

Текст научной работы на тему «Формирование у старших дошкольников умений анализировать и оценивать информацию»

DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-1-49-60 УДК 373.2

Ю.А. Дмитриев, Т.В. Калинина

Московский педагогический государственный университет, 119435 г. Москва, Российская Федерация

Формирование у старших дошкольников умений анализировать и оценивать информацию

В статье раскрыты сущность и значение процесса овладения старшими дошкольниками первоначальными информационными умениями в условиях цифрового общества. Рассмотрены особенности формирования умений работы с информацией у детей старшего дошкольного возраста, в частности умений анализировать и критически оценивать получаемую информацию. На основе анализа психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта сформулированы педагогические условия формирования у старших дошкольников информационных умений. Раскрыта роль взрослых в процессе формирования у детей первоначальных информационных умений. Обозначены виды деятельности, способствующие формированию информационных умений у старших дошкольников, которые педагоги и родители могут успешно использовать. Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, информационные умения, информационные технологии, информационная компетентность педагога, дошкольная образовательная организация

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Формирование у старших дошкольников умений анализировать и оценивать информа- |

цию // Педагогика и психология образования. 2024. № 1. С. 49-60. DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-1-49-60 ¡5

Е

© Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

к x X Ш О. T О ^ Ш ю F о

DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-49-60 Yu.A. Dmitriev, T.V. Kalinina

Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119435, Russian Federation

Formation of older preschoolers' skills to analyze and evaluate information

The article reveals the essence and significance of the process of mastering the initial information skills of older preschoolers in a digital society. The features of the formation of information skills in older preschool children, in particular, the ability to analyze and critically evaluate the information received, are considered. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature and advanced pedagogical experience, the pedagogical conditions for the formation of information skills in older preschoolers are formulated. The role of adults in the process of formation of children's initial information skills is revealed. The types of activities that contribute to the formation of information skills in older preschoolers, which teachers and parents can successfully use, are indicated.

Key words: children of senior preschool age, information skills, information technologies, information competence of a teacher of preschool education, preschool educational organization

CITATION: Dmitriev Yu.A., Kalinina T.V. Formation of older preschoolers' skills

to analyze and evaluate information. Pedagogy and Psychology of Education.

2024. No. 1. Pp. 49-60. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-49-60

к Человек накапливал знания и оперировал ими всегда, передавая

^ их устно и письменно, изображая в рисунках и скульптуре. Для нако-

| | пления, оперирования и обмена знаниями с другими людьми служит

о о принципиально новое устройство - компьютер. Сама же информация

н со ^ и

^ х безгранична, и, имея к ней доступ, человек самостоятельно определяет

х § арсенал своих знаний, может оперировать ими и обогащать бесконечно.

^ В современном мире человек должен обладать не только базовыми об-

^ щеучебными умениями (считать, писать, читать и говорить), но и информационными, которые дают возможность осознавать потребность

в информации; искать различные источники и пути нахождения новой информации и получать доступ к ней; анализировать, критически оценивать и отбирать актуальные для решения задач сведения из многообразия полученных данных, сохранять значимую информацию, обмениваться ей с другими людьми, при необходимости защищать важную информацию и на основе этого применять на практике для создания новых материальных или духовных продуктов.

Вместе со значительным увеличением интереса общества к информации и повышением ее роли и изначения для развития цивилизации, все более осознается объективная необходимость формирования первоначальных основ информационной культуры и информационных умений у детей старшего дошкольного возраста. Почти у каждого дошкольника есть компьютер, планшет или ноутбук, свободный доступ к Интернету. Окружающее нас общество наполнено различными информационными средствами и цифровыми носителями, миром электронных, интерактивных игрушек и игр. Цифровой мир для ребенка дошкольного возраста является сложным объектом познания и связан с расширением видов его деятельности. Возникает ряд новых детских видов компьютерно-игровой деятельности, тесно связанных с цифровыми технологиями (компьютерное конструирование; цифровое творческое экспериментирование; компьютерная деятельность, направленная на развитие определенных навыков и умений, и т.д.).

Компьютер помогает ребенку в психологическом развитии, познании нового, закреплении уже сформированных знаний и навыков, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности. Цифровая деятельность способствует успешному развитию у детей таких психических новообразований, как творческое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. В целом использование информационных и коммуникационных технологий в детской деятельности не только развивает интеллектуальные и творческие способности детей, но и поддерживает очень актуальное для дошкольников умение самостоятельно приобретать новые знания. Высший уровень сформиро-ванности этого умения выражается в осуществлении всех видов работы с информацией (получение, накопление, переработка любого рода | и практическое использование, создание качественно новой информа- 5 о

ш Е

го

с

ш

ции, ее передаче). Очевидно, что развитие умения самостоятельно при- ^ х

обретать новые знания выходит за рамки дошкольного детства. В старшем дошкольном возрасте предстоит сформировать первоначальные ^ §г умения работать с информацией, которые впоследствии положительно ^ ю1 повлияют на учебную деятельность ребенка.

К I

Для настоящего времени представляется очень важным теоретическое исследование специфики, сущности и особенностей формирования первоначальных информационных умений у детей 6-7 лет. Можно утверждать, что данные умения будут выступать фундаментом и важнейшей основой для освоения детьми метапредметных умений в период начального обучения в младшем школьном возрасте. Первоначальные информационные умения, формируемые у старших дошкольников на основе развивающейся в этом возрасте произвольности, во многом содействуют приобщению детей к процессу самообразования, творческой познавательной и другим видам креативно окрашенной продуктивной деятельности.

Формирование информационных умений у детей старшего дошкольного возраста способствует адаптации их к реалиям информационного общества: готовность оценивать потребность в информации; определять возможные источники информации; анализировать, отбирать и критически оценивать различные сведения, информационные объекты с вовлечением в данный процесс взрослого (рисунки, аннотации на основе просмотра обучающего мультфильма или познавательной программы, древа «Источников информации» и т.д.), объединять предметы по общему существенному признаку (классифицировать), устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, обмениваться полученными сведениями, сохранять и защищать значимую информацию, успешно использовать ее в различных видах деятельности. Необходимо отметить ведущую роль взрослого в формировании у детей старшего дошкольного возраста информационных умений.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются представления о получении, обработке и классификации информации (источники, виды, носители информации и т.п.). Сначала ребенок под руководством взрослых анализирует, оценивает, отбирает ранее полученную информацию в соответствии с поставленной перед ним задачей и соотносит с новой задачей. С этой целью развивают мышление у детей дошколь-к ного возраста, используя следующие приемы, мыслительные операции. ^ Сравнение. Пользуясь этим приемом, дети учатся устанавливать I | сходство и различие предметов. Особенность этого приема заключается if о в основном правиле - сравнивают только те предметы, у которых есть

н m ^

^ х и общие признаки, и различия.

^ § Анализ и синтез - это связанные друг с другом приемы. Во время

^ анализа ребенок мысленно разделяет на части рассматриваемый пред-

^ vi? мет. Синтез позволяет так же мысленно соединить предмет обратно

в одно целое.

Классификация - прием для мысленного разделения на классы предметов по наиболее существенным признакам.

Абстрагирование и обобщение объединяются в неразрывный процесс. В результате ребенок получает представления об общих понятиях.

Абстрагирование - мысленное выделение общих или заданных свойств рассматриваемых предметов. Результат абстрагирования называют абстракцией. С помощью этого приема ребенок мысленно выделяет общие или существенные признаки и объединяет исследуемые предметы в группы. Причем, признаки одних и тех же предметов могут меняться. Например, ребенок рассматривает ряд повторяющихся разноцветных геометрических фигур. И по заданию педагога сначала отбирает все зеленые фигуры, а потом только кубики. Сложность заключается в том, чтобы не замечать признаки, не существенные в данный момент. В процессе обобщения ребенок ищет во всех предметах что-то общее, отвлекаясь от незначимых на данный момент признаков отдельных предметов.

Конкретизация - прием, с помощью которого ребенок совершает мысленный переход от более общего к менее общему, от общего к единичному, т.е. всесторонне познает единичные (конкретные) предметы. Процесс конкретизации противоположен процессам абстрагирования и обобщения [2].

Все эти приемы важны для формирования у ребенка умений критически оценивать, интегрировать и синтезировать информацию, замечать сходства и различия в информации, выделять в ней главное, существенное и видеть второстепенное, делать выводы. Результатом такой работы станет изменение качества обобщений. Ребенок накапливает определенную информацию на основании своеобразных умозаключений, посторо-енных на анализе своего опыта и устанавливлении аналогии знакомого с незнакомым.

Очевидно, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования информационных умений благодаря высокой познавательной мотивации детей и готовности к познанию. Дошкольник не просто воспринимает разнообразную информацию, но учится рассуждать, анализировать, находить и выделять главное и делать выводы [1]. |

Информатизация дошкольного уровня образования содействует фор- 5 мированию у подрастающего поколения новых компетенций и инфор- ^ мационных умений, необходимых для комфортной жизни в цифровом мире, активно использующем современные информационные техно- ^ §г логии в разных сферах жизни. Информационные умения позволяют ^ ^ обеспечить динамическое развитие личности ребенка, его успешную

К I

социализацию, нравственное становление, формирование целостного восприятия мира, людей и самого себя.

Под информационными умениями традиционно понимаются умения по поиску, анализу и критической оценке, отбору, сохранению, обмену и передаче, защите, а также использованию информации в разных видах деятельности (познавательной, продуктивной творческой и др.) [3; 7]. В связи с этим, старшему дошкольнику важно уметь сначала совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно вести поиск информации по заданным условиям или собственному замыслу, отбирать, анализировать, сохранять (при необходимости защищать) и передавать ее, реализовать полученные знания в различных видах деятельности.

Все это объективно актуализирует сопровождение и контроль информационного опыта детей со стороны взрослых. Одной из актуальных и важнейших задач для современного педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) является овладение информационной компетентностью. Актуализируется его готовность к использованию как традиционных, так и инновационных технологий дошкольного образования для того, чтобы познакомить детей с важнейшими информационными умениями для успешной реализации познавательной деятельности и подготовить к самообразованию по всем пяти направлениям образовательной деятельности ФГОС ДОО1.

Можно «условно» выделить ряд основных этапов развития информационных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Первый этап посвящен формированию у детей познавательной мотивации; умениям правильно понять информационный запрос (осознать цели и критерии поиска информации); выбрать и оценить источник информации.

На втором этапе «дошкольник под руководством взрослых, и затем самостоятельно осуществляет поиск информации в соответствии с поставленной задачей, учится безопасно использовать разные источники и виды информации в процессе общения со взрослыми и сверстниками» [4, с. 33].

к Третий этап очень важен для развития мышления ребенка, посколь-^ ку у него формируется первоначальное умение анализа и критической

I | оценки, отбора актуальных для решения проблемы и значимых сведе-о ний, обработки информации (выделение главного, определение объема

н m

^ х в зависимости от задания).

к I 1

X ш О. Т

ш - Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального

>, государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013

(f^ № 1155. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/?yscHd=lu5skmdm

Ч 6a248042168 (дата обращения: 18.09.2023).

На четвертом этапе дети изучают разные виды сохранения полученной информации (в виде текстов, рисунков, эскизов, схем и чертежей, пиктограмм, фотографий, звукозаписей и видеозаписей и др.).

На заключительном пятом этапе формируется умение обмениваться и передавать информацию для ее последующего использования в процессе различных видов деятельности (познание, игра, общение, продуктивная творческая деятельность и др.).

Поиск с последующим анализом и оценкой информации означает, что дошкольник готов использовать различные виды информации.

Понимание и преобразование информации свидетельствуют о том, что дошкольник овладел первоначальными информационными умениями:

а) анализа важности и актуальности, оценки пользы и значимости полученной информации, готов разъяснять ее смысл;

б) критического отношения к поступающей информации и отделения главного от второстепенного, важного от несущественного;

в) воспроизведения и использования полученной информации [4].

Актуальной для старших дошкольников становится способность

к анализу и критической оценке получаемой информации. Исследованию сущности и особенностей формирования этого важного информационного умения у детей посвящены работы Д. Дьюи, Л.Н. Макаровой, Е.С. Маслова, А.С. Седовой, О.В. Тихонова, В.П. Урлаповой, Д. Хал-перн и др. По мнению ученых, большое значение имеет предоставление дошкольникам широких возможностей использования различных источников информации [5; 10; 11]. У детей важно сформировать представления о том, что не вся информация является актуальной, правдивой и безвредной. Важно научить ребенка избирательности восприятия получаемой информации [4; 6]. Критическое отношение к воспринимаемой информации, ее анализ и оценка ставит своей целью противостояние негативному влиянию и формирует готовность его преодолевать. Без анализа и критической оценки информации невозможны ни разумный выбор, ни саморазвитие, ни достижение серьезных целей, ни нахождение достоверной информации в постоянно увеличивающемся ее потоке. Следует начинать подготовительную работу по развитию критического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Взрослым (педагогу и родителям) необходимо «формировать пред- | посылки для развития критического мышления у детей (любозна- ^ о тельность, знания, умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений окружающего мира, готовность задавать вопро- ^ £

к I

сы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, анализиро- ^ вать информацию)» [4, с. 35]. По мнению исследователей, «крити- ^ ^ ческое мышление - это целенаправленное оценивание утверждений *

го н

X

— с Ч и

:

со

I *

с пристальным рассмотрением их достоверности, надежности, точности, логичности, применимости. Критическое мышление основывается на способности анализировать информацию, в том числе в плане связей различных элементов ситуации, а также аргументации и логических отношений в высказываниях, включая рассмотрение альтернативных точек зрения» [9, с. 4].

Старшие дошкольники с помощью педагогов ДОО и родителей успешно овладевают следующими информационными умениями.

1. Искать и извлекать, отбирать актуальную информацию (наблюдение, чтение, слушание, живое общение, умение задавать вопросы, поиск интересных сведений в Интернете и др.). К примеру, дошкольник от воспитателя ДОО и сверстников может получить значимую для него информацию в процессе общения с ними.

2. Анализировать ценность сведений, оценивать их пользу и значимость для решения поставленной задачи. Сохранять найденную важную информацию (защищать от потери, случайной утраты), анализировать и обмениваться ей. Перерабатывать информацию (структурировать, располагать в нужной логической последовательности, отбирать более значимую для решения поставленной задачи и последующего практического применения). Например, при проведении занятия «Что такое информация и ее источники?» его итогом может служить создание каждым из ребят своего собственного рисунка, с изображением тех источников, из которых можно получить нужные сведения.

3. Изменять, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, рисунок, чертеж, схема, пиктограмма, инструкционная карта и др.). Например, одним детям нравится какие-либо интересные сведения зарисовывать, другим - рассказывать о них, третьим - графически оформить, записывать эту информацию в силу своих особенностей.

4. Применять информацию на практике в разных видах деятельности. Области использования и практическое применение информации означает, что дошкольник умеет: придавать смысл информации, задавая тем самым различные вопросы для получения ответа; сравнивать имеющуюся у него информацию с новой, анализировать и делать выводы; применять информацию для решения поставленной задачи [4; 7].

го

го н

^ X X 1=

0 о Основная направленность формирования информационных умений

н ш

1 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в старшем дошкольном возрасте может заключаться в правильной интерпретации ребенком современной картины мира. ^ Наблюдения окружающей действительности, эксперименты, проект-

ам ю1 ная деятельность, чтение познавательной литературы, творческие игры

помогают педагогам и родителям научить детей сравнивать объекты

и явления, обобщать и анализировать полученную информацию, творчески ее использовать в разных видах деятельности. При этом взрослые должны осознавать, что способности у ребенка старшего дошкольного возраста в области упорядочивания информации еще не полностью сформированы, а объем потока информации очень велик.

Для формирования информационных умений педагоги и родители могут успешно использовать следующие виды деятельности.

1. Беседы на познавательные темы, благодаря которым происходит развитие мышление ребенка и улучшается восприятие информации. Форма беседы может быть задана определенной темой или историческая, где объясняется происхождение и развитие, например коммуникационных технологий (устное слово, книга, телефон, телеграф, радио, телевидение, Интернет).

2. Проведение компьютерных тематических недель, викторин, конкурсов, творческих проектов детей с участием родителей.

3. Реализация совместных медиапроектов: фотоконкурсы на определенную тему; исследовательские проекты с родителями; просмотр тематических видеороликов и презентаций («Юный исследователь», «Занимательные опыты»); повторение опытов по видеороликам; виртуальные экскурсии в лаборатории; интеллектуальные челленджи.

4. Подготовка выставки, украшенной детскими компьютерными рисунками. Эти работы отражают представления детей о существующих информационных технологиях и демонстрируют полученные детьми умения и навыки информационной деятельности.

5. Интерактивные игры. Использование интерактивных технологий значительно повышает мотивацию ребенка в процессе обучения, создает хорошую атмосферу и развивает творческие способности дошкольников. Каждая игра основана на дидактическом материале. Эти игры могут быть эффективными для закрепления любой пройденной темы. Например, игры, знакомящие детей с цифровым миром: «Польза и вред от компьютера», «Полезные источники информации» и т.д. Игры с использованием презентаций или интерактивных досок могут дополнить любой урок, сделав его интересным и занимательным. Примером к такой игры может быть викторина «Кто назовет больше источников ^ информации» и т.д. [4]. | |

6. Организация экспериментальных мастерских с видеозаписями 5 о

н т

проведенных экспериментов. Опытно-экспериментальная деятельность ^ х чрезвычайно увлекательна для детей. Она предоставляет возможность ^ § ребенку самостоятельно получить, проверить или подтвердить инфор- ^ мацию, сделать собственные выводы. Видеозаписи возможно хранить ^ ^ в видеотеке, постоянно пополнять и пересматривать много раз. *

Такие виды деятельности формируют у детей, например, умения анализировать, оценивать и критически относиться к информации, строить умозаключения на основании полученных сведений или по результатам собственной опытно-экспериментальной деятельности.

Родители дошкольников могут содействовать процессу успешного формировании информационных умений у детей. При этом необходимо учитывать, что родители используют информационные технологии не с целью развлечения, свободного времяпрепровождения, но и для познания ребенком окружающего мира и формирования у него предпосылок для дальнейшего применения в школьном обучении. Родителям рекомендуется создавать специальные условия для приобщения детей к жизни в современном цифровом обществе с включением информационных технологий в процесс познавательной деятельности дошкольников.

Можно сделать вывод о том, что информационные умения у старших дошкольников в процессе познавательной деятельности будут формироваться более эффективно, если реализовать в образовательном процессе следующие педагогические условия.

1. Познавательная деятельность протекает в правильно организованной предметной среде с компетентным педагогом, заинтересованным во включении в процесс познавательной деятельности информационных технологий в целях адаптации старших дошкольников к реалиям информационного общества.

2. Мотивируется и поддерживается информационная заинтересованность, познавательная активность дошкольника.

3. Занятия по формированию первоначальных информационных умений у старших дошкольников проводятся в увлекательной игровой форме, в форме проектной деятельности, эвристических бесед, проблемных ситуаций с применением информационных технологий, современных методических рекомендаций и разработок для развития, воспитания и обучения.

4. Обеспечивается вовлечение родителей старших дошкольников во взаимодействие с педагогом по развитию и совершенствованию

I информационных умений у детей в условиях ДОО и семьи.

го

го н

X

X 1=

if о Библиографический список / References

н m

ш х

^ к 1. Березина Ю.Ю., Ерофеева Т.И. Проблемы формирования познаватель-

к i ного интереса у детей старшего дошкольного возраста: монография. М.,

a. 2019. [Berezina Yu.Yu., Erofeeva T.I. Problemy formirovaniya poznavatelnogo

^ vg interesa u detey starshego doshkolnogo vozrasta [Problems of developing cognitive interest in children of senior preschool age]. Moscow, 2019.]

2. Галеева А.Р., Мамедова Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-2. С. 187-188. [Galeeva A.R., Mamedova L.V. Study of the level of development of mental operations in children of senior preschool age. Modern Problems of Science and Education. 2015. No. 12-2. Pp. 187-188. (In Rus.)]

3. Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: учебно-методическое пособие. М.,

2016. [Dmitriev Yu.A., Kalinina T.V., Krotova T.V. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v professionalnoy deyatelnosti pedagoga doshkolnogo obrazovaniya [Information and communication technologies in the professional activities of preschool teachers]. Educational and methodological manual. Moscow, 2016.]

4. Дмитриев Ю.А., Корягина Л.С. Информационные умения и их формирование у старших дошкольников // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 28-43. [Dmitriev Yu.A., Koryagina L.S. Information skills and their development in older preschoolers. Pedagogy and Psychology Education. 2021. No. 4. Pp. 28-43. (In Rus.)]

5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской. М., 1997. [Dewey J. Psikhologiya i pedagogika myshleniya [Psychology and pedagogy of thinking]. N.M. Nikolskaya (transl. from English). Moscow, 1997.]

6. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников: монография. М., 2019. [Kalinina T.V., Dmitriev Yu.A. Soderzhanie i metody formirovaniya osnov informatsionnoy kultury u starshikh doshkolnikov [Contents and methods of forming the foundations of information culture among older preschoolers]. Moscow, 2019.]

7. Калинина Т.В. Основы информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста: состояние проблемы и пути решения // Проблемы современного образования. 2018. № 1. С. 149-162. [Kalinina T.V. Fundamentals of information culture in children of senior preschool age: State of the problem and solutions. Problems of Modern Education. 2018. No. 1. Pp. 149-162. (In Rus.)]

8. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Королева А.В. Критическое мышление учащихся: способы саморазвития: учебно-методическое пособие. Тамбов,

2017. [Makarova L.N., Sharshov I.A., Koroleva A.V. Kriticheskoe myshlenie uchashchikhsya: sposoby samorazvitiya [Critical thinking of students: Ways

of self-development]. Educational and methodological manual. Tambov, 2017.] §

9. Маслов Е.С., Тихонов О.В. Когнитивные

мышление: учебно-методическое пособие. Казань, 2022. [Maslov E.S., g s Tikhonov O.V. Kognitivnye iskazheniya i kriticheskoe myshlenie [Cognitive g: и distortions and critical thinkin]. Educational and methodological manual. ш m Moscow, 2022.] I ^

10. Седова А.С., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Развитие критического мыш- к i ления как одна из основных целей современного образования // Инно- о. т вационная экономика: перспективы развития и совершенствования. ш ю

2019. № 2 (36). С. 79-85. [Sedova A.S., Vaganova O.I., Kutepov M.M.

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 1

Development of critical thinking as one of the main goals of modern education. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. No. 2 (36). Pp. 79-85. (In Rus.)] 11. Халперн Д. Психология критического мышления / пер. с англ. Н. Мальгина и др. СПб., 2000. [Halpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. N. Malgina et al. (transl. from English). St. Petersburg, 2000.]

Статья поступила в редакцию 02.08.2023, принята к публикации 03.10.2023 The article was received on 02.08.2023, accepted for publication 03.10.2023

Сведения об авторах / About the authors

Дмитриев Юрий Александрович - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Yuri А. Dmitriev - Dr. Pedagogy Hab.; Professor at the Department of Preschool Pedagogy of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University

E-mail: 4230000@rambler.ru

Калинина Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет

Tatiana V. Kalinina - PhD in Pedagogy; Associate Professor at the Department of Preschool Pedagogy of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University E-mail: t.kalinina@bk.ru

Заявленный вклад авторов

Дмитриев Ю.А. - планирование исследования, поиск и изучение литературных данных и материалов, их анализ и интерпретация, подготовка текста статьи Калинина Т.В. - планирование исследования, поиск и изучение литературных данных и материалов, их анализ и интерпретация, подготовка текста статьи

Contribution of the authors

Y^. Dmitriev - research planning, search and study of literary data and materials, their analysis and interpretation, preparation of the text of the article

T.V. Kalinina - research planning, search and study of literary data and materials, their analysis and interpretation, preparation of the text of the article

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи All authors have read and approved the final manuscript

CK

X

X

TO

TO 1—

^ X

X с

ct и

о о

1— m

Ol

z X

X о; X

CK X

X Ol

^

О

Ш Ю

F о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.