Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЕНИЯ О ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЕНИЯ О ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
510
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ / ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ЖАНР / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Смагина Вероника Юрьевна, Мещерова Юлия Наилевна

Статья посвящена проблемам изучения «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева в 7 классе с точки зрения своеобразия жанра и стиля. Данный подход к интерпретации произведений позволяет не только формировать у обучающихся умения видеть и выявлять существенные типологические черты жанра, но и интерпретировать художественное произведение в единстве содержания и формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Смагина Вероника Юрьевна, Мещерова Юлия Наилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT GENRE FEATURES OF "POEMS IN PROSE" BY I.S. TURGENEV AT LITERATURE LESSONS IN 7TH GRADE

The article is devoted to the problems of studying "Poems in prose" by I.S. Turgenev in the 7th grade from the point of view of the originality of the genre and style. This approach to the interpretation of works allows students not only to form the ability to see and identify the essential typological features of the genre, but also to interpret the work of art in the unity of content and form.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЕНИЯ О ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ»

3. Артемова Л.К. Профильное обучение: от концепции до реализации. - Брянск: изд-во БГУ, 2004. - 288 с.

4. Беспалько В.М. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. - М.: 1969. - 116 с.

5. Галкина Т.И., Сухенко Н.В. Организация профильного обучения в школе: книга современного завуча - концепция и основные положения профильного обучения, цели, формы, структура и содержание учебного планирования, мониторинг профильного обучения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 251 с.

6. Доболева Е.А. Познавательная активность на уроках биологии в профильной школе // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 48-49.

7. Зыков И.Е., Ющенко Ю.А. Зоологический музей Государственного гуманитарно-технологического университета и его место в реализации ФГОС ВПО. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2018, Вып. 61, часть 3. - С. 83-87.

8. Зыков И.Е., Ющенко Ю.А., Шурыгина А.И. Виртуальная экскурсия как вид проектной деятельности. - Ялта: Проблемы современного педагогического образования. - 2020, Вып. 66, часть 3. -С. 81-85

9. Качалова, Л.П., Телеева Е.В. Профильное обучение. - Шадринск: Исеть, 2006. - 171 с.

10. Корниенко Т.В., Потапов А.А., Петрова Т.Н. Профильное обучение школьников средствами медиаобразования. - Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2020. - 160 с.

11. Красношлыкова О.Г., Новикова С.В. Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации профильного обучения. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2014. - 258 с.

12. Писарева С.А. Проектирование образовательной среды профильного обучения: методические рекомендации к курсу по выбору. - Санкт-Петербург: изд-во РГПУ, 2005. - 55 с.

13. Сергеев А.Н., Улина Н.П. Профильное обучение в современной школе. - Магнитогорск: изд-во МаГУ, 2009. - 121 с.

14. Усова А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учебное пособие. - Челябинск: изд-во ЧГПИ, 1979. - 86 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Смагина Вероника Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск); студентка Мещерова Юлия Наилевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЕНИЯ О ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

Аннотация. Статья посвящена проблемам изучения «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева в 7 классе с точки зрения своеобразия жанра и стиля. Данный подход к интерпретации произведений позволяет не только формировать у обучающихся умения видеть и выявлять существенные типологические черты жанра, но и интерпретировать художественное произведение в единстве содержания и формы.

Ключевые слова: стихотворения в прозе, лирическая проза, жанр, И.С. Тургенев, авторская позиция, содружество искусств.

An^tat^. The article is devoted to the problems of studying "Poems in prose" by I.S. Turgenev in the 7th grade from the point of view of the originality of the genre and style. This approach to the interpretation of works allows students not only to form the ability to see and identify the essential typological features of the genre, but also to interpret the work of art in the unity of content and form.

Keywords: poems in prose, lyrical prose, genre, I.S. Turgenev, author's position, commonwealth of arts.

Статья опубликована при поддержке Оксфордского Российского фонда

Введение. Согласно Федеральному компоненту стандарта основного общего образования по литературе в школьном курсе литературы рекомендуется изучение «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева (два стихотворения по выбору автора программы или учителя). В обязательном списке произведений обозначено стихотворение «Русский язык», другие - по выбору. Но самое главное - обучающиеся должны постичь содержательную глубину и совершенство формы тургеневских стихотворений в прозе. Поэтому актуальным является вопрос о рассмотрении произведений с точки зрения изучения особенностей жанра лирической миниатюры, к которому относятся «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева, потому что форма в данном случае во многом определяет содержание.

Изложение основного материала статьи. Вопрос о жанровой принадлежности анализируемого произведения в средней школе обсуждался в первой половины ХХ века в методических работах Ф.И. Буслаева, А.Д. Галахова, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Скопина, В.П. Острогорского, В.В. Сиповского, В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой и др. Основные идеи исследователей получили развитие в работах по методике литературы второй половины ХХ. Мысль о необходимости формирования понятия о жанрах выражали Н.О. Корст и Н.И. Кудряшев, В.А. Никольский и М.Г. Качурин отмечали важность воспитания у учащихся «чувства жанра» и умение видеть «сигналы жанра». На зависимость восприятия и анализа произведений от их жанровых особенностей указывали ведущие психологи, литературоведы и методисты (П.М. Якобсон, О.И. Никифорова, Б.С. Мейлах, А.М. Докусов, А.М. Левидов, О.Ю. Богданова,

Р.Ф. Брандесов, В.Г. Маранцман). О.И. Никифорова отмечает: «Ориентировка в жанре и в общем характере произведения создает настрой на определенное отношение к произведению и в известной мере определяет способ восприятия произведения и воссоздание его образов» [5].

В методических пособиях и статьях, посвященных изучению произведений И.С. Тургенева в средних классах (Н.В. Тиммерманис, А.П. Валагина, Л.М. Семановой, И.В. Калининой, О.Н. Харитоновой и др.), проблема жанровой специфики специально не рассматривалась.

Произведения писателя, рекомендованные для средних классов, вызывают определенные трудности в их изучении, требуют разнообразия в построении уроков, в организации самостоятельной работы учащихся. Исходя из этого, анализ произведений должен строиться с учетом их жанра. Во-первых, жанровая специфика обусловливает план и логику анализа, во-вторых, анализ в аспекте жанра является необходимым условием проникновения в идейно-художественную структуру произведения, осмысления авторской концепции. «Чем яснее учитель поставит вопрос о специфике жанра, - писал академик В.В. Голубков, - тем более отчетливо будет построен анализ, тем продуктивнее он будет для литературного и эстетического развития учащихся, не говоря уже о том, что внимание к жанру внесет разнообразие в уроки по литературе и усилит интерес учащихся к ним» [2].

Изучение жанровых особенностей произведений на уроках литературы позволяет формировать у обучающихся навыки анализа произведения в единстве содержания и формы, так как «память жанра» связана и с мотивно-идейным комплексом. Так, в свою очередь, черты стиха обусловливают лирическое содержание и богатство изобразительно-выразительных средств в стихах в прозе И.С. Тургенева.

В начале изучения «Стихотворений в прозе» в 7 классе предлагаем обратить внимание обучающихся на то, что автор писал не только прозаические произведения, изучаемые ранее, такие как «Муму», «Бежин луг» и другие, но и стихотворения, которые позднее были положены на музыку, стали романсами. На уроке возможно знакомство с одним из таких романсов на стихотворение «В дороге», композитором к которому является Вениамин Абаза. Такой прием, на наш взгляд, способствует более целостному восприятию литературного произведения. После прослушивания отрывка романса для проверки эмоционального восприятия, можно задать следующие вопросы: «Какое настроение передает музыка? Удалось ли композитору уловить настроение, выраженное поэтом в стихотворении?» Затем предлагается сам текст стихотворения «В дороге», написанный И.С. Тургеневым и задаются вопросы на осмысление формы: «Почему это стихотворение? Какие формальные признаки вы можете назвать (есть рифма, автор выражает свои чувства, поделено на строки и строфы (равные части)».

Переход к основной теме урока можно осуществить через задание: выделить основные черты, присущие и стихотворению, и прозе в стихотворении в прозе «Русский язык». Поскольку данный жанр, соединяющий в себе черты и лирики и прозы ранее им был неизвестен, это создает проблемную ситуацию.

После формулировки темы и цели урока, возможно обращение к интерактивному заданию на онлайн-платформе (подготовлено учителем), с помощью которого возможно актуализировать уже имеющиеся знания о жанровых особенностях стихотворений и прозы. Учащимся необходимо будет соотнести черты прозы и стихотворения: рифма, лирический герой, лирический сюжет, стихотворный размер, герой, повествование, изобразительно-выразительные средства и т.д.

Предлагаем обратиться к стихотворениям в прозе Тургенева и вместе понять, в чём их особенность, чем они отличаются от обычных стихов.

На уроке изучаются три стихотворения в прозе: «Близнецы», «Два богача» и «Русский язык», к которому обращались в начале урока.

При изучении стихотворения в прозе «Близнецы» перед чтением произведения возможны следующие вопросы, направленные на первичное ассоциативное восприятие названия: «Как вы понимаете слово «Близнецы»? Какими прилагательными можно охарактеризовать близнецов? (родные, близкие, похожие, одинаковые)».

Вопросы для интерпретации должны учитывать как формальные, так и содержательные признаки текста, но предлагаем начать с обращения с лексики и изобразительно-выразительных средств, то есть, начать с формы. После чтения стихотворения, обучающимся необходимо найти и назвать глаголы, характеризующие действия близнецов и обратить внимание на эмоциональную окраску глаголов, выражающих неприятие и вражду: «грозились», «корчились», «ненавидели».

Неоднократное употребление слова «одинаково» в тексте позволяет акцентировать внимание на том, что повтор в пределах небольшого текста имеет важное значение усиления мысли о том, что противоестественно природе: схожие люди ведут себя омерзительно, неистово ненавидя друг друга и постоянно ссорясь.

Далее логика анализа строится по следующим вопросам:

1. Близнецы враждуют. В чем неестественность этой вражды?

2. Почему в конце текста Тургенев употребляет слово «жутко»? Как вы его понимаете?

3. Какой образ присутствует в этом тексте? (Зеркало). Зачем он используется, как вам кажется? (Лирический герой не знает, как быть в этой ситуации, поэтому подводит близнеца к зеркалу. Во-первых, чтобы подчеркнуть схожесть близнецов, во-вторых, хочет, чтобы человек понял, что ведет ожесточенную борьбу с самим собой).

4. Какой здесь иносказательный, философский смысл? (Любая вражда между людьми ведет к разобщенности общества, семьи и общечеловеческих ценностей).

Учителю следует обратить внимание на отличительные черты и прозы, и стихотворения в данном тексте (стих: небольшой размер, большое количество средств художественной выразительности, чувства и переживания автора; проза - выглядит как проза, нет рифмы, происходит событие, есть философский вывод).

При изучении второго стихотворения - «Два богача» необходимо начать со словарной работы, так как в тексте присутствуют слова, сложные для восприятия семиклассников: Ротшильд, призреть, умилиться, убогий, похлёбка и др).

Интерпретацию текста можно построить, опираясь на приемы учебного диалога, предложенные С.П. Лавлинским [3] Предлагаем обучающимся самостоятельно сформулировать вопросы по содержанию данного текста, которые могут помочь понять смысл данного произведения, его основную идею. Предлагаем в помощь слова-подсказки, которые могут помочь задать вопрос: «Почему....? Зачем... ? Что будет, если... ? В чем отличие. ? Согласны ли вы.? Откуда.?». После того, как учащиеся формулируют вопросы, просим их

выстроить логическую цепочку из вопросов и убрать лишние, на их взгляд. Данное задание позволяет формировать умение выстраивать самостоятельно диалог с текстом с целью его интерпретации.

Помимо вопросов, сформулированных обучающимися предлагаем следующие вопросы для выявления авторской позиции:

1. Была ли в действительности богата семья мужика, приютившая племянницу-сироту?

2. По каким деталям можно заключить, что семья мужика была очень бедной?

3. Можно ли сказать, что в стихотворении показаны два богача?

4. Значит, они противопоставлены друг другу?

5. Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?

6. Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов, и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей).

7. А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено? (Автору больше по душе "бедный богач". В обездоленном нищем мужике И.С. Тургенев показывает благородство и красоту души).

8. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? («Хвалю и умиляюсь»).

Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? («Далеко

Ротшильду до этого мужика»).

При интерпретации данного стихотворения и последней ключевой его фразы можно использовать притчу о двух лептах бедной вдовы (Лк. 21:1-4) [1], сопоставление с которой позволит понять смысл противопоставления мужика Ротшильду: любые богатства ничтожны перед силой любви, искренностью душевного дара. Вдова отдала все, что у нее было, так же как и мужик отказывается от самого необходимого, говоря жене о том, что похлебку можно и без соли есть. Контекст притчи актуализирует мысль и о том, что стихотворения в прозе И.С. Тургенева близки к притче, так как сюжет редуцирован, они имеют аллегорическую иносказательную форму, выражающую философский смысл.

В качестве обобщения идейного содержания может быть задан вопрос: «О какой любви говорится в этом стихотворении?». (В нем раскрывается любовь - милосердие, любовь к обездоленным).

Следующие стихотворение уже было известно обучающимся, так как работа с ним была на этапе постановки проблемы и целеполагания. Это стихотворение в прозе «Русский язык». Предлагается актёрское чтение данного стихотворения российским актером театра и кино Вениамином Смеховым.

Вопросы, которые могут помочь обобщить уже изученные знания об авторской позиции в предыдущих стихотворениях, а также переосмыслить привычное понимание данного стихотворения: «Согласны ли вы с акцентами, расставленными актером? Почему? Отличается ли данное стихотворение от двух предыдущих? Можем ли мы найти связь с двумя предыдущими стихотворениями? Где именно заключены эти ключевые идеи? Сколько в стихотворении предложений? Какие они? Почему именно такие предложения использует Тургенев? Какие эпитеты использованы Тургеневым в этом стихотворении? С какой целью? Какую метафору использует Тургенев? Для чего? (язык - надежда и опора, она подчёркивает значение языка для человека). Какова основная мысль этого стихотворения?». В качестве домашнего задания можно предложить создание своего стихотворения в прозе с учетом жанровых особенностей, изученных на уроке, причем, можно определить тематику (Дружба. Семья. Любовь), а можно и дать свободу в выборе темы самим учащимся. Такое задание способствует развитию творческих способностей, позволяет закрепить на практике знания формально-содержательных признаков стихотворения в прозе как жанра.

Выводы. Таким образом, предложенный подход к изучению стихотворений в прозе И.С. Тургенева в соответствии с законами жанра не только позволяет сформировать представление о типологических чертах, исторически сложившихся в данной литературной форме, но и о новаторстве и своеобразии творческой манеры писателя. Системный анализ способствует формированию умения выявлять и анализировать формальные и содержательные признаки жанра, сравнивать их в разных текстах, выявляя особенности воплощения.

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 2006. - 1376 с.

2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы // Золотые страницы российской методики: [антология] / сост. М.В. Болуславский. - Москва: Московский институт открытого образования, 2010. -С. 6-19.

3. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов и филологов. - М.: Прогресс / Традиция; ИНФРАМ, 2003. - 384 с.

4. Литература. 7 класс. Учебник. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - Москва: Просвещение, 2014.

5. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - Москва: Учпедгиз, 1972, - 152 с.

6. Новикова Е.Г. Проблема малого жанра в эстетике И.С. Тургенева // Проблемы метода и жанра. Томск, 1978. - С. 13-20.

7. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. // Детская литература. - Москва, 2020, - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.