Научная статья на тему 'Литературная гостиная: опыт проведения урока по анализу «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева'

Литературная гостиная: опыт проведения урока по анализу «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1134
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Литературная гостиная: опыт проведения урока по анализу «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева»

ИДЕТ УРОК..

О.В. Банникова

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ:

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ПО АНАЛИЗУ «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ» И.С. ТУРГЕНЕВА

В настоящий момент перед школой стоит задача — развивать учащихся во всех отношениях. Этой цели служат нетрадиционные формы уроков, то есть поиск новых форм обучения, направленных на придание учебновоспитательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождающих его от штампов. Появление нетрадиционных форм обучения связано сегодня с идеей децентрализации функций преподавателя (то есть частичную передачу школьникам учительских функций: планирование, управление, анализ). Большое разнообразие нестандартных уроков основано на совместной деятельности учителя и учащихся, на поиске, на эксперименте по обработке новых приемов с целью активизации обучения, повышения эффективности учебновоспитательного процесса. Нетрадиционный урок рассчитан на совместное взаимообогаще-ние работы преподавателя и ученика. От традиционного урока его отличает: изменение временных рамок, место проведения, использование внепрограммного материала, создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха, самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения, обязательное создание «временной инициативной группы» из учащихся, готовящих урок, помогающих преподавателю.

К нетрадиционным формам урока мы относим урок-исследование, (название носит условный характер), на котором школьники под руководством учителя приобретают навыки анализа художественного текста.

Покажем особенности названного урока на примере темы: «Россия и ее народ в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева», но урок называется дополнительно по месту проведения «В литературной гостиной»

Учитель, подготавливая учащихся к данному типу урока, должен проанализировать для себя, как выбран объект для анализа школьниками, насколько обстановка будет

Ольга Валентиновна Банникова — учитель русского языка и литературы МОУ № 35 г. Челябинска, аспирант кафедры педагогики Челябинского государственного универстета.

способствовать успешному достижению поставленной цели обучения, как нацелены и организованы учащиеся. Очень важно, чтобы дети полностью пытались реализовать свои творческие возможности в подготовке к уроку, поэтому о его проведении учащиеся предупреждаются учителем за 1-2 недели, читают «Стихотворения в прозе», продумывают оформление «Литературной гостиной».

Класс делится на группы, одна из которых занимается украшением гостиной (подбираются иллюстрации, где жил и творил И.С. Тургенев, портрет писателя, на столах свечи, ведущие одеты под стиль девятнадцатого века).

Вторая группа подбирает подходящую музыку к уроку, которая поможет школьникам пропустить творения И.С. Тургенева через свою душу, окунуться в мир его воспоминаний, размышлений.

Хозяевам (то есть ведущим) литературной гостиной предоставляется вступительное слово, урок открывается словами, сказанными когда-то П. Анненковым: «...что за гуманность, что за теплое слово, при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование». (Звучит романс на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге»).

«В дороге» — это раннее творение, плод юношеского увлечения романтизмом. Лирический дар И.С. Тургенев проявил на самом закате творческой жизни, поэтому романс «В дороге» сменяет тихое звучание музыки «Времена года» П.И. Чайковского (фрагмент «Осень»).

Ведущие знакомят класс с историей создания «Стихотворений в прозе». После вступительного слова начинается исследование тематики. Учащиеся выразительно читают выбранные ими произведения и определяют аспекты темы. Звучат следующие стихотворения: («Деревня», «Порог», «Нищий», «Лазурное царство», «Маша»...).

Школьники убеждаются, что аспекты темы в стихотворениях очень разнообразны. И.С. Тургенев пишет о России, ее народе, о русской природе, о человеке и его отношении к миру, к людям, к жизни.

Далее класс ищет ответ на вопрос: «Какой видит писатель Россию?» и приходит к выводу, что Родина прекрасна, широки ее просторы, красив мир природы. Например: «Последний день

июня месяца, на тысячу верст — кругом Россия — родной край.», «Чудилось мне, что я нахожусь где-то в России, в глуши, в простом деревенском доме.»1 (1, 519).

Используя осязательные, обонятельные, слуховые, зрительные образы, Тургенев знакомит читателя со своей Родиной: «Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, молча реют ласточки, лошади фыркают и жуют.» или «И дымком — то пахнет, и травой — и дегтем маленько — и маленько кожей.» или «Глубокий, но пологий овраг, по бокам в несколько

рядов головастые, книзу исщепленные раки-

2

ты . »

Следующее направление поиска — каким видит И.С. Тургенев народ, населяющий Россию. Школьники обращают внимание на портретные характеристики, к которым прибегает писатель, например: «Русокудрые парни, в чисто низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами. Передо мной стоит старуха хозяйка в новой клетчатой поневе, в новых котах., но приветливо улыбаются старческие глаза, улыбается все морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка... , а и теперь еще видать: красавица была в свое время!»3

После проделанной работы уместно предложить учащимся подумать, какую проблему решает И.С. Тургенев, описывая различных представителей русского народа. Размышляя, школьники в коллективном поиске приходят к выводу, что писателю важно подчеркнуть щедрость и красоту души русского человека. В качестве примера звучат стихотворения: «Порог»: «— Ты готова на жертву? ...На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить! ... -Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени »4; «Два богача»: «Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить... — А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!»5. Говоря о стихотворении «Нищий», десятиклассники обращают внимание на прием контраста, который использует автор: «Меня остановил нищий, дряхлый старик, Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... Он протягивал мне красную, опухшую руку, он стонал, он мычал о помощи...», «...Я крепко пожал эту

1 Тургенев И.С. Дым. Новь. Вешние воды. Стихотворения в прозе / Вст. ст. и примеч. А. Чичерина М., 1981. С. 519.

2 Там же. С. 519.

3 Там же. С. 520.

4 Там же. С. 539.

5 Там же. С. 545.

грязную, трепетную руку... — Не взыщи, брат, нет у меня ничего, брат. — Что же, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат»6. Злая судьба повернулась спиной к нищему, но перед нами человек большой души, доброта не умерла, она продолжает жить. Слово «брат» звучит как нечто теплое и родное, и прохожий, и тот, кто просит подаяние, бедны, но у каждого сердце способно любить и чувствовать. В стихотворении «Маша» школьников поражает сила любви, которую не одолела даже холодная смерть. Парень лет двадцати потерял свою любимую Машу, с тех прошло восемь месяцев, а сердце продолжает кровоточить: так огромна и чиста была эта любовь, что невозможно и трудно жить дальше: «ненасытная, говорю, утроба!.. Сожрала ты ее... Сожри ж и меня! Ах, Маша!»7. Извозчик беден, о чем можно судить по его «рваному армя-чишке», но перед нами человек, способный любить, а значит, у него есть сердце, душа, которые полны любви к ушедшему из жизни человеку.

Чтение и размышление по поводу прочитанного приводят к выводу, что представители народа духовно богатые люди, а «хозяева жизни» выглядят нищими в сравнении с ними. Для музыкальной заставки используем на этом этапе мелодию «Позови меня тихо по имени».

Очень важным моментом является освоение художественной формы, учитель напоминает школьникам, что «самое гениальное произведение умрет, если не будет облечено в красивую, да, красивую, форму» (И.С. Тургенев).

Разговор об эстетической форме «Стихотворений в прозе» начинаем с вопроса о жанре, характеризующимся следующими признаками: сложным лирическим сюжетом, пейзажем, как средством, отражающим переживания, настроение человека, малым количеством действующих лиц, особым значением детали, в том числе и психологической.

Жанр определяет композицию произведения. На данном этапе работы мы включаем в беседу слово учителя, который напоминает, что термин «сошрозШа» означает построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. Отличительные черты композиции отдельных миниатюр таковы: афористичность концовки, кольцевая композиция, антитеза, развернутое сравнение (реже).

В качестве примера можно привести стихотворение «Деревня», где писатель не перестает восхищаться красотами России, растянувшейся «на тысячу верст». Произведение имеет сложный лирический сюжет, с самых первых строк автор описывает деревенскую жизнь. Пейзажные зари-

6 Там же. С. 524.

7 Там же. С. 528.

совки отражают настроение человека, на душе спокойствие, удовлетворение, легкость. Что еще нужно для счастья городскому человеку? Он в русской деревне, дышит свежим воздухом, сеном, аромат которого разносится повсюду: «Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне, кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого се-на...»8 Все творение строится на описании русского края, диалог практически отсутствует, лишь в последних строках мы слышим голос кучера, восхищающегося овсом: «Ай да овес!» Деревенская жизнь не может оставить равнодушным городского человека, на лоне природы каждый способен размышлять, отдыхать, наслаждаться жизнью. В данном случае учитель выступает как один из участников «Литературной гостиной», делится своими впечатлениями.

После его выступления учащиеся высказываются по поводу сюжета и композиции выбранных ими стихотворений. Затем класс переходит к обсуждению внесюжетных элементов: пейзажа, портрета, интерьера.

Анализируя тему «Россия и ее народ в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева», учитель обращает внимание школьников на особенности языка стихотворений. Важно исследовать каждую фразу, слово, главная особенность — выразительность, задушевное звучание слова. Характерно обращение к разговорному языку, к поэтическому, литературнокнижному, к просторечиям.

Характеризуются и изобразительно-выразительные средства, по очереди учащиеся приводят цитаты, находя эпитеты, сравнения, определяя их функцию, обращают внимание на обращения, риторические вопросы, восклицания.

На заключительном этапе школьники вместе с учителем делают вывод, что тема России и ее народа занимает не последнее место в творчестве И.С. Тургенева. Мастер художественного слова искусно показывает красоты, широты России и ее народ, используя внесю-жетные элементы (пейзаж, портрет, интерьер).

Занятие завершают ведущие литературной гостиной, которые упоминают об оценке «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева в литературе. Они появились в период явного затухания поэтического творчества и содействовали развитию русской поэзии (стихотворения в прозе писали Короленко, Горький, Бунин...).

На фоне музыки Джеймса Ласта «Одинокий пастух» звучат слова самого И.С. Тургене-

ва: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Как видно из вышесказанного, на данном занятии используется фронтальная форма учебной работы, которая дает возможность учителю включать большую часть класса в активную учебную деятельность, организовывать работу всего коллектива. Групповая форма дает возможность выбора учащимся реализовать себя в той или иной деятельности при подготовке урока и на этапе его проведения. Индивидуальная форма является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников, которые с удовольствием выполняют задание без помощи учителя, мобилизуя для этого талант и умственные силы. Индивидуализированная форма работы предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников, учитель наблюдает и контролирует работу, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения.

Чтобы правильно выбрать соответствующие формы учебной работы, учитель должен определить их реальные возможности в достижении целей обучения: проанализировать, какие условия создает та или иная форма для успешного усвоения всеми школьниками знаний, овладения умениями и навыками, формирования личности ученика, его развития.

На предлагаемом нами уроке фронтальная и групповая работа носит одновременно индивидуальный характер и потому является мощным средством самореализации личности каждого.

Литература:

Шишмаренкова Г.Я. Уроки литературы в десятом классе (практические разработки). Челябинск, 1999. С. 33-68.

8 Тургенев И.С. Дым. Новь. Вешние воды. Стихотворения в прозе / Вст. ст. и примеч. А. Чичерина М., 1981. С. 520.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.