Научная статья на тему 'Моделирование интегрированных уроков русского языка и литературы как компонент методической подготовки студентов-филологов'

Моделирование интегрированных уроков русского языка и литературы как компонент методической подготовки студентов-филологов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
345
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование интегрированных уроков русского языка и литературы как компонент методической подготовки студентов-филологов»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК КОМПОНЕНТ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Н.А. Белова, докторант кафедры методики преподавания русского языка МПГУ

Интеграция в сфере образования обусловлена логикой развития науки, связана с активным проявлением тенденции к интеграции научных знаний на современном этапе. Возникнув несколько веков назад, идея о необходимости интеграции содержания учебных дисциплин с целью дать целостные знания учащимся развивается в наше время довольно продуктивно. Одним из перспективных направлений в современном школьном образовании является разработка и внедрение в традиционное предметное преподавание интегрированных уроков, реализующих интегра-тивный подход к изучению родственных учебных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, применение которого связано с пересмотром как содержательной, так и процессуальной сторон обучения. Поскольку в быстро изменяющихся условиях развития современного образования меняется и школьный заказ на выпускников вуза, педагогические институты и университеты должны готовить педагогов с учетом опережения, то есть рассчитывая на потребности не только сегодняшней, но и будущей школы. Справедливо замечание И.Гликмана о том, что современные педвузы многое должны изменить в своей работе и прежде всего расширить проблемы содержания педагогического образования, исследовательско-творческой и практической подготовки студентов, воспитания будущего учителя, повышения качества учебно-воспитательного процесса в вузе [2].

Целевая установка автора статьи связана с решением задач формирования у будущих учителей-словесников качественных дидактических и методических умений в области моделирования интегрированных уроков русского языка и литературы. Мы определяем модель как образец конструкции чего-либо, в нашем случае - урока. Создание модели интегрированного урока русского языка и литературы, в центре которого - развитие речи учащихся, требует следующих дидактико-методических умений, которые необходимо формировать у студентов-филологов:

- координировать программы по русскому языку и литературе с целью выявить тему, требующую обращения к интеграции для работы по развитию речи учащихся;

- выделять ведущие идеи тем объединяемых дисциплин;

- отбирать достаточный для раскрытия темы интегрированного урока учебный материал, определять место данного интегрированного урока в системе уроков русского языка и литературы;

- формулировать цели интегрированного урока, в том числе и промежуточные, отражающие осознанное и продуманное построение композиции урока, выбирать адекватные целям методы и формы работы;

- строить интегрированный урок развития речи на текстовом материале, грамотно предъявляя учащимся необходимый учебный материал, к которому они могут обратиться при выполнении самостоятельной творческой работы, и показывая в качестве обучающего образец филологического анализа художественного текста, с опорой на который школьники могут от репродуктивной работы перейти к продуктивной, творческой;

- грамотно производить определяемый темой и целями урока филологический анализ художественного текста, что обусловливает объективные выводы по работе на уроке.

Рассмотрим модель интегрированного урока развития

речи по теме: «Особенности использования лексических изобразительных средств для передачи внутреннего состояния человека в рамках изучения «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева» (10 класс).

В процессе подготовки модели урока потребовался анализ и координирование учебных программ по русскому языку (Программа углубленного изучения русского языка УШ-Х1 классов гуманитарного направления Ю.С. Пичугова, Г.К. Лидман-Орловой, Т.М. Пахновой) и литературе (Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой), соответственно темы в программах: «Лексические средства выразительности. Метафора» (русский язык) и «И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе"» (литература).

Цели урока

Обучающие:

• углублять теоретические знания о функционировании лексических средств изобразительности (метафора, метонимия, эпитет) в художественном тексте;

• познакомить с особенностями использования лексических изобразительных средств в ритмизованной прозе на материале «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева;

• расширить знания учащихся о литературно-художественном наследии И.С. Тургенева последнего этапа творчества, выявить содержательные и структурные признаки «Стихотворений в прозе».

Развивающие:

• развивать умение определять художественную роль лексических средств изобразительности в художественном тексте по «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева;

• развивать мыслительные операции учащихся (анализ, синтез, обобщение), в частности, умение осуществлять филологический анализ художественного текста;

• развивать связную речь учащихся (устную и письменную), их творческие способности.

Воспитательные:

• воспитывать интерес и внимательное отношение к художественному тексту, в котором наиболее ярко реализуется эстетическая функция русского языка, отражается его богатство, гибкость и выразительность;

• воспитывать чувство уважения к отечественному литературному наследию, к личности И. С. Тургенева как одного из талантливейших русских писателей.

Методы:

• репродуктивный (формирование навыков филологического анализа текста художественного произведения на основе учительского образца);

• продуктивный (самостоятельная работа учащихся: развитие мыслительных способностей школьников в процессе совместного с учителем анализа художественного текста, формирование потребности собственной интерпретации художественного текста, самостоятельных оценок, выводов, основанных на грамотно проведенном филологическом анализе текста);

• частично-поисковый (сбор материала для сочинения-эссе «Мое восприятие стихотворения в прозе И.С. Тургенева "..."»);

• творческий (написание сочинения-эссе, основанного на самостоятельном филологическом анализе стихотворения

в прозе И. С. Тургенева).

Формы организации учебной деятельности:

• фронтальная работа учителя с классом (опрос учащихся: выявление опорных знаний по русскому языку и литературе, необходимых на данном интегрированном уроке);

• коллективная (беседа с классом в процессе анализа текста стихотворения в прозе, предлагаемого учителем в качестве обучающего образца интерпретации);

• индивидуальная самостоятельная работа учащихся (опыт интерпретации стихотворения в прозе).

Оборудование для проведения урока

На доске записаны тема урока, эпиграф к уроку, план урока, компоненты анализа художественного текста, основные термины. Портрет И.С. Тургенева. Книга «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

Этапы урока

1. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2. Беседа с классом об образных языковых средствах лексического уровня (углубление понятий).

3. Сообщение новой информации об истории создания и художественных особенностях «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.

4. Анализ в классе стихотворения в прозе «Порог», обсуждение с учащимися представленной учителем интерпретации данного произведения и той роли, которую играют в нем лексические средства изобразительности в передаче внутреннего состояния человека.

5. *Написание сочинения-эссе «Мое восприятие стихотворения в прозе И.С.Тургенева "..."». Данный этап урока предусматривается, если на изучение темы можно отвести два часа, если же временные возможности ограничены, то такое задание предлагается учащимся в качестве домашней работы.

6. Анализ и оценка работ учащихся. Выводы по уроку.

7. *Домашнее задание.

• Самостоятельная работа учащихся: анализ выбранных ими текстов стихотворений в прозе И.С. Тургенева.

Ход урока

1. Сегодняшний урок, ребята, будет необычным: мы с вами на одном занятии продолжим изучение литературно-художественного наследия И.С. Тургенева, обратившись к произведениям, созданным замечательным русским писателем в последний период творчества, и рассмотрим особенности, присущие жанру стихотворения в прозе, а также, анализируя тексты стихотворений, поговорим о той роли, которую выполняют лексические средства выразительности при передаче внутреннего состояния человека. Мы вспомним все то, что уже знаем из курса русского языка о метафоре, метонимии, эпитете, сравнении, и углубим наши знания, сделав вывод об особенностях функционирования этих средств в тексте произведения И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе», необычном и интересном как в жанровом и содержательном наполнении, так и в языковом оформлении.

2. Вспомним, что в лингвистике называют тропами? Какие виды тропов вам известны?

Троп - это оборот, употребление слова или сочетания слов в переносном значении. Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно именем прилагательным, выделяющее наиболее яркую черту (признак) этого предмета. Метафора - переносное значение слова или сочетания слов, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета (явления) другому предмету (явлению). Метонимия - перенос названия с одного предмета

(явления) на другой по смежности (близости). Сравнение -изображение одного предмета (явления) с помощью сопоставления его с другим по ведущим признакам этого предмета (явления), отличающим его от других. Аллегория - выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе.

- Для того чтобы определить, каковы особенности функционирования изучаемых нами лексических средств изобразительности в художественном тексте, мы обратимся к произведению И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».

Прочитаем эпиграф нашего урока, который записан на доске. П.В. Анненков назвал стихотворения в прозе И.С. Тургенева тканью «из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородных мужских мыслей».

- Какой троп использовал П.В. Анненков? Какие чувства вызывает этот образ, как характеризует произведение И. С. Тургенева?

В результате работы над текстами стихотворений в прозе нам предстоит ответить и на вопрос, почему они вызвали столь эмоциональную оценку, высоко ценились как современниками писателя, так и его потомками.

3. Вы знакомы с романами И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», рассказами цикла «Записки охотника», повестями «Ася», «Первая любовь». В последние годы жизни И.С. Тургенев написал несколько небольших прозаических произведений: «Песнь торжествующей любви», «Клара Ми-лич», «Стихотворения в прозе». Цикл стихотворений в прозе в количестве 51 произведения напечатан при жизни писателя только один раз: в декабрьской книге журнала «Вестник Европы» 1882 г. Остальные стихотворения в прозе, сохранившиеся в черновой тетради Тургенева, впервые опубликованы в Париже в книге «Тургенев. Новые стихотворения в прозе» в 1930 г. Эти произведения создавались в течение 1877-1882 гг. Первоначально Тургенев рассматривал их как «эскизы» для будущих произведений. Однако с некоторыми из них он познакомил своих друзей, так, например, в Буживале летом 1882 г. он читал П.Л. Лаврову «Порог», «Разговор», «Чернорабочий и белоручка». Вопрос о напеча-тании стихотворений в прозе возник, когда Тургенева посетил М.М. Стасюлевич в Буживале под Парижем в августе 1882 г. После прослушивания нескольких стихотворений Стасюлевич уговорил Тургенева отдать их для печати. Беловая рукопись стихотворений в прозе состояла из отдельных листков, каждый из которых содержал одно стихотворение. Озаглавил это собрание писатель «8етИа» (старческие). Стасюлевич изменил название цикла на «Стихотворения в прозе», по-видимому, воспользовавшись уже достаточно популярным во французской литературе наименованием «стихотворения в прозе» Ш.Бодлера.

И.С. Тургенев на протяжении всего творчества сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливал равновесие между ними. Он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей точность логической мысли со сложностью поэтического настроения. Писатель упорядочивает ударения, использует звуковую инструментовку, избегает неблагозвучий. Краткие абзацы, изобилие пауз, обособления, авторские тире создают ритм лирико-философской прозы. «Стихотворения в прозе» - это и философские раздумья Тургенева, в которых утверждается мысль о ценности человеческой жизни и значимость каждой неповторимой человеческой личности.

Произведение Тургенева сложно и многопланово. С од-

ной стороны, исследователями высказывались различные точки зрения по определению жанра произведения в целом, с другой стороны, сложно определить и жанровую принадлежность каждого из стихотворений цикла. Л.Гроссман определил жанр всего произведения как философскую поэму, своеобразную и не имеющую аналогов в русской литературе. Н.Пруцков назвал произведение циклом ритмических новелл-миниатюр, насыщенных глубоким содержанием. С.Е. Шаталов видел в нем самостоятельное жанровое образование и определил его как лирико-философское раздумье, истоки которого можно видеть уже в «Записках охотника». По мнению исследователя, Тургенев обратился к опыту предшественников: Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевского, В.А. Соллогуба - и обновил как жанр ли-рико-философскую миниатюру. В составе цикла различаются следующие жанровые образования: видения («Конец света», «Черепа», «Порог», «Лазурное царство», «Христос», «Природа» и другие) - внимание сосредоточено на фантастическом, ирреальном или кошмарном, вторгшемся в реальность, легенды («Восточная легенда», «Два четверостишия», «Нимфы»), притчи («Два богача», «Враг и друг»), они окрашены авторской иронией, тяготеют к эпиграммам в прозе или сатирическим очеркам-портретам («Дурак», «Довольный человек», «Житейское правило»), диалоги («Разговор», «Чернорабочий и белоручка», «Корреспондент»), к жанру очерка и родственной к нему сцене могут быть отнесены «Деревня», «Воробей», «Маша», «Роза», «Щи», «Эгоист», «Голуби», «Морское плавание», элегии в прозе («Собака», «Старик», «Камень», «Завтра! Завтра!», «Что я буду думать?», «Как хороши, как свежи были розы.», «Молитва») - им свойственна субъективность, особый лиризм, эпизоды жизни преломляются через воспоминания повествователя, окрашенные раздумьями об ушедшей молодости и надвигающемся жизненном конце. Отнесение к тому или иному жанру не может быть полным: взаимопроникновение разнородных жанровых признаков характерно для всех фрагментов. Также общими являются особая аллегоричность (символика ярко проявляется в видениях, притчах, легендах) и элегическое начало - отличительный признак тургеневского стихотворения в прозе вообще. Лиризм элегического характера составляет саму ткань изображения, помогая воспроизвести настроение, сложные чувства и переживания лирического повествователя или персонажа. Для этого Тургенев широко использует лексические средства изобразительности: метафору, эпитет, сравнение.

4. Прочитаем стихотворение «Порог» и попытаемся в результате совместного анализа текста выяснить, какую роль играют эти языковые средства в произведении.

Обращаясь к читателям, И.С. Тургенев говорил: «Не пробегай этих стихотворений сподряд...». В этом цикле писатель откликается на многие актуальные события эпохи, эмоционально осмысливает вечные вопросы взаимоотношений людей. Стихотворение «Порог» написано в 1878 г. Тургенев долго не решался печатать его и писал Стасюлевичу: «Через этот «порог» Вы можете споткнуться. Лучше подождать». Впервые «Порог» был напечатан лишь после смерти писателя.

- Каково общее содержание этого произведения?

По своему содержанию оно близко к сочинениям о революционных народниках, затрагивает проблему выбора жизненного пути, совершаемого человеком за торжество правды и справедливости, во имя великой идеи.

- Как мы можем определить жанр стихотворения?

Это стихотворение относится к жанру видения, посколь-

ку в нем сочетается реальное и фантастическое, и оно построено в форме диалога русской девушки, готовой на страшные тяготы и лишения ради великого дела, и мистического голоса, предупреждающего «святую» душу о всех возможных последствиях этого поступка, проверяющего девушку «на прочность». Диалоговая форма построения произведения способствует усилению психологической напряженности: короткие, точные вопросные и ответные реплики, лишенные развернутых пояснений, создают «атмосферу» бесстрастного допроса человека, уже все окончательно решившего для себя. Возникает образ неустрашимой Юности, не желающей компромиссов с совестью, готовой даже к ошибкам - но своим собственным ошибкам, к своему опыту жизни («Знаешь ли ты. что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?» - Знаю и это. И все-таки я хочу войти»).

- Как вы думаете, почему Тургенев дает такое заглавие своему произведению, какую идею оно отражает? Символом чего выступает?

В произведении использована особая символика - «порог» символизирует границу между жизнью спокойной и лишенной великой цели и жизнью-жертвой, обрекающей на страдания во имя этой цели. Возникает ряд ассоциаций: порог - черта мгновенного перехода - акт выбора между «знакомым здесь» и «полным лишений там». Важно, это следует из диалога, что не любопытство узнать, что за чертой, движет героиней, а сознательный нравственный выбор. Писатель заостряет внимание читателя на деталях, изображая картину немногими резкими штрихами: «В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.». Уже до введения в повествование мистического голоса эпитет «угрюмая мгла» создает «темный» фон, передающий характер того пути, который начинается за «порогом» и который выбирает героиня. Усиливают этот мотив слова: «холод», «голод», «ненависть», «насмешка», «презрение», «обида», «тюрьма», «смерть», «отчуждение», «одиночество», «страдания», «удары», «жертва», «преступление».

- Какие лексические средства изобразительности использует писатель и какова их роль в передаче авторской идеи?

Тургенев очень тщательно подбирает лексику: эпитеты «непроглядная мгла», «леденящая струя» - передают непонимание, безразличие людей, «тяжелая завеса» - безвозвратность.

«Узкая дверь», «высокий порог», «безымянная жертва» ассоциативно вызывают мысль о том, что не всякому дано выдержать, пройти испытание на мужество и стойкость.

В этом произведении Тургенев использует средства очеловечивания, олицетворения: метафоры «мгла дышит морозом», «леденящей струей выносится медлительный, глухой голос», «тяжелая завеса упала» - не только рисуют окружающую обстановку, но и через нее передают внутреннее состояние героини: чувство томительного и пугающего ожидания, уверенность в своем решении, холод душевного одиночества девушки, совершающей трудный выбор жизненного пути и готовой ко всем последствиям своего выбора. Если человек знает, что ему нужно, имеет цель в жизни и верит в правильность этого пути, он не свернет, будет готов идти до конца, невзирая на оценку других людей («Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени»). Две последние реплики («Дура!» - «Святая!») харак-

теризуют две противоположные оценки действий героини.

- Обобщим наши наблюдения.

Итак, лексические изобразительные средства в стихотворении «Порог» - эпитеты и метафоры - выполняют основную художественную задачу: нацелены на точную и яркую передачу психологического состояния героини, помогают создать образ девушки, в душе которой происходит борьба различных чувств (лирический мотив мрачной тональности, вызывает тревожное чувство), но выбор ее определен и окончателен.

5. Сейчас, ребята, ориентируясь на проведенный нами анализ стихотворения «Порог», вы самостоятельно подготовите устное сочинение-эссе на тему «Мое восприятие стихотворения в прозе И.С. Тургенева "..."».

6. В «Стихотворениях в прозе», этом заключительном аккорде творческой жизни И.С. Тургенева, нашли свое отражение все темы и мотивы его творчества, как бы вновь пережитые и перечувствованные им на склоне лет, все черты и особенности его художественной манеры. По результатам самостоятельной работы школьников делаем общий вывод о богатстве и характере использования лексических изобразительных средств в «Стихотворениях в прозе»; возвращаемся к эпиграфу урока - высказыванию П.В. Анненкова - и отвечаем на поставленный в начале урока вопрос: «Как вы понимаете метафорическое определение П.В. Анненковым «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева?».

7. Домашнее задание:

а) выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева (по выбору, обосновав свой выбор; представить анализ лексических средств изобразительности и особенностей их функционирования в выбранном тексте).

б) написать сочинение-эссе «Мое восприятие стихотворения в прозе И.С. Тургенева "..."».

Итак, художественный текст является основой интегрирования русского языка и литературы, а практически взаимосвязь может осуществляться на базе развития речи, поскольку ведущим методом работы, который входит как со-

ставная часть в учебную деятельность в рамках и того, и другого предмета, служит филологический анализ художественного текста.

Безусловно, определенные модели уроков, которые учитель может наполнить конкретным содержанием, ориентируясь на требования учебной программы, тему и задачи урока, облегчают для него как подготовку к уроку, так и сам процесс работы на уроке с учащимися, позволяют совершенствовать свои профессиональные навыки. В связи с этим обучение студентов-филологов моделированию интегрированных уроков русского языка и литературы представляется важным компонентом в процессе их вузовской методической подготовки.

Решению данной задачи, на наш взгляд, может помочь разработка специальной методики обучения студентов-филологов реализации интеграции русского языка и литературы в школьном образовании и ее использование в учебном процессе в педагогическом вузе. Воплощение данной методики возможно в рамках спецкурса «Интегративный подход к изучению филологических дисциплин в школе», который образуется при выделении раздела «Межпредметные связи» из курса «Теория и методика обучения русскому языку» и «Теория и методика обучения литературе» через его расширение и углубление [1]. Данная методика учитывает последние научные достижения в области философии, педагогики, филологии, методики преподавания русского языка и методики преподавания литературы, представляет собой систему теоретических знаний и практических заданий, позволяющих студентам сформировать профессиональную компетентность в сфере интегрированного филологического образования школьников.

Литература

1. Белова Н.А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании: Монография. - М.: МАНПО, 2005.

2. Гликман И. Высшее педагогическое образование сегодня. // Народное образование. - 2006. - № 1.

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Е.Г. Журавлева, аспирант кафедры теории и методики обучения математике, ассистент кафедры геометрии Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского

Наметившиеся прогрессивные изменения в культурной и материально-производственных сферах, социально-экономические проблемы, вставшие перед обществом, неразрывно связаны с процессом совершенствования человеческой личности, ее критического мышления, становящегося одним из самых необходимых и перспективных видов мыслительной деятельности людей. В связи с этим формирование критического мышления является одной из базовых сторон подготовки к успешной жизнедеятельности в информационном обществе.

Подготовка студентов к развитию критического мышления школьников невозможна без овладения будущими учителями качествами критического мышления, так как очевидно, что учитель, сам не умеющий мыслить критически, не сможет научить этому школьников. В контексте подготовки учителя в системе высшего профессионального образования возникает необходимость формирования у будущего учителя, с одной стороны, умений критически мыслить самому, а с другой стороны, научить данному процессу школьников.

Рассмотрение проблемы развития критического мышления необходимо начать с его содержания. В литературе представлен разнообразный спектр исследований критического мышления, хотя само понятие критического мышления остается до сих пор окончательно не определено. Многие авторы, описывая сходную психологическую реальность, по-разному терминологически определяют ее: критическое мышление, критичность мышления, критический стиль мышления. Однако экспериментальные исследования показывают, что данные понятия в основном сводятся к обнаружению ошибок.

В учебно-методической литературе существуют различные представления о сущности понятия «критическое мышление». Анализ работ, в которых рассматривается проблема развития критического мышления, показывает, что в ее решении можно выделить несколько подходов: критическое мышление понимается как свойство личности, качество ума, форма оценочной деятельности, вид мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.