ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
FORMATION OF STUDENTS MOTIVATION FOR INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AS ONE OF THE AREAS OF SELF-IMPROVEMENT OF THE INDIVIDUAL
Еремин Роман Владимирович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Eremin Roman Vladimirovich
lecturer
Department of physical culture and sport Orel Law Institute named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. В этой статье рассматриваются организационные вопросы реализации форм, средств и методов физической подготовки курсантов вузов МВД. Отмечается, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД связана с выполнением оперативно-служебных задач. Степень сложности таких задач высокая, на практике необходимо оказать сопротивление нападающему, задержать лицо, совершившее правонарушение или преступление, противостоять агрессивным проявлениям лиц, нарушающих общественный порядок. Преодоление этих задач не представляется возможным без достаточного уровня физической подготовки курсантов - будущих сотрудников ОВД.
Abstract This article discusses the organizational issues of the implementation of forms, means and methods of physical training of cadets of the Ministry of Internal Affairs. It is noted that the professional activities of the police officers are associated with the implementation of operational tasks. The complexity of such tasks is high; in practice, it is necessary to resist the attacker, to detain the person who committed the offense or crime, to resist the aggressive manifestations of those who violate public order. Overcoming these tasks is not possible without a sufficient level of physical preparation of cadets - future employees of the Department of Internal Affairs.
Ключевые слова: двигательные умения и навыки, сотрудники органов внутренних дел, огневая подготовка, боевая подготовка, физическая подготовка.
Keywords: motor skills, the staff of bodies of internal Affairs, fire training, military training, physical training.
Формирование и развитие физических качеств курсантов, обучающихся в вузах МВД России, согласно Наставлению по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [1], реализуется на обучающих занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке. Основным средством, применяемым для становления и развития двигательных навыков и умений кур-
сантов, выступают упражнения общей физической подготовки. Система таких упражнений направлена на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота и ловкость, а также смежных психологических качеств - реакции, выносливости, стрессоустойчивости, воли. Помимо упражнений общей физической подготовки, на учебных занятиях курсанты знакомятся и с прикладными основами -боевыми приемами борьбы [2, с. 142]. Исходя из стоящих перед сотрудниками ОВД профессиональных задач, особое внимание при обучении курсантов вузов в системе МВД уделяется развитию указанных физических и морально-волевых качеств.
Профессиональная деятельность сотрудников ОВД связана с выполнением оперативно-служебных задач. Степень сложности таких задач высокая, на практике необходимо оказать сопротивление нападающему, задержать лицо, совершившее правонарушение или преступление, противостоять агрессивным проявлениям лиц, нарушающих общественный порядок. Преодоление этих задач не представляется возможным без достаточного уровня физической подготовки курсантов - будущих сотрудников ОВД.
Формирование необходимых физических качеств и необходимых в профессиональной деятельности навыков возложено на вузы МВД России, и эта задача реализуется уже на первоначальном этапе обучения. Подготовка курсантов начинается уже на первоначальном этапе подготовки и продолжается потом, при выполнении ими уже служебных обязанностей.
В современных условиях подготовки практико-ориентированных специалистов, вузы системы МВД России нацелены на подготовку сотрудников, обладающих высокой степенью развитых профессиональных навыков, ответственности и готовности выполнять возложенные на них служебные задачи.
Является ли достаточным тот уровень физической и морально-волевой подготовки курсантов - будущих сотрудников ОВД, который формируется в процессе их обучения? Полагаем, что особенно важным является задача формирования у обучающихся такой мотивации, которая и помимо учебного процесса, побуждала бы курсантов заниматься самостоятельной подготовкой, спортом и самосовершенствованием. Это возможно при осознании курсантами необходимости и значения физической подготовки, и в этом им необходимо помочь.
Необходимо учитывать потребности служебной деятельности сотрудников ОВД. Так, удары в голову, в туловище - обладают спецификой, и тактика защиты и задержания нападающего также должны быть отработаны. Также, часто встречаются при выполнении сотрудниками ОВД своих служебных задач такие ситуации, как использование защиты от ножа при задержании. Соответственно, при построении занятия у курсантов важно вырабатывать навыки защиты от всех видов оружия.
При очевидной, на наш взгляд, востребованности такого подхода, следует отметить, что в научной среде единообразие взглядов по этому вопросу отсутствует. Так, например, исследователи отстаивают нежелательность обучения курсантов навыкам ударной техники, по причине того, что эти навыки могут быть направлены не на защиту прав граждан (что и является основной задачей правоохранительной деятельности ОВД), а против них [3, с. 34]. Возможно также превышение пределов
задержания совершившего преступление лица, если сотрудника будет почти спортивная подготовка, высокие показатели на занятиях единоборствами [4, с. 435].
На наш взгляд, данная точка зрения не верна, поскольку отсутствие методов ударной техники в процессе обучения сотрудников полиции приводит к их неспособности использовать в служебной деятельности весь комплекс боевых приемов борьбы, что, в свою очередь, обусловливает их неспособность предотвратить незаконные действия правонарушителя, оказать ему сопротивление.
Совершенствованию техники освоения сотрудниками полиции боевых приемов борьбы, способов противодействия правонарушителям способствует использование бросковых приемов, последствием применения которых является незначительный вред здоровью правонарушителя, а равно его обезвреживание ввиду придания положения лежа. Использование бросковых приемов, в особенности бросков самбо, эффективность применения которых апробирована практикой, послужит обеспечению защиты от наиболее часто встречающихся ударов руками и ногами, а равно противодействию вооруженным правонарушителям.
Можно выделить следующие рекомендации:
1. Предлагаем рассмотреть возможность увеличения объема учебных часов, устанавливаемых для курса теории физического воспитания. На данных занятиях и формируются у курсантов основы формирования физических качеств, реализации в служебной деятельности боевых приемов, навыки силовой борьбы и умения выдерживать экстремальные ситуации, которые так нередки в служебной деятельности сотрудников ОВД.
Увеличение количества часов для учебных занятий позволило бы вести с курсантами речь о необходимости вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, отбросить вредные привычки и быть нацеленным на профессиональный рост. В настоящее время лекции могут быть насыщенными, интерактивными, сопровождаемыми видеоматериалами, что в целом формирует у обучающихся заинтересованность и обуславливать усвоение материала.
2. Предлагаем включить в учебные занятия по физической подготовке имитационные игры и моделирование реальных ситуаций с элементами внезапности, опасности и риска. Иными словами, практическая отработка навыков поведения в таких ситуациях позволяет тренировать у курсантов вузов МВД необходимые в служебной деятельности навыки и приемы.
Следует учитывать, что психологические личностные качества также формируются в процессе занятий по физической подготовке. Полагаем востребованным расширение перечня боевых приемов и приемов самообороны, которые позволят сотруднику ОВД достойно противостоять преступности, нарушениям общественного порядка и в условиях реальной опасности (например, при рукопашной схватке) оказать сопротивление.
Необходимым представляется включать в практические занятия по физической подготовке различных ситуаций, моделирующих конфликтные ситуации, ситуации задержания преступника, с применением контактов ударов руками и ногами, бросковой техники и захватов.
Полагаем важным отработку физических навыков в ситуациях ограниченности пространства, видимости, с применением подручных средств и т.д.). Важно формировать навыки, позволяющие в служебной деятельности, в сложной обстановке реализовать действия по взаимовыручке и помощи друг другу.
3. Полагаем очень востребованным и эффективным проведение с участием курсантов соревнований по служебно-прикладным видам спорта, что будет также способствовать развитию профессиональных навыков у будущих сотрудников полиции и популяризации спорта в правоохранительных структурах.
Таким образом, обобщая изложенное, отметим обусловленную важностью и ответственность выполняемых сотрудниками полиции оперативно-служебных задач, основная цель которых состоит в защите прав и законных интересов граждан и организаций, необходимость высокого уровня их физической подготовки, владения боевыми приемами борьбы, что достигается посредством надлежащего обучения сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России, грамотной организации учебного процесса, а также использования мотивации к самосовершенствованию и занятию спортом.
Литература
1. Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 18.02.2020).
2. Малетин С. В., Гричанов А. С. Роль психологической подготовки в процессе совершенствования морально-волевых качеств сотрудников ОВД // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2008. № 1(14). С. 140-142.
3. Гуралев В. М. Обеспечение практической направленности обучения на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 52(3). С. 34-41.
4. Евтушенко А.А. Обучение боевым приемам борьбы сотрудников полиции на этапе первоначальной подготовки // Аллея науки. 2018. № 5 (21). С. 431-435.
References
1. Ob utverzhdenii nastavleniya po organizatsii fizicheskoy podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii. Prikaz MVD Rossii ot 1 iyulya 2017 g. № 450 [About approval of instructions on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450]. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official Internet portal of legal information]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed 08.02.2020).
2. Maletin S. V., Grichanov A. S. Rol' psikhologicheskoy podgotovki v protsesse sovershenstvovaniya moral'no-volevykh kachestv sotrudnikov OVD [The role of psychological preparation in the process of improving the moral-volitional qualities of police officers]. Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii - Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008, no. 1(14), pp. 140-142.
3. Guralev V. M. Obespechenie prakticheskoy napravlennosti obucheniya na zanyatiyakh po fizicheskoy podgotovke v vuzakh MVD Rossii [Ensuring the practical orientation of training in physical education classes at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 52(3), pp. 34-41.
4. Evtushenko A. A. Obuchenie boevym priemam bor'by sotrudnikov politsii na etape pervonachal'noy podgotovki [Training in combat techniques of fighting police officers at the stage of initial training]. Alleya nauki - Science Alley, 2018, no. 5(21), pp. 431-435.