Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия'

Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1633
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД / ОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ САМОКОНТРОЛЯ / «ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ» / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ / «SELF-MONITORING DIARY» / SELF-MONITORING / UNIVERSAL STUDYING SKILL / ACTIVITY-TEACHING METHOD / LEARNING ACTIVITY / OPERATION STRUCTURE OF SELF-MONITORING ACTIVITY / SELF-MONITORING FORMATION TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Дичинская Людмила Евгеньевна

В статье определяются задачи формирования самоконтроля как универсального учебного действия и обозначаются пути их решения через сочетание технологии деятельностного метода обучения, поэтапного формирования умственных действий, обучения в зоне ближайшего развития и применения специальных средств самоконтроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Дичинская Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Primary Schoolchildren's Self-Monitoring Forming As a Universal Studying Skill

The article defines the objectives of self-monitoring forming as a universal studying skill in primary schoolchildren and suggests ways of reaching them through activity-teaching method, gradual formation of mental activities, training in the proximate development zone and applying special means of self-monitoring.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального учебного действия»

УДК 373.31 ББК 74.2

Вершинина Лидия Васильевна

доктор педагогических наук, профессор

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

г. Самара Дичинская Людмила Евгеньевна Аспирант

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

г. Самара Vershinina Lidia Vasilievna Doctor of Pedagogics,

Professor

Volga Region State Socio-Humanitarian Academy

Samara

Dichinskaya Lyudmila Yevgenievna

Post-graduate Volga Region State Socio-Humanitarian Academy

Samara

Формирование у младших школьников самоконтроля как универсального

учебного действия Primary Schoolchildren’s Self-Monitoring Forming As a Universal Studying

Skill

В статье определяются задачи формирования самоконтроля как универсального учебного действия и обозначаются пути их решения через сочетание технологии деятельностного метода обучения, поэтапного формирования умственных действий, обучения в зоне ближайшего развития и применения специальных средств самоконтроля.

The article defines the objectives of self-monitoring forming as a universal studying skill in primary schoolchildren and suggests ways of reaching them through activity-teaching method, gradual formation of mental activities, training in the proximate development zone and applying special means of self-monitoring.

Ключевые слова: самоконтроль, универсальное учебное действие, деятельностный метод, операционный состав действия самоконтроля, «Дневник самоконтроля», методика формирования самоконтроля.

Key words: self-monitoring, universal studying skill, activity-teaching method, learning activity, operation structure of self-monitoring activity, «Self-Monitoring Diary», self-monitoring formation technique.

В настоящее время важнейшей задачей обучения на начальном этапе общего образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться самостоятельно. Одним из универсальных учебных действий является действие контроля. Действие

контроля, осуществляемое самим учеником, мы понимаем как самоконтроль. В своем исследовании мы определяем самоконтроль как действие, направленное на достижение максимального соответствия результата и способа учения, а также способа решения познавательной или практической задачи в учебной деятельности и его результата заданному эталону (самоконтроль в форме произвольного внимания), а при отсутствии эталона - цели деятельности (упреждающий и рефлексивный самоконтроль) на основе сличения, оценки и коррекции.

Опираясь на требования, предъявляемые к результатам обучения на начальной ступени общего образования (формирование умения учиться) и на требования к уровню развития самоконтроля у выпускников начальной школы (осуществление самоконтроля в соответствии с планом, адекватное использование средств самоконтроля, осуществление самоконтроля в свернутой форме, осуществление как констатирующего, так и предвосхищающего самоконтроля, самостоятельное осуществление самоконтроля) [1, с.76] мы наметили следующие задачи по формированию действия самоконтроля:

выпускник начальной школы

знает:

- значение самоконтроля в учебной деятельности;

- операционный состав действия самоконтроля (план его осуществления);

умеет:

- осуществлять самоконтроль в свернутой форме (для действий в умственном плане);

- осуществлять пооперационный, упреждающий и рефлексивный самоконтроль способа деятельности;

- осуществлять самоконтроль результатов учебного задания, учебной задачи, учебной деятельности в целом, а также самоконтроль способов осуществления предметных, общеинтеллектуальных и организационных действий в учебной деятельности;

- пользоваться средствами самоконтроля;

- осуществлять самоконтроль самостоятельно.

В разработке своей методики формирования самоконтроля как универсального действия мы опирались на концепцию зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), теорию поэтапного развития умственных действий (П.Я.Гальперин) и технологию деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон и др.), основанную на системно-деятельностном подходе в обучении (А.Г. Асмолов).

Исходя из того, что целью обучения в начальной школе является формирование у детей умения учиться, мы выбрали в качестве основы для работы по формированию действия самоконтроля технологию деятельностного метода, в которой структура учебной деятельности на основе рефлексии включена в содержание обучения (Л.Г.Петерсон и др. проект «Школа 2000...») [2, с.20-42].

В данной технологии самоконтроль имеет принципиальное значение - он проявляется на всех ее этапах. Так, на этапе самоопределения имеет место самоконтроль собственного поведения на основе сличения его с нормой учебной деятельности. На этапе пробного действия, согласно логике технологии, дети используют «примеривание» известных способов деятельности к новым условиям. Для этого необходим упреждающий самоконтроль (соотнести действие с целью и условиями) и рефлексивный самоконтроль (попробовать выполнить действие, соотнести полученный результат с целью и проанализировать операционный состав действия, в случае необходимости внести коррекцию в способ), так как способ деятельности не задан и его предлагается найти методом пробы. На этапе постановки проблемы используется рефлексивный самоконтроль. На этапе построения проекта -вновь упреждающий. На этапе реализации проекта - пооперационный в форме произвольного внимания и рефлексивный. На следующих трех этапах (первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; включение в систему знаний и повторение) задействован самоконтроль в форме произвольного внимания (пооперационный и по результату). На последнем этапе (рефлексия учебной деятельности на

уроке) - пооперационный в форме произвольного внимания, так как сама учебная деятельность находится в процессе формирования, а образец для ее осуществления задается на уроках методологического характера. Таким образом, подобная организация учебной деятельности способствует развитию всех трех видов самоконтроля, а самоконтроль способствует совершенствованию учебной деятельности.

На наш взгляд, технология деятельностного метода создает оптимальные условия для формирования универсальных учебных действий в целом и самоконтроля в частности. Однако авторы, уделяя большое внимание организации усвоения младшими школьниками структуры учебной деятельности, не рассматривают отдельно входящие в нее действия - дети осуществляют их не на основе операционного состава, а интуитивно, по вопросам, которые им предлагает учитель. Иными словами, при сознательном освоении деятельности составляющие ее действия усваиваются неосознанно. Мы полагаем, что целесообразно формировать действие самоконтроля на сознательной основе через его операционный состав в качестве ориентировочной основы.

Для решения задачи формирования действия самоконтроля в свернутой форме в умственном плане мы опирались на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и операционный состав действия контроля, предложенный А.И.Раевым [3, с.43]. Операционный состав действия самоконтроля был уточнен с учетом тесной связи контроля, оценки и коррекции и адаптирован для младших школьников:

1. Определяю, зачем нужно осуществить проверку (формулировка цели контроля).

2. Определяю, что именно нужно проверить в моей работе и в моих действиях (определение основных линий, по которым возможен и целесообразен контроль).

3. Определяю, с чем буду сравнивать свой результат и свои действия (определение показателей по каждой из намеченных линий, которые могут быть использованы в процессе выполнения действий и которые окажутся пригодными для проверки результатов).

4. Проверяю каждый шаг по эталону (фактическая оценка выполняемого или выполненного действия по всем линиям и на основе всех намеченных показателей).

5. Определяю, все ли совпало. Если нет, нахожу, где и почему возникло расхождение (оценка результатов действия с точки зрения объективных и субъективных возможностей его выполнения).

6. Определяю, что можно сделать сейчас (в следующий раз), чтобы получилось лучше (определение, на основе предшествующей оценки, перспектив получения более высоких результатов).

7. Если нужно и возможно, то решаю, что и как буду исправлять (принятие решения о характере коррекции).

8. Вношу изменения (внесение корректив).

9. Еще раз проверяю по эталону (повторная фактическая оценка).

В результате дети получают универсальный план для осуществления самоконтроля всех трех типов по отношению к любым результатам и способам деятельности.

Опираясь на концепцию о зоне ближайшего развития, в которой выделяются два уровня выполнения одного и того же действия -самостоятельно (зона актуального развития) и в сотрудничестве со взрослым (зона ближайшего развития) - мы предлагаем формировать сложные для младших школьников виды самоконтроля (рефлексивный и упреждающий), а также самоконтроль способов учебной работы и структуры самой учебной деятельности через совместную с учителем деятельность с переходом к самостоятельному осуществлению.

В качестве средства самоконтроля мы предлагаем использовать «Дневник самоконтроля», структура которого была разработана нами таким образом, чтобы его содержание соответствовало возрастным, индивидуальным особенностям учащихся, а также требованиям стандарта и учебных программ, а сама работа с «Дневником» решала задачи по формированию самоконтроля.

«Дневник» включает четыре блока: «Я - контролер», «Борьба с ошибками», «Мои достижения», «Как я учусь». В первом блоке зафиксированы

цели самоконтроля и ведения дневника, принятые учеником как личностные, а также план контрольного действия. Второй блок включает общую для всех учеников часть и индивидуальную часть. В общей части содержится опорная схема для осуществления самоконтроля того действия, которое осваивается учащимися на данном этапе обучения. В индивидуальной части ученик (совместно с учителем) фиксирует часто встречающиеся ошибки, способы их коррекции, результаты работы над ошибками. Третий блок также включает общую и индивидуальную части. В общей части фиксируются результаты учебной деятельности согласно нормативным требованиям, оценочные таблицы и критерии оценки. Индивидуальная часть позволяет контролировать индивидуальное развитие, на основе сравнения нового уровня с предыдущим. Четвертый блок создается совместно учителем и учениками, так как объектом самоконтроля здесь являются организационные умения (которые не задаются с учебным материалом) и способы интеллектуальной деятельности (субъективны, для них нет зафиксированных приемов, сами ученики являются носителями способов деятельности). После обсуждения приемы деятельности фиксируются в дневнике и служат образцом для самоконтроля.

Мы предлагаем осуществлять работу по формированию самоконтроля как универсального учебного действия в два этапа.

Первый этап (вводный): На примерах из жизни детей подвести их к пониманию сути самоконтроля и его задаче - совершенствование способа деятельности («Проверяю, чтобы сделать лучше»). Создать ситуацию затруднения, в которой дети осознают, что они не всегда могут осуществить контроль, но хотят этому научиться. В ходе беседы выделить операции действия самоконтроля, зафиксировать их. Познакомить детей с «Дневником самоконтроля», который они постепенно будут заполнять совместно с учителем и самостоятельно.

Второй этап (формирование действия самоконтроля):

1. Осуществление контрольного действия в развернутом виде по образцу вместе с учителем на уроках.

2. Осуществление самоконтроля в развернутой форме в громкой речи по образцу.

3. Осуществление самоконтроля в развернутой форме в громкой речи без опоры на образец.

4. Осуществление самоконтроля в умственном плане.

Переход от совместного с учителем выполнения действия к самостоятельному зависит от типа самоконтроля. Быстрее всего осваивается самоконтроль в форме произвольного внимания, далее рефлексивный самоконтроль, затем упреждающий. Для эффективной организации своей деятельности по формированию действия самоконтроля учителю необходимо проводить оценку уровня сформированности самоконтроля у младших школьников. Для этой цели на основе имеющихся методик оценки уровня сформированнности самоконтроля в данной возрастной группе, с учетом особенностей самоконтроля как универсального учебного действия мы выделили семь уровней сформированности действия самоконтроля (самоконтроль в форме непроизвольного внимания, потенциальный самоконтроль в форме произвольного внимания, актуальный самоконтроль в форме произвольного внимания, потенциальный рефлексивный самоконтроль, актуальный рефлексивный самоконтроль, потенциальный упреждающий самоконтроль, актуальный упреждающий самоконтроль), каждый из которых оценивается по четырем показателям: произвольность самоконтроля,

применение средств самоконтроля, характер самоконтроля и характер сотрудничества.

Таким образом, решение задач по формированию самоконтроля как универсального учебного действия достигается за счет сочетания технологии деятельностного метода обучения, поэтапного формирования умственных действий, обучения в зоне ближайшего развития и применения «Дневника самоконтроля». Первый этап в предложенной нами методике обеспечивает мотивацию к осуществлению самоконтроля и ориентировочную основу действия самоконтроля. Далее самоконтроль формируется как действие через его операционный состав, благодаря чему достигается постепенное сокращение

действия и его переход в умственный план. Универсальность операционного состава позволяет формировать все виды самоконтроля, а применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для одновременного формирования самоконтроля в форме произвольного внимания, рефлексивного и упреждающего самоконтроля. Осуществление рефлексивного и упреждающего самоконтроля в совместной с учителем деятельности позволяет формировать эти сложные для данной возрастной группы виды самоконтроля с самого начала обучения в школе. Дневник самоконтроля включает эталоны для сличения и является средством осуществления самоконтроля различных объектов, а именно: результатов учебной деятельности, способов деятельности, заданных с предметным содержанием, способов проработки учебного материала и организационных умений.

Библиографический список

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Петерсон, Л. Г. Что значит «уметь учиться» [Текст] / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева. - М.: АПК и ППРО, 2006. - 80 с.

3. Раев, А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения: методическое пособие по спецкурсу [Текст] / А.И. Раев. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1971. - 72 с.

Bibliography

1. How To Plan Universal Studying Skills at Primary School: From Action To Thought: Handbook for Teachers [Text] / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, et al. - 2nd Ed. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 152 p.

2. Peterson, L.G. What «Being Able to Learn» Means [Text] / L.G. Peterson, M.A. Kubysheva, S.E. Mazurina, I.V. Zaitseva. - M.: Academy of Further Training and Retraining of Educators, 2006. - 80 p.

3. Raev, A.I. Psychological Bases of Learners’ Thinking Activity Management in Studying: Special Course Guide [Text] / A.I. Raev. - L.: LSPI, 1971. - 72 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.