Научная статья на тему 'Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия'

Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3024
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОКОНТРОЛЬ / УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ САМОКОНТРОЛЯ / SELF-MONITORING / VERSATILE STUDYING SKILL / LEARNING ACTIVITY / SELF-MONITORING DIARY / OPERATION STRUCTURE OF SELF-MONITORING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дичинская Л. Е.

В данной статье рассматриваются особенности самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как универсального учебного действия, дается уточненное определение понятия «самоконтроль в учебной деятельности младших школьников» и уточненный операционный состав действия самоконтроля. Автор устанавливает соотношение между формами самоконтроля и способами учебной деятельности. В статье определяются объекты для самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дичинская Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-MONITORING AS A VERSATILE STUDYING SKILL IN PRIMARY SCHOOL AGE

This article discusses features of self-monitoring as a versatile studying skill in primary school children. A refined definition of «self-monitoring in primary school age» and its specified operation structure are given. The author establishes a relation between the forms of self-monitoring and methods of learning. The article defines the objects for self-monitoring in primary school age education.

Текст научной работы на тему «Особенности самоконтроля младших школьников как универсального учебного действия»

УДК 337.31

ОСОБЕННОСТИ САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

© 2011 Л.Е.Дичинская

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 20.05.2011

В данной статье рассматриваются особенности самоконтроля в учебной деятельности младших школьников как универсального учебного действия, дается уточненное определение понятия «самоконтроль в учебной деятельности младших школьников» и уточненный операционный состав действия самоконтроля. Автор устанавливает соотношение между формами самоконтроля и способами учебной деятельности. В статье определяются объекты для самоконтроля в учебной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: самоконтроль, универсальное учебное действие, учебная деятельность, способ учебной работы, дневник самоконтроля, операционный состав действия самоконтроля.

Формирование самоконтроля у младших школьников является одной из приоритетных задач. К настоящему моменту проведено большое количество научных исследований по проблеме формирования самоконтроля в данной возрастной группе. Авторами работ предприняты попытки систематизации заданий для осуществления самоконтроля. Однако обычно эти приемы являются узкоспециализированными и не выходят за рамки частных методик (например, проверка правильности решения при помощи обратного действия, проверка по словарю, пооперационный контроль решения задачи по «древу рассуждения» и т.п.). В то же время ФГОС начального общего образования требует, чтобы самоконтроль был сформирован как универсальное учебное действие1.

Термин «универсальные учебные действия» в широком смысле понимается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»; в более узком как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Универсальные учебные действия делятся на четыре типа в соответствии с целями начального общего образования: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные2. В

Дичинская Людмила Евгеньевна, аспирант дневной формы обучения, ассистент кафедры иностранных языков. E-mail: lyudmiladi@yahoo. com

1 ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /standart.edu.ru /catalog. aspx?CatalogId=959 (Дата обращения 01.03.2011).

2 Программа развития универсальных учебных действий

для предшкольного и начального общего образования

Программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования действие самоконтроля выделено дважды: среди регулятивных и познавательных действий. Включение самоконтроля в группу регулятивных универсальных учебных действий является традиционно принятым, в то же время включение его в систему познавательных действий предполагает его применение в процессе «открытия нового». Однако в данном случае это будет самоконтроль без заданного эталона. Данное предположение заставило нас отказаться от традиционной классификации типов самоконтроля по временному признаку (прогностический, пооперационный, итоговый). В своей работе мы опираемся на классификацию, предложенную Л.В.Берцфаи, основанием для которой является наличие или отсутствие эталона для сличения, контролируемой составляющей является способ осуществления действия. Автор выделяет три вида самоконтроля способов осуществления действий: 1) контроль в форме произвольного внимания, используемый при сопоставлении действия с заданным образцом; 2) упреждающий контроль, используемый при отсутствии образца и заключающийся в соотнесении действия с условиями его выполнения и ожидаемыми результатами; 3) рефлексивный самоконтроль, используемый в случае перестройки способа действия или его создания и представляющий собой систему проб, состоящих в примеривании изменяющегося способа действия к новым условиям его вы-полнения3.

[Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452 (01.03.2011). 3Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии. - 1979. - №»4. - С.55 - 61.

На наш взгляд, эта классификация соответствует современным требованиям, предъявляемым к уровню овладения младшими школьниками учебной деятельностью. В учебной деятельности формируются способности человека к осуществлению деятельности разных типов: функционирующей, в которой не требуется коррекции нормы; деятельности, в которой требуется коррекция нормы; а также деятельности, в которой требуется коррекция собственных способностей и системы ценностей4. При выполнении функционирующей деятельности ее способ задан извне и человеку требуется лишь проводить сличение своей деятельности с эталоном-способом и в случае необходимости вносить коррекцию, иными словами осуществлять самоконтроль в форме произвольного внимания. В двух оставшихся видах деятельности образец для самоконтроля не задан, он должен быть выстроен самим человеком.

На современном этапе учебная деятельность понимается как форма существования обучающегося как субъекта учения. Специфической особенностью учения является его направленность на усвоение способов познавательной деятельности, которые являются первичными по отношению к самому процессу усвоения и усвоенным знаниям, поэтому в структуре учебной деятельности выделяют не только контроль соответствия полученного результата требуемому, но и контроль способов получения этого ре-зультата5.

Способ учебной деятельности - это личностное новообразование, объединяющее мотиваци-онно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт ученика и его собственный потенциал. Усваиваемые в процессе учения общие приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие ученика. Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности. В своем исследовании мы опираемся на классификацию приемов, на основе которых формируются способы учебной работы, предложенную И.С.Якиманской. Первая группа - это специфические предметные способы проработки учебного материала, которые основываются на правилах и предписаниях, включенных в пред-

4 Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться» - М.: 2006. - С. 29 - 30.

5 Педагогика: Учеб. пособие / П.И.Пидкасистый. - М.: 2008. - С. 148 - 149.

метное содержание знания. Вторая группа - это индивидуальные способы проработки учебного материала, которые, закрепляясь, превращаются в познавательные способности. В основе этих способов работы лежат приемы умственной деятельности, направленные на организацию восприятия, наблюдения, запоминания, создания образов. Эти способы не даются вместе с предметным знанием, хотя и реализуются в нем. Их носителями являются сами ученики и учитель. Для превращения индивидуальных способов проработки материала в осознанно используемые приемы учитель должен уметь анализировать собственную интеллектуальную деятельность (т.е. вычленять операции, необходимые для выполнения задачи), а также стимулировать учащихся к анализу их деятельности. Третью группу составляют способы организации учения - целеполагание, планирование, реф-лекция6. Если рассмотреть соотношение типов самоконтроля и способов учебной деятельности, то можно заметить, что для способов первой группы логично использовать упреждающий самоконтроль в процессе ознакомления с новым способом деятельности и контроль в форме произвольного внимания в процессе отработки этого способа. Вторая и третья группы в силу индивидуальности осваиваются за счет рефлексивного самоконтроля, а в дальнейшем контролируются за счет внимания.

Для контроля результата эталоном является цель деятельности, которая часто бывает скрыта от учащихся. В своей работе мы рассмотрели, какие результаты можно получить в процессе обучения. Результатом учебной деятельности в целом является изменение личности ученика. На начальном этапе обучения школьники должны овладеть умением учиться, что подразумевает усвоение способа учения. Знание способа осуществления учебной деятельности позволяет учащимся контролировать себя в процессе самостоятельной работы.

Результат обучения достигается за счет решения учебных задач посредством учебных действий. Результат решения учебной задачи также подвергается контролю. Таким результатом является освоение общего способа дейст-вия7. Считается, что учащийся овладел обобщением, если он может применять данный способ для решения любой задачи данного класса. Освоенные человеком способы действия функцио-

6 Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: 1996. - С. 33 - 34.

7 Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Учеб. пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. - Самара: 1997. - С. 30 - 31.

нируют в виде навыков и умений8. Критериями сформированности навыка являются энергичность действий, скорость, точность, экономичность, стереотипность, консервативность, надежность, высокая успешность. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, в действиях, доведенных до автоматизма, контролирующая составляющая представлена актом внимания9. Оптимальный уровень сформированности самоконтроля в данном случае характеризуется неразрывностью ошибочного действия и способностью внести коррекцию10. Сформированность умения можно оценить по его адекватности ситуации, осмысленности, гибкости, достаточной скорости выполнения, устойчивости к неожиданному и необычному. Следует отметить, что некоторые сложные умения включают в себя другие умения и навыки. Например, создание речевого высказывания в письменной форме предполагает сформированность лексического, грамматического, орфографического навыков, умение составлять план, логически выстраивать высказывание, аргументировать свою точку зрения и др. В данном случае самоконтроль должен осуществляться по каждому направлению. Эталоном для контроля в данном случае являются характеристики уровней сформиро-ванности умений и навыков.

Средством решения учебных задач выступают учебные задания, выполняемые на предметном материале11, результатом выполнения которых является какой-то конкретный результат (число, слово, сочинение, выученное стихотворение и т.п.). Именно этот результат обычно подвергается контролю и самоконтролю в школьной практике. Для его осуществления применяются разнообразные приемы. Анализ приемов самоконтроля по результату деятельности, предлагаемых различными авторами, показывает, что все они сводятся к поиску или созданию эталона, с которым будет сравниваться результат действия. Так, работа со словарем позволяет найти эталон для проверки правильности написания слова, решение задачи другим способом приводит к получению результата, который будет сравниваться с первоначальным, работа в парах дает возможность использовать

8 Столяренко А.М. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000). - М.: 2006. - С. 312.

9 Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. - М.: 2000. - С. 293 - 297.

10 Ботезат-Белая У.А. Формирование у младших школьников контрольно-корректировочных действий в процессе лингводидактического тестирования: Дис.... канд. пед. наук. - Таганрог: 2000. - С. 26.

11 Артемов А.К. Развивающее обучение.. - С. 30.

результат, полученный другим учеником, в качестве эталона.

Таким образом, самоконтролю в учебной деятельности младших школьников подвергается сам способ осуществления учебной деятельности, способы учебной работы, результаты учебной деятельности (навыки, умения, знания), а также конкретные результаты выполнения заданий. Согласно требованиям системы оценивания достижений учащихся, в процессе обучения необходимо обеспечить открытость для самих учащихся требований к результатам обучения и критериев оценки, учет индивидуального прогресса каждого ученика в достижении требований стандарта, разнообразие источников и инструментов оценивания. Эти требования диктуют необходимость сбора и хранения большого количества документации (памятки, список требований и критериев оценки, листы самооценки, работы учащихся). В рекомендациях по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся наиболее целесообразным в современных условиях обучения методом получения интегральной оценки называется портфолио12. Однако если мы признаем, что самоконтроль является элементом содержания образования, то, следовательно, его развитие является задачей обучения. В таком случае, применяемые методы и средства должны быть направлены не только на получение оценки, но и на развитие контрольно-оценочных умений учащихся. Мы предлагаем использовать дневник самоконтроля, включающий элементы портфолио (работы учащихся), памятки, требования по усвоению учебного материала, критерии оценок, а также листы самооценок своих достижений и самого процесса учения. Структура и содержание дневника отражают задачи развития самоконтроля, возрастные, индивидуальные особенности учащихся, особенности развития самоконтроля в учебной деятельности младших школьников, а также требования учебной программы и содержание учебных пособий. В виду того что указанные параметры вариативны, структура и содержание дневника тоже могут быть различными.

Если самоконтроль рассматривается как действие, то встает вопрос о его операционном составе, так как, согласно теории деятельности А.Н.Леонтьева, любое действие состоит из операций. Операционный состав контрольного действия выделен А.И.Раевым. Автор предлагает следующую структуру умственного действия контроля: 1) формулировка цели контроля;

12 Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=449 (01.03.2011).

2) определение основных линий, по которым возможен и целесообразен контроль; 3) определение показателей по каждой из намеченных линий, которые могут быть использованы в процессе выполнения действий и которые окажутся пригодными для проверки результатов; 4) фактическая оценка выполняемого или выполненного действия по всем линиям и на основе всех намеченных показателей; 5) оценка результатов действия с точки зрения объективных и субъективных возможностей его выполнения; 6) определение, на основе предшествующей оценки, перспектив получения более высоких результатов13.

Рассмотрим каждую операцию отдельно. Первая операция делает действие контроля целесообразным и значимым. Однако, следуя логике теории деятельности, можно заключить, что при постановке цели действие контроля превращается в самостоятельную деятельность. Мы же рассматриваем его в составе учебной деятельности или познавательной деятельности, целям которой он и должен быть подчинен. Целью образования в начальной школе на современном этапе признается «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира»14. Значит, в процессе обучения должно обеспечиваться не только формирование предметных умений, формирование у детей умения учиться самостоятельно. То есть, учебная деятельность направлена на достижение двух результатов одновременно - овладение обобщенными способами решения задач и овладение способом учения. Тогда целесообразно говорить о задаче действия контроля - проверить на основе сличения соответствие хода учебной деятельности и его результата эталону по двум направлениям: освоение учебной деятельности («Правильно ли я учился (учусь)?», «Научился ли я тому, чему планировал?») и формирование предметных умений («Знаю ли я способ решения задач этого типа?», «Умею ли я его применять?»). Если же контроль рассматривается в составе предметного умения (при выполнении конкретного задания), то его задача заключается в проверке хода решения конкретной задачи общему способу, а результата ключу. При этом в каждом типе заданий определяются свои направления контроля, например, для решения математической задачи - проверка хода рассуждений и арифметических вычислений. Если речь идет об упреждающем контроле, то задача - проверка соответствия способа дея-

13 Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения: методическое пособие по спецкурсу. - Л.: 1971. - С. 43.

14 ФГОС начального общего образования....

тельности условиям, в рефлексивном самоконтроле - проверка соответствия способа цели. То есть, задача самоконтроля всегда заключается в проверке, а контролируемая составляющая и эталон зависят от сферы его применения. При этом первые две операции могут быть слиты, или, если направление контроля одно, вторая операция может отсутствовать. На третьем этапе необходимо определить показатели, которые будут использоваться для проверки. В случае контроля в форме произвольного внимания -это эталоны результата и способа деятельности, при упреждающем самоконтроле эти показатели необходимо выделить в процессе анализа условий и цели, при рефлексивном - при анализе результата и его соотнесения с операционным составом деятельности. Далее выполняется само сличение на основе всех намеченных показателей. Следующие два этапа - это фактически действие самооценки, а не самоконтроля. Эти операции создают основу для коррекции, так как оценка действия с точки зрения возможностей его выполнения есть анализ причин отклонений, а определение перспектив получения более высоких результатов - планирование коррекции. Действие контроля теснейшим образом связано с действиями оценки и коррекции. Оно теряет всякий смысл вне связи с оценкой и коррекцией, особенно, если речь идет о пооперационном контроле за ходом деятельности. В этом случае действия оценки и коррекции должны осуществиться до завершения деятельности, а затем опять включается контроль. Поэтому целесообразно формировать их вместе как контрольно-оценочные и контрольно-корректировочные действия. В этом случае необходимо включить в операционный состав действия операции связанные с коррекцией. Такую структуру самоконтроля предлагает М.Е.Брейгина15. Для осуществления контрольно-корректировочного действия необходимы еще три операции: принятие решения о характере коррекции, внесение корректив и повторная фактическая оценка. Это влечет за собой изменение задачи самоконтроля. Теперь она будет заключаться в следующем: на основе сличения с образцом, оценки и коррекции добиться максимального соответствия способа деятельности и его результата эталону, а при его отсутствии цели и условиям осуществления деятельности.

Уточненный операционный состав действия самоконтроля выглядит следующим образом: 1) формулировка цели контроля; 2) определение основных линий, по которым возможен и целесообразен контроль; 3) определение пока-

15 Брейгина М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2000. -№2. - С.10 - 15.

зателей по каждой из намеченных линий, которые могут быть использованы в процессе выполнения действий и которые окажутся пригодными для проверки результатов; 4) фактическая оценка выполняемого или выполненного действия по всем линиям и на основе всех намеченных показателей; 5) оценка результатов действия с точки зрения объективных и субъективных возможностей его выполнения; 6) определение, на основе предшествующей оценки, перспектив получения более высоких результатов; 7) принятие решения о характере коррекции; 8) внесение корректив; 9) повторная фактическая оценка.

Тогда, под самоконтролем целесообразно понимать действие, направленное на достижение максимального соответствия способа учения, а также способа решения познавательной или практической задачи в учебной деятельности и его результата заданному эталону (самоконтроль в форме произвольного внимания), а при его отсутствии цели деятельности (упреждающий и рефлексивный самоконтроль) на основе сличения, оценки и коррекции.

Итак, универсальное учебное действие самоконтроля обеспечивает осуществление учебной деятельности на всех ее этапах. Специфика этого действия заключается в том, что оно непосредственно не связано с предметным материалом, оно регулирует деятельность за счет соотнесения результата и процесса осуществления деятельности с эталоном или условиями его выполнения в случае отсутствия эталона или его несоответствия целям и условиям выполнения деятельности. Самоконтроль относится также к познавательным универсальным учебным действиям, так как упреждающий и рефлексивный контроль позволяют «открыть» новый способ деятельности. Ввиду того, что самоконтроль, согласно теории деятельности, входит с состав

любого действия в виде контролирующей составляющей, то он включен во все другие учебные действия, а также в предметные действия, которые в ходе этой деятельности формируются. Основное назначение контрольного действия заключается в том, чтобы привести свою деятельность в соответствие с эталоном-образцом ее осуществления, а в случае отсутствия образца - с целями и условиями ее осуществления. Достижение этой цели происходит за счет планирования контроля на основе выделения его направлений из контролируемой составляющей и параметров для оценки, непосредственного сличения, оценки степени совпадения, диагностики причин несовпадения, планирования и осуществления коррекции. В результате происходит совершенствование самой деятельности. Самоконтроль младших школьников развивается в учебной деятельности, одновременно обеспечивая усвоение ее структуры. Педагогическое управление развитием самоконтроля должно быть организовано с учетом возрастных особенностей детей, требований ФГОС и развивающего потенциала самой учебной деятельности, а именно добиться развития у школьников таких видов самоконтроля как упреждающий и рефлексивный, по крайней мере, в сотрудничестве с учителем или сверстниками. При этом самоконтролю должны подвергаться результаты выполнения учебного задания, решения учебной задачи, результаты учебной деятельности в целом, а также способы осуществления предметных, общеинтеллектуальных и организационных действий в учебной деятельности, которые должны быть освоены детьми в начальной школе. Для усвоения самоконтроля как действия в составе структуры учебной деятельности он должен быть освоен через его операционный состав.

FEATURES OF SELF-MONITORING AS A VERSATILE STUDYING SKILL

IN PRIMARY SCHOOL AGE

© 2011 L.Y.Dichinskaya

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article discusses features of self-monitoring as a versatile studying skill in primary school children. A refined definition of «self-monitoring in primary school age» and its specified operation structure are given. The author establishes a relation between the forms of self-monitoring and methods of learning. The article defines the objects for self-monitoring in primary school age education.

Key words: self-monitoring, versatile studying skill, learning activity, self-monitoring diary, operation structure of self-monitoring activity.

Lyudmila Evgenievna Dichinskaya, Postgraduate Student, Assistant Lecturer, Chair of Foreign Languages. E-mail: lyudmiladi@yahoo. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.