Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панкратова Татьяна Викторовна

В данной рассматривается актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста умения самопрезентации в условиях дошкольной образовательной организации, представлен анализ психолого педагогической литературы, раскрыты такие понятия как «умения», «самопрезентация», «дошкольная организация».This article examines the relevance of the formation of self presentation skills in children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization, presents an analysis of psychological and pedagogical literature, discloses such concepts as "skills", "self presentation", "preschool organization".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 373

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Т.В. Панкратова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти, Россия. . ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1327-5930, E-mail: taniarogozhina89@mail.ru

Аннотация: в данной рассматривается актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста умения самопрезентации в условиях дошкольной образовательной организации, представлен анализ психолого-педагогической литературы, раскрыты такие понятия как «умения», «самопрезентация», «дошкольная организация».

Ключевые слова: детская личность, самопрезентация, умения, навыки, дошкольная организация, отношения.

Мир, который окружает ребенка, показывает нам особое его восприятие. Ребенок через свою самостоятельность хочет показать свою уникальность. Через самопрезентацию ребенок осознает свои возможности, которые он получил через социальный опыт. Самопрезентация начала исследоваться совсем недавно, но имеет достаточно много определений: это способы выражения ребенка, социальная его самость, формирующая способность человека, способность управлять своими впечатлениями, самопадача.

В современном мире одним из основных компонентов дошкольного возраста является формирование у ребенка представлений о самом себе. Л.С. Выготский считал, что это является основой для взаимодействия ребенка с социумом. Ребенку дошкольного возраста необходимо ежедневно рассказывать и показывать свои индивидуальные достижения и особенности близким и окружающим людям. Сюда будут входить психические параметры, телесные контакты, но так же и то, как ребенок научился пользоваться окружающими предметами [1].

В период дошкольного возраста дети в момент представления себя перед окружающими людьми, не имеют четкого или заготовленного заранее плана, стратегии или тактики. Все это будет зависеть от разви-

тия самого ребенка сюда входят речь, психическое развитие, социальное развитие, все это будет направленно на контакт с окружающими его людьми. Все эти демонстрации окружающим людям могут быть целенаправленными или спонтанными. В этом процессе ребенок будет использовать вербальные и невербальные формы представления о том каким он видит себя сейчас или хочет быть или стать. Источник информации о формировании у ребенка представления о самом себе для него не имеет значения, для передачи её ребенок будет использовать вербальные и невербальные коммуникации.

Во время процесса сообщения о себе, ребенок старается его сформировать, но это происходит на сознательном или бессознательном уровне. Ребенок в процессе самопрезентации за основу берет самоописание. Самоописание обычно возникает в произвольной форме, так же это может быть как задание. В процессе самоописания формируется свой собственный образ «Я», он формируется, так как он себя видит в этот момент, в эту секунду, так же ребенок может представить окружающим себя тем, кем он хочет быть сейчас.

Г. Комбс в своих научных работах писал: самопрезентация не может полностью быть одинаковой с «Я-концепцией», но в то же время «Я-концепция» в большей

степени может повлиять на самопрезентацию дошкольника. Отражение реальности «Я-концепции» можно определить несколькими факторами: может ли или готов ли дошкольник пойти на контакт с окружающими его людьми, имеет ли дошкольник индивидуальное самосознание, есть ли у него различные способы самовыражения. Одним из главных способов самопрезентации вербального характера является речь, но не только она нужна, следующим пунктом является, имеет ли представление дошкольник об нескольких компонентах самоописания, это и будет одним из косвенных признаков значимости компонентов «Я-концепции» для самого ребенка.

В исследовании психолога

В.Н. Мясищева имеются идеи по самопрезентации, он считал, что при помощи психического отношения ребенок может выразить свою активную или избирательную позицию, которая может определить его индивидуальные личностные качества. Все это можно разделить на несколько категорий сюда входят: мир вещей, явления природы, явления общественной жизни и люди [6].

В современной научной литературе есть крупная база работ таких ученых как Э. Гофман, М. Снайдер, Т.С. Питтман, Р. Бауместер, Е.Л. Доценко, Р.А. Викланд, И.С. Кон, они занимались анализом форм, стратегий, тактики самопрезентации, в современной литературе отсутствует исследования умений и особенностей самопрезентации у детей старшего дошкольного возраста [3].

В.Н. Мясищев и О.А. Пикулева в своих работах отразили такое понятие как «самопрезентация», по их мнению это одна из форм личности, ее активная часть, здесь проявляются индивидуальные характеристики личности, они могут проявляться как в односторонних отношениях за счет своих личных ресурсов, так и в двухсторонних отношениях здесь ребенок может использовать окружающие его предметы или людей.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется желание показывать свою самостоятельность, но еще большее желание показать свою уникальность. Самопрезентация позволит ребенку разработать собственный комплекс стратегий, способов представлений своей личности. Во время общения и взаимодействия с окружающими у ребенка расширяется круг представлений о самом себе.

В процессе общения ребенок приобретает способности к их демонстрации, вначале это происходит на подсознательном уровне, естественно и неосознанно, а со временем у него вырабатывается навык коммуникации и самопрезентации самого себя. По мере взросления ребенку необходимо понимать и анализировать культурно-социальные нормы поведения в обществе, и на основе этого развивать и совершенствовать свои способности к представлению самого себя в обществе.

Ребенок начинает развивать с того момента как начинает понимать и принимать свою культуру. В старшем дошкольном возрасте ребенок усваивает ценности своей семьи, общества. Для того что бы продолжить этот процесс ребенок начинает экспериментировать создавать свои нормы и правила, которые в дальнейшем помогают ему видеть ситуацию со своей стороны и отстаивать свою точку зрения.

Отечественные ученые исследуя такое понятие как «самопрезентация», отметили что ведущие роли здесь принадлежат культурным нормам, огромную роль так же играют правила поведения. Так же они отметили человеку не свойственно становиться человеком без усвоения всех норм и правил.

Дошкольнику необходимо перенимать опыт взаимодействия с окружающими: ребенок не сможет построить свою историю без истории своих предков и современников. В любой ситуации дошкольник берет пример со взрослых людей, в процессе демонстрации своих возможностей он проявляет в себе высшие человеческие сущности, так же в этом процессе он показывает

нам свою личность, свое понимание вещей, свое отношение к окружающему миру и людям.

Самопрезентация она пытается ориентироваться на ребенка, его опыт который он получает в социуме из окружающей его среды. В начале своего воспитания ребенок перенимает опыт и умения своих родителей, после того как он начинает посещать образовательные организации он перенимает опыт педагогов и своих сверстников. При присвоении культурных норм и правил, определяет самопрезентацию ребенка, оказывает детерминировано ген-дером.

В своих работах В.С. Мухина отмечала, что могут быть совершенно разные возможности формирования у детей дошкольного возраста его личности, так же она акцентировала внимание на том, что «во время психического развития ребенок может овладеть различными формами и видами поведения в обществе».

Развитие внутренней позиции ребенка всегда связано с развитием его психических функций: «это проявляется в том, как ребенок демонстрирует свою самость, волю, чувства своей личности, ориентируется в усвоении норматива». В процессе обучения в дошкольном учреждении, дети интенсивно усваивают и показывают нормы и правила поведения. За счет этого они пытаются утвердить свою личность через самопрезентацию. Во время дошкольного возраста дети показывают свои желания, интересы обществу в котором они находятся, смотря на их реакцию признания или отвержения. Он может отстаивать свою самостоятельность, это будет основой формирования его второго звена -признание его обществом. Дети дошкольного возраста, а особенно дети старшего дошкольного возраста понимают, что у них есть свое тело, лицо, имя, они начинают признавать и уважать родителей и близких им людей, они понимают, что могут быть любимыми и счастливыми, хотят что бы их ценили и уважали, начинают ценить окружающих людей, в этом возрасте

дети могут самопрезентоваться в окружающем обществе через признание [5].

Самопрезентация - это форма социальной активности, но она может быть особой, индивидуальной, она развивает личность, в процессе самопрезентации могут проявляться ценности, нормы окружающей среды, которые в будущем будут иметь вес в реализации признания общества. Основой самопрезентации и ее содержание это отношение к людям, вещам, ситуациям в целом. Данное определение помогает увидеть, что она это социальное явление, психологическое развитие ребенка его личности. В процессе перехода из одного возраста в другой, развивается личность, за счет это развивается, меняется само содержание самопрезентации. Самопрезентация - это явление, оно помогает развиваться личности дошкольника, помогает нам изучить его с того момента как она начала формироваться.

В исследованиях А.Н. Леонтьева отмечено, что «дошкольное детство - это период в котором фактически складывается личность, это период развития её». Ребенок может и способен достигать свои цели, не нарушая правила поведения и нормы общества [4].

В своих исследованиях В.С. Мухина писала, что дети дошкольного возраста могут развивать свое самосознание интенсивно. Ребенок способен делать выводы, понимать и принимать правила поведения и нормы общества, применять их на практике и использовать их в самопрезентации [5].

Методика В.Н. Мясищева «Направленность самопрезентации личности» описано личность, ее особенности, в односторонних и двухсторонних отношениях. Существуют основные типы самопрезентации: самопрезентация «Сам» - отношение к самому себе; самопрезентация «Вещь» - отношение к миру вещей, к миру природы; самопрезентация «Друзья», «Взрослый» -отношение к людям и общественным явлениям [6].

Благодаря В.Н. Мясищеву были введены такие понятия как типы психических отношений. В своих исследованиях он отметил, что «психическое отношение выражает активную, избирательную позицию, которая определяет индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков».

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология личности / Л.С. Выготский // Под.ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 5587.

2. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества детей / О.В. Дыбина. М. : Педагогическое сообщество, 2002. С. 15-65.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личности / А.Н. Леонтьев. М., 2005. С. 6293.

Самопрезентация - это личностный и социальный феномен, проявляться она может в отношении к людям, окружающему миру, вещам, природе, так же в процессе самопрезентации окружающие предметы, друзья, взрослые, ресурсы личностного характера могут идти ребенку в помощь для своей самопрезентации [2].

4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феномен развития / В.С. Мухина. М., 2012. 75 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений /

B.Н. Мясищев. Воронеж, 2003. С. 31-86.

6. Пикулева О.А. К вопросу о содержании самопрезентации: тактики и стратегии / О.А. Пикулева // Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика : материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии. Санкт-Петербург, 2005.

C. 86-93.

Для цитирования: Панкратова Т.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения самопрезентации в условиях дошкольной образовательной организации / Т.В. Панкратова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Т. 1, № 2. С. 11-15.

Сведения об авторе

Панкратова Татьяна Викторовна - аспирант кафедры дошкольная педагогика, прикладная психология. Тольяттинский государственный университет. Тольятти, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1327-5930, e-mail: taniarogozhina89@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020. vol. 1, no. 2. pp. 11-15.

FORMING OF THE SKILLS OF SELF-PRESENTATION IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Pankratova T.V.

Togliatti State University. Togliatti, Russia. https://orcid.org/0000-0002-1327-5930, taniarogozhina89@mail.ru

Annotation: this article examines the relevance of the formation of self-presentation skills in children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization, presents an analysis of psychological and pedagogical literature, discloses such concepts as "skills", "self-presentation", "preschool organization".

Key words: children's personality, self-presentation, abilities, skills, preschool organization, relationships.

References

1. Vyigotskiy L.S. Psihologiya lichnosti [Psychology of personality]. Moscow, 1982. Pp. 55-87. (In Russ.).

2. Dyibina O.V. Predmetnyiy mir kak sredstvo formirovaniya tvorchestva detey [The objective world as a means of forming children's creativity]. Moscow, 2002. Pp. 15-65. (In Russ.).

3. Leontev A.N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnosti [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, 2005. Pp. 62-93. (In Russ.).

4. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya. Fe-nomen razvitiya [Age psychology. Phenomenon of development]. Moscow, 2012. 75 p. (In Russ.).

5. Myasischev V.N. Psihologiya otnosheniy [Psychology of relations]. Voronezh, 2003. Pp. 31-86. (In Russ.).

6. Pikuleva O.A. K voprosu o soderzhanii samoprezentatsii: taktiki i strategii [On the question of the content of self-presentation: tactics and strategies]. Imidzhelogiya-2005: Fenomenologiya, teoriya, praktika : materi-alyi Tretego Mezhdunarodnogo simpoziuma po imidzhelogii [Imagelogy-2005: Phenomenology, theory, practice: proceedings of the Third International Symposium on imagelo-gy]. Saint-Petersburg, 2005. Pp. 86-93. (In Russ.).

Information about the author

Pankratova Tatyana Viktorovna - post-graduate student of the Department of Preschool Pedagogy, Applied Psychology. Togliatti State University. Togliatti, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1327-5930, E-mail: taniarogozhina89@mail.ru

Поступила в редакцию 23.11.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 25.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.