Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка / будущие педагоги / конструктивное взаимодействие / компетенции / педагогические условия / training / future teachers / constructive interaction / competencies / pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невдах Светлана Игоревна

В статье охарактеризованы компетенции педагогов в области конструктивного взаимодействия. Представлены методологические аспекты формирования у будущих педагогов компетенций в области конструктивного взаимодействия. Приведены данные онлайн-анкетирования студентов специальностей педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ COMPETENCES IN THE FIELD OF CONSTRUCTIVE INTERACTION

The article describes the competence of teachers in the field of constructive interaction. The methodological aspects of the formation of future teacherscompetencies in the field of constructive interaction are presented. The data of an online survey of students of specialties of a pedagogical university are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Можно обсуждать разные варианты — от своевременной смены профессии до поисков параллельных путей творческой самореализации, для которой жизнь предоставляет разнообразные возможности.

Но самый благоприятный вариант — попытаться переосмыслить свое отношение к педагогике, которое, может быть, навеяно иллюзией нетворческого характера этой работы, как бы снять с педагогики «шапку-невидимку» и увидеть, что эта массовая профессия, в которой легко почувствовать себя поденщиком или работником сферы услуг, может быть для педагога высшей формой творчества: пробуждением творческого начала в других людях. Тогда, возможно, больше станет и тех, в ком пробьется росток педагогического призвания и прибавится сил для преодоления непсихологических трудностей этой профессии, обсуждать которые здесь не имеет смысла.

Литература

1. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М.: Просвещение, 1965.

2. Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. — Киев, 1914.

3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.

4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.

5. Максимова Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества. Психологический аспект: автореф. дис. канд. психол. наук. — М. 2001.

6. Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального «выгорания» и метаиндивидуальность педагога // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 55—61.

7. Одаренность. Рабочая концепция. — М.: Министерство образования РФ, 2003.

8. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. С. 15-41.

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Невдах Светлана Игоревна (Минск, Республика Беларусь), доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника Центра развития педагогического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка». E-mail: nevdah_s@tut.by

Аннотация. В статье охарактеризованы компетенции педагогов в области конструктивного взаимодействия. Представлены методологические аспекты формирования у будущих педагогов компетенций в области конструктивного взаимодействия. Приведены данные онлайн-анкетиро-вания студентов специальностей педагогического университета.

Ключевые слова: подготовка, будущие педагоги, конструктивное взаимодействие, компетенции, педагогические условия.

FORMATION OF FUTURE TEACHERS' COMPETENCES IN THE FIELD OF CONSTRUCTIVE INTERACTION

Nevdakh Svetlana Igorevna (Minsk, Republic of Belarus), Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Head of the Pedagogical Education Development Center of the Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank. E-mail: nevdah_s@tut.by

Abstract. The article describes the competence of teachers in the field of constructive interaction. The methodological aspects of the formation of future teachers' competencies in the field of constructive interaction are presented. The data of an online survey of students of specialties of a pedagogical university are presented.

Keywords: training, future teachers, constructive interaction, competencies, pedagogical conditions.

Современная модель подготовки будущих педагогов предполагает совершенствование перечня формируемых у обучающихся компетенций. В новых образовательных стандартах I ступени высшего образования, разрабатываемых в Республике Беларусь, при определении базовых профессиональных компетенций, связанных с целеполаганием, отбором содержания, методов, форм, технологий, выбором процедур оценивания результатов обучения и воспитания, акцент переносится на формирование у будущих педагогов умений определять, осознавать и оценивать различные проблемы образовательного процесса, осуществлять выбор способов их конструктивного решения в соответствии с принятыми ценностными ориентациями. Это обусловливает необходимость совершенствования процесса подготовки будущих педагогов, предполагающего формирование у обучающихся опыта конструктивного взаимодействия.

В научной литературе взаимодействие рассматривается как методологическая категория, один из принципов философии. Проблеме взаимодействия в сфере образования ученые начали уделять внимание во второй половине ХХ века. В работах О.С. Гребе-нюка, Г.М. Коджаспировой А.В. Мудрика и др. исследуемый феномен представлен как взаимовлияние не только субъектов образовательного процесса, но и их ближайших социальных сред. В.Я. Ляудис определяет педагогическое взаимодействие как «детерминированная образовательной ситуацией, опосредуемая социально-психологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования, приводящая к количественным и качественным изменениям исходных качеств и состояний обозначенных субъектов и объектов» [1, с. 41]. Для данного исследования особое значение имеет конструктивный характер осуществляемого педагогического взаимодействия. Зная его механизмы, педагог сможет составить программу поведения с учащимися, их родителями, коллегами. В этой связи актуальным является рассмотрение компетенций будущих педагогов в области конструктивного взаимодействия и выявление условий, необходимых для их формирования.

Перечень компетенций будущих педагогов в области конструктивного взаимодействия был определен в рамках проекта «Концептуальные основы и научно-методическое сопровождение формирования у будущих педагогов компетенций для устойчивой профессиональной самореализации» при поддержке БРФФИ (№ Г20РА-009). Согласно полученным результатам специалист способен:

— использовать различные приемы, техники, средства общения для организации продуктивной коммуникации в педагогической деятельности (управление своими эмоциями, использование различных копинг-стратегий, вербальных и невербальных средств коммуникации, умение вызвать у собеседника благоприятное впечатление и уважение с первого контакта, доступно донести информацию, умение распознать коммуникативные барьеры и преодолевать их, владение приемом «активного слушания», тактиками убеждения, ведения дискуссии, переговоров и пр.);

— организовывать учебный и воспитательный процесс с учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся; создавать образовательные ситуации, стимулирующие у обучающихся интерес к учебе и саморазвитию;

— применять в различных педагогических ситуациях целесообразные формы, методы, средства обучения и воспитания, виды обратной связи и педагогической поддержки;

— обеспечивать корректность оценочных суждений об учебных достижениях и поведении обучающихся; обеспечивать позитивный психологический климат в детском коллективе;

— организовывать взаимодействие с семьями обучающихся в типичных и изменяющихся условиях, в том числе с помощью современных сервисов, вовлекать родителей в совместную деятельность по решению педагогических задач; работать с семьями,

находящимися в социально-опасном положении, сотрудничать с социально-педагогической и психологической службой;

— взаимодействовать с социальными партнерами и социокультурными институтами (музеями, театрами, клубами, библиотеками и др.) в образовательных целях, привлекать детей и родителей к реализации социально-образовательных проектов в интересах местного сообщества;

— сотрудничать с коллегами для обеспечения образовательного процесса на разных уровнях и ступенях образования, создавая атмосферу взаимного уважения и творчества в профессиональной педагогической среде для решения задач образовательного процесса; участвовать в реализации совместных проектов с представителями других учреждений образования; участвовать в обсуждении вопросов на заседаниях педагогического совета и учебно-методического объединения;

— брать на себя роль лидера, осуществлять релевантные действия в ситуации неопределенности, применять методы, направленные на сплочение, командообразование, коллективное обсуждение и разработку решений профессиональных задач.

Формирование указанных компетенций возможно благодаря созданию соответствующих условий, предполагающих формирование у будущих педагогов опыта конструктивного взаимодействия в учебной, научной и воспитательной деятельности.

В образовательном процессе при проведении лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий необходимо предусмотреть использование активных форм и методов учебной работы, технологии интерактивного обучения (С.С. Кашлев), коллективных способов обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко), проектного обучения, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и др. [2]. Указанные процессуальные компоненты позволяют обеспечить целенаправленное взаимодействие и взаимовлияние субъектов педагогического процесса. На учебных занятиях осуществляется непосредственное общение, в ходе которого у студентов формируются умения понимать и принимать других людей, толерантно относиться к обучающимся, имеющим психологические особенности, ограниченные возможности здоровья и др., осуществлять рефлексию своей деятельности.

В ходе проведения учебных занятий и после них важное значение имеет характер взаимодействия и общения преподавателей и студентов. Как показали результаты ежегодно проводимого мониторинга в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, обучающиеся в целом положительно оценивают отношения с преподавателями. Результаты проведенного анкетирования студентов 2-4-х курсов (1054 чел.) свидетельствуют о том, что 69 % опрошенных высоко оценили данное взаимодействие, 15 % указали на отдельные трудности, с которыми они столкнулись в ходе обучения и не в полной мере получили помощь от преподавателя, 6 % остались недовольны результатами взаимодействия с преподавателями, 10 % не смогли представить конкретную характеристику и дать оценку состоявшемуся взаимодействию. Следует отметить, что характер общения со студентами не всегда является предметом рефлексии у преподавателей университета, а следовательно, не корректируется, не учитываются особенности обучающихся, не используются эффективные коммуникативные приемы. И это объясняет полученные результаты.

Одним из существенных условий совершенствования подготовки будущих педагогов является их погружение в практико-ориентированную среду. Создание филиалов кафедр на базе учреждений дошкольного и общего среднего образования позволило организовать проведение практических и лабораторных занятий, активно включать студентов в профессиональную деятельность на этапе подготовки в педагогическом университете.

В процессе формирования у будущих педагогов компетенций в области конструктивного взаимодействия особое значение придается педагогической практике. В новых образовательных стандартах обновление педагогической практики студентов строится на основе придания ей непрерывного характера, обеспечивающего максимально раннее включение будущих педагогов в профессиональную среду, постепенное и бесконфликтное вхождение в педагогическую профессию. Практическая подготовка будущих педагогов должна осуществляться в общей логике педагогического образования.

Новый подход к организации педагогической практики предполагает определение ее видов с 1-го по 4-й курс с последовательно выстроенным усложняющимся содержанием, овладение которым позволит обеспечить формирование профессиональных компетенций и развитие индивидуальных творческих способностей будущих педагогов:

1-й курс — ознакомительная практика;

2-й курс — учебная практика (с выделением одного школьного дня в неделю);

3-й курс — педагогическая практика; летняя (педагогическая) практика;

4-й курс — преддипломная практика.

Реализация данного подхода требует дифференциации и индивидуализации содержания и организации практики (разработка единой системы учебно-профессиональных задач; вариативность заданий, предлагаемых студентам на выбор с учетом уровня их профессиональной направленности, индивидуальных особенностей и возможностей, предыдущего опыта; сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы); тесной связи с изучением дисциплин психолого-педагогического цикла, методик обучения предметам; усиления самостоятельности и активности студентов; обеспечения возрастающей рефлексии от курса к курсу.

Организация учебно- и научно-исследовательской работы будущих педагогов предполагает внесение изменений как в порядок проведения исследований, так и в требования к отбору содержания и методов образовательного процесса. В процессе освоения студентами образовательных программ необходимо совместить фундаментальность образования с его прикладной направленностью, обеспечив интеграцию учебной и исследовательской деятельности. Это позволит преподавателям повысить научный потенциал преподаваемых дисциплин, формировать у студентов готовность к исследовательской, проектной и творческой деятельности, реализовывать исследовательский подход в образовательном процессе. В этой связи возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые позволят осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний для предстоящей профессиональной педагогической деятельности, получить опыт интенсивной практической педагогической деятельности (в случае, если исследования проводятся непосредственно в учреждениях образования), освоить способы совершенствования методов, приемов, средств, педагогических технологий, приобрести исследовательские умения и др.

Формированию компетенций в области конструктивного взаимодействия способствует также активное участие студентов в различных воспитательных мероприятиях, организуемых в университете, благодаря чему у студентов происходит изменение моделей поведения и деятельности, развиваются социальные навыки, необходимые для последующей профессиональной деятельности.

Таким образом, для формирования у будущих педагогов компетенций в области конструктивного взаимодействия необходимо задействовать все ресурсы образовательного процесса, включать обучающихся в учебно- и научно-исследовательскую деятельность, проводимую в университете воспитательную работу. Следует расширять сеть филиалов кафедр в учреждениях образования разных типов, использовать их потенциал для организации и проведения практических, семинарских и лабораторных занятий, учебных и производственных практик студентов.

Литература

1. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. — М.: НИИОП АПН СССР, 1980. С. 37-52.

2. Невдах С.И. Использование технологии продуктивного обучения в процессе подготовки магистров // Современные формы, методы и технологии образовательного процесса: опыт субъектов кластера непрерывного педагогического образования: сб. науч. статей / Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка; под науч. ред. А.И. Жука. — Минск, 2020. С. 124-129.

«СИТУАЦИЯ» КАК ЕДИНИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМАХ «СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ» И «СУБЪЕКТ-ГРУППА»1

Толочек Владимир Алексеевич (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук. E-mail: tolochekva@mail.ru

Аннотация. В логике системного личностно-развивающего подхода (Л.М. Митина) обсуждаются вопросы структурной и процессуальной организации взаимодействий субъектов в системах «субъект—субъект», «субъект—группа», «субъект—организация», «субъект—социум». Выделяется «ситуация» как онтологическая сущность и концептуальная «единица» анализа фрагментов социальной действительности. Показано, что «ситуации» есть явления самоорганизации людей, групп, социального пространства разной общности, в частности — пространств организаций (образовательных учреждений, коммерческих и пр.).

Ключевые слова: субъект, группы, условия, среда организации, пространство, ситуация, единица.

"SITUATION" AS A UNIT OF INTERACTION OF SUBJECTS IN THE SYSTEMS "SUBJECT-SUBJECT" AND "SUBJECT-GROUP"

Tolochek Vladimir Alekseevich (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Leading Researcher, Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. E-mail: tolochekva@mail.ru

Abstract. In the logic of the systemic personality-developmental approach (L.M. Mitina), questions of the structural and procedural organization of interactions of subjects in the systems "subject—subject", "subject—group", "subject—organization", "subject—society" are discussed. The "situation" is singled out as an ontological entity and a conceptual "unit" of analysis of fragments of social reality. It is shown that "situations" are the phenomena of self-organization of people, groups, social space of different communities, in particular — the spaces of organizations (educational institutions, commercial, etc.).

Keywords: subjects, groups, conditions, organization environment, space, situation, unit.

Введение. Разрабатываемый Л.М. Митиной [2; 4; др.] системный личностно-развиваю-щий подход, ориентированный на изучение психологических закономерностей развития педагога (в аспектах субъектного, профессионального, карьерного, личностного развития), значительно расширяет «предмет исследований». Новое видение проблемы задает ориентиры на изучение ключевых сопряженных «линий развития» (субъектного, профессионального, карьерного, личностного), выделяет сопряженные «сферы развития» (субъектного, профессионального, внепрофессионального, личностного) в последовательных «стадиях развития» (этапах онтогенеза, субъектогенеза, профессиогеназа в продолжение трудовой жизни человека). Новые возможности предлагаемого подхода позволяют выявлять содержательные характеристики субъекта и личности в их единстве и целостности,

1 Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ, тема № 0138-2021-0010 «Регуляция социального взаимодействия в условиях удаленной работы»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.