Научная статья на тему 'Конструктивно-проектировочная функция в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы'

Конструктивно-проектировочная функция в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1211
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ / ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / UNIVERSITY LECTURER / PROFESSIONAL ACTIVITY OF LECTURER / CONSTRUCTIVE-PROJECT FUNCTION / CHANGING INFORMATION ENVIRONMENT / INDEPENDENCE / PROJECT ACTIVITY / PROJECT COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытова Наталья Евгеньевна, Макарова Людмила Николаевна

Рассмотрена роль конструктивно-проектировочной функции в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы и ее развитие в изменяющейся информационной среде. Показано, что залогом формирования проектных компетенций является, прежде всего, самостоятельность как самого преподавателя, так и студента. Самостоятельность рассматривается как универсальная ключевая компетенция, характеризующая успешную деятельность личности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. Самостоятельный выбор способов проектирования программ повышения квалификации и их самостоятельное дистанционное освоение даст возможность преподавателю повысить свой уровень знаний, приобрести новые конструктивно-проектировочные умения. Сделан вывод, что для эффективной реализации образовательного процесса в вузе конструктивно-проектировочная функция преподавателя должна стать не составной частью образовательно-технологической, а приобрести самостоятельное значение и стать важным компонентом профессионально-методической подготовки педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копытова Наталья Евгеньевна, Макарова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVE-PROJECT FUNCTION IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL LECTURER

The role of constructive-project function in professional activity of high school lecturer and its development in changing information environment is considered. It is shown that the guarantee of formation of project competencies is independence of both lecturer and student. The independence is considered as universal key competence characterizing the successful activity of personality both in professional and non-professional sphere. The independent choice of ways of qualification raise program projecting and their independent distance acquiring will give the opportunity to the lecturer to raise the level of knowledge, gain new constructive-project skills. It is concluded that for the effective realization of education process at university the constructive-project function of lecturer shouldn’t become the education-technology part, but it should gain the independent meaning and important component of professional-methodic preparation of lecturer.

Текст научной работы на тему «Конструктивно-проектировочная функция в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы»

УДК 37:372.8; 378

КОНСТРУКТИВНО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© Наталья Евгеньевна КОПЫТОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: nkopytova@mail.ru © Людмила Николаевна МАКАРОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий,

е-mail: mako20@inbox.ru

Рассмотрена роль конструктивно-проектировочной функции в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы и ее развитие в изменяющейся информационной среде. Показано, что залогом формирования проектных компетенций является, прежде всего, самостоятельность как самого преподавателя, так и студента. Самостоятельность рассматривается как универсальная ключевая компетенция, характеризующая успешную деятельность личности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. Самостоятельный выбор способов проектирования программ повышения квалификации и их самостоятельное дистанционное освоение даст возможность преподавателю повысить свой уровень знаний, приобрести новые конструктивно-проектировочные умения. Сделан вывод, что для эффективной реализации образовательного процесса в вузе конструктивно-проектировочная функция преподавателя должна стать не составной частью образовательно-технологической, а приобрести самостоятельное значение и стать важным компонентом профессионально-методической подготовки педагога.

Ключевые слова: преподаватель вуза; профессиональная деятельность преподавателя; конструктивно-проектировочная функция; изменяющаяся информационная среда; самостоятельность; проектировочные компетенции; проектная деятельность.

В динамично изменяющихся информационно-постиндустриальных условиях современный вуз все чаще оказывается на переднем крае инновационного развития, где от него требуется не только выполнение образовательных функций, но и создание научных заделов для развития экономики, проведение научной экспертизы бизнес-проектов, разработка наукоемких технологий и передовых теорий, способных конвертироваться в рыночные преимущества для заказчика исследований. Все чаще как ученые, так и практики говорят о необходимости формирования у студентов в университетах навыков менеджмента, таких как критическое мышление, принятие решений, оценка информации, работа в команде, дисциплина, формирующих конструктивно-инновационные компетенции.

Не вызывает сомнений, что в таких условиях обязаны трансформироваться традиционные роли преподавателя высшей школы. В зависимости от необходимости реализации различных видов своей многомерной, слож-

ноорганизованной профессиональной деятельности, преподаватель выполняет различные функции, которые могут быть поняты исходя из специфики этой деятельности, многообразия видов отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности. Все эти профессиональные функции преподавателя вуза можно условно разбить на два блока.

Первый блок - традиционные, к которым относятся: образовательно-технологическая, воспитательно-гуманистическая, коммуникативно-организационная и научно-исследовательская функции. Второй блок включает функции, актуальность которых обоснована характеристиками изменяющейся информационной среды: креативно-развивающую, конструктивно-проектировочную, инновационно-предпринимательскую [1]. Вместе с тем следует отметить, что и традиционные функции претерпевают изменения, вызванные необходимостью использования преподавателями конструктивных возможностей, пре-

доставляемых внешней информационной средой [2].

В рамках данной статьи рассмотрим более подробно конструктивно-проектировочную функцию, которая связана с видом творческой педагогической деятельности по созданию теоретически и экспериментально обоснованных моделей целостных дидактических систем или относительно завершенных ее фрагментов. Моделирование педагогических ситуаций, решение педагогических задач, апробация элементов различных педагогических систем в реальном педагогическом процессе вуза, экспериментальная проверка эффективности собственных методических разработок - все это далеко не полный перечень элементов, дополняющих и сопровождающих конструктивно-проектировочную деятельность педагога.

Важно отметить, что конструктивно-проектировочными являются те компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза, которые задолго до его актуального участия в конкретной образовательной ситуации определяют ее образ, динамику и логику развертывания. Согласно точке зрения В.Я. Ляудис, «это не просто упреждающая деятельность планирования, но деятельность создания особой виртуальной реальности, которая сама по себе не возникнет и не предопределит актуальное поведение в предстоящем без специально организуемых усилий» [3, с. 59]. Именно благодаря этим усилиям должны быть в идеале сконструированы в целостности динамические параметры учебно-воспитательной ситуации, подготовлено создание преподавателя к динамике смены возможных позиций в процессе реально изменяющихся взаимодействий с участниками ситуации.

Особо подчеркнем, что реализация конструктивно-проектировочных возможностей преподавателя вуза (мета-рефлексивных процедур) может происходить лишь в условиях непосредственного включения педагога в проектирование и организацию реальных учебно-воспитательных ситуаций, строящихся в логике реализации принципов конструирования сотворчества и сотрудничества со студентами.

Цель конструктивно-проектировочной деятельности преподавателя должна быть им осознана в соответствии с общими целями развития и функционирования системы образования. Поэтому в педагогическом проекти-

ровании так важна не только инициатива отдельного педагога, но и его способность к взаимодействию. В работе Г.Е. Муравьевой [4] выделены следующие компоненты проектирования - аналитический, информационный, технологический, коммуникативный, творческий, рефлексивный, которые представляют собой совокупность средств и возможностей для развития профессиональной компетентности преподавателя.

В процессе проектирования осуществляется анализ объекта, анализ исходных данных, выстраивается образ будущего, этот образ сравнивается с реально существующим и определяется механизм преобразования сущего в должное. Это позволяет говорить об аналитическом потенциале проектирования. Знания проектировщика можно рассматривать как условие его успешной деятельности. Таким образом, можно выделить информационный потенциал проектирования в развитии профессиональной компетентности преподавателя вуза.

Технологический потенциал проектирования заключается в том, что выполнение этой деятельности стимулирует рационализаторскую мысль преподавателя, работу по оптимизации образовательного процесса. Владение коммуникативной культурой и умение интегрироваться с опытом коллег-соучастников являются обязательными условиями эффективности проектировочной деятельности преподавателя и студентов. Отсюда - коммуникативный потенциал проектирования. Рефлексивный потенциал проектирования выражается в возможности множественного самоанализа и самооценки деятельности.

Одной из особенностей проектирования является творческий характер деятельности, который в свою очередь стимулирует развитие креативности. Творческий характер проектирования предполагает продуцирование преподавателем каждый раз абсолютно или относительно нового знания в виде проекта.

В более узком педагогическом плане конструктивно-проектировочная деятельность преподавателя связана с отбором и композицией содержательного материала курса, с проектированием учебно-воспитательного процесса, с планированием и построением системы своей работы. Объектами проектирования в деятельности каждого преподавателя высшей школы являются: образовательный процесс в рамках учебной дисциплины, со-

держание учебного материала, учебное занятие, технология обучения, средства обучения, учебно-методическое обеспечение дисциплины, методическая система, педагогическая ситуация, образовательная среда и т. п.

Безусловно, эти же задачи преподаватель решал и раньше, но именно изменяющаяся внешняя информационная среда приводит к модификации данной функции, которая заключается в следующем. Как уже отмечалось, в традиционном образовательном процессе преподаватель чаще всего использовал уже разработанные методики и технологии, редко моделировал собственные педагогические ситуации. К эффективному решению педагогических задач не всегда привлекались студенты как субъекты образовательного процесса.

Умение реализовать конструктивно -проектировочную функцию является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики развития и обучения студентов. Изменяющаяся информационная среда позволяет по-новому проектировать учебно-воспитательный процесс, активно внедряя в него электронные учебники, онлайн обучение, проектную деятельность.

Применение современных информационных технологий изменяет преподавательскую деятельность: появляется необходимость овладения новыми навыками и приемами разработки учебных курсов, возможность реализации обратной связи преподавателя с обучающимся, возрастает сама роль обучающегося в учебном процессе. Вместе с тем информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству учебных материалов, которые становятся открытыми в новой информационной среде.

Как мы уже отмечали, творческий характер проектирования предполагает продуцирование преподавателем относительно нового знания в виде проекта. Проектная деятельность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации профессиональной деятельности. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические и организационно-

управленческие функции как преподавателя, так и студента. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Следует отметить, что проектная деятельность является средством развития и саморазвития как специфических проектировочных способностей, так и личности в целом; выступает универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия преподавателя и обучающегося. Не случайно В.Е. Радионов в одном из своих определений педагогического проектирования ставит на первое место его акмеологиче-скую составляющую: «педагогическое проектирование - это деятельность, дающая человеку самоосуществиться, самовыразиться, ценностно... переосмыслить... предстоящие целеустремленные действия» [5, с. 22].

Недаром проектную технологию относят к современным технологиям XXI в., предусматривающим, прежде всего, умение субъектов образовательного процесса адаптироваться к стремительно изменяющейся информационной среде. Опираясь на федеральный образовательный стандарт по направлению подготовки «Педагогическое образование», можно выделить следующие проектировочные компетенции, которые необходимо преподавателю вуза сформировать у студентов:

- способность и готовность определять пути стратегического развития образовательных учреждений в регионе;

- способность и готовность проектировать и оценивать педагогические (образовательные) системы;

- способность и готовность проектировать систему обеспечения качества подготовки специалистов в образовательных учреждениях;

- способность и готовность проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателей;

- способность и готовность проектировать систему оценивания результатов обучения и воспитания специалистов;

- способность и готовность проектировать образовательные программы для разных категорий обучающихся;

- способность и готовность проектировать образовательную среду в соответствии с современными требованиями.

Но следует особо обратить внимание на то, что залогом формирования данных компе-

тенций является, прежде всего, самостоятельность как самого преподавателя, так и студента. Компетенция «самостоятельность» - универсальная ключевая компетенция, характеризующая успешную деятельность личности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. Через уровень проявления самостоятельности личности оценивается сформированность компонентов любой профессиональной компетенции. Самостоятельность трактуется и как совокупность умений, навыков и как черта характера, играющая существенную роль в структуре личности современного специалиста.

В результате индивидуального развития самостоятельность наполняется субъектным опытом, обусловливающим возможность разных ее уровней, таких как интуитивно-эпизодический, репродуктивный, эвристический и креативный, различающихся между собой характером активности. Фокусом рассмотрения самостоятельности выступает комплекс сформировавшихся умений субъекта (Т.Д. Воронова, Н.Р. Григорьева, Ю.А. Ко-наржевский, Н.И. Крючкова, Б.Е. Новодвор-ский, М.У. Пискунов, Е.Н. Сурков).

Развитие самостоятельности требует создания системы внешних и внутренних условий, представляющих собой группы условий когнитивного, личностного и деятель-ностного содержания. Основными механизмами овладения самостоятельностью являются возможность свободного выбора, осознанная целенаправленность деятельности и персональная ответственность за результат (Л.В. Иванова, Г.Е. Ковалева, A.C. Лында, Н.А. Половникова).

Формирование самостоятельности обеспечивается посредством реализации лично-стно-деятельностной модели обучения, основанной на принципах развивающего обучения, позволяющей обучаемому осознать свои личностные ресурсы и активизировать их (Б.П. Есипов, Н.Б. Крылова, И.С. Ломакина, В.И. Осмоловский).

Не случайно с точки зрения работодателей «идеальным» сотрудником является тот, кто сочетает самостоятельность в принятии решений с умением работать в команде. Любое проектирование предполагает работу команды, где под ее формированием понимается процесс целенаправленного «построения» особого способа взаимодействия людей в группе, что позволяет эффективно реализо-вывать их профессиональный, интеллекту-

альный и творческий потенциал в соответствии со стратегическими целями проекта. Команда в этом случае определяется как группа людей, взаимодополняющих и взаимозаме-няющих друг друга, обеспечивающая синер-гетический эффект в ходе достижения проектных целей.

Применение проектной деятельности на основе социальных сервисов дает преподавателю дополнительные преимущества: использование многообразия информации, размещенной на открытых и бесплатных сетевых ресурсах, формирование новых информационных умений и навыков, включение их в свою деятельность, наблюдение за деятельностью студентов как участников сетевых сообществ.

Современные информационные технологии позволяют создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы ее представления потребителю, являются мощным инструментом ускорения процесса во всех сферах общественного развития. Поэтому своим внедрением в учебный процесс высшего образования они повышают индивидуальный характер обучения, увеличивают роль самостоятельной работы в учебном процессе, помогают приблизить обучение студентов к их профессиональной деятельности, развивают у них способность проектировать свой образовательный процесс с учетом требований будущих работодателей [6].

Веб-технологии позволяют студенту усваивать материал в любой форме (иллюстративной, звуковой, видео-, медиа-анимационной и др.), в любое удобное для него время и в любом месте, развивают у него способности к адекватному самооцениванию результатов обучения и проектированию дальнейших индивидуальных образовательных траекторий. Эта технология позволяет в значительной степени индивидуализировать обучение, т. е. ориентироваться не на «среднего» обучающегося, как это происходит в аудиторных условиях, а на любого с разными способностями усвоения учебного материала.

Обучение на основе веб-технологий не только стимулирует переход на интерактивное онлайновое и дистанционное обучение, на формирование виртуальной реальности в образовании, но и оказывает огромное воздействие на содержание преподавания и совершенствование конструктивно-проектировочной деятельности. Именно такие профес-

сиональные качества становятся необходимыми составляющими для преподавателей высшей школы в новом XXI в.

Говоря об инновационных изменениях, происходящих в организации процесса обучения в постдипломном образовании, необходимо отметить, прежде всего, установку на максимальный учет индивидуальных запросов, мотивирование преподавателя на постоянное повышение квалификации, возможность решения актуальных проблем образования. На это указывает Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»: «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности» [7, с. 76].

Использование веб-технологий в процессе повышения квалификации расширяет возможности для совершенствования проектировочных компетенций преподавателя. Самостоятельный выбор дистанционных курсов обучения, предлагаемых различными организациями и специалистами, дает возможность преподавателю повысить свой уровень знаний в той или иной области, сформировать готовность к эффективному конструированию образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных запросов студентов; проектированию образовательной среды в соответствии с современными требованиями изменяющейся информационной среды.

Так, одной из организаций, предлагающей курсы повышения квалификации, является Национальный открытый университет «ИНТУИТ» [8]. Интерес для преподавателей вуза могут представлять такие программы повышения квалификации, как «Облачные технологии в образовании», «Управление электронным контентом», «Основы разработки электронных образовательных ресурсов» и др.

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании предлагает курсы повышения квалификации для преподавателей: «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», «Облачные вычисления в образовании», «Основы разработки электронных образовательных ресурсов», «Обучение с использованием социальных сетей» и др. [9].

Самостоятельный выбор программы и ее освоение дает возможность педагогам получить новые знания, заниматься в удобное

время и в удобном для себя темпе, получить документ о прохождении курсов повышения квалификации.

Чем шире круг знаний о способах и приемах конструктивно-проектировочной деятельности и богаче практический опыт ее реализации, тем более высокий уровень самостоятельности может проявить в своей работе преподаватель. Система знаний плюс система навыков создают его готовность к самостоятельному творческому решению поставленных перед ним профессиональных задач [10, с. 229].

Несомненно, что для эффективной реализации образовательного процесса в вузе конструктивно-проектировочная функция преподавателя должна стать не второстепенной, не составной частью образовательно-технологической. Она приобретает самостоятельное значение и является важным компонентом профессионально-методической подготовки педагога.

1. Копытова Н.Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 10 (114). С. 103-112.

2. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 84-91.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000.

4. Муравьева Г.Е. Потенциал проектирования в развитии профессиональной компетентности преподавателя высшей школы // Научный поиск. 2011. № 2. С. 4-6.

5. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб., 1996.

6. Фещенко А.В. Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в организации электронного обучения в вузе // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 4 (52). С. 64-70.

7. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013.

8. Национальный открытый университет «ИНТУИТ». URL: www.intuit.ru. Загл. с экрана.

9. Электронные курсы ИИТО ЮНЕСКО. URL: http://lms.iite.unesco.org. Загл. с экрана.

10. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

1. Kopytova N.E. Mnogomernaya professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza: ot funktsiy k kompetentsiyam // Vestnik Tambovskogo un-iversiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 10 (114). S. 103-112.

2. Makarova L.N., Kopytova N.E., Koroleva A.V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushcheysya vneshney informatsionnoy sredy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 6 (110). S. 84-91.

3. Lyaudis V.Ya. Metodika prepodavaniya psikho-logii. M., 2000.

4. Murav'eva G.E. Potentsial proektirovaniya v razvitii professional'noy kompetentnosti prepo-davatelya vysshey shkoly // Nauchnyy poisk. 2011. № 2. S. 4-6.

5. Radionov V.E. Netraditsionnoe pedagogicheskoe proektirovanie. SPb., 1996.

6. Feshchenko A. V. Sovremennye obrazovatel'nye i informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v organizatsii elektronnogo obucheniya v vuze // Otkrytoe i distantsionnoe obrazovanie. 2013. № 4 (52). S. 64-70.

7. Federal'nyy Zakon "Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii". M., 2013.

8. Natsional'nyy otkrytyy universitet "INTUIT". URL: www.intuit.ru. Zagl. s ekrana.

9. Elektronnye kursy IITO YuNESKO. URL: http://lms.iite.unesco.org. Zagl. s ekrana.

10. Lomov B.F., Surkov E.N. Antitsipatsiya v strukture deyatel'nosti. M., 1980.

nocTynnna b pega^Hro 6.05.2014 r.

UDC 37:372.8; 378

CONSTRUCTIVE-PROJECT FUNCTION IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF HIGH SCHOOL LECTURER

Natalya Evgenyevna KOPYTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Chemistry, Associate Professor, Associate Professor of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: nkopytova@mail.ru

Lyudmila Nikolayevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: mako20@inbox.ru

The role of constructive-project function in professional activity of high school lecturer and its development in changing information environment is considered. It is shown that the guarantee of formation of project competencies is independence of both lecturer and student. The independence is considered as universal key competence characterizing the successful activity of personality both in professional and non-professional sphere. The independent choice of ways of qualification raise program projecting and their independent distance acquiring will give the opportunity to the lecturer to raise the level of knowledge, gain new constructive-project skills. It is concluded that for the effective realization of education process at university the constructive-project function of lecturer shouldn't become the education-technology part, but it should gain the independent meaning and important component of professional-methodic preparation of lecturer.

Key words: university lecturer; professional activity of lecturer; constructive-project function; changing information environment; independence; project competencies; project activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.