Научная статья на тему '«СИТУАЦИЯ» КАК ЕДИНИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМАХ «СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ» И «СУБЪЕКТ–ГРУППА»'

«СИТУАЦИЯ» КАК ЕДИНИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМАХ «СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ» И «СУБЪЕКТ–ГРУППА» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект / группы / условия / среда организации / пространство / ситуация / единица / subjects / groups / conditions / organization environment / space / situation / unit

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толочек Владимир Алексеевич

В логике системного личностно-развивающего подхода (Л.М. Митина) обсуждаются вопросы структурной и процессуальной организации взаимодействий субъектов в системах «субъектсубъект», «субъектгруппа», «субъект–организация», «субъект–социум». Выделяется «ситуация» как онтологическая сущность и концептуальная «единица» анализа фрагментов социальной действительности. Показано, что «ситуации» есть явления самоорганизации людей, групп, социального пространства разной общности, в частности – пространств организаций (образовательных учреждений, коммерческих и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Толочек Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SITUATION” AS A UNIT OF INTERACTION OF SUBJECTS IN THE SYSTEMS “SUBJECT–SUBJECT” AND “SUBJECT–GROUP”

In the logic of the systemic personality-developmental approach (L.M. Mitina), questions of the structural and procedural organization of interactions of subjects in the systems “subject–subject”, “subject–group”, “subject–organization”, “subject–society” are discussed. The “situation” is singled out as an ontological entity and a conceptual “unit” of analysis of fragments of social reality. It is shown that “situations” are the phenomena of self-organization of people, groups, social space of different communities, in particular – the spaces of organizations (educational institutions, commercial, etc.).

Текст научной работы на тему ««СИТУАЦИЯ» КАК ЕДИНИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМАХ «СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ» И «СУБЪЕКТ–ГРУППА»»

Литература

1. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. — М.: НИИОП АПН СССР, 1980. С. 37-52.

2. Невдах С.И. Использование технологии продуктивного обучения в процессе подготовки магистров // Современные формы, методы и технологии образовательного процесса: опыт субъектов кластера непрерывного педагогического образования: сб. науч. статей / Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка; под науч. ред. А.И. Жука. — Минск, 2020. С. 124-129.

«СИТУАЦИЯ» КАК ЕДИНИЦА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ В СИСТЕМАХ «СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ» И «СУБЪЕКТ-ГРУППА»1

Толочек Владимир Алексеевич (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук. E-mail: tolochekva@mail.ru

Аннотация. В логике системного личностно-развивающего подхода (Л.М. Митина) обсуждаются вопросы структурной и процессуальной организации взаимодействий субъектов в системах «субъект—субъект», «субъект—группа», «субъект—организация», «субъект—социум». Выделяется «ситуация» как онтологическая сущность и концептуальная «единица» анализа фрагментов социальной действительности. Показано, что «ситуации» есть явления самоорганизации людей, групп, социального пространства разной общности, в частности — пространств организаций (образовательных учреждений, коммерческих и пр.).

Ключевые слова: субъект, группы, условия, среда организации, пространство, ситуация, единица.

"SITUATION" AS A UNIT OF INTERACTION OF SUBJECTS IN THE SYSTEMS "SUBJECT-SUBJECT" AND "SUBJECT-GROUP"

Tolochek Vladimir Alekseevich (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Leading Researcher, Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. E-mail: tolochekva@mail.ru

Abstract. In the logic of the systemic personality-developmental approach (L.M. Mitina), questions of the structural and procedural organization of interactions of subjects in the systems "subject—subject", "subject—group", "subject—organization", "subject—society" are discussed. The "situation" is singled out as an ontological entity and a conceptual "unit" of analysis of fragments of social reality. It is shown that "situations" are the phenomena of self-organization of people, groups, social space of different communities, in particular — the spaces of organizations (educational institutions, commercial, etc.).

Keywords: subjects, groups, conditions, organization environment, space, situation, unit.

Введение. Разрабатываемый Л.М. Митиной [2; 4; др.] системный личностно-развиваю-щий подход, ориентированный на изучение психологических закономерностей развития педагога (в аспектах субъектного, профессионального, карьерного, личностного развития), значительно расширяет «предмет исследований». Новое видение проблемы задает ориентиры на изучение ключевых сопряженных «линий развития» (субъектного, профессионального, карьерного, личностного), выделяет сопряженные «сферы развития» (субъектного, профессионального, внепрофессионального, личностного) в последовательных «стадиях развития» (этапах онтогенеза, субъектогенеза, профессиогеназа в продолжение трудовой жизни человека). Новые возможности предлагаемого подхода позволяют выявлять содержательные характеристики субъекта и личности в их единстве и целостности,

1 Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ, тема № 0138-2021-0010 «Регуляция социального взаимодействия в условиях удаленной работы»).

объединенных в их актуальном взаимодействии, проводить их изучение, вносить коррективы, прогнозировать траектории развития учителя и ученика.

И если структурные подходы в изучении состава полисубъектных общностей («учитель-ученик», «преподаватель-тудент» и др.), условий и факторов их взаимодействий в образовательных пространствах изучаются широко и последовательно [1-5; 7; др.], то процессуальным аспектам их эволюции и функционирования внимание уделяется заметно меньше.

Цель исследования — выделение единиц анализа взаимодействия субъектов в психологии.

Гипотезы: 1. Как в отношении структурных составляющих, так и процессуальных взаимодействий субъектов в социальных группах можно выделять устойчивые фрагменты действительности. 2. Устойчивые фрагменты действительности, отражающие важные аспекты взаимодействия субъектов в социальных группах, могут иметь сходные характеристики (совместимые, согласованные) и обозначаться сходными научными понятиями. Объект исследования: деятельность, поведение, взаимодействия представителей социономических профессий; предмет: взаимодействия субъектов в образовательных пространствах. Методы: историко-теоретическое и эмпирическое исследование взаимодействий субъектов в социальных группах.

Взаимодействия субъектов в социальных системах: проблема, концепции, открытые вопросы. Изучение взаимодействий субъектов в системах «субъект-субъект», «субъект-группа», «субъект-организация», «субъект-социум» (человек-мир) обнаруживает устойчивую историческую тенденцию к расширению мерности пространства и времени и возрастанию числа условий, определяющих эффекты таких взаимодействий [1—5; 7; 9]. Эти тенденции сопряжены с развитием и уточнением понятийного аппарата, адекватного новому видению реальности (полисубъектные общности, объектно-предметное поле, профессиональные, внепрофессиональные потенциалы и др.), с одной стороны, с другой — поиском адекватных «единиц» анализа феноменов. В качестве таких «единиц» выступают уже не отдельные индивиды - «субъекты», а социальные группы -микрогруппы (диады, триады), малые группы, средние, большие. В сфере образования таковыми являются «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-ученик-родитель—психолог», «преподаватель—студент», «преподаватель—студен—группа», «студент—группа»; в спорте — «тренер—спортсмен», «тренер—спортсмен—специалисты»; в коммерческих компаниях — «менеджер — топ-менеджер» и т.п. Вместе с формированием новых возможностей целостного изучения сложных фрагментов реальности — обращения к самодостаточным, завершенным фрагментам социальной действительности, фокусирование внимание ученых на «субъектах» разного уровня и масштаба затеняют и закрывают другие важные аспекты — динамичность всех социальных взаимодействий людей (в том числе в «рамках» социономических профессий), множественность «субъективных начал» (потенциально равной активности всех партнеров), поливалентность взаимодействий людей и групп [6—10].

Одним из важных моментов изучения взаимодействий людей выступают вопросы выделения адекватных единиц изучаемых процессов. И если в отношении признания структурных «единиц» отдельного человека позиции ученых достаточно согласованы, то вопросы единиц процессов остаются открытыми. Вместе с тем целенаправленно, преднамеренно и/или интуитивно многими обозначаются контуры регуляции (со-регуляции, ко-регуляции) взаимодействий человека с окружением.

В работах последних двух-трех десятилетий ученые все чаще обращаются к понятию «ситуация» как возможности фиксации комплекса структурных и процессуальных «моментов», определяющих эффекты взаимодействия людей друг с другом, с социальными группами, с социумом. Так, например, прямые и отсроченные эффекты взаимодействия людей в процессах типовой психодиагностики активно обсуждаются психологами со второй

половины ХХ столетия (см. обзоры: [5; 7; 9 и др.]). В более широких социальных контекстах сходные вопросы неоднократно обсуждались в разных научных традициях, в отношении разных задач. Сопряженность человека и окружения обозначалась понятиями «ситуация» (Д. Магнуссон), «жизненное пространство» (К. Левин), «мир» (С.Л. Рубинштейн) и др. В.И. Панов, обсуждая проблемы одаренных детей, резюмирует: «единицей анализа развития одаренного ребенка должна выступать ситуация развития как система» [2, с. 45]; последовательно рассматривая «каскады» ситуаций развития/разрушения, ученые прибегают к понятиям «ситуации познавательного характера», «ситуации социального характера», «трудные жизненные ситуации», «критические ситуации» [2; 3].

В совместной профессиональной деятельности имеют место феномены асимметрии предпочтения профессионально важных и личностных качеств партнера, то есть для профессионалов более предпочтительно, чтобы в ситуациях взаимодействия другие субъекты имели несколько иные паттерны ПВК. Асимметрия предпочтений субъектами качеств партнеров наблюдается в разных видах деятельности и разных профессиональных диадах: учитель—ученик, преподаватель—студент, тренер—спортсмен, руководитель-подчиненный и пр. [5; 7; 10]. Другими словами, реальная профессиональная деятельность людей есть ситуации формирования, дополнения, достраивания ими некоторого «целого» в границах взаимодействия и в возможностях двух и более взаимодействующих субъектов.

Поддерживающими эти процессы формирования уникальных диад выступают процессы поддержания типовой «оболочки» - поддержания сходства психологических и социально-психологических характеристик контактных социальных групп, названных нами «психологические ниши» [6-8]. Дифференциация и сегментация субъектов в процессах функционирования социального целого (например, коммерческой компании) поддерживается, в частности, их ориентацией на определенные паттерны профессиональных компетенций, сходных для сотрудников одного подразделения и несколько отличающихся для представителей разных отделов компании [10].

Заключение. Обобщая, акцентируем несколько важных аспектов: феномен «ситуация» может существовать как множество «ситуаций» - разных устойчивых сочетаний условий социальной макро-, мезо- и микросреды; в формировании таких «ситуаций» могут участвовать прямо и косвенно множества людей, процессы; типологии «ситуаций» образуются и поддерживаются интрасубъектными факторами; эффекты таких «ситуаций» по-разному проявляются на протяжении времени. Возможно, что «ситуация» есть своего рода «голограмма» фрагмента реальности, элемент «фрактала» фрагмента действительности. «Ситуации» есть проявления самоорганизации людей и групп, самоорганизации самого социального пространства - в масштабе микрогрупп (диад и триад), контактных социальных групп, в пространствах организации (образовательных учреждений, коммерческих и пр.). Онтологически и концептуально «ситуация» может выступать как «единица» анализа.

Признание «активности» в отношении всех взаимодействующих людей в изучаемом нами социальном пространстве правомерно и отвечает логике постнеклассической рациональности (постнеклассической парадигме). Выделенное понятие «ситуация» отражает действенность принципов детерминации, развития, единства сознания и деятельности, системности; признание активности субъекта в каждом с нами взаимодействующим - обследуемом, воспитуемом, обучаемом, подчиненном — есть его принятие как субъекта, есть признание его равноправности и активности, есть развитие базовых принципов отечественной психологии. Ни один из участников социальных взаимодействий людей не является пассивным, «объектом»; каждый участник взаимодействия субъектов есть субъект.

Литература

1. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. — М.; СПб.: Нестор-История, 2019. — 456 с.

2. Панов В.И. Экопсихологический подход к развитию одаренности // Психология одаренности и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенковой. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 37—51.

3. Панов В.И., Хромова Т.В. Критические ситуации в жизни особо одаренных детей // Педагогика. 2015. № 1. С. 40—46.

4. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. — М.; СПб.: Нестор-История, 2015. — 416 с.

5. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. — М.: Юрайт, 2018. — 186 с.

6. Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 195—213.

7. Толочек В.А. Психология труда. — 3-е изд. доп. — СПб.: Питер, 2020. — 480 с.

8. Толочек В.А. Профессиональный менталитет как динамичное образование // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 338—349. БО1: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-338-349.

9. Толочек В.А. Континуум «задатки — способности — профессионально важные качества — компетенции»: открытые вопросы // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 4. С. 32—45.

10. Толочек В.А., Машкова А.С. Компетенции менеджеров: факторы «необходимости и достаточности» в описании и объяснении феномена // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 249—262. БОТ: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-249-262.

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

И НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Чавдарова-Костова Сийка Георгиева (София, Республика Болгария), доктор педагогических наук, профессор, Софийский университет «Св. Кл. Охридски». E-mail: S.ChavdarovaKostova@fp.uni-sofia.bg

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые вопросы, связанные с цифровыми компетенциями школьных учителей и преподавателей в системе высшего образования. Представлены компетентностные модели, включая различные цифровые компетенции. Включена информация о национальных программах, управляемых Министерством образования и науки Болгарии, направленных на развитие цифровых компетенций школьных учителей и преподавателей в системе высшего образования.

Ключевые слова: цифровые компетентности, школьные учителя, университетские преподаватели.

DIGITAL COMPETENCES OF SCHOOL TEACHERS AND UNIVERSITY LECTURERS IN A WORLD OF UNCERTAINTY AND INCONCISTENTY

Chavdarova-Kostova Siyka Georgieva (Sofia, Republic of Bulgaria), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Sofia University "St. Kliment Ohridski". E-mail: S.ChavdarovaKostova@fp.uni-sofia.bg

Abstract. The article presents key issues related to the digital competencies of school teachers and lecturers in the higher education system. Some competency models that include a variety of digital competencies are presented. Information about national programs managed by the Ministry of Education and Science in Bulgaria, aimed at developing the digital competencies of school teachers and lecturers in the higher education system is presented.

Keywords: digital competencies, school teachers, university lecturers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.