Научная статья на тему 'Формирование творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России'

Формирование творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КУРСАНТЫ / OPERATIONAL AND SERVICE TASKS / TRAINING / PROFESSIONAL EDUCATION / CREATIVE THINKING / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич, Евсеева Ирина Георгиевна

Актуальность исследуемой проблематика вызвана социальным заказом государства и общества на качественную подготовку высококвалифицированных сотрудников системы МВД России. Авторы считают, что сформированное творческое мышление будет способствовать эффективному выполнению оперативно-служебных задач сотрудниками полиции. В это связи, процесс формирования творческого мышления необходимо оптимизировать еще на стадии обучения в образовательной организации МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожаев Максим Сергеевич, Евсеева Ирина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Creative Thinking of Students of Educational Institutions of the Mia of Russia

The relevance of the problem is caused by the social order of the state and society for the quality training of highly qualified employees of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors believe that the formed creative thinking will contribute to the effective implementation of operational tasks by police officers. In this regard, the process of formation of creative thinking should be optimized at the stage of training in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России»

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

УДК: 37.013.32 ББК: 88.8

@ M.C. КОЖАЕВ, И.Г. ЕВСЕЕВА. 2019

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

FORMATION OF CREATIVE THINKING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ КОЖАЕВ,

Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, капитан полиции Москва, Россия Email: 300hp@bk.ru

ИРИНА ГЕОРГИЕВНА ЕВСЕЕВА,

Профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя кандидат психологических наук, доцент Москва, Россия Email: irina.evseeva14@mail.ru

MAXIM SERGEEVICH KOZHAEV, Adjunct of the faculty of training of scientific and pedagogical research staff of Moscow University of the Russian interior Ministry named after V.J. Kikot, police captain Moscow, Russia Email: 300hp@bk.ru

IRINA GEORGIEVNA EVSEEVA, Professor of the Department of pedagogy UNK PSD Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia candidate of psychological Sciences, associate Professor Moscow, Russia Email: irina.evseeva14@mail.ru

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: М.С. КОЖАЕВ, И.Г. ЕВСЕЕВА. Формирование творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 22—23.

Аннотация. Актуальность исследуемой проблематика вызвана социальным заказом государства и общества на качественную подготовку высококвалифицированных сотрудников системы МВД России. Авторы считают, что сформированное творческое мышление будет способствовать эффективному выполнению оперативно-служебных задач сотрудниками полиции. В это связи, процесс формирования творческого мышления необходимо оптимизировать еще на стадии обучения в образовательной организации МВД России.

Ключевые слова: оперативно-служебные задачи, обучение, профессиональное образование, творческое мышление, курсанты

Annotation. The relevance of the problem is caused by the social order of the state and society for the quality training of highly qualified employees of the Ministry of internal Affairs of Russia. The authors believe that the formed creative thinking will contribute to the effective implementation of operational tasks by police officers. In this regard, the process of formation of creative thinking should be optimized at the stage of training in the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Key words: operational and service tasks, training, professional education, creative thinking, cadets

В настоящее время в Российской Федерации система высшего образования претерпевает значительные изменения, связанные с модернизацией и все большей личностной направленностью современного образовательного процесса. Становление современной личности и профессионала невозможно без овладения приемами творческого анализа, интегрированного использования информации, полученного в период обучения в образовательной организации.

Потребность понять природу процесса творчества возникла как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление. В дальнейшем начались поиски более активных форм воздействия на человеческую психику, которые позволяли бы управ-

22

№ 1/2019

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

лять творческой деятельностью. Это особенно актуально становится в настоящее время, когда творчество и творческое мышление приобретают особое значение для человечества [1].

Педагогический аспект творчества не подразумевает создания значимого (товарного) продукта как такового. Он имеет функции мониторинга успешности освоения компетенций и тренировки слагаемых осваиваемой компетенции в процессе выполнения творческого задания, когда обучаемый ставится в проблемную ситуацию выбора средств решения задачи. В педагогическом аспекте творчество тесно связано с умением самостоятельно оперировать усвоенными знаниями, умениями, навыками, терминологией, компоновать их для получения итогового продукта. В процессе обучения продукт может быть условным, в виде учебного упражнения, выполнение которого позволяет оценить уровень творчества обучаемого, то есть самостоятельного и свободного владения им формируемыми компетенциями [2].

Профессиональная деятельность сотрудника полиции является творческой по своей специфике, что предполагает наличие способностей, мотивов, знаний, выдвижения разных подходов и умения решать оперативно-служебные задачи не только в обычных, но и в экстремальных условиях. В этой связи формирование творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России, одновременно с поиском педагогического подхода к повышению эффективности оперативно-служебной деятельности является своевременно и необходимым [3].

В основе процесса формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России лежат следующие позиции:

• формирование академических успехов курсантов, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных занятий, форм, методов и приемов работы;

• внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

• создание условий для проявления творчества на занятии курсантов независимо от их личностных качеств;

• постоянное поддержание стремления курсанта к самостоятельной творческой деятельности.

Творческое мышление курсанта образовательной организации МВД России формируется

во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

• наличие сформированного интереса к выполнению творческих заданий;

• реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности курсанта;

• творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии курсантов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.

Можно отметить, что для действующих сотрудников МВД России новизна решения сопоставляется с коллективным опытом всего человечества (объективная новизна), то для курсантов образовательных организаций МВД России достаточно, чтобы результат творческого решения был нов в рамках их индивидуального опыта. Все это способствует быстрому и адекватному принятию решения в нестандартных ситуациях (зачастую в неопределенности) служебной деятельности [4].

Появление в настоящее время разнообразных систем, технологий и методик предоставляет профессорско-преподавательскому составу возможность выбора наиболее продуктивной, по его мнению, педагогической технологии. Однако генеральную линию занимают практи-ко-ориентированный и компетентностный подходы в образовании. Таким образом, полученные результаты будут способствовать дальнейшим опытно-экспериментальным исследованиям по изучаемой проблематике.

Список литературы

1. Евсеева И.Г. Содержательно-функциональная модель формирования творческого мышления у курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 231—234.

2. Кожаев М.С. Актуальные вопросы формирования творческого мышления курсантов образовательных организаций МВД России посредством игровых методик // Перспективы науки и образования. 2018 № 4 C. 97—100.

3. Лебедев И.Б., Чуманов Ю.В., Султанова А.М. Процесс принятия решения сотрудником уголовного розыска в ситуациях неопределенности ориентиров поиска и его психологические особенности // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 279—283.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: монография для философов, психологов, педагогов / А.М. Матюшкин. М.: МПСИ. 2013. 720 с.

№ 1/2019

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.