Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной
деятельности
Е.А. Фрай
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №222», г. Барнаул, магистрант АлтГПУ
Научный руководитель: Л.Г. Богославец к.п.н., доцент кафедры ДиДО АлтГПУ г. Барнаул,
Аннотация. В статье рассматривается организация театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО); уточняются её принципы, методы и приёмы при интеграции разных видов детской деятельности.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, творческие способности, дошкольная образовательная организация, дошкольник, дети, принципы, методы.
E.A. Frei
MBDOU «Kindergarten No.222», Barnaul, Russia
L.G.Bogoslavets
KPN, Associate professor of the DiDO Department of AltGPU
FORMATION OF CREATIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN THE PROCESS OF THEATRICAL ACTIVITIES
Annotation. The article deals with the organization of theatrical activities in the conditions of a preschool educational organization — (futher DOO); its principles, methods and techniques for integrating different types of activities are clarified.
Keywords: theatrical activity, creativity, preschool educational organization, preschooler, children, development
В условиях требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Сегодня, когда широко и фундаментально модернизируется дошкольное образование, реализуются требования стандарта усложняются задачи, стоящие перед педагогами — дошкольного образования, значимой выступает задача приобщения детей к видам театрализованной деятельности, потому что эта деятельность — самый творческий вид детского творчества. [1]
Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, находит отражение в его деятельности, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.
Актуальность развития творческих способностей детей состоит в том, что театрализованные игры выступают благоприятной средой для творческого индивидуального развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны личности развития ребенка: театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям; не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам спектаклей
и драматизаций.
Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, родителями содействуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению его самооценки: чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать ровесникам свою точку зрения, умения, знания, навыки, фантазию.
При организации видов театрализованной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 22» города Барнаула, Алтайского края, музыкальные руководители и педагоги используют принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
• интеграции — взаимосвязи содержания всех направлений образовательных областей Федеральной образовательной программы дошкольного образования программы;
• систематичности — совместная коллективная деятельность реализуется целенаправленно с обязательным закреплением видов театрализованной деятельности самодеятельности детей;
• развивающего— личностного развития ребенка и его творческих способностей;
• индивидуализации — учета индивидуальных особенностей и возможностей детей при организации индивидуального подхода в театрализованной деятельности;
• специфичности театрализованной деятельности, интегрирующий игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
• комплексности — взаимосвязи театрализованной игры с разными видами искусства и разнообразными видами художественной деятельности ребенка;
• импровизационности — театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению;
• преемственности — взаимодействие взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.[2, 3, 4, 5]
Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в видах театрализованной деятельности педагоги ДОО широко используют инновационные методы и приемы работы:
• метод моделирования и анализа игровых ситуаций (создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов мини-драматизаций, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
• метод творческой беседы (введение детей в художественный образ посредством специальной постановки вопроса, тактики ведения диалогов в видах театрализованной деятельности):
«Разговор бабушки и красной шапочки», «Героев сказки теремок», «Диалог Ховрошечки с Коровушкой»;
• метод ассоциаций (дает возможность пробуждать воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы в спектакле, театрализованной постановке, драматизации-с каким настроением строили свои домики Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф?), (Каким голосом говорил волк с козлятами?);
• методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны («попрыгай, как Зайка», «улыбнись, как лисичка»);
• методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность предметно-игровой среды, мотивирование детской деятельности к участию в спектаклях, концертах, праздниках (моделирование активной предметной развивающей среды возрастных группах ДОО);
• здоровьесберегающие технологии (сохранение и охрана здоровья детей, пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз, динамические паузы, улыбка-терапия, кинефиологические движения).
Обозначенные методы и приемы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей партнерские отношения, помочь им освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение, а также позволяет получить продуктивных результатов в развитии творческих способностей в видах театрализованной деятельности.
Следует отметить, что содержание театрализованной деятельности интегративно: в ней восприятие, мышление, воображение, речь детей выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной). Театрализованная деятельность синтезирует содержание всех образовательных областей программы:
• физическое развитие включает в себя здоровье, физическую культуру, дети согласовывают действия с сопровождающей их речью, выразительное исполнение основных видов движений в условиях драматизации;
• социально-коммуникативное развитие включает в себя этап социализации дошкольников с решением задач формирования положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает эмоции, что важно при обыгрывании характера героев спектакля;
• познавательное и речевое развитие проходит через познание и коммуникацию, где развиваются представления о социальной действительности, формируются навыки общения, коммуникации, воспитываются основы культуры представления роли в спектакле или драматизации;
• художественно-эстетическое развитие осуществляется через чтение художественной литературы, художественное творчество и музыку, где решаются задачи: развития пространственного воображения, приобщения к художественной литературе, обучения самостоятельному нахождению изобразительных материалов, развития воображения при обыгрывании характера персонажа спектакля;
Развитие творческих способностей детей с использованием театрализованной деятельности начинается с проектирования предметно- пространственной среды: Центр «Мир театра», где имеются различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на прищепках, би-ба-бо,
плоскостной театр), костюмы; реквизиты для разыгрывания сценок (игрушки, ширма, элементы костюмов, маски), аудиозаписи классических и детских произведений, художественная и познавательная литература, дополнена коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр; дидактические игры: «Играем в театр», «Театральное лото», «Пирожки из печи», «Карусели».
Содержательную работу детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность мы начали с младшего возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста предпочтение отдавалось театрализованным играм, потому что они помогали быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Малыши охотно изображали различных животных, с удовольствием перевоплощались в зайчат, лисичек, маленьких мышат. Формируя интерес к играм — драматизациям, ежедневно ребятам читали произведения из разных жанров, стараясь голосом и мимикой передать характер героев.
Увлекательны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, фантазии, эмоций, памяти и внимания. Вместе с детьми мы «ходили по полу, как по луже»; «шли, как мышата, когда спит кот»; «ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички».
С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению были показаны разные сказки, настольный театр «Репка», «Теремок» и пальчиковый театр «Колобок».
Вместе с детьми мы драматизировали сказки «Курочка Ряба», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и т.д.
В среднем дошкольном возрасте происходит повышение интереса к театрализованным играм. Задача педагога состояла в том, чтобы поддержать интерес детей к театрализованной игре. В среднем возрасте дети освоили разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный и конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур, театр верховых кукол, театр ложек.
Вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра «Гуси лебеди» и пальчикового театра «Айболит», «Бременские музыканты». Также была продолжена работа над этюдами. Вместе с ребятами мы проиграли следующие этюды; «Глухая бабушка», «Вкусная конфета», «Невоспитанный мышонок».
Для выразительности образа предлагали детям пантомимы: «Пройди, как кошечка, как лисичка; пройди по тропинке через речку, любуясь полянкой цветочков; собери в лесу ягодки».
К концу средней группы дети участвовали в постановках сказок: «Красная шапочка», «Телефон», также были драматизированы отрывки из сказки «Федорино горе».
Для развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте широко используются настольные театры (театр игрушки, конусный театр). Используя данные виды настольных театров, ребенок полностью контролирует движение игрушек, кукол, сопровождает персонажа словами и речевыми высказываниями.
Творчество в театрализованной деятельности невозможно без развития речи. Поэтому, большое внимание уделяется обогащению словаря, активизации в речи детей устойчивых выражений, пословиц, поговорок.
Для того, чтобы добиться выразительности речи, проводится с детьми артикуляционная гимнастика, с включением таких упражнений, как «Насос», «Качели», «Гармошка».
Игры со скороговорками предлагаются детям в разных вариантах: «Веселый старичок-Лесовичок», «Зеркало», «Телефон».
Разученные диалогические скороговорки используются в различных театрализованных играх,
в работе над интонацией, в импровизациях, придумывании сюжета действующих лиц. Предлагается произнесение с разной интонацией самых обычных слов: «дай», «отнеси», «приготовь», «возьми», «до свидания».
Итогом всех театрализованных игр и упражнений является постановка спектакля. Его подготовке уделяем большое внимание: выбираются сказки, распределяются роли по желанию детей. Дети с удовольствием заучивают свои роли; проигрывая каждую роль, педагогам приходится показывать детям, как надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героя.
На основе сказок выполняются театральные постановки такие, как «Телефон», «Мойдодыр», «Красная шапочка».
Работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности проводится в тесном контакте со всеми специалистами ДОО: инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителям-логопедом, а также родителями воспитанников: готовится декорации, разрабатываются эскизы костюмов и атрибутов афиши, разрабатываем эскизы костюмов.
Опыт практики в должности музыкального руководителя свидетельствует, что творчеству детей в видах театрализованной деятельности способствует установившийся контакт с родителями воспитанников: родители помогают в заучивании текстов ролей, участвуют в театрализованных представлениях в качестве актеров, для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности родители получают рекомендации в виде консультаций, бесед.
Проведённая нами работа таким образом целенаправленно организованная работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности обозначила следующие результаты-дети старшего дошкольного возраста. Умеют: разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией;
знают: некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо;
и имеют представление: о театре, театральной культуре, об истории театра, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер).
Театрализованная деятельность-один из самых эффективных способов для развития творческих способностей детей на этапе дошкольного детства.
Библиографический список
1. Концепция ФГОС ДЭО.-Москва ТЦ "Сфера".-2014.-122 с.
2. Акулова О. Театрализованные игры. [Текст]/ О. Акулова// Дошкольное воспитание. -№ 4
-2015г. -с. 24.
3. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения,
сценарии. [Текст]/ Е. А. Антипина — М. :ТЦ Сфера, 2013.- с. 128.
4. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст]/ Л. В. Артемова — М:.
Просвещение, 2013 г. — с. 127.
5. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]/Е. И. касаткина //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.