Научная статья на тему 'Театральная деятельность в детском саду'

Театральная деятельность в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусова И.И., Арышева О.А.

В данной статье рассмотрена реализация театральной деятельности в детском саду. Показана важность данного направления работы, которая помогает всесторонне развивать ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театральная деятельность в детском саду»

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

© Белоусова И.И.* *, Арышева О.А.*

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 25 «Умка», г. Саяногорск

В данной статье рассмотрена реализация театральной деятельности в детском саду. Показана важность данного направления работы, которая помогает всесторонне развивать ребенка.

Ключевые слова театрализованная деятельность, выразительность речи, эмоциональная сфера, театрализованная игра, предметно-развивающая среда.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромная помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, т.к. участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Именно театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка и создавать микроклимат, в основе которого лежит ува-

* Воспитатель.

* Воспитатель.

Теория и методика дошкольного образования

193

жение к личности маленького ребенка, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Учитывая важность и необходимость формирования вышеперечисленных качеств личности ребенка, мы решили углубленно заняться театрализованной деятельностью в группе.

Одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта является предметно-развивающая среда в группе. Предметно-развивающая среда обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Для осуществления работы по данной проблеме в группе создали необходимые условия: организован уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собрано множество видов театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, на магните, на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, маски).

Есть уголок ряженья, где дети могут самостоятельно подобрать себе костюм.

В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки-раскладушки, книжки-малышки.

Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, музыкальный уголок, где подобраны разнообразные дидактические игры, музыкальные инструменты.

Организовали театрализованную деятельность, как в утренние, так и в вечерние часы. Которая была включена в различные образовательные деятельности (музыкальные, по изодеятельности и др.).

Театрализованная деятельность, составлена на основе развивающих программ и методик: Н.Ф. Сорокиной «Театр - творчество - дети», «Организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э.Г. Чуриловой; и системы творческих игр и этюдов А.Е. Антипиной, М.Д. Маханёвой и других авторов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей, где театральная игра - это шаг к искусству, к началу творческой деятельности.

Содержание театрализованных деятельности включает в себя;

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Начиная с младшей группы, формируем умение детей к простейшим

приемам кукловождения, используем различного вида настольные театры.

194

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Работу начинаем со знакомства с куклами, даем детям поиграть с ними, подержать в руках, хорошенько рассмотреть. Спрашиваем, из какой сказки кукла, предлагаем кому-нибудь из детей, рассказать эту сказку. Остальные дети дополняют. Разучиваем сценки маленькими фрагментами, не добиваясь заучивания наизусть. И этот прием используем для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаемся «разбудить» детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания.

В своей работе используем пальчиковые игры, упражнения, музыкальноритмические и подвижные игры, попевки, игры со словами. Например, упражняя движение пальцев, кистей рук, развивая мелкую моторику и общую координацию движений детей, развивается речь детей. Сначала дети слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные действия. Затем сами придумывают жесты, танцевальные движения. Двигаясь от простого к сложному, постепенно учим детей видеть, слышать, думать, сравнивать, пробовать. Материал организованной деятельности строим на синтезе слова, движения и музыки.

Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. Уделяем большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагаем детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Проводим индивидуальную работу с детьми, поощряем участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально-чувственного опыта - длительная работа, потребовалось участие родителей.

Для них мы проводили консультации, давали советы, рекомендации. Обновили материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома.

Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).

Работа по театрализованной деятельности позволила нам решить и многие педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического

Теория и методика дошкольного образования

195

воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые в образовательной деятельности, но ив самостоятельной деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Список литературы:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2006.

2. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 1991.

3. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Д/В. -1996. - № 5. - С. 21-27.

4. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. - М., 2007.

5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. - М.: Владос, 2003.

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Меньшикова О.А.*

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства.

Ключевые слова духовно-нравственное воспитание, культура, культурная идентификация, национальный компонент.

В настоящее время всё более явно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознания народа. Первым таким социальным институтом является семья, а

Аспирант кафедры Дошкольной педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.