Научная статья на тему 'Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей-логопатов'

Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей-логопатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ / ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ-ЭТАПЫ / УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т. Б.

В данной работе представлена роль театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи. Раскрываются этапы театрализованных игр и игровые упражнения, которые используются в театрализованной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению речевых нарушений у детей-логопатов»

72

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ

© Попова Т.Б.*

Центр развития ребенка - детский сад № 45, г. Биробиджан

В данной работе представлена роль театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи. Раскрываются этапы театрализованных игр и игровые упражнения, которые используются в театрализованной деятельности.

Ключевые слова театрализованная деятельность в детском саду, театрализованные игры-этапы, условия использования, игровые упражнения.

Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, её произносительной и семантической сторон. Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти, воображения и др.) создаёт дополнительные затруднения.

Одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения - это повышение эффективности коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. По мнению Л.С. Выготского, ограниченные речевые возможности ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей.

В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Одним из главных методических средств, для решения комплекса психокоррекционных задач является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми.

Театрализованная игра приносит ребёнку большую радость и удивление, способствует развитию:

- Психофизических способностей (мимики, пантомимики).

- Психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти).

- Речи (монолог, диалог).

- Творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать).

У читель-логопед.

Коррекционная педагогика

73

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Очень важно включать в занятия специальные игры на развитие воображения, мимики, пантомимики, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов. Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы персонажей сказок, игрушечные персонажи, куклы би-ба-бо, различные объемные и плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные куклы, наборы кукол для пальчикового театра, рукавички с изображением мордочек животных, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации, настольная и напольная ширмы, декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.).

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им, движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов, движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее с родителями или воспитателями заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для разных инсценировок. На этом этапе необходимо «оживлять» картинки, рассказы и сказки.

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной.

Систематическая работа по интеграции театрализованной деятельности в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи будет эффективной при условии:

74

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- систематического использования театрализованных игр в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей с общим недоразвитием речи;

- организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей условия для творческой деятельности каждого ребенка с опорой на зону ближайшего развития.

Игровые упражнения, используемые на разных этапах театрализованной деятельности.

Игры на снятие мышечного напряжения. Релаксационные упражнения с использованием технических средств - я на солнышке лежу, на берегу моря, на лесной полянке и т.д.

Игры на развитие мимики. Передать мимикой различные образы - сердитый дедушка, грязная бумажка, рассердился на драчуна, встретил хорошего знакомого, ем лимон, собака выпрашивает колбаску, умеем лукавить -подмигивание, обиделся, удивился, испугался и т.д.).

Игры на развитие пантомимики. Передать с помощью пантомимических движений образы, как падает снежинка, зуб болит, как скачет солнечный зайчик, прыгаем через лужу, сосулька тает, ем вкусное варенье, котенок на солнышке: жмурится, потягивается, нежится, бабочка порхает, расцвели, как цветы, завяли и т.д.

Игры - превращения. Чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом (например, произвольно напрягать и расслаблять пышны' сейчас ты тряпичная кукла, а теперь ты деревянный Буратино, встряхнуть воду с платочков, представьте, что вы деревья на лесной опушке - могучий дуб, а затем стройная березка).

Пластические игры развивают двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений (куклы-марионетки, имитировать катание на лыжах, на коньках, на санках и т.д.).

Пальчиковые игры без речевого сопровождения (Зайчик, Коза - рогатая, Бабочка и т.д.) и игры с речевым сопровождением (Сорока-белобока, Дружные пальчики, Варежка и т.д.).

Артикуляционная гимнастика (общий комплекс артикуляционных упражнений для губ, языка, челюсти).

Игры на развитие дыхания (задуй свечу, подуй на бабочку, греем руки, осенний ветерок, листопад, вертушка, воздушный шарик, свистульки, мыльные пузыри, весенние кораблики и т.д.).

Скороговорки на развитие дикции (Жук над лужею жужжа, ждал до ужина ужа. Волки рыщут, пищу ищут. Шла Саша по шоссе и сосала сушку и т.п.).

Игры на развитие интонационной выразительности (исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» сначала голосом Козы, потом - Волка; предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, с обидой,

Коррекционная педагогика

75

умоляя; произнести заданное предложение с разной интонацией; произнести фразу с различной эмоциональной окраской; чтение стихов с интонационной выразительностью и т.д.).

Театральные этюды. Развивают воображение детей, обучают выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера (берем снежинку в руки и говорим ей хорошие слова, говорим быстро, пока не растаяла; снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание, мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки и т.д.).

Игры-драматизации (Драматизации стихотворений, прозы, стихотворных речевых диалогов, сказок - Колобок, Теремок, Три медведя и т.д.).

Таким образом, театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи детей. Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с общим недоразвитием речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи, воображения, развитие адаптивного процесса общения, формирования основ образного мышления и, таким образом, повышает эффективность коррекции речевых нарушений.

Список литературы:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2009.

2. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет. -М., 2012.

3. Дронова Т.Н. Играем в театр. - М., 2004.

4. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М., 2009.

5. Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. - М., 2004.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

© Скоблякова Л.А.*

Государственное казенное учреждение Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Красносельский» Департамента социальной защиты населения города Москвы, г. Москва

В данной статье рассмотрены принципы коррекционного обучения детей с задержкой развития.

Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.