Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапина Ю.А.

Обоснована необходимость и возможности формирования цифровой компетентности преподавателя в процессе непрерывного профессионального образования, включая под-готовку бакалавров направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» по новому профилю «Информационные технологии в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COLLEGE TEACHER’ DIGITAL COMPETENCE UNDER CONTINUING EDUCATION

The authors substantiate the need and possibilities for the formation of teacher’ digital compe-tence under continuous professional education, including the training of bachelors in the direc-tion 44.03.04 “Professional training (by industry)” in a new prole “Information technologies in education”.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1 + 371.14:004 П.Ф. КУБРУШКО, М.В. ШИНГАРЕВА, ЮА. АТАПИНА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Обоснована необходимость и возможности формирования цифровой компетентности преподавателя в процессе непрерывного профессионального образования, включая подготовку бакалавров направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» по новому профилю «Информационные технологии в образовании».

Ключевые слова: профессиональное образование, цифровая компетентность, цифровые компетенции, уровни цифровой компетентности преподавателя, формирование цифровой компетентности преподавателя.

The authors substantiate the need and possibilities for the formation of teacher ' digital competence under continuous professional education, including the training of bachelors in the direction 44.03.04 "Professional training (by industry)" in a new profile "Information technologies in education".

Keywords: professional education, digital competence, digital competencies, levels of digital competence of a teacher, the formation of teacher ' digital competence.

Для подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, владеющих профессиональными компетенциями в соответствии с запросами цифровой экономики, необходимы цифровая трансформация профессионального образования, создание более гибкой и адаптивной образовательной системы. Формирование необходимых знаний, умений, навыков и в целом цифровой культуры будущих специалистов зависит от уровня подготовки преподавателей, которые зачастую по динамике своей цифровой адаптивности отстают от студентов. В контексте исследуемой проблемы модернизация профессионального образования предусматривает прежде всего определение уровня сформированности цифровой

© Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапи-на Ю.А., 2021

компетентности преподавателей, необходимого для создания цифровой образовательной среды как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов и обеспечивающего подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики [5, 7, 15].

Цифровую компетентность преподавателя образовательной организации, на наш взгляд, следует рассматривать как сложный, комплексный феномен, определяемый структурой и содержанием его профессионально-педагогической деятельности [4, 10], включающей:

• поиск, изучение, анализ, создание, систематизацию и архивирование информационных объектов для обеспечения образовательного

процесса (текстовых, изобразительных, аудио и видео), которые находят применение в авторских учебно-методических комплексах по преподаваемым дисциплинам;

• взаимодействие с субъектами образовательного процесса (обучающимися, коллегами, социальными партнерами), что выражается в использовании различных форм коммуникации (ЭИОС образовательной организации, корпоративная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети);

• эффективное использование программных продуктов и технических средств, связанных со спецификой преподаваемых учебных дисциплин.

Таким образом, цифровая компетентность преподавателя - это комплекс компетенций по обучению в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая деятельность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, разработке электронных образовательных ресурсов, а также по автоматизации образовательного процесса с помощью компьютерных технологий.

В настоящее время много внимания уделяется систематизации процессов внедрения цифровых технологий во все сферы жизни, в том числе в образование [9, 12, 16]. С декабря 2020 года в России начался эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах и колледжах. Похожий процесс параллельно идет и в вузах: для них в 2020 году официально запущена государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС).

На сегодняшний день СЦОС включает в себя 1677 массовых открытых

онлайн-курсов (МООК), которые эффективно могут использовать преподаватели разных вузов в качестве дополнения или альтернативы аудиторным занятиям, для изучения лучшего педагогического опыта и подготовки к занятиям [17]. Современный преподаватель должен сам управлять процессом внедрения цифровых технологий в учебный процесс по своей дисциплине, а для этого ему необходимы системные знания и навыки, определяющие его цифровую грамотность и позволяющие уверенно использовать новые технологии в своей педагогической деятельности [2, 3, 11].

Процесс формирования и развития цифровой компетентности будущих преподавателей невозможен без совершенствования содержания программ подготовки бакалавров, магистров и развития системы непрерывного педагогического образования [1, 6, 14]:

1. В профессиональные образовательные программы бакалавров направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» должно быть интегрировано формирование цифровых компетенций. Студенты в процессе формирования базовых компетенций, определенных ФГОС ВО, должны системно осваивать цифровые компетенции.

Важно знать минимально необходимый набор цифровых компетенций, который должен входить в состав ключевых компетенций преподавателя колледжа, и набор дидактических единиц учебного плана, обеспечивающий формирование этих компетенций в процессе подготовки будущих преподавателей. Исследование этих вопросов и соответствующая опытно-экспериментальная работа ведутся на кафедре педагогики и психологии профессио-

нального образования РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева.

НИУ ВШЭ также предлагает своим студентам образовательные программы, нацеленные на развитие у них цифровых компетенций в зависимости от направления их подготовки. Цифровыми компетенциями, формирование которых интегрировано во все образовательные программы НИУ ВШЭ, являются:

• цифровая грамотность для использования цифровых технологий и инструментов работы с информацией с целью удовлетворения личных, образовательных и профессиональных потребностей, коллективной работы в цифровой среде, учитывая основы безопасности, этические и правовые нормы;

• алгоритмическое мышление и программирование: от формализованной постановки задач и разработки алгоритма решения до использования современных инструментов программирования;

• анализ данных и методы искусственного интеллекта: от использования математических методов и моделей для извлечения знаний до решения профессиональных задач и разработки новых подходов [8].

Цифровая грамотность рассматривается как компетенция, необходимая не только для профессиональной деятельности выпускников, но и для обучения в вузе. Ее формирование обеспечивается не позднее первого года обучения. При этом необязательно включать в учебный план отдельную дисциплину по цифровой грамотности, если соответствующие компетенции формируются в рамках других образовательных элементов.

Освоение студентами более высоких уровней владения цифровыми ком-

петенциями (алгоритмическое мышление и программирование, анализ данных и методы искусственного интеллекта) возможно в рамках индивидуальной образовательной траектории посредством освоения соответствующих дисциплин по выбору (элективных курсов), научно-исследовательских, проектно-исследовательских семинаров, в том числе в онлайн и смешанном формате обучения. Помимо основной профессиональной образовательной программы, студентам могут быть предложены дополнительные профессиональные программы. Такая попытка свести цифровые компетенции к трем основным, достаточно определенным категориям, представляется довольно перспективной. Однако в случае с образовательными программами направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» необходимы некоторые уточнения с учетом специфики профессионально-педагогической деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций.

2. Необходима подготовка бакалавров и магистров с дополнительной квалификацией в области цифровых технологий.

В последнее время в образовательном сообществе все чаще выступают с инициативой ввести в школах, колледжах и вузах должность, условно говоря, 1Т-директора: заместителя директора школы, колледжа, проректора по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном учреждении и других специалистов, которые будут отвечать за цифровизацию учебного процесса.

В связи с этим перспективным представляется открытие нового профиля подготовки «Информационные техно-

логии в образовании» в рамках направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Выпускники данного профиля смогут:

• осуществлять методическую поддержку процессов создания (модификации) и сопровождения информационных систем (ИС), автоматизирующих задачи организационного управления образовательным процессом (определять первоначальные требования к ИС и возможности их реализации в типовой ИС, разрабатывать пользовательскую документацию к модифицированным элементам типовой ИС, обучать пользователей ИС, осуществлять оптимизацию и интеграцию ИС с существующей ИС образовательной организации, разрабатывать электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации изучения учебных дисциплин, модулей, практик);

• преподавать учебные дисциплины (модули) для изучения технологии управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники, проводить все виды учебных занятий по программам СПО и ДПП.

3. Разработка методики оценки уровня сформированности цифровой компетентности преподавателей и необходимых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.

Можно выделить несколько уровней цифровой компетентности преподавателя: начальный, базовый, продвинутый. Каждый следующий уровень является развитием предыдущего в части набора компетенций, необходимых для решения более широкого спектра и более сложных профессиональных задач.

В таблице представлено описание уровней цифровой компетентности преподавателя, полученное в результате экспертной оценки перечня цифровых компетенций и решаемых профессионально-педагогических задач, соответствующих этим компетенциям, преподавателями колледжей города Москвы: Колледжа автомобильного транспорта № 9, Политехнического колледжа № 8 им. дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова, Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Колледжа предпринимательства № 11. Всего было опрошено 62 преподавателя.

Уровни цифровой компетентности преподавателя

Уровень цифровой компетентности Совокупность компетенций

1 2

Начальный • Способность искать, изучать, анализировать, создавать и управлять информацией в цифровой среде по своей специальности; • способность решать простые технические проблемы с цифровыми устройствами (например, установка и настройка веб-камеры); • способность пользоваться интернетом и его сервисами, включая облачные хранилища и другие инструменты организации совместной работы;

Окончание табл. 1

1 2

• способность использовать прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, редакторы презентаций и т.д.); • способность осуществлять взаимодействие, обмен данными и цифровым контентом с помощью различных цифровых технологий; • способность применять средства защиты персональных и рабочих данных, используемых в цифровой среде; • способность использовать функциональные возможности всех компонентов электронной информационно-образовательной среды образовательной организации (ЭБС, корпоративная почта и др.); • способность создавать элементы курса (тест, анкета, глоссарий, лекция, форум и т.д.), используя встроенные инструменты сетевой платформы образовательной организации, а также с помощью инструментов внешних электронных ресурсов (конструкторов); • способность использовать специализированные программные продукты и технические средства, связанные со спецификой преподаваемых учебных дисциплин (например, «1С: Бухгалтерия», AutoCAD, Autodesk и т.п.); • способность автоматизировать простые рутинные задачи (обработка больших наборов файлов, несложные вычисления), проводить частотный анализ текстов и др. (например, возможность качественной сортировки и фильтрации данных в MS Excel и т.п.); • способность выполнять элементарную работу с числовыми данными и визуализировать их с помощью базовых видов диаграмм

Базовый В дополнение к навыкам начального уровня: • способность создавать и редактировать цифровой образовательный контент (видеоролики, аудиофайлы, веб-квест, веб-квиз, инфографика, 3D-графика и т.д.) с помощью цифровых мультимедийных ресурсов; • способность создавать и продвигать собственные электронные образовательные ресурсы, в том числе массовые открытые онлайн-курсы; • способность проведения учебных занятий, процедур оценки результатов обучения с применением дистанционных образовательных технологий; • способность алгоритмизировать ежедневные действия для достижения результата (настройка получения уведомлений о различных событиях, автоматизированное заполнение журнала посещаемости с помощью QR-кода и др.); • способность владения функциональностью языков программирования и их инструментами для работы с текстовыми и табличными данными

Продвинутый В дополнение к навыкам начального и базового уровня: • способность разрабатывать, апробировать и использовать компьютерные обучающие игры и цифровые симуляторы для вовлечения обучающихся в учебный процесс; • способность применять методы машинного обучения для решения практических задач анализа данных (визуализация различных процессов, например последовательности сбора простых деталей); • способность применять 3D-технологии для детального изучения как внешних, так и внутренних характеристик стереоскопических моделей, убирать внешние оболочки для детального изучения внутренностей объекта; • способность применять технологии дополненной и виртуальной реальности, позволяющей визуализировать данные, предметы, сложные процессы (например, создание виртуальной лаборатории для демонстрации протекания различных химических реакций, в том числе с опасными и дорогостоящими веществами)

Измерение уровня цифровой компетентности преподавателя возможно в форме тестирования. Преподаватели образовательной организации должны продемонстрировать наличие у них цифровой компетентности на уровне не ниже минимального, а также иметь возможность подтвердить более высокий уровень. В случае отсутствия у преподавателя положительных результатов тестирования на уровне, определенном образовательной организацией как минимально необходимый, ему следует пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Тестирование цифровой компетентности более высокого уровня может осуществляться на добровольной основе и служит основанием для выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития преподавателя в области цифровых технологий.

Целесообразно также предусмотреть профессиональный уровень, который даст право претендовать на должности (заместителя директора, прорек-

тора по цифровизации), отвечающие за цифровизацию учебного процесса в образовательной организации. Характер деятельности на этих должностях обусловливает необходимость внимательно следить за цифровыми тенденциями, постоянно повышать свою квалификацию, сохранять динамичность и потребность к самообразованию.

Таким образом, формирование цифровой компетентности преподавателя должно осуществляться непрерывно, на всех уровнях образования, начиная с программ бакалавриата и магистратуры и далее уже совершенствоваться в процессе профессионально-педагогической деятельности преподавателя посредством освоения им дополнительных профессиональных программ [13]. Такой подход позволит выполнять поставленные перед образовательными организациями задачи подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, владеющих профессиональными компетенциями, отвечающими запросам цифровой экономики.

^Ш ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Абылкасымова А.Е., Кальней В.А., Шишов С.Е. Международные тенденции формирования непрерывного педагогического образования для подготовки кадров, релевантных цифровой экономике //Вестник РМАТ. 2018. № 3. С. 28-39.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Элементы дидактического обеспечения реализации модели многоуровневой подготовки педагогических кадров в условиях цифрового обучения //Известия Тульск. гос. ун-та. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 27-36.

3. Еприкян Д.О. Особенности подготовки преподавателей в условиях информатизации профессионального образования // Акмеология профессионального образования: мат-лы 14-й Междунар. научно-практ. конф. Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 81-85.

4. Жукова Н.М., Шингарева М.В. Методология проектирования учебно-педагогических задач для будущих педагогов профессионального обучения // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2009. № 5 (36). С. 78-82.

5. Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайн-об-разованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26-39.

6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Непрерывность как принцип повышения квалификации//Вестник РМАТ. 2016. № 2. С. 93-97.

7. Козленкова Е.Н. Взаимодействие преподавателя и студента в информационно-коммуникационной предметной среде // Современные проблемы информатизации профессионального образования: мат-лы Междунар. научно-практ. интернет-конференции. М.: МГАУ, 2012. С. 29-34.

8. Концепция развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse. ru/docs/379771437.html (дата обращения: 02.03.2021).

9. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации: моногр. Томск, 2019.

10. Кривчанский И.Ф., Симан А.С. Особенности подготовки педагогических кадров для профессиональной школы//Доклады ТСХА: сб. ст. М.: РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, 2016. С. 222-226.

11. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И., Симан А.С. Подготовка преподавателей к инновационной педагогической деятельности в условиях цифровизации аграрного образования // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячки-на». 2019. № 5 (93). С. 40-45.

12. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 16-26.

13. Современное высшее образование: теория и практика: моногр. / А.Ю. Нагорнова и др. Ульяновск: Зебра, 2020.

14. Федоров В.А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: мат-лы 20-й Всерос. научно-практ. конф. Екатеринбург: РГППУ, 2015. С. 21-25.

15. Digital competence as the basis of a lecturer's readiness for innovative pedagogical activity / P.F. Kubrushko et al. //Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691 (1). Article 012116.

16. Morozov A.V., Kozlov O.A. Information and Communication Technologies in Modern Digital Educational Environment // CEUR Workshop Proceedings. 2. "InnoCSE 2019 - Proceedings of the 2nd Workshop on Innovative Approaches in Computer Science within Higher Education". 2019. P. 211-217.

17. Zakharova U.S. Online Course Production and University Internationalization: Correlation Analysis//Lecture Notes in Computer Science. 2019. Vol. 11475 LNCS. P. 102-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.