Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / ценностный смысл произведения / филологический анализ текста / ценностно-ориентационные тексты и задания / текстотека / когнитивная лингвистика / лексическое значение знака / эмоциональное восприятие текста / value orientations / value meaning of the work / philological analysis of the text / value-orientation texts and tasks / textotec / cognitive linguistics / lexical meaning of the sign / emotional perception of the text

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качанова Лариса Александровна, Шатохина Ольга Алексеевна, Богданова Марина Владимировна

В статье поднимается проблема формирования ценностных ориентаций младшего школьника в процессе работы с художественным текстом. Авторы доказывают эффективность обучения ребенка филологическому анализу текста на уроках литературы в начальной школе. Теоретический анализ проблемы помогает авторам определить, что в настоящее внимание обращено на приобщение ребенка к определенным группам ценностей через художественный текст. Но использование анализа текста затруднено тем, что младший школьник им не владеет, способность к образному анализу художественного текста сама собой не формируется. Исследователи указывают на то, что у ребенка может сформироваться примитивный механизм восприятия подлинно художественных произведений, при котором школьник усваивает только его сюжетную схему, формируется схематическое представление об образах героев. По мнению ученых смысла от такого литературного чтения нет. Диагностический срез, проведенный в начальной школе, показал, что у половины обследуемых детей 1-3 классов низкий уровень умений анализировать художественный текст. Для эффективного формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения русскому языку авторами предложена и апробирована система ценностно-ориентационных текстов и заданий. При отборе экспериментальных заданий авторы ориентировались на ценностно-ориентационные микро- и макротексты. Эти тексты содержат непосредственную оценку культивируемых в народе ценностей, актуализируют эмоциональное восприятие ценностей, способствуют ценностному внушению и убеждению, расширению представлений ребенка о мире ценностей. Авторами сделаны обоснованные выводы об эффективности использования художественных текстов и предложенных групп заданий, направленных на усвоение ценностного потенциала художественного текста. В этих заданиях был разработан алгоритм анализа художественного текста, объединяющий анализ формы, содержания, выявление ценностного смысла произведения. Предложенная программа была апробирована в четырех школах, охвачены более ста учащихся разного возраста, обучающиеся в начальной школе. Эффективность предложенной программы была доказана результатами контрольного среза, на 35% повысился уровень умений учеников анализировать художественный текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качанова Лариса Александровна, Шатохина Ольга Алексеевна, Богданова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of the formation of value orientations of a younger student in the process of working with a literary text. The authors prove the effectiveness of teaching a child the philological analysis of the text in literature lessons in elementary school. The theoretical analysis of the problem helps the authors to determine that attention is currently focused on introducing the child to certain groups of values through a literary text. But the use of text analysis is complicated by the fact that the younger student does not own it, the ability to figuratively analyze a literary text does not form by itself. The researchers point out that a child can form a primitive mechanism of perception of truly artistic works, in which the student learns only his plot scheme, a schematic representation of the characters' images is formed. According to scientists, there is no sense from such literary reading. A diagnostic cross-section conducted in elementary school showed that half of the examined children have a low level of ability to analyze a literary text. For the effective formation of value orientations of younger schoolchildren in the process of teaching the Russian language, the authors proposed and tested a system of value-orientation texts and tasks. When selecting experimental tasks, the authors focused on value-oriented micro- and macrotexts. These texts contain a direct assessment of the values cultivated by the people, actualize the emotional perception of values, contribute to value suggestion and persuasion, and expand the child's ideas about the world of values. The authors have made reasonable conclusions about the effectiveness of the use of literary texts and the proposed groups of tasks aimed at the effective assimilation of the value potential of a literary text. In these tasks, an algorithm for the analysis of a literary text was developed, combining the analysis of form, content, in identification of the value meaning of the work. The proposed program was tested in four schools, covering more than a hundred students of different ages studying in primary school. The effectiveness of the proposed program was proved by the results of the control cut, the level of students' skills to analyze artistic text increased by 35%.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА»

наглядности (обычно демонстрируется макет детали машины или оборудования). Закрепление речевого образца достигает желаемого эффекта при его использовании в новых сентенциях (отсылки к профессиональным дисциплинам). Полное усвоение нового речевого образца демонстрирует способность обучающихся выразить собственные интенции в определённых ситуациях.

Выводы. Таким образом, обучение речевому общению в учебно-профессиональной среде, которое предполагает передачу или получение информации и взаимодействие собеседников, требует особого подхода. Усвоенная терминологическая лексика дисциплин общемеханического цикла позволит осознанно и рефлективно перейти к запоминанию, пониманию и грамотному использованию нефтепромысловых и специализированных инженерных терминов при изучении общепрофессиональных дисциплин, таких, как «Методология проектирования в нефтегазовой отрасли», «Прототипирование и реверсивный инжиниринг оборудования», «Основы разработки нефтяных и газовых месторождений», «Машины и агрегаты нефтегазовых месторождений», «Ремонт и эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования» и других.

Литература:

1. Вильданова, Н.Г. Лингвистическая культура в профессиональной коммуникации: учеб. пособие / Н.Г. Вильданова, Э.Ш. Имаева, Н.Э. Валитова. - Уфа: ООО Первая типография, 2018. - 223 с.

2. Вильданова, Н.Г. Нефтегазовое дело по-русски: учеб. пособие / Н.Г. Вильданова, Э.Ш. Имаева. - Уфа: Изд-во УГНТУ,2015. -212 с.

3. Имаева, Э.Ш. Особенности магистерской подготовки в поликультурной среде / Э.Ш. Имаева, Н.Г. Вильданова // Материалы Междунар. науч.-практич. конф-ции «Русский язык в поликультурной среде: лингводидактические и социокультурные проблемы высшего образования». - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007. - С. 63-68

4. Имаева, Э.Ш. Становление и развитие самообразовательного процесса студентов технического вуза средствами разнофункциональных задач по теоретической механике / Э.Ш. Имаева, А.Г. Ряхова, О.Г. Ряхова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Изд-во ГПА ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 2022. - №75-4. - С. 252-255

5. Имаева, Э.Ш. Учебный терминологический словарь по машинам и оборудованию нефтяных и газовых промыслов: словарь / Э.Ш. Имаева, А.К. Сулейманова. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2001. - 81 с.

6. Имаева, Э.Ш. Теоретическая и прикладная механика в нефтегазовом деле: учебное пособие / Э.Ш. Имаева, О.Г. Зубкова. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. - 178 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат филологических наук, доцент Качанова Лариса Александровна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат филологических наук, доцент Шатохина Ольга Алексеевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); кандидат педагогических наук, доцент Богданова Марина Владимировна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА

Аннотация. В статье поднимается проблема формирования ценностных ориентаций младшего школьника в процессе работы с художественным текстом. Авторы доказывают эффективность обучения ребенка филологическому анализу текста на уроках литературы в начальной школе. Теоретический анализ проблемы помогает авторам определить, что в настоящее внимание обращено на приобщение ребенка к определенным группам ценностей через художественный текст. Но использование анализа текста затруднено тем, что младший школьник им не владеет, способность к образному анализу художественного текста сама собой не формируется. Исследователи указывают на то, что у ребенка может сформироваться примитивный механизм восприятия подлинно художественных произведений, при котором школьник усваивает только его сюжетную схему, формируется схематическое представление об образах героев. По мнению ученых смысла от такого литературного чтения нет. Диагностический срез, проведенный в начальной школе, показал, что у половины обследуемых детей 1-3 классов низкий уровень умений анализировать художественный текст. Для эффективного формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе обучения русскому языку авторами предложена и апробирована система ценностно-ориентационных текстов и заданий. При отборе экспериментальных заданий авторы ориентировались на ценностно-ориентационные микро- и макротексты. Эти тексты содержат непосредственную оценку культивируемых в народе ценностей, актуализируют эмоциональное восприятие ценностей, способствуют ценностному внушению и убеждению, расширению представлений ребенка о мире ценностей. Авторами сделаны обоснованные выводы об эффективности использования художественных текстов и предложенных групп заданий, направленных на усвоение ценностного потенциала художественного текста. В этих заданиях был разработан алгоритм анализа художественного текста, объединяющий анализ формы, содержания, выявление ценностного смысла произведения. Предложенная программа была апробирована в четырех школах, охвачены более ста учащихся разного возраста, обучающиеся в начальной школе. Эффективность предложенной программы была доказана результатами контрольного среза, на 35% повысился уровень умений учеников анализировать художественный текст.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностный смысл произведения, филологический анализ текста, ценностно-ориентационные тексты и задания, текстотека, когнитивная лингвистика, лексическое значение знака, эмоциональное восприятие текста.

Annotation. The article raises the problem of the formation of value orientations of a younger student in the process of working with a literary text. The authors prove the effectiveness of teaching a child the philological analysis of the text in literature lessons in elementary school. The theoretical analysis of the problem helps the authors to determine that attention is currently focused on introducing the child to certain groups of values through a literary text. But the use of text analysis is complicated by the fact that the younger student does not own it, the ability to figuratively analyze a literary text does not form by itself. The researchers point out that a child can form a primitive mechanism of perception of truly artistic works, in which the student learns only his plot scheme, a

schematic representation of the characters' images is formed. According to scientists, there is no sense from such literary reading. A diagnostic cross-section conducted in elementary school showed that half of the examined children have a low level of ability to analyze a literary text. For the effective formation of value orientations of younger schoolchildren in the process of teaching the Russian language, the authors proposed and tested a system of value-orientation texts and tasks. When selecting experimental tasks, the authors focused on value-oriented micro- and macrotexts. These texts contain a direct assessment of the values cultivated by the people, actualize the emotional perception of values, contribute to value suggestion and persuasion, and expand the child's ideas about the world of values. The authors have made reasonable conclusions about the effectiveness of the use of literary texts and the proposed groups of tasks aimed at the effective assimilation of the value potential of a literary text. In these tasks, an algorithm for the analysis of a literary text was developed, combining the analysis of form, content, in identification of the value meaning of the work. The proposed program was tested in four schools, covering more than a hundred students of different ages studying in primary school. The effectiveness of the proposed program was proved by the results of the control cut, the level of students' skills to analyze artistic text increased by 35%.

Key words: value orientations, value meaning of the work, philological analysis of the text, value-orientation texts and tasks, textotec, cognitive linguistics, lexical meaning of the sign, emotional perception of the text.

Введение. В последние годы особенно актуальной признана проблема осознания детьми и подростками истинно российских этических ценностей, которые возможно транслировать средствами русского языка. Именно родной язык представляет духовную ценность, хранит культуру нации, мудрость народа. В государственных документах, которые определяют содержание курса русского языка, начиная с его преподавания в начальной школе, отмечено, что у младших школьников необходимо сформировать систему знаний о языке, развить языковую интуицию, помочь детям стать сопричастными к богатству родного языка, его могуществу и чистоте [6].

Нами проанализированы современные исследования, в которых изучено влиянием родного языка на формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста, который показал, что в большей мере исследователи уделяют внимание частным составляющим методики обучения русскому языку, что обедняет возможности уроков русского языка. Таким образом у Е.Л. Николаевой уникальна раскрыты возможности влияния внеклассного чтения, у З.М. Магияровой исследования по развитию у детей связной речи, Г.А. Гучене, А.М.Г. Гасанова раскрыли влияние детской литературы. В упомянутых исследованиях внимание обращено на приобщение ребенка к определенным группам ценностей: Е.Л. Николаева, З.М. Магиярова, А.М.Г. Гасанов раскрывают механизмы формирования нравственных ценностей, Г.Л. Русакова - интеллектуальных ценностей [1].

Изложение основного материала статьи. Многие авторы признают, что сформировать ценностные ориентации младшего школьника возможно в процессе работы с художественным текстом, научив ребенка анализу текста на уроках литературы в начальной школе [2]. Но использование анализа текста затруднено тем, что младший школьник им не владеет и способность к образному анализу художественного текста сама собой не формируется. Если у ребенка формируется примитивный механизм восприятия подлинно художественных произведений, при котором он усваивает только его сюжетную схему и формируется схематическое представление об образах героев, то смысла от литературного чтения нет. Встает задача, как сформировать «обдумывающее» восприятие текста, умения размышлять в ходе чтения художественного произведения, развить естественную потребность самостоятельно разбираться в прочитанном. Эту задачу необходимо решить на начальном этапе обучения - помочь ребенку овладеть приемами анализа художественного текста. Такой анализ предполагает развитие умений у ребенка наблюдать и размышлять над тем, как автор развивает свою мысль в тексте. Анализ художественного текста на этапе начального образования предполагает разбор текста с целью понимания основной авторской идеи, метода подачи идеи в соответствии с определенным жанром. Задачей учителя является донесение идеи автора, используя траекторию анализа таким образом, чтобы ребенок смог сделать собственное открытие. Миссия учителя в том, чтобы он помог ребенку самостоятельно сделать открытие «смыслов» произведения, научить учащихся всмотреться и вслушаться в каждое высказывание, слово в тексте, и, затем от общего представления всего текста прийти к его деталям. Научить ребенка быть исследователем текста, владеть инструментом его анализа, наметить горизонт поиска ответов на поставленные детские вопросы - это огромный труд и профессионализм педагога. Работа с текстом исходит из природы литературного произведения, но путь выделения нравоучений не совсем оправдан. Информация о пороках или добродетелях затронет ум, сердце ребенка, но мы обращаем внимание на образную форму текста, которая активизирует эмоциональную сферу ребенка, глубоко изменяет его психику, делая его добрым, отзывчивым, позволяя глубоко вникать в смысл художественного текста.

Мы предположили, что сформировать ценностные ориентации младших школьников возможно в процессе обучения русскому языку, если разработать и апробировать в процессе преподавания предметов языкового цикла ценностно-ориентационные тексты и задания, при отборе которых ориентироваться на ценность русского языка, черпать из него непосредственные знания, относится бережно к языку как хранилищу информации, к средству общения; сформировать любовь к чтению как источнику познания. К ценностно-ориентационным микро- и макротекстам отнесены тексты, которые содержат непосредственную оценку культивируемых народных ценностей, способствующих актуальному эмоциональному восприятию информации, внушению и убеждению этических норм, формированию представлений ребенка о мире ценностей.

Методические подходы в преподавании русского языка в общеобразовательных школах в большинстве случаев обращают внимание на возможности русского языка в привитии ценностных смыслов в среднем и старшем школьном возрасте [3]. Нами проанализированы экспериментальные исследования возможностей формирования ценностных представлений и понятий о языке в младшем школьном возрасте, изучены современные методики, подходы в возрастной психологии, психолингвистике, когнитивной лингвистике, педагогике. Анализ актуальных программ и учебно-методических материалов по преподаванию русского языка в начальной школе раскрыл имеющийся потенциал возможностей овладеть основными функциями родного языка младшими школьниками.

Педагог начальных классов, владеющий эффективными методами формирования ценностных представлений и понятий о языке, имеет возможность профессионально подбирать дидактический материал, строить методически грамотно работу с текстом, способствовать отражению чувственного детского опыта, формировать способность эмпатийного отношения ребенка к миру людей, вещей, к самому себе.

В нашем исследовании поднята проблема обогащения содержания ценностного концепта родной речи. Нами поставлена дидактическая задача - дать представления ребенку о том, что родной язык является непосредственной ценностью, он приобщает каждого из нас с детства к великому и могущему народу. В разработанной нами программе развития речи для детей начальной школы, в системе предложенных упражнений дан комплект иллюстративных материалов, материал по лингводиагностике, контролю. Целью этого пакета дидактических материалов стало развитие

языковой способности младших школьников, формирование ценностных представлений и понятий о родном языке. Важным для осознания языка как ценности у детей стала работа над текстами.

Разработанная нами методическая система развития речи младших школьников прошла апробацию в общеобразовательных школах города. В программу вошел лексический минимум для обогащения словаря, текстотека, которые должны были способствовать формированию у детей ценностного отношения к родному языку.

Мы приняли во внимание представление языкознания о том, что для развитие языковых способностей ребенку необходимо овладеть лексическим значением слова, пониманием содержания слова. У каждого человека значение слова преломляется через индивидуальное сознание, которое формируется в индивидуальном опыте [2]. Формирование ценностных представлений и понятий о языке связано с эмотивными, когнитивными, коммуникативными функциями, уровнем чувственного и эмоционального восприятия. В когнитивной лингвистике выделены макрокомпоненты лексического значения знака, которые включают денотативный компонент, в основе которого лежит понятие; коннотативный компонент, включающий характеристику условия общения, эмоциональное, оценочное, экспрессивное, стилистическое, гонорифическое отношение продуцента к процессу общения; эмпирический компонент, включающий чувственные образы, обобщенные представления о предмете [5].

Нам были важны знания, концепты, представления когнитивной лингвистики, которые предлагали рассматривать компоненты языковой способности через языковые представления, сформированные в индивидуальном сознании ребенка, которые углубляются и накапливаются в процессе развития и обучения. Интересными доя нас предстали подходы к сознанию и языку в когнитивной психологии. Когнитивные психологи рассматривают чувственное познание ребенка через трансформацию ощущений в осмысленные образы, при этом придают большое значение родному языку. Уместно вспомнить, что ведущим типом мышления в младшем школьном возрасте является наглядно-образное мышление. Этот тип мышления, как отмечал A.A. Леонтьев, дает чувственную опору ребенку в процессе формирования представлений и понятий [4]. В отечественной науке признано, что развитию восприятия и мышления младшего школьника способствует речь, поэтому так важно правильное речевое развитие ребенка, сохранение лингвистических понятий в долговременной памяти, развитие образной речи. Лингвистические представления ребенка вторичны по отношению к чувственным образам, поэтому мы возлагали надежды на изучение текста [4], методически переосмысливали содержание и средства обучения родному языку.

Мы работали в двух взаимосвязанных направлениях. Первое направление было нацелено на создание условий, которые помогли ребенку осознать богатство языка, сформировать отношение к языку через чтение, анализ текстов, почувствовать выразительность речи. Нами было обновлено содержание обучения, отобраны тексты о языке, речи, подобраны содержательные материалы об истории слов. Во втором направлении мы наметили усвоение языковой системы через эмоциональное восприятие текстов, сделав акценты на эмотивной функции текста.

Анализ учебной литературы для начальной школы показал, что в традиционном обучении оптимально соотносятся репродуктивные и продуктивные методы обучения, но во многих учебниках доминируют репродуктивные методы. Привлекли внимание красочное оформление материалов в пособии Т.Г. Рамзаевой, колоритные иллюстрации в книге В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, в пособии A.B. Поляковой даны произведения классиков художественного слова, интересный материал народной педагогики, отражающие языковую культуру русского народа.

Анализ имеющейся методической литературы позволил нам продумать систему работы, направленную на обогащение эмоционального опыта ребенка, способствующего активному усвоению словаря благодаря использованию творческих методов. Вначале проведен констатирующий срез оценки уровня состояния речевого развития детей начальных классов. Результаты диагностического среза показали удовлетворительный уровень фонетических, лексических, грамматических умений обследуемых детей. Из более 120 учеников лишь 17% детей показали высокий возрастной уровень развития, средний уровень выявлен у 38%, низкий у 45%.

Данные констатирующего среза помогли составить обучающую программу, ориентирующую нас на формирование ценностных представлений и понятий о языке у младших школьников. В программу вошли система упражнений, нацеленная на формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к русскому языку. В процессе обучения сделан акцент на опыт эмоционального отношения к познанию мира ребенком, актуализацию чувственных представлений в работе над словом и текстом. При отборе текстов мы учитывали концепты, которые отражают величие русского народа, включающие ценности родного языка, семьи, родной природы и др. В текстах были подобраны языковые явления, которые содержали значимый ценный материал. Разработанная система специальных упражнений опиралась на объем усвоенных ребенком знаний, степень развития коммуникативных способностей.

В разработанные ценностно-ориентационные задания для работы с художественными текстами, были включены языковые упражнения, стимулирующие процесс языкового творчества. Эффективному усвоению содержания художественного текста способствовали приемы, пробуждающие сильные эмоции к ценностному содержанию текста. В ходе исследования нами был подведен результат проведенной работы, выявлена высокая эффективность влияния разработанных текстов и заданий на формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к языку, ценностных ориентаций у младших школьников, сформированных средствами русского языка и приобщением к литературному чтению.

Таким образом, нами подтвержден огромный ценностный потенциал художественных текстов для формирования ценностей у младших школьников. В подборе экспериментального материала из многообразия художественных текстов мы особо выделили ценностно-ориентирующие, в которых сделан акцент на эмоциональный аспект. К ним можно отнести тексты, в которых прослеживается непосредственная оценка принимаемых или отрицаемых ценностей. Примером служат большинство народных сказок, большое количество басен, пословиц, поговорок и др. В подборе художественных произведений мы опирались на содержание ценностей и эмоциогенность текстов, силу эмоционального влияния на чувственное восприятие детей младшего школьного возраста, эмоциональную насыщенность и лиричность произведения, среди которых яркими примерами являются стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», И. Меттера «Мухтар», В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе». Особое предпочтение было отдано текстам, в которых прослеживаются осознание ценности жизни, ориентация автора на социально значимую систему человеческих ценностей и приоритетов, ярко выражен пример героических поступков героев произведений, позитивная позиция автора. К таким текстам можно смело отнести рассказы из Азбуки Л.Н. Толстого, Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказку про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» и др. Дидактически привлекательны тексты, в которых прослежено соотношение ценностных контрастов образов героев произведений, которые провоцируют ребенка на выбор предпочтений при наличии противоречия в поведении героев. Такое ценностное противоречие можно заметить в рассказах А.П. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки», «Мальчики», «Хамелеон», «Беззащитное существо», «Жалобная книга» и др. авторов. Расширить представления младших школьников о мире ценностей возможно через чтение произведений, в которых обогащается социальный опыт

детей. Яркими примерами являются сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Новое платье короля», «Гадкий утёнок».

Вставала задача: как организовать процесс обучения в начальной школе, чтобы сформировать ценностные ориентации у младших школьников? В помощь учителю были предложены комплекты ценностно-ориентирующих заданий, в которых акцентирующее внимание сделано на ценностные ориентации. Задания в работе с художественными текстами были направлены на усвоение ценностного потенциала художественного текста. В этих заданиях разработан алгоритм, помогающий ребенку анализировать художественный текст. В этом алгоритме синтезировались форма, содержание и ценностный смысл произведения. Ребенку предлагались наводящие прямые и опосредованные вопросы, алгоритм сопоставительного наблюдения. Предложенная нами программа была апробирована в четырех школах, охвачены более ста учеников разного возраста, обучающиеся в начальной школе.

Целью разработанных заданий стало развитие эмоционального отношения к содержанию произведения, воздействие на аффективное восприятие текста. Детям предлагался круг с изображением эмоций, они выбирали те эмоции, которые испытывали в процессе работы с текстом: радость, любовь, восторг, интерес, удивление, сочувствие, доброту, нежность, теплоту, гнев, страх, стыд, грусть и др. Включение заданий, в которых ребенок оценивает эмоциональный потенциал текста, помогало сформировать способность младшего школьника к оценке значимости произведения в его эмоциональном опыте. В этих заданиях ребенку предлагалось оценивать поступки героев, обосновывать позицию автора и свою собственную. Комплекс заданий продвигал к самостоятельному поиску этических ценностей в произведениях, к оценке эмоционально-ценностного контраста в поступках героев и их личностных особенностей, выясняя различные представления о том, какие персонажи произведений в своих поступках правы или не правы. Важным моментом обсуждения представлено обоснование собственного поведения в подобных ситуациях. Особую группу заданий представлял комплект творческих заданий, стимулирующий творческую деятельность. Детям предлагалось составить пересказ от имени определенного героя, обосновав свой выбор персонажа, иллюстрируя понравившиеся эпизоды.

Основной особенностью работы с литературно-художественным произведением в учебниках «Литературное чтение» по современным образовательным стандартам является акцент на том, что чтение предполагает процесс общения с автором книги и ее героями [6]. Такое общение с писателем и героями произведений носит, естественно, условный характер, но способствует оживлению чтения, ведению воображаемого диалога с героями, обсуждению художественно-эстетических и нравственных проблем, высказываниям собственного мнения. Восприятие художественных текстов проходило от общего к частному новому обобщению: от общего впечатления от произведения - к детальному рассмотрению текста, а затем к целостному восприятию более высокого уровня. Такая особенность восприятия искусства носит названия «первичный синтез», анализ, «вторичный синтез». Важным компонентом анализа текста является развитие целостного взгляда на произведение, ведение основной линии анализа, что поможет у ребенка развить вдумчивое восприятие текста, двигаться от событийной стороны произведения к пониманию его смысла. Ребенку необходимо научиться анализировать сюжет, поступки героев и отношение автора к своим героям, смысл прочитанного. На этапе усвоения анализа текста ребенок начинал понимать, что писатель не ставит цель дать читателю познавательную информацию. Автор не стремится поучать читателя, а завязывает с ним воображаемый диалог, пытается поделиться эстетическими переживаниями, открытиями, приобщает его к собственным убеждениям, нравственным ценностям.

Выводы. Эффективность предложенной программы была доказана результатами контрольного среза, на 35% повысился уровень умений учеников анализировать художественный текст. Работа по обучению младших школьников приемам работы с художественным текстом позволило каждому учителю максимально успешно развивать мыслительные способности ребят, их учебную самостоятельность.

Надеемся, что ключевые читательские компетенции, сформированные в начальной школе, создадут хорошую основу для самообучения и самообразования в основной и полной средней школе.

Литература:

1. Качанова, Л.А. Особенности формирования ценностных ориентаций как ключевых составляющих личности обучающегося младшего школьного возраста / Л.А. Качанова // Кавказский диалог. Материалы 13-ой Международной научно-практической конференции. - Невинномысск, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2022. - С. 188-192

2. Качанова, Л.А. Текст как лингводидактическая единица обучения русскому языку / Л.А. Качанова // Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общ ред. К.В. Булах, Н.Ю. Демченко, И.П. Макаренко. -Невинномысск, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2022. - С. 135-142

3. Липина, О.И. Формирование ценностных ориентаций учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Липина Ольга Игоревна. - Рязань, 2006. - 24 с.

4. Леонтьев, A.A. Языковое сознание и образ мира / A.A. Леонтьев // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. - М., 1993. - С. 16-21

5. Кирьякова, Т.Е. Формирование ценностных представлений и понятий о языке в процессе речевого развития младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Кирьякова Татьяна Борисовна. -Рязань, 2006.-24 с.

6. ФГОС Начальное общее образование / Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020). //https://fgos.ru/fgos/fgos-noo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.