Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ГАРМОНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ НА ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ГАРМОНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ НА ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ТВОРЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Сырова Надежда Васильевна, Артемьева Юлия Юрьевна

В статье рассмотрено, что экологические проблемы в современном мире диктуют необходимость поиска действенных методов, направленных на формирование у обучающихся ценностных ориентаций гармоничного взаимодействия с природой. Уточнено, что сохранение единства, между обществом и природой, преобразовательной деятельностью человека и окружающей средой, зарождается на этапе становления личности в период воспитания и обучения, в процессе генерирование ценностных установок отношения к экологии. Понимание экологических ценностей является важнейшим в развитии обучающегося, что предполагает создание педагогических условий, наиболее оптимизирующих процесс познания и формирования сознательно-ценностного отношения к природе. Все это стало основой поиска новых форм и методов, оптимизирующих взаимодействие обучающегося с природной средой с ценностно-ориентированных позиций гармоничного отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Сырова Надежда Васильевна, Артемьева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF HARMONIOUS INTERACTION WITH NATURE IN CREATIVE CLASSES OF ECOLOGICAL ORIENTATION

The article considers that environmental problems in the modern world dictate the need to search for effective methods aimed at forming student`s value orientations of harmonious interaction with nature. It is clarified that the preservation of unity between society and nature, the transformative activity of man and the environment, originates at the stage of personality formation during education and training, in the process of generating value attitudes towards ecology. The understanding of ecological values is the most important in the development of the student, which implies the creation of pedagogical conditions that most optimize the process of cognition and the formation of a conscious value attitude to nature. All this became the basis for the search for new forms and methods that optimize the student's interaction with the natural environment from the value-oriented positions of a harmonious attitude to nature.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ГАРМОНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ НА ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Артемьева Юлия Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ГАРМОНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ НА

ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрено, что экологические проблемы в современном мире диктуют необходимость поиска действенных методов, направленных на формирование у обучающихся ценностных ориентаций гармоничного взаимодействия с природой. Уточнено, что сохранение единства, между обществом и природой, преобразовательной деятельностью человека и окружающей средой, зарождается на этапе становления личности в период воспитания и обучения, в процессе генерирование ценностных установок отношения к экологии. Понимание экологических ценностей является важнейшим в развитии обучающегося, что предполагает создание педагогических условий, наиболее оптимизирующих процесс познания и формирования сознательно-ценностного отношения к природе. Все это стало основой поиска новых форм и методов, оптимизирующих взаимодействие обучающегося с природной средой с ценностно-ориентированных позиций гармоничного отношения к природе.

Ключевые слова: обучающиеся, творчество, экология, дополнительное образование, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. The article considers that environmental problems in the modern world dictate the need to search for effective methods aimed at forming student's value orientations of harmonious interaction with nature. It is clarified that the preservation of unity between society and nature, the transformative activity of man and the environment, originates at the stage of personality formation during education and training, in the process of generating value attitudes towards ecology. The understanding of ecological values is the most important in the development of the student, which implies the creation of pedagogical conditions that most optimize the process of cognition and the formation of a conscious value attitude to nature. All this became the basis for the search for new forms and methods that optimize the student's interaction with the natural environment from the value-oriented positions of a harmonious attitude to nature.

Key words: students, creativity, environmental values, additional education, decorative and applied art.

Введение. Экологические проблемы в современном мире требуют большего внимания, перестройки мышления человека с целью глубокого осознания важности сохранения и улучшения экологической составляющей мира.

Основополагающим документом по сохранению экологии в современном развитии нашей страны является государственная программа по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эта программа предусматривает усовершенствование путей и средств решения экологических проблем, рационального природопользования и бережного отношение к природе [7].

Осознание драматической ситуации в экологии диктует необходимость обратить наибольшее внимание к поиску действенных методов, направленных на экологически ориентированное, осознанное взаимодействие с природной средой с позиции сохранения жизнедеятельности объектов природного мира.

Все это актуализирует формирование у обучающихся ценностных ориентаций гармоничного взаимодействия с природой посредством системной подачи необходимых для этого знаний, на основе творческих заданий наиболее активизирующих процесс сознательно-ценностного отношения к природе.

Изложение основного материала статьи. Актуальность экологической составляющей в настоящее время достаточно возросла, это обусловлено тем, что от условий природной среды зависит сохранение жизни на планете.

Автор Э.В. Гирусов определяет: основа обеспечения прогресса общества в его единстве с природной средой, что требует становления «экологически ориентированного сознания» посредством необходимых знаний [2]. О.Н. Яницкий под экологической культурой понимает ценностное отношение к среде своего обитания [8].

Все ценностные ориентации, которые приобретены в процессе становления личности обучающегося станут основой социализации, отношения к миру, к преобразовательной деятельности с учетом экологической целесообразности отмечает автор Т.Г. Евдокимова [3].

И.Н. Симонова и О.В. Варникова акцентируют внимание на том, что грамотный подход и понимание влияния экологической целесообразности в преобразовательной деятельности становится приоритетом и требует непрерывного процесса экологизации образования [6].

Анализ российского опыта экологического образования свидетельствует о том, что развитие экологической культуры, как составной части учебного процесса, выражается в большей степени в процессе учебной деятельности.

Авторы З.М. Исаева, Р.М. Абакарова определяют, что процесс экологического образования происходит по следующим направлениям:

- формирование знаний;

- формирование ценностей;

- применение экологических знаний и экологически-ценностных компонентов в процессе деятельности [4].

В результате эколого-ориентированного процесса образования обучающийся приобретает культуру взаимодействия с природой, что станет основой его осознанного бережного отношения с ней в дальнейшей преобразовательной деятельности.

Именно поэтому необходим поиск новых форм и методов, способствующих восприятию природных объектов опосредованного взаимодействия направленного на активизацию деятельности обучающегося в социально-природной среде с ценностно-ориентированных позиций гармоничного отношения к природе, делая наиболее эффективным процесс познания и становления сознательно-ценностного отношения к природе, понимания экологических проблем и стремления к их решению.

Авторы В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная и А.В. Пугачев отмечают, что наибольшая осознанная направленность в становлении личности, и в частности, ценностных ориентаций уделяется в учреждениях дополнительного образования

«которые создают большие возможности для интеллектуального, творческого, личностного самосовершенствования и саморазвития детей и подростков, их своевременной социализации» [5].

Дополнительное образование рассматривается продолжением основного образования, которое позволяет обучающимся расширить свои знания по выбранным направлениям деятельности.

Дополнительное образование позволяет сконцентрировать внимание обучающегося на том направление деятельности, которое наиболее ему интересно, в процессе практической деятельности приобрести новые знания, которые помогут ему более осознанно понять, решить возникшие проблемы в понимание изучаемого материала и закрепить усвоенные понятия, переходя от стандартизированной образовательной деятельности к инициативе.

Важно в начале обучения проанализировать отношение учащихся к природе, чтобы получить возможность определить, как построить процесс обучения, чтобы наиболее оптимизировать формирование у них ценностного отношения к экологии: приобретение экологических знаний, понимание принципов и правил общения с природой, развитие чувства сопереживания, умения направлять свои действия на решение определенных экологических проблем.

Основная задача формирования у обучающихся ценностных ориентаций взаимодействия с природой на творческих занятиях экологической направленности состоит в том, чтобы создать эмоционально-содержательную атмосферу преобразовательной деятельности, актуализирующую понимание ценности природного мира.

Наиболее плодотворно формирование ценностных ориентиров осуществляется в процессе практической творческой преобразовательной деятельности, когда происходит понимание значимости внешних факторов, объектов или явлений, с которыми взаимодействует обучающийся.

Природный мир всегда вдохновлял человека, что получило яркое воплощение в образных решениях предметов материальной культуры: формообразующие свойства природных объектов стали источником конструктивных решений и новых идей в дизайне, у природы человек учился гармонии пропорциональных и цветовых решений, полезности и эстетики.

Благодаря природным материалам появились такие виды искусства как керамика, ошибана, терра, живопись, фреска, скульптура и.т.д.

Красота природы необъятна и в творчестве часто применяется прием олицетворение природы, чтобы зритель глубоко проникся красотой и почувствовал, насколько жизнь природы важна для человека, когда зритель воспринимает природу как живое существо, то тогда он может ассоциировать эмоции самой природы и то, что она чувствует от непродуманных действий человека.

Творческие занятия по интерпретации знакомых природных форм в новые художественные образы, анализ этих форм, формирует понимание красоты природы, чувство гармонии и композиции, а также понимание приоритетности природных ценностей, которые незаменимы современными технологиями.

В процессе практической творческой деятельности оптимизируется усвоение полученной информация, поэтому так важно в учебном процессе, на каждом занятие акцентировать внимание на ценностном подходе отношения к экологии в процессе выполнения творческих задач.

Новые творческие задания в организации обучения и развития обучающихся способны направить весь процесс действий на выявление экологического смысла той деятельности, которая заложена в природных предметах и явлениях. Результативность экологической направленности занятий выражается в интеграции познавательной и предметной деятельности; самоопределения и становления осознанной мотивации ценностного отношения к природному миру на каждом этапе обучения.

Авторы Е.Н. Волкова, О.М. Исаева, А.Н. Морева рассматривают вовлеченность в творческую деятельность «как устойчивое и глубокое, затрагивающее различные психические процессы эмоционально-когнитивное и мотивационное состояние» [1].

Авторы также отмечают, что усилению мотивационной вовлеченности способствует:

- относительная автономия в деятельности;

- социальная поддержка;

- обратная связь по результатам деятельности;

- конструктивный организационный климат межличностных отношений в группе.

Все это в полной мере может способствовать целенаправленному процессу формирования ценностных ориентаций гармоничного взаимодействия с природой на творческих занятиях экологической направленности в процессе обучения.

От того, как в учебно-воспитательном процессе учитываются важнейшие звенья преобразования социальных отношений в составляющие становления внутренней структуры личности, зависит эффективность бережного отношения к природе.

Процесс становления сообразного с природой отношения к преобразовательной деятельности начинается со становления целостного представления об окружающем мире и жизни на основе гармоничного взаимодействия с природой и ценностного отношения к ней.

Основными элементами становления экологически-ценностного отношения к деятельности являются:

- информационный (приобретение знаний о преимуществах и потребности в деятельности, ориентированной на бережное отношение к природе);

- воспитательный (повышение образовательных и интеллектуальных возможностей обучающихся с учетом специфики направленности деятельности);

- развивающий (эмоционально-чувственное развитие, характеризующее осмысление ценности и красоты природного мира);

- релаксационный (снятие различных психологических барьеров в процессе деятельности);

- природоохранный (безопасность деятельности для окружающей среды).

Ценностные ориентации к природе, проявляются в выражении чувств по отношению к природным объектам и явлениям, что наиболее ярко аккумулируется в процессе творческой преобразовательной деятельности.

В процессе изучения объекта природы, «стимулируется мыслительная деятельность по его эстетическому оцениванию и происходит подсознательное конструирование образа, который наиболее важен в данный момент» отмечают в своей работе авторы Н.В. Сырова, Е.К. Зимина, М.А. Абдуллина, А.В. Шаповал [9].

Педагогическими условиями формирования ценностных ориентаций гармоничного взаимодействия с природой при проектировании творческих занятий являются:

- создание условий для развития экологического мышления;

- внедрение способов активного воспитания осознанного отношения к природе методом использования нетрадиционных способов обучения;

- формирование сознательного отношения к природе.

С педагогической позиции формирование у обучающихся ценностных ориентаций гармоничного взаимодействия с природой требует поиска заданий, новых методов и технологий, позволяющих использовать приемы, направленные на ускорение процесса становления чувства сопричастности к миру природы:

- изучать созидательное творчество природы при создании новых образов и решений на основе природных форм;

- учиться бережному отношению к ценному природному материалу посредством его творческого преобразования для вторичного применения;

- контролировать и оценивать собственную деятельность ориентируясь на экологическую целесообразность;

- уметь проводить сравнительный анализ результата деятельности с позиции экологии и воплощения замысла в объекте творчества.

Важно воспитать у обучающихся:

- осознание важности сохранения природы и управления природными ресурсами;

- понимание того, что каждый из них является частью этого удивительного, многообразного мира природы;

- сформировать чувство личной ответственности за результаты своей деятельности перед миром природы.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования важно отметить, что ценностные ориентации гармоничного взаимодействия с природой наиболее эффективно формируются в процессе творческих занятий экологической направленности. В результате, приобретенное отношение к природе проявится и определит в дальнейшем подход к предметно-преобразовательной деятельности в социуме с позиции экологической целесообразности, мотиваций и моделей поведения, поддерживающих использование и защиту окружающего природного мира.

Литература:

1. Волкова, Е.Н. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия / Е.Н. Волкова, О.М. Исаева, А.Н. Морева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т.10, №2. - С. 11.

2. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э.В. Гирусов // Философия и общество. -Выпуск №4(56). - 2009. - URL: https://www.socionauki.ru/authors/girusov_e_v/ (дата обращения: 10.11.2022).

3. Евдокимова, Т.Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т.Г. Евдокимова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2018. - № 1(11). - С. 65-75

4. Исаева, З.М. Экологические ценности современной молодежной культуры / З.М. Исаева, Р.М. Абакарова // Юг России: экология, развитие. - 2010. - №5(1). - С. 170-173

5. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. -С. 2. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2 (дата обращения 10.11.2022).

6. Симонова, И.Н. Экологическая культура как феномен современного высшего технического образования / И.Н. Симонова, О.В. Варникова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17965 (дата обращения: 15.11.2022)

7. Портал Госпрограмм. Охрана окружающей среды. - URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/12 (дата обращения 10.11.2022)

8. Яницкий, О.Н. Экологическая культура России XX века: очерки взаимодействия науки и практики / О. Н. Яницкий // Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2007. - 270 с.

9. Syrova, N.V. Aesnthetik learning space and its influence on value orientations of studendents / N.V. Syrova,. E.K. Zimina, N.S. Petrova, M.A. Abdullina, I.S. Aboimova, A.A. Dolmatova, A.V. Shapoval. - Ad Alta. - 2021. - Т. 11. - № 1. - S. 19. - URL: Журнал "Ad Alta" - содержание выпуска Т.11 № 1 S19 за 2021 год (elibrary.ru) (дата обращения 16.11.2022)

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of pedagogical Sciences Zotova Tatiana Alexandrovna

Orenburg Institute of Railways - branch of «Samara State Transport University» (Orenburg)

THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS IN A RAILWAY

UNIVERSITY

Annotation. The relevance of the experimental study is due to the fact that in the conditions of the development of knowledgeintensive production in the modern Russian economy the key resource is the personnel responsible for the results of their work and their engineering professional activities. The rapidly growing demand for educational services dictates the need to search for innovative models of education. This ensures the competitiveness of universities, and the students of the railway university, the choice of an individual educational trajectory, which they determine independently. The problem of the quality of education becomes relevant in connection with the entry of the Russian Federation into the international educational space. All this determines the requirements for the academic maneuverability of young people and the education of their responsibility for self-study. This problem is relevant and little researched. In this regard, the search for conditions for the formation of professional responsibility of railway university students is relevant and insufficiently developed. Before a future railway engineer starts his highly professional activity on the railway, it is necessary that the educational process at the institute be aimed at forming their understanding of the consequences of their professional actions, responsibility for these actions. In this regard, students need to be equipped with a system of knowledge about rights and obligations, values, morality, norms and rules of behavior, morality, as well as unacceptable social actions.

Key words: professional responsibility, university educational process, personality orientation, conditions for the formation of professional responsibility, extracurricular activities.

Аннотация. Актуальность экспериментального исследования обусловлена тем, что в условиях развития наукоемкого производства в современной российской экономике ключевым ресурсом является персонал, ответственный за результаты своего труда и свою инженерную профессиональную деятельность. Быстрорастущий спрос на образовательные услуги диктует необходимость поиска инновационных моделей образования. Это обеспечивает вузам конкурентоспособность, а студентам железнодорожного вуза, выбор индивидуальной образовательной траектории, которую они определяют самостоятельно. Проблема качества образования становится актуальной в связи с вхождением Российской Федерации в международное образовательное пространство. Все это определяет требования к академической маневренности молодежи и воспитанию у нее ответственности за самообучение. Данная проблема является актуальной и мало исследованной. В связи с этим, поиск условий формирования профессиональной ответственности обучающихся железнодорожного вуза является актуальной и недостаточно разработанной. Прежде чем, будущий инженер путей сообщения приступит к своей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.