Научная статья на тему 'Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе»'

Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4343
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терентьева Любовь Ивановна

В статье представлен ретроспективный анализ понятия «ценностное отношение». Рассмотрена проблема формирования отношения к природе применительно к разным возрастным этапам. Выделены характерные черты ценностного отношения к природе, уточняется само понятие и определена его педагогическая сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE «VALUE ATTITUDE TO NATURE» CONCEPT

The retrospective analysis of the «value attitude» conception is presented in the article. The problem of forming the attitude to nature is considered with reference to different ages. Characteristic features of the value attitude to nature are singled out, the conception itself being specified and its pedagogical essence being defined.

Текст научной работы на тему «Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе»»

УДК 37. 013

ТЕРЕНТЬЕВА Любовь Ивановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 18 научных публикаций, в т.ч. 6 учебно-методических работ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ»

В статье представлен ретроспективный анализ понятия «ценностное отношение». Рассмотрена проблема формирования отношения к природе применительно к разным возрастным этапам. Выделены характерные черты ценностного отношения к природе, уточняется само понятие и определена его педагогическая сущность.

Экологическая культура, отношение к природе, ценностное отношение к природе

Современное экологическое образование направлено на формирование экологической культуры личности как важного средства гармонизации взаимоотношений общества и природы (Э.В. Гирусов, Г.А. Давыдов, И.Д. Зверев, Б.Д. Лихачев и др.). Именно об этом говорил в начале 90-х годов XX столетия Э.В. Гирусов: «Изменение ориентации деятельности связано с коренной перестройкой мировоззрения, прежде всего той шкалы ценностей, которая укоренилась в сознании людей под воздействием противостояния человека природе... Предстоит основательная ломка ценностей как материальной, так и духовной культуры и формирование новой, экологической культуры»1.

Под экологической культурой мы понимаем совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, выраженных в надлежащем поведении человека и во всей его практической деятельности. В содержании данного понятия можно выделить три взаимосвязанных компонента - это экологическое сознание, со-

ответствующее отношение и активная практическая деятельность. На сегодняшний день нас особо интересует компонент «отношение», т.к. отношение к природе является одним из главных показателей экологической культуры. Поэтому в данной статье мы более подробно рассмотрим понятия «отношение», «отношение к природе» и сущность ценностного отношения к природе.

Первоначально обратимся к изучению понятия «отношение» и его видам. Как философская категория отношение характеризует определенные взаимозависимости между элементами определенной системы или тот или иной характер поведения, обращения кого-нибудь с кем-то. В психологическом аспекте отношение понимается как практическое действие к кому-или чему-либо, и его основной характеристикой является субъективный личностный смысл, который объект приобретает для человека. Впервые психологический анализ отношений личности был предпринят в начале XX века

в работах А.Ф. Лазурского. Автор выделил и проанализировал 15 групп отношений личности, в том числе и отношение к «природе и животным». В его программе «Развитие отношения» выделяется «то или иное отношение личности к разного рода внешним возбудителям»2. Причем, в характеристике отношения к любым объектам автор различает четыре стороны отношения, основанных на интересе и различных его формах: широта или узость, а также сознательность и утонченность.

Идеи А.Ф. Лазурского получили развитие в психологической концепции отношений личности В.Н. Мясищева и его последователей. «Отношение» автор рассматривает как силу, потенциал, определяющий степень интереса, выраженности эмоций, напряжения желания или потребности. Психолог указывал, что отношение возникает там, «где есть субъект и объект отношения», т.е. когда человек-субъект-дея-тель сознательно преобразует действительность. Для нас важна его точка зрения о том, что «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности». Далее автор выделяет различные виды отношения: эмоциональное, морально-правовое, возникшие на ответственном отношении к своим обязанностям, а также оценочные отношения, определяющие «этические, эстетические, юридические и др. критерии поступков и переживаний человека». Высшей степенью развития личности являетя «сознательное отношение»3, представляющее собой высокий уровень отношения человека к действительности.

Общеизвестно, что с самого рождения личность объективно входит в систему сложных взаимоотношений с объектами и явлениями природного мира. Среди всех представленных объектов личность выделяет и вступает в отношения с теми, которые смогут удовлетворить ее потребности. По утверждению С.Д. Дерябо и И.В. Левина, «именно отражение этой связи с потребностями придает отношениям «субъективную окраску». Авторы представили сущ-

ность субъективного отношения в следующей модели: «1) потребности личности, 2) объект или явление мира и 3) та или иная объективная связь между ними». Далее в рассуждениях психологов мы находим преобразование объективной связи в ее субъективное отношение через отражение во внутреннем мире личности. Исходя из данного положения, авторы под субъективным отношением понимают «субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющиеся фактором, обуславливающим поведение»4, а в основе личностного отношения должна лежать осознанность отношения. Ученые выделяют базовые параметры отношения личности к природе: широта, интенсивность и степень осознания отношения.

В педагогической науке «отношение» рассматривается как фундаментальная и центральная категория воспитания (H.H. Кондратьева, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, П.И. Пидка-систый). В педагогических трудах Н.К. Крупской и A.C. Макаренко указывается, что в процессе формирования отношений следует учитывать внешнее влияние объектов на личность, условия и образ жизни, возрастные и индивидуальные особенности человека. Л.Н. Толстой обозначил, что «отношение человека к миру определяется не одним рассудком, но и чувством, всею совокупностью духовных сил человека»5 .

Н.Е. Щуркова в своем исследовании о новом научно-педагогическом видении воспитательного процесса подчеркивает, что отношение представляет собой действительную связь, установленную человеком с объектом в его сознании, и «предполагает знание этого объекта и целый ряд умений, позволяющих воспринимать объект, разместить этот объект в структуре жизненных ценностей»6. Мнения П.И. Пидкаси-стого и Н.Е. Щурковой схожи в том, что отношение надо прожить - то есть прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности.

В течение жизни у людей возможна переоценка всех ценностей, в том числе и к первозданной природе, обусловленная социальным

опытом. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу отношение. В истории человечества выделяют три основных вида отношения людей к природе, которые соответствуют ценностным ориентациям своего времени: приспособительный, потребительский и ответственный. Они обосновывались в философии, служили основой для формирования моральных, а на более поздних этапах и правовых норм отношения к природе и отражались в искусстве той или иной эпохи как идеалы и нормы господствующего класса. Для психологии и педагогики принципиальный интерес представляют те аспекты отношения к природе, которые оказывают влияние на личностное становление человека. В этой связи проведенный нами контент-анализ из разных областей наук позволил выявить 15 видов отношения к природе. Оказалось, что философия, экология, психология и педагогика изучают ценностное, сознательное, ответственное, гуманное, потребительское, бережное, заботливое, этическое, эмоциональное, эстетическое, субъективное и познавательное отношение к природе в зависимости от цели исследования.

Проблему отношения к природе исследовали ученые применительно к разным возрастным этапам. Т.А. Маркова систематизировала изыскания в области экологического образования детей дошкольного возраста, в которых раскрывается проблема воспитания отношения к природе. Бережное, заботливое отношение дошкольников к природе рассматривают М.К. Ибра-имова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий. Влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней показано Н.В. Виноградовой и В.Г. Фокиной. Интегративный подход к воспитанию гуманного отношения к природе использован в исследовании Г.В. Кири-кэ. Рассматривая «осознанно-правильное» отношение к природе, С.Н. Николаева отмечает, что это отношение, доведенное до «действенно-речевого» уровня. Дети могут объяснить свои действия, понять объяснения взрослого, готовы включиться в самостоятельную деятельность,

направленную на сохранение живых объектов и условий их жизни. В диапазоне представленного обзора проблема ценностного отношения дошкольников к миру природы остается неизученной, рассмотрены лить отдельные ее аспекты в современных программах экологического образования для дошкольников: «Мы», «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом - природа». Авторы данных программ (В.И. Ашикова, H.H. Кондратьева, С.Н. Николаева, С.А. Рыжова) акцентируют внимание на том, что у детей дошкольного возраста необходимо воспитывать познавательное, эстетическое, ответственное, этическое, нравственное, в том числе и ценностное, отношение к природе на основе познания ребенком ведущих взаимосвязей в природе и многообразия ценностей природы.

В рамках экологического образования школьников проблема отношения к природе поднималась в трудах И.Д. Зверева, А.Н. Захлеб-ного, И.Т. Суравегиной, которые нацеливали на формирование ответственного отношения к окружающей среде на основе формирования системы научных знаний, ценностных ориентаций и убеждений. Кроме того, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов считают, что ответственное, осознанное отношение к природе тесно взаимодействует с нравственным, этическим и эстетическим аспектом. «Природа вненрав-ственна, она по ту сторону добра и зла, но она чиста, невинна и бескорыстна, целостна и едина, детерминированна и спонтанна. Ее внутренняя сущность, ее величие и спокойствие, целесообразные действия и взаимодействия учат человека нравственности, осознанию своего места в ней»7.

Современные исследования педагогов акцентируют внимание на формирование у подрастающего поколения эмоционально-ценностного отношения к природе. И это не случайно, так как данный вид отношения большинство ученых считают исторически наиболее «древним», поскольку, учитывая психологические особенности дошкольников и детей младшего школьного возраста, более значимыми для них являются эмоционально-чувственные переживания в процессе общения с природой. Поэтому В.В. Зо-

тов основным содержанием эмоционально-ценностного отношения школьников к природе выделяет потребности в эмоциональном переживании, соответствующие мотивы и интересы, что находит свое воплощение в чувствах. Л.А. Реут определяет эмоционально-ценностное отношение как сложное, интегративное личностное качество, представляющее собой совокупность перцептивно-аффективного, когнитивного, практического и поступочного компонентов.

Для нас существенное значение имеют работы Э.А. Вебера, Н.Б. Игнатовской, М.С. Кагана, А.Н. Кочергина, П.И. Пидкасистого, Н.С. Черня-ковой и др., в которых рассматривается ценностное отношение человека к природе. Анализ этих исследований позволил выделить основные характеристики ценностного отношения к природе:

- осознание природы как ценности (Н.Б. Иг-натовская, М.С. Каган, И.Л. Лернер, В.П. Тугаринов);

- активная позиция личности в экологической деятельности (Э.А. Вебер, Н.Б. Игнатовс-кая, М.С. Каган, И.Л. Лернер);

- познавательный интерес к природным объектам, их оценивание (Е.Н. Александрова, И.Л. Лернер, Н.Б. Игнатовская, Н.С. Черняко-ва);

- адекватный выбор способов взаимодействия человека с природой (Н.Г. Васильев, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков);

- создание новой ценности, которое происходит в результате проявления ценностного отношения к природе (Э.А. Вебер, А.Н. Кочергин, Н.С. Чернякова).

Помимо этого, мы рассмотрели содержательный аспект данного понятия. Анализируя возникновение экологических противоречий, Н.Г. Васильев, А.Н. Кочергин пришли к выводу, что ценностное отношение человека к природе - некоторый универсальный регулятив, определяющий способы воздействия человека на природу, выбор средств этого воздействия, результат преобразовательной деятельности общества, а значит, и процесса становления системы «природа - общество». Далее авторы указывают, что «преобразованное в процессе

труда вещество природы приобретает ценностное значение для субъекта»8. По мнению П.И. Пидкасистого, «ценностные отношения носят обобщающий характер»9, а личность, обладающая этим отношением, выражая любовь к природе, интегрирует в себе следующие качества: наслаждение, общение, беспокойство, стремление к сохранению, воссоздание, созидательную деятельность. Т.А. Маркова считает, что ценностное отношение является одним из компонентов экологической воспитанности дошкольника и представляет собой единство гуманного мотива, экологических представлений и умений.

М.С. Каган, П.И. Пидкасистый, А.П. Си-дельковский едины во мнении относительно структуры понятия ценностного отношения к природе. Ее компонентами являются: внутренний аспект отношения личности, включающий в себя индивидуальное осмысление человеком ценностей природы, и внешний аспект, проявляющийся во взаимодействии человека с природой. Из представленного анализа следует, что более полно компоненты ценностного отношения к природе представлены в определении Т.А. Марковой, но автор не уточняет, включаются ли знания о ценностях природы в экологические представления дошкольников. На важность эмоциональной сферы в проявлении ценностного отношения к природе указывает П.И. Пидкасистый, не выделяя при этом ценностный аспект природы. Новосибирские авторы большое внимание уделяют деятельностному компоненту, не затрагивая субъективное восприятие и познание мира природы. Таким образом, в данных определениях рассматриваются либо отдельные компоненты понятия, либо не отражается ценностный аспект природы, что не позволяет представить целостную картину формирования ценностного отношения к природе, выступающего предпосылкой становления экологической культуры личности.

Интуитивно люди практически всегда ощущали, что природа составляет базовую ценность цивилизации. Основоположники экологического образования (И.Д. Зверев, И.Т. Сура-вегина) указывали: «Социально значимым является такое отношение к природе, которое

основано на понимании ее ценности»10. Можно предположить, что ценностное отношение у человека будет проявляться тогда, когда он глубоко познает многообразие ценностей природы: познавательную, эстетическую, оздоровительную, нравственную и материальную. Отношение человека к природе как к самоценности определяется тем, насколько широко и глубоко ценностные аспекты природы взаимосвязаны с его системой ценностей. Чем больше расширяются представления человека о мире природы, ее ценностных показателях, тем шире, глубже, устойчивее становятся его связи с нею, быстрее происходит включение природного мира в специфическое культурное бытие, и личность целенаправленно стремится вступить в соответствующее отношение с миром природы.

Таким образом, на основе общепедагогического подхода и ретроспективного анализа состояния проблемы формирования отношения к природе нами уточняется понятие «ценностное отношение к природе», которое представляет собой действенную, сознательную связь человека с объектами природы по ее восстановлению, сохранению и развитию в процессе активной деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей.

Педагогическая сущность данного понятия, по нашему мнению, заключается в том, что человек:

Примечания

• всесторонне познает природу, т.е. воспринимает и осмысливает ее через такие ценностные качества, как красота, целостность, гармоничность, величие;

• понимает окружающую действительность как единство равноправных самоценных сфер -природа, общество и сам человек;

• расширяет собственные знания об уникальности природы;

• осознает свои потребности, которые стимулируют к экологически целесообразному поведению, т.е. проявляет активную позицию по сбережению и восстановлению природы;

• свои личные мотивы и интересы при творческом взаимодействии с миром природы основывает на познавательной, эстетической, нравственной оценке объекта природы;

• проявляет разумное поведение в конкретной деятельности с целью преобразования объектов природы в новую ценность для человека и общества.

Важность экологического образования на современном этапе развития общества обусловлено тем, что у молодого поколения происходит осознание необходимости обладания экологической культурой, как средоточием ценностных отношений к природе. В дальнейшем это будет способствовать развитию умения экологически грамотно строить свое взаимодействие с ее объектами. Можно утверждать, что проявление ценностного отношения к природе (отношение к природе как к ценности) и есть проявление экологической культуры.

1Гирусов Э.В. Экология и культура. М., 1989.

2Лазурский А.Ф. Избранные труцы по психологии. М., 1997. С. 240.

3МясищееВ.Н. Психология отношений/под ред. A.A. Бодалева. М.; Воронеж, 1998. С. 15-31.

АДерябо С.Д., ЯсвинВ.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996. С. 50-51.

5 Толстой Л.Н. Избр. философ, произв. / сост. Н.П. Семыкин. М., 1992. С. 121.

6ЩурковаНЕ. Новое воспитание. М., 2000. С. 29.

7Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Спец. курс: учеб. пособ. для стуц. высш. учеб. заведений. М., 1995. С. 250.

8Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. Новосибирск, 1987. С. 179.

9Педагогика: учеб. пособ. для стуц. педагог, вузов и педагог, колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 428.

10 Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М., 1983. С. 43.

Terentyeva Lyubov

PEDAGOGICAL ESSENCE OF THE «VALUE ATTITUDE TO NATURE» CONCEPT

The retrospective analysis of the «value attitude» conception is presented in the article. The problem of forming the attitude to nature is considered with reference to different ages. Characteristic features of the value attitude to nature are singled out, the conception itself being specified and its pedagogical essence being defined.

Контактная информация: e-mail: terluba@yandex.ru

Рецензент - Чернова H.B., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.