Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ НОВОГО'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ НОВОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ ДИЗАЙНА / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Констнтиновна, Копий Андрей Григорьевич

В статье рассматривается проблема формирования экологической культуры обучающихся через процесс взаимосвязи познания и созидание нового. Определена роль творческих заданий экологической направленности, когда не только приобретается экологическая грамотность, но и сам обучающийся выступает в качестве субъекта её порождающую, что объективно важно для становления будущего педагога дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Констнтиновна, Копий Андрей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF DESIGN EDUCATOR IN PROCESS OF INTERACTION OF KNOWLEDGE AND CREATION OF NEW

The article considers the problem of ecological culture of students through the correlation process of cognition and creation of the new. The role of creative assignments focused on ecology is defined, while student becomes ecological literate and also becomes a subject making this literacy. It’s reasonably important for future design teacher development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ НОВОГО»

Педагогика

УДК 378.

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Констнтиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); доцент Копий Андрей Григорьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

ПОЗНАНИЯ И СОЗИДАНИЯ НОВОГО

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экологической культуры обучающихся через процесс взаимосвязи познания и созидание нового. Определена роль творческих заданий экологической направленности, когда не только приобретается экологическая грамотность, но и сам обучающийся выступает в качестве субъекта её порождающую, что объективно важно для становления будущего педагога дизайна.

Ключевые слова: экологическая культура, педагог дизайна, творческие задания экологической направленности.

Annotation. The article considers the problem of ecological culture of students through the correlation process of cognition and creation of the new. The role of creative assignments focused on ecology is defined, while student becomes ecological literate and also becomes a subject making this literacy. It's reasonably important for future design teacher development.

Keywords: ecological culture, design teacher, creative assignments focused on ecology.

Введение. Экологические проблемы в современном мире требуют осознания сложившейся драматической ситуации в экологии и диктуют необходимость формирования экологической культуры у будущих педагогов дизайна, способных подготовить поколение, ориентированное на экологосберегающую предметно-преобразовательную деятельность.

Педагогика стала «гуманной, и ее, ценности общечеловеческого уровня, за которыми будущее» [1]. Современная гуманистическая парадигма педагогики направлена на формирование личности с мотивированным ценностным отношением к природному миру и своей деятельности в нем с точки зрения единства экологического сознания и поведения.

В созидательной творческой деятельности, к которой относится дизайн, обучающийся способен открывать и приобретать существующее содержание экологической культуры в опыте созидательной активности при выполнении творческих заданий экологической направленности, чтобы проецировать накопленный опыт в своей будущей педагогической и дизайнерской деятельности.

Методологической базой исследования послужили работы отечественных ученых. Применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы, систематизация, обобщение, сравнение.

Изложение основного материала статьи. Важно отметить, что образование дает устойчивую позицию ценностного отношения к окружающему природному и предметному миру, к его рациональному преобразованию. Е.А. Слепенкова и С.И. Аксенов отмечают - основой современной педагогики стали «ценности более высокого нравственного, общечеловеческого уровня», что привело к утверждению новой «гуманистической, личностно ориентированной парадигмы педагогического образования» максимально опирающейся на идею саморазвития личности» [6].

Симонова И.Н и Варникова О.В. акцентируют внимание на том, что экологическую ситуацию невозможно изменить только с помощью совершенствования техники и экологизации производства.

Авторы отмечают, что необходимо менять всю систему потребительского мышления, миропонимания, психологии, воспитания и культуры человека и отмечают, что решение экологических и социальных проблем требуют создания нового типа культуры: экологизации образования с учетом актуальных потребностей личности и общества [5].

Предпосылки бережного отношения к природному миру, можно рассматривать как способность восприятия природы, осознания её неповторимости, потребность в изучение, в поиске целесообразного преобразовательного взаимодействии на основе принципа природосообразности.

Дугин А.Г., философ, политолог и социолог в своих работах отмечает, что «если мы хотим спасти природу, надо спасать культуру ... Ведь сама природа предопределена культурой и страдает от того, когда эта культура рушится» [2].

Автор Гирусов Э.В. считает экологическую культуру высшей формой гуманизма и отмечает, что «экологическая культура - обеспечение прогресса общества в его единстве с природной средой» [3].

Таким образом, экологическая культура это экологосберегающая грамотность в отношении своего поведения с природой:

- познание принципов жизненного функционирования всей природной системы;

- осознанная способность анализировать воздействие на окружающую среду в процессе предметно-преобразовательной деятельности;

- мотивационно-ценностное, экологоориентированное отношение к природе.

Важно, чтобы педагогический процесс был организован и направлен на формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания:

-нравственные и правовые принципы природопользования;

-пропаганда идей оптимизации экологосберегающего использования природных ресурсов;

- активная исследовательская деятельность по изучению и охране природы.

В созидательной творческой деятельности, к которой относится дизайн, обучающийся способен открывать существующее содержание экологической культуры, обретая её и опыт творческой активности.

Одна из главных целей дизайна, как творческой предметно-преобразовательной деятельности, является гармонизация создаваемого объекта с окружающей средой, так уже на этапе замысла дизайнер проектирует объекты предметного мира с учетом меры предмета и меры человека, где мера предмета включает инженерную и экологическую задачу, а мера человека эргономическую, социологическую и экономическую задачу.

Авторы Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. подтверждают, что «инновационная деятельность неотделима от творчества, т.к. оно обеспечивает генерацию новых идей, результатом реализации которых становятся инновации [7].

Таким образом, формирование экологической культуры, объективно необходимо будущему педагогу дизайна, чтобы в дальнейшей деятельности:

- находить инновационные методы обучения, направленные на мотивацию у учащихся ценностного отношения к природе;

- развивать и предлагать экологосберегающие технологии в творческой деятельности для решения экологических проблем окружающего мира.

Становление экологической компетенции будущего педагога дизайна требует поиска путей их формирования, то есть «необходимо организовывать их деятельность по выделению совокупности действий, входящих в состав моделирования и к составлению фабулы вопросов к практико-ориентированной задаче на основе выделенных действий» [4].

Все это определило потребность в проведение творческих занятий экологической направленности для апробирования, изучения, осмысления природосберегающих возможностей предлагаемых технологий.

Цель творческих занятий экологической направленности:

- способствовать формированию у обучающихся осознанной мотивации ценностного отношения к природному миру на каждом этапе творческого становления;

- приобрести долгосрочные экологические ориентиры для реализации в своей дальнейшей педагогической деятельности.

Стоит отметить, что природные формы являлись прототипами различных художественных и технических решений задолго до становления дизайна как вида деятельности человека. Подтверждением этого являются объекты материальной культуры, которые свидетельствуют, что человек всегда черпал свое вдохновение в природе, главной особенностью которой является сочетание полезности и эстетики.

Сегодня дизайнеры находят новые интерпретации знакомых природных форм и необходимо, чтобы будущие педагоги дизайна понимали роль изучения и анализа объектов живой природы в формирование экологической культуры, что отвечает задачам гуманистической педагогике и требованиям современного общества.

Декоративно-прикладное искусство - это сложное повествование об опыте и событиях окружающего мира, оно оптимистично, жизнелюбиво, стимулирует формирование эстетического сознания и культуры личности, способствует становлению творческих способностей личности, формирует понимание красоты, чувство гармонии и композиции.

Во все времена мастера, изготавливающие элементы декора, черпали свое вдохновение из природы: необычайной красоты деревья, растения, цветы, вдохновляли на творческое воплощение.

Творческие работы в коллажной технике с использованием флористических элементов: сухие цветы, плоды, листья, ветки и семена, которые в свою очередь своего рода аккумуляторы природной энергии, наиболее ярко способствует эмоционально-чувственному осознанию выразительности красоты каждого природного составляющего.

Коллаж дает большие художественные возможности, можно использовать различные технические приемы, наделять каждую работу философским смыслом, использовать новые техники, новые составляющие, новые решения.

В настоящее время, декоративно-прикладное искусство вступает в новый этап развития, появляются новые технологии и материалы для создания уникальных и эксклюзивных изделий, следовательно, и новые возможности для вариативности творческих заданий экологической направленности.

Исследуем возможности проведения творческих занятий экологической направленности с применением техники «терра».

Техника «терра» новый вид декоративно прикладного искусства, создание рельефных панно, которые позволяют воспроизвести объем, глубину, цвет, разнообразие фактурных поверхностей.

Композиции в стиле «терра» выполняются в коллажной технике, где для выполнения основы применяется шпатлевка с различными структурными наполнителями. На начальном этапе создания коллажа, иногда бывает трудно предугадать, каким получится результат. Поэтому процесс работы может начаться с импровизации, с опорой на ассоциации. Для выполнения работы используются различные природные материалы. Процесс творчества в этой техники дает возможность по-новому взглянуть на разнообразие окружающего природного мира.

Техника «терра» позволяет использовать различные технические приемы, наделять каждую работу философским смыслом, находить новые решения.

В процессе работы на каждом этапе деятельности происходит ускоренное вовлечение всех процессов, которые способствуют творческому созиданию: оригинальность мышления, воображение, осознанная мотивация, познавательная деятельность, эмоционально-чувственное восприятие, нестандартность поисковых решений.

Анализ процесса творческой деятельности в нетрадиционной технике декоративно-прикладного искусства «терра» позволили сделать вывод, что данный вид творчества способен повлиять на формирование экологической культуры обучающихся так как:

- является продуктивной деятельностью по созданию новых объектов творчества на основе экологичных природных материалов;

- стимулирует мотивацию к ценностному отношению к природному объектам, способен вызвать интерес к активной деятельности с разными флористическими материалами и природными элементами;

- позволяет эмоционально заинтересовать обучающихся процессом целенаправленного поиска выразительных возможностей природных материалов в сочетание с нестандартными изобразительными средствами и вариативностью возможностей создания образа.

Все это способно мотивировать интерес к активному познанию мира природы не только с позиции реализации художественных возможностей каждого элемента составляющего его, но и на основе принципов и приемов творчества понять глубину и важность проблемы экологосберегающей деятельности:

- научит нестандартному умению видеть в природных материалах образ, который планируется создать, посредством развития способности выхода за рамки привычных мыслительных стереотипов в процессе воображения поэтапного хода выполнения работы и того какие материалы, предметы могут стать художественными средствами для изображения, для поиска художественной выразительности, создаваемого объекта творчества;

- побудит к решению поисково-творческих задач, потому что весь процесс работы в коллажной технике «терра» это поиск образного решения и природных элементов для его воплощения.

Творческая деятельность обучающихся с использованием нестандартной техники «терра» это творчество по преобразованию разрозненных природных элементов в эстетически значимый объект.

Выполнение флористических коллажей в технике «терра» способствует образно-символическому постижению реальности, гармоничному взаимодействию человека с природой, формированию потребности в бережном отношении к ней.

Выводы. Практическая значимость результатов представленного исследования определяется социально значимой целью формирования экологической культуры и поиска новых эффективных методов, направленных на становление экологической грамотности в процессе творческой деятельности.

Процесс приращения содержания экологической культуры в образование более объемно происходит во взаимосвязи познания и созидания нового, нахождения новых интерпретаций знакомых природных форм, поэтому очень важно будущим педагогам дизайна в процессе выполнения творческих заданий не только приобрести экологическую грамотность, но быть готовым стать субъектом её порождаемую в педагогической и дизайнерской деятельности.

Литература:

1. Абдрафиковна А.Р. Гуманистическая парадигма современного образования // Вестник Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - №2(20). - С. 13-18.

2. Дугин А.Г. Убаюкивающая ложь экологии - URL: https://zavtra.ru/blogs/spasenie_prirodi_tol_ko_cherez_spasenie_kul_turi (дата обращения: 15.09.2021)

3. Гирусов Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Философия и общество. Выпуск №4(56)/2009https://www.socionauki.ru/authors/girusov e v/ (дата обращения: 10.10.2021)

4. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. -С. 6. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1184/821 (дата обращения: 05.10.2021)

5. Симонова И.Н., Варникова О.В. Экологическая культура как феномен современного высшего технического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17965 (дата обращения: 05.10.2021)

6. Слепенкова Е.А., Аксёнов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII -ХХ ВВ // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 9, №1. - С. 9. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7 (Дата обращения: 01.09.2021 г.).

7. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. -2020. - Т. 8, №2. - С. 14. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1085/778 (дата обращения: 01.09.2021 г.).

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Некрасова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Зиновьев Олег Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ

ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и структура воспитательной деятельности в профессиональном учебном заведении. Какими бы не были подходы к данному понятию, в настоящее время в педагогической литературе все авторы сходятся во мнении о том, что воспитание является целенаправленным процессом социализации личности. Данный процесс активно реализуется относительно молодежи посредством организации воспитательной деятельности в образовательных организациях. Цель воспитательной деятельности состоит в формировании у молодого поколения общественно значимых и профессионально необходимых качеств, воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, готовой к осуществлению профессиональной деятельности и обладающей способностью отстаивать свои решения и убеждения.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, профессиональное воспитание, образовательная организация.

Annotation. The article examines the essence and structure of educational activities in a vocational educational institution. Whatever the approaches to this concept, at present in the pedagogical literature, all authors agree that upbringing is a purposeful process of socialization of the individual. This process is actively implemented in relation to young people through the organization of educational activities in educational organizations. Educational activity in an educational institution is complex and consists of the independent activity of students, the interconnected work of scientific and pedagogical workers and students, as well as the system of organization, coordination and control of educational activities in general. The goal of educational activities is to form socially significant and professionally necessary qualities in the young generation, to educate a highly moral, spiritually developed and physically healthy person, ready to carry out professional activities and having the ability to defend their decisions and beliefs.

Keywords: education, educational activities, professional education, educational organization.

Введение. Воспитание является одним из основных понятий в педагогике. Оно, определяемое как целенаправленный процесс социализации личности, составляет неотъемлемый элемент образовательного процесса [1].

Существует множество подходов к определению понятия «воспитание». Так В.И. Смирнов определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых [2]. М.И. Рожков рассматривает его с точки зрения управленческой функции: «Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, и практической деятельности». П.И. Пидкасистый подходит к определению понятия «воспитание» со стороны ведущей деятельности педагога: «Воспитание - это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.