Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОНТЕКСТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / АКСИОСФЕРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / DISABILITIES / EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS / VALUE RELATIONSHIPS / STUDENTS / AXIOSPHERE / COGNITIVE MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Дементьева Дарья Викторовна

В статье рассматривается процесс и результат формирования ценностного отношения у студентов к детям с особыми образовательными потребностями. Успешность реализации инклюзивного образования в значительной степени определяется эмоционально-позитивным отношением педагогов-психологов к этой категории детей. Пилотажное исследование выявило широкий спектр негативных эмоций у педагогов-психологов, работающих в инклюзивных образовательных организациях. Эти отношения транслируются в детское сообщество и воспроизводятся здоровыми детьми относительно своих сверстников с ограниченными возможностями физического или психического здоровья. Для формирования эмоционально-позитивного отношения студентов к указанной группе детей было преобразовано содержание изучаемых психолого-педагогических дисциплин; модернизированы задания производственной практики; в образовательном процессе всесторонне использованы диалоговые, игровые, тренинговые, проектные, мультимедийные технологии. Для выявления уровня мотивации студентов и определения его корреляции с ценностным отношением использовалось тестирование, анкетирование, анализ «кейсов», контент-анализ. Полученные результаты показали, что аксиосфера студентов достаточно подвижна, изменчива, ее целенаправленное преобразование происходит под воздействием измененного контента, технологий его освоения, а также при накоплении и обогащении практического опыта взаимодействия с детьми, имеющими ограничения в состоянии физического и психического здоровья. Для формирования эмоционально-ценностного отношения студентов к детям с особыми образовательными потребностями были внесены коррективы в содержание нормативных психолого-педагогических дисциплин и элективных курсов. В содержании педагогической, возрастной, социальной, специальной психологии, теоретической и практической педагогики были акцентированы вопросы инклюзии, освещался позитивный зарубежный опыт интеграции, а также проблемы и достижения инклюзивного образования в Тульском регионе (в дошкольных учреждениях, в средней школе, в дополнительном образовании). Наиболее адекватны модернизированному содержанию диалоговые, игровые, тренинговые, проблемные, проектные, мультимедийные технологии. На семинарских занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам широко использовались групповые дискуссии на основе просмотра кинофильмов, телевизионных передач, практиковалось написание эссе, выполнение «кейсов», сюжетно-ролевые игры. Материалы статьи могут быть полезны магистрантам, аспирантам, педагогам-психологам, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности физического или психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотенко Инна Леонидовна, Дементьева Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ATTITUDES AMONG FUTURE EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS TOWARDS CHILDREN WITH DISABILITIES: AN INCLUSIVE CONTEXT

The article examines the process and the result of the formation of value attitudes among students towards children with special educational needs. The success of the implementation of inclusive education is largely determined by the emotionally positive attitude of educational psychologists towards this category of children. The pilot study revealed a wide range of negative emotions among educational psychologists working in inclusive educational organizations. These relationships are transmitted to the children's community and reproduced by healthy children relative to their peers with disabilities in physical or mental health. To form an emotionally positive attitude of students to the specified group of children, the content of the studied psychological and pedagogical disciplines was transformed; tasks of industrial practice were modernized; in the educational process, dialogue, game, training, design, multimedia technologies are comprehensively used. To identify the level of motivation of students and determine its correlation with the value attitude, testing, questioning, analysis of "cases", content analysis were used. The results obtained showed that the axiosphere of students is quite mobile, changeable, its purposeful transformation occurs under the influence of changed content, technologies for its development, as well as with the accumulation and enrichment of practical experience of interaction with children with limitations in physical and mental health. To form the emotional-value attitude of students towards children with special educational needs, adjustments were made to the content of normative psychological and pedagogical disciplines and elective courses. In the content of pedagogical, age, social, special psychology, theoretical and practical pedagogy, the issues of inclusion were emphasized, positive foreign experience of integration was highlighted, as well as the problems and achievements of inclusive education in the Tula region (in preschool institutions, in secondary schools, in additional education). Dialogue, game, training, problem, design, multimedia technologies are most adequate to the modernized content. At seminars on psychological and pedagogical disciplines, group discussions based on watching movies, television programs were widely used, writing essays, performing "cases", and role-playing games were practiced. The materials of the article can be useful for undergraduates, graduate students, educational psychologists who work with children with disabilities of physical or mental health.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОНТЕКСТ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/70PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Федотенко И. Л., Дементьева Д.В. Формирование ценностного отношения у будущих педагогов-психологов к детям с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный контекст // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Fedotenko I.L., Dementieva D.V. (2020). Formation of value attitudes among future educational psychologists towards children with disabilities: an inclusive context. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 37

Федотенко Инна Леонидовна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Профессор кафедры «Психологии и педагогики» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: innafedotenko@mail.ru

Дементьева Дарья Викторовна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Аспирант II курса кафедры «Психологии и педагогики»

E-mail: d0202d@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=892534

Формирование ценностного отношения у будущих педагогов-психологов к детям с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный контекст

Аннотация. В статье рассматривается процесс и результат формирования ценностного отношения у студентов к детям с особыми образовательными потребностями. Успешность реализации инклюзивного образования в значительной степени определяется эмоционально-позитивным отношением педагогов-психологов к этой категории детей. Пилотажное исследование выявило широкий спектр негативных эмоций у педагогов-психологов, работающих в инклюзивных образовательных организациях. Эти отношения транслируются в детское сообщество и воспроизводятся здоровыми детьми относительно своих сверстников с ограниченными возможностями физического или психического здоровья. Для формирования эмоционально-позитивного отношения студентов к указанной группе детей было преобразовано содержание изучаемых психолого-педагогических дисциплин; модернизированы задания производственной практики; в образовательном процессе всесторонне использованы диалоговые, игровые, тренинговые, проектные, мультимедийные технологии.

Для выявления уровня мотивации студентов и определения его корреляции с ценностным отношением использовалось тестирование, анкетирование, анализ «кейсов», контент-анализ. Полученные результаты показали, что аксиосфера студентов достаточно подвижна, изменчива, ее целенаправленное преобразование происходит под воздействием измененного контента, технологий его освоения, а также при накоплении и обогащении практического опыта взаимодействия с детьми, имеющими ограничения в состоянии физического и психического здоровья. Для формирования эмоционально-ценностного

https:// mir-nauki. com

отношения студентов к детям с особыми образовательными потребностями были внесены коррективы в содержание нормативных психолого-педагогических дисциплин и элективных курсов. В содержании педагогической, возрастной, социальной, специальной психологии, теоретической и практической педагогики были акцентированы вопросы инклюзии, освещался позитивный зарубежный опыт интеграции, а также проблемы и достижения инклюзивного образования в Тульском регионе (в дошкольных учреждениях, в средней школе, в дополнительном образовании). Наиболее адекватны модернизированному содержанию диалоговые, игровые, тренинговые, проблемные, проектные, мультимедийные технологии. На семинарских занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам широко использовались групповые дискуссии на основе просмотра кинофильмов, телевизионных передач, практиковалось написание эссе, выполнение «кейсов», сюжетно-ролевые игры.

Материалы статьи могут быть полезны магистрантам, аспирантам, педагогам-психологам, работающим с детьми, имеющими ограниченные возможности физического или психического здоровья.

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; дети с особыми образовательными потребностями; ограниченные возможности здоровья; педагоги-психологи; ценностные отношения; студенты; аксиосфера; познавательная мотивация

Принятие человека как высшей ценности - наиболее важная задача современного образовательного и научного сообщества. Изучением ценностных отношений занимается множество наук: социология, психология, педагогика, философия, антропология и ряд других. Проблема формирования ценностных отношений наиболее остро встала в конце ХХ века, положив начало новому этапу развития педагогической и психологической аксиологии. Идеи гуманизации образовательного процесса, уникальности человеческой личности являются базовыми в контексте инклюзивного миропонимания. Педагоги и психологи отмечают, что инклюзия достижима только в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [1-3].

Коммуникативные и когнитивные компетенции, которыми овладевают дети с особыми образовательными потребностями в процессе социализации, в том числе, в обучении, имеют свою специфику. У детей этой группы ограничены возможности владения средствами, как вербальной, так и невербальной коммуникации, ее способы более примитивны, из-за чего дети испытывают трудности в накоплении опыта социального взаимодействия и социальной адаптации [4].

Для педагога-психолога непосредственной практической задачей является моделирование у детей ценностных отношений со своими сверстниками, независимо от их социальной, национальной, конфессиональной принадлежности, состояния физического или психического здоровья, а также помощь при адаптации в обществе.

С одной стороны, профессиональная готовность специалиста понимается как субъективное состояние личности, которая считает себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремится её выполнять [5]. С другой стороны, профессиональная готовность как сложный интегративный личностный конструкт, имеет объективные характеристики: знания, умения, компетенции, опыт, компетентность, особенности аксиосферы.

Неготовность студентов психолого-педагогического факультета к работе с детьми с особыми образовательными потребностями во многом объясняется их страхами, реальными и

Введение

https:// mir-nauki. com

иллюзорными, собственным негативным дошкольным или школьным опытом, влиянием семьи [6]. Тем не менее, студенты, обучающиеся на этом факультете, должны быть психологически и технологически готовы к различным видам профессиональной деятельности, к успешному взаимодействию с теми субъектами, с которыми им в будущем предстоит работать.

В основе социальной инклюзии лежит идеология, которая исключает любую сегрегацию и дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создавая условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование включает в себя поддержку и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия направлена на соблюдение требований психологической безопасности и этики, а разрабатываемые в контексте инклюзии образовательные программы должны нести в себе не только теоретическую, но и практическую пользу для успешной адаптации детей в социуме [7].

«Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ограниченными возможностями здоровья, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет такому ребенку максимально сохранить свое привычное социальное окружение»

Инклюзивная образовательная среда - это среда, где всем участникам образовательного процесса предоставляется возможность саморазвития, при этом учебный процесс адаптируется таким образом, чтобы каждый ученик, вне зависимости от особенностей здоровья, был вовлечен в учебную деятельность [9].

Психолого-педагогические проблемы, связанные с формированием ценностных отношений, исследовались в трудах А.А. Бодалева, А.Б. Орлова, А.Г. Здравомыслова, А.П. Тряпицыной, В.А. Ядова, В.П. Зинченко, В.С. Собкина, Г.Н. Филонова, Д.А. Леонтьева, И.С. Кона, Дюркгейма и многих других. Значительное количество исследований ценностного отношения к «особым» детям связано с практической деятельностью работающих педагогов и воспитателей.

Существенный опыт обучения воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей средних школ по различным программам, направленным на обогащение их взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, накоплен в системе повышения квалификации и переподготовки. Вместе с тем, аксиосфера опытных педагогов достаточно инертна, и в процессе направленного обучения происходит усвоение учителями методов, приемов, техник без изменения их ценностной иерархии. Таким образом, декларируется ценностное отношение к ребенку с особыми образовательными потребностями, а реальное поведение педагога транслирует широкий спектр негативных эмоций (страх, брезгливость, тревожность, жалость) [10, с. 233]. Дети чутко воспринимают специфическое отношение педагога и, подражая ему, подобным же образом относятся к своему «особому» однокласснику.

Количество исследований, ориентированных на адресное формирование ценностного отношения у студентов, будущих педагогов, значительно меньше.

Вместе с тем аксиосфера молодых людей более подвижна, вариативна, ее легче перестроить, преобразуя ценностную иерархию. Польские педагоги, психологи, методисты в течение многих лет проводили исследование ценностей студентов в контексте образовательной и социальной инклюзии. Интересные данные, связанные с отношением студентов к одаренным детям, имеющим физические или психические недостатки, получены болгарскими учеными (Е. Рангелова, Д. Лефтерова). Чешские и словацкие педагоги и психологи исследовали возможности преобразования ценностного восприятия студентами детей с особыми образовательными потребностями в процессе обучения в университете.

[8, с. 36].

https:// mir-nauki. com

Цель исследования - обосновать и реализовать технологии и средства развития эмоционально-ценностного отношения у будущих педагогов-психологов к детям с особыми образовательными потребностями. Одной из исследовательских задач явилось также выявление корреляции между ценностными отношениями студентов и их учебной мотивацией.

Для реализации поставленной цели были внесены коррективы в содержание нормативных психолого-педагогических дисциплин, а также элективных курсов. Акцентированы вопросы инклюзии, освещался позитивный зарубежный опыт социальной интеграции, а также проблемы и достижения инклюзивного образования в Тульском регионе (в дошкольных учреждениях, в средней школе, в дополнительном образовании). Для реализации модернизированного содержания использовались диалоговые, игровые, тренинговые, проблемные, проектные, мультимедийные технологии, как наиболее адекватные модернизированному контенту и особенностям современного студенчества. Было преобразовано содержание производственной практики, включены задания, предполагающие взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями.

Исследовательский инструментарий включал: тестирование, анкетирование, наблюдение, контент-анализ написанных студентами эссе и дневников производственной практики; сравнительный анализ продуктов деятельности детей с особыми образовательными потребностями и здоровых детей. Для определения ценностного отношения студентов к детям с ограниченными возможностями здоровья и к инклюзивному образованию использовались переработанные авторами тест Рокича, а также опросник ценностных ориентаций С. Бубновой. Для диагностики учебной мотивации студентов были использованы адаптированные тесты А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой.

Базой исследования являлась АНО ВО «Международная Полицейская Академия ВПА». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 2 группы студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование»:

Группы были близки по составу, по тендерным характеристикам, по уровню учебной мотивации, по академической успешности.

На семинарских занятиях по педагогике и педагогической психологии студенты рассмотрели и обсудили в ходе групповых дискуссий основные принципы организации эффективной инклюзивной образовательной среды:

1. Принцип индивидуального подхода

Этот принцип предполагает создание комфортного психологического климата, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет раскрыть свои способности в той или иной деятельности, проявить личностные качества [11]. Для обеспечения индивидуального подхода, педагогу-психологу необходимо осуществить диагностику ученика, узнать о клинических проявлениях его состояния.

2. Принцип поощрения самостоятельности, инициативности ребенка

Некоторые физические и психические особенности ребенка могут накладывать ощутимые ограничения на стандартный уклад жизни. В условиях, где жизнь ребенка зависит от помощи родителей или опекунов, его собственная инициатива в совершении

Результаты и обсуждение

1. Группа № I из 27 человек, 4 курс.

2. Группа № II из 27 человек, 3 курс.

https:// mir-nauki. com

самостоятельных поступков часто очень незначительна. Очевидной причиной низкого уровня самостоятельности является явная или латентная установка родителей или опекунов, которые не предоставляют ребенку возможности для самостоятельной деятельности. «Особому» ребенку необходимо выработать в себе самостоятельность, чтобы уже во взрослой жизни он мог принимать важные решения, нести за них ответственность, подвергать критическому анализу различные события. Самостоятельность также значима при выборе будущей профессии, при реализации социальных контактов, при устройстве на работу. Охватывая все социальные сферы, самостоятельность является одним из главных атрибутов успешной социализации. В задачи педагога-психолога входит научить ребенка анализировать возникающие проблемы, помочь ему самостоятельно находить пути их решения.

Когнитивные возможности детей с особыми образовательными потребностями характеризуются замедленным темпом формирования психических процессов. Это обусловливает качественно-количественные характеристики процессов приема, переработки, хранения и воспроизведения информации, которая им доступна. В частности, В.И. Лубовский указывает на то, что при всех вариантах дизонтогенеза объем информации, который может быть принят в единицу времени, снижен по сравнению с нормой, то есть для приема равного объема информации этим детям нужно больше времени. Нарушена точность принимаемой информации, а переработка информации замедленная [12].

3. Принцип активного включения ребенка в деятельность

Инклюзивный образовательный процесс значительно отличается от типового процесса рядом специфических признаков. К ним относятся различные образовательные программы, рассчитанные на каждого отдельного ребенка, обустройство класса, а также график занятий, соблюдение которого делает инклюзию более продуктивной. Активное включение детей в общий образовательный процесс позволяет им приспособиться к коллективной работе, что благотворно влияет на социальную адаптацию и дальнейшее установление социальных связей.

4. Принцип вариативности образовательных программ

Состояние ребенка с ограниченными возможностями здоровья с течением времени может измениться, как в лучшую, так и в худшую сторону, его приоритеты в той или иной деятельности также весьма изменчивы. Все это должно вовремя отслеживаться педагогами для корректировки образовательной инклюзивной программы. В группе со временем также могут измениться взаимоотношения школьников. На каждом этапе обучения педагог-психолог проводит диагностику учеников в группе, чтобы вовремя зафиксировать и скорректировать возникшие изменения.

5. Принцип семейного взаимодействия

Инклюзивный образовательный процесс становится наиболее эффективным, когда в обучении задействованы родители здоровых детей и школьников с ограниченными возможностями здоровья. Установленные партнерские отношения между ребенком и родителями помогают ему быть более открытым на уроках, делиться своими страхами и проблемами, а также устанавливать социальные связи с другими детьми без лишнего стресса.

Студенты обсудили указанные принципы и предложили свои варианты приемов, позволяющих поощрять самостоятельность, инициативность ребенка с особыми образовательными потребностями, эффективно включая его в образовательное пространство класса.

Были выделены проблемы, которые могут возникнуть при взаимодействии педагога-психолога с семьей «особого» ребенка. Свои сомнения и ожидания от взаимодействия с ребенком, имеющим особые образовательные потребности и его родителями, студенты

отразили в содержании эссе. Мы считаем, что эссе как эффективная форма письменной рефлексии, имеющая субъективную трактовку и свободную композицию, побуждает студентов обратиться к собственному опыту. Применение контент анализа текстов, написанных студентами, позволило нам выявить позитивную динамику в развитии их ценностного отношения.

Для осмысления будущими педагогами-психологами сущности инклюзии оказалось полезным включить в содержание практических занятий по педагогике и психологии игровые, диалоговые, проектные и тренинговые технологии. Так, студенты подготовили и провели сюжетно-ролевую игру «Конфликт родителей здоровых детей с семьей «особого» ребенка», мозговой штурм на тему: «Как повысить статус пятиклассника, имеющего ограниченные возможности здоровья». Усилить у студентов эмоциональный компонент ценностного отношения к ребенку с особыми образовательными потребностями позволил анализ художественных, документальных фильмов, видеосюжетов по близкой проблематике. Будущие педагоги-психологи проанализировали основные проблемы, разобрали виды конфликтов в кинофильмах: «Класс коррекции», «Временные трудности», «Звездочки на земле», «Перед классом», «Костяника, время лета», «Король говорит». Студенты убедились, что продуктивность инклюзивного образовательного процесса зависит от всех его участников: школьников, их родителей, учителей, психологов.

Инклюзивное образование - многогранный процесс, оказывающий благотворное влияние не только на детей с особыми образовательными потребностями, но и на здоровых школьников. Связано это с тем, что в инклюзивной ситуации стимулируется развитие у детей толерантности, эмпатии, уважения к другим людям, милосердия.

Для оценки эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы использовались следующие показатели:

• уровень и характер учебной мотивации студентов;

• отношение к инклюзивному образованию;

• характер ценностных отношений.

На диагностическом этапе были получены следующие результаты: низкий уровень мотивации имели 31,3 % студентов; средний - 51 %, высокий - 17,7 %. Для 38 % студентов характерна мотивация «избегания неудачи», у 42,5 % доминируют познавательные мотивы и только 19,5 % имеют профессиональные мотивы.

Студенты проходили практику в МБОУ ЦО № 17 в мае 2019 года, в инклюзивном классе, где осуществляли диагностику младших школьников (определяли уровень самопрезентации, личностные качества, проводили социометрию и др.). В процессе анкетирования мы пытались выяснить отношение студентов к взаимодействию с детьми, имеющими проблемы в состоянии физического и психического здоровья. Студенты предположили потенциальные риски, считая, что у них не хватит специальных компетенций, опасались возможных конфликтов, сложностей во взаимодействии с семьей «особого» ребенка. При диагностике отношения студентов к детям с особыми образовательными потребностями были получены следующие результаты: 19,8 % нейтральное отношение; «хочу помогать и поддерживать» - 56,9 %, «стараюсь избегать контактов» - 8,3 %.

Показательны ответы студентов на следующий вопрос: «Если бы была возможность выбора традиционных или инклюзивных классов, какой вариант Вы бы предпочли»: 76,5 % выбрали традиционный класс без детей с особыми образовательными потребностями; 12,5 % -«все равно»; и только 11 % считает, что «в инклюзивном классе работать интереснее», «можно получить больше опыта, хотя и сложнее». Неоднозначно отношение студентов к

https:// mir-nauki. com

образовательной инклюзии: 34 % считает, что детям с ограниченными возможностями здоровья комфортнее «учиться дистанционно, на дому»; 11 % - в коррекционных классах; 55 % - в инклюзивной среде.

По окончании опытно-экспериментальной работы и педагогической практики была проведена повторная диагностика. Определенная позитивная динамика прослеживается в обеих группах (как в 2019, так и в 2020 гг.), полученные результаты оказались аналогичны. Несколько сократилось количество студентов с низким уровнем мотивации (до 11,8 %; 9,8 %), увеличилось со средним (58,8 %; 61 %) и высоким (29,4 %; 29,2 %). Возросло число студентов (31,4 %; 37 %), для которых характерны профессиональные мотивы. Отношение к инклюзивному образованию стало более позитивным, свыше 78 % студентов назвали совместное обучение со здоровыми сверстниками оптимальным вариантом для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные данные убеждают в наличии прямой корреляции между учебной мотивацией студентов и уровнем их ценностных отношений. Студенты, имеющие высокий уровень мотивации к обучению, продемонстрировали также в достаточной мере сформированные ценностные отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Они быстрее налаживали контакт со всеми членами исследуемой группы, проявляли инициативу, поддерживали более «теплый» и комфортный климат, доброжелательно относились к детям не зависимо от состояния их здоровья, национальной или конфессиональной принадлежности. Эти студенты тактично и, вместе с тем, уверенно взаимодействовали, как с родителями здоровых детей, так и семьей школьника с особыми образовательными потребностями. Наличие профессиональных мотивов помогло им быстрее адаптироваться к ситуации педагогической практики, проявить инициативу и самостоятельность.

Напротив, студенты с низким уровнем мотивации к обучению, действовали стандартно, им было сложнее найти общий язык не только с детьми, имеющими особые образовательные потребности, но и с другими. У части студентов этой группы сохранилась мотивация «избегания неудачи», их общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья было излишне формализовано. Эти студенты увеличивали дистанцию взаимодействия с «особыми» детьми, опасаясь потенциальных сложностей и конфликтов, избегали взаимодействия с родителями.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что аксиосфера студентов может быть преобразована в процессе целенаправленного обучения в университете. Данные двух исследовательских этапов подтвердили определенную позитивную динамику в процессе формирования ценностного отношения студентов к детям с ограниченными возможностями здоровья. Изменение контента психологических и педагогических дисциплин, широкое использование диалоговых, игровых, тренинговых, проектных технологий, накопление студентами субъективного опыта практической деятельности непосредственно с детьми, имеющими особые образовательные потребности - все это стимулировало учебную мотивацию и ценностные отношения будущих педагогов-психологов.

Первоначально полученные результаты помогли выявить не только прямую корреляцию между учебной мотивацией студентов и их ценностным отношением, но и значимость различных средств, применяемых для коррекции их аксиосферы.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Педагогическое образование в России. - 2014. - №. 2.

2. Староверова М.С. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методические пособия / М.С. Староверова и др.; под ред. Староверовой М.С. М.ВЛАДОС, 2011.

3. Федотенко И.Л. Особенности реализации инклюзивного образования в условиях современной российской школы / И.Л. Федотенко, Ю.В. Харланова // Историческая и социально-образовательная мысль: том 9 №2, ч. 1., 2017. - с. 182191.

4. Алтухова Т.А., Алтухов Д.С. Показатели качества образования // Современные наукоемкие технологии. No7. 2010. С. 232-234.

5. Платонов К.К. Вопросы психологии труда / К.К. Платонов. - М., 1979. С. 82-102.

6. Федотенко И.Л., Тарантей Л.М. Профессиональное и личностное самоопределение студентов в образовательной среде университета в контексте потенциальных рисков // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты. сборник статей XIV международной научно-практической конференции. Под редакцией Митиной Л.М.: Издательство "Перо" (Москва). 2018. С. 52-57.

7. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011, 144 с.

8. Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования. // Инклюзивное образование / авт.-сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. - М.: Центр "Школьная книга", 2010. - Вып.1. - С. 26-36.

9. Дементьева Д.В., Федотенко И.Л., Захарук Т. Формирование ценностного отношения будущих педагогов-психологов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов и магистрантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. с. 37-42.

10. Utenfor regelen. Spesialpedagogikk i historisk perspektiv / E. Simonsen, B.H. Johnsen (red.). Oslo, 2007. 278 s.

11. Кожалиева Ч.Б., Шулекина Ю.А., Киреева И.П. Образовательные возможности как платформа образовательной инклюзии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. No 52-3. С. 335-345.

12. Специальная психология в 2 т.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский [и др.] под ред. В.И. Лубовского. 7-е изд., перераб. и доп.: М.: Издательство Юрайт, 2014.

Fedotenko Inna Leonidovna

Tula state Lev Tolstoy pedagogical university, Tula, Russia

E-mail: innafedotenko@mail.ru

Dementieva Dariya Victorovna

Tula state Lev Tolstoy pedagogical university, Tula, Russia

E-mail: d0202d@mail.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=892534

Formation of value attitudes among future educational psychologists towards children with disabilities: an inclusive context

Abstract. The article examines the process and the result of the formation of value attitudes among students towards children with special educational needs. The success of the implementation of inclusive education is largely determined by the emotionally positive attitude of educational psychologists towards this category of children. The pilot study revealed a wide range of negative emotions among educational psychologists working in inclusive educational organizations. These relationships are transmitted to the children's community and reproduced by healthy children relative to their peers with disabilities in physical or mental health. To form an emotionally positive attitude of students to the specified group of children, the content of the studied psychological and pedagogical disciplines was transformed; tasks of industrial practice were modernized; in the educational process, dialogue, game, training, design, multimedia technologies are comprehensively used.

To identify the level of motivation of students and determine its correlation with the value attitude, testing, questioning, analysis of "cases", content analysis were used. The results obtained showed that the axiosphere of students is quite mobile, changeable, its purposeful transformation occurs under the influence of changed content, technologies for its development, as well as with the accumulation and enrichment of practical experience of interaction with children with limitations in physical and mental health. To form the emotional-value attitude of students towards children with special educational needs, adjustments were made to the content of normative psychological and pedagogical disciplines and elective courses. In the content of pedagogical, age, social, special psychology, theoretical and practical pedagogy, the issues of inclusion were emphasized, positive foreign experience of integration was highlighted, as well as the problems and achievements of inclusive education in the Tula region (in preschool institutions, in secondary schools, in additional education). Dialogue, game, training, problem, design, multimedia technologies are most adequate to the modernized content. At seminars on psychological and pedagogical disciplines, group discussions based on watching movies, television programs were widely used, writing essays, performing "cases", and role-playing games were practiced.

The materials of the article can be useful for undergraduates, graduate students, educational psychologists who work with children with disabilities of physical or mental health.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: inclusion; inclusive education; children with special educational needs; disabilities; educational psychologists; value relationships; students; axiosphere; cognitive motivation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.