Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / младшие школьники / образовательный процесс / учебная деятельность / ценностное отношение / ценностные ориентации / учебная мотивация / готовность к обучению / литературное чтение / уроки литературного чтения / педагогическая диагностика / методы диагностики / Primary School / younger schoolchildren / educational process / educational activities / value attitude / value orientations / educational motivation / readiness to learn / literary reading / literary reading lessons / pedagogical diagnostics / diagnostic methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Дарья Викторовна

Статья посвящена проблеме ценностного отношения к учению и специфике ее отно-сительно учащихся в начальной школе. Представлены подходы к понятию «ценностное отноше-ние», развернуто толкование ключевого понятия исследования – «ценностное отношение к уче-нию», обоснованы его характеристики, связанные с психологической и социальной готовностью младших школьников к формированию данного отношения к учебной деятельности. Представлен авторский вариант подбора диагностического инструментария, способного обеспечить верифика-цию сформированности имеющегося отношения к учению с учетом возраста респондентов. Тако-вым оказывается комплексное исследование, включающее «Оценку уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, адаптированную диагностику ценностных ориентаций школьников В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, адаптированную диагностика рефлексивной деятельности младших школьни-ков в процессе обучения (по А. Ю. Устюжиной). Полученные в результате анкетирования и наблю-дения данные позволили сделать вывод о преобладании средних, а не высоких значений, характе-ризующих отношение школьников к учению. В итоге делается предположение о необходимости со-ответствующей работы в опоре на уроки литературного чтения, которые в большей степени откры-ты к постановке и решению задач воспитательной направленности. Именно на этих занятиях в со-четании с уроками внеклассного чтения можно создать условия для выявления, проявления и определенной коррекции переживаний младших школьников по поводу учебной деятельности, что является основой для формирования осознанного, ценностного отношения к учению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмагилова Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TO TEACHING FOR YOUNGER STUDENTS: PRACTICAL ASPECTS

The article is devoted to the problem of the value attitude to learning and its specificity in rela-tion to students in primary school. Approaches to the concept of “value attitude” are presented, a detailed interpretation of the key concept of the study – “value attitude towards learning” is presented, and its characteristics related to the psychological and social readiness of younger schoolchildren to form this atti-tude to learning activities are substantiated. The author’s version of the selection of diagnostic tools that can provide verification of the formation of the existing attitude to learning, taking into account the age of the respondents, is presented. This turns out to be a comprehensive study, including “Assessment of the level of school motivation” by N. G. Luskanova, adapted diagnostics of value orientations of schoolchildren V. F. Sopova, L. V. Karpushina, adapted diagnostics of reflexive activity of younger schoolchildren in the learning process (according to A. Yu. Ustyuzhina). The data obtained as a result of questioning and observa-tion allowed us to conclude that there was a predominance of average rather than high values characterizing the attitude of schoolchildren to learning. As a result, an assumption is made about the need for appropriate work based on literary reading lessons, which are more open to setting and solving educational problems. It is in these classes, in combination with extracurricular reading lessons, that conditions can be created for the identification, manifestation and certain correction of junior schoolchildren’s experiences about educational activities, which is the basis for the formation of a conscious, value-based attitude towards learning.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 372.41+37.012

ББК 4426.819=411.2,02+4420.43 ГРНТИ 14.25.05 Код ВАК 5.8.2

Исмагилова Дарья Викторовна,

SPIN-код: 3969-9372

старший преподаватель, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург,

пр-т Космонавтов, 26; e-mail: darya.dyldina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальная школа; младшие школьники; образовательный процесс; учебная деятельность; ценностное отношение; ценностные ориентации; учебная мотивация; готовность к обучению; литературное чтение; уроки литературного чтения; педагогическая диагностика; методы диагностики

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме ценностного отношения к учению и специфике ее относительно учащихся в начальной школе. Представлены подходы к понятию «ценностное отношение», развернуто толкование ключевого понятия исследования - «ценностное отношение к учению», обоснованы его характеристики, связанные с психологической и социальной готовностью младших школьников к формированию данного отношения к учебной деятельности. Представлен авторский вариант подбора диагностического инструментария, способного обеспечить верификацию сформированности имеющегося отношения к учению с учетом возраста респондентов. Таковым оказывается комплексное исследование, включающее «Оценку уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, адаптированную диагностику ценностных ориентаций школьников В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, адаптированную диагностика рефлексивной деятельности младших школьников в процессе обучения (по А. Ю. Устюжиной). Полученные в результате анкетирования и наблюдения данные позволили сделать вывод о преобладании средних, а не высоких значений, характеризующих отношение школьников к учению. В итоге делается предположение о необходимости соответствующей работы в опоре на уроки литературного чтения, которые в большей степени открыты к постановке и решению задач воспитательной направленности. Именно на этих занятиях в сочетании с уроками внеклассного чтения можно создать условия для выявления, проявления и определенной коррекции переживаний младших школьников по поводу учебной деятельности, что является основой для формирования осознанного, ценностного отношения к учению.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Исмагилова, Д. В. Формирование ценностного отношения к учению у младших школьников: практические аспекты / Д. В. Исмагилова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 159-165.

Ismagilova Darya Viktorovna,

Senior Lecturer, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

FORMATION OF A VALUE ATTITUDE TO TEACHING FOR YOUNGER STUDENTS: PRACTICAL ASPECTS

KEYWORDS: Primary School; younger schoolchildren; educational process; educational activities; value attitude; value orientations; educational motivation; readiness to learn; literary reading; literary reading lessons; pedagogical diagnostics; diagnostic methods

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of the value attitude to learning and its specificity in relation to students in primary school. Approaches to the concept of "value attitude" are presented, a detailed interpretation of the key concept of the study - "value attitude towards learning" is presented, and its characteristics related to the psychological and social readiness of younger schoolchildren to form this attitude to learning activities are substantiated. The author's version of the selection of diagnostic tools that can provide verification of the formation of the existing attitude to learning, taking into account the age of the respondents, is presented. This turns out to be a comprehensive study, including "Assessment of the level of school motivation" by N. G. Luskanova, adapted diagnostics of value orientations of schoolchildren V. F. Sopova, L. V. Karpushina, adapted diagnostics of reflexive activity of younger schoolchildren in the learning process (according to A. Yu. Ustyuzhina). The data obtained as a result of questioning and observation allowed us to conclude that there was a predominance of average rather than high values characterizing the attitude of schoolchildren to learning. As a result, an assumption is made about the need for appropriate work based on literary reading lessons, which are more open to setting and solving educational problems. It is in these classes, in combination with extracurricular reading lessons, that conditions can be created for the identification, manifestation and certain correction of junior schoolchildren's experiences about educational activities, which is the basis for the formation of a conscious, value-based attitude towards learning.

FOR CITATION: Ismagilova, D. V. (2024). Formation of a Value Attitude to Teaching for Younger Students: Practical Aspects. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 159-165.

»ведение. Процесс формирования варианты как целенаправленного влияния

) ценностей и отношения к ним и воздействия (осуществляемые через соци-

напрямую связан с цивилизационным раз- альные институты - образование, религию,

витием человечества. В нем наличествуют официальную политику, СМИ и др.), так и

В1

ц

© Исмагилова Д. В., 2024

ненаправленного, стихийного, даже спонтанного характера (через сложившиеся социальные установки, общественное мнение, активно обсуждаемые темы в соцсетях и пр.). Особое место в этом ряду принадлежит образованию, не случайно в ряду педагогических направлений особое место занимает педагогическая аксиология (от др.-греч. а^1а «ценность» + Хоуод «слово, учение», понимаемая как теория ценностей). Наиболее значимый вклад в становление и развитие этого направления внесли М. М. Бим-Бад, Б. И. Додонов, Н. Д. Никандров, В. А. Сла-стенин, П. Г. Щедровицкий и др.

Очевидно, что осознанное самоопределение человека напрямую связано с его образованием, следовательно, и самый процесс учения должен быть осмыслен как ценность, как условие, определяющее жизненные перспективы, дающее определенные «инструменты», способы действий, которые окажут влияние на дальнейший жизненный путь. Другими словами, в процессе обучения создаются условия для формирования одобряемых нравственных установок и представлений, принятия социально значимых ориентиров и готовности следования им, опыта взаимодействия с окружающим миром и т. д. (работы Е. К. Аль-Янаи [1], С. И. Маслова [10], В. А. Сластенина, Г. И. Чижаковой [12], Е. Н. Шиянова [15] и др.).

Проблема ценностного отношения к учению и определение условий его формирования является одной из ключевых в педагогической аксиологии. Базис ее опирается на соответствующие позиции и подходы.

Так, в философии понятие «ценностное отношение» трактуется как один из видов духовной деятельности, находящейся в системе субъектно-субъектных отношений (М. С. Каган) [6]; в социологии - как «смысловое преломление социального опыта индивида, лежащее в основе системы личностных смыслов», которые, в свою очередь, приобретают значимость для самой личности в процессе ее жизнедеятельности (В. П. Тугаринов) [13]; в психологии понятие «ценностное отношение» рассматривается как отношение значимости объекта на основе потребностей и интересов субъекта (Б. Г. Ананьев [2], В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, С. А. Рубинштейн и др.); в педагогике - как целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения (В. А. Сластенин) [12].

Вышеназванные подходы в некотором

смысле определяют общую концептуальную рамку для исследований в области педагогической аксиологии, в которой психологические исследования помогают понять эмоциональные (в том числе и мотивационные) аспекты учения, педагогические подходы направлены на определение и разработку соответствующих методик и стратегий обучения, а социологические исследования обосновывают взаимовлияние социального контекста, культурных факторов с содержанием образования.

Вышеуказанные научные направления в той или иной степени предопределяют толкование ключевого понятия «ценностное отношение к учению». Так, О. Г. Быр-дина понимает его как сознательно организуемый и управляемый учителем процесс, цель которого заключается не просто в приобретении знаний, умений, навыков, а в заметном повышении базовой культуры личности, принятии гуманистических ценностей, повышении эмоционального настроя школьников, выраженного психической активностью, интересом к учебной деятельности, отношением к процессу получения нового знания как ценности [3, с. 927]. Тогда как Е. В. Коротаева и Д. В. Дылдина рассматривают ценностное отношение к учению как принятие учеником процесса собственного обучения, понимание его социального смысла, наличие сформированной познавательной мотивации, готовность к проявлению необходимых волевых усилий, адекватно-позитивную рефлексию процесса и результата познавательности [7, с. 313].

Учение представляет собой деятельность, которая отличается целенаправленностью, организованностью (реже стихийностью), в процессе которой индивидом приобретаются определенные знания, умения, развиваются психические процессы, совершенствуются опыт практической, творческой, исследовательской деятельности и т. д. Другими словами, продуктивность (результативность) учения во многом становится основой и для других видов деятельности: трудовой, профессиональной, познавательной, творческой и др. Однако это произойдет тогда, когда обучающиеся поймут ценность учения как деятельности, у ученика сформируется ценностное отношение к процессу и результату этой деятельности.

Формирование ценностного отношения к учению - как по содержанию, так и по форме - во многом обусловлено ступенью образовательной системы, а также степенью социальной готовности обучающихся. Особое внимание здесь уделяется младшим школьникам, для которых учение является ведущим видом деятельности, напрямую связанным с социальной ролью ученика.

Большинство ученых, педагогов-практиков (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов [4], А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин [4] и др.) отмечают, что в процессе учения как ведущей деятельности происходит развитие психических процессов младших школьников: произвольность как особое качество психических процессов (способность регулировать и контролировать свои действия, эмоции и внимание), способность к планированию (начинают осваивать навыки планирования и предвидения последствий своих действий) и выполнению действий во внутреннем плане (переход от действий, выполняемых с помощью внешних объектов, к умственным операциям), рефлексия (способности к самоанализу и оценке своих действий, т. е. анализировать свои успехи и неудачи). Все вышеперечисленное говорит о том, что младший школьник готов к формированию у него ценностного отношения к учению.

В связи с вышеизложенным особую значимость приобретает проблема диагностического инструментария, который способен обеспечить верификацию сформиро-ванности имеющегося отношения к учению, учитывая объект и предмет исследования, а также возраст респондентов, включенных в диагностический процесс.

Цель описываемого исследования. С учетом вышесказанного цель представленного исследования заключается в обосновании и апробации диагностического инструментария для выявления актуального уровня сформированности ценностного отношения к учению у младших школьников.

Методология и методы исследования. Диагностическая база в изучении сформированности отношения к учению у младших школьников опирается на три методики: анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой [9], адаптированная диагностика ценностных ориен-таций школьников В. Ф. Сопова, Л. В. Кар-пушиной (шкала «Познание как ценность») [11], адаптированная диагностика рефлексивной деятельности младших школьников в процессе обучения (по А. Ю. Устюжиной, шкала «Познавательная рефлексия») [14].

Представим характеристику каждой методики более подробно.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой была выбрана в качестве одной из составляющих, поскольку мотивация - как побуждение к любой деятельности - во многом предопределяет эмоции субъекта деятельности, его готовность (или неготовность) к активным действиям в процессе достижения цели, его отношение к результату деятельности. В данном исследовании анкета Н. Г. Лускановой

позволила определить, как дети воспринимают учебный процесс, какие эмоции и ценности они связывают с обучением. Анкета включала в себя 10 вопросов, с помощью которых фиксировались отношение учащихся к учебному процессу и школе, их эмоциональные реакции на различные ситуации. Итоговая сумма баллов по каждому учащемуся позволяла определить его уровень школьной мотивации: высокий, средний, низкий.

Адаптированная диагностика ценностных ориентаций школьников В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной (шкала «Познание как ценность) была направлена на выявление у учащихся ценностного отношения к процессу познания как таковому, самому себе (как субъекта познания), к окружающим соученикам. В отличие от анкеты Н. Г. Луска-новой данная методика расширяла границы оценки познавательного пространства ученика. Оценочные показатели, так же как и в первой методике, были сведены к трем уровням: высокому, среднему, низкому.

Третью методику для диагностики отношения к учению у младших школьников представляла адаптированная диагностика рефлексивной деятельности младших школьников в процессе обучения А. Ю. Устюжиной (шкала «Познавательная рефлексия»). Если первые две методики диагностики позволяли определить актуальный уровень изучаемого явления (отношения к учению), то данная методика была напрямую связана с «инструментом», «способом действия», с помощью которого предполагалось влиять на отношение учащихся к учению, а именно - готовность к остановке, фиксации, объективизации, формулированию результата. Оценить уровень познавательной рефлексии школьников предлагалось учителю, который непосредственно работает с классом по все той же уровневой шкале (высокий, средний, низкий).

Такой интегральный подход к диагностике позволяет получить достаточно полное представление о сформированности ценностного отношения младших школьников к учению, а также наметить пути совершенствования данного качества с учетом имеющихся (и формирующихся в перспективе) рефлексивных умений через способность к самоанализу и саморегуляции своих учебных тактик и стратегий.

Основные результаты. Данное исследование было проведено в муниципальном автономном образовательном учреждении «Гимназия № 45» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 30 школьников 3 класса.

Представим результаты проведенного диагностического исследования.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой.

На вопрос «Нравится тебе школа?»

большинство учащихся (16 из 30) ответили, что «не очень», так как «там дерутся», «мало уроков математики», «там орут» (рис. 1).

нравится (10%) не очень (53%) не нравится (37%)

Рис. 1. Ответы на вопрос «Тебе нравится школа?»

Большинство школьников на вопрос «Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?» ответили, что «не хотели бы»

(16 младших школьников), так как «тогда это будет не школа, а детский садик» (рис. 2).

не хотел бы (53%) не знаю (27%) хотел бы (20%)

Рис. 2. Ответы на вопрос «Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

На вопрос «Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?» 23 школь-

ника ответили, что «хотели бы» (рис. 3).

не хотел бы (10%) не знаю (13%) хотел бы (77%)

Рис. 3. Ответы на вопрос «Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?»

Однако стоит отметить, что обучающиеся выразили несогласие с тем, чтобы в школе остались одни перемены («Без перемен это будет не школа, а детский сад»), и при этом не хотели бы иметь менее строгого учителя.

Из представленных результатов можно говорить о том, что 17 обучающихся из 30

имеют средний уровень мотивации к учению, 9 обучающихся - низкий уровень, 4 обучающихся - высокий уровень. Очевидно, что в данном классе большинство класса имеют хорошую устремленность к учению (совокупный показатель по высокому и среднему уровню мотивации).

Достаточно интересными оказались

данные, полученные по результатам диагностики ценностных ориентаций школьников В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной.

Согласно полученным в результате данным, у 7 обучающихся выявлен низкий уровень потребности в познании, у 20 -средний, у 3 обучающихся - высокий. Наиболее значимые результаты были выявлены в ответе на 1-й вопрос: считают ли ученики верным выражение «век живи -век учись»?»: 28 учащихся из 30 ответили утвердительно. Наиболее низкие данные обнаружились по вопросу 10: «Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору»: 9 учащихся из 30.

Примечательно, что у трех учеников

при низком уровне школьной мотивации оказался средний уровень потребности в познании (все трое - мальчики). Эти дети -в общем и целом - осознают важность обучения для общества, но еще не понимают, как образование может повлиять на их личную жизнь и развитие.

Результаты по адаптированной диагностике относительно рефлексивной деятельности младших школьников (по А. Ю. Устю-жиной) дали основание для следующего вывода. Рефлексивные умения у учащихся (готовность к остановке, фиксации, объективизации, формулированию результата) оказались проявляемы эпизодически (рис. 4), что в целом оправдано на таких уроках, как математика и русский язык и др.

7%

53%

систематично (7%)

время от времени (53%)

эпизодично или не выявлена (40%)

Рис. 4. Результаты по данным адаптированной диагностики рефлексивной деятельности младших школьников в процессе обучения А. Ю. Устюжиной по шкале «Познавательная рефлексия»

Иными словами, большинство учащихся фиксируют и называют существенные свойства изучаемых предметов и явлений в формате повторения за другим учеником или с подсказки учителя, что указывает на то, что у них еще не полностью сформированы умения анализа и критического мышления, тогда как именно данный подход оказывается наиболее действенным в формировании (и коррекции) как самой деятельности, так и отношения к ней.

Содержательные выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что и сами младшие школьники не задумывались о своем отношении к своим учебным обязанностям, к школе в целом.

Совокупный анализ данных позволил определить, что у обследованных третьеклассников преобладает средний уровень относительно понимания ценности учения (53%), у 40% обучающихся этот показатель находится на низком уровне, и только 7% имеют высокий уровень сформированности ценностного отношения к учению.

В силу возрастных особенностей для младших школьников сам процесс школьной жизни порой оказывается более значимым (общение с друзьями, учителем), чем академические достижения. Они находят

удовольствие в социальной принадлежности и ритуалах, связанных со школой. Сам же процесс учения в большей степени осознается ими как обязанность. К сожалению, работа в данном направлении не ведется (но это не вина учителя: нет соответствующего содержания, не предлагаются продуктивные формы подобной работы и т. п.).

Решение данной задачи зависит от реализации методических возможностей, которые могут быть реализованы на предметах гуманитарного цикла, в частности на уроках литературного чтения. Данные уроки (вкупе с возможностями внеклассного чтения и внеурочной деятельности) могут создать условия, в которых младший школьник сможет выявить (и проявить) свои собственные переживания по поводу учебной деятельности, знакомясь и изучая такие произведения, как «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца, «Сказка про учебу и Мишку Удочкина» И. Ревю, «В стране невыученных уроков» Л. Гераскиной и др. Организованные обсуждения помогут младшим школьникам понять, осознать значимость получаемых в школе знаний и умений.

Очевидно, что формирование ценностного отношения к учению у младших школьников - это непростая задача, требу-

ющая особого внимания и подхода, но она только «на сегодня», но и в ближайшей и

более чем актуальна и значима, причем не отдаленной перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аль-Янаи, Е. К. Сущность и генезис понятий «ценность», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в педагогике / Е. К. Аль-Янаи. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8, № 4. - URL: https://mir-nauki.c0m/PDF/59PDMN420.pdf (дата обращения: 05.02.2024).

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Питер, 2010. - 282 с. - Текст : непосредственный.

3. Бырдина, О. Г. Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации / О. Г. Бырдина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. -№ 4. - С. 927-929.

4. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников : сборник статей / Д. Б. Элько-нин, В. В. Давыдов. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 287 с. - Текст : непосредственный.

5. Исмагилова, Д. В. Возможности уроков русского языка в формировании ценностного отношения младших школьников к учебной деятельности / Д. В. Исмагилова. - Текст : непосредственный // Мир, открытый детству : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 23 мая 2022 года / науч. редактор Е. В. Коротаева ; отв. редактор Л. В. Воронина. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2022. - С. 144-148.

6. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. - 204 с. -Текст : непосредственный.

7. Коротаева, Е. В. Формирование ценностного отношения к учению как проблема подготовки будущих учителей начальной школы / Е. В. Коротаева, Д. В. Дылдина. - Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5, № 3. - С. 310-314.

8. Коротаева, Е. В. О формировании ценностного отношения к учению в начальной школе: история и современность / Е. В. Коротаева, Д. В. Исмагилова. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. - С. 57.

9. Лусканова, Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности : учебно-методическое пособие / Н. Г. Лусканова. - М. : Медицина, 1990. - 67 с. - Текст : непосредственный.

10. Маслов, С. И. Аксиологический подход в педагогике / С. И. Маслов, Т. А. Маслова. - Текст : электронный // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogike (дата обращения: 02.05.2024).

11. Пыстогова, Н. А. Изучаем ценностные ориентации : методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и студентов педагогических вузов / Н. А. Пыстогова. - СПб. : ГБОУ Гимназия № 227 Санкт-Петербурга, 2018. - 55 с. - Текст : непосредственный.

12. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Academia, 2003. - 185 с. - Текст : непосредственный.

13. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 156 с. - Текст : непосредственный.

14. Устюжина, А. Ю. Рефлексивная деятельность в учебном процессе: теория и практика : монография / А. Ю. Устюжина ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Забайкальский государственный университет. - Чита : ЗабГУ, 2022. - 225 с. - Текст : непосредственный.

15. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. - М. : Academia, 1999. - 286 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Al-Yanai, E. K. (2020). Sushchnost' i genezis ponyatii «tsennost'», «tsennostnye orientatsii», «tsen-nostnoe otnoshenie» v pedagogike [The Essence and Genesis of the Concepts of "Value", "Value Orientations", "Value Attitude" in Pedagogy]. In Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. Vol. 8. No. 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN420.pdf (mode of access: 05.02.2024).

2. Ananyev, B. G. (2010). Chelovek kakpredmetpoznaniya [Man as an Object of Knowledge]. Moscow, Piter. 282 p.

3. Byrdina, O. G. (2014). Formirovanie tsennostnogo otnosheniya pedagoga k professii v usloviyakh ego professional'noi sotsializatsii [Formation of a Teacher's Value Attitude to the Profession in the Context of His Professional Socialization]. In Molodoi uchenyi. No. 4. pp. 927-929.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Elkonin, D. B., Davydov, V. V. (1962). Voprosy psikhologii uchebnoi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [Questions of Psychology of Educational Activity of Primary School Children]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR. 287 p.

5. Ismagilova, D. V. (2022). Vozmozhnosti urokov russkogo yazyka v formirovanii tsennostnogo otnosheniya mladshikh shkol'nikov k uchebnoi deyatel'nosti [The Possibilities of Russian Language Lessons in the Formation of the Value Attitude of Younger Students to Educational Activities]. In Korotaeva, E. V., Voronina, L. V. (Eds.). Mir, otkrytyi detstvu: materialy III Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 23 maya 2022 goda. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, pp. 144-148.

6. Kagan, M. S. (1997). Filosofskaya teoriya tsennostei [The Philosophical Theory of Values]. Saint Petersburg, Petropolis. 204 p.

7. Korotaeva, E. V., Dyldina, D. V. (2020). Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k ucheniyu kak problema podgotovki budushchikh uchitelei nachal'noi shkoly [Formation of a Value Attitude to Teaching as a Problem of Training Future Primary School Teachers]. In Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki. Vol. 5. No. 3, pp. 310-314.

8. Korotaeva, E. V., Ismagilova, D. V. (2022). O formirovanii tsennostnogo otnosheniya k ucheniyu v na-chal'noi shkole: istoriya i sovremennost' [On the Formation of a Value Attitude to Teaching in Primary School: History and Modernity]. In Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. No. 6-1, p. 57.

9. Luskanova, N. G. (1990). Puti psikhologicheskoi korrektsii anomalii razvitiya lichnosti [Ways of Psychological Correction of Personality Development Anomalies]. Moscow, Meditsina. 67 p.

10. Maslov, S. I., Maslova, T. A. (2013). Aksiologicheskii podkhod v pedagogike [The Axiological Approach in Pedagogy]. In Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. No. 3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aksiologicheskiy-podhod-v-pedagogike (mode of access: 02.05.2024).

11. Pystogova, N. A. (2018). Izuchaem tsennostnye orientatsii [We Study Value Orientations]. Saint Petersburg, GBOU Gimnaziya № 227 Sankt-Peterburga. 55 p.

12. Slastenin, V. A., Chizhakova, G. I. (2003). Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu [Introduction to Pedagogical Axiology]. Moscow, Academia. 185 p.

13. Tugarinov, V. P. (1960). O tsennostyakh zhizni i kul'tury [About the Values of Life and Culture]. Leningrad, Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta. 156 p.

14. Ustyuzhina, A. Yu. (2022). Refleksivnaya deyatel'nost' v uchebnom protsesse: teoriya i praktika [Reflexive Activity in the Educational Process: Theory and Practice]. Chita, ZabGU. 225 p.

15. Shiyanov, E. N., Kotova, I. B. (1999). Razvitie lichnosti v obuchenii [Personal Development in Education]. Moscow, Academia. 286 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.