Научная статья на тему 'О ценностном отношении к учению будущих педагогов начальной школы'

О ценностном отношении к учению будущих педагогов начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологический подход / ценность / ценностное отношение к учению / будущие педагоги / начальная школа / axiological approach / value / value attitude to learning / future teachers / primary school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Дарья Викторовна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме – проблеме отношения к учению как ценности у будущих педагогов начальных классов. Цель данного исследования заключается в выявлении и обосновании представлений студентов педагогического университета о процессе формирования ценностного отношения к учению применительно к себе самим, и к своим будущим ученикам. В статье представлен исторический экскурс отношения к учению как ценности, уточнены представления студентов о ценностном отношении к учению в целом и их готовности к формированию такого отношения у своих будущих учеников. В результате анализа данных анкетирования делается вывод о недостаточной готовности студентов к формированию ценностного отношения к учению у младших школьников, что связано с организацией процесса профессиональной подготовки студентов педагогических университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмагилова Дарья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the value attitude towards teaching of future primary school teachers

The article is devoted to a topic that is relevant today the problem of attitude to learning as a value among future primary school teachers. The purpose of this study is to identify and substantiate the ideas of pedagogical university students about the process of forming a value attitude towards learning in relation to themselves and their future students. The article presents a historical overview of the attitude towards learning as a value, clarifies students' ideas about the value attitude towards learning in general and their readiness to form such an attitude in their future students. As a result of the analysis of the survey data, a conclusion is made about the insufficient readiness of students to form a value-based attitude to learning among junior school-children which is associated with the organization of the process of professional training of pedagogical university students.

Текст научной работы на тему «О ценностном отношении к учению будущих педагогов начальной школы»

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 87-96 --- ♦ ----

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2024_1_87

Дарья Викторовна Исмагилова

г. Екатеринбург

О ценностном отношении к учению будущих педагогов начальной школы

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме - проблеме отношения к учению как ценности у будущих педагогов начальных классов. Цель данного исследования заключается в выявлении и обосновании представлений студентов педагогического университета о процессе формирования ценностного отношения к учению применительно к себе самим, и к своим будущим ученикам. В статье представлен исторический экскурс отношения к учению как ценности, уточнены представления студентов о ценностном отношении к учению в целом и их готовности к формированию такого отношения у своих будущих учеников. В результате анализа данных анкетирования делается вывод о недостаточной готовности студентов к формированию ценностного отношения к учению у младших школьников, что связано с организацией процесса профессиональной подготовки студентов педагогических университетов.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценность, ценностное отношение к учению, будущие педагоги, начальная школа.

Darya Viktorovna Ismagilova

Ekaterinburg

On the value attitude towards teaching of future primary school teachers

The article is devoted to a topic that is relevant today - the problem of attitude to learning as a value among future primary school teachers. The purpose of this study is to identify and substantiate the ideas of pedagogical university students about the process of forming a value attitude towards learning in relation to themselves and their future students. The article presents a historical overview of the attitude towards learning as a value, clarifies students' ideas about the value attitude towards learning in general and their readiness to form such an attitude in their future students. As a result of the analysis of the survey data, a conclusion is made about the insufficient readiness of students to form a value-based attitude to learning among junior schoolchildren which is associated with the organization of the process of professional training of pedagogical university students.

Keywords: axiological approach, value, value attitude to learning, future teachers, primary school.

Введение. Получение высшего образования в современном мире является важной составляющей как для социального развития личности, так и для успешной реализации личностного потенциала человека. В рекомендациях Международной комиссии по образованию для XXI века Ж. Делор обратил внимание на социальную роль образования. По его мнению, образование должно превратиться в «процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение, предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять себя и окружающую среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе» [8, С. 8]. Поскольку высшее образование сегодня не только приобретение знаний, умений, навыков, овладение компетенциями, но и, по мнению И.В. Абакумовой, формирование целого комплекса личностных изменений, включающих преобразование в ценностно-смысловой сфере и общей мировоззренческой позиции [1].

Становление учения как ценности имеет особую значимость для будущих учителей. Поскольку, с одной стороны, отношение к учению влияет на профессиональное развитие самого учителя. Будущие учителя, которые ценят учение, будут постоянно стремиться к самосовершенствованию, будут развивать свои профессиональные навыки и знания, чтобы быть более эффективным и

компетентным в своей работе. С другой стороны, отношение к учению является одним из основных факторов, который влияет на процесс обучения и эффективность учебной деятельности учеников. Если у учителя отсутствует учение в системе ценностей, он не сможет вдохновить и мотивировать своих учащихся, не будет стремиться передать эту ценность своим ученикам. Все это свидетельствует о том, что будущие учителя начальной школы в большей степени должны находиться в субъектной (осознанной, активной), а не объектной (принимающей) позиции применительно к процессу формирования у учащихся отношения к учению как ценности.

Не случайно в нормативно-правовых документа, с одной стороны, уделяется внимание ценностному отношению будущих педагогов (в «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р): в принципах - «реализация ценностно смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации») [19], с другой стороны, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования содержатся установки на «развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности» у учащихся начальных классов [24].

2024, no 1(61), pp. 87-96 ----- ♦ ---

К изучаемой проблеме обращались ведущие отечественные ученые: А.С. Андрюнина [3], М.Г. Гарунов, А.Д. Деминцев, Е.В. Коротаева [10], В.В. Могиленчик, И.Л. Наумченко, Л.М. Панчешникова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.М. Черкес-зада.

Цель исследования. В связи с вышеизложенным цель данного материала обозначена следующим образом: выявить и обосновать представления студентов

педагогического университета о процессе формирования ценностного отношения к учению применительно к себе самим, и к своим будущим ученикам.

Материал и методы исследования. Реализации поставленной цели способствовали такие методы исследования, как изучение и анализ трудов философов, педагогов и психологов, а также анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение.

Ценностное понимание окружающего мира мы находим еще в трудах античных философов (Платон, Сократ). Платон ценность осмысливал как «благо», «справедливость» в контексте характеристики идеального государства «Высшее благо» философ классифицировал на 5 составляющих, где четвертое место занимают «знания, искусства, правильные мнения» [18].

На смену учению о ценностях в эпоху Средневековья приходит теологическая аксиология, где главная ценность - это приближение к Богу через веру, надежду, любовь как ценностные качества для человека. В это время учение тоже является ценностью, но, прежде всего, связанная с обучением богословию. Несмотря на тенденцию теологической аксиологии, в Западной Европе появляются первые университеты (Оксфорд, Кембридж Лиссабон), что стало важным событием для развития образования и для становления учения как ценности. Таким образом, люди, имевшие образование, стали получать уважение и престиж в обществе.

В XIV-XVI вв. (эпоха Возрождения) продвигаются идеи ценности индивидуальности человека, гуманизма, свободы, творчества (работы Ф. Бэкона, М. Монтеня и др.), ценность человека как активного и свободного субъекта, способного к саморазвитию (в работах Л.Б. Альберти, Т. Кампанелла и др.). Так, М. Монтень утверждал: «Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы» [14]. И здесь, по мнению мыслителя, большое значение имеет педагог, который «с самого начала сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому» [14].

На смену эпохи Возрождения приходит эпоха Нового времени или Просвещения, в которой происходит падение авторитет церкви и возрастает значимость науки. При этом появляются разнообразные дефиниции понятия «ценности»: Г.В.Ф Гегель - «потребность», Р.Г. Лотце -«значимость», В. Виндельбанд - «идеал», Г. Риккерт - «норма». При этом особую роль в развитии аксиологических тенденций сыграли ученые-педагоги, уделяя внимание собственно процессу обучения как ценности. Так, Я.А. Коменский утверждал: «Хотя человек родится способным ко всему, но на самом деле он ничего не знает, кроме только того, чему он научен благодаря руководству других людей и часто повторяемому опыту, а потому его необходимо учить...» [9]. Как мы видим, педагог отводит большую роль «руководству», то есть учителю, который, по мнению Я.А. Коменского, «должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям» [9, С. 39]. Тем самым в идеях ученого прослеживается ценностное отношение к профессии учителя.

Особое отношение к знаниям, к учению, к образованию просматривается в эпоху Нового времени, что подтверждается разнообразными трудами педагогов в области образования, обучения и воспитания будущего поколения (К.А. Гельвеций, Д. Дидро, В.Ф. Раевский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.). «Учитель до тех пор остается учителем, пока учится сам, как только он перестает учиться - в нем умирает учитель», -подчеркивает К.Д. Ушинский ценность учения для педагогов. Данную идею поддерживает и Н.Г. Чернышевский, считая, что как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения и воспитания, все же главную роль играет учитель [26]. Л.Н. Толстой вкладывает в совершенного учителя не только любовь к детям, но и профессиональные знания, увлеченность педагогической деятельностью. В педагогическом труде «Общие замечания для учителя Л.Н. Толстой отмечает: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик» [23, С. 191]. Противоположный взгляд в отношении ценности к знаниям у учителя мы встречаем в работах Ж.-Ж. Руссо. По его мнению, учитель должен уметь ничего не делать, а только поставить воспитанника в условия, при которых он сам бы все делал — вот первое и наиболее трудное искусство воспитателя.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 87-96

К проблемам влияния учителя на отношение к учению у учеников обращаются педагоги и в конце XIX- начале XX века. Значимость ценностного отношения к учению для учителя подчеркивает

B.А. Сухомлинский: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь...Такова духовная и философская основа нашей профессии и технология нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» [21]. О вдохновении учеников учителем говорит и А.С. Макаренко: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».

В своих исследованиях М.Г. Гарунов, А.Д. Деминцев, В.В. Могиленчик, И.Л. Наумченко, Л.М. Панчешникова и Н.М. Черкес-зада занимались изучением различных аспектов отношения студентов к учению. Они исследовали факторы, влияющие на мотивацию студентов к учебе, их интерес к учебному материалу, уровень саморегуляции и самостоятельности в обучении, отношение к учебному процессу и профессиональной деятельности.

В этот период ученые начинают дифференцировать отношение к учению.

C.А. Беличева выделил 4 уровня отношения к учению:

- ярко выраженное негативное отношение к учению, сопровождающееся пропуском занятия и отказом от выполнения домашних заданий;

- неохотное отношение к учению, при котором домашние задания выполняются нерегулярно, учеба осуществляется только под жестким контролем взрослых;

- добросовестное, но равнодушное отношение к учению при внешней мотивации учения; избирательное, сознательное, добросовестное отношение к учению;

- увлеченное, сознательное, добросовестное отношение к учению [5].

Типология отношения к учению А.К. Марковой состоит из трех типов отношений: отрицательное, безразличное (нейтральное) и положительное. При этом автор подразделяет положительное отношение на:

- положительное (амфорное),

- положительное (познавательное, осознанное, инициативное),

- положительное (личностное, ответственное, действенное) [13].

Однако именно ценностное отношение к учению стало активно изучаться педагогами только в конце 80-х-начале 90-х годов. А.П. Акимова, Л.С. Вагинова, Е.Н. Шиянова и О.И. Цикина в своих исследованиях обращали внимание на то, как ценности, убеждения и предпочтения студентов влияют на их отношение к учебной деятельности. Они изучали, какими ценностями руководствуются студенты при выборе преподавателей, предметов,

специальностей и как это отражается на их учебной мотивации и успеваемости.

Н.К. Голубев и Ю.П. Битинас предложили следующую классификацию ценностных отношений, в которой использовали критерии осознанности, устойчивости, активности. На основе вышеперечисленных критериев, педагоги выделили 4 уровня развития ценностных отношений:

- критический уровень - отсутствует интерес к знаниям, обучение по принуждению;

- тревожный уровень - интерес к знаниям по ситуации, ограничение в обучении образовательной программой, добросовестное отношение к избранным предметам;

- достаточный уровень - познавательная активность в рамках образовательной программы, но готов к использованию дополнительного материала по требованию педагога;

- идеальный уровень - повышенный интерес к знаниям, привлечение дополнительного материала, чувство долга и понимание необходимости учиться [7].

На современном этапе проблема ценностного отношения к учению или профессии у студентов педвузов становится актуальной и востребованной. Анализ научной электронной библиотеки ЕИЪгагу показал, что педагоги-исследователи обращаются к изучению этой проблемы: «Понятие ценности и ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических специальностей» (А.В. Анненкова, 2017 г.) [4], «Педагогические условия формирования профессиональных ценностных ориентаций у будущих специалистов» (А.Н. Мушкирова, 2017 г.) [15], «Формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вуза в процессе изучения специальной педагогики» (Т.Г. Неретина, 2018 г.) [17], «Представления студентов о ценности высшего образования в современном обществе» (Т.В. Сучкова, 2022 г.) [22]; «Модель ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности при личностно -личностном взаимодействии»

(С.А. Старченко, 2023 г.) [20]. Но, стоит отметить, что основная направленность публикаций -«отношение к профессии», а не к самому процессу учения.

Следует обратить внимание и на тот факт, что часть педагогов подчеркивает эмоциональную составляющую отношения («эмоционально-ценностное отношение»), другая - мотивационную составляющую отношения («мотивационно-ценностное отношение». Рассматривая концепцию отношения В.Н. Мясищева, отметим, что само отношение уже включает в себя три основных компонента:

- когнитивный компонент (знания об объекте и субъекте),

2024, no 1(61), pp. 87-96 ----- ♦ ---

- эмоциональный компонент (степень позитивности или негативности отношения, его эмоциональной позитивной или негативной окраски),

- мотивационно-поведенческий (волевой) компонент (побудительные силы и определенные способы реагирования на объект отношения).

По мнению В.Н. Мясищева, данная триада представляет собой «процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или

отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности - влечения, желания, стремления или потребности. Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности» [16, С. 35]. Поэтому центрация на одном компоненте оказывается не вполне оправданной.

Н.Н. Авдеева понимает «ценностное отношении к учению» как сложное динамичное явление, включающее в себя потребности личности в овладении научной теорией, осмысление её практической значимости, стремление применять предметные знаний в собственной профессиональной деятельности, которые проявляются через оценочную деятельность школьника и зависят как от социокультурной, образовательной среды, так и от внутреннего содержания личности [2, С. 63].

По мнению О.Г. Бырдиной, ценностное отношение к учению, - это сознательно организуемый и управляемый учителем процесс, цель которого заключается не просто в приобретении знаний, умений, навыков, а в заметном повышении базовой культуры личности, принятии гуманистических ценностей, повышение эмоционального настроя школьников, выраженного психической активностью, интересом к учебной деятельности, отношением к процессу получения нового знания как ценности [6, С. 927].

Е.В. Коротаева и Д.В. Дылдина трактуют ценностное отношение к учению как «принятие собственного процесса обучения, понимание его социального смысла, сформированную

познавательную мотивацию, готовность к проявлению необходимых волевых усилий, адекватно-позитивную рефлексию процесса и результата познавательности» [11, С. 313].

О.А. Ханжина рассматривает ценностное отношение студентов к образованию через аксиологические признаки: направленность личности (сложившиеся в процессе жизнедеятельности ценностные ориентации

человека, его жизненные позиции), ориентация на нравственные и моральные нормы (социальный признак, регулирующий поведение человека в социуме), духовность (стремление к внутреннему нравственному самосовершенствованию личности) [25].

Говоря о студентах педагогического университета, важно определить ценностное отношение к учению не только для формирования стратегии высшего образования, но и для качественного построения воспитательного процесса в школе. Таким образом, нами была раскрыта дефиниция понятия «ценностное отношение к учению» (относительно студентов педвуза). Ценностное отношение к учению -выражение субъективного переживания студентом учебной деятельности, которое проявляется в понимании социального смысла учения, в проявлении высокой познавательной активности и инициативности в учении в учебно -профессиональной деятельности.

Нами было проведено анкетирование студентов Уральского государственного педагогического университета (Институт педагогики и психологии детства), целью которого являлось выявление их представлений о сформированности ценностного отношения к учению у них самих и необходимости формирования ценностного отношения к учению у младших школьников. В опросе приняли участие 84 респондента: 2 курс (2 к.) - 46 студентов, 4 курс (4 к.) - 38 студентов.

Обучающимся необходимо было ответить на несколько вопросов:

1. Что, по вашему мнению, включает «ценностное отношение к учению»?

2. По вашему мнению, обладаете ли Вы ценностным отношением к учению? Определите «балл» этого отношения по 10-балльной шкале.

3. Меняется ли ценностное отношение к учению у студентов педвузов в процессе обучения? В какую сторону - повышение? понижение?

4. На каких дисциплинах (и курсах) преподаватели и студенты обращаются к значимости учения, понятию «ценностное отношение» и т.п.?

5. Нужно ли формировать ценностного отношение к учению у обучающихся к школе?

6. Работая учителем начальных классов, будете ли Вы уделять внимание этой проблеме?

7. Какие приемы и методы Вы будете использовать для формирования ценностного отношения учению младших школьников?

Анализ полученных ответов показал следующее.

Ответы студентов на первый вопрос анкеты:

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 87-96 --- ♦ ----

Что, по вашему мнению, включает «ценностное отношение к учению»?

2 к. 4 к.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач 22% 42%

Осознание значимости учения в жизни человека, понимание социального 30% 19%

смысла учения

Внутренняя мотивация к учению 4% 11%

Готовность к познанию окружающего мира, преодоление трудностей в 0% 3%

процессе учения, возможность развития личности

Как мы видим, большинство второкурсников (30%) ориентируются на когнитивный компонент ценностного отношения, при котором школьник ориентирован на понимание общечеловеческой и личностной значимости учения, способен проектировать свой познавательный маршрут, осознает необходимость поиска и открытия знаний. Тогда как большая часть четверокурсников (42%) закладывают в понимание ценностного отношения к учению поведенческий компонент, то есть активизация потребностей или возможностей реализации этих

ценностей в поведении и поступках. В целом, ответы студентов четвертого курса были более развернутыми: «готовность к познанию, преодоление трудностей в процессе учения, возможность развития личности» и т.д.

Ответы на второй «Обладаете ли Вы «ценностным отношением к учению»? Определите «балл» этого отношения по 10-балльной шкале» оказались идентичными у обоих курсов. Средний балл респондентов 2 и 4 курсов равен 7,2 баллам.

Ответы студентов на третий вопрос анкеты:

Меняется ли ценностное отношение к учению у студентов педвузов в процессе обучения? В какую сторону

- повышение? понижение?

2 к. 4 к.

Повышается 63% 26%

Понижается 7% 24%

Определяется индивидуально 30% 47%

Сначала понижается, затем повышается - 3%

Большинство студентов 2 курса (63%) считают, что в процессе обучения у студентов педвузов ценностное отношение к учению возрастает. Второкурсники аргументируют это тем, что они сознательно сделали выбор направления обучения, они «несут ответственность (как педагоги) перед будущим поколением», поэтому им самим нужно владеть большим количеством информации и ценностным отношением к учению, чтобы передавать это своим будущим ученикам. На втором месте (30%) у студентов 2 курса позиция «определяется индивидуально», так как зависит от желания учиться на этой специальности, от стиля взаимодействия педагога, от самоорганизации. Понижение ценностного отношения к учению (7%) связывают с недостаточной самоорганизацией (нет контроля со стороны значимого взрослого), а также с отрицательным отношением к образованию в обществе в целом.

Студенты 4 курса отдают предпочтение позиции «определяется индивидуально» (47%), так как, по мнению респондентов, это зависит от «желания студента получить именно эту профессию» и от «планов студентов на образовательную жизнь». 26% опрошенных 4 курса выбрали позицию «повышается», аргументируя тем, что с возрастом приходит осознание важности получить качественное образование и знания, а также целенаправленной работой педагогов вуза («на занятиях обсуждаются данные понятия, студенты «впитывают» эти знания»). 24% четверокурсников выбрали ответ «понижается», так как в процессе обучения не оправдываются ожидания от учебы в вузе, появляются другие обязательства (работа), которые препятствуют получению знаний, а также разочарования в профессии после педагогической практики.

Ответы студентов на четвертый вопрос

анкеты:

На каких дисциплинах (и курсах) преподаватели и студенты обращаются к значимости учения, понятию

«ценностное отношение» и т.п. ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика Психология Философия На всех дисциплинах

Методика обучения русскому языку, окружающему миру и т.д. Формирование педагогической культуры родителей

Основы профессионального взаимодействия между участниками

2 к. 4 к.

67% 66%

50% 37%

10% 5%

28% 3%

4% 37%

- 8%

- 13%

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,

2024, no 1(61), pp. 87-96

образовательных отношений

Организация внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста -

Психология воспитательных практик 13%

3%

По мнению респондентов, процесс формирования ценностного отношения к учению осуществляется в большей мере на «общих» дисциплинах: педагогика, психология. Часть студентов 4 курса называет «методики русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и т.д.», поскольку студенты уже освоили или продолжают осваивать программу этих дисциплин. Однако на данных дисциплинах преподаватели обращаются не к ценности учения,

а к ценности языка, к ценности природы, ценности искусства и т.д. Второкурсники в меньшинстве отмечают данные дисциплины, так как, согласно учебному плану, осваивают их чуть позже.

Ответы на пятый вопрос «Нужно ли формировать ценностное отношение к учению у обучающихся в школе?» оказались достаточно предсказуемы (рисунок 1):

Рис.1. Ответы респондентов на пятый вопрос анкеты «Нужно ли формировать ценностное отношение к учению у обучающихся в школе?»

На диаграмме видим, что 98% студентов второго и 100% четвертого курсов ответили утвердительно. В основном респонденты аргументируют это тем, что от этого зависит их (школьников) обучение на следующих ступенях образования, что в современном мире тенденция

«обучения через всю жизнь», что от этого зависит будущее страны.

На шестой вопрос (Работая учителем начальных классов, будете ли Вы уделять внимание этой проблеме?) отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Ответы респондентов на шестой вопрос анкеты «Работая учителем начальных классов, будете ли Вы уделять внимание этой проблеме?»

Из этого следует, что 95% второкурсников и 92% четверокурсников дали положительный ответ. Однако ответы на следующий вопрос показали, что студенты обращаются к

стандартным методам, не указывают конкретные приемы.

Ответы студентов второго курса на седьмой вопрос:

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 87-96 --- ♦ ----

Какие приемы и методы Вы будете использовать для формирования ценностного отношения к учению у

младших школьников?

Беседы 26%

Примеры известных личностей в науке 22%

Игровые приемы 20%

Личный пример 13%

Внеурочные мероприятия 11%

Классные часы 9%

Ответы студентов четвертого курса на седьмой вопрос были более развернутыми:

Какие приемы и методы Вы будете использовать для формирования ценностного отношения к учению у

младших школьников?

Игровые приемы (дидактические игры, квесты) 34%

Беседы 29%

Личный пример 24%

Демонстрация полученных знаний в реальной жизни 13%

Интерактивные методы обучения 11%

Биография ученых, экскурсии в музей науки, изобретений 8%

Как мы видим, предложенные варианты у студентов 2 курса и студентов 4 курса носят обобщенный характер. Хотя четверокурсники предпринимают попытки уточнить формы и приемы (экскурсии в музей науки, квесты, дидактические игры, интерактивные методы), но не дают конкретного, методически обоснованного содержания. Стоит отметить, что студенты 2 курса разделяют возможности урочной и внеурочной деятельности (внеурочные мероприятия) в данной области, тогда как четверокурсники не выделяют внеурочную деятельность, хотя указывают, что на дисциплине «Организация внеурочной

деятельности детей младшего школьного возраста» они обращаются к понятию «ценностное отношение».

Заключение. В процессе подготовки будущих учителей начальных классов аксиологическая составляющая остается важной и имеет существенное значение. Это связано с тем, что будущие педагоги должны сами обладать ценностным отношением к учению, владеть методическим инструментарием формирования отношения к учению как ценности для того, чтобы формировать это отношение у своих будущих учеников. Тем не менее, существует противоречие между тем, что определено в нормативных документах, подчеркивается теоретиками-классиками и реальной практикой образовательной деятельности педвузов.

Как показал опрос будущих учителей, студенты в понимании ценностного отношения к учению акцентируют внимание лишь на одном из компонентов ценностного отношения

(когнитивный или поведенческий), что в полной мере не отражает содержание понятия «ценностное отношение». Эмоциональный компонент студенты 2 и 4 курса не включают совсем (любовь к учению, положительные эмоциональные проявления по отношению к учению, познавательный интерес и т.д.).

Оценивая себя в отношении обладания ценностным отношением к учению, мы наблюдаем достаточно высокий «балл», который, по мнению, студентов, будет повышаться в процессе обучения, так как они связывают его с осознанием ответственности перед будущим поколением, с сознательным выбором профессии.

Таким образом, в содержание рабочих программ дисциплин гуманитарной

направленности («Философия», «Педагогика», «Психология», «Психология воспитательных практик» и т.п.) необходимо включать темы, которые будут стимулировать осознание значимости учения как терминальной ценности, способствовать пониманию необходимости формирования ценностного отношения к учению у учеников и научению приемам и методам этого отношения у учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 478 с. - Текст : непосредственный.

2. Авдеева, Н.Н. Формирование ценностного отношения к учению у младших школьников во внеурочной деятельности / Н.Н. Авдеева. - Тольятти : Тольяттин. гос. ун-т, 2016. - 73 с. - Текст : непосредственный.

3. Андрюнина, А.С. Формирование ценностного отношения к профессии у будущих педагогов во внеучебной деятельности / А.С. Андрюнина, Е.В. Коротаева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. -2016. - № 5. - С. 47-51.

2024, no 1(61), pp. 87-96 ---- ♦ ---

4. Анненкова, А.В. Понятие ценности и ценностного отношения к профессии учителя у студентов педагогических специальностей / А.В. Анненкова. - Текст : непосредственный // Научный поиск молодых исследователей. - 2017. - № 1.

- С. 2.

5. Беличева, С.А. Социально-психологические основы предупреждения де-социализации несовершеннолетних : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / С.А. Беличева. - Москва, 1989. - 45 с. - Текст : непосредственный.

6. Бырдина, О.Г. Формирование ценностного отношения педагога к профессии в условиях его профессиональной социализации / О.Г. Бырдина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 927-929.

7. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания / Н.К. Голубев, Б.П. Битинас. - Москва : Педагогика, 1989. - 160 с. - Текст : непосредственный.

8. Делор, Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 1998. - № 5.

- С. 3-16.

9. Коменский, Я.А. Учитель учителей : педагогические статьи / Я.А. Коменский. - Москва : Карапуз, 2008. - 285 с. -URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/04_Comenius_Pansophic_School.html (дата обращения: 14.01.2024). -Текст : электронный.

10. Коротаева, Е.В. Аксиологический ракурс цифрового обучения будущих педагогов / Е.В. Коротаева, Д.В. Исмагилова. - Текст : непосредственный // Наука и образование : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Томск, 1822 апр. 2022 г. - Томск : Томский гос. пед. ун-т, 2022. - С. 151-154.

11. Коротаева, Е.В. Формирование ценностного отношения к учению как проблема подготовки будущих учителей начальной школы / Е.В. Коротаева, Д.В. Дылдина. - Текст : электронный // Педагогика. Вопросы теории и практики. -2020. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-ucheniyu-kak-problema-podgotovki-buduschih-uchiteley-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 22.01.2024).

12. Кратохвил, М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского : кн. для учителя / М.В. Кратохвил ; пер. с чеш. Д.М. Прошуниной, Т.Н. Осадченко. - Москва : Просвещение, 1991. - 189 с. - Текст : непосредственный.

13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. -Москва : Просвещение, 1983. - 96 с. - URL: https://pedlib.ru/Books/1/0389/index.shtml?from_page=76 (дата обращения: 02.02.2024). - Текст : электронный.

14. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. - Москва : Азбука, 2023. - 1920 с. - Текст : непосредственный.

15. Мушкирова, А.Н. Педагогические условия формирования профессиональных ценностных ориентаций у будущих специалистов / А.Н. Мушкирова. - Текст : непосредственный // Оценка качества образования: от проектирования к практике : материалы II Межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Улан-Удэ, 25 окт. 2016 г. / науч. ред. Д.К. Чимитова. - Улан-Удэ : Бурят. гос. ун-т, 2017. - С. 69-73.

16. Мясищев, В.Н. Понятие личности и его значение для медицины / В.Н. Мясищев. - Текст : непосредственный // Методологические проблемы психоневрологии. - Ленинград, 1966. - С. 25-55.

17. Неретина, Т.Г. Формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вуза в процессе изучения специальной педагогики / Т.Г. Неретина. - Текст : непосредственный // Современное образование: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 21 апр. 2018 г. - Челябинск : Междунар. Институт Дизайна и Сервиса, 2018. - С. 43-45.

18. Платон. Государство. Законы. Политик / Платон. - Москва : Мысль, 1998. - 798 с. - Текст : непосредственный.

19. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года : распоряжение от 24.06.2022 № 1688-р. - URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.html (дата обращения: 13.01.2024). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» в локальной сети ШГПУ. - Текст : электронный.

20. Старченко, С.А. Модель ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности при личностно-личностном взаимодействии / С.А. Старченко. - Текст : непосредственный // Инновационное развитие профессионального образования. - 2023. - № 3 (39). - С. 45-52.

21. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В.А. Сухомлинский. - Москва : Педагогика, 1981. - URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602 (дата обращения: 14.01.2024). - Текст : электронный.

22. Сучкова, Т.В. Представления студентов о ценности высшего образования в современном обществе / Т.В. Сучкова.

- Текст : электронный // ВЭПС. - 2022. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/npredstavleniya-s1udentov-o-tsennosti-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 22.01.2024).

23. Толстой, Л.Н Общие замечания для учителя. - Текст : непосредственный // Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. - Москва : Гос. из-во, 1928-1958. - Т. 22. - С. 190-195.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 13.01.2023). - Текст : электронный.

25. Ханжина, О.А. Ценностное отношение студентов к образованию как аспект культуры образовательных отношений: элементы измерения / О.А. Ханжина. - Текст : непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. -№ 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-otnoshenie-studentov-k-obrazovaniyu-kak-aspekt-kultury-obrazovatelnyh-otnosheniy-elementy-izmereniya (дата обращения: 22.01.2024).

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №1(61). - С. 87-96 --- ♦ ----

26. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г. Чернышевский. - Москва : Педагогика, 1983. -335 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Abakumova I.V. Obuchenie i smysl: smysloobrazovanie v uchebnom processe [Learning and meaning: meaning formation in the educational process]. Rostov-na-Donu: Izd-vo Rost. un-ta, 2003. 478 з.

2. Avdeeva N.N. Formirovanie cennostnogo otnoshenija k ucheniju u mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj dejatel'nosti [Formation of a value attitude to learning among younger schoolchildren in extracurricular activities]. Tol'jatti : Tol'jattin. gos. un-t, 2016. 73 p.

3. Andrjunina A.S., Korotaeva E.V. Formirovanie cennostnogo otnoshenija k professii u budushhih pedagogov vo vneuchebnoj dejatel'nosti [Formation of a value attitude to the profession among future teachers in extracurricular activities]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [PedagogicalEducation in Russia], 2016, no. 5, pp. 47-51.

4. Annenkova A.V. Ponjatie cennosti i cennostnogo otnoshenija k professii uchitelja u studentov pedagogicheskih special'nostej [The concept of value and value attitude to the teaching profession among students of pedagogical specialties]. Nauchnyj poisk molodyh issledovatelej [Scientific search for young researchers], 2017, no. 1, pp. 2.

5. Belicheva S.A. Social'no-psihologicheskie osnovy preduprezhdenija de-socializacii nesovershennoletnih. Avtoref. dis. d-ra psihol. nauk [Socio-psychological foundations of preventing the desocialization of minors. Dr. Sci. (Psychology) thesis]. Moscow, 1989. 45 p.

6. Byrdina O.G. Formirovanie cennostnogo otnoshenija pedagoga k professii v uslovijah ego professional'noj socializacii [The formation of a teacher's value attitude to the profession in the context of his professional socialization]. Molodoj uchenyj [A young scientist], 2014, no. 4, pp. 927-929.

7. Golubev N.K., Bitinas B.P. Vvedenie v diagnostiku vospitanija [Introduction to the diagnosis of education]. Moscow: Pedagogika, 1989. 160 p.

8. Delor Zh. Obrazovanie: neobhodimaja utopija [Education: a necessary utopia]. Pedagogika [Pedagogy], 1998, no. 5, pp. 3-16.

9. Komenskij Ja.A. Uchitel' uchitelej: pedagogicheskie stat'i [Teacher of teachers : pedagogical articles]. Moscow: Karapuz, 2008. 285 p. URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/04_Comenius_Pansophic_School.html (Accessed 14.01.2024).

10. Korotaeva E.V., Ismagilova D.V. Aksiologicheskij rakurs cifrovogo obuchenija budushhih pedagogov [Axiological perspective of digital education of future teachers]. Nauka i obrazovanie: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Tomsk, 18-22 apr. 2022 g. [Science and Education]. Tomsk: Tomskij gos. ped. un-t, 2022, pp. 151-154.

11. Korotaeva E.V., Dyldina D.V. Formirovanie cennostnogo otnoshenija k ucheniju kak problema podgotovki budushhih uchitelej nachal'noj shkoly [Formation of a value attitude to learning as a problem of training future primary school teachers]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Questions of theory and practice], 2020, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnogo-otnosheniya-k-ucheniyu-kak-problema-podgotovki-buduschih-uchiteley-nachalnoy-shkoly (Accessed 22.01.2024).

12. Kratohvil M.V. Zhizn' Jana Amosa Komenskogo: kn. dlja uchitelja [The life of Jan Amos Komensky]. In D.M. Proshuninoj (eds.). Moscow: Prosveshhenie, 1991. 189 p.

13. Markova A.K. Formirovanie motivacii uchenija v shkol'nom vozraste: posobie dlja uchitelja [Formation of learning motivation at school age]. Moscow: Prosveshhenie, 1983. 96 p. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0389/index.shtml?from_page=76 (Accessed 02.02.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Monten' M. Opyty [Experiments]. Moscow: Azbuka, 2023. 1920 p.

15. Mushkirova A.N. Pedagogicheskie uslovija formirovanija professional'nyh cennostnyh orientacij u budushhih specialistov [Pedagogical conditions for the formation of professional value orientations among future specialists]. Chimitova D.K. (ed.) Ocenka kachestva obrazovanija: ot proektirovanija k praktike: materialy II Mezhregion. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Ulan-Udje, 25 okt. 2016 g. [Assessment of the quality of education: from design to practice]. Ulan-Udje: Burjat. gos. un-t, 2017, pp. 69-73.

16. Mjasishhev V.N. Ponjatie lichnosti i ego znachenie dlja mediciny [The concept of personality and its significance for medicine]. Metodologicheskie problemy psihonevrologii [Methodological problems of psychoneurology]. Leningrad, 1966, pp. 25-55.

17. Neretina T.G. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnoshenija k professional'noj dejatel'nosti u studentov vuza v processe izuchenija special'noj pedagogiki [Formation of a motivational and value attitude to professional activity among university students in the process of studying special pedagogy]. Sovremennoe obrazovanie: opyt proshlogo - vzgljad v budushhee: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Cheljabinsk, 21 apr. 2018 g. [Modern education: the experience of the past - a look into the future]. Cheljabinsk: Mezhdunar. Institut Dizajna i Servisa, 2018, pp. 43-45.

18. Platon. Gosudarstvo. Zakony. Politik [State. Laws. The politician]. Moscow: Mysl', 1998. 798 p.

19. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Koncepcii podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sistemy obrazovanija na period do 2030 goda: rasporjazhenie ot 24.06.2022 № 1688-r [The Russian Federation. Government. On approval of the Concept of teacher training for the education system for the period up to 2030]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/76083.html (Accessed 13.01.2024).

20. Starchenko S.A. Model' cennostno-smyslovogo otnoshenija studentov k pedagogicheskoj dejatel'nosti pri lichnostno-lichnostnom vzaimodejstvii [The model of the value-semantic attitude of students to pedagogical activity in personal-personal

2024, no 1(61), pp. 87-96 ---- ♦ ---

interaction], Innovacionnoe razvitieprofessional'nogo obrazovanija [Innovative development of professional education], 202, no. 3 (39), pp. 45-52.

21. Suhomlinskij V.A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: v 3 t. [Selected pedagogical works], Moskva: Pedagogika, 1981. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602 (Accessed 14.01.2024).

22. Suchkova T.V. Predstavlenija studentov o cennosti vysshego obrazovanija v sovremennom obshhestve [Students' ideas about the value of higher education in modern society]. VJePS [The Review of Economy, the Law and Sociology], 2022, no. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studentov-o-tsennosti-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennom-obschestve (Accessed 22.01.2024).

23. Tolstoj L.N Obshhie zamechanija dlja uchitelja [General remarks for the teacher]. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij. V90 t. Vol. 22 [The Complete Works. Vol. 22]. Moscow: Gos. iz-vo, 1928-1958, pp. 190-195.

24. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [The Federal State educational standard of primary general education]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (Accessed 13.01.2023).

25. Hanzhina O.A. Cennostnoe otnoshenie studentov k obrazovaniju kak aspekt kul'tury obrazovatel'nyh otnoshenij: jelementy izmerenija [Students' value attitude to education as an aspect of the culture of educational relations: elements of measurement]. Vestnik JuUrGU. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences], 2013, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tsennostnoe-otnoshenie-studentov-k-obrazovaniyu-kak-aspekt-kultury-obrazovatelnyh-otnosheniy-elementy-izmereniya (Accessed 22.01.2024).

26. Chernyshevskij N.G. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogika, 1983. 335 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Д.В. Исмагилова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: darya.dyldina@mail.ru. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

D.V. Ismagilova, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: darya.dyldina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.