Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ'

МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
направленность личности / ценности и смыслы педагогической деятельности / личностно-личностная образовательная технология / педагогический стиль учебно-познавательной деятельности студентов / personality orientation / values and meanings of pedagogical activity / personal-personal educational technology / pedagogical style of students’ educational and cognitive activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергей Александрович Старченко

С опорой на теорию отношений как результат взаимодействия в статье рассматривается сущность понятия «ценностно-смысловое отношение студентов к педагогической деятельности». С позиций аксиологического подхода представлена модель ценностно-смыслового отношения студентов к учебной деятельности в колледже. Раскрываются целевой, структурный, функциональный, критериальный и средовой компоненты модели. В рамках модели предлагается технология личностно-личностного взаимодействия, обеспечивающая формирование профессионально-педагогических ценностей и смыслов будущих учителей и воспитателей. Определены концептуальные идеи реализации технологии личностно-личностного взаимодействия, обеспечивающей дидактический резонанс стилей учебной деятельности студентов и деятельности преподавателя. Представлены критерии и показатели, позволяющие оценить сформированность педагогических ценностей у студентов колледжа. Проведено анкетирование по оценке сформированности критериев и показателей, дающее возможность определить познавательное, мотивационное, ценностное и деятельностное отношение студентов к педагогической деятельности. Приведены показатели сформированности мотивов к педагогической деятельности, представлений о педагогической деятельности, осмысленности педагогической деятельности, заинтересованности педагогической деятельностью, устремления к совершенствованию педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергей Александрович Старченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE VALUE-SEMANTIC ATTITUDE OF STUDENTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE COURSE OF PERSONAL-PERSONAL INTERACTION

In the article, based on the theory of relations as a result of interaction, the essence of the concept of “value-semantic attitude of students to pedagogical activity” is considered. From the standpoint of the axiological approach, a model of the value-semantic attitude of students to educational activities in college is presented. The target, structural, functional, criterion and environmental components of the model are disclosed. Within the framework of the model, a technology of personalpersonal interaction is proposed, which ensures the formation of professional and pedagogical values and meanings of future teachers and educators. The conceptual ideas for the implementation of the technology of personal-personal interaction, which provides a didactic resonance of the styles of educational activity of students and the activity of a teacher, are defi ned. Criteria and indicators are presented to assess the formation of pedagogical values among college students. A survey was conducted to assess the formation of criteria and indicators, which makes it possible to determine the cognitive, motivational, value and activity attitude of students to pedagogical activity. The indicators of the formation of motives for pedagogical activity, ideas about pedagogical activity, meaningfulness of pedagogical activity, interest in pedagogical activity, striving to improve pedagogical activity are presented.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 45-52. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):45-52. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЛИЧНОСТНО-ЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Сергей Александрович Старченко, sa.star59@mail.ru, ORCID 0000-0002-3232-477

Троицкий педагогический колледж, Троицк, Челябинская область, Россия

Аннотация. С опорой на теорию отношений как результат взаимодействия в статье рассматривается сущность понятия «ценностно-смысловое отношение студентов к педагогической деятельности». С позиций аксиологического подхода представлена модель ценностно-смыслового отношения студентов к учебной деятельности в колледже. Раскрываются целевой, структурный, функциональный, критериальный и средовой компоненты модели. В рамках модели предлагается технология личностно-личностного взаимодействия, обеспечивающая формирование профессионально-педагогических ценностей и смыслов будущих учителей и воспитателей. Определены концептуальные идеи реализации технологии личностно-личностного взаимодействия, обеспечивающей дидактический резонанс стилей учебной деятельности студентов и деятельности преподавателя. Представлены критерии и показатели, позволяющие оценить сформированность педагогических ценностей у студентов колледжа. Проведено анкетирование по оценке сформированности критериев и показателей, дающее возможность определить познавательное, мотивационное, ценностное и деятельностное отношение студентов к педагогической деятельности. Приведены показатели сформированности мотивов к педагогической деятельности, представлений о педагогической деятельности, осмысленности педагогической деятельности, заинтересованности педагогической деятельностью, устремления к совершенствованию педагогической деятельности.

Ключевые слова: направленность личности, ценности и смыслы педагогической деятельности, личностно-личностная образовательная технология, педагогический стиль учебно-познавательной деятельности студентов

Для цитирования: Старченко С. А. Модель ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности при личностно-личностном взаимодействии // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 45-52.

Original article

MODEL OF THE VALUE-SEMANTIC ATTITUDE OF STUDENTS TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE COURSE OF PERSONAL-PERSONAL INTERACTION

Sergey A. Starchenko, sa.star59@mail.ru, ORCID 0000-0002-3232-477

Troitsk Pedagogical College, Troitsk, Chelyabinsk Region, Russia

Abstract. In the article, based on the theory of relations as a result of interaction, the essence of the concept of "value-semantic attitude of students to pedagogical activity" is considered. From the standpoint of the axiological approach, a model of the value-semantic attitude of students to educational activities in college is presented. The target, structural, functional, criterion and environmental components of the model are disclosed. Within the framework of the model, a technology of personalpersonal interaction is proposed, which ensures the formation of professional and pedagogical values and meanings of future teachers and educators. The conceptual ideas for the implementation of

© Старченко С. А., 2023

the technology of personal-personal interaction, which provides a didactic resonance of the styles of educational activity of students and the activity of a teacher, are defined. Criteria and indicators are presented to assess the formation of pedagogical values among college students. A survey was conducted to assess the formation of criteria and indicators, which makes it possible to determine the cognitive, motivational, value and activity attitude of students to pedagogical activity. The indicators of the formation of motives for pedagogical activity, ideas about pedagogical activity, meaningfulness of pedagogical activity, interest in pedagogical activity, striving to improve pedagogical activity are presented.

Keywords: personality orientation, values and meanings of pedagogical activity, personal-personal educational technology, pedagogical style of students' educational and cognitive activity

For citation: Starchenko SA. Model of the value-semantic attitude of students to pedagogical activity in the course of personal-personal interaction. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):45-52. (In Russ.).

Введение

Проблема профессиональной направленности личности рассматривается многими педагогами-исследователями. Она приобретает новые социальные аспекты в условиях рыночных отношений, так как меняются ценностные ориентиры и парадигмальные основы образования. Направленность личности в педагогическом колледже раскрывается через практико-ориентированные действия, реализацию связи педагогической теории и практики, развитие педагогического мышления. В последнее время интенсивно исследуются вопросы формирования ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности, при этом названные отношения выступают воплощением осмысленного отражения студентами связи образования в колледже с профессиональной деятельностью, проявлением осознанного поведения и жизнедеятельности [1, с. 220].

Социальная актуальность необходимости формирования ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности регламентируется нормативными документами [2], которые ориентируют образовательный процесс СПО на повышение качества подготовки специалистов за счет раскрытия гуманистических качеств, удовлетворения прагматических запросов студентов и работодателей, адаптации студентов к конкурентной среде на рынке труда. Профессиональные стандарты требуют формирования способности студентов реализовывать ведущие общепедагогические концепции, готовности выполнять функциональные обязанности учителя и воспитателя, показывать высокий уровень образованности, соответствующий стандартам международной практики. Общепедагогическая актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью применения аксиологического подхода к педагогической дея-

тельности в колледже, определения ценностных профессионально-педагогических ориентиров в виде представления системных знаний, способов практической и интеллектуальной деятельности, педагогического опыта, принципов, норм, правил, регулирующих взаимодействие в образовательной сфере. В рамках рассматриваемого подхода важным является реализация педагогической технологии, обеспечивающей личностный характер стилевого взаимодействия преподавателя и студента на основе индивидуального опыта последнего. При таком стилевом взаимодействии осуществляется обоюдное личностно-личностное принятие друг друга, обмен информацией, чувствами, действиями, образами поведения на основе взаимного интереса и духовного расположения.

Подобная технология раскрывает сущность ценностных смыслов, духовной свободы учителя, доброжелательности, нравственности, совести, красоты педагогического труда. Лич-ностно-личностная технология обеспечивает становление профессиональной активности, воспитанности, толерантности, адекватности взглядов студентов на детство, семейные отношения, труд, мир, природу и общество.

Материалы и методы исследования

В науке представлены многочисленные исследования проблемы ценностно-смыслового отношения к педагогической деятельности. Ее общетеоретический аспект разработан в трудах А. А. Бодалева, И. В. Исаева, В. И. Сло-бодчикова, Е. Н. Шиянова. Изучением понятия «ценностное отношение» занимались А. М. Воронина, Б. И. Додонов, М. С. Коган, В. Н. Мяси-щев. Понятие «личностный смысл» раскрывалось в работах А. Г. Асмолова, А. Н. Леоньева, А. В. Петровского. «Ценностно-смысловое отношение» освещалось в трудах Т. М. Давыден-ко, Е. В. Калюжной, С. В. Пазухиной. Процесс

формирования ценностного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности достаточно полно представлен в научных статьях С. Ф. Анисимова, В. Г. Асеева, Т. С. Бу-ториной, Е. В. Калюжной, З. И. Кирьяковой, В. А. Сластенина и др.

Для обобщенного представления социально-педагогической сущности рассматриваемого феномена «ценностно-смысловое отношение студентов к педагогической деятельности» мы используем модельное представление. Структура модели ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности как способ реализации личностного потенциала будущего педагога представлена через целеполагание, содержательный компонент, функциональные характеристики, критерии и показатели изменения личности, педагогические условия, образовательное взаимодействие, уровни проявления сформиро-ванности опыта [3, с 42].

Целеполагание модели ориентирует на раскрытие сущности ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности через стилевые особенности профессионально-педагогической деятельности. Содержательный компонент включает цен-ностно-мотивационный, когнитивно-операциональный, рефлексивно-оценочный контексты данного феномена. Ценностно-мотивационный компонент выполняет направляющую функцию, когнитивно-операциональный раскрывает преобразующую и ориентирующую функции, рефлексивно-оценочный фиксирует смыслообразующую и рефлексивную составляющие ценностно-смыслового отношения к педагогической деятельности.

Критериями, определяющими ценностно-смысловое отношение студентов, в нашей модели (рис. 1) являются направленность личности на педагогическую деятельность, соответствующий интерес, наличие профессионально-педагогических компетенций, сформированность технологической готовности, присутствие самооценочных функций, критичность по отношению к самому себе, собственной учебной деятельности. Эффективной средой, обеспечивающей раскрытие ценностно-смыслового отношения, выступает личностно-личностное взаимодействие преподавателя и студента, стимулирование положительной направленности к педагогической деятельности, развитие рефлексивной позиции к возможностям, постоянное воздействие на ценностно-ориентационную сферу студентов. Условия эффективно раскры-

ваются при реализации личностно-личностной образовательной технологии, которая предусматривает раскрытие стиля учебно-познавательной деятельности студентов адекватно педагогическому стилю [4, с. 62].

Показатели ценностно-смыслового отношения студентов раскрываются через оценку мотивов к педагогической деятельности, представлений студентов о педагогической деятельности, рефлексии осмысления деятельности, заинтересованности в собственных образовательных достижениях, устремлений к росту и расширению педагогического опыта.

Формирование ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности в Троицком педагогическом колледже нами рассматривается как процесс фиксации в сознании личности значимых содержательных, процессуальных и личностных ценностей и смыслов, раскрывающих сущность педагогической деятельности.

Содержательный компонент формирования ценностно-смыслового отношения включает акценты на основательное изучение профессионально-педагогических знаний, развитие ведущих способов профессионально-педагогической деятельности, становление педагогической мыслительной деятельности, расширение личностного опыта студентов в педагогической деятельности. Процессуальный компонент предусматривает личностно-личностное взаимодействие в урочной и внеурочной учебно-познавательной деятельности, в групповых индивидуальных и персональных формах обучения, реализацию приемов, методов, техник, отвечающих стилю учения, выполнение творческих видов учебно-познавательной деятельности, использование интерактивных средств, сред, площадок, многообразие способов самореализации личности.

Личностный компонент формирования ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности раскрывается через технологию личностно-личностного взаимодействия преподавателей и студентов на основе учета индивидуального опыта и особенностей педагогического стиля учебно-познавательной деятельности.

Концептуальные аспекты личностно-личностного обучения проявляются:

- в организации взаимодействия на основе актуализации и обобщения личностного опыта студентов с учетом ценностно-смысловых характеристик отношения к педагогической деятельности;

Рис. 1. Модель ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности

- воздействии на такие личностные структуры, которые коррелируют с профессиональной направленностью, технологической готовностью, критичностью, собственной учебной деятельностью студентов;

- создании условий стилевого взаимодействия учения и преподавания, стимулировании стойкости положительной направленно-

сти студентов к педагогической профессии, развитии рефлексивной позиции студента к своим профессионально-личностным возможностям;

- учете стилевых особенностей учебно-познавательной деятельности студентов, особенностей восприятия, кодирования, запоминания информации, предметной направленности

к практической деятельности, стиля мыслительной деятельности, стиля учения;

- использовании особенных приемов, методов, способов, средств, форм, техник развития педагогического стиля учебно-познавательной деятельности студентов;

- осуществлении дидактического резонанса учения и преподавания путем подстра-ивания преподавательской деятельности под стилевые особенности учебной деятельности студента, а также использования групповых, индивидуальных и персональных форм обучения, индуктивного, фактологического, качественного и эвристического методов познания [5, с. 88].

Взаимодействие студентов с преподавателем строится в атмосфере гуманных отношений, сотрудничества, диалога, дебатов, круглых столов, имитационных игр. Реализация совместного поиска истины в условиях выбора, учета личностного опыта, формирование критического мышления, использование эмоциональных форм изложения учебного материала, показа «перспективных линий» развития знаний, создание ситуации успеха и ощущения значимости, состязательной среды, осуществление индивидуальных и персональных образовательных маршрутов — все это обеспечивает развитие педагогического стиля учебно-познавательной деятельности студентов. Включение студентов в самоанализ собственных учебных достижений, оценивание и планирование результатов учебно-познавательной деятельности, сопоставление смысла педагогической деятельности с жизненными ориентирами, безусловно, позволяет расширить опыт и рефлексировать педагогическую деятельность. При этом педагогический стиль деятельности выступает ценностью образовательного процесса, который развивается на основе личностного опыта студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Критериями сформированности ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности выступают следующие качества.

Познавательное отношение (когнитивное), которое включает: представления о профессии педагога; понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии; осознание высокой миссии учителя; представления о широкой сфере применения профессии педагога; осознание важнейших проблем, приоритетов, интересов общества

и государства в сфере образования; способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих отечественному образованию, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.

Потребностно-мотивационное отношение включает: стремление посвятить себя воспитанию детей; проявление интереса к профессии; потребность испытать самого себя (успешно справиться с возникшими сложностями); потребность чувствовать себя инициатором собственной деятельности; потребность в самореализации как учителя (полностью использовать свой потенциал в решении задач, связанных с профессией учителя); соответствие профессии интересам и склонностям обучающегося и ее творческие возможности; желание своим трудом способствовать общественному прогрессу; стремление приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение; заинтересованность в собственных образовательно-профессиональных достижениях.

Ценностное отношение включает: отношение к основным идеям, достижениям, представителям отечественной педагогики как к ценности; продолжение семейных традиций; любовь как взаимоотношения учителя и ученика; возможность передать свое мастерство, знания; педагогическая деятельность как социально значимая деятельность, осуществляемая на благо Отечества.

Деятельностное отношение включает: осмысленность собственных достижений; самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития; занятие самообразованием; готовность личности к полноценной самореализации в сфере педагогической деятельности; совокупность навыков, умений, качеств, необходимых для реализации функции воспитания подрастающего поколения; самооценка как профессионально значимых, так и личностных качеств; способность к построению сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути (личного профессионального плана) [6, с. 85].

Оценка сформированности ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности осуществляется с помощью критериально ориентированных тестов. Результаты оценки сформированности ценностно-смыслового отношения студентов 1-1У курсов Троицкого педагогического колледжа представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сформированность критериев ЦСО к педагогической деятельности у студентов 1—1У курсов

В качестве показателей сформированно-сти ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности выступают:

- совокупность стойких мотивов, интересов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности;

- представления студентов о педагогической профессии;

- осмысленность студентами собственных достижений;

- заинтересованность студентов в собственных образовательных достижениях;

- устремленность студентов к росту своих достижений [6].

Значения и динамика изменения показателей сформированности ценностно-смыслового отношения студентов 1-1У курсов Троицкого педагогического колледжа представлены на рисунке 3.

0 1 курс ЕЭ 2 курс Ш 3 курс Ш 4 курс Рис. 3. Сформированность показателей ЦСО к педагогической деятельности у студентов 1—1У курсов

Оценочные критерии и показатели свидетельствуют о следующем:

1. Существует положительная динамика изменения познавательного, ценностного и деятель-ностного отношения студентов к педагогической деятельности в колледже. Показатели сформиро-ванности ценностно-смыслового отношения к педагогической деятельности также имеют положительную динамику от курса к курсу.

2. Мотивационное отношение студентов к педагогической деятельности имеет отрицательную динамику к четвертому курсу. Дея-тельностное отношение студентов, а также показатели заинтересованности и устремленности студентов к росту своих достижений характеризуются средним уровнем сформированности.

Заключение

Наиболее эффективным направлением формирования ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности выступает технология личностно-личностного взаимодействия, учитывающая личностный опыт студентов. Проведенная на основе представленной модели ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности в Троицком педагогическом колледже оценка критериев и показателей сформированности данного отношения позволяет судить об эффективности процессов повышения качества подготовки будущих специалистов дошкольного и начального школьного образования.

Список источников

1. Смирнов Л. М. Уровень ценности в структуре личности // Мир психологии. 2007. № 4. С.220-230.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 // Информационно-правовая система «Гарант». URL: http://base.garant. ru/1296054. (дата обращения: 14.04.2023).

3. Калюжная Е. В. Педагогические условия развития ценностно-смыслового отношения студентов к профессионально-педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2004. 176 с.

4. Тулькибаева Н. Н. Педагогика : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2007. 298 с.

5. Старченко С. А. Технология личностно-личностного обучения в современной школе : монография. Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2021. 262 с.

6. Звонарева Н. Ю. Оценочные показатели сформированности ценностно-смыслового отношения студентов к педагогической деятельности // Формирование ценностно-смыслового отношения студентов колледжа к профессионально-педагогической деятельности : материалы территор. науч.-практ. конф. ; отв. ред. С. А. Старченко. Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2022. С.85-95.

References

1. Smirnov LM. The level of value in the structure of personality. Mir psihologii = World of Psychology. 2007;(4):220-230. (In Russ.).

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683. Information and legal system "Garant". URL: http://base.garant.ru/1296054. (In Russ.).

3. Kalyuzhnaya EV. Pedagogicheskie uslovija razvitija cennostno-smyslovogo otnoshenija stu-dentov k professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti = Pedagogical conditions for the development of value-semantic attitude of students to professional and pedagogical activity. Cand. ped. sci. diss. Belgorod. 2004; 176 p. (In Russ.).

4. Tulkibaeva NN. Pedagogika = Pedagogy. Chelyabinsk: Publishing House of ChGPU; 2007. 298 p. (In Russ.).

5. Starchenko SA. Tehnologija lichnostno-lichnostnogo obuchenija v sovremennoj shkole = Technology of personal-personal education in modern school. Chelyabinsk: A. Miller Library Publishing House; 2021. 262 p. (In Russ.).

6. Zvonareva NYu. Estimated indicators of the formation of the value-semantic attitude of students to pedagogical activity. In: Formirovanie cennostno-smyslovogo otnoshenija studentov kolledzha k professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti = Formation of the value-semantic attitude of college students to professional and pedagogical activity. Chelyabinsk: A. Miller Library Publishing House; 2022. Pp. 85-95. (In Russ.).

Информация об авторе

С. А. Старченко — заместитель директора по развитию, доктор педагогических наук, профессор.

Information about the author

S. A. Starchenko — Deputy Director for Development, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.04.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 15.06.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.