•х.
>
<
I ш
s ж u
22
FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE TO THE ETHNIC CULTURE IN YOUNGER GENERATION IN NEW SOCIAL AND CULTURAL REALITY
Batchaeva Khalimat Khadzi-Muratovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Chair of Pedagogics and Pedagogical Technologies, Karachay-Cherkessian State University named after U.D. Aiiev, Karachaevsk E-mail: [email protected]
Ethnic and cultural self-identification is the basis for the formation of the man of Russian multinational culture, the formation of the Russian citizen and patriot. The educational process which determine ethno-cuiturai and aiirussian identification of human persona can become the factor of the social and cultural unity and psychological security of the multicultural community.
Keywords: education; ethnic cuiture;vaiue attitude; muiti-ethnicity;ethnic and cultural self-identification.
УДК 37.035.6 ВАК РФ 13.00.05
© Батчаева Х.Х.-М., 2016
< et
Ш
С
БА ТЧАЕВА Халимат Хаджи-Муратовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск ЬаИта 15б@таИ. г и
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЕУПОДРА СТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬ ТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Этнокультурная самоидентификация является основой, с которой начинается становление человека российской многонациональной культуры, воспитание гражданина и патриота России. Образовательный процесс, обеспечивающий этнокультурную и общероссийскую идентификацию личности, может стать фактором социокультурного единства и психологической безопасности поликультурного общества.
Ключевые слова: образование; этническая культура; ценностное отношение; полиэтничность; этнокультурная самоидентификация.
I
Современный мир охарактеризован активными процессами глобализации и образовательного пространства. Эти процессы специфически проявляются и в Российской Федерации, которая, являясь поликультурной и многонациональной страной, стремительно изменяясь, входит в мировое сообщество.
Согласно основным документам (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации (2012 г.), "Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года (2015 г.), Федеральные государственные образовательные стандарты), определяющим стратегию развития современного российского образования, являются ценности, которые хранятся в религиозных, культурных, семейных и этнических традициях и которые понимаются как духовно-нравственные ценности и источники нравственности и человечности. На наш взгляд, именно образование может помочь найти антикризисный выход, который обеспечит профилактику межкультурных противоречий и будет способствовать формированию сознания достойного человека.
Культурное становление личности представляет собой достаточно сложный процесс, являющийся многоуровневым. На наш взгляд, в течение времени меняются, принимаются, отвергаются и аккумулируются духовно-нравственные ценности. В современных условиях глобализации мирового пространства образование становится все более многоязычным и поликультурным. При данных условиях образовательный процесс рассматривается только в культурном контексте. Одной из приоритетных задач педагогики является помощь в самоидентификации личности в культурном пространстве. Следует отметиь, что самоидентификация, помимо освоения окру-
* Статьи Раздела соответвуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.
жающеи среды, также является процессом становления личности.
Северный Кавказ - уникальный в этнокультурном, этносоциальном плане регион Российской Федерации. Специфика данного региона заключается в многонациональном составе этнических ареалов со специфическими стереотипами и повышенной значимостью этнической идентичности. Следует поддержать мнение исследователей (И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева,
A.Ю. Белогуров, К.И. Бузаров, К.Б. Семенов,
B.К. Шаповалов, И.А. Шоров и др.) в обосновании новых педагогических подходов, способствующих усвоению ценностей традиционными средствами этнопедагогики.
Поскольку этнос вырабатывает быт, присущий только ей, соответственно условия мирного сосуществова н ия способствуют форми ро-ванию определённых качеств и черт характера личности. Следует подчеркнуть, что на формирование личности влияет этнокультурный опыт. Многочисленные исследования подтверждают, что каждая личность привносит свою самобытную уникальную культуру, связанную с этническими традициями.
На наш взгляд, этнокультура представляет собой систему с потребностью к адаптации, которая не только сплачивает людей, но и стимулирует развитие общества, включая в себя совокупность таких ценностей, как: флора и фауна, место проживания этноса, архитектура, система охраны здоровья, образование и воспитание, жилищный уклад, особенности фольклора, народно-прикладного творчества, этнографии, музыки, ритуалов и обрядов, культуры межличностного общения, этикета и др.
Рассмотрение определения "этнокультура как ценностно-нормативное образование личности" исследователями (Е.П. БелинскаяД.Г. Сте-фаненко) позволило выделить особенности, которые отражены в ценностях, связанных с разнообразными интересами представителей этнических групп, влияющие на социализацию и культурную самореализацию личности; этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры, которые характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этнодиффе-ренцирующую функции этнической культуры; ценностях и нормах этнической культуры, находящихся в тесной взаимосвязи, являясь своего рода защитным механизмом, поскольку этническая культура способствует выживанию этнических групп; этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устой-
чивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокуьтурного опыта нации в целом [1].
В работах М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, B.C. Библера, К.Н. Вентцеля, A.C. Соловьева и других ученых образование рассматривается как процесс духовного становления личности, ориентированной на свободное творческое развитие и стремление личности приобщиться к сокровищам культуры.
Следует согласиться с мнением В.И. Баймур-зиной, рассматривающей регионализацию образования, сочетающую в своем развитии национальные, индивидуальные, мировые и общероссийские культурно-образовательные потребности и интересы [2].
По мнению О.Ю. Стреловой, в содержании регионального компонента критериями оптимального баланса ценностей выступают следующие условия:
- "органически диалогическое соединение ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества" (М.С. Каган);
- мера соответствия баланса ценностей интересам формирующейся в социокультурных условиях региона личности школьника;
-лояльность, представленная в содержании регионального компонента общего образования системы ценностей, по отношению к системам ценностей других региональных сообществ;
- непротиворечивое соотношение единичных и особенных категорий ценностей - общенациональных и общечеловеческих ценностей [3].
Следует отметить, что изменившиеся условия требуют от педагогов новых профессионально-психологических качеств, которые заключаются в межкультурной, межконфессиальной толерантности, мобильности, этнокультурной и поликультурной компетентности.
Профессиональные задачи педагога в многонациональном образовательном учреждении связаны с влиянием культурного контекста.
Многолетний педагогический опыт работы позволяет нам выделить особенности, которые позволят наиболее эффективно осуществить формирование этнокультурных ценностей:
- развитие у школьников гордости за традиции, язык, фольклор той этнической культуры, которую он унаследовал;
- воспитание уважения к другим этническим культурам и их изучение в учебном процессе.
со
1-й
о си
-О Q-Ш CK b-X
LjJ
u
о cu
со
S
23
•х.
>
< X
14-1
S
1С Q
<
C[ LU
a
24
Изучение всех аспектов национальной культуры в поликультурном регионе будет эффективнее, если провести работу по следующим направлениям: отношение и значимость семейного древа; народное искусство; отношения с другими народами; этноэтикет.
Личность человека формирует этнопедаго-гическая среда и в то же время данная среда закладываету человека способность усваивать язык, культуру, традиции других народов. От того, на сколько будет развита у подрастающего поколения способность, понимать другого представителя этнической культуры, зависит отношение последующих поколений с пониманием решать задачи совершенствования общества. Анализ этнопедагогической среды позволяет выделить такие функции, как формирование личности человека - именно носителя своей национальной культуры; формирование человека, способного усваивать, язык, культуру, традиции других наций.
Исходя из вышесказанного, одним из приоритетных направлений в современной педагогике является обучение и воспитание подрастающего поколения через приобщение к народным традициям, терпимость к чужим культурам, пробуждение интереса и уважения к ним, формирование этнокультурных ценностей. Также требуется осмысленная работа настоящей ситуации и прогнозирования развития межнациональных отношений у подрастающего поколения, в первую очередь
тех качеств, которые будут им необходимы в процессе социализации и во взрослой жизни в обществе.
Становление личности формируется под воздествием природных задатков, воспитательной среды, наследственности, педагогического воздействия, национальных и социальных ценностей. Подобная система ценностей позволяет человеку реализовать себя через деятельность в соответствии со своими ценностными представлениями. Компонент национальной среды отражен в национальных ценностях. По мнению В.И. Баймурзиной, проблему присвоения национальных ценностей надо решать целой системой педагогических мер, среди которых будет - создание культурной среды как важнейшего фактора воспитания, в противном случае этнос будет пребывать в бескультурной среде [2,16].
Литература:
1. Белинская Е.П., Стефаненко, Т.Г. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: МПСИ, 2000. - С. 83-87.
2. Баймурзина В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / отв. ред. Т.Н. Петрова. - Чебоксары, 1999. - С. 30-33.
3. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. - М.Хабаровск, 2001. - С. 38-39.
INFORMA TION SA TURA TION OF THE EDUCA TIONAL PROCESS A T THE UNIVERSITY IN THE MODERN PERIOD OF INFORMATIZATION OF EDUCATION
Bondareva Galina Alexeevna, Senior Professor, Chair of Information technologies and electronics, Don State Technical University (Stavropol branch), Stavropol E-mail: [email protected]
Petrova Nina Petrovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Chair of Technology and Professional-Pedagogical Education, Southern Federal University, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
in the article the questions of saturation of the educational process in higher education institution information and communication technologies in the modern period of education Informatization, as well as its features. Justified the need for the development of electronic educational editions for the modern level of requirements that they imposed. Also considered audiovisual technology and evaluate the effectiveness of their application. Keywords: information supply; educational products; electronic publications; audiovisual technology; audiovisual presentations; information system; information resources; information competence; visual AIDS; information and communication technologies.
УДК 378 ИНФОРМАЦИОННАЯ НА СЫЩЕННОСТЬ
ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД ИНФОРМА ТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изложены вопросы насыщения образовательного процесса в вузе информационными и коммуникационными технологиями в современный
ВАК РФ 13.00.08
© Бондарева Г.А., 2016 © Петрова Н.П., 2016