КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14321 УДК 378.1
Бегунова Ю. В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14321. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14321.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Бегунова Юлия Владимировна,
аспирант кафедры педагогики Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, г. Одесса, Украина begunoval [email protected]
Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, подготовка будущих учителей истории, этнокультура, этнокультурная деятельность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Учитель истории - создатель духовного мира юной личности, его прямой и главный долг - готовить всесторонне развитых, высокообразованных людей на принципах демократизации, гуманизации учебно-воспитательного процесса, органического сочетания в нем национального и общечеловеческого начал, формирования у молодежи прочных исторических знаний, воспитания честности, человечности, доброты и милосердия.
Именно современный учитель истории призван с методологически правильных позиций четко определить национальный компонент содержания обучения и воспитания, найти пути приобщения учащихся к культуре и истории своего народа, к осознанию его этнической уникальности и одновременной принадлежности к братской семье народов всего мира.
Характерно, что в условиях духовного возрождения Украины ярко прослеживаются попытки найти соотношение между этими элементами, поиски реальных путей их взаимосвязи и взаимообогащения при внедрении предметов, связанных как с изучением истории Украины, так и с освещением истории и культуры исторического прошлого в пределах отдельного региона, государства, всего мира.
Отметим, что проблему подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности мы рассматриваем в этом исследовании как часть общей профессиональной подготовки учителей истории к профессионально-педагогической деятельности.
Исследуя проблему общей подготовки будущих учителей истории, мы учитывали идеи, мнения и результаты исследований известных ученых-педагогов, организаторов и практиков высшей школы А. А. Абдулиной [1], Е. П. Белозерцева [2], С. У. Гончаренко [3], И. А. Зязюна [4], В. К. Майбороды [5], М. Г. Стельмаховича [6] и др.
Подготовка учителя истории, как утверждает В. И. Курилов, это единство образовательной, развивающей и воспитательной целей. Данная цель включает в себя: дать знания - определенный объем общих фактов, информации; научить анализировать, совместно работать, решать проблемы, сравнивать, находить, оценивать, исследовать и использовать результаты; воспитывать характерные черты - терпимость (толерантность) к другим взглядам, уважение к прошлому, уважение друг к другу, критическое мышление [7].
Отметим, что глобальной целью подготовки будущих учителей истории является создание условий для формирования и развития личности, способной играть активную и творческую роль в жизни ближайшего окружения, государства и народа, а также всей человеческой общности.
r\j Л r\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14321 УДК 378.1
Бегунова Ю. В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14321. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14321.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
В ходе нашего исследования мы обратили внимание и на цели обучения истории. С. В. Кульчицкий на первое место среди целей обучения истории ставит воспитание учащихся в духе уважения и любви к своей Родине и народу [8]. М. М. Шимановский считает главной задачей исторического образования формирование гражданина независимой Украины, который способен жить в плюралистическом обществе, обществе многих идеологий [9]. Ю. С. Войцеховский главной целью исторического образования выбирает формирование уважительного и деятельного отношения к цивилизационному наследию человечества, в частности в области духовной и материальной культуры; личной эмоциональной связи с наследием предыдущих поколений; доброжелательного, толерантного отношения к другим культурам и народам [10].
Как считает Л. Г. Яновская, становится очевидным, что непосредственно историческое образование прежде формирует личность ученика, готовит его жить в меняющемся мире информационного общества, учит современным формам общения, развивает способность усваивать информацию, принимать эффективные решения [11].
Важно отметить, что выпускник исторического факультета педагогического вуза должен быть подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и в условиях поликультурного ученического состава.
Мы согласны с мнением Е. Е. Вяземского и А. Ю. Стреловой, которые утверждают, что работа будущего учителя истории должна быть направлена на воспитание чувства патриотизма, гражданства, формирование национального сознания, уважения к историческому и культурному наследию народов своего государства и всего мира [12]. Так, по глубокому убеждению А. Ю. Стреловой, одной из ведущих целей подготовки будущих учителей истории является воспитание, направленное на формирование ценностей личности [13].
По мнению А. Ю. Головатенко, основной целью подготовки учителя истории является введение личности в культурную среду, созданную его соотечественниками и всем человечеством, и формирование умений, полезных в социальном общении и общественном поведении [14].
Как следствие, появляется необходимость в учителе-профессионале, который способен с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбрать лучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозировать его результаты, своевременно ориентироваться в обстановке, адаптироваться к современным условиям, предвидеть и опережать сложные ситуации. Именно на формирование этих качеств будущего учителя истории должна быть направлена деятельность в педагогических высших учебных заведениях.
По мнению Л. Г. Яновской, среди профессионально важных качеств будущих учителей истории главное место занимает его профессиональная устойчивость, которая содержит в себе следующие признаки:
- уверенность в себе;
- Педагогическая, идейная и познавательная направленность;
- умение регулировать свое эмоциональное состояние, владеть голосом, мимикой, жестами;
- наличие волевых качеств;
- скорость реакции на поведение класса и отдельных учащихся;
- отсутствие эмоциональной напряженности, страха перед детьми;
- коммуникативная компетентность;
- нормальная утомляемость;
IV О rw
ART 14321
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Бегунова Ю. В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14321. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14321.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- умение принимать правильные решения в нестандартных ситуациях;
- знания и умения учителя истории (специальные, педагогические, психологические);
- наличие потребности в самообразовании [15].
Вполне уместны и глубоко обоснованны, на наш взгляд, мысли С. И. Гончаренко и Ю. И. Малеваного о том, что школа неотделима от национальной почвы и корней своего народа, формирует и хранит национальную культуру, а потому организация, формы и методы обучения и воспитания молодого поколения должны строиться с учетом тысячелетней истории, исконной традиции народа на основе национальной культуры, обогащения лучшими достижениями общечеловеческой культуры [16]. Характерно, что в концепции вышеупомянутых авторов ярко прослеживаются попытки найти соотношение между национальной и международной основой образования в Украине, поиски реальных путей взаимообогащения всех наций, народностей и национальных групп, проживающих на территории Украины. Мы считаем, что это является важным фактором в становлении и развитии системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей истории в условиях культурно-национального возрождения
Современное общество испытывает потребность в образованных учителях истории с высоким уровнем внутренней культуры. Педагогические учебные заведения призваны осуществлять подготовку учительской смены, исходя именно из этих требований. Вузовское профессионально-педагогическое образование обязано в основном сформировать личность будущего учителя истории, вооружить его необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Исторический подход позволяет глубже понять закономерности развития подготовки учителей истории, его состояния на современном этапе и направлений дальнейшего совершенствования. А для этого очень важно изучить и обобщить опыт функционирования и развития системы подготовки учителей истории на Украине в разные исторические периоды, выявить не только общие тенденции, но и характерные особенности, присущие Украине как многонациональному государству, чтобы, учитывая их в будущем, можно было точнее прогнозировать ее развитие.
А. И. Гуренко подчеркивает, что Украина исторически сложилась и существует как многонациональное государство. Это всегда отражалось на ее социально-экономической, политической и культурной жизни. Поэтому на первый план образовательной, кадровой и молодежной политики регионов выходят проблемы сохранения и развития достижений народов, населяющих Украину, а также поиск эффективных путей взаимодействия различных этнокультур, особенно в контексте сближения людей разных национальностей и предотвращения межэтнических конфликтов, которые имеют место на фоне политической жизни нашего государства.
Значительную роль в решении данной проблемы играет именно образование. В образовательном пространстве человек углубляется в этническую культуру своего народа, познает национальную самобытность региона, а через них - мировую общечеловеческую культуру. Проводником культурного наследия этносов, наций, сообществ является педагог, который призван привлекать будущее поколение к различным культурным ценностям, традициям, быть носителем собственной этнонациональ-ной культуры и вдохновителем этнического самосознания ребенка [17]. И особенную роль в этом играет будущий учитель истории.
Так, по мнению А. А. Горчаковой, в современных условиях усиливаются интеграционные процессы жизнедеятельности многонационального общества, расширяются межнациональные и международные контакты, происходят активные международные обмены.
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14321 УДК 378.1
Бегунова Ю. В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14321. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14321.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Сегодня на карте мира практически не осталось моноэтнических и монокультурных государств. Учебные заведения становятся многонациональными. Количество городов, многонациональных коллективов в условиях миграции населения растет, наблюдается смешение наций. Многонациональный, поликультурный состав учащихся влияет на организацию системы образования, на отношения между участниками учебно-воспитательного процесса, поэтому руководители учебных заведений должны знать об особенностях своей деятельности в условиях полиэтнического состава учащихся [18].
О. А. Сакалюк отмечает, что ситуация поликультурного образовательного и профессионального пространства, а также состояние культурного разнообразия всех регионов Украины требуют качественной подготовки специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде [19].
Как заметила исследователь А. И. Гуренко, что на современном этапе отсутствует целостная методика направленного обучения будущих педагогов при условии знания и использования этнокультурных традиций национальных меньшинств в учебно-воспитательной работе, а также не определены функции педагога в осуществлении обучения и воспитания детей на основе этнокультуры. Недооценка учебно-воспитательных возможностей этнокультуры национальных меньшинств и неполное использование в вузовской подготовке значительно обедняет содержание профессиональной подготовки выпускников педагогического университета [20].
Как отмечает О. А. Сакалюк, украинское общество этнически и культурно неоднородно - Украина принадлежит к числу наиболее полиэтнических стран. Исходя из полиэтничности населения, учитывая традиции мирного сосуществования на своей территории различных в этническом, культурном, языковом отношении групп, Украина взяла курс на формирование поликультурного общества [21].
Исследователь Л. А. Гончаренко придерживается мнения, что современное украинское общество является поликультурным, поскольку оно объединяет людей разных национальностей со всеми формами их взаимодействия и взаимовлияния [22].
Поэтому мы считаем, что будущий учитель истории на Юге Украины должен быть готов к работе в таком этнически, культурно и религиозно разнообразном социуме.
По словам А. И. Гуренко, воспитание дружбы народов, веротерпимости, толерантности наряду с наличием соответствующих правовых актов, определяющих права и обязанности граждан государства, является одной из важных задач всех звеньев образования, в том числе и высшего [23].
Наша научно-исследовательская работа осуществлялась в регионе Юга Украины, который сформировался довольно поздно и охватывает нынешние Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, часть Донецкой и Кировоградской областей. Особенностью национального состава населения Южного региона является его многонациональность, так как люди, которые населяют территорию Юга Украины, принадлежат к разным этносам.
По данным переписи 2001 г., только на территории Одесской области проживает украинцев - 1 453 460 чел.; русских - 489 814 чел.; болгар - 142 390 чел.; молдаван -117 155 чел.; гагаузов - 26 043 чел.; евреев - 13143 чел.; белорусов - 12 634 чел.; армян - 7007 чел.; цыган - 3596 чел.; поляков - 3213 чел.; немцев - 2760 чел.; грузин - 2638 чел.; азербайджанцев - 2573 чел.; татар - 2604 чел.; греков - 1994 чел. [24]
Итак, можем констатировать, что будущий учитель истории должен воспитывать у подрастающего поколения толерантность, терпимость к другим людям; показать, что
IV ^ rw
ART 14321
научно-методический электронный журнал
УДК 378.1
Бегунова Ю. В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14321. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14321.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
наряду с украинским живут и другие этносы, которые играют не менее важную роль в жизни украинского общества.
Таким образом, мы согласны с мнением А. А. Горчаковой, что в южном регионе Украины большинство коллективов учебных заведений по составу являются многонациональными, полиэтническими. Исследователь отмечает, что многонациональные коллективы отличаются от мононациональных групп своей социальной организацией [16].
Таким образом, одной из окончательно не разработанных проблем современного отечественного профессионального образования является подготовка будущих учителей истории к этнокультурной деятельности в полиэтнической среде, какой является Юг Украины. Это особенно важно в то время, когда этнокультурная проблематика выходит на широкие горизонты интересов ученых, когда наблюдается стремление сообществ познать свои корни, особенности своего бытия, чтобы верно моделировать будущее, не повторяя ошибок прошлого. Чтобы достойно войти в мировое сообщество, нужно познать свое «Я», понять себе подобных, научиться сравнивать себя с представителями других этносов, видеть и в них такую же неповторимость и уникальность.
Ссылки на источники
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
2. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М.: Педагогика, 1989. - 205 с.
3. Гончаренко С. У., Мальований Ю. I. Пропринциповi положення концепци нацюнальноТ середньоТ загально-освгтьо'Т школи // Радянська школа. - 1991. - № 5. - С. 3-11.
4. Зязюн I. А. Формування особистост радянського вчителя. - К.: Вища школа, 1989. - 44 с.
5. Майборода В. К. Вища педагопчна освгта в УкраМ iсторiя, досвщ, уроки (1917-1985). - К.: Либщь, 1992. - 196 с.
6. Стельмахович М. Г. Народна педагопка. - К.: Знання, 1985. - 312 с.
7. Курилiв В. I. Методика викладання ютори: [навч. поаб.] - Львiв; Торонто: Свт, 2003. - С. 13.
8. Кульчицький С. В. Концепфя юторичноТ освгги в загальноосвггнш школi // Матерiали ВсеукраТнськоТ науково-практичноТ конференци «Стандарти загальноТ середньоТ осв^и. Проблеми, пошуки, пер-спективи». 25-26 червня 1996. - К.: 1ЗМН, 1996. - С. 86.
9. Шиманевський М. М. 1сторична освгга як одна iз основ формування софально рольовоТ позици грома-дянина незалежноТ УкраТни // Матерiали ВсеукраТнськоТ науково-практичноТ конференци «Стандарти загальноТ середньоТ освгги. Проблеми, пошуки, перспективи». 25-26 червня 1996. - С. 88.
10. Войцежвський Ю. С. До проблеми дидактичного обфунтування змюту шкшьного навчання ютори: узагальнення досвщу краТн Центрально'! i Схщно'Т бвропи // Матерiали ВсеукраТнськоТ науково-практичноТ конференци «Стандарти загальноТ середньоТ освгти. Проблеми, пошуки, перспективи». 2526 червня 1996. - С. 89.
11. Яновська Л. Г. Формування професшноТ усталеност майбутшх учителiв ютори у процес навчання у вищих навчальних закладах: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшноТ' освгти». - Одеса, 2004. - С. 4.
12. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы преподавательского мастерства: [практ. пособие]. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С. 126.
13. Стрелова О. Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности // Преподавание истории в общеобразовательной школе. - 2003. - № 7. - С. 66.
14. Головатенко А. Ю. Учебники истории: сегодня и завтра // История. - 1997. - № 7. - С. 1.
15. Яновська Л. Г. Указ. соч. - С. 42.
16. Гончаренко С. У., Мальований Ю. I. Указ. соч. - С. 5.
17. Гуренко О. I. Формування етнокультурноТ компетентност студенпв педагопчного ушверситету в умовах полi етшчного середовища: автореф. дис. на здобуття наук.ступеня канд. пед. наук: спец: 13.00.04 «Теорiя та методика професшноТ' осв^и». - Хармв, 2005. - С. 1.
18. Горчакова О. А. Особливост дiяльностi керiвника в навчальному закладi з полiетнiчним складом учшв. - URL: http://intellect-invest.org.ua/pedagog_editions_e-magazine_pedagogical_science_vypus-ki n1 2010 st 7/
~ 5
КОНТ TF.TTT
Бегунова Ю. В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14321. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14321.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14321 УДК 378.1
19. Сакалюк О. О. Формування готовност менеджерiв освгги до професшно'!' дiяльностi в полкультур-ному навчальному середовищг дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теорiя i методика про-фесмноУ освгги». - Одеса, 2012. - С. 4.
20. Гуренко О. I. Указ. соч. - С. 1-2.
21. Сакалюк О. О. Указ. соч. - С. 49-50.
22. Гуренко О. I. Указ. соч. - С. 8.
23. Гончаренко Л. А. Полгкультурна освгченють педагога: Теоргя i практика: [монографгя] / за ред. В. В. Кузьменко. - Херсон: Р1ПО, 2009. - С. 29-30.
24. ВсеукраТ'нський перепис населення 2001: [статистичний збГрник] / за ред. Т. В. Стоянова. - Одеса: Гол. упр. статистики в Одеськш область 2004. - Ч. 1. - 171 с.
25. Горчакова О. А. Указ. соч.
Yuliya Begunova,
PhD student at the chair of Pedagogy, South-Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Odessa, Ukraine begunoval [email protected]
The main problems of future teachers of history professional training to ethnic and cultural activities in the South Ukraine
Abstract. The paper deals with the problems of future teachers of history professional training to ethnic and cultural activities in the South Ukraine.
Key words: professional training, training of future teachers of history, ethnoculture, ethnocultural activity. References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. 17.
Abdullina, O. A. (1984) Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagog-icheskogo obrazovanija, Prosveshhenie, Moscow, 208 p. (in Russian).
Belozercev, E. P. (1989) Podgotovka uchitelja v uslovijah perestrojki, Pedagogika, Moscow, 205 p. (in Russian).
Goncharenko, S. U. & Mal'ovanij, Ju. I. (1991) “Proprincipovi polozhennja koncepciT nacional'noi seredn'oT zagal'no-osvitn'oT shkoli”, Radjans'ka shkola, № 5, pp. 3-11 (in Ukrainian).
Zjazjun, I. A. (1989) Formuvannja osobistostiradjans'kogo vchitelja, Vishha shkola, Kiev, 44 p. (in Ukrainian).
Majboroda, V. K. (1992) Vishha pedagogichna osvita v Ukraini: istorija, dosvid, uroki (1917-1985), Libid', Kiev, 196 p. (in Ukrainian).
Stel'mahovich, M. G. (1985) Narodna pedagogika, Znannja, Kiev, 312 p. (in Ukrainian).
Kuriliv, V. I. (2003) Metodika vikladannja istorii: [navch. posib.], L'viv; Svit, Toronto, p. 13 (in Ukrainian). Kul'chic'kij, S. V. (1996) “Koncepcija istorichnoT osviti v zagal'noosvitnij shkoli”, in Materiali Vseukrains'koi naukovo-praktichnoikonferencii “Standarti zagal'noi seredn'oi osviti. Problemi, poshuki, perspektivi”. 2526 chervnja 1996, IZMN, Kiev, p. 86 (in Ukrainian).
Shimanevs'kij, M. M. (1996) “Istorichna osvita jak odna iz osnov formuvannja social'no rol'ovoT poziciT gromad-janina nezalezhnoT UkraTni”, in Materiali Vseukrains'koi naukovo-praktichnoi konferencii “Standarti zagal'noi seredn'oi osviti. Problemi, poshuki, perspektivi”. 25-26 chervnja 1996, p. 88 (in Ukrainian).
Vojcehivs'kij, Ju. S. (1996) “Do problemi didaktichnogo obfruntuvannja zmistu shkil'nogo navchannja istorii: uzagal'nennja dosvidu kraTn Central'noT i ShidnoT Gvropi”, in Materiali Vseukrains'koi naukovo-praktichnoi konferencii “Standarti zagal'noi seredn'oi osviti. Problemi, poshuki, perspektivi”. 25-26 cher-vnja 1996, p. 89 (in Ukrainian).
Janovs'ka, L. G. (2004) Formuvannja profesijnoi ustalenosti majbutnih uchiteliv istoriiu procesi navchannja u vishhih navchal'nih zakladah: dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 «Teorija imetodika profesijnoi osviti», Odesa, p. 4 (in Ukrainian).
Vjazemskij, E. E. & Strelova, O. Ju. (2000) Metodicheskie rekomendacii uchitelju istorii. Osnovy prepo-davatel'skogo masterstva: [prakt. posobie], Gumanit. izd. centr VLADOS, Moscow, p. 126 (in Russian). Strelova, O. Ju. (2003) “Vospitanie istoriej kak formirovanie cennostej lichnosti”, Prepodavanie istorii v obshheobrazovatel'noj shkole, № 7, p. 66 (in Russian).
Golovatenko, A. Ju. (1997) “Uchebniki istorii: segodnja i zavtra”, Istorija, № 7, p. 1 (in Russian). Janovs'ka, L. G. (2004) Op. cit., p. 42.
Goncharenko, S. U. & Mal'ovanij, Ju. I. (1991) Op. cit, p. 5.
Gurenko, O. I. (2005) Formuvannja etnokul'turnoikompetentnosti studentivpedagogichnogo universitetu v umovah poli etnichnogo seredovishha: avtoref. dis. na zdobuttja nauk.stupenja kand. ped. nauk: spec: 13.00.04 “Teorija ta metodika profesijnoi osviti”, Harkiv, p. 1 (in Ukrainian).
6 ~
КОНТ ТЕПТ
Бегунова Ю. В. Основные проблемы профессиональной подготовки будущих учителей истории к этнокультурной деятельности на Юге Украины // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14321. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14321.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
ART 14321 УДК 378.1
18. Gorchakova, O. A. Osoblivosti dijal'nosti kerivnika v navchal'nomu zakladi z polietnichnim skladom uch-niv. Available at: http://intellect-invest.org.ua/pedagog_editions_e-magazine_pedagogical_scien-
ce_vypuski_n1_2010_st_7/ (in Ukrainian).
Sakaljuk, O. O. (2012) Formuvannja gotovnosti menedzheriv osviti do profesijnoi dijal'nosti v polikul-turnomu navchal'nomu seredovishhi: dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.04 “Teorija i metodika profesijnoi' osviti”, Odesa, p. 4 (in Ukrainian).
Gurenko, O. I. (2005) Op. cit., pp. 1-2.
Sakaljuk, O. O. (2012) Op. cit., pp. 49-50.
Gurenko, O. I. (2005) Op. cit., p. 8.
Goncharenko, L. A. & Kuz'menko, V. V. (ed.) (2009) Polikul'turna osvichenist'pedagoga: Teorija ipraktika: [monografija], RIPO, Herson, pp. 29-30 (in Ukrainian).
Stojanov, T. V. (2004) Vseukrains'kij perepis naselennja 2001: [statistichnij zbirnik], Gol.upr. statistiki v Odes'kij oblasti, Odesa, ch. 1, 171 p. (in Ukrainian).
25. Gorchakova, O. A. Op. cit.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Рекомендовано к публикации:
Яновской Л. Г., кандидатом педагогических наук,
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Т rw