Научная статья на тему 'Формирование этнокультурных ценностей у подростков общеобразовательной школы'

Формирование этнокультурных ценностей у подростков общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Воспитание в общеобразовательной школе»

CC BY
1060
122
Поделиться
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кучукова З. Ж.

Автор исходит из того, что на протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения и сегодня. Этнокультура интегративное средство, объединяющее образование и воспитание.

Forming of teenagers' ethnocultural values in comprehensive school

The author of the article bases on the fact that during millennia the original eth-nocultural space was forming, techniques, means and methods of oncoming generations' education were being worked out. Ethnoculture is an integrative means combining education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурных ценностей у подростков общеобразовательной школы»

З. Ж. Кучукова

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Х. Х.-М. Батчаева

Автор исходит из того, что на протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения и сегодня. Этнокультура - интегративное средство, объединяющее образование и воспитание.

Ключевые слова: формирование, этнос, этнокультура, этнокультурные ценности, подросток.

The author of the article bases on the fact that during millennia the original ethnocultural space was forming, techniques, means and methods of oncoming generations’ education were being worked out. Ethnoculture is an integrative means combining education and upbringing.

Key words: forming, ethnos, ethnoculture, ethnocultural values, teenager.

Конец ХХ - начало ХХ1 в. ознаменовался возрождением интереса к национальной культуре, языку, обычаям, традициям, этнокультурным ценностям и образу жизни. Культура, по мнению философа П. А. Флоренского, - это среда, питающая и растящая личность.

Северный Кавказ - уникальный в этнокультурном, этносоциальном и этно-конфликтном плане регион современной России. Его специфика заключается в

его полиэтничности и размытости этнических ареалов, взаимодействии разных цивилизационных и этнокультурных типов, этнополитических менталитетов, модернизма и традиционализма. Это регион с повышенной значимостью этнической идентичности в социальном самосознании этносов. Особенности жизни выработали у народов этого региона специфические динамические стереотипы этнического поведения.

В связи с этим возникает необходимость обоснования новых педагогических подходов к усвоению социальных норм и ценностей традиционными средствами этнопедагогики (И. А. Арабов, Х. Х.-М. Батчаева, Г. Н. Волков, Ф. Т. Дробицкий, В. К. Шаповалов и др.); гармоничного сочетания инновационного и традиционного в организации педагогически направленной этно-социализации.

Главное - единство в многообразии. Сосуществование и развитие всех народов Российской Федерации требует непрерывного поиска путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, которые способны углублять контакты, объединять все народы РФ.

Этнос, развиваясь в определенном ландшафте, вырабатывает присущий только ей быт, мироощущение, миропонимание (Л. Н. Гумилев). Условия существования формируют определенные качества и черты характера личности. На ее формирование влияет единый этнокультурный опыт. Этническая культура формирует определенный тип личности, а личность привносит свою уникальность в этнические традиции, формирует себя в процессе деятельности как этнокультурное существо.

На наш взгляд, этнокультура - это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Она включает в себя совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни: особенности ландшафта, флоры и фауны, мест проживания этноса, архитектуру, систему охраны здоровья, образова-

ния и воспитания, жилищного уклада, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства, культуры межличностного общения, чувств, этикета, использование графических, моторных, цветовых, вербальных символов и пр.

Рассмотрение дефиниции «этнокультура как ценностно-нормативное образование личности дало нам возможность выделить следующие особенности:

• ценности, связанные с разнообразными потребностями интересами представителей этнических групп, влияющие на социализацию и культурную самореализацию личности;

• этнокультурные ценности как структурные компоненты культуры (языковой, соционормативный, этнопсихологический, компонент материальной культуры) характеризуют качественную системную определенность этноса и выполняют этноинтегрирующую и этно-дифференцирующую функции этнической культуры;

• ценности и нормы этнической культуры находятся в тесной взаимосвязи, являясь своего рода защитным механизмом, поскольку этническая культура способствует выживанию этнических групп;

• этническая культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов поведения, а также специфики этнокультурного опыта нации в целом1.

В работах М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, К. Н. Вентцеля, А. С. Соловьева и других ученых образование неизменно рассматривается как процесс духовного становления личности, происходящий в культуре и ориентированный на свободное творческое развитие и стремление личности приобщиться к сокровищам культуры.

Регионализация образования обусловила проблему создания такой его системы, которая органически сочетала бы в своем развитии индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев образования, ориентированных на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самоори-ентацию в условиях многоязычного и по-ликультурного пространства, приобщение ее к высшим достижениям мировой и национальной культуры; на возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма. Немаловажную роль в становлении гуманистической личности играют культурное наследие предшествующих поколений, преемственность традиций, умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости2.

Критериями оптимального баланса ценностей в содержании национальнорегионального компонента, по мнению О. Ю. Стреловой , выступают следующие условия:

• «органически диалогическое соединение ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества» (М. С. Каган);

• мера соответствия баланса ценностей интересам формирующейся в социокультурных условиях региона личности школьника;

• лояльность представленной в содержании регионального компонента общего образования системы ценностей по отношению к системам ценностей других региональных сообществ;

• непротиворечивое соотношение единичных и особенных категорий ценностей - общенациональных и общечеловеческих ценностей.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что усвоение этнокультурных ценностей прежде всего зависит от оптимальной структуры учебно-воспитательной системы. Эффективность решения этих проблем будет зависеть от того, насколько полнее мы включаем в эту образовательную систему духовную и традиционную культуру воспитания этносов - как важнейшие компоненты этой системы. Образовательновоспитательный процесс, опираясь на народную педагогику, в идеале должен обеспечивать развитие личности на общечеловеческих ценностях, что, в свою очередь, будет способствовать цивилизованному развитию общества в целом.

Профессиональные задачи учителя в многонациональной школе, с одной стороны, определяются общими требованиями, предъявляемыми к учи-телю-предметнику и классному руководителю, с другой стороны, имеют ряд особенностей, связанных с учетом влияния культурного контекста, в рамках которого происходит социализация учащихся.

В комплексе педагогических условий, обеспечивающих формирование этнокультурных ценностей у детей, важное значение имеет ориентация классного руководителя, педагогов на принципы личностно ориентированной, личностно-гуманной педагогики.

Для реализации личностно ориентированного подхода важное значение имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Одним из первых концепцию развития этнического самосознания подростка и осознание его принадлежности к национальной группе и необходимость сосуществования с другими этническими группами предложил Ж. Пиаже. Развитие этнического самосознания он рассматривает прежде всего как познание когнитивных моделей поведения под-

ростка. Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик.

Ребенок 6-7 лет приобретает первые фрагментарные и систематические знания о своей этнической принадлежности и о существовании иных этносов.

Ребенок 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой. В нем просыпаются национальные чувства и формируется отношение к представителям инонациональных культур.

Ребенок подросткового возраста (10-14 лет) формирует этническую идентичность в полном объеме. В качестве особенностей разных народов он отмечает уникальность истории каждого из них, специфику традиционной бытовой культуры этноса и общность духовных ценностей многих народов.

Подростковый возраст имеет большое значение в становлении взрослеющей личности. Именно в этот период закладываются базовые ценности, которые на долгие годы определяют социально нравственный облик человека. В этот период идет освоение норм и правил поведения, принятых в обществе.

Современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

Гуманитарное образование обладает особым потенциалом в духовнонравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценно-

стного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному

диалогу. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Многолетний опыт работы в качестве классного руководителя и учителя балкарского языка и литературы в национальной школе позволяют нам выделить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным:

• развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);

• включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;

• развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;

• проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;

• обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний;

• отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек».

Так как невозможно в поликуль-турном регионе полно изучить все аспекты национальной культуры, знакомство с различными народными традициями и ценностями эффективнее проводить по следующим параллелям:

• народная философия как основа существования этнокультуры;

• человек в природе: отношения с космосом, природой, правила поведения в природе;

• семья: отношение к родству и его значимость, идеалы, взаимоотношения между членами семьи и т. д.;

• народное искусство: игрушка, фольклор, костюм, жилище и т. д.;

• отношения с другими народами: дружба, невмешательство и т. д.;

• этноэтикет;

• табу: система всевозможных запретов во взаимоотношениях с представителями других национальностей;

• народные традиции, обряды, ритуалы;

• ценностные ориентации.

Мы считаем, что если раскрывать эти вопросы в сравнении с различными культурами, то, во-первых, будет более четко прослеживаться логика народной культуры и, во-вторых,

можно охватить большее количество культур.

Сегодня стало очевидным, что совершенствование и гармонизация отношений как между отдельными, этнически разными индивидами, так и между этническими группами требуют много времени и усилий. Кроме того, в нынешний, переходный период в истории страны в нем появились новые, а где-то обострились старые проблемы, поэтому поли-культурное образование требует самого пристального внимания всей системы образования, всех педагогов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: МПСИ, 2000. С. 83-87

2 Баймурзина В. И. Становление и развитие башкирской народной педагогики // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие / Отв. ред. Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1999. С. 30-33.

3 Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. М.; Хабаровск, 2001. С. 38-39.