З. Ж. Кучукова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Работа представлена кафедрой педагогики и педтехнологий
Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Х. Х.-М. Батчаева
От ориентации системы образования на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры, принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: формирование, народность, воспитание, этнос, этно-культура, национальные ценности.
2. КиеНикоуа
METHODOLOGICAL GROUNDS OF NATIONAL VALUES FORMING IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF COMPREHENSIVE SCHOOL
Preservation of ethnic culture values and taking of general human values as an object of the educational process largely depend on the orientation of the education system on ethnic culture as an integrative social and personal phenomenon.
Key words: forming, nation, education, ethnos, ethnoculture, national values.
Национальные ценности в современных ляясь социокультурно-историческим фено-
условиях рассматриваются как уникальное меном, национальные ценности вобрали в
явление, ведущее к истокам культуры наро- себя мудрость поколений, многогранность
да, по существу, к истокам духовности. Яв- культуры и оригинальные традиции. Они
представляют собой осознаваемое коллективное представление о желаемом идеале и обладают потенциалом регулирования отношений и деятельности личности, культивирования привлекательных личностных качеств и свойств. Кроме того, ценности поддерживают жизнедеятельность общества и выступают фактором его развития и совершенствования. Формирование национальных ценностей, возрождение интереса к своеобразию и самобытности отечественной культуры и образования имеют свои фундаментальные основы и позитивные предпосылки.
Педагогическое учение К. Д. Ушинского строится на осмыслении и понимании тезиса о народности. «Есть только одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что называется народностью... Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [5]. Как важнейший принцип педагогического учения народность представляет собой реализацию социальнофилософского видения К. Д. Ушинским этой идеи, заключающей в себе стремление русского народа сохранить свою духовную, культурную и государственную целостность. По мнению педагога, ориентация на народность в деле воспитания, безусловно, содействует самоосознанию народа в качестве «исторической личности», что является гарантией его духовного здоровья и единства.
Поскольку основным принципом педагогики К. Д. Ушинский считал народность, то в качестве материала для воспитания чувств детей он предлагал использовать народное искусство, народное творчество, которые для школьника являются своеобразным родником духовной жизни, источником уважения к своему народу и гордости за него. С горечью отмечал он, что в целом в обществе и в школе проявляется презрение к русской культуре, следствием чего служит преобладание в головах детей «иностранного элемента». Ученик К. Д. Ушинского, последователь его идей В. И. Водовозов оставил нам в наследство важные размышления о роли народного творчества в формировании национальных ценностей: «Из народных по-
словиц, песен, из многих сказок и былин мы узнаем, что в душе народа есть и глубокое сознание жизненной правды, и живое, творческое начало» [1].
В начале XX в. сложилось понимание общечеловеческого и национального в отношении к ценностям общества и организации народной школы. Такие выдающиеся ученые-педагоги предреволюционной поры, как П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, убедительно показали генетическую связь этих двух характеристик социальных явлений. Национальное, по мнению П. Ф. Каптерева, есть нечто особенное, индивидуальное, но не застывшее, а изменяющееся с переменами в экономическом, политическом, общественном устройстве жизни. Национальное создается историей, климатом, страной, мощной силой наследственности и пр.; выражается в физическом и психическом типе личности, самостоятельности мировоззрения, оригинальном взгляде на жизнь, особых ценностных ориентирах. «Национальность, - утверждает П. Ф. Каптерев, - есть не что иное, как свой собственный способ, своя особая манера мыслить, чувствовать и действовать» [3].
Каждый народ имеет свои идеалы, идущие из глубинных основ народной жизни. Они возникают и развиваются из народного быта, языка, религии, истории, образуя замкнутое органическое целое. Если же появляется осознание недостатков национальных идеалов и желание их совершенствования, то, как считает П. Ф. Каптерев, «народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [2]. Очевидно, что П. Ф. Каптерев видит основу общечеловеческого прогресса в гармонии национального и общечеловеческого. Во-первых, он убежден в том, что между народами больше сходного, чем различного; во-вторых, считает, что культура одного народа является продолжением культуры другого. В-третьих, различия между нациями - это источник движения. И наконец, если попытаться уйти только к единому, общечеловеческому, это значит, что исчезнут краски, оттенки, живые жизненные струи. Только народы, вместе взятые, дают полноту жизни науке, искусству, религии.
Несколько иначе строит соотношение национального и общечеловеческого М. М. Рубинштейн, для которого национальное - это фундамент, начало пути к общечеловеческому идеалу и ценностям. Намечая перспективную социально-педагогическую стратегию, автор убедительно доказывает, что народность должна выступать в качестве пути, а общечеловеческое в качестве цели любого воспитания. Он пишет: «Истинно народное и есть тот путь, который мы должны признать особенно ценным, как ПУТЬ к общечеловеческому идеалу и ценностям» и далее: «Идеал сверхнародный, осуществляемый народными путями, это идеал истинной свободы и культуры» [4]. Таким образом, М. М. Рубинштейн утверждает, что только национальные ценности наполняют общечеловеческие духовным содержанием, а общечеловеческие, освобождая личность от филистерского мировосприятия, лжепатриотического ханжества, развивают в ней стремление быть «проводником общечеловечности». М. М. Рубинштейн считает, что для любого народа важно выступать в роли «носителя и созидателя» общечеловеческих ценностей и, в частности, Россия может гордиться, что является проводником «общечеловечности» через литературу, искусство, науку. Ученому-гума-нисту импонирует перспектива единения народов при полном сохранении их индивидуальности. Именно поэтому он выдвигает жизненный и педагогический лозунг: «Народность как путь, человечность как цель».
В становлении личности важнейшими условиями являются: природа (природные задатки, наследственность), воспитательная система (воспитательная среда, педагогическое воздействие), социальные и национальные ценности. В этой системе ценностей человек реализует себя через деятельность в соответствии со своими ценностными представлениями. Национальные ценности являются компонентом национальной среды, однако это не означает их автоматического воздействия на личность, для того чтобы среда воздействовала, необходимо активное общение с ценностями культуры. Проблему присвоения национальных ценностей надо ре-
шать целой системой педагогических мер, среди которых создание культурной среды как важнейшего фактора воспитания, в противном случае этнос будет пребывать в бес-культурной среде.
Образование и воспитание являются важнейшими компонентами культуры, которые развиваются у каждого народа своими самобытными путями. Воспитание - это прежде всего «вбирание» в себя каждой личностью духовной культуры родного этноса, его национального духа, бытия. Духовные ценности народа, его традиции в течение многих веков всегда играли решающую роль в социализации личности.
Именно в процессе воспитания человек усваивает культурные навыки, приобщается к определенному этносу, осознает свое место в мире.
Культурная представленность разных этносов и этнических групп, прошлых и нынешних этнических общностей, которая существенным образом влияет на образование человека, позволяет называть образовательную среду поликультурной.
Поликультурная образовательная среда в России выступает прежде всего условием разрешения так называемых межнациональных конфликтов.
По нашему мнению, основными задачами этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в условиях национальной школы являются:
• глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
• формирование у учащихся представления о многообразии культур в России и мире, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для социализации личности;
• развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
• воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;
• формирование и сохранение национально-культурных традиций и ценностей в процессе этнической социализации личности.
Критерии, которым должна отвечать по-ликультурная образовательная среда:
• отражение в учебно-воспитательном материале гуманистических идей;
• характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
• раскрытие в культурах российских народов общих элементов и традиций, позволяющих жить в мире и согласии;
• приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяют нам прийти к выводу, что в российском образовании существуют три направления, в которых развиваются по-ликультурные идеи:
1) изучение национальных культур, своих и чужих, с обсуждением проблем национального возрождения и национальной самобытности;
2) организация межкультурного диалога в различных его вариантах;
3) приобщение к демократическим, гуманистическим, общечеловеческим и этнокультурным ценностям в том виде, в каком они понимаются сторонниками поликуль-турного образования.
Все три направления развития поли-культурных идей имеют одну общую цель -содействовать этнокультурной социализации личности, охраняя при этом национальную самобытность и уникальность каждой культуры, нации, этноса.
Современная система образования России находится в стадии модернизации. В проекте Национальной доктрины образования РФ отмечается, что в качестве первоочередных задач система образования призвана обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
2. КаптеревП. Ф. Педагогический процесс. СПб., 1905.
3. Каптерев П. Ф. Национальность и наука в организации народной школы // Народная школа. 1987. № 6-7.
4. Рубинштейн М. М. Война и идеал воспитания. М., 1916.
5. Ушинский К Д. Собрание сочинений. Л., 1948. Т. 2.