Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурно-оздоровительная среда / качество жизни студентов / здоровьесбережение / ценностно-смысловая сфера / physical culture and wellness environment / quality of life of students / health care / the value-semantic sphere

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Битшева Ирина Геннадьевна, Ibitshevayandex.Ru, Ишмухаметова Наиля Фаритовна

Создание современной профессиональной, направленной на удовлетворение потребностей студенческой молодёжи, физкультурно-оздоровительной среды вуза создаст возможности в решении задач, направленных на развитие студенческого спорта, улучшение качества жизни в целом и уровня здоровья в частности, а также позволит обеспечить преемственность и взаимосвязь всех уровней обучения в системе непрерывного образования. Физкультурно-оздоровительная среда вуза обладает огромным ценностным потенциалом и большими возможностями в сфере организации обучения и воспитания студентов, формировании общей культуры, развитии социально значимых качеств и личностного отношения к здоровьесбережению как ценности. Рассматривая процессы здоровьесбережения как педагогическую единицу, мы считаем необходимым строить процесс образования и самообразования принципиально по-иному, где инновационным может стать процесс валеологического образования студента в единстве с профессиональной валеологической подготовкой профессорско-преподавательского состава вуза. Процесс подготовки специалиста должен рассматриваться в поле пересечения философско-мировозренческого взгляда и нормативно-поведенческого ориентирования в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Битшева Ирина Геннадьевна, Ibitshevayandex.Ru, Ишмухаметова Наиля Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS' PERSONALITY IN THE PHISICAL CULTURE AND RECREATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY

The creation of a modern professional, aimed at meeting the needs of students, the physical culture and recreation environment of the university will create opportunities in solving problems aimed at the development of student sports, improving the quality of life in general and the level of health in particular, and will also ensure continuity and interconnection of all levels of education in the system of continuing education. The physical culture and wellness environment of the university has a huge value potential and great oppor-tunities in the field of organizing education and upbringing of students, forming a common culture, developing socially significant qualities and personal attitude to health care as a value. Considering the processes of health saving as a pedagogical unit, we consider it necessary to build the process of education and self-education in a fundamentally different way, where the process of valeological education of a student in unity with professional valeology can become innovative valeological training of the university's teaching staff. The process of training a specialist should be considered in the field of intersection of philosophical and philosophical outlook and normative and behavioral orientation in the educational space.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

3. Galkin V.A. Sovetskie vrachi v Jemene. Moskva: Izdatel'stvo vostochnoj literatury, 1963. 105 s.

4. Eshmanova E.Zh. Nazir Tyurakulov - diplomat, gosudarstvennik // Rossiya i sovremennyj mir. 2007. № 1. S. 208-213.

5. Kozlov L.A. Professor V.S Gruzdev i ego ucheniki u istokov ginekologicheskoj endokrinologii // Kazanskij medicinskij zhurnal. 2008. T. 89. № 6. S. 875-882.

6. Kopiya pis'ma A.V. Alimbek I.V. Stalinu ot 26.02.1938 g. (Peredana avtoram rodnymi vracha ot B.M. i S.H. Alimbek v 1970-h godah i hranitsya v arhive N.I. Tairova).

7. Mansurov T.A. Polpred Nazir Tyurakulov. Moskva: Molodaya gvardiya, 2004. 371 s.

8. Naumkin V.V. «Nesostoyavsheesya partnyorstvo». Sovetskaya diplomatiya v Saudovskoj Aravii mezhdu mirovymi vojnami. Moskva: Institut vostokovedeniya RAN. Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2018. 456 s.

9. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan. F. 229, op. 1, d. 22, l. 20.

10. Otdel redkih knig i rukopisej Kazanskogo universiteta. F. 22 d. 200, l.5.

11. Pivovarov N.Yu., Shok N.P. Sovetskaya medicina v holodnoj vojne: opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva i geopoliticheskogo vliyaniya (vtoraya polovina 40-h - 1970-e gg.) // Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya». 2022. T.13. № 4 (114). [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// history.jes.su/s207987840020707-6-1/ (data obrashcheniya: 03. 08. 2024).

12. Ratmanov P.E. Sovetskoe zdravoohranenie na mezhdunarodnoj arene 1920-1940-h gg.: mezhdu «myagkoj siloj» i propagandoj (Zapadnaya Evropa i SShA). Habarovsk: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, 2021. 388 s.

13. Ratmanov P.E. Prepodavateli medicinskogo fakul'teta Kazanskogo universiteta v Kitae (1920-1930 gg.) // Byulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya. 2009. №3. S.161-165.

14. Senchenko I.P. Sovetskaya Rossiya, Araviya i Persidskij zaliv. Dokumentirovannye stranicy istorii. - Sankt-Peterburg: Aletejya, 2021. 686 s.

15. Tairov N.I. A.V. Alimbek - vrach-internacionalist // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2008. № 1. S. 33-38.

16. Hakimov K.A. «Schastlivaya Araviya» glazami sovetskogo polpreda // Ekho vekov. 1996. № 1-2. S. 131-139.

УДК 378.172 EDN OHGMZQ

И.Г. Битшева, Р.И. Абдрашитов, Н.Ф. Ишмухаметова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Создание современной профессиональной, направленной на удовлетворение потребностей студенческой молодёжи, физкультурно-оздоровительной среды вуза создаст возможности в решении задач, направленных на развитие студенческого спорта, улучшение качества жизни в целом и уровня здоровья в частности, а также позволит обеспечить преемственность и взаимосвязь всех уровней обучения в системе непрерывного образования.

Физкультурно-оздоровительная среда вуза обладает огромным ценностным потенциалом и большими возможностями в сфере организации обучения и воспитания студентов, формировании общей культуры, развитии социально значимых качеств и личностного отношения к здоровьесбережению как ценности.

Рассматривая процессы здоровьесбережения как педагогическую единицу, мы считаем необходимым строить процесс образования и самообразования принципиально по-иному, где инновационным может стать процесс валеологического образования студента в единстве с профессиональной валеологической подготовкой профессорско-преподавательского состава вуза. Процесс подготовки специалиста должен рассматриваться в поле пересечения философско-мировозренческого взгляда и нормативно-поведенческого ориентирования в образовательном пространстве.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная среда, качество жизни студентов, здоровьесбережение, ценностно-смысловая сфера

Для цитирования: Битшева И.Г., Абдрашитов Р.И., Ишмухаметова Н.Ф. Формирование ценностно-смысловой сферы личности студентов в физкультурно-оздоровительной среде современного вуза // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С. 203-208, EDN OHGMZQ.

Irina G. Bitsheva, Ruslan I. Abdrashitov, Nellya F. Ishmukhametova FORMATION OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF STUDENTS' PERSONALITY IN THE PHISICAL CULTURE AND RECREATIONAL ENVIRONMENT OF A MODERN UNIVERSITY

The creation of a modern professional, aimed at meeting the needs of students, the physical culture and recreation environment of the university will create opportunities in solving problems aimed at the development of student sports, improving the quality of life in general and the level of health in particular, and will also ensure continuity and interconnection of all levels of education in the system of continuing education.

The physical culture and wellness environment of the university has a huge value potential and great opportunities in the field of organizing education and upbringing of students, forming a common culture, developing socially significant qualities and personal attitude to health care as a value.

Considering the processes of health saving as a pedagogical unit, we consider it necessary to build the process of education and self-education in a fundamentally different way, where the process of valeological education of a student in unity with professional valeology can become innovative valeological training of the university's teaching staff. The process of training a specialist should be considered in the field of intersection of philosophical and philosophical outlook and normative and behavioral orientation in the educational space.

Keywords: physical culture and wellness environment; quality of life of students; health care, the value-semantic sphere

For citation: Bitsheva I.G., Abdrashitov R.I., Ishmukhametova N.F. Formation of the value-semantic sphere of students' personality in the phisical culture and recreational environment of a modern university // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. C.203-208, EDN OHGMZQ.

Введение

Согласно утвержденной (распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р) в Российской Федерации Стратегии физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года, образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью формирования физкультурно-оздоровительной среды внутри вуза, которая позволит независимо развивать как физическую культуру, так и профессиональный спорт, минимизируя зависимость от государственного финансирования.

Не вызывает сомнений необходимость активного участия вузов в создании физкультурно-оздоровительной среды. Разработка современного профессионального пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей студенческой аудитории, позволит решать задачи по развитию студенческого спорта, улучшению качества жизни и здоровья, а также обеспечит связь между образовательными уровнями [2, с. 325].

Материалы и методы

Для формирования физкультурно-оздоровительной среды в соответствии со Стратегией развития физкультуры и спорта в России, требуется всесторонняя научно-технологическая поддержка. В работе нами были применены: изучение и сравнительный анализ педагогической и методической литературы; системный анализ правовых документов; обобщение опыта педагогической практики; анкетирование; методы математической статистики и экспериментальные методы.

Литературный обзор

В университетах создание среды, сосредоточенной на спорте и оздоровлении, формирует стратегический тренд, направленный на интеграцию инновационных методов и технологий в области физической культуры и спорта в рамках образовательного процесса.

В. К. Бальсевич и Л. И. Лубышева выделяют важность ценностных ориентаций в обществе, ценностей здорового образа жизни, повы-

шение работоспособности и улучшение психоэмоционального состояния, разделяя их на категории: интеллектуальные, активно-двигательные, мобилизующие и целеустремленные. Целеустремленные ценности связывают с личными приоритетами индивидов, основанными на их стремлениях и интересе к физической активности.

Главное внимание ученых уделяется не только физическим упражнениям, но и психологическому компоненту здоровья, что позволяет студентам успешно справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями. Ключевые универсальные ценности, такие как «труд», «профессионализм», «образование», «мир», «дружба», «семейные отношения», «благотворительность», «ум», «здоровье», «творчество», «взаимная поддержка» и «сотрудничество», играют важную роль в жизни каждого человека [3, с. 126].

Нами был проведен ряд исследований и сформулированы организационно-

педагогические условия формирования физкультурно-оздоровительной среды вуза:

- внедрение структурно-функциональной модели организации физкультурно-оздоровительной среды;

- разработка оздоровительных и здоровь-есберегающих практик, направленных на организацию социально-педагогического сопровождения здоровьесбережения;

- реализация индивидуальных здоровьес-берегающих маршрутов студентов (ИЗМС) в процессе образовательной и оздоровительной деятельности в современном вузе.

Для успешного формирования, яркой, креативной, конкурентной личности современных студентов с активной гражданской позицией, со стабильной ценностно-смысловой основой и готовностью к здровь-юсбережению, мы предлогали, прежде всего, самому студенту, исходя из его личностных качеств и потребностей, построить траекторию своего саморазвития для овладения современными технологиями, сохраняющими

здоровье. Конечно, при непосредственном социально-педагогическом сопровождении научно-педагогических сотрудников кафедры Физического воспитания и спорта. В процессе планирования ИЗМС осуществлялось управление всеми участниками процесса, то есть, педагогом физической культуры и студентом. На первоначальном этапе студенту предлагалось пройти диагностику, ставилась цель и предлагалась траектория реализации ИЗМС -выбор здоровьесберегающих технологий. Проанализировав большое количество предложений и учитывая различный уровень физического состояния и здоровья, для студентов КазГИК были спроектированы и предложены несколько типов ИЗМС в рамках функционирующей физкультурно-оздоровительной среды вуза.

ИЗМС осуществлялись на четырех уровнях по мере усложнения содержания ИЗМС и перевода позиции студента из одной роли в более субъектную: «Самоопределение студента в оздоровительной программе», «Здоровьес-берегающий портфолио», «Исследовательская деятельность в сфере здоровьесбережения», «Мобильный здоровый студент».

Благодаря ИЗМС студенты принимали участие в различных форматах учебно-воспитательного процесса вузов: традиционных ( практические занятия ФК, лекционные занятия, тренинги); занятия вне стен университета, в том числе и во Всероссийских мероприятиях («10000 шагов к жизни», «Фестиваль ГТО», Всероссийская акция «Кросс наций», «Лыжня России», «Казанский марофон» и др.). Участие в спортивной волонтерской деятельности имеет большое значение в плане поддержки и понимания со стороны общественных структур. Педагогическое сопровождение и оказание необходимой помощи преподавателями ФК, кураторами учебных групп осуществлялось во всех спортивных мероприятиях как проводимых внутри вуза, так и вне стен института, таких как: бильярдный спорт, гандбол, футбол, легкоатлетический кросс, спортивное ориентирование бегом и на лыжах, борьба на поясах, дзюдо, самбо, вольная борьба, баскетбол среди девушек и юношей, лыжные гонки, гиревой спорт, бадминтон, лёгкая атлетика, пла-

вание, волейбол среди девушек и юношей, армспорт, шахматы, регби и т.д.

Невозможно переоценить огромную роль социально-педагогического сопровождения для становления будущего профессионального специалиста как здоровой личности через целепологание и формирование стратегии развития здоровьясбережения студента.

Таким образом, спортивно-

оздоровительная среда в университете имеет значительный потенциал и широкие возможности для организации обучения и воспитания студентов, развития их общей культуры, формирования социально важных качеств и осознанного отношения к здоровью. В таком контексте индивидуум становится сущностью гармоничной, активно ассимилирующей культурные ценности и реализующей их в своем физическом и духовном развитии [7, с.

7].

Организация университетской зоны для спорта и улучшения здоровья, где студенты активно участвуют в её создании и используют её в повседневной жизни, способствует формированию личности, способной самостоятельно организовывать своё пространство с учетом своих физических и психических возможностей. Такой подход направлен на поддержание здоровья и благополучия студентов [1, с. 92].

Результаты

Исследование, направленное на изучение частоты заболеваний среди студенческой аудитории, выявило, что в недавнее время наибольшее распространение получили болезни сердечно-сосудистой системы, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, такие как остеохондроз и сколиоз, а также заболевания дыхательной системы. Результаты анализа указывают на то, что здоровье студентов высших учебных заведений распределено следующим образом: лишь 1,8% имеют высокий уровень здоровья, 7,7% - средний, 21,5% сталкиваются с низким уровнем здоровья, в то время как у 69,0% здоровье оценивается как очень низкое.

Результаты опроса студентов о внимании руководства образовательного учреждения к их здоровью предаставлены на рисунке № 1.

Рисунок 1. Оценка деятельности администрации вуза в отношении здоровья студентов

Исследование показало необходимость проведения комплексных научных исследований и разработок в области создания современных технологий для физического воспитания студентов вуза. Важно учитывать особенности учебного процесса студентов, их мотивацию, разрабатывать современные методики и тренинги для развития практиче-

ских физических навыков молодежи в контексте их будущей карьеры. Мы провели опрос среди студентов и на рисунке № 2 представлены некоторые результаты их мнения о необходимости улучшения физкультурно-оздоровительной среды в образовательном учреждении.

Рисунок 2. Потребность в формировании и внедрении физкультурно-оздоровительной среды в

образовательной организации

Обсуждение

Для создания зоны физкультурно-оздоровительной активности в университете, где студенты могли бы осознанно развивать навыки заботы о здоровье, необходимо преодолеть стереотипы мышления, которые присутствуют у многих студентов.

Помехой для создания открытой среды для занятий физкультурой и оздоровлением в современном вузе, где студенты могли бы чувствовать себя активными участниками процесса поддержания здоровья, мы выявили некоторые типичные общепринятые представления:

- убеждение студентов в важности достижения полного благополучия - это недостижимое состояние;

- истинное состояние здоровья заключается в отсутствии болезней;

- имеющееся здоровье является незначительным фактором для достижения высокой производительности и успеха;

- пустой тратой времени во время занятий физическими активностями.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о необходимости развития физкультурно-оздоровительной среды в университете как средства сохранения здоровья, а также

для преодоления устоявшихся стереотипов [4].

Изучая подходы к сохранению здоровья через призму образовательных методик, подчеркнем важность радикального переосмысления методов обучения и самообучения. В этом контексте ключевым становится интеграция валеологического обучения студентов с профессиональной подготовкой академического персонала. Подготовка будущих специалистов должна осуществляться на стыке философских убеждений и стандартов поведения в рамках образовательной среды.

Теоретические основы проблемы создания физкультурно-оздоровительной среды в современном университете выявили потребность в опрабации организационно-педагогических условий эффективного функционирования такого средового пространства. Для достижения этой цели нами была разработана и внедрена структурно-функциональная модель среды университета физкультурно-оздоровительной направленности как фактора поддержания здоровья студентов.

В ходе нашей научной работы мы пришли к выводу, что во время разработки модели физкультурно-оздоровительной среды образовательной организации необходимо учитывать ряд факторов, включая то, что:

- среда должна быть социально ориентированной и уникальной, то есть организовываться и оцениваться с учетом особенностей конкретного университета;

- спортивно-оздоровительная среда университета должна быть гибкой и способной к адаптации, демонстрируя эффекты синергии. Применение синергетического метода к развитию такого рода среды обеспечит ее функционирование как системы, способной к самоорганизации. В свою очередь, самоорганизующаяся структура спортивно-

оздоровительной среды будет основываться на уникальных потребностях и особенностях обучения будущих профессионалов в разнообразных областях;

- разработка спортивно-оздоровительной среды должна включать в себя процесс акцентирования на значимости улучшения системы ценностных установок, направленных на здоровый образ жизни в обществе.

Заключение

С точки зрения пространственно-окружающего аспекта можно утверждать, что спортивно-оздоровительная среда представляет собой комплекс взаимодействующих условий, влияющих на развитие индивидуальности.

В процессе взаимодействия создаются условия, способствующие занятиям спортом и охране здоровья благодаря непрерывной взаимосвязи между участниками. Среда динамично адаптируется и отзывается на взаимодействия преподавателя, студента и окружающего мира. Этот подход дает возможность видеть взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами в сфере физической культуры и здоровья как осознанный процесс, направленный на развитие личности студента [5, с. 91-92].

Спортивно-оздоровительная среда является широкой сферой, пронизанной ценностями человечества и обилием образовательных возможностей. В такой атмосфере культивируется желание к самостоятельному поиску знаний и методов самореализации. Подобная среда стимулирует к деловому общению среди студентов, что, в свою очередь, способствует развитию интеллектуальных способностей, воспитанию психологической стойкости, стрессоустойчивости, формированию мотивации и желания к обучению, а также творческому вкладу каждого индивида [6, с 89].

Литература

1. Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета // Наука и спорт: современные тенденции. 2022. Т. 10. № 2. С. 101-108.

2. Калимуллина О.А. Формирование ценности здоровья в образовательном процессе современного вуза // В сборнике: Здоровье как социокультурный феномен. Материалы 1-ой электронной Международной научной конференции. 2011. С. 324-327.

3. Калимуллина О.А., Амплеева В.В., Зизикова С.И. Творческая самореализация личности современных студентов в условиях трансформации ценностно-смысловых установок молодёжи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4. С. 124-127.

4. Калимуллина О.А., Тимошина И.Н., Иванова А.В. Культурно-образовательное пространство современного вуза как фактор формирования педагогической системы духовно-нравственного развития молодежи: монография. Ульяновск: Ульяновский гос. педагогический ун-т им. И.Н. Ульянова, 2022. 160 с.

5. Калманович В.Л. Теоретические аспекты гуманизации и духовности физической культуры студентов вузов в образовательной деятельности В сборнике: социально-культурная деятельность: векторы исследова-

тельских и практических перспектив. материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань, 2020. С. 89-94.

6. Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р., Архипов Е.Ю. Взаимосвязь стрессоустойчивости курсантов с их физической подготовленностью в образовательной деятельности // В сборнике: Научные исследования в сфере физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 95-летию Тиграна Тиграновича Джамгарова (1921-1980). Под редакцией А.Г. Щурова, О.Г. Румба, А.А. Горелова. 2017. С. 87-91.

7. Хайруллин Р.Р., Калманович В.Л., Болотников А.А., Мугаттарова Э.Р. Влияние физической культуры на здоровый образ жизни учащейся молодежи // В сборнике: Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Материалы VII международной научно-практической конференции. Под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина. 2017. С. 7.

References

1. Bikmuhametov R.K., Kalmanovich V.L., Bitsheva I.G., Rol' kafedry fizicheskogo vospitanija v formirovanii obrazovatel'nogo fizkul'turno-ozdorovitel'nogo prostranstva universiteta // Nauka i sport: sovremennye tendencii. 2022. T. 10. № 2. S. 101-108.

2. Kalimullina O.A. Formirovanie cennosti zdorov'ja v obrazovatel'nom processe sovremennogo vuza // V sbornike: Zdorov'e kak sociokul'turnyj fenomen. Materialy 1-oj jelektronnoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2011. S. 324-327.

3. Kalimullina O.A., Ampleeva V.V., Zizikova S.I. Tvorcheskaja samorealizacija lichnosti sovremennyh studentov v uslovijah transformacii cennostno-smyslovyh ustanovok molodjozhi // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019. № 4. S. 124-127.

4. Kalimullina O.A., Timoshina I.N., Ivanova A.V. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo sovremennogo vuza kak faktor formirovanija pedagogicheskoj sistemy duhovno-nravstvennogo razvitija molodezhi: monografija. Ul'janovsk: Ul'janovskij gos. pedagogicheskij un-t im. I.N. Ul'janova, 2022. 160 s.

5. Kalmanovich V.L. Teoreticheskie aspekty gumanizacii i duhovnosti fizicheskoj kul'tury studentov vuzov v obrazovatel'noj dejatel'nosti V sbornike: social'no-kul'turnaja dejatel'nost': vektory issledovatel'skih i prakticheskih perspektiv. materialy Mezhdunarodnoj jelektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan', 2020. S. 89-94.

6. Kalmanovich V.L., Hajrullin R.R., Arhipov E.Ju. Vzaimosvjaz' stressoustojchivosti kursantov s ih fizicheskoj podgotovlennost'ju v obrazovatel'noj dejatel'nosti //V sbornike: Nauchnye issledovanija v sfere fizicheskoj podgotovki i sporta v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: opyt i perspektivy. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhjonnoj 95-letiju Tigrana Tigranovicha Dzhamgarova (1921-1980). Pod redakciej A.G. Shhurova, O.G. Rumba, A.A. Gorelova. 2017. S. 87-91.

7. Hajrullin R.R., Kalmanovich V.L., Bolotnikov A.A., Mugattarova Je.R. Vlijanie fizicheskoj kul'tury na zdorovyj obraz zhizni uchashhejsja molodezhi // V sbornike: Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. G. L. Drandrova, A. I. P'janzina. 2017. S. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.