Научная статья на тему 'РОЛЬ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА'

РОЛЬ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г.

Цель. Разработать и структурировать модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта образовательной организации. Определить основные направления деятельности коллектива кафедры с целью формирования и усовершенствования физкультурно-оздоровительного пространства университета. Методы и организация исследования. Нами применялись эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, устанавливающих документов, руководящих приказов и документов; тестирование, анкетирование, статистические методы. Был проведен социологический опрос и выявлены основные пожелания студентов в реализации их потребностей в искусственной двигательной активности, здоровом образе жизни и коммуникативных связях. Разработана модель физкультурно-оздоровительного пространства университета, способствующего повышению уровня здоровья студентов и, как следствие, повышению качества их жизни. Результаты исследования и их обсуждение. Данная модель успешно внедрена и функционирует в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Объективные показатели деятельности кафедры физического воспитания и спорта КГАСУ, их мы подробно опубликуем в следующей статье, доказывают успешность результатов, достигнутых посредством реализации нашей модели деятельности кафедры. Работа коллектива кафедры по четырем сформулированным нами направлениям деятельности с высокой результативностью позволяет вести спортивную работу как со студентами массовых спортивных разрядов, так и со студентами-спортсменами высокой квалификации. Заключение. Реализация нашей модели функционирования кафедры физического воспитания и спорта полностью соответствует должностным обязанностям, регламентированным индивидуальным планом работы научно-педагогических работников университета. Построение многовекторной работы (учебно-методической, научно-исследовательской, спортивной и оздоровительно-воспитательной), представленной нами в структурной схеме функционирования кафедры физического воспитания и спорта, позволит сформировать образовательное физкультурно-оздоровительное пространство университета, в котором, в свою очередь, будут активно формироваться студенческие молодежные сообщества единомышленников в науке, творчестве, здоровом образе жизни, спорте, патриотичном отношении к обществу и Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикмухаметов Р.К., Калманович В.Л., Битшева И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATIONIN THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL PHYSICAL CULTURE AND RECREATION SPACE OF THE UNIVERSITY

The purpose is to develop and structure a model of functioning of the Department of Physical Education and Sports of an educational organization, to determine the main activities of the department staff in order to form and improve the physical culture and recreation space of the university. Methods and organization of the research. We used such empirical methods as: analysis of scientific and methodological literature, executive orders and documents; testing, questionnaires, statistical methods. A sociological survey was conducted. It identified the main wishes of students in realization of their needs for artificial motor activity, a healthy lifestyle and communication. A model of the university's physical culture and recreation space has been developed, which contributes to improving the level of health of students, and as a result, improving their quality of life. Research results and their discussion. This model has been successfully implemented and is functioning at the Kazan State University of Architecture and Engineering (KGASU). Objective performance indicators of the Department of Physical Education and Sports of KGASU, which we will publish in detail in the next article, prove the success of the results achieved through implementation of our model of the department's activities. The work of the department's staff in the four areas of activity formulated with high efficiency allows us to conduct sports work both with students of mass sports categories and with highly qualified student-athletes. Conclusion. The implementation of our model of functioning of the Department of Physical Education and Sports fully corresponds to the official duties regulated by the individual work plan of the scientific and pedagogical staff of the university. The construction of multi-vector work (educational, methodological, research, sports and health-educational), presented in the structural scheme of the functioning of the Department of Physical Education and Sports, will allow us to create an educational physical culture and recreation space of the university, in which student youth communities will be actively formed for various interests: science, creativity, healthy lifestyle, sports, patriotic attitude to society and the motherland.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 796.035 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108

РОЛЬ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА

Р.К. Бикмухаметов1, В.Л. Калманович2, И.Г. Битшева3

1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия

2Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия 3Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия

Аннотация

Цель. Разработать и структурировать модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта образовательной организации. Определить основные направления деятельности коллектива кафедры с целью формирования и усовершенствования физкультурно-оздоровительного пространства университета.

Методы и организация исследования. Нами применялись эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, устанавливающих документов, руководящих приказов и документов; тестирование, анкетирование, статистические методы. Был проведен социологический опрос и выявлены основные пожелания студентов в реализации их потребностей в искусственной двигательной активности, здоровом образе жизни и коммуникативных связях. Разработана модель физкультурно-оздоровительного пространства университета, способствующего повышению уровня здоровья студентов и, как следствие, повышению качества их жизни.

Результаты исследования и их обсуждение. Данная модель успешно внедрена и функционирует в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Объективные показатели деятельности кафедры физического воспитания и спорта КГАСУ, их мы подробно опубликуем в следующей статье, доказывают успешность результатов, достигнутых посредством реализации нашей модели деятельности кафедры. Работа коллектива кафедры по четырем сформулированным нами направлениям деятельности с высокой результативностью позволяет вести спортивную работу как со студентами массовых спортивных разрядов, так и со студентами-спортсменами высокой квалификации.

Заключение. Реализация нашей модели функционирования кафедры физического воспитания и спорта полностью соответствует должностным обязанностям, регламентированным индивидуальным планом работы научно-педагогических работников университета. Построение многовекторной работы (учебно-методической, научно-исследовательской, спортивной и оздоровительно-воспитательной), представленной нами в структурной схеме функционирования кафедры физического воспитания и спорта, позволит сформировать образовательное физкультурно-оздоровительное пространство университета, в котором, в свою очередь, будут активно формироваться студенческие молодежные сообщества единомышленников в науке, творчестве, здоровом образе жизни, спорте, патриотичном отношении к обществу и Родине.

Ключевые слова: образовательное пространство, физкультурно-оздоровительное пространство, кафедра физического воспитания.

THE ROLE OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION

IN THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL PHYSICAL CULTURE

AND RECREATION SPACE OF THE UNIVERSITY

R.K. Bikmukhametov1, e-mail: rkb6045@mail.ru, ORCID 0000-0001-5916-4622.

V.L. Kalmanovich2, e-mail: volek71@yandex.ru, ORCID 0000-0001-7637-4496

I.G. Bitsheva3, e-mail: ibitsheva@yandex.ru, ORCID 0000-0002-7111-3219

'Volga region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia

2Kazan State university of Architecture and Engineering, Kazan, Russia

3Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia

Abstract

The purpose is to develop and structure a model of functioning of the Department of Physical Education and Sports of an educational organization, to determine the main activities of the department staff in order to form and improve the physical culture and recreation space of the university. Methods and organization of the research. We used such empirical methods as: analysis of scientific and methodological literature, executive orders and documents; testing, questionnaires, statistical methods. A sociological survey was conducted. It identified the main wishes of students in realization of their needs for artificial motor activity, a healthy lifestyle and communication. A model of the university's physical culture and recreation space has been developed, which contributes to improving the level of health of students, and as a result, improving their quality of life. Research results and their discussion. This model has been successfully implemented and is functioning at the Kazan State University of Architecture and Engineering (KGASU). Objective performance indicators of the Department of Physical Education and Sports of KGASU, which we will publish in detail in the next article, prove the success of the results achieved through implementation of our model of the department's activities. The work of the department's staff in the four areas of activity formulated with high efficiency allows us to conduct sports work both with students of mass sports categories and with highly qualified student-athletes. Conclusion. The implementation of our model of functioning of the Department of Physical Education and Sports fully corresponds to the official duties regulated by the individual work plan of the scientific and pedagogical staff of the university. The construction of multi-vector work (educational, methodological, research, sports and health-educational), presented in the structural scheme of the functioning of the Department of Physical Education and Sports, will allow us to create an educational physical culture and recreation space of the university, in which student youth communities will be actively formed for various interests: science, creativity, healthy lifestyle, sports, patriotic attitude to society and the motherland.

Keywords: educational space; physical culture and recreation space; department of physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Современный социум представляет собой многоаспектную и поливариантную систему, в которую включены различные эмерджентные системы, позволяющие отслеживать и выявлять основные векторы развития общества, его потребности, проблемы. Система высшего образования, не только российского, но и международного, переживает на сегодняшний момент определенные инновационные изменения, неизменно опирающиеся на традиции и классические взгляды в об-

разовании. Одной из таких систем является образовательное физкультурно-оздоровительное пространство. Опираясь на последние нормативные документы и государственные регламенты в области современного высшего образования, можно сделать вывод, что одной из базовых задач современной образовательной организации высшего образования (ООВО) является формирование граж-данско-патриотических основ, профессиональных векторов, а также развитие и укрепление профессионально-

прикладной физической подготовки выпускника вуза, формирование у него здоровьесберегающих и здоровьетвор-ческих компетенций [6, 7]. В условиях современных реалий, когда молодое поколение вынуждено большую часть времени проводить в закрытых помещениях учебных аудиторий, замкнутых пространствах, в общежитиях за компьютерами, перед гаджета-ми, все более актуальным становится вопрос формирования такого образовательного пространства, которое бы позволило привлечь молодых людей к занятиям спортом и искусственной двигательной активностью [5]. Ведь если молодой человек годами пребывает в состоянии гиподинамии, качество его жизни, соответственно, физическое развитие, состояние функциональных систем его организма, физическое здоровье и, как следствие, профессиональная деятельность могут дать серьезные сбои [3]. Насколько здоровым и физически активным будет молодое поколение, настолько в целом будет более развитым и качественно продвинутым все общество. Сегодня, когда обеспечение здоровья молодежи — одна из приоритетных задач государства, все ведомства, занимающиеся молодежной политикой, заняты вопросом усовершенствования образовательного физкультурно-оздоровительного пространства вуза, где современные молодые люди проводят большую часть своей жизни [14]. В связи с этим все образовательные организации России ставят перед собой задачу максимально усовершенствовать свое физкультурно-оздоровительное пространство, чтобы выполнять все поставленные государством цели и задачи по формированию и развитию физкультурной составляющей будущего молодого специалиста [12].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели исследования нами были применены следующие эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, устанавливающих документов, руководящих приказов и документов, тестирование, анкетирование, статистические методы. Был проведен социологический опрос и выявлены основные пожелания студентов в реализации их потребностей в искусственной двигательной активности, здоровом образе жизни и в творческом общении. Понятие «образовательное физкультурно-оздоровительное пространство» рассматривается нами как динамический процесс возникновения связей субъектов пространства. Эти связи во многом формируют общественное сознание и сознание личности, которое, в свою очередь, способствует построению качественных взаимоотношений между субъектами пространства. Эффективность взаимоотношений между физическими объектами формирует физическое пространство между субъектами и объектами образования — образовательное, между личностью и физической культурой — физкультурно-оздоровительное пространство. В структуру создания образовательного физкультурно-оздоровительного пространства должен бытьположен личностно-ориентированный, деятельностный подход. Такой подход формирует некое поле контактирования между различными объектами и субъектами физкультурно-оздоровительного пространства во всем их разнообразии, такое поле способствует самораскрытию личности и формированию у нее индивидуального стиля взаимодействия со средой. Центральное место в образовательном физкультурно-оздоровительном пространстве современного вуза занимает образовательное поле. Соответственно,

-п "О

11

= 3

п "О

ф

8. "В

if О I

а * }

ю s

о "8

-h о if а з- ш

ф х * 1

-s s

в| ш

Д -в-

з ® ф -а

3 г S.1

"О W

si

in s

ТЗ о

о э

о 3

1= ф = -о

i 5

Кафедра ФВиС

Образовательное физкультурно-оздоровительное пространство университета

Учебно-методическая работа Научно-исследовательская работа Спортивная работа ---п*- Оздоровительно-воспитательная работа

1 1 --------

Создание инклюзивной авторской рабочей программы

Повышение кадрового научного потенциала

Создание учебно-методического комплекса

Реализация освоения учебной программы на высоком методическом уровне

Создание и проведение дополнительных, альтернативных, углубленных

учебных программ для

студентов разного уровня сформированное™ физической культуры

Повышение публикационной активности Scopus, Veb of Science, ВАК,

РИНЦ +

Ведение научной работы на кафедре под руководством профессоров и доцентов с привлечением преподавателей

Организация и проведение регулярного учебно-тренировочного

процесса со студенческими спортивными

командами +

Участие в спартакиаде ООВО РТ и соревнованиях РССС

Организация и проведение регулярного тренировочног о процесса с командами

сотрудников ' +

Участие в спартакиаде

НПР и сотрудников ООВО РТ «Здоровье»

Организация и проведение ежегодной, регулярной спартакиады студентов

Организация и проведение ежегодной, регулярной спартакиады НПР и сотрудников

Организация оздоровительных секций студентов и сотрудников

Организация участия студентов и сотрудников в соревнованиях спартакиад университета

Защита диссертаций аспирантами

Создание индивидуальной образовательной траектории для студентов-спортсменов высокой квалификации

Организация выполнения норм ВСК «ГТО»

Организация и проведение массовых имиджевых и торжественных мероприятий

в X LU X л m П 7ч

О

CD О п

процесс повышения образованности в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности должен быть наполнен не только методами и технологиями физического развития личности, но и возможностью приобретения обучающимися теоретических знаний, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурно-оздоровительной деятельности, формированию отношения к физической культуре как личност-но осмысленной ценности. Нами была разработана модель физкультурно-оздоровительного пространства университета, способствующего повышению уровня здоровья студентов и, как следствие, повышению качества их жизни. Главную роль по успешному осуществлению намеченных целей, по нашему мнению, играет коллектив кафедры физического воспитания и спорта. Организация такой многоплановой, многовекторной воспитательной работы требует от специалистов кафедры высокого уровня профессиональных компетенций [13]. Помимо индивидуального профессионализма, необходимо реализовывать функциональную модель деятельности кафедры ФВиС. В ходе нашей научной работы мы разработали и апробировали инновационную модель функционирования кафедры физического воспитания и спорта в непрофильной ООВО. На рисунке представлена структура функционирования кафедры с четырьмя принципиально направленными векторами деятельности, наиболее эффективно формирующими образовательное физкультурно-оздоровительное пространство в образовательной организации высшего образования. Первый вектор: учебно-методическая работа — определяется созданием инклюзивной авторской рабочей про-

граммы и обеспечением ее учебно-методическим комплексом. Требуется — профессиональная переподготовка и регулярное повышение профессиональных, специальных компетенций коллектива научно-педагогических работников кафедры для реализации инновационной инклюзивной рабочей программы на высоком учебно-методическом уровне. Необходимо — создание и проведение дополнительных, альтернативных, углубленных учебных программ для студентов разного уровня сформированности физической культуры [11]. Второй вектор: научно-исследовательская работа — определяется ведением научной работы на кафедре под руководством профессоров и доцентов с привлечением преподавателей. Требуется — повышение кадрового научного потенциала, выполнение и защита диссертационных работ на кафедре. Необходимо — ведение прикладных исследовательских работ для модернизации образовательной, тренировочной и организационной деятельности кафедры. Как следствие, неизбежно повышение публикационной активности в научных системах: Scopus, Veb of Science, ВАК, РИНЦ. Третий вектор: спортивная работа — определяется организацией и проведением регулярного учебно-тренировочного процесса со студенческими спортивными командами, что включает в себя ежегодный календарь соревнований по видам спорта. Для преемственности поколений и создания дружеской атмосферы в ООВО целесообразно объединять в тренировочном и соревновательном процессе студенческую молодежь и научно-педагогических работников и сотрудников образовательной организации [4]. Требуется — регулярное повышение профессиональной подготовленности

тренерского состава для освоения инновационных средств и методов подготовки спортсменов и проведения учебно-тренировочного процесса на высоком учебно-методическом уровне. Необходимо — создание индивидуальной образовательной траектории для студентов-спортсменов высокой квалификации [1, 2]. Четвертый вектор: оздоровительно-воспитательная работа — определяется организацией и проведением ежегодных, регулярных спартакиад студентов, научно-педагогических работников и сотрудников ООВО, спортивно-культурных массовых мероприятий, фестивалей и т.д.; организацией участия во всероссийских и региональных спортивно-массовых мероприятиях. Требуется — организация и проведение массовых имиджевых и торжественных мероприятий, направленных на вовлечение студентов и научно-педагогических работников в соревнования спартакиад ООВО, в выполнение норм ВСК «ГТО». Необходимо — организация функционирования оздоровительных секций студентов и сотрудников ООВО. Наша модель формирования образовательного физкультурно-оздоровительного пространства содержит в себе множество компонентов, которые и образуют само пространство. Таким образом, пространство становится очерченным и ограниченным, что позволяет легко им управлять и совершенствовать процесс развития личности в этом пространстве [15]. Образовательный ресурс в физкультурно-оздоровительном пространстве вуза призван выполнять следующие функции:

- функцию обучения, призванную наполнить обучающегося специальными знаниями в области всестороннего развития личности, в области теории и методики физической культуры;

- функцию воспитания, нацеленную на формирование осознанного отноше -

ния к личностному физическому развитию, формированию волевых качеств обучающегося;

- функцию управления, направленную на регулирование процессов осознания потребностей и мотивов своей деятельности [9, 10].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данная модель успешно внедрена и функционирует в Казанском государственном архитектурно-строительном университете. Объективные показатели деятельности кафедры физического воспитания и спорта КГАСУ (качественные и количественные оценки освоения учебной инклюзивной рабочей программы по физической культуре обучающимися; коэффициент публикационной активности НПР кафедры в системах Scopus, Veb of Science и ВАК; средний показатель индекса Хирша; коэффициент научной остепенённости; показатели выступления студентов и студенческих команд в соревнованиях различного уровня; показатели выступления сотрудников университета в соревнованиях различного уровня под руководством специалистов кафедры; качественные и количественные оценки организации оздоровительно-воспитательной работы в университете) доказывают успешность результатов, достигнутых посредством реализации нашей модели деятельности кафедры [8]. В процессе нашего эксперимента выявилась несостоятельность идеи функционирования самостоятельного студенческого спортивного клуба, так как компетенций студентов для организации его работы явно недостаточно, а приглашение посторонних специалистов, тренеров, не вовлеченных в образовательную физкультурно-оздоровительную среду университета, не является эффективным. Работа коллектива кафедры по четырем

сформулированным нами направлениям деятельности с высокой результативностью позволяет вести спортивную работу как со студентами массовых спортивных разрядов, так и со студентами-спортсменами высокой квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация нашей модели функционирования кафедры физического воспитания и спорта в университете полностью соответствует должностным обязанностям, регламентированным индивидуальным планом работы научно-педаго-

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бикмухаметов, Р. К. Механизмы привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом в Республике Татарстан / Р. К. Бикмухаметов, А. Р. Бикмуллина, О. Р. Бикмуллина, Н. Б. Сергеева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. -2020. - Вып. 10. - С. 3-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зотова, Ф. Р Студенческий спорт в регионе: состо-

яние, проблемы и перспективы / Ф. Р. Зотова, И. Ф. Файзуллин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015.-№ 1( Том 6). - С. 32-35

3. Никонова, В. Г. Проблемы гармонизации и интегра-

ции духовной и физической культуры студентов вузов в образовательной деятельности / В. Г. Никонова, P. P. Хайруллин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 83-86.

4. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / Ф. Р. Зотова, В. М. Афанасьева, Н. Х. Давле-това, Ф. А. Мавлиев //

Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 73-79.

5. Садыкова, С. В. Формирование активно положительного отношения к физической культуре у учащихся инновационных школ / С. В. Садыкова, Ф. Р. Зотова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 8. - С. 87-90

6. Файзуллин, И. Ф. Формирование у студентов вузов

физической культуры и спорта общекультурных компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях / Г. Л. Драндров, И. Ф. Файзуллин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 396.

7. Файзуллин, И. Ф. Формирование общекультурных

компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Ф. Файзуллин. -Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2017.

8. Mugattarova, Е. Problems of the of health-saving environment at the engineering university / Е. Mugattarova, А. Bolotnikov, R. Imangulov, R. Khairullin // E3S

гических работников. Построение работы в направлении четырех векторов, сформулированных нами в структурной схеме функционирования кафедры физического воспитания и спорта, позволит сформировать образовательное физкультурно-оздоровительное пространство образовательной организации, в котором, в свою очередь, будут активно формироваться студенческие молодежные сообщества единомышленников в науке, творчестве, здоровом образе жизни, спорте, патриотичном отношении к обществу и Родине.

Web of Conferences Volume 274. 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering. - 2021. - С. 9003.

9. Kartavtseva, А. The use of electronic courses in the imple-

mentation of educational programs "Physical education and sport", 'Applied physical education and sport" for students of the special educational department / A. Kartavtseva, S. Sadyrin, E. Dergach, N. Bryukhanova // Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences. - 2021. - № 14(2). - С. 180-192.

10. Nagovitsyn R. Modernization of regional continuing pedagogical education in the «school-college-institute» / R. Nagovitsyn, D. Bartosh, A. Ratsimor, N. Neverova // European Journal of Contemporary Education. - 2019. - № 8(1). - С. 144-156.

11. Kokun, O. Physical education and sports as a tool for formation of psychophysiological readiness to their professional work / O. Kokun, Y. Imas, A. Vovkohon, V. Potop, G. Korobeynikov, L. Korobeynikova, A. Gorash-chenco, A. Polevaya-Secaryanu // Journal of Physical Education and Sport - 2018. - № 18 (2). - С. 143.

12. Bailey, T. The influence of motivation and adaptation on students'subjective well-b eing, meaning in life and academic performance / T. H. Bailey, L. J. Phillips // Higher EducationResearch and Development. - 2016. - № 35(2). - С. 201-216.

13. Ewert, B. Promoting health in schools: Theoretical reflections on the settings approach versus nudge tactics / B. Ewert // Social Theory and Health. -2017. - № 15(4). - C. 430-447.

14. Kalimullina, O. Current trends in the construction of sports infrastructure facilities, taking into account the direction of development of the international olympic movement / O. Kalimullina, R. Garifullin, I. Sazgetdinov, I. Bitcheva // E3S Web of Conferences Volume 274 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering. - 2021. - С. 9004.

15. Yakimova, Е. Crowdsourcing as an approach to solving environmental problems by future construction engineers / E. Yakimova, P. Terehov, O. Salnikova, N. Ishmuhametova // Materials science and engineering. - 2020. - С. 012174.

REFERENCES:

1. Bikmukhametov, R. K. Mechanisms of attracting young

people to physical culture and sports in the Republic of Tatarstan / R. K. Bikmukhametov, A. R. Bikmullina, O. R. Bikmullina, N. B. Sergeeva // News of TulSU. Physical Culture. Sport. - 2020. Issue 10. - pp. 3-16.

2. Zotova, F. R. Student sports in the region: state, prob-

lems and prospects/ F. R. Zotova, I. F. Fayzullin // Science and sport: current trends. - 2015. - No.1 (Volume 6). - pp. 32-35

3. Nikonova, V. G. Problems of harmonization and inte-

gration of spiritual and physical culture of university students in educational activities / V. G. Nikonova, R. R. Khairullin // Theory and practice of physical culture. - 2008. - No. 6. - pp. 83-86.

4. The attitude of student-athletes to the integration of

the educational process and sports training / F. R. Zotova, V. M. Afanasyeva, N. H. Davletova, F. A. Mav-liev // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University.

- 2015. - № 10 (128). - Pp. 73-79.

5. Sadykova, S. V. Formation of an actively positive attitude to physical culture among students of innovative schools / S. V. Sadykova, F. R. Zotova // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No. 8. - pp. 87-90

6. Fayzullin, I. F. Formation of general cultural competencies among students of universities of physical culture and sports in the process of volunteering at major sporting events / G. L. Drandrov, I. F. Fayzullin // Modern problems of science and education.

- 2015. - No. 6. - p. 396.

7. Fayzullin, I. F. Formation of general cultural competen-

cies among students of universities of physical culture and sports in the process of volunteer activity at major sporting events: abstract dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / I. F. Fayzullin // Sib. State University of Physics. culture and sports. - Omsk. - 2017.

8. Mugattarova, E. Problems of the of health-saving environment at the engineering university / E. Mugattarova, A. Bolotnikov, R. Imangulov, R. Khairullin // E3S Web of Conferences Volume 274. 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical

Construction and Civil Engineering - 2021. - C. 9003.

9. Kartavtseva, A. The use of electronic courses in the imple-

mentation of educational programs "Physical education and sport", "Applied physical education and sport" for students of the special educational department / A. Kartavtseva, S. Sadyrin, E. Dergach, N. Bryukhanova // Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences. - 2021. - № 14(2). - C. 180-192.

10. Nagovitsyn, R. Modernization of regional continuing pedagogical education in the «school-college-institute» / R. Nagovitsyn, D. Bartosh, A. Ratsimor, N. Neverova // European Journal of Contemporary Education. - 2019. - № 8(1). - C. 144-156.

11. Kokun, O. Physical education and sports as a tool for formation of psychophysiological readiness to their professional work / O. Kokun, Y. Imas, A. Vovkohon, V. Potop, G. Korobeynikov, L. Korobeynikova, A. Gorash-chenco, A. Polevaya-Secaryanu // Journal of Physical Education and Sport. - 2018. - № 18 (2). - C. 143.

12. Bailey, T. The influence of motivation and adaptation on students'subjective well-b eing, meaning in life and academic performance / T. H. Bailey, L. J. Phillips // Higher EducationResearch and Development - 2016. - № 35(2). - C. 201-216.

13. Ewert, B. Promoting health in schools: Theoretical reflections on the settings approach

versus nudge tactics / B. Ewert // Social Theory and Health. - 2017. - № 15(4). - C. 430-447

14. Kalimullina, O. Current trends in the construction of sports infrastructure facilities, taking into account the direction of development of the international olympic movement / O. Kalimullina, R. Garifullin, I. Sazgetdinov, I. Bitcheva // E3S Web of Conferences Volume 274 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering. - 2021. - C. 9004.

15. Yakimova, E. Crowdsourcing as an approach to solving environmental problems by future construction engineers / E. Yakimova, P, Terehov, O. Salnikova, N. Ishmuhametova // Materials science and engineering. - 2020. - C. 012174.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Бикмухаметов Роберт Кабирович (Bikmukhametov Robert Kabirovich) - доктор педагогических наук, доцент; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, 35; e-mail: rkb6045@mail.ru; ORCID 0000-0001-5916-4622

Калманович Владимир Львович (Kalmanovich Vladimir Lvovich) - кандидат педагогических наук, доцент; Казанский государственный архитектурно-строительный университет; 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1; e-mail: volek71@yandex.ru; ORCID 0000-0001-7637-4496

Битшева Ирина Геннадьевна (Bitsheva Irina Gennadevna) - старший преподаватель; Казанский государственный институт культуры; 420059, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 3; e-mail: ibitsheva@yandex.ru; ORCID 0000-0002-7111-3219

Поступила в редакцию 15 апреля 2022 г. Принята к публикации 30 мая 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Бикмухаметов, Р.К. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета / Р.К. Бикмухаметов, В.Л. Калманович, И.Г. Битшева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 2. -С. 101-108. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108

FOR CITATION

Bikmukhametov R.K., Kalmanovich V.L., Bitsheva I.G. The role of the department of physical education in the formation of the educational physical culture and recreation space of the university, Science and sport: current trends, 2022, vol. 10, no.2, pp. 101-108 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-2-101-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.