Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / МНОГОВЕКТОРНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ / ПЛАНОМЕРНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калманович В. Л.

Цель. Проанализировать, оценить и обобщить положительный опыт работы кафедр физического воспитания и спорта в университетах Республики Татарстан. Методы и организация исследования. Нами были применены следующие эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, устанавливающих документов, руководящих приказов и документов, статистические методы. Был проведен анализ официальных сайтов университетов, Российского индекса научного цитирования (далее РИНЦ) и данных научной электронной библиотеки Elibrary. Результаты исследования. Проведен анализ эффективности деятельности кафедр физического воспитания и спорта крупнейших университетов Республики Татарстан по четырем основным векторам их деятельности: учебно-методической, научно-исследовательской, спортивной и оздоровительно-воспитательной работе. Выявлено, что в значительной части университетов учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» преподается по устаревшим программам, не отвечающим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и педагогическим принципам образовательного процесса, что снижает эффективность работы кафедр и отражается на результатах процесса физического воспитания студентов. Заключение. Эффективная работа кафедры физического воспитания и спорта возможна только при постоянном саморазвитии и самосовершенствовании коллектива по всем направлениям деятельности. Проблема стагнационных и деградирующих процессов на кафедрах, на наш взгляд, может быть обусловлена проблемами в подборе руководителя и научно-педагогического состава коллектива кафедр, отсутствием у профессорско-преподавательского состава систематического стремления к повышению профессиональной компетентности и другими причинами, которые требуют дальнейшего изучения и решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калманович В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE DEPARTMENTS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE UNIVERSITIES OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The research purpose is to analyze, evaluate and summarize the positive experience of the departments of physical education and sports at the universities of the Republic of Tatarstan. Methods and organization of the research. The following empirical methods were applied in the course of the study: statistical methods; analysis of scientific and methodological literature, establishing documents, executive orders and documents. The analysis of the official sites of universities, the Russian Science Citation Index (RSCI) and the data of the scientific electronic library “eLibrary” was carried out. The effectiveness of the departments of physical education and sports of the largest universities of Tatarstan was investigated and analyzed. The research results and their discussion. The analysis of the effectiveness of the departments of physical education and sports of the largest universities of the Republic of Tatarstan on four main vectors of their activities: educational, research, sports and health-improving work. It is revealed that in a significant part of universities the academic discipline "Physical Culture and Sport" is taught according to outdated programs that do not meet the requirements of the Federal State Educational Standard of the third generation and pedagogical principles of the educational process, which reduces the effectiveness of the departments and affects the results of the process of physical education of students. Conclusion. Effective work of the department of physical education and sports is possible only with constant self-development and self-improvement of the team in all areas of activity. The problem of stagnating and degrading processes in the departments, in our opinion, may be due to problems in the selection of the head and the scientific and pedagogical staff of the departments, the lack of a systematic desire to improve the professional competence of the teaching staff and other reasons that require further study and solution.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

УДК 378.172 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-151-158

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КАФЕДР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В УНИВЕРСИТЕТАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В.Л. Калманович

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

Аннотация

Цель. Проанализировать, оценить и обобщить положительный опыт работы кафедр физического воспитания и спорта в университетах Республики Татарстан.

Методы и организация исследования. Нами были применены следующие эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, устанавливающих документов, руководящих приказов и документов, статистические методы. Был проведен анализ официальных сайтов университетов, Российского индекса научного цитирования (далее РИНЦ) и данных научной электронной библиотеки Elibrary. Результаты исследования. Проведен анализ эффективности деятельности кафедр физического воспитания и спорта крупнейших университетов Республики Татарстан по четырем основным векторам их деятельности: учебно-методической, научно-исследовательской, спортивной и оздоровительно-воспитательной работе. Выявлено, что в значительной части университетов учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» преподается по устаревшим программам, не отвечающим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и педагогическим принципам образовательного процесса, что снижает эффективность работы кафедр и отражается на результатах процесса физического воспитания студентов.

Заключение. Эффективная работа кафедры физического воспитания и спорта возможна только при постоянном саморазвитии и самосовершенствовании коллектива по всем направлениям деятельности. Проблема стагнационных и деградирующих процессов на кафедрах, на наш взгляд, может быть обусловлена проблемами в подборе руководителя и научно-педагогического состава коллектива кафедр, отсутствием у профессорско-преподавательского состава систематического стремления к повышению профессиональной компетентности и другими причинами, которые требуют дальнейшего изучения и решения.

Ключевые слова: эффективное функционирование, многовекторность, системность, планомерность, компетентность.

THE EFFECTIVENESS OF THE DEPARTMENTS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN THE UNIVERSITIES OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN V.L. Kalmanovich, e-mail: volek71@yandex.ru; ORCID 0000-0001-7637-4496 Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russia

Abstract

The research purpose is to analyze, evaluate and summarize the positive experience of the departments of physical education and sports at the universities of the Republic of Tatarstan.

Methods and organization of the research. The following empirical methods were applied in the course of the study: statistical methods; analysis of scientific and methodological literature, establishing documents, executive orders and documents. The analysis of the official sites of universities, the Russian Science Citation Index (RSCI) and the data of the scientific electronic library "eLibrary" was carried out. The effectiveness of the departments of physical education and sports of the largest universities of Tatarstan was investigated and analyzed. The research results and their discussion. The analysis of the effectiveness of the departments of physical education and sports of the largest universities of the Republic of Tatarstan on four main vectors of their activities: educational, research, sports and health-improving work. It is revealed that in a significant part of universities

the academic discipline "Physical Culture and Sport" is taught according to outdated programs that do not meet the requirements of the Federal State Educational Standard of the third generation and pedagogical principles of the educational process, which reduces the effectiveness of the departments and affects the results of the process of physical education of students.

Conclusion. Effective work of the department of physical education and sports is possible only with constant self-development and self-improvement of the team in all areas of activity. The problem of stagnating and degrading processes in the departments, in our opinion, may be due to problems in the selection of the head and the scientific and pedagogical staff of the departments, the lack of a systematic desire to improve the professional competence of the teaching staff and other reasons that require further study and solution. Keywords: effective functioning; multi-vector; systematic; competence.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития молодежи не только в нашей стране, но и во всем мире обусловлен доступным и насыщенным информационным полем, разнообразием возможностей и путей реализации личности. Однако при множестве положительных тенденций в самореализации современная молодежная среда определяется размытыми представлениями о человеческих нравственных и моральных ценностях, дезорганизацией социальных норм и институтов, неопределенностью и нестабильностью условий и целей социума [5].

В связи с этим в педагогической науке актуализировался научный интерес к изучению вопросов, связанных с поиском ресурсов и технологий, направленных на здоровьесбережение личности, улучшением ее функционирования во всех сферах жизнедеятельности, повышением ее конкурентоспособности в социуме [15]. Эти социально значимые вопросы особенно актуальны для системы высшего образования, и это не случайно. Динамика модернизации российского общества предъявляет новые, более жесткие требования к будущему специалисту, который после окончания образовательной организации высшего образования (ООВО) будет вступать в новые и непривычные для себя условия ответственной профессиональной деятельности, которая потребует определенного напряжения физических и психических возможностей [8, 9].

Во многих законодательных документах, связанных с вопросами сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни и воспитания молодежи («Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»; «Закон об образовании в

Российской Федерации» 2013 г. и др.), подчеркивается значимость активизации физического воспитания обучающихся, в частности:

- обновление методик проведения занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях высшего образования;

- обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета (дисциплины) «Физическая культура» в системе высшего образования;

- организация внеурочной деятельности физ-культурно-спортивной направленности в образовательных организациях высшего образования, направленной на увеличение сети студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых студенческими спортивными лигами;

- включение критериев оценки физкультурно-спортивной работы образовательных организаций высшего образования в перечень общих критериев оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. Таким образом, система высшего образования, несомненно, несет свою долю ответственности за укрепление здоровья обучающихся. В системе высшего образования в этом направлении архиважную роль играет кафедра физического воспитания и спорта (далее ФВиС). Это определяет актуализацию нашей работы по определению и анализу проблем эффективности работы кафедр ФВиС в университетах Республики Татарстан [2]. В этом направлении мы опубликовали ряд работ с итогами исследований деятельности кафедр ФВиС в ООВО города Казани. Нами были определены четыре основных вектора деятельности кафедр: учебно-методическая работа, которая заключается в реализации инклюзивной авторской рабочей программы и обеспечении ее

учебно-методическим комплексом; научно-исследо-вательскаяработа, которая определяется ведением научной работы на кафедре под руководством профессоров и доцентов с привлечением преподавателей и ассистентов; спортивная работа, которая обусловлена организацией и проведением регулярного учебно-тренировочного процесса со студенческими спортивными командами и участием их в соревнованиях различного уровня, и главным образом в ежегодных Спартакиадах ООВО РТ; оздоровительно-воспитательная работа, которая реализуется через организацию и проведение ежегодных спартакиад студентов и научно-педагогических работников и сотрудников ООВО, спортивно-культурных массовых мероприятий, фестивалей, конкурсов и флешмо-бов; участие во Всероссийских и региональных спортивно-массовых, патриотических, имиджевых мероприятиях [17].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели исследования нами применялись следующие эмпирические методы: анализ научно-методической литературы, устанавливающих документов, руководящих приказов и документов, статистические методы. Был проведен анализ официальных сайтов ООВО, Российского индекса научной цитируемости (далее РИНЦ) и данных научной электронной библиотеки ЕНЬгагу.

Нами была исследована и проанализирована эффективность деятельности кафедр физического воспитания и спорта шести крупнейших университетов Татарстана: Казанского федерального университета (КФУ), Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ КХТИ), Казанского национального исследовательского технического университета (КНИТУ КАИ), Казанского медицинского университета (КГМУ), Казанского архитектурно-строительного университета (КГАСУ) и Казанского энергетического университета (КГЭУ). По первому направлению деятельности кафедр (учебно-методическаяработа) мы анализировали рабочие программы дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту», а также провели беседы с преподавателями кафедр. В соответствии с тре-

бованиями современного Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3++) программы изучения этих дисциплин должны разрабатываться для открытой аудитории, быть максимально доступными и социализированными, т. е. быть инклюзивными. Мы позволим себе сделать заключение, что формы, средства и методы проведения занятий во всех университетах используются разнообразные, но организация образовательного процесса неэффективна [1]. Инклюзивная, современная, доступная и соответствующая всем принципам образовательного процесса программа разработана не во всех университетах. Реализуемая коллективом кафедры ФВиС КГАСУ авторская программа изучения физической культуры позволяет обучаться вместе студентам с отклонениями в здоровье, подготовительной и специальной медицинской группы, с инвалидностью и абсолютно здоровым. Такая программа очень эффективна и позволяет уйти от контроля посещаемости занятий и контроля медицинских справок по ограничению физических нагрузок [7]. Программа, разработанная на кафедре КГАСУ, соответствует всем принципам образовательного процесса:

1) изучения нового материала;

2) обучения от простого к сложному;

3) обучения в каждом семестре на основе ранее изученного материала;

4) доступности изучаемого материала;

5) сознательности обучающихся;

6) активности обучающихся;

7) самообразования обучающихся [11, 12]. По второму направлению деятельности кафедр (научно-исследовательская работа) нами проведен анализ официальных сайтов ООВО, РИНЦ и данных научной электронной библиотеки Elibrary за 2021 год. Был просчитан научный потенциал кафедр ФВиС в процентном соотношении остепененных научно-педагогических работников; абсолютное и относительное количество научных публикаций в материалах конференций, изданиях ВАК, Scopus и Web of Science; абсолютный и относительный показатель индекса Хирша (индекс научного цитирования); абсолютное и относительное количество научных цитирований. Данные по этим показателям представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Активность научной работы кафедр ФВиС университетов г. Казани в 2021 году

Table 1 - The scientific work of the departments of physical education and sports of Kazan universities in 2021

ООВО Educational organization of higher education Кол-во НПР Number of research papers Научный потенциал Scientific potential Публикационная активность Publication activity

Научные конференции Scientific conferences Издания ВАК Periodicals of the Highest Attestation Committee Издания Scopus, WoS Индекс Хирша Hirsch index Кол-во Цитирований Number of citations

абсол. относ. абсол. относ. абсол. относ. абсол. относ. абсол. относ. абсол. относ.

КГАСУ 14 7 50,0% 47 3,4 29 2,1 8 0,6 51 3,7 211 15,1

КГЭУ 18 7 38,8% 105 5,8 21 1,2 1 0,05 32 1,8 314 17,4

КГМУ 13 3 23,1% 21 1,6 5 0,4 0 0 18 1,4 35 2,7

КНИТУКХТИ 42 9 21,4% 22 0,5 9 0,2 2 0.05 32 0,8 113 2,7

КНИТУ КАИ 29 9 31,1% 12 0,4 5 0,2 0 0 19 0,7 26 0,9

КФУ 98 11 11,2% 23 0,2 15 0,15 2 0,02 76 0,8 343 3,5

Таблица 2 - Результаты участия университетов в Спартакиадах ООВО РТ

Table 2 - Results of participation of universities in the Sports Contests of the Republic of Tatarstan

ООВО Educational organization of higher education 2017-18 гг. 2018-19 гг. 2019-20 гг. 2020-21 гг. 2021-22 гг.

КФУ 1 место 2 место 2 место 1 место 1 место

КГАСУ 2 место 1 место 1 место 2 место 2 место

КГЭУ 3 место 3 место 3 место 3 место 3 место

КНИТУ КАИ 4 место 4 место 4 место 4 место 4 место

КНИТУ КХТИ 5 место 5 место 5 место 5 место 5 место

КГМУ 6 место 6 место 6 место 6 место 6 место

По третьему направлению деятельности кафедр (спортивная работа) нами проведен анализ результатов ежегодных Спартакиад ООВО РТ, проводимых Физкультурно-спортивным обществом «Буревестник». Данные Спартакиады проводятся регулярно в течение всего учебного года (с сентября по май) по 30 видам спорта и являются ярким и объективным показателем работы кафедр ФВиС в области спорта высших достижений [3]. Для достоверно-

сти результатов нами были учтены результаты Спартакиад за последние пять лет. Показатели выступления в Спартакиадах ООВО РТ обобщены в таблице 2.

По четвертому направлению деятельности кафедр (оздоровительно-воспитательная работа) нами исследована работа кафедр внутри своих университетов со студенческой молодежью, научно-педагогическими работниками и сотрудниками. Проанализированы: организация студентов для

Таблица 3 - Оздоровительно-воспитательная работа в университетах РТ

Table 3 - Health and educational work at the universities of the Republic of Tatarstan

ООВО Educational organization of higher education Участие во всероссийских массовых спортивных мероприятиях Participation in All-Russian mass sports events Проведение ежегодной спартакиады студентов Conducting an annual student sports contest Проведение ежегодной спартакиады сотрудников Conducting an annual sports contest for employees Награждение переходящими кубками с ежегодной маркировкой Awarding cups with annual marking

КГАСУ + + + +

КФУ + + +

КНИТУ КАИ + +

КГЭУ +

КНИТУКХТИ +

КГМУ +

участия в спортивно-массовых соревнованиях (Кросс Наций, Лыжня России, Российский Азимут и т.п.); участие в конкурсах и флеш-мобах («Олимпийская сессия», «Мы вместе» и т.п.); организация студентов для участия в фестивалях и массовых спортивно-оздоровительных акциях (Фестивали ГТО, «10000 шагов» и т.п.), регулярных ежегодных спартакиадах среди студентов и сотрудников [16]. Данные были взяты на официальных сайтах университетов, из протоколов проводящих организаций Министерства спорта РТ. Активное участие университетских команд во Всероссийских спортивно-массовых конкурсах, акциях, соревнованиях и флешмобах не вызывает сомнений [6]. А вот ежегодная регулярная Спартакиада студентов ООВО, проводимая в течение всего учебного года, реализуется только в КФУ, КГАСУ и КНИТУ КАИ. В КГЭУ, КНИТУ КХТИ и КГМУ спортивные соревнования проводятся по отдельным видам спорта, эпизодически или в виде Фестиваля за один или несколько дней, что говорит о формальном проведении, не имеющем должной эффективности. Об отсутствии системности и планомерности в оздоровительно-воспитательной работе кафедр ФВиС говорит и тот факт, что ни в одном университете, кроме КГАСУ, нет нумерации спартакиад и переходящего кубка с гравировкой чемпионов по итогам ежегодных регулярных спартакиад. Регулярная Спартакиада сотрудников университета проводится

только в КФУ и КГАСУ, причем студенты активно вовлечены в организацию, проведение и судейство соревнований преподавателей. Наглядно реализация оздоровительно-воспитательной работы в университетах РТ представлена в таблице 3.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящей статье представлены результаты анализа эффективности работы кафедр ФВиС в университетах Республики Татарстан по четырем основным направлениям деятельности: учебно-методическому; научно-исследовательскому; спортивному и оздоровительно-воспитательному.

По учебно-методическому направлению видно, что деятельность кафедр ООВО РТ вызывает множество вопросов в отношении организации учебного процесса. Во многих университетах не разработаны рабочие программы по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». До сих пор предмет преподается по устаревшим программам, не отвечающим всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и педагогическим принципам образовательного процесса [14]. Из таблицы 1 видно, что научно-исследовательская работа отлично поставлена на кафедре ФВиС КГАСУ; невысокий научный

потенциал коллективов кафедр остальных университетов не позволяет им вести полноценную, активную научную деятельность и, как следствие, демонстрировать высокую публикационную активность.

Спортивное направление деятельности кафедр эффективно реализуется в КФУ и КГАСУ, что наглядно видно из таблицы 2. Такие многолетние результаты свидетельствуют о том, что никакой спортивный клуб в университете не может эффективно функционировать самостоятельно, в отрыве от кафедры ФВиС. В результате нашего исследования установлено, что в КГАСУ наиболее эффективно организована и регулярно реализуется оздоровительно-воспитательная работа со студентами и сотрудниками, о чем свидетельствует размещенная на официальном сайте архитектурно-строительного университета информация о проведении торжественного вечера «Спортивная слава КГА-СУ», посвященного Всемирному дню студенческого спорта, на котором ежегодно вручаются переходящие кубки Победителя Спартакиады студентов КГАСУ (на данный момент 62-й) и Победителя Спартакиады сотрудников КГАСУ (на данный момент 12-й) [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность функционирования кафедр физического воспитания и спорта университетов обусловлена системной, планомерной, многовекторной работой коллектива кафедры, возглавляемого заведующим. Четыре основных направления деятельности кафедры, проанализированные нами, полностью соот-

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикмухаметов, Р. К. Механизмы привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом в Республике Татарстан / Р. К. Бикмухаметов, А. Р. Бик-муллина, О. Р. Бикмуллина, Н. Б. Сергеева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2020. Вып. 10. - С. 3-16.

2. Бикмухаметов, Р. К. Роль кафедры физического воспитания в формировании образовательного физкультурно-оздоровительного пространства университета / Р. К. Бикмухаметов, И. Г. Битшева, В. Л. Калманович // Наука и спорт: современные тенденции. - Казань : ПГУФКСиТ, 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 101-108.

3. Зотова, Ф. Р. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы / Ф. Р. Зотова, И. Ф.

ветствуют должностным обязанностям, регламентированным индивидуальным планом работы научно-педагогических работников [13]. Эффективная учебно-методическая работа в современном университете невозможна без создания инклюзивной образовательной программы. Для эффективной научно-исследовательской деятельности необходимо создавать научные группы на кафедрах, возглавляемые профессорами и доцентами, в которых и у преподавателей, и у ассистентов будет свой объем работы в экспериментальной части, обеспечивающий им публикационную плодотворность. Успешную спортивную работу в образовательной организации смогут организовать только дипломированные специалисты в области спорта, то есть научно-педагогические работники кафедры, возглавляемые заведующим кафедрой.

Оздоровительно-воспитательная работа с молодежью в ООВО невозможна без регулярного, планомерного, систематического подхода. Активная, плодотворная работа кафедры ФВиС возможна только при постоянном саморазвитии и самосовершенствовании коллектива по всем направлениям деятельности. Проблема стагнационных и деградирующих процессов на кафедрах, на наш взгляд, может быть обусловлена проблемами в подборе руководителя и научно-педагогического состава коллектива кафедр, отсутствием у профессорско-преподавательского состава систематического стремления к повышению профессиональной компетентности и другими причинами, требующими дальнейшего изучения и решения.

Файзуллин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015.- № 1( Том 6). - С. 32-35.

4. Калманович, В. Л. Компетентность^ подход к анализу кадрового обеспечения сложившейся системы физического воспитания в Республике Татарстан / В. Л. Калманович // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - № 2 - С. 77-81.

5. Никонова, В. Г. Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры студентов вузов в образовательной деятельности / В. Г. Никонова, Р. Р. Хайруллин // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 83-86.

6. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / Ф. Р. Зотова, В. М. Афанасьева, Н. Х. Давле-

това, Ф. А. Мавлиев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 10 (128). - С. 73-79.

7. Садыкова, С. В. Формирование активно положительного отношения к физической культуре у учащихся инновационных школ / С. В. Садыкова, Ф. Р. Зотова // Теория и практика физической культуры. - 2009.

- № 8. - С. 87-90.

8. Файзуллин, И. Ф. Формирование у студентов вузов физической культуры и спорта общекультурных компетенций в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях / Г. Л. Драндров, И. Ф. Файзуллин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 396.

9. Файзуллин, И. Ф. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов физической культуры и спорта в процессе волонтерской деятельности на крупных спортивных мероприятиях : автореф. дис. ... канд. пед.наук / И. Ф. Файзуллин. - Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск, 2017. - 24 с.

10. Mugattarova Е. Problems of the of health-saving environment at the engineering university / Е. Mugattarova, А. Bolotnikov, R. Imangulov, R. Khairullin // E3S Web of Conferences Volume 274. 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering - 2021. - С. 9003.

11. Kartavtseva А. The use of electronic courses in the implementation of educational programs "Physical education and sport", "Applied physical education and sport" for students of the special educational department / A. Kartavtseva, S. Sadyrin, E. Dergach, N. Bry-ukhanova // Journal of Siberian Federal University -Humanities and Social Sciences. - 2021. - № 14(2).

- С. 180-192.

12. Nagovitsyn R. Modernization of regional continuing pedagogical education in the «school-college-insti-tute» / R. Nagovitsyn, D. Bartosh, A. Ratsimor, N. Nev-erova // European Journal of Contemporary Education. - 2019. - № 8(1). - C. 144-156.

13. Kokun O. Physical education and sports as a tool for formation of psychophysiological readiness to their professional work / O. Kokun, Y. Imas, A. Vovkohon, V. Potop, G. Korobeynikov, L. Korobeynikova, A. Gorash-chenco, A. Polevaya-Secaryanu // Journal of Physical Education and Sport - 2018. - № 18 (2). - C. 143.

14. Bailey T. The influence of motivation and adaptation on students'subjective well-b eing, meaning in life and academic performance / T. H. Bailey, L. J. Phillips // Higher Education Research and Development. - 2016.

- № 35(2). - C. 201-216.

15. Ewert B. Promoting health in schools: Theoretical reflections on the settings approach versus nudge tactics / B. Ewert // Social Theory and Health. - 2017.

- № 15(4). - C. 430-447.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kalimullina O. Current trends in the construction of sports infrastructure facilities, taking into account the direction of development of the international olympic movement / O. Kalimullina, R. Garifullin, I. Sazgetdinov, I. Bitcheva // E3S Web of Conferences Volume 274 2nd International Scientific Conference on Socio-Technical Construction and Civil Engineering. - 2021. - C. 9004.

17. Yakimova E. Crowdsourcing as an approach to solving environmental problems by future construction engineers / E. Yakimova, P. Terehov, O. Salnikova, N. Ishmuhametova // Materials science and engineering.

- 2020. - C. 012174.

REFERENCES

1. Bikmukhametov, R. K. Mechanisms of attracting young people to physical culture and sports in the Republic of Tatarstan / R. K. Bikmukhametov, A. R. Bikmullina, O. R. Bikmullina, N. B. Sergeeva // News of TulSU. Physical Culture. Sport. - 2020. Issue 10. - pp. 3-16.

2. Bikmukhametov, R. K. The role of the Department of Physical Education in the formation of the educational, physical culture and recreation space of the University / R. K. Bikmukhametov, I. G. Bitsheva, V. L. Kalmanovich // Science and Sport: current trends. -Kazan: PGUFKSiT, 2022. Vol. 10. - No. 2. - pp. 101-108.

3. Zotova, F. R. Student sports in the region: state, problems and prospects/ F. R. Zotova, I. F. Fayzullin // Science and sport: current trends. - 2015. - No. 1 (Vol. 6). - pp. 32-35.

4. Kalmanovich, V. L. Competence-based approach to the analysis of staffing of the existing system of physical education in the Republic of Tatarstan / V. L. Kalmanovich // Science and Sport: current trends. -2017. - No. 2. - p. 77-81.

5. Nikonova, V. G. Problems of harmonization and integration of spiritual and physical culture of university students in educational activities / V. G. Nikonova, P. P. Khairullin // Theory and practice of physical culture. - 2008. - No. 6. - pp. 83-86.

6. The attitude of student-athletes to the integration of the educational process and sports training / F. R. Zotova, V. M. Afanasyeva, N. H. Davletova, F. A. Mavliev // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. - 2015.

- № 10 (128). - Pp. 73-79.

7. Sadykova, S. V. Formation of an actively positive attitude to physical culture among students of innovative schools / S. V. Sadykova, F. R. Zotova // Theory and practice of physical culture. - 2009. - No. 8. - pp. 87-90.

8. Fayzullin I. F. Formation of general cultural competencies among students of universities of physical culture and sports in the process of volunteer activity at major sporting events / G. L. Drandrov, I. F. Fayzullin // Modern problems of science and education. - 2015.

- No. 6. - p. 396.

9. Fayzullin I. F. Formation of general cultural competencies among students of universities of physical culture and sports in the process of volunteer activity at major sporting events: abstract dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences / I. F. Fayzullin. - Sib. State University of Physics. culture and sports. - Omsk. 2017.

10. Mugattarova E. Problems of the of health-saving environment at the engineering university / E. Mugattarova, A. Bolotnikov, R. Imangulov, R. Khairullin // E3S Web of Conferences Volume 274. 2nd International

Scientific Conference on Socio-TechnicaL Construction and CiviL Engineering. - 2021. - C. 9003.

11. Kartavtseva A. The use of electronic courses in the implementation of educational programs "Physical education and sport", "Applied physical education and sport" for students of the special educational department / A. Kartavtseva, S. Sadyrin, E. Dergach, N. Bry-ukhanova // Journal of Siberian Federal University -Humanities and Social Sciences. - 2021. - № 14(2). - C. 180-192.

12. Nagovitsyn R. Modernization of regional continuing pedagogical education in the «schooL-coLLege-insti-tute» / R. Nagovitsyn, D. Bartosh, A. Ratsimor, N. Nev-erova // European JournaL of Contemporary Education. - 2019. - № 8(1). - C. 144-156.

13. Kokun O. PhysicaL education and sports as a tooL for formation of psychophysioLogicaL readiness to their professionaL work / O. Kokun, Y. Imas, A. Vovkohon, V. Potop, G. Korobeynikov, L. Korobeynikova, A. Gorash-chenco, A. PoLevaya-Secaryanu // JournaL of PhysicaL Education and Sport. - 2018. - № 18 (2). - C. 143.

14. BaiLey T. The influence of motivation and adaptation on students'subjective weLL-b eing, meaning in Life and academic performance / T. H. BaiLey, L. J. PhiLLips // Higher Education Research and DeveLopment. - 2016.

- № 35(2). - C. 201-216.

15. Ewert B. Promoting heaLth in schooLs: TheoreticaL reflections on the settings approach versus nudge tactics / B. Ewert // SociaL Theory and HeaLth. - 2017.

- № 15(4). - C. 430-447.

16. KaLimuLLina O. Current trends in the construction of sports infrastructure faciLities, taking into account the direction of deveLopment of the internationaL oLympic movement / O. KaLimuLLina, R. GarifuLLin, I. Sazgetdinov, I. Bitcheva // E3S Web of Conferences VoLume 274 2nd InternationaL Scientific Conference on Socio-TechnicaL Construction and CiviL Engineering. - 2021. - C. 9004.

17. Yakimova E. Crowdsourcing as an approach to soLving environmentaL probLems by future construction engineers / E. Yakimova, P. Terehov, O. SaLnikova, N. Ishmuhametova // MateriaLs science and engineering.

- 2020. - C. 012174.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Калманович Владимир Львович (Kalmanovich Vladimir Lvovich) - кандидат педагогических наук, доцент; Казанский государственный архитектурно-строительный университет; 420043, г. Казань, ул. Зеленая, 1; e-mail: volek71@yandex.ru; ORCID 0000-0001-7637-4496.

Поступила в редакцию 20 октября 2022 г. Принята к публикации 31 октября 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Калманович, В.Л. Эффективность работы кафедр физического воспитания и спорта в университетах Республики Татарстан / В.Л. Калманович // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 151-158. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-151-158

FOR CITATION

Kalmanovich V.L. The effectiveness of the departments of physical education and sports in the universities of the Republic of Tatarstan. Science and sport: current trends., 2022, vol. 10, no.4, pp. 151-158 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-151-158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.