Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Елена Ивановна, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций школьников в контексте внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, являясь достаточно широким понятием, имеет значительный потенциал в развитии ценностных ориентаций обучающихся, являясь мощным ресурсом трансформации ценностных ориентаций. Анализ содержания и форм направлений внеурочной деятельности позволяет говорить о достаточно эффективном их влиянии на формирование социально значимых ценностей и ценностных ориентаций. В статье представлена характеристика содержания направлений внеурочной деятельности и их возможности в формировании социально и личностно значимых ценностей подростков. В результате исследования делается вывод о том, что современная внеурочная деятельность ценностно преобразующего характера должна иметь новые сущностные черты. Особенностями ее являются универсальность (возможность в рамках разных направлений формировать несколько ценностных ориентаций), актуальность для субъекта ценностно формирующей и ценностно преобразующей деятельности (формы и методы внеурочной деятельности должны быть интересны, событийны и новы), кастомизация (инструмент формирования ценностных ориентаций, основанный на учете востребованной системы ценностей общества и индивидуальной ценностно ориентировочной системы индивида), интерактивность (обладать высокой степенью взаимодействия не только между субъектами внеурочной деятельности, но и между субъектами и объектами внеурочной деятельности), ресурсность (наличие внутренних и внешних педагогических ресурсов внеурочной деятельности для формирования и развития ценностных ориентаций школьников). Установлено, что эффективность преобразования ценностных ориентаций школьников средствами внеурочной деятельности зависит от ряда факторов, основополагающим при этом является создание системы, обеспечивающей комплексное педагогическое воздействие на личность школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Елена Ивановна, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is devoted to the actual problem of the formation of values and value orientations of schoolchildren in the context of extracurricular activities. Extracurricular activities, being a fairly broad concept, has a significant potential in the development of students’ value orientations, being a powerful resource for the transformation of value orientations. The analysis of the content and forms of extracurricular activities allows us to speak about their rather effective influence on the formation of socially significant values and value orientations. The article presents the characteristics of the content of extracurricular activities and their possibilities in the formation of socially and personally significant values of adolescents. As a result of the research, it is concluded that modern extracurricular activities of a value-transforming nature should have new essential features. Its features are universality (the ability to form several value orientations within different directions), relevance for the subject of value-forming and value-transforming activities (forms and methods of extracurricular activities should be interesting, event-based and new), customization (a tool for the formation of value orientations based on taking into account the popular value system of society and the individual value-oriented system of the individual), interactivity (to have a high degree of interaction not only between the subjects of extracurricular activities, but also between the subjects and objects of extracurricular activities), resourcefulness (the presence of internal and external pedagogical resources of extracurricular activities for the formation and development of value orientations of schoolchildren). It is established that the effectiveness of the transformation of students’ value orientations by means of extracurricular activities depends on a number of factors, the fundamental one is the creation of a system that provides a comprehensive pedagogical impact on the student’s personality.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 371.8 DO110.26170/2079-8717_2021 _05_07

ББК Ч420.058 ГРНТИ 14.27.05 Код ВАК 13.00.02 (5.8.2)

Николаева Елена Ивановна,

аспирант кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет; 644099, Россия, г. Омск, набережная Тухачевского, 14; e-mail: [email protected]

Петрусевич Аркадий Аркадьевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет;

644099, Россия, г. Омск, набережная Тухачевского, 14; e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностные ориентации; система ценностей; внеурочная деятельность; направления внеурочной деятельности; образовательное пространство; школьники.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций школьников в контексте внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, являясь достаточно широким понятием, имеет значительный потенциал в развитии ценностных ориентаций обучающихся, являясь мощным ресурсом трансформации ценностных ориентаций. Анализ содержания и форм направлений внеурочной деятельности позволяет говорить о достаточно эффективном их влиянии на формирование социально значимых ценностей и ценностных ориентаций. В статье представлена характеристика содержания направлений внеурочной деятельности и их возможности в формировании социально и личностно значимых ценностей подростков. В результате исследования делается вывод о том, что современная внеурочная деятельность ценностно преобразующего характера должна иметь новые сущностные черты. Особенностями ее являются универсальность (возможность в рамках разных направлений формировать несколько ценностных ориентаций), актуальность для субъекта ценностно формирующей и ценностно преобразующей деятельности (формы и методы внеурочной деятельности должны быть интересны, событийны и новы), кастомизация (инструмент формирования ценностных ориентаций, основанный на учете востребованной системы ценностей общества и индивидуальной ценностно ориентировочной системы индивида), интерактивность (обладать высокой степенью взаимодействия не только между субъектами внеурочной деятельности, но и между субъектами и объектами внеурочной деятельности), ре-сурсность (наличие внутренних и внешних педагогических ресурсов внеурочной деятельности для формирования и развития ценностных ориентаций школьников). Установлено, что эффективность преобразования ценностных ориентаций школьников средствами внеурочной деятельности зависит от ряда факторов, основополагающим при этом является создание системы, обеспечивающей комплексное педагогическое воздействие на личность школьника.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Николаева, Е. И. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности / Е. И. Николаева, А. А. Петрусевич. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 5. - С. 61-66. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_07.

Nikolaeva Elena Ivanovna,

Postgraduate Student of Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia Petrusevich Arkady Arkadievich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

FORMATION OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

KEYWORDS: value orientations; system of values; extracurricular activities; directions of extracurricular activities; educational space; pupils.

ABSTRACT. The article is devoted to the actual problem of the formation of values and value orientations of schoolchildren in the context of extracurricular activities. Extracurricular activities, being a fairly broad concept, has a significant potential in the development of students' value orientations, being a powerful resource for the transformation of value orientations. The analysis of the content and forms of extracurricular activities allows us to speak about their rather effective influence on the formation of socially significant values and value orientations. The article presents the characteristics of the content of extracurricular activities and their possibilities in the formation of socially and personally significant values of adolescents. As a result of the research, it is concluded that modern extracurricular activities of a value-transforming nature should have new essential features. Its features are universality (the ability to form several value orientations within different directions), relevance for the subject of value-forming and value-transforming activities (forms and methods of extracurricular activities should be interesting, event-based and new), customization (a tool for the formation of value orientations based on taking into account the popular value system of society and the individual value-oriented system of the individual), interactivity (to have a high degree of interaction not only between the subjects of extracurricular activities, but also between the subjects and objects of extracurricular activities), resourcefulness (the presence of internal and external pedagogical resources of extracurricular activities for the formation and development of value orientations of school-

children). It is established that the effectiveness of the transformation of students' value orientations by means of extracurricular activities depends on a number of factors, the fundamental one is the creation of a system that provides a comprehensive pedagogical impact on the student's personality.

FOR CITATION: Nikolaeva, E. I., Petrusevich, A. A. (2021). Formation of Values and Value Orientations of Schoolchildren in Extracurricular Activities. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 61-66. DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_05_07.

П

"роблема ценностей и ценностных _ориентаций является одной из наиболее употребляемых в области гуманитарных наук. Современная социальная ситуация развития молодежи, их поиск ценностей и ценностных ориентиров обуславливается системой общественных ценностей и, следовательно, социальными условиями, в которых осуществляется их жизнь и деятельность. В педагогической науке ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» [1, с. 10]. Сегодня в качестве одной из приоритетных задач педагогов рассматриваются возможности организации творческого педагогического процесса, в котором осуществляется формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников.

В педагогической аксиологии, как отмечает Л. В. Калинина, «теория ценностей переживает этап совершенствования в связи с новыми социальными, научно-

техническими реалиями действительности». Свидетельством этому является появление в последние годы работ, в которых понятия «ценности», «нравственные ценности», «ценностные ориентации», «нравственные ценностные ориентации» рассматриваются с обновленных позиций [4, с. 33]. На сегодняшний день понятие «ценности» имеет свыше ста определений. Спектр этих определений достаточно разнообразен, иногда они носят взаимоисключающий характер. Предпринимавшиеся попытки обобщить разные точки зрения пока являются не совсем удачными [7, с. 15], что затрудняет применение данной категории для исследователей.

Разнообразие определений категории «ценность» [2; 5; 9; 10] иллюстрирует ее сложность и многообразие. В зависимости от области знания зависит и трактовка сущности ценности. Философия рассматривает ее с гносеологических позиций, социология - с позиции части социальной системы, психология - в качестве механизма регуляции деятельности и поведения человека, для педагогики ценность выступает своеобразной нормой, определяющей педагогическую деятельность. В рамках настоящей работы будем рассматривать ценность как явление, которое может удовлетворить по-

требности индивида, быть ему полезным и обладать личной значимостью для него. В соответствии с этим ценностные ориентации, являющиеся одной из важнейших характеристик личности, представляют часть ее мотивационной сферы, выступают регуляторами поведения в тех или иных ситуациях и отражают отношение человека к окружающему миру.

Система ценностных ориентаций, как отмечает Е. В. Бондаревская, является сложной, гибкой, динамичной и развивающейся структурой. Именно она обуславливает деятельность человека в той или иной жизненной ситуации. В определенном временном или возрастном интервале под воздействием различных внешних и внутренних факторов доминирующие, системообразующие элементы указанной системы могут изменяться, вытесняться, мигрировать [2].

Авторы различных исследований предлагают классифицировать ценности и ценностные ориентации по разным основаниям. Эти классификации помогают глубже проникнуть в сущность понятия «ценности» и «ценностные ориентации», рассмотреть их под разными углами. В целом все классификации не исключают, а скорее взаимодополняют друг друга. Они позволяют рассматривать ценности как материальные и идеальные объекты окружающего мира, которые имеют и личностную, и общественную значимость.

Очевидно, что развитие ценностных ориентаций школьников должно осуществляться посредством всех видов педагогической деятельности, в том числе и внеурочной. Именно сейчас возникла острая необходимость возрождения и обновления внеурочной деятельности в современной школе. Сегодня она должна выходить далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Проблемы ценностного ориентирования школьников должны решаться в принципиально иной плоскости, то есть необходимо равноправное, взаимодополняющее функционирование урочной и внеурочной деятельности для создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного и интеллектуального развития каждого школьника.

В процессе развития ценностных ори-ентаций личности как целенаправленной

© Николаева Е. И., Петрусевич А. А., 2021

деятельности «по созданию условий для ознакомления, активного принятия и нахождения воспитанником собственного личностного смысла общечеловеческих ценностей» особую актуальность приобретает вопрос о внеурочной деятельности школьников как ресурсе трансформации ценностных ориентаций [8, с. 36]. Разумное сочетание направлений, форм и методов внеурочной деятельности обладает более эффективным воздействием на ценностно-ориентировочную сферу школьника. Это связано с особенностями, присущими внеурочной деятельности. Так, разумно организованная внеурочная деятельность по разным направлениям способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей ученика, приобретению и расширению его социального опыта, получению необходимых социальных практик, необходимых для будущей жизни в обществе.

Отечественная педагогическая наука и практика накопила значительный опыт организации внеурочной деятельности [6]. На современном этапе, который характеризуется системными изменениями субъектов, объектов и условий воспитания, требуются осмысление, обновление и систематизация этого опыта.

В общеобразовательных организациях внеурочная деятельность, в соответствии с

федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования, организуется по пяти направлениям, способствующим развитию личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Несомненно, указанные направления тесно переплетаются между собой, их выделение носит достаточно условный характер [3, с. 7], и все они в равной мере влияют на приобретение, развитие и трансформацию ценностных ориентаций школьников.

Рассматривая каждое из направлений на предмет формирования ценностных ориен-таций школьников, следует отметить, что содержание внеурочной деятельности, основанное на принципах выбора форм и методов участия в ней, интереса, учета возрастных особенностей и индивидуального опыта, творчества, активности детей и др., позволяет достаточно эффективно влиять на формирование социально значимых ценностей и ценностные ориентации. Анализируя содержание этих направлений внеурочной деятельности, мы изучали возможности каждого в формировании социально и личностно значимых ценностей подростков. Ниже в таблицах представлены данные, полученные в результате исследования.

Таблица1

Возможности общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в формировании ценностей и ценностных ориентаций школьников

Цель и содержание внеурочной деятельности Формируемые ценности и ценностные ориентации

Развитие критического мышления, умения анализировать информационный поток, использование новых методов получения информации, расширение кругозора, формирование мировоззрения, изучение научных понятий и законов, ознакомление с различными видами человеческой деятельности, выявление склонностей и интересов. Общественное признание, познание, творчество, аккуратность, исполнительность, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, твердая воля, широта взглядов и пр.

Рассматривая формируемые ценности и ценностные ориентации школьников в рамках данного направления, следует обратить внимание на взаимосвязь внеурочной деятельности с деятельностью в рамках урочной работы. Это свидетельствует о наличии высокого интереса педагогов и

школьников в планировании общеинтеллектуального направления как условия, способствующего повышению качества учения школьников и влияющего на формирование смыслообразующих ценностей и ценностных ориентаций школьников.

Таблица2

Возможности спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в формировании ценностей и ценностным ориентаций школьников

Цель и содержание внеурочной деятельности Формируемые ценности и ценностные ориентации

Приобщение к здоровому образу жизни, гармоничное психофизическое развитие, формирование мотивации к сохранению здоровья и потребности вести здоровый образ жизни. Здоровье как ценность, ответственность за сохранение и укрепление здоровья, знания и навыки гигиенической культуры, мотивация на ведение здорового образа жизни, твердая воля, самоконтроль, развитие волевых качеств.

Планирование спортивно-оздоровительного направления требует поиска таких форм деятельности детей, в которых особое внимание уделяется развитию мотивации к

здоровому образу жизни, поскольку подростковый возраст характеризуется как проблемный в рамках различных отклонений от здорового образа жизни.

Таблица 3

Возможности социального направления внеурочной деятельности в формировании ценностей и ценностных ориентации школьников

Цель и содержание внеурочной деятельности Формируемые ценности и ценностные ориентации

Формирование и развитие социальных навыков, знакомство с законами развития общества, общепринятыми социальными нормами и установками, формирование навыков общения, позитивного отношения к труду, ответственности и уверенности в себе. Активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, осознание общественной ценности труда и добросовестного отношения к делу, работа в выборных общественных органах, развитие деловых качеств.

Социальное направление внеурочной зуется через включение общественно по-

деятельности имеет высокий ценностно лезной деятельности и социально значимых

формирующий потенциал, который реали- практик в воспитательный процесс школы.

Таблица 4

Особенности общекультурного направления внеурочной деятельности в формировании ценностей и ценностные ориентации школьников

Цель и содержание внеурочной деятельности Формируемые ценности и ценностные ориентации

Повышение экологической грамотности и привитие эстетических ценностей, развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, чувства прекрасного. Чувство прекрасного в природе и в искусстве, возможность заниматься творчеством, повышение культурного уровня, образованность, хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения, способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.

Включение подростков в личностно ка, создают необходимые условия для вос-

значимые виды внеурочной деятельности, приятия ценностей общей культуры и обра-

которые оказывают эстетическое и эмоцио- зования.

нальное воздействие на личность школьни-

Таблица5

Особенности духовно-нравственного направления внеурочной деятельности в формировании ценностей и ценностные ориентаций школьников

Цель и содержание внеурочной деятельности Формируемые ценности и ценностные ориентации

Воспитание патриотических чувств, приобщение детей к гуманистическим ценностям. Свобода как ценность, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом, получение удовлетворения от процесса труда, честность, развитие нравственных и моральных качеств.

Усвоение нравственных, моральных, этических ориентиров и идеалов в рамках духовно-нравственного направления предполагает применение активных и интерактивных форм на основе личностно ориентированного взаимодействия. Ценности, формируемые указанным направлением, пропитывают и образовательное пространство, и школьный уклад, и всю разнообразную деятельность подростков.

Очевидно, что формирование и развитие ценностных ориентаций школьников должно осуществляться посредством всех направлений внеурочной деятельности, поскольку каждое направление, согласуясь с целями, в большей или меньшей степени оказывает свое формирующее влияние на

ценностно ориентировочную сферу подростка. Возрождение и обновление содержания, форм и методов внеурочной деятельности в современной школе должно выходить далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Проблемы ценностного ориентирования школьников должны решаться в принципиально иной плоскости, то есть необходимо равноправное, взаимодополняющее функционирование пяти направлений внеурочной деятельности для создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного и интеллектуального развития каждого школьника. А разумное

сочетание направлений, форм и методов внеурочной деятельности станет эффективным инструментом воздействия на ценностно ориентировочную сферу учащегося.

В современных условиях от внеурочной деятельности ценностно преобразующего характера требуется, чтобы она носила новые сущностные черты. Особенностями ее должны быть универсальность (возможность в рамках разных направлений формировать несколько ценностных ориентаций), актуальность для субъекта ценностно формирующей и ценностно преобразующей деятельности (формы и методы внеурочной деятельности должны быть интересны, со-бытийны и новы), кастомизация (инструмент формирования ценностных ориента-ций, основанный на учете востребованной системы ценностей общества и индивидуальной ценностно ориентировочной системы индивида), интерактивность (обладать высокой степенью взаимодействия не только между субъектами внеурочной деятельности, но и между субъектами и объектами внеурочной деятельности), ресурсность (наличие внутренних и внешних педагогических ресурсов внеурочной деятельности для формирования и развития ценностных ориентаций школьников).

Эффективность преобразования ценностных ориентаций школьников средствами внеурочной деятельности зависит от ряда факторов, основополагающим при этом является создание системы, обеспечивающей комплексное педагогическое воздействие на личность школьника. Так, создание в школе научного общества учащихся, включение в учебный план школы курсов внеурочной деятельности, направленных на развитие навыков проектной и научно-исследовательской деятельности, проведение на базе образовательной организации конференций школьников и организация их участия с результатами своего исследования во внешних конференциях, вовлечение учащихся в каникулярное время в рабо-

ту профильных смен, включение в процесс воспитания онлайн-платформ, таких как «Проектория», «ТехнопаркШкольник.РФ», «РЭШ», «ШРД», а также проведение новых форм мероприятий позволяет активизировать ресурсы внеурочной деятельности по формированию ценностных ориентаций. Все перечисленное выше создает возможность для развития межличностных отношений и эффективного педагогического воздействия как на отдельную личность, так и на группу в целом.

Вместе с тем, исследуя возможности каждого направления в формировании ценностей и ценностных ориентаций школьников, мы пришли к выводу о том, что планируя содержание и формы внеурочной деятельности, учитель должен иметь в виду следующее.

1. Каждое направление внеурочной деятельности содержит в себе значительный ресурс в формировании ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому в плане приоритеты формам и содержанию сосредотачиваются в соответствии с реальным уровнем развития ценностей школьников.

2. Особое значение в развитии ценностей и ценностных ориентаций имеют разработанные и организованные в каждом направлении внеурочной деятельности социальные практики, в которых детям предлагается участие в различной благотворительной деятельности.

3. Важной составляющей содержания внеурочной деятельности, оказывающей заметное влияние на формирование ценностей и ценностных ориентаций, является включение школьников в общественно значимую деятельность, в которой соединяются творчество, труд и учение.

4. Определяя формы и методы внеурочной деятельности, необходимо, чтобы каждое направление строилось на основании соответствия интереса школьников и возможностей, которыми располагает образовательное учреждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 8-13.

2. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бон-даревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М., 2010. - 223 с.

4. Калинина, Л. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе : дис. ... канд. пед. наук / Калинина Л. В. - Иркутск, 2013. - 225 с.

5. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М., 1993. - 80 с.

6. Кутьев, В. О. Внеурочная деятельность школьников : пособие для классных руководителей / В. О. Кутьев. - М., 1983. - 223 с.

7. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26.

8. Рачковская, Н. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника / Н. А. Рачковская, С. А. Сероветникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 34-41.

9. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы / В. В. Сериков. -М., 1998. - 182 с.

10. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. - М., 2000. - 128 с. REFERENCES

1. Astashova, N. A. (2002). Kontseptual'nye osnovy pedagogicheskoi aksiologii [Conceptual Foundations of Pedagogical Axiology]. In Pedagogika. No. 8, pp. 8-13.

2. Bondarevskaya, E. V. (1995). Tsennostnye osnovaniya lichnostno orientirovannogo vospitaniya [Value bases of Personality-Oriented Education]. In Pedagogika. No. 4, pp. 29-36.

3. Grigoriev, D. V., Stepanov, P. V. (2010). Vneurochnaya deyatel'nost'. Metodicheskii konstruktor [Extracurricular Activities. Methodical Constructor]. Moscow. 223 p.

4. Kalinina, L. V. (2013). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya nravstvennykh tsennostnykh orientatsii mladshikh shkol'nikov v sovremennom obrazovatel'nom protsesse [Pedagogical Conditions for the Formation of Moral Value Orientations of Younger Schoolchildren in the Modern Educational Process]. Dis. ... kand. ped. nauk. Irkutsk. 225 p.

5. Karakovsky, V. A. (1993). Stat' chelovekom. Obshchechelovecheskie tsennosti — osnova tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa [To Become a Man. Universal Values - the Basis of an Integral Educational Process]. Moscow. 80 p.

6. Kutyev, V. O. (1983). Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov [Extracurricular Activities of Schoolchildren]. Moscow. 223 p.

7. Leontiev, D. A. (1996). Tsennost' kak mezhdistsiplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoi rekonstruktsii [Value as an Interdisciplinary Concept: the Experience of Multidimensional Reconstruction]. In Voprosy filosofii. No. 4, pp. 15-26.

8. Rachkovskaya, N. A., Serovetnikova, S. A. (2014). Filosofskie osnovy formirovaniya tsennostnykh orientatsii lichnosti shkol'nika [Philosophical Foundations of the Formation of Value Orientations of a Student's Personality]. In Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. No. 2, pp. 34-41.

9. Serikov, V. V. (1998). Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: poisk novoi paradigmy [Personality-Oriented Education: the Search for a New Paradigm]. Moscow. 182 p.

10. Shchurkova, N. E. (2000). Novoe vospitanie [New Education]. Moscow. 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.