УДК 378.015.31: 173
DOI: 10.24412/2079-9152-2023-58-12-20
ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Грищенко Надежда Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: grina-lg@mail.ru
ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет»,
г. Луганск, РФ
-j.......g-
Аннотация. В статье обоснована актуальность формирования отечественных традиционных семейных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования в современных условиях. Автором раскрыто содержание традиционных семейных ценностей русского народа, а также проанализирован педагогический потенциал высшего учебного заведения -Луганского государственного педагогического университета в их формировании у будущих педагогов дошкольного образования. Особое внимание в статье уделено рассмотрению потенциала внеучебной деятельности с целью формирования традиционных семейных ценностей у будущих педагогов дошкольного образования. В качестве эффективной формы организации внеучебной деятельности автором обоснована клубная работа со студенчеством.
Ключевые слова: высшая школа, будущие педагоги дошкольного образования, традиционные семейные ценности, внеучебная деятельность, клуб.
Для цитирования: Грищенко, Н. А. Формирование у будущих педагогов дошкольного образования традиционных семейных ценностей в процессе обучения в высшей школе / Н. А. Грищенко // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. - Вып. 2 (58). -
С. 12-20. DOI: 10.24412/2079-9152-2023-58-12-20.
\......-<
Постановка проблемы. Не вызывает сомнения, что современное общество можно с полной уверенностью назвать обществом потребления, поскольку оно характеризуется утратой межличностного взаимодействия, «слепым» следованием технологическому прогрессу, культу вещей и материальных благ, следствием чего стало культурное и нравственное отчуждение его членов.
Несмотря на ряд государственных мер, принятых в последние годы, западные ценности по-прежнему имеют колоссальное влияние, в первую очередь, на
молодое поколение. По своему содержанию ценности «цивилизованной» Европы относительно взаимодействия полов, брака и семьи являются антиценностями, однако несмотря на это продолжают набирать все большие обороты в отечественном обществе. Сегодня становится нормой, когда молодые люди не стремятся долгое время вступать в брак, рождать детей, не считают необходимым соблюдать вежливость и такт по отношению к старшему поколению родительской семьи. Такая ситуация может породить в конечном итоге исчезновение традиционных
Didactics of mathematics: Pmblcms and Investigations. 2023, no.2(58)
©GrishchenkoN.
культурных основ семьи, что приведёт к тотальной социально-нравственной и биологической деградации отечественного общества.
Такие изменения не могли не обойти систему образования в целом, а потому продолжают оказывать своё деструктивное влияние на смысловую сферу студентов, в том числе и будущих педагогов дошкольного образования.
Отметим тот факт, что педагог дошкольного образования обладает значительным авторитетом среди воспитанников, в ходе собственной профессиональной деятельности он строит педагогическое общение со всеми участниками образовательного процесса. Исходя из этого, приверженность педагога тем или иным ценностям, не может не отражаться на воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении и, безусловно, его результатах.
Анализ актуальных исследований. Семья является для ребенка дошкольного возраста первым и главным проводником социального влияния, вводя его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта и формируя привычки, черты характера, психические свойства. Именно эти привычки и модели поведения, усвоенные в детстве, определят его качества будущего семьянина (Н.Я. Варга, O.A. Карабанова, А.Д. Кошелева, Т.В. Кузнецова, Г.Г. Филиппова, O.A. Шаграева и др.).
Современные исследования свидетельствуют о снижении значимости семейных ценностей у детей. Так, распространённая в отечественных семьях одно-детносгь приводит к тому, что социализация ребенка проходит через монополию влияния родителей при взаимодействии с братьями и сестрами. В результате такого воспитания ребенок вырастает эгоистичным, часто невротичным. Одновременно вследствие высоких физических и психоэмоциональных нагрузок родители не в состоянии уделять собственным детям достаточного времени для общения, что
может привести к развитию эмоциональной депривации и в дальнейшем к деформации личности.
Как отмечает Д.А. Леонтьев, следование ребёнка образцам отношения собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания благодаря механизмам идентификации и подражания, в результате чего происходит запе-чатление образов родителей, прародителей, братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя с близкими людьми и т.д. [6].
К сожалению, в условиях усиления духовного кризиса, утраты нравственных ориентиров очевидна тенденция разрушения культурных традиций, переориентация ценностей с духовных на материальные, эгоцентрические. Такая ситуация неизбежно приводит к дезориентации половой идентичности детей, формированию у них внесупружеских и антиродительских установок, общей деморализации (Е.Ю. Флотская). Таким образом, в последнее десятилетие ещё более усугубился кризис семьи как социального института.
Семейные ценности являются предметом рассмотрения ряда наук, среди которых: философия, юридические науки, социология [3; 7; 8; 9]. Однако лишь педагогическая наука ставит воспитательные цели для их достижения в организованном образовательном пространстве учебных заведений [1; 2; 14].
Несомненно, что кризис ценностного воспитания подрастающего поколения, кризис семьи как социального института требуют принятия комплекса мер на государственном уровне. В связи с этим на данные вызовы должна реагировать и система высшего профессионального образования, призванная искать новые пути решения проблемы в современных социокультурных условиях, предложить теоретико-технологическое её решение в условиях высшей школы.
<Ü>
Цель статьи - рассмотрение содержания отечественных традиционных семейных ценностей, а также анализ возможностей образовательного процесса Луганского государственного педагогического университета в их формировании у будущих педагогов дошкольного образования.
Изложение основного материала. С
позиций социологии, психологии и педагогики проблемой ценностей, в том числе и семейных, занимались такие авторы, как: Х.А. Абдурагимова, М.Ю. Арутю-нян, И.И. Белобородое, JI.A. Василенко, С.И. Голод, Т.В. Дударева, О.М. Здра-вомыслова, И.В. Иванова, М.Г. Кучма-ев, Н.И. Лапин, О.Л. Петрякова и др.
Так, Н.И. Лапин считает важным социокультурным основанием типологии ценностей их соотнесение с тем или иным типом цивилизации, в недрах которой возникла данная ценность или к которому она по преимуществу относится. В связи с этим можно выделить:
— традиционные ценности, или ценности обществ традиционного типа, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;
— современные ценности, или ценности обществ типа «modernity», ориентированных на инновации и прогресс в достижении рациональных целей [5].
Несомненно, что семейные ценности относятся к терминальным, или целевым ценностями, однако на социальном и личностном уровнях они могут значительно различаться.
Рассмотрим содержание и особенности отечественных традиционных семейных ценностей.
Так, на протяжении всей истории русского народа особое место в иерархии ценностей людей занимала семья. Семья стала истоком формирования национальной культуры, этического «кодекса» социального поведения, а также национального мировоззрения для подрастающих поколений. Нельзя отрицать, что и сегодня
семья остаётся тем социальным институтом, в чьи функции входит не только воспроизводство населения, но и воссоздание определенного образа его жизни.
Возникновение на Руси института полноценной семьи в вышеприведенном понимании было связано, в первую очередь, с принятием православного христианства. Именно Православие является самой семейно-ориентированной религией из всех мировых религий, которое на основе своего вероучения поддерживает фундамент гражданского общества [13].
Под отечественными традиционными семейными ценностями мы понимаем исторически и религиозно обусловленные нормы и установки русского народа относительно брака и семьи. Традиционными семейными ценностями нашего Отечества являются следующие: единобрачие, целомудрие, супружеская верность, семьецен-тризм (престиж семьи), общественное одобрение брака (через официальную регистрацию, согласие родителей и венчание), ранняя брачностъ, многопоколен-ность, иерархичность, нерушимость брака и, наконец, многодетность. Исторически эти ценности составляли основу брачно-семейной культуры русского народа.
Анализируя современные особенности воспитания подрастающего поколения, особенно хочется отметить кризис воспитания семьянина и неправильное понимание ряда семейных ценностей молодёжью. Если провести детальный анализ указанных отечественных традиционных семейных ценностей, то мы приходим к таким выводам, что из десяти ценностей только одна продолжает, бесспорно, существовать - единобрачие как союз одного мужчины и одной женщины [4].
Как мы уже указали выше, семейные ценности относятся к терминальным ценностям, представляя собой определённую, достаточно консервативную группу ценностей. Однако овладение ими представляет собой очень длительный процесс и, несомненно, может испытывать педагоги-
<й>
ческое влияние высшей школы, в том числе.
В связи с этим рассмотрим потенциал образовательного пространства Луганского государственного педагогического университета в формировании у будущих педагогов дошкольного образования отечественных традиционных семейных ценностей.
Так, можно констатировать, что педагогическое влияние оказывают все наличные формы деятельности студента в высшей школе, то есть как учебная, так и внеучебная.
Так, в учебном плане подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование», профилю «Дошкольное образование» представлены следующие дисциплины, связанные с семьей и семейным воспитанием: «Семейная педагогика», «Методика взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей», реализуемые в части дисциплин, формируемой участниками образовательных отношений.
Дисциплина «Семейная педагогика» имеет своими основными задачами следующие:
-формирование у студентов системы знаний об истории развития взглядов на семью с общекультурологических, религиозных и светских позиций;
- формирование системы знаний о функциях семьи, тенденциях развития семьи как социального института;
- формирование системы знаний о детской субкультуре как среде духовно-нравственного становления ребенка;
- формирование системы знаний о материнстве и отцовстве.
Студенты, завершившие изучение дисциплины «Семейная педагогика», должны знать: понятие «семья», основные функции, факторы нарушения функций семьи, структуру семьи, динамику семьи; особенности современной семьи, типы семейных взаимоотношений; специфику семейного воспитания; проблемы современной семьи; сущность феномена
«детство», особенности этого периода жизни; сущность материнства и отцовства на современном этапе развития общества; особенности подготовки к материнству; уметь: устанавливать доверительные отношения с детьми; анализировать типичные проблемные семейные ситуации; намечать перспективы развития и воспитания детей в семье; использовать правила ответственных родителей; владеть навыками: использования педагогического наследия для решения семейных проблем; гуманного отношения к ребенку, решения проблем на основе любви и ответственности.
Содержание учебной дисциплины включает пять разделов: «Семья как социальный институт, тенденции развития современной семьи», «Любовь - основа духовных взаимоотношений членов семьи», «Мир детства как социально-педаго-гическая проблема», «Детская субкультура», «Материнство как феномен, подготовка к здоровому материнству».
Преподавание дисциплины «Семейная педагогика» осуществляется с применением разнообразных образовательных технологий, среди которых диалоговые, проектные, герменевтические, информационно-коммуникативные технологии.
Диалоговые технологии предполагают анализ педагогических идей известных ученых-педагогов строится на основе диалога студент-студент, студент-преподаватель, а также вообразимого диалога с педагогами прошлого. В процессе проведения диалога происходит знакомство студентов с личностно-профессиональным портретом известных ученых, внесших вклад в развитие образования. Применение диалога на занятиях создает условия для личностного становления человека -мыслящего, самостоятельного, способного к действию, самоопределению, рефлексии и т.п. Применение диалоговых технологий происходит на всех семинарских занятиях при обсуждении вопросов как репродуктивного, так и проблемного характера.
<±Е>
Проектные технологии ориентируют студентов на активную самостоятельную и групповую работу, которую предлагается выполнить по таким темам: «Секрет счастья и любви семьи», «Образ материнства в поэзии», «Семейное воспитание детей в .... стране» (любая страна на выбор студента). Применение проектных технологий в обучении способствуют глубокому усвоению студентами учебного материала, формированию практических навыков, развитию коммуникативных и исследовательских умений, развитию системного мышления, а также формированию личностных качеств.
Герменевтические технологии позволяют рассматривать учебный материал в процессе толкования, глубокого понимания и рефлексивного осмысления педагогических знаний, зафиксированных в разных текстах. На практических занятиях предлагаются различные тексты, которые студенты интерпретируют с педагогической точки зрения.
Информационно-коммуникационные технологии используются на лекционных занятиях для работы с презентационными материалами. Кроме того, на практических занятиях для студентов предлагается демонстрация фрагментов художественных и документальных фильмов: «Ребенок в утробе матери», «Слово убивает мечту», «Надо ценить любовь», отрывки из художественных фильмов «Дети Дон Кихота», «Служебный роман», «Суета сует» и др., «Дети смотрят, дети делают», «Заповеди для пап и мам», «Уважение к маме», «Папы».
Кроме того, хотелось бы отметить потенциал учебной дисциплины «Семья как социокультурная среда развития» объемом 3 зачетные единицы, которая реализуется в ходе подготовки будущих педагогов дошкольного образования в очной и заочной форме на получение квалификационного уровня магистра.
Задачами освоения дисциплины «Семья как социокультурная среда развития» являются:
- продолжить формирование знаний о семье как социальном институте и малой социальной группе, теории и методике организации семейного воспитания детей дошкольного возраста с учётом современных вызовов;
-формировать умения и навыки анализировать методическую литературу и практический опыт по проблемам семейного и домашнего воспитания как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе;
-продолжить формирование умений и навыков организации взаимодействия педагогов дошкольного образования с родителями в ходе разных видов деятельности: организационно-управленческой, учебно-воспитательной, социально-педа-гогической, культурно-просветительской;
-продолжить формирование профессионального сознания и педагогической культуры студентов, профессиональных и творческих способностей, личностных смыслов педагогической деятельности.
Обучающиеся, завершившие изучение дисциплины «Семья как социокультурная среда развития», должны знать: взаимосвязь семейного и общественного воспитания; основные особенности семьи как субъекта педагогического взаимодействия и социально-культурной среды развития ребенка, ее значение в формировании личности дошкольника; задачи и содержание, проблемы семейного воспитания; меры воспитательного воздействия на ребенка в семье; специфику методов и приемов семейного воспитания; особенности взаимодействия педагогов с родителями и другими членами семей детей дошкольного возраста; методики диагностики семьи и пути оказания дифференцированной педагогической помощи семье; уметь: устанавливать доверительный, деловой контакт с семьей воспитанников; выявлять знания, уровень педагогической культуры, педагогические потребности и интересы родителей; находить эффективные средства для повышения педагогической культуры родителей; применять тра-
<7б>
диционные и нетрадиционные формы активизации родителей; планирования и проведения разнообразных форм работы с родителями; выявлять и анализировать затруднения педагогов и их положительный опыт в общении с родителями; владеть навыками: диагностики семейного воспитания; проведения индивидуальной и коллективной работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении и семье; использования методов активизации воспитательного потенциала семьи; коррекции семейного воспитания.
Содержание дисциплины включает три раздела: «Семейная педагогика в рамках социального воспитания ребёнка», «Психолого-педагогические основы семейного воспитания», «Семья в системе воспитательных институтов».
Курс практических занятий дисциплины «Семья как социокультурная среда развития» построен на обсуждении проблемных вопросов семейной тематики, в том числе и на материале художественных произведений (сказки и рассказы В. Су-хомлинского, рассказы Е. Пермяк, М. Зощенко, В. Драгунского, Б. Алмазова, В. Осеевой, Т. Ломбиной, Б. Ганаго).
Преподавание дисциплины осуществляется с применением таких образовательных технологий, как интерактивные (в том числе и проектные) и информационно-коммуникативные.
Интерактивные технологии применяются на лекционных и практических занятиях. Так, при формулировании проблемы лекции используется интерактивный приём «Мозгового штурм». Кроме того, некоторые лекционные занятия построены согласно интерактивным приёмам «Управляемая лекция», «Лекция с паузами». На практических занятиях применяются интерактивные приёмы при обсуждении вопросов как репродуктивного, так и проблемного характера: «Обмен проблемами», «Одна минута», ролевая игра, ситуативное моделирование, дебаты.
На лекционных занятиях предусмотрено использование мультимедийных презентаций. Выполнение студентами индивидуальных и групповых проектов предполагает представление их результатов в форме мультимедийной презентации на практических занятиях.
Тем не менее, современные исследователи проблем формирования личности выпускника высшей школы указывают, что одних учебных занятий по общественно-гуманитарному циклу недостаточно для действенных мер по развитию у студентов, например, качеств гражданской личности, что, безусловно, справедливо и в отношении всей аксиологической сферы будущего специалиста [10, с. 28; 11].
По нашему мнению, поскольку количество ауд иторных часов рассмотренных дисциплин является ещё и весьма ограниченным, коррекция, осмысление и обсуждение самостоятельной работы студентами нуждаются в дополнительном организованном времени. Такие возможности как раз и представляет внеучебная деятельность студентов, характеризуясь рядом особенностей и благоприятствуя ценностному воспитанию молодежи.
Мы полагаем, что среди функций внеучебной деятельности значимое место занимает смыслотворческая личностная функция, а потому особый интерес вызывает рассмотрение смысложизненных ситуаций и возможность их конструирования в ходе различных организационных форм.
Вполне понятно, что смысложизнен-ные ситуации вооружают студента средствами, с помощью которых он имеет возможность адекватно транслировать наружу собственный внутренний мир, а потому средства изменения окружающего мира в духовном измерении.
Как считает В. Франки, нахождение ценностей происходит при условии определенного субъективного состояния человека [12]. Вместе с тем, субъективное состояние студента препятствует его откры-
<Ё>
тоста к миру с его ценностями и смыслами, поскольку благодаря естественным психическим особенностям он очень поглощен событиями своей жизни. Ситуации, происходящие в социальной сфере, студент воспринимает как экзистенциальные проблемы, решение которых возможно только путем приобретения смысла собственного существования.
Мы согласны с мнением многих авторитетных авторов (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, В.В. Сериков, И.А. Солов-цова и др.) в том, что стимулирование смыслотворческой активности студентов возможно при наличии интегрированной системы воспитательных ситуаций с учетом следующих условий:
1. Предоставление педагогическим ситуации ценностно-смыслового содержания и творческого характера.
2. Конструирование диалога как особой коммуникативной среды, в которой осуществляется субъектно-смысловое общение, рефлексия, самореализация и самоопределение каждого участника.
3. Имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий для обеспечения реализации личностных функций.
Таким образом, ценностно-смысловые педагогические ситуации должны отражать социальный контекст жизни студентов и быть рассчитаны не только на групповую, но и на массовую (коллективную) форму работы со студентами во внеучеб-ной деятельности.
Оптимальное развитие и саморазвитие каждого студента может происходить благодаря ситуации свободного выбора регулирования и активизации собственного поведения, потребности в преодолении трудностей и препятствий, готовности и возможности самостоятельно действовать и взаимодействовать с кем-то и, наконец, осознанной ответственности за сделанный выбор.
При кафедре дошкольного образования Луганского государственного педагогического университета существует уже
седьмой год Клуб молодого учёного «Сверкающие грани педагогической науки». Совет клуба включает не только профессорско-преподавательский состав, но и активную молодёжь - аспирантов, магистрантов, студентов. Такое сотворчество позволяет отбирать наиболее значимые для молодёжи проблемы, совместно разрабатывать заседания, привлекая как можно большее число студентов к её решению.
Как показал опыт, работа Клуба оказывается особенно эффективной, если включает циклы заседаний, посвященных определённой проблеме.
Так, автором разработан проект, включающий цикл заседаний по проблеме: «Семья и воспитание семьянина», в ходе которого раскрываются следующие темы: «Нужна ли семья успешному человеку?» (использование технологии «Займи - измени позицию» с применением метода аргументации «РКЕС»), «Семья и семейные ценности с точки зрения православной культуры» (приемы - петельная дискуссия, «Синтез мнений»), «Мир глазами детей» (прием ситуативного моделирования), «Идеальная семья: миф или реальность?» (дискуссия на основе предшествующей самостоятельной работы студентов на материале притч, кейсов и проходящая в форме презентации групповых проектов).
Отметим особенно необходимым использование на данных клубных заседаниях разнообразных притч, проблемных кейсов, историй из реальной жизни, высказываний, советов известных и мудрых людей, в том числе высказывания святых отцов Церкви, православных богословов и духовенства о браке и семье, отечественных государственных деятелей разных эпох, представителей творческой интеллигенции.
Так, нами подобран материал по семейной тематике таких выдающихся и известных личностей, как: преподобный Исаак Сирин, преподобный Иоанн Ле-ствичник, заслуженный профессор Мое-
Didactics of mathematics: Pmblcms and Investigations. 2023, no.2(58)
©GrishchenkoN.
ковской духовной академии А.И. Осипова, митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Мелхиседек (Артюхин), игумен Герман (Скрыпник), иеромонах Иов Гумеров, афонский старец Гавриил, протоиереи Димитрий Смирнов, Андрей Ткачев, Павел Гумеров, Сергий Николаев, Алексий Янг, Сергий Бегашов, Федор Бородин, Илия Шугаев, Игорь Фомин и др.; Св. Царица Александра Федоровна Романова, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, современные писатели - Лена Литовская, Елена Серова (притчи и рассказы).
Выводы. Подводя итоги проводимой нами системной клубной работы со студенческой молодёжью по формированию традиционных семейных ценностей, отметим, что несмотря на значительную роль высших учебных заведений в ценностном воспитании молодёжи, мы не добьёмся значимых масштабных результатов в данном процессе без интеграции воспитательных влияний в нашем обществе, без создания в современных СМИ привлекательного образа семьи, без единой семь-ецентрированной государственной политики в данной области.
Тем не менее считаем, что определённых результатов можно добиться путём осуществления планомерной программы воспитания на уровне университета, проведения республиканских молодёжных форумов на университетской площадке, привлечения общественных деятелей и организаций к решению проблемы.
1. Барабашкина, Е.В. Педагогический кван-ториум как средство создания инновационного образовательного пространства / ЕВ. Барабашкина, А.А. Трифонова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№74-1.-С. 26-28.
2.Гршценко, Н.А. Аксиологический подход к подготовке будущих педагогов дошкольного образования к работе с семьёй воспитанников / Н.А. Грищенко // Дидактика математики: проблемы и исследования. 20/9. -Вып.50. - С. 62-67.
ЗДорская, А.А. Семейные ценности как
предмет научной дискуссии: основные направления изучения семейного права в России на современном этапе / А.А.Дорская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. -№ (3). - С. 27-41.
4.Кучмаева, О.В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О.В. Куч-маева, М.Г. Кучмаев, O.JI. Петрякова //Вестник славянских культур: журнал. - Москва : Государственная академия славянской культуры, 2009. - Т. XIII. -№3.- С. 20-29.
5.Лапин, Н.И. О многом и едином в российской трансформации / Н.И. Лапин // Общественные науки и современность. - 2002. -№2.-С. 107-111.
6. Леонтьев, ДА. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / ДА. Леонтьев // Психологическое обозрение. -1998. -№1. - С. 13-25.
7. Лотова, И.П. Защита семьи и традиционных семейных ценностей как фактор национальной безопасности России / И.П. Лотова // Отечественный журнал социальной работы. -2018. -№4(75). -С. 11-17.
8. Лотова, И.П. Системный подход к изучению семейных ценностей в современном российском обществе / И.П. Лотова //Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. -2015. -№5.-С. 62-67.
9. Серебрякова, A.A. Традиционные семейные ценности в современном российском обществе / A.A. Серебрякова // Право и государство: теория и практика. - 2019. Mj 9(177;. С. 57 59.
10. Скафа, Е.И. Какую культуру формировать у студентов классического университета? / Е.И. Скафа // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2019. Вып. 50. - С. 24-29.
11. Скафа, Е.И. Сущность и содержание понятия «гражданская культура» выпускника высшей школы Донецкой Народной Республики / Е.И. Скафа, Ю.А. Ревизская // Вестник Академии гражданской защиты. 2019. -№ 3(19).-С. 73-78.
12. Франки, В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / В. Франки ; общ. ред. Л. Я. Гозман, Д. А. Леонтьев. -Москва: Прогресс, 1990. - 367 с.
13.Царевский, A.A. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России / A.A. Царевский. - Казань, 1898 г. (книга до-
полнена заглавиями подглав, заголовками-резюме абзацев, предисловием, введением и библиографией; Храм всех Святых в Земле Российской просиявших). - Калифорния, 1998. — URL: https://lib.pravmir.ru/data/files/ Professor_Aleksey_AleksandrovichJTsarevskiy_-_Znachenie_Pravoslaviya_yJizniiistorichesko ysudbeRossii. 1476.pdf (дата обращения 23.01.2023). - Режим доступа: Православие
и мир. Электронная библиотека ЫВ. РЛА УМШ. Я и. — Текст: электронный.
14. Чеботарева, КВ. Формирование духовно-нравственных основ профессионального поведения педагогов средствами изобразительного искусства / И.В. Чеботарева // Дидактика математики: проблемы и исследования. -2019. -ВыпЖ-С. 42-48.
---%.......§-*—
FORMATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES AMONG FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE PROCESS OF STUDYING AT A HIGHER SCHOOL
Grishchenko Nadezhda,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russian Federation
Abstract The article substantiates the relevance of the formation of domestic traditional family values among future teachers ofpreschool education in modern conditions. The author reveals the content of the traditional family values of the Russian people, and also analyzes the pedagogical potential of a higher educational institution - the Lugansk State Pedagogical University in their formation among future teachers ofpreschool education. Particular attention is paid to the consideration of the potential of extracurricular activities in order to form traditional family values among future teachers of preschool education. As an effective form of organizing extracurricular activities, the author substantiates club work with students.
Keywords: higher school, future teachers of preschool education, traditional family values, extracurricular activities, club.
For citation: Grishchenko, N. (2023). Formation of traditional family values in future teachers of preschool education in the process of higher school training. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 2 (58), pp. 12-20. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2023-58-12-20
Статья представлена профессором А. И. Дзундзой.
Поступила в редакцию 06.02.2023