УДК 378.011.3 - 051 : 373.2
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ ВОСПИТАННИКОВ
Грищенко Надежда Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: grina-lg@mail.ru ГОУ ВПО «Луганский национальный университет
имени Тараса Шевченко», г. Луганск, ЛНР
Grishchenko Nadezhda, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Taras Shevchenko Lugansk National University, Lugansk
].......!
В статье поднята проблема формирования готовности к взаимодействию с семьёй у будущих педагогов дошкольного образования. Автором статьи предложено решение данной проблемы с позиции аксиологического подхода к организации профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования. Обосновывается потенциал внеучебной деятельности и клубной формы работы со студенческой молодёжью, что способствует выработке смыслов профессиональной деятельности со всеми субъектами образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и ценностному самоопределению будущих педагогов дошкольного образования. Практическое решение проблемы автором видится в разработке и внедрении, прежде всего во внеучебную деятельность со студентами, факультативного курса «Изюминки педагогического общения». Предложенный курс включает три основных блока и реализуется при помощи ряда интерактивных методов и приёмов: тренингов с применением средств притчи, игровой деятельности, драматизаций, дискуссий, метода «Сократовского диалога».
Ключевые слова: семья, воспитание, будущий педагог дошкольного образования, аксиологический подход, внеучебная деятельность, клуб.
j......•!
Постановка проблемы. Духовный кризис современного общества, утрата веры и идеалов, развитая культура потребления особо ярко проявляются в феномене смыслоутраты, в основе которой лежит смысловое отчуждение как нарушение смысловых связей в структуре жизненного мира личности. Огромное беспокойство в таких условиях вызывает социальное самочувствие молодёжи, поскольку, оказавшись в ситуации свободы,
молодые люди в большинстве случаев неспособны к установлению глубоко осмысленных взаимоотношений с миром.
К сожалению, всё больше людей юного и молодого возраста не способны влиять на собственную жизнь, проявляют нигилизм, девиантное поведение, подвержены депрессии, и различным видам зависимости, приняли ряд антиценностей, в том числе касающиеся брака и семьи. Нарастающая дезадаптация молодёжи
(62)
создаёт катастрофическую ситуацию, что может привести в конечном итоге к вырождению и вымиранию нашего народа.
Анализ актуальных исследований. Как отмечено в Резолюции XXV Международных Рождественских образовательных чтений (направление «Христианская семья - домашняя церковь») последствия «попытки радикального уничтожения Церкви, христианской веры, вековых ценностей семейной, родовой, общинной, общественной жизни оказались разрушительными» [6]. Несмотря на некоторые шаги, предпринятые в последнее время, мы все еще далеки от полного исцеления нашего общества. Кроме того, к тяжелому наследию прошлого прибавляется влияние антихристианских и антисемейных идеологий и подходов, агрессивно насаждаемых сегодня преступными элитами во многих странах мира и на международном уровне [6].
Отметим, что в рамках проведенного нами диссертационного исследования, получены результаты диагностики ценностно-смысловой сферы современной студенческой молодёжи, которые вполне отражают и кризис семейных ценностей в том числе [4].
Особую обеспокоенность вызывает нравственное состояние молодёжи - будущих педагогов дошкольного образования, которым предстоит обучать и воспитывать малышей, сотрудничать с семьями дошкольников и в целом стать достойными представителями благородной профессии Воспитателя. Данная проблема осложняется ещё большим рядом факторов, среди которых первое место занимает разная система ценностей, позиций и установок педагогов дошкольного образования и родителей, что определяет разные, подчас противоположные цели образования ребёнка в дошкольном учреждении
[5].
К сожалению, сами педагоги не готовы к построению партнерских отношений с родителями, не умеют найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и его семье, не знают основ профессионального педагогического общения на основе диа-
лога. Обращаясь к данным исследований, полученных Центром «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца, Институтом развития РАО (А. Кошелева, М. Медведева, В. Кудрявцева), можно констатировать, что почти пятая часть педагогов дошкольных образовательных учреждений не видят цели в работе с родителями и семьёй воспитанников.
Сегодня возникает острая необходимость в качественном дошкольном педагогическом образовании, формировании готовности у современных студентов эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, среди которых, на наш взгляд, весьма значимы умения успешно взаимодействовать с родителями и другими членами семьи воспитанника.
К сожалению, далеко не у всех будущих педагогов на этапе вузовского обучения сформированы на достаточном уровне семейные ценности, фамилистическая метакомпетентность, что является основой для выстраивания профессионального общения с субъектами образовательного процесса - воспитанниками и их семьями
[7].
Цель статьи - рассмотреть теоретические и технологические аспекты подготовки будущих педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьями воспитанников на основе аксиологического подхода.
Изложение основного материала. Современное поколение людей информационного общества резко отличается от поколений своих предков прежде всего в своих основных ценностях. Так, можно с уверенностью констатировать приход на смену традиционным ценностям антиценностей, которые несут своё огромное деструктивное влияние.
Так, в смысловой сфере студенческой молодёжи превалируют эгоцентрические личностные смыслы. Альтероцентриче-ские смыслы, являющиеся смыслами существования как принесения пользы собственной семье, искажены и имеют у большинства представителей молодёжи исключительно декларативный характер [4]. Результатом этого и является семейная
несостоятельность, отсутствие чётких ориентиров в выполнении семейных целей в реальном или актуальном состоянии.
Безусловно, невозможно добиться никаких значимых результатов в формировании у молодёжи привлекательного образа семьи без интеграции всех воспитательных влияний в современном обществе, а также создания единой Концепции духовного воспитания детей и молодёжи в современных условиях, которая опирается на православную традицию и может служить базой для разработки образовательных программ на всех уровнях обучения и профессиональной подготовки. Поставленная задача требует обоснования, в первую очередь, тех научных подходов, на которых бы базировалась данная Концепция.
Мы считаем, что научным подходом, отвечающим цели формирования ценностных основ семьи у студенческой молодёжи - будущих педагогов дошкольного образования, является аксиологический подход.
В аксиологических концепциях жизнедеятельности человека (В.П. Бездухов, В.В. Горшкова, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьяко-ва, А.Г. Козлова, Ю.Н. Кулюткин) подчёркивается, что признание личности связано с рассмотрением её как носителя ценностей и смыслов. Ценностное отношение раскрывает внутренний мир личности, основными составляющими которого являются устойчивые личностные ценности, в которых смысловая система личности актуально проявляется или потенциал которых она в себе несёт. Здесь ценности выступают связующим звеном личностных смыслов.
Ряд исследователей считает, что ценность является субъективно-объективной категорией (В.А. Василенко, В.П. Тугаринов), что по своей природе она объективна, но реализация ценностной функции предметов, связана с субъективными факторами - желаниями, потребностями и эмоциями, которые служат средством осознания этой функции. Поэтому ценность ассоциируется со здоровьем, самочувстви-
ем, развитием, удовлетворённостью, гармонией.
Ценность - это соорганизованность структур, что предполагает совокупность связных уровней организации личности и социума. И.Г. Петров в своих работах утверждает, что выбор субъектом определённого объекта как ценности определяет характер ценностных ориентаций личности и задает направление, выбранная же ценность становится для субъекта смыслом [2].
Аксиологическая направленность личности проявляется во взаимодействии с действительностью на уровне смысла, определяемого мотивами, целями, отношениями, позициями субъекта; в рефлексии своей жизнедеятельности. Меняются не только ценности и ментальность человека, меняется смысл человеческой жизни. Рассматривая смыслообразующую дидактическую модель, И.В. Абакумова отмечает, что в процессе проникновения в смысл учебного содержания обогащаются те смысловые образования, которые характеризуют личностное развитие, ценностные ориентации студента, что позволяет осуществить переход от ценностного к аксиологическому осмыслению реальности [1].
Однако ни получение будущими педагогами квалификации бакалавра дошкольного образования, ни сформированность на достаточном уровне семейных ценностей сами по себе не гарантируют им получения умений конструктивного взаимодействия с семьями дошкольников.
Такая ситуация близка к катастрофической, поскольку всё более частыми становятся случаи антагонизма воспитательных действий педагогов дошкольных образовательных учреждений и семьи дошкольников, что сводит в целом образовательный процесс к формализму и лишает его главного смысла - становления нравственной гармоничной личности ребёнка дошкольного возраста.
Основные проблемы педагогов дошкольного образования в отношении взаимодействия с семьями воспитанников можно сформулировать в следующем:
- недостаточное развитие педагогической рефлексии;
- сниженная эмоциональная устойчивость;
- недостаток знаний и умений в области диалогического общения с родителями воспитанников;
- низкий уровень готовности к анализу проблемно-педагогических ситуаций и решению на их основе задач в общении и взаимодействии с родителями дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что основа проблемы отсутствия готовности у педагогов ДОУ к взаимодействию с семьями воспитанников состоит в недостаточности объёма знаний, а главное, умений и навыков эффективного профессионального общения с членами семей воспитанников. В связи с вышеизложенным считаем необходимым рассмотреть конструктивные, на наш взгляд, пути решения данной проблемы у будущих педагогов дошкольного образования на этапе вузовского обучения.
Мы настаиваем на ведущем значении внеучебной деятельности как педагогически организованной и управляемой деятельности студенческой молодежи, где создаются благоприятные условия, в том числе для диалогического общения и понимания.
Внеучебная деятельность помогает студенту осознать мир, где он живет, а также людей, которые рядом; стимулирует восприятие эстетических ценностей, ценностей бытия, гуманистической сущности отношения ко всему окружающему миру.
Так, включение студенческой молодежи в различные виды внеучебной деятельности способствует не только их вхождению в профессиональную деятельность, но и вступление в «новую ситуацию развития», по выражению Л.С. Выготского, подъему на новую ступень своего духовного совершенствования [3].
В качестве практического решения нашей проблемы - готовности педагога дошкольного образовательного учреждения взаимодействовать с семьёй дошкольника на принципах диалога - мы рассмат-
риваем возможности клубной работы со студенческой молодёжью, осуществляемой на основе добровольности и творческого подхода к её организации. Клуб, как показал опыт работы кафедры дошкольного образования Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, является достаточно эффективной организационной формой внеучебной деятельности со студенческой молодёжью -будущими педагогами дошкольного образования. Мы считаем, что в ходе подготовки и проведения заседаний функционирующих на базе кафедры клубов - Клуба молодого учёного «Сверкающие грани педагогической науки» и Клуба «Духовное единение» - реализуются принципы аксиологического подхода.
Деятельность клубов кафедры осуществляется согласно годовому плану работы, а тематика заседаний формируется совместно с инициативной группой студентов по актуальным проблемам дошкольного образования.
Проведенные опросы показали наличие ряда затруднений у студентов в сфере профессионального общения, а потому нами разработан факультативный курс «Изюминки педагогического общения», который может быть реализован в ходе деятельности Клуба молодого учёного «Сверкающие грани педагогической науки».
Преимуществом данного факультативного курса является то, что он, интегрируя теорию и практику, может быть с успехом использован как в учебной, так и во внеучебной деятельности со студентами, а также в свободное внеаудиторное время.
Содержание авторского факультативного курса «Изюминки педагогического общения», включает 3 блока: информационный (интерактивные лекции, лекции-презентации по основным темам), практический, содержащий тренинговые упражнения с использованием потенциала притч, а также блок самостоятельной работы, содержащий задания творческого характера, аутотренинги.
Информационный блок, по нашему замыслу, включает два раздела и построен на использовании таких интерактивных приёмов усвоения нового материала, как: «Взаимное обучение», «Синтез мнений», «Круг идей», «Управляемая лекция», «Лекция с паузами», «Обучая - учусь».
Практический блок курса содержит сами тренинговые занятия, направленные на формирование рефлексивных, перцептивных умений студентов, развитие эмпа-тии благодаря использованию приёмов ведения диалога во внутреннем и внешнем планах с применением притчи как педагогического средства. Данный блок факультативного курса закрепляет полученные в ходе лекций знания, способствуя формированию навыков диалогического общения.
Занятия практического блока включают разнообразные упражнения, игры, тренинги по формированию умений и навыков перцепции, рефлексии, эмпатии, ведения диалога. Мы предлагаем использование таких упражнений, как: «Превращение», «Чтец в зеркале», «Хорошее в плохом», «Интерпретация», «Качества педагога». На наш взгляд, для реализации упражнений практического блока будут эффективны такие формы проведения занятий, как: деловая игра, игра-драматизация, диспут, тренинг.
Блок самостоятельной работы факультативного курса включает те упражнения, которые можно выполнять индивидуально во внеаудиторное время. Среди заданий для такой работы мы предлагаем рассмотренные выше упражнения «Превращение», «Чтец в зеркале» с использованием ряда притч: «О бесполезном и полезном», «Монета воина», «Учиться говорить или учиться молчать», «Хрупкие подарки».
Особая эффективность в формировании у студентов профессионального диалогического общения, на наш взгляд, принадлежит методу «Сократовского диалога».
Для научения студентов мы считаем целесообразным применение «Сократовского метода» в форме тренинга, целью которого станет предупреждение возник-
новения конфликтной ситуации, косвенной агрессии, разъяснение сущности проблемы, убеждение оппонента. Для отработки умений предполагается работа студентов в парах. Студентам могут быть предложены карточки с проблемно-педагогическими ситуациями, а также опорные методические карты по использованию метода Сократа. После некоторого обсуждения в паре студентам необходимо построить диалог по методу Сократа и презентовать его аудитории.
Выводы. Таким образом, внеучебная деятельность и реализуемая в её рамках клубная форма работы с будущими педагогами дошкольного образования эффективно выполняет смыслообразующую функцию, способствует самопознанию, идентификации в коллективной деятельности и, наконец, ценностному самоопределению личности каждого студента, раскрывая в практической плоскости принципы аксиологического подхода к деятельности со студентами.
Предложенный нами факультативный курс даёт основные теоретические представления об особенностях педагогического общения, о риторических принципах и законах, методах построения монолога, диалога и полилога, препятствиях в общении, стратегии и тактике решения проблемно-педагогических (конфликтных) ситуаций в профессиональной деятельности. Получаемые знания необходимы для формирования специальных умений и навыков организации диалогического общения. Факультативный курс «Изюминки педагогического общения» благодаря видовому разнообразию используемых в практическом блоке методов, приёмов и средств вооружает студентов умениями и навыками осуществления всех этапов педагогического общения, что, в том числе, и служит основой реализации взаимодействия воспитателя с семьями дошкольников. Содержание курса построено таким образом, что предполагаемый результат будет выражен, на наш взгляд, и ростом профессионально-личностного развития будущего педагога дошкольного образования.
(66)
1. Абакумова И.В. Общая теория смысла. Психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика / И.В. Абакумова. - Москва: КРЕДО, 2013. - 352 с.
2. Анохина С.А. Аксиологическая адаптация студентов в вузовской среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Анохина Светлана Александровна; ОГУ. - Оренбург, 2015. - 24 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. - Москва: Педагогика, 1965. - 240 с.
4. Грищенко Н.А. Формування просоц1алъних особист1сних смиств студентсъко! молодо в позанавчалътй дгялъностг: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Грищенко Надгя Анатолпвна; ЛНУ ¡мет Тараса Шевченка. - Лугансък, 2009. -269 с.
5. ЗадворнаяМ.С. Непрерывное обучение педагогов личностно-ориентированному взаимо-
действию с родителями детей дошколъного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Задворная Марина Станиславовна; НГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2017. - 27 с.
6. Резолюция XXV Международных Рождественских образователъных чтений, направление «Христианская семъя - домашняя церковъ», 25-27 января 2017, г. Москва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://тгос. pravobraz.ru/rezolyuciya-napravleniya-xristianskaya-semya-domashnyaya-cerkov-2. - Дата обращения 11.02.2019.
7. СёминаМ.А. Становление фамилистиче-ской метакомпетентности молодёжи в образо-вателъном пространстве вуза: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.01 / Сёмина Марина Викторовна; ЗГУ. - Чита, 2013. - 47 с.
Abstract. Grishchenko N. AXIOLOGICAL APPROACH TO PREPARING FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION FOR WORK WITH FAMILY OF PUPILS. The
article raises the issue of the formation of readiness for interaction with family among future teachers of preschool education based on the identified problems of the teacher in professional activities. Among the latter, the author emphasizes the insufficient development of pedagogical reflection, reduced emotional stability, lack of knowledge and skills in the field of dialogic communication with parents of pupils, a low level of readiness to analyze problem-pedagogical situations and solve problems based on them in communication and interaction with parents of preschool children.
The author of the article proposes a solution to this problem from the perspective of an axiologi-cal approach to the organization of vocational training for preschool teachers. The author indicates that the axiological orientation of the personality is manifested in interaction with reality at the level of meaning, determined by motives, goals, relationships, attitudes of the subject; in the reflection of his life. The author substantiates the potential of extracurricular activities and club work with students, which contributes to the development of the meanings of professional activity with all subjects of the educational process in preschool educational institutions and the value self-determination of future preschool teachers.
The author sees a practical solution to the problem in the development and implementation, especially in extracurricular activities with students, of the optional course «Highlights of Pedagogical Communication ».
The content of the author's optional course «Highlights of Pedagogical Communication» includes 3 blocks: informational (interactive lectures, lectures, presentations on the main topics), practical, containing training exercises using the potential of parables, dramatization games, discussions, interactive communication using the Sokratovsky method dialogue, as well as a block of independent work containing tasks of a creative nature, auto-training.
Key words: a family, an upbringing, a future pre-school teacher, acciological approach, out of class activity, a club.
Статья представлена профессором Е.И.Скафой.
Поступила в редакцию 11.04.2019 г.