Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОК ВУЗА ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ'

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОК ВУЗА ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / СПЕЦКУРС / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Юлия Геннадиевна

Актуализирована проблема формирования у студенток вуза готовности к материнству. Обоснована возможность и охарактеризованы механизмы и инструменты решения указанной проблемы в системе высшего образования с использованием потенциала учебного и внеучебного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE WORK OF DEVELOPING THE STUDENTS’ READINESS TO MOTHERHOOD IN UNIVERSITY

The article deals with the actualization of the issue of developing the students’ readiness to motherhood in university. There is substantiated the potential, there are characterized the mechanisms and tools of solving the problem in the system of higher education with the use of the potential of the learning and nonlearning processes.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОК ВУЗА ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ»

известия вгпу

* * *

1. Bagrinceva O.B. K voprosu o motivacii iz-ucheniya inostrannogo yazyka studentov inzhenernyh special'nostej // Osnovnye problemy sovremennogo yazykoznaniya: sb. st. X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Astrahan', 2018. S. 5-9.

2. Bashkina O.A. Mezhdunarodnaya i akademi-cheskaya mobil'nost' kak vazhnaya sostavlyayush-chaya vysshego obrazovaniya // Aktual'nye problemy obucheniya inostrannyh studentov v medicinskom vu-ze: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchas-tiem. Astrahan', 2018. S. 11-16.

3. D'yakova O.N., Gagarina E.Yu. Vzaimosvyaz' urovnya vovlechennosti inostrannyh studentov s uchebnoj motivaciej i obrazovatel'nymi dostizheni-yami // Aktual'nye problemy obucheniya inostrannyh studentov v medicinskom vuze: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem posvyashch. 100-letiyu Astrah. GMU / pod red. A.H. Satretdinovoj. Astrahan', 2018. Astrahan', 2018. S. 20-27.

4. Kostina L.A., Taraskina T.V. Osnovy vozrastnoj psihologii. Astrahan', 2012.

5. Kochur V.V., Kostina L.A., Druzhinina N.Yu., Smahtina T.A. Obshchaya psihologiya. Astrahan', 2012.

6. Mil'man V.E. Vnutrennyaya i vneshnyaya mo-tivaciya uchebnoj deyatel'nosti // Vopr. psihologii. 1987. № 5. S. 129-138.

7. Satretdinova A.H., Penskaya Z.P. Psihologo-pedagogicheskie osnovy ovladeniya vtorym yazykom v inoyazychnoj srede // Russkaya rech' v inonacional'-nom okruzhenii: sb. nauch. tr. Elista, 2017. S. 194-205.

The study of the motivation of the students' professional choice in the medical university

The article deals with the issue of the motivation of the professional identity of the students in the medical university. There are presented the results of the conducted study of the first-year students in Astrakhan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation aimed at the revealing the motives of the choice of the profession of a doctor, there are stated the factors having influence on the students' professional choice. There is emphasized the gender aspect of the professional identity.

Key words: motivation, professional identity, choice of the profession of a doctor, medical university, external and internal factors.

(Статья поступила в редакцию 20.10.2021)

ю.г. ткачева

(луганск)

опыт работы по формированию у студенток вуза готовности к материнству

Актуализирована проблема формирования у студенток вуза готовности к материнству. Обоснована возможность и охарактеризованы механизмы и инструменты решения указанной проблемы в системе высшего образования с использованием потенциала учебного и внеучебного процессов.

Ключевые слова: материнство, готовность к материнству, воспитывающее обучение, образовательный процесс вуза, спецкурс, просветительство.

Среди национальных целей развития Российской Федерации одной из первых указана «сохранение населения, здоровья и благополучия людей», достижение которой связывается, прежде всего, с увеличением численности населения [8], а значит, и повышением рождаемости. Этот показатель, если не рассматривать пандемийный период, неуклонно падает. Статистические данные свидетельствуют о том, что на период середины 2020 г. на фоне снижения за последние пять лет общего числа абортов на 29% снизилась на 23% и рождаемость [4]. При этом, если сравнивать показатели 2019 и 2020 гг., то численность населения в возрасте до 18 лет снизилась на 7 млн чел. [13]. Если учесть, что государство в последние годы предпринимает беспрецедентные шаги по поддержке семей с детьми, одиноких матерей, то проблема снижения рождаемости - это прежде всего проблема готовности женщины к материнству.

Многие исследователи (О.С. Антонович, С.Н. Борисова, Н.Н. Васягина, И.А. Григорян, Т.А. Гурьянова, Н.В. Даниленко, Е.И. Жупие-ва, В.В. Иванкина, А.В. Каменюк, И.М. Кыш-тымова, Т.В. Леус, О.Ф. Лысенко, С.Ю. Мещерякова, А.А. Меньшикова, Т.Х. Невструева, Е.В. Тиунова, М.В. Сафонова, Ю.Р. Седельни-кова, Г.Г. Филиппова и др.) связывают проблему готовности к материнству исключительно с психологическими ее аспектами. Другие исследователи (Е.А. Андриянова, И.Ю. Арано-вич, И.А. Баяринова, Е.А. Богданова, Н.Н. Ваганов, Т.В. Говорун, Н.Г. Гойда, О.А. Касья-

О Ткачева Ю.Г., 2022

нова, С.В. Лукащук-Федик, Р.А. Моисеен-ко, И.Г. Новокрещенова и др.) рассматривают готовность к материнству с медико-биологических позиций. Влияние социально-экономических факторов на готовность женщины быть матерью исследовано в работах И.А. Ал-леновой, О.Н. Безруковой, В.И. Брутмана, А.С. Волковой, Т.А. Гирко, И. Ф. Дементьевой, И.П. Катковой, М.М. Кудаевой, Ю.П. Петренко, А.А. Шевелевой и др.

Однако в последние годы проблема готовности к материнству все более уверенно входит в круг педагогических проблем. об этом свидетельствуют работы И.В. Братуся, Е.Н. Васильевой, Т.Г. Веретенко, О.А. Гребенниковой, Р.Г. Гуровой, т.М. Ивановой, Н.А. Кормновой, Г.М. Лактионовой, В.В. Орловой, А.Б. Пралич, Е.А. Реймер, Н.Е. Рудовой, Л.И. Столярчук, И.В. Федосовой, А.В. Щербакова и др.

В решении проблемы формирования готовности к материнству в плоскости педагогики мы опираемся на многовековой отечественный опыт воспитывающего обучения, которое начиналось в семье и продолжалось в образовательных учреждениях, создавая у девочек и девушек не только образ матери - продолжательницы рода и хранительницы семейного очага, но и ответственного, взрослого человека, который должен обладать знаниями и умениями по воспитанию и развитию ребенка, сохранению его жизни и здоровья, формированию гражданина своей страны, личности, наполненной ценностями, культурными традициями и смыслами [3]. В связи с необходимостью для девочек и девушек овладевать такими знаниями и навыками считаем, что формирование готовности к материнству должно проходить не только в семье, но и на всех уровнях системы образования. При этом следует использовать возможности как внеучебного, так и учебного процесса, не ограничиваясь медико-биологическими знаниями.

Укажем, что с 2005 по 2009 г. в ряде школ Российской Федерации был реализован под руководством Н.Е. Рудовой эксперимент по созданию системы воспитания ценностного отношения к материнству [10]. Собственно формирующий этап эксперимента реали-зовывался среди учащихся старших классов школ г. Санкт-Петербурга и в рамках внеучеб-ной работы среди студенток Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и показал позитивную динамику среди непосредственных участников эксперимента по формированию ценностного от-

кие науки -

ношения к материнству, традиционных семейных ценностей и ценностей материнства. Однако предложенные и апробированные методические разработки не нашли должного применения в системе воспитания образовательных учреждений.

Сегодня в системе образования преимущественно в рамках внеучебной работы проводятся психологические тренинги (примером может служить авторский тренинг Е.Н. Васильевой и А.В. Щербакова «Эффективное роди-тельство» [1]), организуется работа клубов [7], проводятся воспитательные или кураторские тематические часы [9], просветительские лекции с учетом возрастных особенностей девочек, девушек и молодых женщин [6]. По примеру Н.Е. Рудовой в рамках формирования у студенток психологической готовности к материнству И.Г. Григорьян был разработан и применен во внеучебном процессе спецкурс [2], а О.Ф. Лысенко и М.В. Сафонова с целью формирования «собственного опыта взаимодействия с младенцами и наблюдения за общением и уходом за ними со стороны матери» среди девочек младшего возраста используют сю-жетно-ролевые игры с куклами [6].

Говоря о возможности формирования готовности к материнству в системе высшего образования, хотим отметить несколько аспектов. Прежде всего, период профессиональной подготовки - это период существенного изменения мотивационно-ценностной сферы личности, поиск жизненных ориентиров, построение стратегий самореализации. Именно в это время многие девушки, опираясь на «общественное» мнение, отдают предпочтение профессиональному развитию, выбирают карьеру если не вместо семьи, то однозначно вместо материнства [5]. Поэтому важно на примерах самих педагогов, выдающихся представительниц науки, культуры, бизнеса, политики донести до сознания молодых женщин пагубность такого выбора, который лишает женщину важной составляющей ее жизни, ее предназначения, придающего особый смысл ее существованию и всей той деятельности, в которой она хочет себя реализовать.

Вторым значимым аспектом является само содержание профессионального образования, те когнитивные и операциональные возможности, которые предоставляют гуманитарные, естественно-научные и ряд профильных дисциплин. Посредством содержания учебного материала, практических заданий можно сформировать значительный объем знаний и умений в сфере материнства и детства, воспита-

ния и развития ребенка, сохранения здоровья всех членов семьи, рациональной организация их труда, быта и отдыха, выстраивания в семье, между матерью и ребенком доверительных и открытых взаимоотношений.

Такое видение проблемы обусловило поиск нами тех педагогических условий, которые позволят в процессе обучения в вузе оказать положительное воздействие на формирование у студенток готовности к материнству. Целью данной статьи является характеристика и обобщение результатов экспериментальной работы по формированию у студенток вуза готовности к материнству.

Прежде всего укажем, что материнство рассматривается нами как осознанная потребность женщины в рождении и воспитании детей, что предусматривает формирование особой эмоционально-ценностной сферы ее личности и становится неотъемлемым условием полноценной реализации женщины в обществе. Готовность к материнству мы понимаем как сложное интегрированное образование личности, особым образом организованную личностную сферу женщины, которая базируется на ценностном осознании и ее отношении к материнству и проявляется в готовности и способности обеспечивать адекватные условия для развития ребенка [11]. В структуре готовности к материнству мы выделяем мотиваци-онно-ценностный, личностный, когнитивный и операционный компоненты, что позволило нам на компонентной основе разработать критериально-диагностическую базу исследования и перейти к экспериментальной работе [12].

Экспериментальная работа по формированию у студенток готовности к материнству проводится нами начиная с 2012 г. в Луганском государственном педагогическом университете на основе разработанной модели, которая методологически опирается на ведущие положения аксиологического, личност-но ориентированного, деятельностного и системного методологических подходов, а также принципы социального соответствия, гуманизации учебно-воспитательного процесса, меж-дисциплинарности, комплексности, эмоциональной открытости, иерархичности [там же].

Наша исследовательская работа в связи со сложной военно-политической ситуацией на Донбассе в 2014 г., а затем и постепенной интеграцией в российское образовательное и научное пространство хотя и претерпела определенные изменения, однако позволяет сделать предварительные выводы о результативности тех педагогических воздействий, которые бы-

ли выбраны для решения проблемы формирования у студенток вуза готовности к материнству.

В период 2012-2014 гг. наша работа велась преимущественно среди студентов филологического факультета, что позволило предпринять некоторые универсальные шаги по специальному наполнению в контексте решаемой проблемы содержания учебного и вне-учебного процессов. В рамках учебного процесса нами был разработан и внедрен в учебные планы подготовки будущих филологов, переводчиков и учителей филологических дисциплин элективный курс «Материнство как предназначение» общим объемом 1,5 зачетные единицы, состоящий из четырех тем, отражающих социально-культурные, исторические и современные аспекты материнства, основные направления и способы формирования готовности к нему у студенток вуза. данный курс был направлен на формирование у студенток понимания самой сущности материнства, устойчивой системы ценностных ориентаций, связанных с материнством и детством; раскрытие перед студентами механизмов и инструментов овладения знаниями и навыками в этой сфере и развитие соответствующих мотивов.

Нами активно использовался потенциал социально-гуманитарных и экономических дисциплин («История», «Философия», «Социология», «Социология общественного мнения», «Этика», «Гендерная психология», «Психология развития личности», «Право», «Международное публичное право», «Конституционное право», «Экономика», «Культурология», «Религиоведение» и др.), естественно-научных дисциплин («Возрастная физиология и психофизиология», «Безопасность жизнедеятельности», «Санитария и гигиена», «Валеология» и др.), а также дисциплин профессионального цикла, прежде всего языковой и литературоведческой подготовки. В программу всех этих дисциплин с согласия и при участии их разработчиков были введены отдельные темы, раскрывающие сущность материнства, роли женщины-матери в обществе и развитии человеческой цивилизации, ее взаимоотношения с детьми, их воспитания и развития.

Особое внимание было уделено содержанию профильных дисциплин и тем заданиям, которые позволяли решать проблему формирования готовности к материнству. Был осуществлен подбор литературных произведений (с учетом изучаемого языка), которые раскрывали и воспевали образ матери; сформулиро-

педагогические науки

ваны темы сочинений (например: «Материнство как великая миссия женщины», «Значимость матери в жизни человека», «Легенда о материнской любви», «Подвиг матери»), эссе, рефератов; разработаны практические задания, которые в той или иной степени касались темы материнства и детства (например, подбор пословиц, поговорок, крылатых фраз о матери, нахождение их аналогов в изучаемом иностранном языке; составление мультимедийной презентации с использованием картин великих мастеров, которые бы иллюстрировали литературные произведения, где фигурируют мать и дитя, и др.). Отметим, что нами намеренно использовался большой арсенал произведений культуры и искусства: репродукции полотен художников, скульптурных композиций, музыкальные произведения, документальные и художественные фильмы, подборки стихотворений поэтов разных стран и др. Все это создавало особое эмоциональное воздействие на студенток, позволяло им осознавать свою материнскую идентичность, формировать и развивать ценностное отношение к материнству, направленность на овладение специальными знаниями и умениями в сфере материнства и детства. Знания и умения по воспитанию и развитию ребенка, взаимодействию между матерью и ребенком, взрослыми и детьми, сохранению и укреплению здоровья мы формировали преимущественно в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического и естественно-научного цикла.

Отдельное внимание уделялось социально-экономическим и правовым аспектам материнства и детства, которые раскрывались как в процессе изучения дисциплин, так и во время проведения специально организованных встреч, тематических вечеров, круглых столов с представителями правоохранительных органов и социальных служб. Рассматривались вопросы правовой и социально-экономической поддержки со стороны государства и общественных организаций материнства и детства. В процессе обучения и общения со студентками в рамках внеучебных мероприятий у них был выявлен недостаточный уровень правовой грамотности в сфере материнства и детства, незнание тех прав, которыми наделяются беременная женщина и молодая мать, в том числе и одинокая, со стороны государства. Достаточным откровением стала для девушек информация о тех многочисленных общественных организациях, которые помогают в решении различных проблем, связанных с материнством и детством.

Полезной и эмоционально насыщенной была информация о статистике абортов и их последствиях для здоровья женщин, беременности несовершеннолетних женщин, детях-сиротах, оставленных на попечение государства, девиантном поведении матерей, сопровождавшемся потерей здоровья и жизни ребенка. Приведенная статистика была непосредственно связана с наличием у женщин знаний о воспитании ребенка, сохранении своего здоровья, жизни и здоровья ребенка и, к сожалению, свидетельствовала в целом о низкой полоролевой культуре современных женщин, их недостаточной медико-биологической грамотности, отсутствии элементарных знаний о воспитании и развитии ребенка. Все это в целом отражает проблемы воспитания молодежи, прежде всего семейного и здоровьесберегающего, и значительные пробелы в содержании школьного и профессионального образования, а также тех методах и средствах, которые используются в обучении.

В связи с этим в рамках внеучебной работы нами были привлечены представители здравоохранения, которые во время просветительских лекций знакомили студенток с информацией о мерах, необходимых для зачатия здорового ребенка; особенностях здоровья женщины в период беременности, здоровья ребенка на различных этапах его взросления; наиболее простых и действенных мерах по поддержанию здорового образа жизни. В процессе работы в рамках внеучебной деятельности нами также проводились творческие мероприятия (концерты, литературно-музыкальные вечера, фотоконкурсы и фотовыставки, конкурсы стенгазет, изделий народного творчества, сделанных руками женщин-преподавателей и их детей, и др.), тематические кураторские часы, круглые столы, просмотры и обсуждения телевизионных и художественных фильмов и пр.

Опираясь на опыт Н.Е. Рудовой [10], Е.Н. Васильевой, А.В. Щербакова [1], мы с привлечением психологов из психологической службы университета и преподавателей кафедры психологии проводили обучающие и психологические тренинги, включающие собственно тренинг «Эффективное родительст-во», а также тренинги «Конфликты и способы их разрешения», «Моя семья» с упражнениями «Знакомство», «Аист», «Живой дом», «Душа ребенка», «Один день из жизни Маши», «Стили родительского воспитания», «Я люблю своего ребенка» и др. Отдельные тренинговые упражнения, содержательно связанные с проблемой формирования готовности к материнст-

ву, использовались и во время занятий при изучении психологических дисциплин.

Укажем, что на всех этапах в рамках учебного и внеучебного процессов реализация работы по формированию у студенток вуза готовности к материнству сопровождалась использованием активных и интерактивных методов обучения (диалоговые, дискуссионные, игровые, ситуационные, проектные, тре-нинговые и др.), что повышало продуктивность усвоения знаний и умений в сфере материнства и детства, сохранения и поддержания здоровья матери и дитя, оказывало значительное эмоционально-волевое воздействие на ценностно-смысловые ориентиры студенток в сфере материнства, создавало и закрепляло идеальный образ женщины-матери, активного члена общества, полноценно реализующего свой потенциал в материнстве и профессионально-общественной жизни.

В связи с переходом в 2015/16 уч. г. образовательной деятельности вузов донбасса на российские образовательные стандарты нами были внесены коррективы в образовательные программы и учебные планы, в результате чего разработанный курс «Материнство как предназначение» начал использоваться в рамках работы по семейному воспитанию Духовно-просветительского центра имени святого преподобного Нестора Летописца. При этом мы смогли привлечь к нашей работе значительную часть студенток разных направлений подготовки Луганского государственного педагогического университета, что также повлекло пересмотр содержания лекционных и практических занятий, критериально-диагностической базы исследования, расширило спектр методов воспитывающего обучения.

так, нами стал использоваться на практических занятиях в рамках спецкурса метод мозгового штурма по получению навыков решения неотложных задач, возникающих в процессе воспитания ребенка. Студенткам предлагалась одна из проблем, для решения которой они должны были генерировать несколько идей и выбрать наиболее оптимальную с точки зрения педагогики, психологии, валеоло-гии, санитарии, гигиены, существующих норм и правил поведения, традиционных семейных ценностей. Это позволяло при формировании готовности к материнству развивать творческий подход студенток к проблемам воспитания, ответственность за судьбу ребенка, его жизнь и здоровье, с иных позиций взглянуть на проблему ценности материнства.

В результате нашей работы с 2016/17 уч. г. спецкурс «Материнство как предназначение» стал основой одноименной дополнительной образовательной программы общим объемом 144 часа, реализуемой поэтапно в течение всего учебного года. В программу были включены тренинговые занятия, дискуссии, просветительские лекции с приглашением медиков, представителей правоохранительных органов, социальных служб, церкви. Фактически накопленный нами ранее материал был органично объединен и позволил осуществить целостный подход к формированию у студенток готовности к материнству.

Была проведена работа и по расширению спектра дисциплин, содержание которых стало включать темы, связанные с материнством и детством. Прежде всего, это дисциплины «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Русский язык в профессиональной деятельности» для тех направлений подготовки, которые стали участниками экспериментальной группы. В рабочие программы указанных дисциплин были включены соответствующие темы «Русский язык и культура речи» -«Образ матери в русской литературе», «Иностранный язык» - "The image of the mother in English literature" («Образ матери в английской литературе»), «Русский язык в профессиональной деятельности» - «Женщина-мать в современном российском обществе», реализация которых предполагала и практические аудиторные занятия, и самостоятельную внеаудиторную работу.

С учетом специфики российского законодательства и происходящих в Российской Федерации социально-экономических и общественных процессов были внесены в контексте разрабатываемой проблематики коррективы в содержание лекций и практических занятий по дисциплинам «Право», «Экономика», «История», «Философия», «Социология», «Социология общественного мнения» и ряд других. Была пересмотрена тематика рефератов, проектов, индивидуальных заданий по всем используемым в экспериментальной работе гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Так, к существующим темам проектных заданий были добавлены такие, как «Влияние культурных и религиозных традиций народов России на место и роль матери в семье», «Российское законодательство и суррогатное материнство», «Нормативно-законодательное обеспечение материнства и детства в Российской Федерации», «Роль и место общественных организаций в защите интересов

материнства и детства в России», «Медико-социальные аспекты материнства в России», «Празднование дня семьи, любви и верности в России» и др.

Нами была продолжена работа по использованию потенциала психолого-педагогических и естественно-научных дисциплин; тематических кураторских часов и просветительской деятельности с привлечением представителей медицинских, правоохранительных и социальных организаций и учреждений, общественных организаций; творческих мероприятий и конкурсов, тренингов и обучающих практических внеучебных занятий.

Поскольку наша работа с 2016/17 уч. г. претерпела определенные изменения, то при подведении ее итогов мы учитывали результаты диагностирования второй половины 2016 -середины 2021 г. Начиная с 2016/17 уч. г. мы ежегодно набирали контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы среди студенток бакалавриата разных направлений подготовки. Так, в экспериментальную группу входили студентки направлений подготовки 45.03.01 «Филология (Зарубежная филология. Английский язык)», 45.03.01 «Филология (Отечественная филология. Русский язык и литература)», 45.05.01 «Перевод и переводоведение», 44.03.01 «Педагогическое образование (начальное образование)», 44.03.01 «Педагогическое образование (дошкольное образование)»,

44.03.01 «Педагогическое образование (История. Обществознание)». В контрольную группу были включены студентки направлений подготовки 45.03.01 «Филология (Зарубежная филология. Французский и английский язык)», 45.03.01 «Филология (Зарубежная филология. Немецкий и английский язык)»,

45.03.02 «лингвистика», 44.03.01 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Физика. Математика)», 44.03.01 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (Математика. Информатика)»,

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», 39.03.03 «Организация работы с молодежью».

Фактически в эксперименте приняло участие три потока студентов ЭГ И КГ набора 2016/17 уч. г., 2017/18 уч. г. и 2018/19 уч. г. В среднем количество студентов ЭГ и КГ колебалось от 120 до 140 чел. в каждой группе.

Приведенная выше методика формирования готовности к материнству была применена среди студенток ЭГ. Студентки КГ обучались в вузе и осуществляли образовательную

кие науки -

деятельность по традиционной методике. С каждым из потоков мы работали на протяжении трех лет, что позволяло постепенно органично вплетать в содержание профессиональной подготовки и внеучебной деятельности студенток различные аспекты работы по формированию у них готовности к материнству. В первый год работы был задействован преимущественно потенциал дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов, а также внеаудиторной работы творческого характера. На втором году обучения делался упор на потенциал психолого-педагогических дисциплин, реализовывалась дополнительная образовательная программа «Материнство как предназначение», расширился спектр внеучеб-ных мероприятий. На третьем году обучения мы использовали возможности профильных дисциплин, продолжали просветительскую деятельность среди студенток, проводили тренинги, дискуссии, круглые столы, творческие мероприятия.

В начале и конце каждого из этапов эксперимента нами проводилась диагностика уровня сформированности готовности студенток к материнству по каждому из компонентов. Для этого мы использовали адаптированную методику О.В. Алифиренко, диагностический опросник «Мотивация к успеху» Т. Элерса, методику «Мои будущие родительские роли» Е.Н. Васильевой, А.В. Орлова, методику PARI Е.С. Шеффер и Р.К. Белла, адаптированную Т.В. Нещерет, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, анкеты, беседы, интервью, анализ продуктов учебной и внеучебной деятельности (контрольные работы, тестовые задания, ответы на семинарских и практических занятиях, рефераты, выполнение практических и индивидуальных проектных заданий, эссе, презентаций и др.).

Поскольку результаты формирования готовности к материнству на каждом из этапов формирующего эксперимента в КГ и ЭГ были достаточно схожими, то в табл. на с. 168 мы отразили средние показатели динамики формирования у студенток исследуемого феномена. Данные, отраженные в таблице, наглядно демонстрируют положительную динамику формирования у студенток экспериментальной группы готовности к материнству. Определенные сдвиги можно наблюдать и среди студенток контрольной группы, но они не столь существенны.

Методы математической статистики подтвердили значимость положительных отличий

Средние показатели уровня сформированности готовности студенток ЭГ и КГ к материнству

Уровень формирования Констатирующий этап эксперимента, ср. показатели Формирующий этап эксперимента, ср. показатели

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

чел. % чел. % чел. % чел. %

Низкий 25 19,38 25 18,93 23 17,83 14 10,61

Средний 67 51,94 68 51,52 65 50,39 50 37,88

Достаточный 33 25,58 34 25,76 32 24,8 49 37,12

Высокий 4 3,1 5 3,79 9 6,98 19 14,39

Всего (ср. показатели) 129 132 129 132

уровня сформированной готовности к материнству у студенток экспериментальной группы по сравнению со студентками контрольной группы, где отсутствовало такое отличие в распределениях, что свидетельствует об эффективности сделанных нами педагогических воздействий.

Таким образом, определенные в нормативных документах цели и задачи национального развития государства, данные о снижении рождаемости и увеличении показателей социального сиротства, выбор женщин в пользу профессионально-общественной самореализации свидетельствуют о недостаточной эффективности решения проблемы формирования готовности к материнству в психологической и медико-социальной плоскостях, а также необходимости ее перевода в круг актуальных педагогических проблем. Решение данной проблемы мы связываем с воспитывающим обучением на всех уровнях системы образования, делая акцент на возможности формирования у молодых женщин готовности к материнству в процессе обучения в вузе. Нами представлен многолетний опыт работы по формированию у студенток готовности к материнству с использованием возможностей учебного и внеучебного процессов, что позволило выработать некоторые универсальные подходы, которые можно использовать при определенной адаптации для формирования готовности к материнству у студенток разных направлений подготовки.

список литературы

1. Васильева Е.Н., Щербаков А.В. Изменение уровня психологической готовности молодежи

к родительству средствами тренинговой программы «Эффективное родительство» [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 584-589. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33169 (дата обращения: 13.10.2021).

2. Григорьян И.Г. Особенности психологической готовности студенток к материнству: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2012.

3. Зинченко В.О., Ткачева Ю.Г. Роль воспитывающего обучения в формировании у студенток вуза готовности к материнству // Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциа-лизация и трансформация ценностей в VUCA-ми-ре: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (2122 апр. 2021 г., г. Челябинск): сб. ст. Челябинск, 2021. С. 193-198.

4. Минздрав сообщил о сокращении числа абортов в России почти на треть [Электронный ресурс] // Ведомости. 2020. 27 окт. URL: https://www. vedomosti.ru/society/news/2020/10/27/844763-o-sokra schenii-chisla-abortov (дата обращения: 13.10.2021)

5. Лагун A.B., Размазина М.А. Проблемы современной молодежи: взгляд изнутри [Электронный ресурс] // Credo New. 2020. № 4. URL: http:// www.mtelros.ru/readroom/credo_new/k4-2020/42850-problemy-sovremennoy-molodezhi-vzglyad-iznutri. html (дата обращения: 13.03.2021).

6. лысенко о.Ф., Сафонова М.В. Показатели психологической готовности к материнству и психолого-педагогические мероприятия по ее формированию // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2021. № 2(56). С. 123-133.

7. Никулина А.Д. Культурное наследие как составляющая духовно-нравственной основы современной семьи // Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования: сб. науч. тр. 3-й Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Д.В. Ал-

педагогические науки

фимов, М.Г. Коляда, Т.А. Андреева [и др.]. Макеевка, 2018. С. 27-30.

8. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. URL: https://rg.ru/2020/07/22/ ukaz-dok.html (дата обращения: 13.10.2021).

9. Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни и осознанному родительству: учеб.-метод. материалы / авт.-сост. И.А. Комарова и [др.]. Могилев, 2012.

10. Рудова Н.Е. Система воспитания ценностного отношения к материнству: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.

11. Ткачева Ю.Г. Методологические основы формирования готовности к материнству у студенток вузов // Уч. зап. Орл. гос. ун-та. 2021. № 1(90). С. 274-277.

12. Ткачева Ю.Г. Формирование у студентов вуза готовности к материнству: критериально-диагностическая база исследования // Уч. зап. За-байкал. гос. ун-та. 2021. Т. 16. № 2. С. 121-128.

13. Численность и состав населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 13.10.2021).

1. Vasil'eva E.N., Shcherbakov A.V. Izmenenie urovnya psihologicheskoj gotovnosti molodezhi k roditel'stvu sredstvami treningovoj programmy «Ef-fektivnoe roditel'stvo» [Elektronnyj resurs] // Funda-mental'nye issledovaniya. 2013. № 11-3. S. 584-589. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view? id=33169 (data obrashcheniya: 13.10.2021).

2. Grigor'yan I.G. Osobennosti psihologicheskoj gotovnosti studentok k materinstvu: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Samara, 2012.

3. Zinchenko V.O., Tkacheva Yu.G. Rol' vospi-tyvayushchego obucheniya v formirovanii u studen-tok vuza gotovnosti k materinstvu // Nacional'naya bezopasnost' i molodezhnaya politika: kibersocia-lizaciya i transformaciya cennostej v VUCA-mire: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (21-22 apr. 2021 g., g. Chelyabinsk): sb. st. Chelyabinsk, 2021. S. 193-198.

4. Minzdrav soobshchil o sokrashchenii chisla abortov v Rossii pochti na tret' [Elektronnyj resurs] // Vedomosti. 2020. 27 okt. URL: https://www.vedomosti. ru/society/news/2020/10/27/844763-o-sokraschenii-chisla-abortov (data obrashcheniya: 13.10.2021)

5. Lagun A.V., Razmazina M.A. Problemy so-vremennoj molodezhi: vzglyad iznutri [Elektronnyj resurs] // Credo New. 2020. № 4. URL: http://www. intelros.ru/readroom/credo_new/k4-2020/42850-prob lemy-sovremennoy-molodezhi-vzglyad-iznutri.html (data obrashcheniya: 13.03.2021).

6. Lysenko O.F., Safonova M.V. Pokazateli psihologicheskoj gotovnosti k materinstvu i psihologo-pedagogicheskie meropriyatiya po ee formirovaniyu // Vestn. Krasnoyar. gos. ped. un-ta im. V.P. Astafeva. 2021. № 2(56). S. 123-133.

7. Nikulina A.D. Kul'turnoe nasledie kak sostav-lyayushchaya duhovno-nravstvennoj osnovy sovre-mennoj sem'i // Gumanitarnye aspekty vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. 3-j Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. / D.V. Alfimov, M.G. Kolyada, T.A. Andreeva [i dr.]. Makeevka, 2018. S. 27-30.

8. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Fe-deracii na period do 2030 goda [Elektronnyj resurs]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474. URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (data obrashcheniya: 13.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Podgotovka studencheskoj molodezhi k semej-noj zhizni i osoznannomu roditel'stvu: ucheb.-me-tod. materialy / avt.-sost. I.A. Komarova i [dr.]. Mogilev, 2012.

10. Rudova N.E. Sistema vospitaniya cennostnogo otnosheniya k materinstvu: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2009.

11. Tkacheva Yu.G. Metodologicheskie osnovy formirovaniya gotovnosti k materinstvu u studentok vuzov // Uch. zap. Orl. gos. un-ta. 2021. № 1(90). S. 274-277.

12. Tkacheva Yu.G. Formirovanie u studentov vuza gotovnosti k materinstvu: kriterial'no-diagno-sticheskaya baza issledovaniya // Uch. zap. Zabajkal. gos. un-ta. 2021. T. 16. № 2. S. 121-128.

13. Chislennost' i sostav naseleniya [Elektronnyj resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj sta-tistiki: oficial'nyj sajt. 2021. URL: https://rosstat.gov. ru/folder/12781 (data obrashcheniya: 13.10.2021).

The experience of the work of developing the students' readiness to motherhood in university

The article deals with the actualization of the issue of developing the students' readiness to motherhood in university. There is substantiated the potential, there are characterized the mechanisms and tools of solving the problem in the system of higher education with the use of the potential of the learning and nonlearning processes.

Key words: motherhood, readiness to motherhood, educational training, educational process of university, special course, education.

(Статья поступила в редакцию 18.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.