УДК [378.091.2:378.015.31]-055.26 ТКАЧЕВА Ю.Г.
старший преподаватель, кафедра теории и практики перевода, Луганский государственный педагогический университет
Е-mail: yulia23255@yandex.ru
UDC [378.091.2:378.015.31]-055.26 TKACHEVA YU.G.
Senior Lecturer, Translation Studies Department of Lugansk State Pedagogical University Е-mail: yulia23255@yandex.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У СТУДЕНТОК ВУЗОВ
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF READINESS FOR MOTHERHOOD
IN UNIVERSITY STUDENTS
В статье обоснована формирования у студенток вуза готовности к материнству; дано авторское определение феноменов «материнство» и «готовность к материнству»; обоснованы методологические подходы и принципы, которые в комплексе обеспечивают более высокий уровень формирования у студенток готовности к материнству.
Ключевые слова: материнство, готовность к материнству, формирование готовности к материнству, ценность материнства, образовательная среда вуза.
The article substantiates the formation of readiness for motherhood in university students; gives the author's definition of the phenomena «motherhood» and «readiness for motherhood»; grounds methodological approaches and principles that together provide a higher level of formation of readiness for motherhood in students.
Keywords: motherhood, readiness for motherhood, formation of readiness for motherhood, the value of motherhood, the educational environment of the university.
Становление и развитие рыночной экономики, начиная c 90-х годов ХХ века, существенным образом повлияло на жизненный уклад, традиции и ценности, присущие всем народам, проживающим на постсоветском пространстве. В значительной мере эти изменения коснулись взаимоотношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. В молодежной среде утвердились свободные сексуальные отношения, приведшие к трансформации семейных отношений, стали частыми случаи рождения детей несовершеннолетними матерями и их оставление на попечение государства или полный отказ женщин от продолжения рода как в силу собственного эгоизма, инфантилизма, так и с целью полного погружения в профессию.
На современном этапе в российском обществе происходит переосмысление таких основополагающих ценностей как жизнь, семья, любовь, материнство. Во многом этому способствовали видимые перемены в обществе, действенная помощь со стороны государства по отношению к семье, подрастающему поколению, здоровью граждан, решению их насущных жизненных проблем. Однако достаточно ли только материнского капитала, льготного кредитования, чтобы мотивировать женщину сделать выбор в пользу ребенка и материнства? Как свидетельствуют данные Министерства здравоохранения, хотя общее число абортов за последние пять лет в Российской Федерации снизилось на 29%, однако рождаемость, несмотря на все предпринимаемые со стороны государства меры, продолжила свой спад и снизилась на 23 % [1].
Значит выбор в сторону семьи, ребенка, способность нести ответственность за близких людей требует не только психологической, физиологической или материальной готовности молодой женщины. Действенным средством формирования готовности к материнству должно быть воспитывающее обучение, создание особых организационно-педагогических условий в учреждениях образования, которые будут способствовать интеллектуально-личностной зрелости женщины к осознанию ценности материнства, готовности к рождению и воспитанию ребенка.
Необходимо отметить, что преимущественно проблема готовности к материнству рассматривается с психологической (О.С. Антонович, О.В. Баженова, Г.Л. Бибринг, О.Р. Ворошнина, Н.Н. Васягина И.А. Григорян, Т.А. Гурьянова, Н.В. Даниленко, В.В. Иванкина, Л.Л. Кон, Т.В. Леус, А.А. Меньшикова, С.Ю. Мещерякова, Т.Х. Невструева, Ю.Е. Скоромная, Г.Г. Филиппова и др.), социологической (И. А. Алленова, О.Н. Безрукова, В.И. Брутман, Т.А. Гирко, И. Ф. Дементьева, И.П. Каткова Ю.П. Петренко, А.А. Шевелева и др.), физиологической (И.А. Баяринова, Е.А. Богданова, Т.В. Говорун, Н.Г. Гойды, Р.А. Моисеенко, С.В. Лукащук-Федик и др.) точек зрения. Проведенный анализ свидетельствует, что педагогические аспекты проблемы материнства и формирования готовности к нему у студенток вуза исследованы в незначительной мере.
Мы считаем, что данную проблему важно изучить в контексте приобретения девушками профессии. Такое
© Ткачева Ю.Г © Tkacheva Yu.G.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
видение нами путей разрешения проблемы опирается на ряд объективных факторов.
Во-первых, период выбора профессии является и периодом общего становления мировоззрения личности, в том числе и профессионального; периодом формирования устойчивой системы ценностей, целей и планов жизнедеятельности; периодом нахождения своего места в жизни, определения социальных ролей, в том числе, и поло-ролевых позиций. Значит именно на этапах выбора профессии и профессиональной подготовки молодая женщина определяет ту роль и место, которые займут семья и дети в ее жизни.
Во-вторых, именно этот период исканий смысла и целей в жизни характеризуется неустойчивым содержанием самосознания личности, которое может испытать негативное внешнее воздействие и привести молодую женщину к неправильному выбору. В этом контексте именно педагоги профессионально могут помочь девушкам найти компромисс между личными потребностями и потерянностями семьи, ребенка, между материнством и профессиональной самореализацией.
В-третьих, многие социально-гуманитарные, естественно-научные и даже профильные дисциплины, содержание внеучебной работы несут в себе большой воспитывающий потенциал, который можно использовать для решения проблемы формирования готовности к материнству у студенток вуза путем развития представлений о ценности материнства, семьи, любви; формирования соответствующих идеалов, моральных убеждений и установок.
Все это обуславливает поиск условий эффективного формирования у студенток вуза готовности к материнству, их теоретико-методического обоснования. В силу специфики исследуемой нами проблемы, ее недостаточного изучения педагогической наукой нахождение таких условий необходимо начинать с определения методологических основ решения проблемы формирования готовности к материнству у студенток вуза.
Отметим, что проведенное нами исследование позволило понимать под материнством осознанную потребность женщины в рождении и воспитании детей, что предусматривает формирование особой эмоционально-ценностной сферы ее личности и становится неотъемлемым условием полноценной реализации женщины в обществе. В контексте этого готовность к материнству является сложным интегрированным образования личности, особым образом организованной личностной сферой женщины, которая базируется на ценностном осознании и ее отношении к материнству и проявляется в готовности и способности обеспечивать адекватные условия для развития ребенка [2]. Сам процесс формирования готовности к материнству может быть эффективным при условии целенаправленной деятельности всего педагогического коллектива вуза, особого подбора форм, методов и средств обучения и воспитания, интегрированных в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов [3].
Такое понимание основных дефиниций позволя-
ет опираться в решении задач нашего исследования на определение В.О. Зинченко методологических подходов как комплекса тех понятий, принципов, приемов и методов, которые используются учеными в исследовании и особым образом организуют их деятельность [4].
Базовым определением нашего исследования является готовность к материнству, которая связывается большинством отечественных (Т.И. Безрукова, В.М. Брутман, Н.В. Быстрова, Е.Е. Плотникова, Е.В. Тиунова, А.В. Узик, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хаммитова) и зарубежных (Дж. Блок, А. Гарден, К. Слатерии, Дж. Хаббс и др.) исследователей с системой семейных ценностей. При этом Е.В. Тиунова считает, что ведущей характеристикой готовности к материнству является осознание ценности ребенка, ценностно-смысловое значение материнства как для самой женщины, так и для рожденного ребенка [6]. Исследования, проводимые Е.И. Жупиевой [7], С.Н. Борисовой и Ю.Р. Седельниковой [8] в контексте выявления психологической готовности студенток к материнству, подтверждают наличие ценностно-смысловой компоненты в структуре этого феномена.
Безусловно, ценности являются важнейшей составляющей структуры личности, а ценность материнства - выступает основой системы семейных ценностей, составляют основу жизнедеятельности женщины и позволяют ей оценить проводить оценку действительности на основе сформировавшихся норм и идеалов о семье. Принимая материнство как ценность, женщина может духовно, физически и психологически раскрыть свою личность через любовь к ребенку, ответственную заботу о нем на протяжении всей жизни.
В связи с этим при определении методологических основ формирования у студенток вуза готовности к материнству аксиологический подход мы выделяем как ведущий, поскольку ценности влияют на интересы, потребности, поведение, деятельность молодей женщины, в том числе, и мотивируют ее на познание в этой сфере.
Выбор аксиологического подхода мы также обосновываем значительными научными наработками по проблеме влияния ценностей на поведение и деятельность личности, сделанными С.Ф. Анисимовым, А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, И.С. Коном, Н.Д. Никандровым, В.Б. Ольшанским и другими исследователями, а также обоснование учеными (В.И. Добрынина, Л.В. Вершининой, В.И. Загвязинский, И.А. Кох, И.П. Манченко, В.А. Орлов, Л.В. Росновская, Н.Х. Савельева, Н.М. Стукаленко и др.) необходимости аксиологизации процесса профессиональной подготовки в современном вузе.
Сам процесс формирования ценностей представляет движение от возникновения потребностей и мотивов в определенной сфере деятельности, получение об этой сфере значимой информации, что способствует проекции потребностей и мотивов в замыслы, а потом и в цели с формированием четких планов и программы действий, проявления определенных поступков, поведения, взаимоотношения с окружающими, желание к
самосовершенствованию.
Считаем, что аксиологический подход в формировании у студенток вуза ценностей материнства обеспечивает единство процессов саморегуляции и осознанного саморазвития, позволяет молодым женщинам обрести в сфере материнства мотивы, интересы, смыслы, цели, а также способствует в целом формированию у них ведущих ценностей гуманистической направленности, обеспечивая переход ценности материнства в самую высшую иерархию ценностей и соответствующим образом изменяя мировоззрение девушки, что будет направлять ее деятельность на получение знаний и навыков в сфере материнства и детства.
Вторым по значимости, с нашей точки зрения, в формировании у студенток вуза готовности к материнству является личностно-ориентированный подход, связанный с развитием индивидуальности личности обучающегося на основе субъективных ценностей, выявления и раскрытия личностного потенциала студентов. По мнению В.И. Загвязинского личностно-ориентированный подход позволяет учитывать требования общества к личности будущего специалиста, сделать необходимые акценты в содержании образования и реализации образовательного процесса, обеспечивает реализацию стремлений личности к самосовершенствованию и самовыражению [9].
Теоретико-методологические и методические основы личностно-ориентированного подхода определены в трудах В.А. Беликова, И.Д. Беха, Е.В. Бондаревской, В.И. Загвязинского, С.И. Подмазина, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, В.С. Шубинского, И.С. Якиманской и других исследователей, которые связывают цель этого подхода с созданием условий для продуктивного развития и становления личности как субъекта деятельности и общественных отношений посредством специфического содержания и технологий образовательного процесса.
По мнению Т.А. Колызевой и И.Г. Григорян личностно-ориентированный подход при формировании готовности к материнству у студенток позволяет передать им не только знания и определенные технологии деятельности по уходу и воспитанию ребенка, но и само отношение педагогов к данной проблеме, персонализируя ее и включая у субъектов образовательного процесса чувства, эмоции, действия и поступки [10].
Указанное свидетельствует о взаимосвязи личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Деятельностный подход при формировании готовности к материнству обеспечивает поиск и актуализацию у студенток вуза специфических знаний в сфере материнства, получения навыков по уходу за ребенком и его воспитанию, поддержанием здорового образа жизни, создания в семье гармонических отношений.
Научные основы деятельностного подхода освещены в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна Д.Б. Эльконина и других ученых, которые определили необходимость
создания педагогических условий для формирования субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, что позволяет актуализировать мотивы и потребности обучающихся, способствует их самоопределению и делает активными субъектами жизнедеятельности.
В выборе деятельностного подхода, как методологической основы формирования готовности к материнству, мы опираемся также на исследования В.В. Ивакиной, И.Г. Григорьян, А.Д. Кошелевой, Е.В. Матвеевой, Г.Г. Филипповой и других ученых, исследовавших разные аспекты данной проблемы и подчеркивающие важность организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности в сфере материнства и обеспечения активности студенток в процессе познания.
Использование деятельностного подхода при формировании готовности к материнству позволяет сформировать у студенток гносеологический, аксиологический и праксеологический личностный потенциал, а также влияет на развитие системы ценностей и последовательно пополняет личностный опыт.
Обеспечение целостности и системности формирования готовности к материнству мы отождествляем с ведущими положениями системного подхода, сущность, принципы и технологии которого описаны в работах В.П. Беспалько, М.С. Кагана, Н.В. Кузьминой, З.А. Решетовой, Т.Г. Трушниковой и других ученых. Исследователи указывает на возможность системного подхода реализовывать воспитывающее обучение, формировать научные основы мировоззрения личности и ее способность к системному исследованию и познанию, интегрировать знания из различных научных областей и др.
Использование системного подхода позволит объединить потенциал учебного и воспитательного процессов в решении проблемы формирования готовности к материнству, обеспечит основу для формирования системы семейных ценностей и ценности материнства у студенток вуза, междисциплинарность знаний и навыков в сфере материнства и детства.
Эффективная реализация комплекса выбранных нами методологических подходов обеспечивается соответствующими принципами, которые мы рассматриваем как требования, которые выдвигаются образовательной средой к феномену «готовность к материнству» и очерчивают сферу его формирования, направляя действия педагогов и студенток, обуславливая специфику содержания обучения и воспитания, их ценностно-смысловую значимость.
При определении принципов формирования готовности к материнству у студенток вуза мы учитывали необходимость:
- гармонизации процесса профессиональной подготовки и процесса формирования готовности к материнству;
- использования доступного и удобного для всех участников образовательного процесса дидактического инструментария;
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
- - выстраивания субъект-субъектного взаимодействия между участниками образовательного процесса и повышения уровня его индивидуализации.
В соответствии с этим традиционные дидактические принципы мы дополняем комплексом специфических принципов, которые будут способствовать эффективному формированию готовности к материнству у студенток вуза, а именно принципами социального соответствия, гуманизации учебно-воспитательного процесса, междисциплинарности, комплексности, эмоциональной открытости, иерархичности.
Таким образом, проведенное исследование позволило определить те методологические подходы (аксиологический, личностно-ориентированный, дея-тельностный и системный) и принципы (социального
соответствия, гуманизации учебно-воспитательного процесса, междисциплинарности, комплексности, эмоциональной открытости, иерархичности), которые в комплексе создают методологическую основу формирования готовности к материнству у студенток вуза.
Считаем, что использование обоснованной нами методологии формирования готовности к материнству приведет к изменению иерархии в системе ценностей студенток; будет способствовать возникновению у них мотивов, интересов, планов в отношении будущего материнства; позволит осознанно овладевать знаниями и навыками в сфере материнства и детства, что в целом обеспечит эффективность решения проблемы формирования готовности к материнству.
Библиографический список
1. Минздрав сообщил о сокращении числа абортов в России почти на треть [Электронный ресурс] // Ведомости. 27 октября 2020 г. - URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/10/27/844763-o-sokraschenii-chisla-abortov (дата обращения 07.01.2021)
2. Ткачева Ю.Г. Педагогические условия формирования готовности к материнству у студентов высшей школы // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203), Вып. 25. С. 156-163.
3. Ткачева Ю.Г. Теоретическое обоснование модели формирования готовности к материнству у студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 15, № 2. С. 210-215.
4. Зинченко В.О. Методологические основы качества образования в вузе // IV Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22 мая 2016 г. / отв. ред. Т.В. Седлецкая. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 82-85.
5. Зинченко В.О., Манченко И.П. Методологическая основа формирования профессиональных ценностей личности будущих экономистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 3. С. 136-140.
6. Тунова О. В. Психолопчш умови формування вщповщального ставлення до материнства у дгвчат старшого шкшьного вжу : автореферат дис... канд. психол. наук. 1вано-Франкгвськ, 2008. 20 с.
7. Жупиева Е.И. Особенности психологической готовности к материнству студенток // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 100-108.
8. Борисова С.Н., Седельникова Ю.Р. Соотношение ценности материнства и психологической готовности к материнству с основными жизненными мотивами и ценностями у молодых женщин-студенток // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. №1. С. 119-129.
9. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.192 с.
10. Колышева Т.А., Григорьян И.Г. Формирование психологической готовности к материнству у студенток в условиях образовательного процесса // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-2. С. 377-381.
References
1. The Ministry of Health reported about a reduction in the number of abortions in Russia by almost a third [Electronic resource] // Statements. October 27, 2020-URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/10/27/844763-o-sokraschenii-chisla-abortov (accessed 07.01.2021)
2. Tkacheva Yu.G. Pedagogical conditions of readiness for the motherhood of higher school students // Belgorod State University Scientific Bulletin Series: Humanities. 2015. № 6 (203), Issue 25. Pp. 156-163.
3. Tkacheva Yu.G. Forming readiness for motherhood, model, pedagogic modeling // Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2015. Vol. 15, № 2. Pp. 210-215.
4. Zinchenko V. O. Methodological foundations of the quality of education in higher education. Modern scientific knowledge: Theory and practice: materials of the International Scientific and Practical Conference on May 22, 2016. / published by T.V. Sedletskaya, St. Petersburg: Pushkin State University, 2016, Pp. 82-85.
5. Zinchenko V.O. Manchenko I.P. Methodological of future economists' personality professional value // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020. Vol. 26, № 3. Pp. 136-140.
6. Tiunova O. V. Psychological conditions for the formation of a responsible attitude to motherhood in girls of high school age: abstract of the dissertation of candidate of psychological sciences. Ivano-Frankovsk, 2008. 20 p.
7. ZhupievaE. I. Peculiarities of psychological readiness to maternity among female students / Siberian journal of psychology. 2015. №. 56. Pp. 100-108.
8. Borisova S. N., Sedelnikova Yu. R. The ratio of the value of motherhood and the psychological readiness to motherhood with major life motives and values in young female students. Perm State National Research University Scientific Bulletin. Series 1. Psychological and pedagogical sciences. 2018. №. 1. Pp. 119-129.
9. Zagvyazinsky V. I. Theory of training: modern interpretation: textbook. manual for students of higher pedagogical studies. Moscow: Akademiya, 2001.192 p.
10. Kolysheva T.A., GrigoryanI. G. Formation ofpsychological readiness for motherhood in students in the conditions ofthe educational process // Academic Journal "Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences", 2012. №.2-2. Pp. 377-381.