УДК 159.9:378
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У СТУДЕНТОК В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© 2012 Т.А.Колышева, И.Г.Григорян
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 07.12.2011
Статья посвящена рассмотрению вопросов психологической готовности студенток к материнству в период обучения в вузе. Описывается необходимость введения в учреждениях образовательного типа специализированных курсов по изучению материнства.
Ключевые слова: Материнство, обучение, ребенок, ценность, беременность, готовность.
Материнство связано с социальной ситуаци-
ей развития, неотрывно от исторически возникающих культурных средств формирования человеческой личности, частью которых является образование. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, т.к. является основным механизмом развития гуманистической сущности человека. Материнство - есть наивысшее проявление этой сущности, без которой невозможно воспитание полноценного и самоактуализирующегося, духовно богатого и морально ответственного, лич-ностно-свободного и адаптивного к социальной и природной сферам человека.
Формирование психологической готовности студенток к материнству в условиях профессиональной подготовки осуществляется как в процессе направленного психолого-педагогического воздействия, так и в результате всей совокупности условий социальной действительности, значительной частью которой является вуз. Именно в вузе на стадии адепта, возможно осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Поэтому вуз как многофакторная и многокритериальная среда формирующим образом влияет, воздействует на личность студента.
Многообразие мнений о существующих парадигмах и возможных путях развития образования показывает, что сегодня совершается переход от репродуктивно-информационной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, личностно-развивающей модели, ориентирующей педагогический процесс на личностный рост учащегося.
Григорьян Иветта Гарегиновна, аспирант кафедры хорового дирижирования и сольного пения. E-mail: radmila 2009@mail.ru
В отечественных школах и вузах растет понимание необходимости принципиального возвышения личностных качеств носителя живого знания, его самобытной индивидуальности. Ведь именно духовно богатая личность способна воспитать человека новой формации, умеющего отойти от понимания окружающего мира как источника удовлетворения своих потребностей. В этой связи весьма актуально звучат слова А.Г.Асмолова: «Судьба никакого другого биологического вида так не зависит от действий того или иного его представителя»1.
Современная школа начинает понимать, что рождение нового человека в современном мире выступает не как биолого-медицинская, имеющая стихийный характер, но как нравственная проблема. Для воспитания и первичной социализации ребенка необходимы знания человеческой природы, возможностей и потребностей человека, его психологии. В свою очередь, юношество все более целенаправленно само приходит к выводу, что знания законов внутреннего мира личности, человеческих взаимоотношений могут помочь им в решении жизненных проблем.
В.А.Петровский в качестве реальной стратегии реализации личностно-деятельностного подхода предлагает создать особую развивающую среду, в которой определенным образом синтезированы «природные», «предметные», «социальные», «экзистенциальные» образующие жизненного мира человека2. Успешность и результативность психологической подготовки к адекватному материнству невозможна без реализации ряда психолого-педагогических условий. Часть исследуемых нами условий подразумевает обращение к концепциям и подходам отечественной педагогики к проблемам взаимодействия субъектов учебного процесса.
1 Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: 1996. - С.96.
2 Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на/Д.: 1996. - С.321.
Колышева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры хорового дирижирования и сольного пения. E-mail: ksd9@rambler. ru
Личность включается в образовательный процесс, как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты этого процесса. В этой связи, мы ориентируемся на качественно новый подход к проблеме взаимодействия субъектов учебного процесса. Сущность его состоит в том, что в ходе образовательной подготовки учащемуся передаются не только знания и технологические приемы, но и отношение к тому, что является предметом учебного взаимодействия.
Данная закономерность определяет единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношение к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Этот подход требует и того, чтобы сам учащийся воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход - это и есть персонализа-ция педагогического взаимодействия, которая невозможна без отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Идея принципа персо-нализации в обучении берет начало в школах античности, где знание выступало не абстрактным сводом правил, а было предельно персонифицировано, а акцент переносился на персо-нализацию учителя в своих учениках.
Разработка концепции персонализации в отечественной психологии связана с работами В.А.Петровского и А.В.Петровского. Потребность быть личностью, потребность в персона-лизации рассматривается авторами как социальная потребность. «Обеспечивая посредством активного участия в деятельности свое «инобытие» в других людях, индивид объективно формирует содержание своей потребности в персонализации, которая субъективно может выступать как желание внимания, уважения, может быть отрефлексирована сознанием». Невозможно найти более актуальный пример приведенным словам, чем возможность метаинди-видной представленности в «других», «инобытие» в своем ребенке, чем материнство.
Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противоречит полисубъектному, т.е. диалогическому подходу в образовании. Полисубъектный (диалогический) подход предполагает сотрудничество, партнерство, субъект-субъектные отношения между преподавателем и учащемся и становится одним из ведущих условий организации личностно-раз-вивающей среды в учебных заведениях.
Ряд авторов (И.Б.Котова, С.Л.Братченко, Т.Г.Григорьева, Л.В.Линская, Е.Н.Шиянов и
др.) рассматривают диалогический подход как ведущий фактор личностной самореализации учащихся и подчеркивают, что диалогическая модель обучения должна строиться на спонтанности, аутентичности и активности участников педагогического процесса3. Результатом диалогической педагогической технологии становится не только усвоение конкретной дисциплины, готовность участников участвовать во всех формах реального общения, но и развитие способности к различным идентификациям, и как следствие, формирование мотивации на понимание другого и диалог с ним. Следует отметить, что усвоение стиля взаимоотношений, построенных на данном подходе, влияет не только на культуру взаимоотношений преподавателя и учащихся, но и существенно меняет стиль межличностного общения в повседневной жизни4.
Усвоение новых знаний и умений должно включать варьирование и свободу выбора, которая реализуется благодаря возможности самому выбирать интересующую учащегося дисциплину. Выбор дисциплины или спецкурса в, совершаемый самим обучаемым, дает ему возможность почувствовать свободу и самодетерминацию в учебе. Именно личностную свободу, возможность выбора молодые люди считают наиболее важным достижением нашего времени.
Спецкурсы в наибольшей мере соответствуют активно-деятельностному характеру обучения, особенно в высшей школе, поскольку стимулируют самостоятельный учебный труд студентов, способствуют более эффективному приобретению научных знаний и накоплению личного опыта. Именно они способствуют осуществлению дифференциации и индивидуализации обучения в высшей школе, удовлетворяя запросы, интересы, склонности и способности студентов. Спецкурс может стать средством реализации программы по изучению проблем материнства в высших и средне-специальных учебных заведениях.
Особую роль играют факультативные курсы и тренинги по подготовке к будущему материнству. При этом можно использовать формы и методы работы, предусматривающие активное участие учащихся. Кроме традиционных, общедидактических в современном образовании все чаще используются инновационные формы и методы. К таким методам можно отнести проблемное изложение и частично-поисковый (эвристический) методы.
3 Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение. Автореф. дис. канд. псих. наук. - Л.: 1987. - С.5.
4 Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск; М.: 1997.
Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль над этой логикой, побуждая к вопросам и показывая доступный для них более высокий уровень мышления. Проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся и приобщает их к способам поиска знаний, включая их в атмосферу научного поиска и открытия.
Целью частично-поискового метода является постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы путем самостоятельного активного поиска. При этом используются формы и методы работы, предусматривающие активное участие обучающихся. Обобщая опыт ряда учителей, Л.М.Панкова выделяет несколько типов занятий: лекция, беседа, диспут, консультация, ролевые игры, занятие-анализ. Эффективность занятий повышает использование элементов исследовательских методов: анкетирования, тестирования, анализа случаев, написание писем, проведение интервью и т.д.
Появившиеся последние годы новые технологии обучения дают преподавателю возможность овладения педагогическим мастерством, а учащемуся - постичь предмет изучения. По мнению В.П.Беспалько «хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания - это и есть педагогическое мастерство».
Научно обоснованная технология обучения подразумевает деятельность учащегося, построенную на научном анализе, отборе тех качеств, знаний, навыков и умений, которые будут ему необходимы; анализ и четкий отбор учебной информации; анализ средств педагогической коммуникации; выбор форм и методов обучения; конкретизация деятельности преподавателя и обучаемого.
Спектр общих технологий обучения обширен (проблемное, программированное, модульное, суггестивное и др.). Использование любых технологий обучения дает преподавателю возможность более эффективно строить педагогическое взаимодействие и осуществлять достижение дидактических и воспитательных целей.
Ранее мы уже отмечали, что формирование готовности к материнству невозможно без осознания и принятия ребенка как ценности. Следует отметить, что с ценностями связан философский вопрос об отношении человека к действительности. А.М.Коршунов подчеркивает: «Ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества; она, в конечном счете, связана
с социальным прогрессом»5. Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. Л.М.Архангельский отмечает, что в течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретают для них особую значимость и к которым они питают особое отношение: ценят и оберегают их, стремятся к овладению ими, ориентируются на них в своих действиях и поступках.
Те или иные предметы и явления окружающего мира приобретают в глазах людей ценность в зависимости от того, удовлетворяют они или нет определенные материальные или духовные потребности людей. Следовательно, без ценностного подхода к явлениям действительности не возможны ни деятельность, ни сама жизнь человека как социального существа.
Исследования взаимоотношений матери с ребенком позволяют говорить о корреляции эмоционального благополучия ребенка и его ценности для матери6. Поскольку ценность ребенка является результатом развития материнства на всех этапах онтогенеза матери, то можно сказать, что для отечественной модели материнства и детства эмоциональная ценность ребенка является оптимальной только в случае обеспечения высокого уровня эмоционального благополучия ребенка.
Исследования Г.Г.Филипповой позволили ей доказать, что эмоциональная ценность ребенка является ядерным образованием в ценностно-смысловом блоке структуры материнства, которая основана на потребности в эмоциональном контакте с ребенком. Поскольку ценностно-смысловой блок в своем генезисе связан с общей структурой ценностно-смысловых ориентации личности матери, то естественно, что ценности ребенка и материнства интерфиррируют с другими ценностями матери, и эта интерференция является динамичной, изменяющейся в процессе жизни матери. Наибольшим влияниям «внедряющихся» из других сфер поведения ценностей более всего подвержена ценность ребенка7.
Исследователями был доказан следующий факт: 1) ценность ребенка, по содержанию выражаемая заменой из социально-комфортной
5 Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1993. - №4.
- С.24.
6 Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: 2002.
- С. 174.
7 Брутман В.М., Филиппова Г.Г., Хаммитова И.Ю. Психологическое состояние женщины во время беременности и родов // Вопросы психологии. - 2002. -№ 1. - С.47.
сферы или неадекватно повышенная, преимущественно сочетается со средним уровнем эмоционального благополучия детей (в 81,5% случаев); 2) снижение ценности ребенка сочетается с самым низким уровнем эмоционального благополучия — (в 77,8% случаев)8. Таким образом, адекватная ценность ребенка с гармоничным балансом ценностей из других поведенческих сфер матери является детерминантой полноценного развития эмоционально-волевой сферы ребенка, которая в свою очередь оказывает как непосредственное, так и опосредованное влияние на детское психическое развитие в целом.
В своем исследовании ценностных ориентации беременных женщин Т.И.Безрукова выделяет ценности, актуальные для представительниц, имеющих психологические характеристики группы нормы (пластично-гармоничного и уравновешенно-рациональный). В порядке ранжирования к ним относятся: ценность будущего ребенка; взаимоотношения с близкими людьми; качества, необходимые матери - способность сопереживать ребенку, эмоциональная поддержка, ответственность за него; ценность собственного здоровья; самосовершенствование и самопознание, материальная обеспеченность9. Самосовершенствование и самопознание, на наш взгляд, являются ценностями, без которых не возможна реализация адекватного материнства, т.к. только человек, идущий в ногу со временем, духовно богатая личность способна воспитать человека новой формации. Таким образом, ценности материнства и ребенка являются центральным ядром образования в системе личностных смыслов женщины со сформированной психологической готовностью к материнству. Поэтому правомерно предположить, что формирование психологической готовности к материнству у студенток вуза будет эффективным, если основной акцент в преподавательской деятельности будет сделан на развитие именно этих ценностей. В семье и материнстве ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми.
Делая вывод из проанализированного выше материала, мы считаем необходимым выделение следующих психолого-педагогических условий формирования материнства у девушек в усло-
8 Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: 2002. - С.167.
9 Безрукова О.Н. Влияние социально-психологических факторов на социальное здоровье беременных женщин. Дис. канд. психол. наук. - СПб.: 1998. - С.161.
виях образовательного процесса: введение в учреждениях образовательного типа специализированных курсов по изучению материнства; в структуру курсов, способствующих формированию психологической готовности к материнству, должны быть включены как теоретический (когнитивный), так и практический (тренинго-вый) компоненты; построение преподавателем культуры отношений, основанных на принципах диалогизма, свободы и развития, направленных на персонализацию субъектов межличностного взаимодействия, которая подразумевает наличие духовно насыщенного содержания совместных действий в системе «преподаватель-студент»; содействие в осознании и принятии девушками собственной уникальности и ценности как будущей матери; развитие ориентации на принятие ребенка как общечеловеческой ценности, признание его уникальности и неповторимости; наличие адекватного задачам исследования научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, способов и технологий психолого-педагогической подготовки юношества.
Целенаправленное и контролируемое формирование психологической готовности к материнству возможно при создании особой развивающей среды, их основой должны стать исторически возникающие культурные средства формирования человеческой личности, частью которых является образование. Образование в этой связи приобретает особую значимость, т.к. может стать одним из основных механизмов развития готовности к материнству. Создание этой среды возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий: введение в учреждениях образовательного типа специализированных курсов по изучению материнства; в структуру курсов, способствующих формированию психологической готовности к материнству, должны быть включены как теоретический (когнитивный), так и практический (тренинговый) компоненты; содействие в осознании девушками и принятии собственной уникальности и ценности как будущей матери; развитие ориентации на ребенка как на общечеловеческую ценность, признание его уникальности и неповторимости; построение преподавателем культуры отношений, основанных на принципах диалогизма, свободы и развития, направленных на персонализацию субъектов межличностного взаимодействия, которая подразумевает наличие духовно насыщенного содержания совместных действий в системе «преподаватель-студент»; наличие адекватного научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, способов и технологий психолого-педагогической подготовки юношества.
FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD IN STUDENTS IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL PROCESS
© 2012 T.A.Kolysheva, I.G.Grigorjan
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article is devoted to consideration of questions of psychological readiness of female students to motherhood during training at higher school. Necessity of introduction to establishment of an educational type of specialized courses on motherhood studying is described.
Key words: motherhood, psychological readiness, pregnancy, child, value, instruction.
Tatyana Aleksandrovna Kolysheva, the doctor of pedagogical
sciences, the professor of faculty of choral conducting and solo singing. E-mail: ksd9@rambler. ru
Ivetta Gareginovna Grigorjan, the post-graduate student of faculty of choral conducting and solo singing. E-mail: radmila 2009@mail.ru