ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ
Архипова Ольга Фёдоровна
преподаватель литературы, г. Салехард, Россия, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»
Особенностью современного мира является переход международных конфликтов с глобальных на региональные.
Причиной региональных конфликтов могут служить споры о границах, идеологические разногласия, экономические амбиции и притязания одного из государств региона, расовые, национальные. Анализируя географическое расположение очагов крупнейших конфликтов, можно выявить определенную закономерность их расположения. Так называемая «полоса нестабильности» - проходит от Британских островов через Среднюю Европу, Балканы, Кавказ, Памир, Ближний Восток, Гималаи к Индонезии и островам Зондского архипелага. К числу подобных конфликтов, получивших распространение в конце XX -начале XXI в.в., можно отнести и межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.
В XX веке заявил о себе в полную силу расизм и национализм, ставший международным явлением, случаи кровопролития в местах этнических и религиозных конфликтов, свидетельствуют, что современный мир стал слишком агрессивен, жесток и ни один человек, ни одно государство, не могут чувствовать себя в полной безопасности, если во внешней политики этой проблеме не будет уделяться особого внимания. В эпицентре националистических событий часто находятся молодые люди, подростки, «отравленные ядом ненависти», воспитанные в духе нетерпимости к представителям других народов. В последние годы в нашей стране всё чаще стали говорить о гражданском воспитании подрастающего поколения, о роли толерантности в этом вопросе.
Сегодня особенно острой стала проблема терпимого отношения к людям, представителям других национальности. Всё больше в обществе, а особенно среди молодёжи получили распространение недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость через средства массовой информации проникает в семью, учебные заведения. Поэтому сейчас необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов и способов гражданского воспитания молодёжи в духе толерантности, терпимости.
Формирование толерантной среды в молодежном сообществе, как инструмента профилактики национализма, экстремизма является одним из важных направлений воспитательной работы в школах, колледжах, в высших учебных заведениях.
Наша страна многонациональная, поэтому для нас важно не только формирование у молодёжи чувства гордости за свое национальное "Я", но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задача социального становления личности является важной для любого государства. Особенно это зна-
чимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодых людей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества. В связи с этим значительно возрастает значимость деятельности образовательных учреждений, направленных на создание условий для формирования устойчивых представлений о том, что Россия - поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, всех народов, проживающих на территории нашей страны и являющихся частью России.
В современной социокультурной ситуации педагогическими работниками во многих учебных заведениях сформирована система эффективных мер, направленных на предупреждение причин, способствующих распространению национализма, проводится работа по формирование толерантности среди подростков и молодых людей, создаются условия для воспитания толерантной личности, принимающей поликультурное пространство современного общества. Педагогами также создаются благоприятные условия для межэтнического общения, учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения,
Следует отметить, что в этом направлении эффективными являются информационно - просветительская работа по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, выпуск листовок, газет, демонстрация тематических документальных фильмов, роликов, телевизионных передач, направленных на формирование установок толерантного отношения среди молодежи; организация круглых столов с представителями общественности, лидерами общественных организаций и диаспор, нацеленных на обсуждение вопросов развития межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма.
Формирование толерантной среды осуществляется и при проведении гражданско - патриотических мероприятий, в которых особое внимание уделяется воспитанию гордости и любви к городу, посёлку, области, округу, России. Сегодня важным является воспитание такого гражданина, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, проявляет толерантность к народам, проживающим в России, старается работать на благо Отчизны, гордится её достижениями, славными историческими страницами своей страны.
Совместные мероприятия, посвященные профилактике национализма и экстремизма, формированию толерантной среды невозможно без воспитания законопослушного поведения и правовой пропаганды, которая
проводится в тесном сотрудничестве с сотрудниками полиции.
В данный момент Россия находится на определенном этапе развития, поэтому необходимо выстраивать эффективные взаимоотношения между людьми разных национальностей. Современный человек получает больше возможностей реализовать себя как самостоятельная, толерантная личность в разных областях жизни. Воспитать такого человека возможно только через активное вовлечение в социально значимую творческую деятельность и благодаря сознательному участию в ней можно достичь успехов в данном направлении. Поэтому особое значение имеет создание условий для проявления творческих, спортивных способностей, лидерских качеств через организацию работы досуговых объединений, спортивных секций и системы воспитательных мероприятий по различным направлениям: воспитание профессионала, формирование стремления к здоровому образу жизни, воспитание патриотизма и гражданственности, воспитание семьянина.
Положительная гражданская позиция является частью мировоззрения молодых людей, она способна определять их действия по отношению к государству, вселяет веру в будущее России. Только тот человек, который любит свою страну, чувствует привязанность к своей земле, знает историю и культуру своего народа, может быть по-настоящему гражданином и патриотом, а воспитание в духе толерантности способствует формированию навыков независимого критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях
Бесспорно, особенная роль в формировании терпимости у детей, подростов, молодёжи принадлежит педагогам, формирующим толерантные качества у школьников, студентов, в процессе образовательной деятельности воспитывающих уважение к своей культуре и культурам
народов, проживающих на территории нашего государства. Стоит отметить также и ценность народной педагогики в этом вопросе. У каждого народа своя культура, формирующаяся столетиями, в процессе труда вырабатываются определенные, характерные только для традиционного уклада жизни данного общества, идеи и опыт воспитания молодежи. Хотя эти идеи самобытны, специфичны и присущи только людям особого психологического типа, составляющего народность, они делают богаче и разнообразнее мировую педагогику, являясь некой «свежей струей» в общепринятой системе воспитания подрастающего поколения, а потому заслуживает должного внимания и уважения.
Толерантность - это одно из условий здорового функционирования гражданского общества и условие выживания всего человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в воспитании у молодого поколения способности быть толерантным, иными словами, проявлять взаимоуважение, терпение и доброжелательность.
Список литературы
1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003
2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся, М., 2007
3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
4. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
КАМПАНИИ США
Босова Людмила Михайловна
Профессор, доктор филологических наук, Институт международных отношений, г. Москва
В современном обществе, характеризующемся бурными демократическими процессами, заметно возрастает роль политической коммуникации, поскольку решение целого ряда политических проблем часто зависит от их языковой интерпретации и соответствующего моделирования политического дискурса. Поэтому выявление механизмов политической коммуникации и оптимальных путей речевого воздействия на адресата стоят во главе угла политической лингвистики. Отличительной чертой этого вида коммуникации является экспрессивность и эмоциональность, доминирующая над информативностью и рациональностью. Политический дискурс - это актуальное использование языка в социально-политической сфере общения. Его общественное предназначение состоит в том, чтобы внушить адресатам необходимость тех или иных действий и/или оценок. Убеждение в политическом дискурсе основывается, прежде всего, на эмоциях и подсознательных реакциях, а не на логике, чтобы манипулировать чувствами людей для достижения определённых политических целей. Принадлежность текста к числу политических определяется как его тематикой, так и его местом в системе политической коммуникации.
В политическом дискурсе неизбежен конфликт
двух тенденций - понятийной точности и смысловой неопределённости. Язык политики как профессиональный язык должен обладать точностью обозначений, и в то же время, в нем всегда присутствует смысловая неопределенность, обусловленная как семантическими (абстрактные значения, слова со сложным значением, относительность обозначения), так и прагматическими факторами [3, с. 53]. И следовательно, политический язык выполняет противоречивые функции, с одной стороны, он должен быть доступным для понимания (в соответствии с задачами дискурса), а с другой стороны, - ориентированным на определенную социальную группу [1, с. 49]. Исследования ряда лингвистов (Карасик В.И., Михалева О.Л., Тол-пыгина О.А., Кобозева И.М.) убедительно показывают, что, являясь объектом лингвокультурологического изучения, политический дискурс характеризуется вторичной языковой подсистемой, обладает определенными функциями, своеобразным тезаурусом и коммуникативным воздействием. При этом ведущей функцией является, безусловно, убеждающая, так как основная цель политического текста - речевое воздействие на адресата.
Анализ политических текстов последних избирательных кампаний США выявил некоторые особенности