Научная статья на тему 'Формирование толерантной среды среди молодёжи'

Формирование толерантной среды среди молодёжи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантной среды среди молодёжи»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

Архипова Ольга Фёдоровна

преподаватель литературы, г. Салехард, Россия, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж»

Особенностью современного мира является переход международных конфликтов с глобальных на региональные.

Причиной региональных конфликтов могут служить споры о границах, идеологические разногласия, экономические амбиции и притязания одного из государств региона, расовые, национальные. Анализируя географическое расположение очагов крупнейших конфликтов, можно выявить определенную закономерность их расположения. Так называемая «полоса нестабильности» - проходит от Британских островов через Среднюю Европу, Балканы, Кавказ, Памир, Ближний Восток, Гималаи к Индонезии и островам Зондского архипелага. К числу подобных конфликтов, получивших распространение в конце XX -начале XXI в.в., можно отнести и межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.

В XX веке заявил о себе в полную силу расизм и национализм, ставший международным явлением, случаи кровопролития в местах этнических и религиозных конфликтов, свидетельствуют, что современный мир стал слишком агрессивен, жесток и ни один человек, ни одно государство, не могут чувствовать себя в полной безопасности, если во внешней политики этой проблеме не будет уделяться особого внимания. В эпицентре националистических событий часто находятся молодые люди, подростки, «отравленные ядом ненависти», воспитанные в духе нетерпимости к представителям других народов. В последние годы в нашей стране всё чаще стали говорить о гражданском воспитании подрастающего поколения, о роли толерантности в этом вопросе.

Сегодня особенно острой стала проблема терпимого отношения к людям, представителям других национальности. Всё больше в обществе, а особенно среди молодёжи получили распространение недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость через средства массовой информации проникает в семью, учебные заведения. Поэтому сейчас необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов и способов гражданского воспитания молодёжи в духе толерантности, терпимости.

Формирование толерантной среды в молодежном сообществе, как инструмента профилактики национализма, экстремизма является одним из важных направлений воспитательной работы в школах, колледжах, в высших учебных заведениях.

Наша страна многонациональная, поэтому для нас важно не только формирование у молодёжи чувства гордости за свое национальное "Я", но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Задача социального становления личности является важной для любого государства. Особенно это зна-

чимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодых людей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества. В связи с этим значительно возрастает значимость деятельности образовательных учреждений, направленных на создание условий для формирования устойчивых представлений о том, что Россия - поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, всех народов, проживающих на территории нашей страны и являющихся частью России.

В современной социокультурной ситуации педагогическими работниками во многих учебных заведениях сформирована система эффективных мер, направленных на предупреждение причин, способствующих распространению национализма, проводится работа по формирование толерантности среди подростков и молодых людей, создаются условия для воспитания толерантной личности, принимающей поликультурное пространство современного общества. Педагогами также создаются благоприятные условия для межэтнического общения, учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения,

Следует отметить, что в этом направлении эффективными являются информационно - просветительская работа по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, выпуск листовок, газет, демонстрация тематических документальных фильмов, роликов, телевизионных передач, направленных на формирование установок толерантного отношения среди молодежи; организация круглых столов с представителями общественности, лидерами общественных организаций и диаспор, нацеленных на обсуждение вопросов развития межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма.

Формирование толерантной среды осуществляется и при проведении гражданско - патриотических мероприятий, в которых особое внимание уделяется воспитанию гордости и любви к городу, посёлку, области, округу, России. Сегодня важным является воспитание такого гражданина, который любит свою Родину, уважает государство и его законы, проявляет толерантность к народам, проживающим в России, старается работать на благо Отчизны, гордится её достижениями, славными историческими страницами своей страны.

Совместные мероприятия, посвященные профилактике национализма и экстремизма, формированию толерантной среды невозможно без воспитания законопослушного поведения и правовой пропаганды, которая

проводится в тесном сотрудничестве с сотрудниками полиции.

В данный момент Россия находится на определенном этапе развития, поэтому необходимо выстраивать эффективные взаимоотношения между людьми разных национальностей. Современный человек получает больше возможностей реализовать себя как самостоятельная, толерантная личность в разных областях жизни. Воспитать такого человека возможно только через активное вовлечение в социально значимую творческую деятельность и благодаря сознательному участию в ней можно достичь успехов в данном направлении. Поэтому особое значение имеет создание условий для проявления творческих, спортивных способностей, лидерских качеств через организацию работы досуговых объединений, спортивных секций и системы воспитательных мероприятий по различным направлениям: воспитание профессионала, формирование стремления к здоровому образу жизни, воспитание патриотизма и гражданственности, воспитание семьянина.

Положительная гражданская позиция является частью мировоззрения молодых людей, она способна определять их действия по отношению к государству, вселяет веру в будущее России. Только тот человек, который любит свою страну, чувствует привязанность к своей земле, знает историю и культуру своего народа, может быть по-настоящему гражданином и патриотом, а воспитание в духе толерантности способствует формированию навыков независимого критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях

Бесспорно, особенная роль в формировании терпимости у детей, подростов, молодёжи принадлежит педагогам, формирующим толерантные качества у школьников, студентов, в процессе образовательной деятельности воспитывающих уважение к своей культуре и культурам

народов, проживающих на территории нашего государства. Стоит отметить также и ценность народной педагогики в этом вопросе. У каждого народа своя культура, формирующаяся столетиями, в процессе труда вырабатываются определенные, характерные только для традиционного уклада жизни данного общества, идеи и опыт воспитания молодежи. Хотя эти идеи самобытны, специфичны и присущи только людям особого психологического типа, составляющего народность, они делают богаче и разнообразнее мировую педагогику, являясь некой «свежей струей» в общепринятой системе воспитания подрастающего поколения, а потому заслуживает должного внимания и уважения.

Толерантность - это одно из условий здорового функционирования гражданского общества и условие выживания всего человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в воспитании у молодого поколения способности быть толерантным, иными словами, проявлять взаимоуважение, терпение и доброжелательность.

Список литературы

1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003

2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся, М., 2007

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

4. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ

КАМПАНИИ США

Босова Людмила Михайловна

Профессор, доктор филологических наук, Институт международных отношений, г. Москва

В современном обществе, характеризующемся бурными демократическими процессами, заметно возрастает роль политической коммуникации, поскольку решение целого ряда политических проблем часто зависит от их языковой интерпретации и соответствующего моделирования политического дискурса. Поэтому выявление механизмов политической коммуникации и оптимальных путей речевого воздействия на адресата стоят во главе угла политической лингвистики. Отличительной чертой этого вида коммуникации является экспрессивность и эмоциональность, доминирующая над информативностью и рациональностью. Политический дискурс - это актуальное использование языка в социально-политической сфере общения. Его общественное предназначение состоит в том, чтобы внушить адресатам необходимость тех или иных действий и/или оценок. Убеждение в политическом дискурсе основывается, прежде всего, на эмоциях и подсознательных реакциях, а не на логике, чтобы манипулировать чувствами людей для достижения определённых политических целей. Принадлежность текста к числу политических определяется как его тематикой, так и его местом в системе политической коммуникации.

В политическом дискурсе неизбежен конфликт

двух тенденций - понятийной точности и смысловой неопределённости. Язык политики как профессиональный язык должен обладать точностью обозначений, и в то же время, в нем всегда присутствует смысловая неопределенность, обусловленная как семантическими (абстрактные значения, слова со сложным значением, относительность обозначения), так и прагматическими факторами [3, с. 53]. И следовательно, политический язык выполняет противоречивые функции, с одной стороны, он должен быть доступным для понимания (в соответствии с задачами дискурса), а с другой стороны, - ориентированным на определенную социальную группу [1, с. 49]. Исследования ряда лингвистов (Карасик В.И., Михалева О.Л., Тол-пыгина О.А., Кобозева И.М.) убедительно показывают, что, являясь объектом лингвокультурологического изучения, политический дискурс характеризуется вторичной языковой подсистемой, обладает определенными функциями, своеобразным тезаурусом и коммуникативным воздействием. При этом ведущей функцией является, безусловно, убеждающая, так как основная цель политического текста - речевое воздействие на адресата.

Анализ политических текстов последних избирательных кампаний США выявил некоторые особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.