24. Щепотин, А.Ф., Федоров, В.Д. «Современные технологии обучения в профессиональном образовании» Москва, НПЦ «Профессионал - Ф», 2005.- 40 с.
Л. Г. Интымакова
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК СПОСОБ
ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема сосуществования в общих социальных рамках представителей различных культур, конфессий и национальностей. Автор приходит к выводу о том, что одним из приоритетных направлений воспитания является формирование толерантной личности.
Ключевые слова: толерантность, сосуществование, культурное многообразие, мировоззрение.
L. G. Intymakova
THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS AS A WAY THE UPBRINGING OF A TOLERANT PERSONALITY IN MULTICULTURAL SOCIETY
Abstract. The article discusses the problem of coexistence in a common social framework of different cultures, faiths and nationalities. School is the basic institution of society. The author conclude that one of the priorities of educational work in the modern school is the formation of a tolerant person.
Key words: tolerance, coexistence, educational work, cultural diversity, оutlook.
Все ярче и все острее в современном мире встает проблема сосуществования в общих социальных рамках представителей различных культур, конфессий и национальностей. Миграционные процессы порождают множество проблем, связанных с культурной самоидентификацией. Особенно актуальным решение данных проблем становится в последнее время в нашей стране.
Россия, как известно, - многонациональное государство. В ней проживают, по последним данным, более 100 народов и этнических групп. Современное российское общество объединяет в себе различные, часто абсолютно противоположные друг другу группы людей. Необходимость их сосуществования порождает требование социальной толерантности.
Согласно определению Философского энциклопедического словаря, «толерантность - это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [6].
Еще какое-то время назад и для России, и для мира в целом самым распространенным видом являлась экономическая миграция, но теперь мы имеем дело, в первую очередь, с волной непредсказуемой неорганизованной миграции на фоне военных, социально-политических, межконфессиональных и межнациональных конфликтов.
Будучи вынужденными переселенцами, люди чаще всего испытывают нетипичные сложности аккультурации, в частности, связанные с тем, что мигрируют сразу большие группы, и на новой для человека территории он частично сохраняет старую этнокультурную среду. А это, в свою очередь, приводит к дополнительной социальной напряжённости, усугубляющей этнокультурный разрыв, поскольку в проблемных этноконтактных ситуациях всегда нарастает этнокультурная нетерпимость. Налицо замкнутая ситуация, механизмов разрешения которой современное общество пока не выработало.
Российское общество все в большей мере осознает, что для осуществления цивили-зационного прорыва в XXI веке недостаточно только надежды на силы самоорганизации культуры. Нашему государству необходимо четко выделить основные направления развития образования и культуры и формы их поддержки, например, в форме реализации национальных проектов, а также определить способы и формы влияния на систему ценностных ориентаций современной молодежи, формируя чувство патриотизма, выступая против национализма и нацизма, экстремизма и терроризма.
В нашей стране осмысление проблем, связанных с коммуникацией представителей разных социокультурных систем, началось сравнительно недавно. Развитие этого направления исследований стимулирует практический интерес, который вызван, в том числе, и формированием образовательных структур, которые ориентированы на образцы западных систем обучения.
35
Множество проблем возникает как в социуме в целом, так и на уровне общения детей в школе. Все чаще мы сталкиваемся с неприятием «не такого», «чужого» как ненужного в данном социуме. Очень часто от такого неприятия страдают дети. Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы в современной школе является формирование толерантной личности, с уважением относящейся как к собственной культуре, так и к инокультурным проявлениям в близкой ребенку социальной среде.
Социальная толерантность - это терпимость к чужому образу жизни и мышления, взглядам, верованиям, обычаям, поведению, мнениям. Необходимость ее формирования у подрастающего поколения нашей страны невозможно переоценить. Каждому человеку, даже если он «иной», «не такой», должна быть предоставлена возможность реализации собственного потенциала в любой форме и на любом уровне. Толерантность утверждает необходимость предоставления «другим» права на уважение их собственного достоинства, позволяет избежать дискриминации, способствует снижению социальной напряженности.
Неповторимость, уникальность каждого из нас является на сегодняшний день неоспоримым фактом. Однако эта уникальность может по-разному влиять как на жизненный путь конкретного индивида, так и на формирование обстановки в регионе или в стране в целом. Она может стать причиной и основой разногласий и конфликтов, а может подчеркнуть ценность, значимость конкретной личности.
Особый интерес в науке вызывает изучение проблем, возникающих в процессе взаимодействия людей и снижающих его эффективность. Это так называемые барьеры в коммуникации, возникающие, в частности, при общении в межкультурной среде [5]. Первоначальные сложности в коммуникации со временем трансформируются в проблемы, если они устойчиво воспроизводятся в течение длительного периода времени. Косвенным показателем возникновения барьеров может являться также и их отражение в сознании участников общения.
Носители различных культурных кодов пользуются разными моделями восприятия социальной действительности, в том числе, через употребление различных символических систем, что отражается в используемых ими языковых конструкциях, а, кроме того, в стилях письменной и устной интеракции. «Знакомясь с инокультурным опытом, носители каждой культуры оценивают его относительно того опыта, который присущ их культурной традиции. В процессе этого оценивания выявляется наличие в нем общечеловеческих ценностей, обращается внимание на то, как они преломляются сквозь собственный опыт. Результатом оценки может выступать полная или частичная адаптация инокультурного опыта или его непринятие» [1]. Межкультурные контакты порождают также множество других проблем, которые детерминированы несовпадением ценностей, норм, особенностей мировоззрения участников общения. Их невозможно не заметить в процессе интеракции, а также невозможно исключить из процесса общения. Поэтому успешность взаимодействия во многом зависит от достижения согласия по поводу таких правил и схем коммуникаций, которые не будут ущемлять интересы представителей разных культур.
В соответствии с этой ситуацией в России одной из актуальнейших проблем становится, с одной стороны, общение представителей разных национальностей и культур, требующее определенной унификации, а с другой стороны - это проблема исчезающих языков и культур.
Сохранение и развитие национальных языков и культур средствами образования регламентируется положениями закона «Об образовании» и закона «О языках народов России». В соответствие с этими законами основными направлениями деятельности учреждения образования являются:
- мультикультурализм образования;
- открытость национальной системы образования, основанной на диалоге культур;
- учет полиэтнического состава населения, а также процессов этнической интеграции, и культурно-конфессиональных условий взаимодействия и взаимопроникновения культур;
- воспитание уважения и интереса к другим народам, к их традициям, конфессиональным особенностям, образу жизни, религии, языку, а также толерантности к представителям других национальностей и их культуре;
- приобщение детей в конкретных регионах к образу жизни родного народа, его обычаям и традициям, религии и народным промыслам;
- организация подготовки педагогических кадров с учетом тенденций и возможностей развития как самого этноса, так и региона его проживания.
В этом вопросе трудно переоценить роль школы как основного института общества, где дети приобретают не только базовые знания, но и учатся терпимости, как одному из главных элементов сосуществования в обществе. Обучая детей быть толерантными, важно не только закладывать в них основы любви и уважения к ближнему, но и стараться сформировать у них мысль, что их будущее и будущее России зависит от них самих. Это объясняется тем, что только духовно и
экономически свободный человек, живущий в свободной стране и занимающий активную гражданскую позицию, может быть по- настоящему терпимым к другим.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в современной школе является формирование толерантной личности, с уважением относящейся как к собственной культуре, так и к инокультурным проявлениям в близкой ребенку социальной среде.
Большую роль в привитии культурных, общечеловеческих ценностей школьнику, бесспорно, играют как учителя, так и его родители. Семья без школы не может обеспечить полноценного воспитания детей, школа без родителей - тоже. Поэтому крайне важно их педагогическое сотрудничество и формирование адекватной педагогической культуры родителей учащихся. Современный родитель должен много знать и уметь, и задача учителя заключается в том, чтобы ему помочь, поскольку без специальных знаний в наши дни не обойтись. Это особенно важно, если в школе учатся дети различных национальностей, а их родители являются представителями различных конфессий.
Любое этническое сообщество имеет свой менталитет и воспитывает подрастающее поколение согласно своим культурным традициям. Соответственно, ребенок, воспитываемый в соответствии с традициями, должен понимать, «как происходящие (происходившие) события влияют на его самореализацию в качестве представителя этой нации, народности (знание языка, обычаев, традиций и т.д.)» [2]. Задача педагога в регуляции межэтнического общения детей заключается в том, чтобы найти компромисс и объединить учащихся так, чтобы они не чувствовали себя в чем-либо ущемленными. Школа должна стать дружным многонациональным домом для всех ее обитателей. Учитель должен уделить особенное внимание тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом школьной семьи, а не гостем.
Особенно сложно учителю работать в том случае, когда в классе есть дети из семей беженцев. Дети видели много страданий и горя, а некоторым пришлось чувствовать себя чужими на родине. Все это вызывает в некоторых учениках замкнутость или, наоборот, озлобленность. Поэтому очень важно уделять внимание каждому ребенку со всеми его радостями, печалями и болью. Для этого учитель должен концентрироваться в большой степени на воспитательной работе, традиционно осуществляющейся в школе, как средствами учебных дисциплин, так и во внеурочное время.
В системе воспитания толерантности у учащихся во внеурочное время можно использовать такие подпрограммы как «Источник», «Росток», «Радуга», «Забота», «Родник» и другие. В воспитании учащихся также следует сформировать комплексную систему этнокультурного воспитания, которая позволяет каждому ребенку осознать себя представителем своей этнической группы. В этом направлении основная задача педагогов - учить молодое поколение правильно строить свои отношения с окружающими, понимать окружающих.
В таких условиях система воспитания направлена:
- на обеспечение внутренних условий для развития самостоятельности, саморазвития;
- на создание благоприятных внешних условий для психологического и биологического существования и развития ребенка;
- на организацию «очеловеченной» среды как продукта общения детей и взрослых.
Следует отметить, что немалую роль в воспитании толерантности у учащихся играет организация досуга [3]. Так, например, можно организовывать изучение национальных языков учащимися, фестивалей национальной культуры, клубной работы с родителями, создание учителями авторских программ, реализуемых в рамках регионального и школьного компонентов Базисного учебного плана.
Таким образом, неизбежной становится адаптация традиционных моделей монокультурного общения к новой социальной среде на фоне сохранения культурного многообразия мира.
Россия переживает сегодня сложный исторический период. Одной модели мира начинает противостоять другая модель, которая демонстрирует конфликты, прежде скрытые противостоянием сверхдержав. Почти пять столетий Запад сохранял лидерство в историческом процессе, однако это не привело к установлению мировой взаимозависимости. На этом пути возникло множество трудностей и проблем.
Россия принципиально отличается от всех незападных стран тем, что никогда не была ни колонией, ни полуколонией Запада. Вследствие этого частью национального характера россиянина является принцип: идти на любые жертвы ради свободы выбора как в настоящем, так и ради грядущих поколений.
Этот принцип является основой, на которой можно строить будущее. Именно на вере в себя и в свое будущее базируется могущество многих современных держав, оказывающих влияние на ход событий в XXI веке. Именно поэтому сегодня особенно важно новое прочтение темы патриотизма. И если раньше патриотизм понимался как бережное отношение к истории своей страны, чувство сопричастности к ее настоящему и будущему, то сегодня многие связывают патрио-
тизм с осознанием личной ответственности за судьбу страны, с формированием гражданского и правового сознания.
Таким образом, проблема правовой и политической социализации подрастающего поколения начинает серьезно влиять на развитие ориентаций молодежи в нашей стране. Важнейшую роль в этом процессе играет формирование у молодых людей ценностных ориентаций, позволяющих противостоять представителям экстремистских и подобных им объединений и организаций.
Ценностные ориентации представляют собой устойчивые, инвариантные образования сознания, смысловые компоненты мировоззрения. Психологический аспект ценностных ориентаций характеризуется понятиями «установка», «социальная ориентация» и «социальная установка». Социальные установки характеризуют предрасположенность к восприятию социальных явлений с определенных позиций, стремление к достижению определенных целей и идеалов. Формирование отрицательных установок по отношению к любым формам экстремизма и терроризма, безусловно, способствует успешной социализации личности.
Следовательно, способность молодых людей и подростков сопротивляться влиянию экстремистских сил, а значит, результативность их правовой и политической социализации является в значительной степени итогом работы всех институтов правового государства, а также их консолидации с гражданским обществом [3, 26]. Сплотить россиян в единое целое способно решение таких общенациональных целей, как повышение уровня и качества жизни, идея создания равных возможностей для всех, наведение порядка во всех сферах жизни общества.
Процесс индивидуальной социализации практически всегда протекает с отклонениями от нормы. В качестве одного из примеров отклоняющейся можно привести кризисную социализацию. В этом случае недостижимость желаемой идентичности вызывает у человека сущностный разлад как с самим собой, так и с обществом.
Нестабильность современного этапа развития общества порождает широкое распространение кризисного типа социализации. Он затрагивает, в первую очередь, широкие слои современной молодежи, поскольку именно молодежь является объектом социализирующего воздействия. Формирование положительных ценностных ориентаций, терпимости к другим культурным традициям в этом случае существенно затрудняется.
Характерной особенностью личности школьника является ее неполная оформленность, сформированность. Это приводит часто к его неспособности сопротивляться посторонним влияниям, отстаивать собственное мнение. Часто правильному восприятию происходящих событий или других людей мешает недостаток жизненного опыта подростка. Отсутствие должного воспитания со стороны родителей усугубляет проблему. В этом случае одной из важнейших задач общества становится реализация части воспитательных функций по отношению к его юным представителям. В противном случае формирование их ценностных ориентаций будет протекать стихийно со всеми вытекающими печальными последствиями.
К сожалению, довольно большое количество школьников поставлено нынешней кризисной ситуацией в стране в условия, когда они ориентированы не на творчество, интеллектуальное развитие. самореализацию, а на адаптацию к предлагаемым обстоятельствам, часто противоречащую моральным принципам и традиционным устоям.
Отрицательное воздействие на политическую и правовую социализацию молодежи оказывают также широкая доступность различных форм сетевого общения и получения информации, а и. кроме того, изобилие развлекательных, иногда откровенно отупляющих, не только аполитичных, но иногда и безнравственных по своей направленности передач телевидения и роликов в сети Интернет. Пропаганда и популяризация криминальных и теневых форм общения в нашей стране начиная с 90-х годов ХХ века не могла не оказать влияние на процессы воспитания подростков и молодежи. В последние годы мы, однако, наблюдаем ряд положительных изменений в этих процессах.
Для процесса трансформации, который проходит в системе правовых институтов российского общества, характерно не только существенное изменение законодательной базы, но и формирование правосознания граждан, перемены в их представлениях о законном, должном и справедливом. Успешную правовую социализацию в современных условиях затрудняет массовая юридическая неграмотность населения и, в том числе, подростков и молодежи, элементарное незнание принятых в нашем обществе законов. В то же время на ее реализации сказывается и несовершенство законодательной базы. Согласно социологическим исследованиям, свою социальную незащищенность ощущают 60,1% молодых россиян [2, 163].
Относительная легкость приобщения части современной молодежи к экстремистским группировкам, а также ее увлечение политическим экстремизмом в различных формах во многом объясняется особенностями подростковой и юношеской психологии: смешением политических и моральных ценностей, бескомпромиссностью взглядов, абсолютизацией своих политических пристрастий. Кроме того, для данной возрастной группы характерны нерастраченность энергии и
максимализм. Эти качества, не направленные в мирное русло, становятся источником негативист-ских настроений и приводят к тому, что, по данным социологов, молодежь является самой проте-стной возрастной группой.
Чтобы уменьшить негативные последствия рассмотренных тенденций, в современном российском обществе большое внимание должно уделяться целенаправленной политике формирования у молодежи толерантности, уважения к инокультурным формам существования, моральных, правовых и политических ценностей. Ее важнейшими направлениями являются воспитание у подростков способности критически переосмысливать программы, обещания и лозунги определенных политических деятелей и ряда политических сил и стремления противостоять их попыткам манипулировать массовым сознанием, сопротивляться давлению негативной пропаганды, а также нести ответственность за свой политический выбор. Итогом реализации этих направлений должно стать воспитание культуры политического мышления подростков и молодежи.
Одним из признаков нашего времени в России стало разнообразие политических течений и сил, стремящихся пополнить электорат, прежде всего, за счет подростков и молодежи. Эти силы стремятся использовать известные черты психологии молодых людей: большое количество энергии, нерастраченный потенциал, протестную направленность, несформированность мировоззрения. С одной стороны, это ведет к неоднородности и раздробленности молодежного электората, а с другой - открывает возможности для воздействия на умы и чувства молодых людей представителей других сил, противников толерантности, экстремистских организаций.
Еще одной серьезной проблемой современного российского общества в рамках политической социализации молодежи является высокий уровень социально-экономического неравенства. У «золотой молодежи» с детства формируется неуважение не только к другим представителям общества, но, к сожалению, зачастую, и к закону, и к правопорядку в стране. Характерное для нашего общества социально-экономическое расслоение формирует у молодых людей из обеспеченных слоев общества ощущение собственной элитарности, непонимание и неуважение к жизненным перспективам и проблемам ребят из необеспеченных и малообеспеченных семей. Последние, в свою очередь, недовольны низким уровнем собственной жизни и ограниченностью своих возможностей. Это приводит, с одной стороны, к формированию в их среде аполитичности и пессимизма, а также недоверия к властям и политическим партиям, а с другой стороны, их достаточно легко вовлечь в разнообразные партии и движения экстремистской и полуэкстремистской направленности.
Неудовлетворенность подростков своими жизненными перспективами иногда выражается в нежелании принимать даже возможность сосуществования с другими культурными и конфессиональными традициями, а также отрицании правомерности пребывания на их территории представителей иных этнических групп, их обычаев и образа жизни, агрессии по отношению к ним. Она может выражаться в различных формах - от словесных оскорблений до, к сожалению, неоднократно зафиксированных случаев жестокости и насилия.
Дети еще в школе должны осознать, что зависть, корысть, жестокость и другие отрицательные человеческие качества не только аморальны, но и вредны для их носителя. В тоже время любовь к Родине, интерес к обучению, трудолюбие, активная гражданская позиция являются неотъемлемыми качествами достойного гражданина своей страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Intymakova L., Dudnikova E. The interpénétration of cultures in the context of the assimilation of foreign culture experience //Modern jurisprudence: legal thought and enforcement practice 3rd International Conference. - 2015. - С. 10-12.
2. Интымакова Л.Г., Дудникова Е.Е. Интрасубъективный контекст как фактор формирования и понимания дискурса // The Eighth International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. - 2016. - С. 209-211.
3. Организация досуговых мероприятий: под ред. Б. В. Куприянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
4. Семенов В.М., Малютина Е.В. Национальные и этнические культуры в конфликтных процессах в России. //Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №2. - С.194-199.
5. Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 180 с.
6. Философский энциклопедический словарь/Под ред. А. Б. Васильева. 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2011. - 576 с.
Т.И. Карнаухова, Н.В. Карнаухов
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретико-методологических предпосылок формирования исполнительского интерпретационного процесса. Исследуется психическая форма существования художественного образа - музыкально-слуховые представления и их качествен-