Научная статья на тему 'Формирование толерантности в условиях профессиональной подготовки специалистов культуры в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского: региональные аспекты'

Формирование толерантности в условиях профессиональной подготовки специалистов культуры в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского: региональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности в условиях профессиональной подготовки специалистов культуры в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского: региональные аспекты»

Игровые формы праздника, протекающие по своим законам, - искусственные образования, которые проектируются, конструируются и моделируются специалистами; именно референтная группа игры (или референты игрового общения), как специальная группа участников, владеющих игровым знанием, обладающих коммуникативно-организующими навыками, является «транзитом» игровой культуры в праздничных формах.

Освоенные знания, полученные умения и сформированные личностные качества служат показателем профессиональной компетентности специалиста и обеспечивают качество его профессиональной деятельности:

1) концептуальная компетентность, преодолевающая «методологические разрывы» в системе профессионального знания и игрологии, предполагающая понимание теоретических основ профессиональной постановочной деятельности;

2) технологическая компетентность - умения и способности в области игровой технологии;

3) личностная игровая культура специалиста - операциональные умения и способности в игровой сфере деятельности.

В современном технологически развитом обществе профессиональные знания, умения и навыки - явления неустойчивые, быстро утрачивают актуальность своего содержания и стабильное соответствие реальным процессам и явлениям в профессиональной сфере. Мобильность профессионального мышления и деятельности, преодоление стереотипов выступают здесь критериями эффективности профессиональной деятельности и, соответственно, - профессиональным требованием к компетенции специалиста. Следовательно, профессиональная компетентность включает:

4) креативность - способности специалиста к стратегическому мышлению в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, предвидение перспектив и способность к инновационным решениям.

Профессиональная деятельность специалиста основывается на соответствующей технологической модели - игровой технологии, которая и составляет обеспечение его профессионально-практической деятельности, а связанные с ней знания, умения и личностные качества обозначаются как его профессиональная компетенция.

Игровая технология как структурная модель профессиональной деятельности специалиста определяет содержательные стороны творческого процесса, а именно - структуру, способы и этапы проектирования и постановки конкретных игровых моделей праздника.

Н. М. Генова

кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КУЛЬТУРЫ В ОМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Образовательное пространство современных учебных заведений сегодня характеризуется напряженным поиском новых направлений, новых педагогических технологий, нового качества подготовки специалистов культуры, переходом от парадигмы «воздействия» к парадигме взаимодействия с участниками социально-культурных объединений. Стремление объединить усилия образования с практикой культурного строительства,

99

в том числе в регионе, может оказать положительное влияние на качественный уровень подготовки молодых специалистов, который, как мы знаем, является главным фактором развития любого общества.

Анализ результатов реформирования художественного образования за последние годы свидетельствует скорее о технократической сути и сущности, нежели о психологической, культурной и духовной составляющих этого процесса.

При организации учебно-воспитательного процесса в Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского осуществляется дифференцированный подход к каждому студенту как личности. Особенно это актуально в процессе обучения на факультете культуры и искусств. Учебно-воспитательная среда становится одним их факторов воспитания толерантности молодого человека в условиях потока информации, разного рода противоречий, тенденций развития современной социокультурной ситуации.

помимо основной образовательной программы студенты имеют целый спектр дополнительных возможностей для развития творческого, а также интеллектуального потенциала через спецкурсы и факультативы: «Региональная культурная политика», «Музыкальная культура Омского Прииртышья», «Особенности танцев народов Сибири», «Культура народов Сибири», «Психология личности», «Музыкальный театр на видео» и др., а также творческие лаборатории, студенческие выставки, исполнительскую практику и творческие показы.

Воспитание уважительного, терпимого отношения к инокультурным элементам формируется не только в ходе учебной и научной деятельности, но и в рамках внеучебной работы.

В ОмГУ им. Ф. М. Достоевского принята концепция воспитательной работы, где в качестве главной цели провозглашается формирование гармонично развитой, творческой и высоконравственной личности будущего специалиста, способного успешно действовать в условиях конкурентной среды, обладающего высокой культурной и гражданской ответственностью за принимаемые решения, обладающего такими личностными качествами, как нравственность, интеллигентность, патриотизм, гражданская зрелость, способность к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

Принцип толерантности - один из основных принципов воспитательной работы в университете. В рамках концепции воспитательной деятельности ОмГУ им. Ф. М. Достоевского студенты имеют возможность не только теоретического знакомства с культурой, религией, искусством других народов, но и практического «проникновения» в мир другой культуры. Среди мероприятий по внеучебной работе на факультете культуры и искусств особое место занимают встречи с представителями различных религий, культур; студенты принимают активное участие в межконфессиональных конференциях, регулярно проводимых в г. Омск, в конференциях, посвященных кросс-культурному взаимодействию.

В рамках «Программы духовно-нравственного и эстетического воспитания студентов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского» одной из главных задач является развитие культуры межнационального общения, воспитание толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде.

Специфика факультета формирует толерантное отношение к инокультурным элементам через знакомство и постижение музыкальной, хореографической составляющих искусства народов России и зарубежья. Человек, знающий и понимающий чужую культуру, не приемлет неуважительного отношения к ней, отношения «свысока».

В XXI в. человечество вступило в условиях абсолютного преобладания силы над толерантностью. Наибольшую остроту данный неутешительный тезис ученых приобретает относительно регионов активной полиэтнической характеристики, особенно в среде детей и молодежи, где в большей степени имеет место нетерпимость противостояния, тенденция «приписывания» многим негативным явлениям в обществе «национального лица».

Именно сейчас стала особенно актуальной проблема становления терпимого отношения к людям иной национальности и конфессиональной принадлежности. Частые локальные межэтнические конфликты, в том числе и грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на терпимости, более активном проявлении уважения, принятии чужой культуры.

Особую актуальность данная проблема приобретает и в Сибири в современных условиях, когда учет интересов всех рядом живущих этносов и культур предполагает, с одной стороны, понимание уникальности своей группы, предпочтение собственных этнокультурных ценностей, а с другой - сохранение чувства уважения и стремления к познанию культуры других народов.

Благодаря сохранению и развитию сложившихся у жителей Сибири многовековых традиций взаимопонимания и взаимоуважения (независимо от национальной и религиозной принадлежности), грамотной политике региональной власти в сфере межнациональных отношений, Омская область характеризуется как территория этноконфес-сиональной и межнациональной стабильности.

Согласно материалам Всероссийской переписи населения 2002 г., здесь проживают представители более 150 различных народов, наиболее многочисленными из них являются русские (83,5 %), казахи (3,9 %), украинцы (3,7 %), немцы (3,7 %), татары (2,3 %). Компактное размещение представителей разных национальностей способствует интенсивности их взаимных контактов.

Данные многолетних этносоциологических исследований свидетельствуют о том, что для Среднего Прииртышья характерны соседские и дружественные отношения между людьми разных национальностей. Каждый пятый брак, заключенный в Омской области, является межнациональным.

Анализ современной этнокультурной ситуации показывает, что сегодня необходимо особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений, глубокое, неформальное ее изучение, тонкое внедрение и апробация новых зрелищно-досуговых форм, направленных на сохранение стабильности в регионах активной полиэтнической среды. С этой целью на факультете культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского действует лаборатория обрядовой культуры и праздников, в составе которой работают студенты. В ходе исследования установлена неоценимая роль массовых театрализованных представлений и праздников в формировании толерантного сознания. Массовое зрелище обладает большим потенциалом воздействия на общественно-политическое сознание и мировоззрение. Д. Карнеги говорил о том, что если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их. Театрализованное массовое зрелище, благодаря оригинальным подходам, обладает широким спектром действенности. Ученые-психологи утверждают, что мимолетное, ненавязчивое, но яркое и зрелищное воздействие на подсознание гораздо сильнее, чем строгое и прямое внушение. Участие студентов в качестве режиссеров, исполнителей и зрителей открывает возможность и способность человека (или группы) добровольно сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет и образ жизни.

последовательность и системность этой работы, от изучения и анализа современного состояния праздничной культуры в регионе до ее функционального характера и роли, дает практические результаты и помогает выработке новых подходов, апробации их на практике, разработке и реализации программ, тренингов, сценариев, методических материалов и рекомендаций по разным специальностям. Студенты - активные участники этой работы.

Основная цель спецкурса «Региональная культурная политика» состоит в том, чтобы активизировать и привести в действие механизмы воссоздания локальной культуры Омского региона путем изучения, сохранения и передачи народных традиций, создания

системы поиска и отбора творческой и особо талантливой молодежи, подготовки и переподготовки кадров для развития национальной культуры, формирования новых творческих коллективов, развития культурных контактов внутри региона и с соотечественниками из ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время на территории Омской области зарегистрировано более 50 национально-культурных объединений (в том числе региональные национально-культурные автономии: немецкая, казахская, татарская, еврейская), основными целями деятельности которых являются возрождение, сохранение и развитие национальных культур. Статистика подтверждает крайне низкий уровень профессиональной прослойки в отрасли культуры среди сотрудников национально-культурных центров.

Дефицит кадров - проблема не только сегодняшнего дня. Она неизбежно приводит нас к мысли о необходимости формирования реальной кадровой политики в сфере региональной культуры.

В результате происходящего в обществе складывается ситуация, когда у молодежи есть возможность самостоятельного свободного выбора самореализации.

Наиболее сложным объектом культурного воздействия является молодежь пассивно-созерцательного типа времяпрепровождения. У нее, как правило, низок общий уровень культуры, «блатной» жаргон, отсутствует четко выраженная мотивационная направленность в сфере досуга. Нами был осуществлен анализ ответов молодых людей на вопрос анкеты: «Пытаетесь ли вы сделать свой досуг более интересным и содержательным?». Опрос показал, что определенная часть молодежи пытается это сделать, но у нее ничего не получается. Среди городской молодежи таких оказалось 10 % от общего числа опрошенных, среди сельской - 5 %, среди студенческой - 12 %. Иначе говоря, этой группе молодежи недостает определенных досуговых навыков и умений, ярких жизненных примеров для подражания.

Специфический набор норм, ценностей и образцов поведения важно предоставить в процессе обучения и воспитания будущего специалиста, создать условия, способствующие формированию толерантности молодых людей, реальной общности с другими, что является, в конечном счете, базовой потребностью личности в современном мире.

Дальнейшая деятельность по реализации государственной политики, направленной на формирование единой российской гражданской нации, требует концентрации совместных усилий органов власти, образования, всех уровней и институтов гражданского общества. Работа в данном направлении должна осуществляться с учетом социально-экономического развития регионов, их исторических особенностей, на основе научного анализа и прогнозов.

О. А. Филиппова

старший преподаватель кафедры иностранных языков Сибирский филиал Международного института экономики и права

г. Новокузнецк

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения социально-политических, межкультурных, межэтнических проблем. А ведь именно образование, принципиально работая на будущее, предопределяя личностные качества каждого че-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.