Научная статья на тему 'Формирование толерантности в процессе преподавания истории'

Формирование толерантности в процессе преподавания истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ембулаев В. А.

Рассмотрены понятие, сущность и роль толерантности в жизни общества. Излагаются различные взгляды ученых, занимающихся проблемами толерантности, в том числе в сфере образования. Представлены возможности для формирования толерантного сознания школьников в процессе преподавания истории в средних общеобразовательных учреждениях. На отдельных фрагментах школьного курса истории показаны методические и содержательные аспекты проявления толерантного поведения различных слоев российского общества в определенные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

development of TOLERANCE in teaching history

The concept, gist and role of tolerance in social life are investigated. Different views of the scientists making research of the tolerance issues, particularly in education, are set forth. Opportunities for developing tolerance in schoolchildren studying history are offered. Fragments of the history course are used to demonstrate methodical and substantial aspects of tolerance manifestation by different strata of the Russian society in certain historical periods.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности в процессе преподавания истории»

ББК Т3(0)-3

В.А. Ембулаев

Пермский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Рассмотрены понятие, сущность и роль толерантности в жизни общества. Излагаются различные взгляды ученых, занимающихся проблемами толерантности, в том числе в сфере образования. Представлены возможности для формирования толерантного сознания школьников в процессе преподавания истории в средних общеобразовательных учреждениях. На отдельных фрагментах школьного курса истории показаны методические и содержательные аспекты проявления толерантного поведения различных слоев российского общества в определенные исторические периоды.

Понятие «толерантность» вошло в образовательно-воспитательный процесс в самое последнее время. Оно характеризует одну из важнейших установок демократии, гуманистического мировоззрения, морали, культуры -принцип предупреждения и преодоления разного рода конфликтов: социальных, межличностных, этнонациональных, межконфессиональных и т.п.

Могло ли это понятие получить широкое распространение в нашей стране 25-30 лет назад? Вряд ли, ибо на пути разъяснения и внедрения толерантности стоял мощный заслон: толерантность была противопоказана в условиях идеологического, политического, военного противостояния двух общественных систем, всеохватывающего классового подхода к анализу и оценке общественных явлений, произведений духовного творчества. Само слово «терпимость» (а это одна из составляющих толерантности) нередко было ругательным; исходным было суждение (иногда превращающееся в директиву) «кто не с нами, тот против нас».

Прежде всего, выскажем несколько соображений о понятии «толерантность».

В качестве особого аспекта оно «присутствует» при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества, имеет свои смысловые оттенки в разных языках, неодинаково раскрывается в научных трудах, публицистике.

В переводе с английского толерантность - это «готовность и способность без протеста воспринять личность или вещь», с французского - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов», с китайского - «проявление великодушия в отношении других», с арабского - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклон-

ность, терпение, расположенность к другим», с персидского - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

Мыслители-гуманисты подчеркивали значение терпимости. Как писал Гете, «не может быть и речи о том, чтобы нации думали одинаково; они должны только, осознавая себя, видеть одна другую, и, если не могут взаимно любить друг друга, то, по меньшей мере, должны учиться быть терпимыми».

В нашей стране до недавнего времени толерантность трактовалась преимущественно как терпимость. При этом понятие иногда суживалось до его первоначального смысла периода религиозных, а затем национальных войн -веротерпимости или этнотерпимости. Но постепенно понятие «толерантность» становится все более содержательным, многоплановым.

О важности формирования толерантности, как одной из фундаментальных ценностей XIX века, говорится в материалах международных организаций. Так, в одном из документов ЮНЕСКО указаны некоторые принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе толерантности: раскрытие необходимости отказа от насилия в преодолении разногласий и конфликтов, привитие уважения к другим народам, их истории и культуре, укрепление чувства солидарности и сопричастности, базирующегося на осознании собственной самобытности и принятии множественности форм человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [1, с. 23].

В последние годы российские ученые стали активно заниматься разработкой проблем толерантности, в том числе и в сфере образования. Следует назвать некоторых из них: М.П. Мчедлов, В.В. Шалин, А.Г. Асмолов, Д.В. Колесов, В.В. Глебкин, В.В. Макеева, З.А. Малькова, Л.Н. Супрунова, правозащитник, историк и филолог Лев Копелев и др.

Так, М.П. Мчедлов в статье, опубликованной в энциклопедическом словаре «Российская цивилизация» [2, с. 117], рассматривает толерантность как качество культуры (нравственной, правовой, политической) любого общества, выделяет ее формы: личную, общественную, государственную, находящие проявление в правах, общественной психологии, законодательстве, политической практике. Автор отмечает, что толерантная культура гражданина, свободное исповедование свободно избранных взглядов предполагает лояльное отношение к подобному выбору других. При этом толерантность не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, аморально и преступно мириться со всеми проявлениями человеконенавистнической идеологии и морали. Повсеместное и полное утверждение атмосферы толерантности - долгий процесс, где многое зависит, в частности, от системы образования и воспитания.

Проблему толерантности исследует и современная психология. Так, по мнению известного психолога А.Г. Асмолова, лингвистический анализ тер-

мина дает основание считать наиболее емким понимание толерантности как устойчивости к разного рода конфликтам, а также предупреждает от сведения ее к терпимости [3, с. 6].

В этническом плане концепция толерантности исходит из гуманистических учений, в которых подчеркивается непреходящая ценность достоинств и добродетелей человека, признается богатство их индивидуальных проявлений. Если разнообразие людей, культур, народов выступает как ценность, то толерантность, представляющая собой норму цивилизационного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода историческое право на отличность, непохожесть, инаковость.

В политическом плане толерантность выражается в готовности власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, в способности достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве [3, с. 6].

Как видим, существуют различия этнического и политического аспектов толерантности. Это вполне оправдано. Но следует подчеркнуть: последний включает в себя действия не только власти. Кроме того, значение имеет и связь между этими аспектами; идейно-политическое в человеке должно быть продолжением нравственного [4, с. 337].

Есть и другие взгляды на понятие толерантность. Приведем некоторые из них:

1. «Толерантность как безразличие» предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этические верования и убеждения и т.д.).

2. «Толерантность как невозможность взаимопонимания» ограничивает проявление терпимости уважения к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать.

3. «Толерантность как снисхождение» подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как наиболее слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать.

4. «Толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога - именно этот подход к толерантности наиболее желателен для современной ситуации [5, с. 57].

В нашей стране недавно была принята и начала реализовываться государственная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

В этой связи резко возрастает роль образования в формировании культуры толерантности. Этой проблемой основательно занимается В.В. Шалин. Он считает, что в российских условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности, многоконфессиональности, полиментальности воспитание толерантности должно иметь поликультурный характер. Опираясь на работы В.В. Мокеевой, З.А. Мальковой, Л.Н. Супруновой, В.В. Шалин сформировал задачи поликультурного образования [6]:

• глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего народа как непременное условие понимания иных культур;

• формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и в России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиями для самореализации личности;

• создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

• формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

• воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Говоря о поликультурном образовании, уместно напомнить и о некоторых чертах антикультуры, выделенных исследователем Д.В. Колесовым: агрессивность к новому и неизвестному, негативизм ко всему тому, что данный индивид не может лично использовать; нетерпимость к различиям и восприятие отличающегося как враждебного; раздражение и психическое напряжение в ответ на разнообразие окружающего мира, тенденции к его упрощению [4, с. 332-333].

Современное значение толерантности ярко охарактеризовал известный правозащитник, историк и филолог Лев Копелев: «Терпимость - главное условие сохранения жизни на Земле, которую наполняют все более многочисленные и совершенные орудия массового убийства. Не надо притворяться согласным, если не согласен. Однако нельзя подавлять, преследовать не согласных с тобой». И далее: «Необходимо наконец понять, что только просвещение, только здравый смысл и терпимость, свобода мысли и вместе с тем незыблемость нравственных законов в государственной политике, в науке и общественной жизни могут предотвратить гибель человечества и уничтожение всего живого на Земле» [7, с. 66].

Таким образом, изыскания ученых, практиков, состояние современного образовательно-воспитательного процесса настоятельно требуют признать, что формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гра-

жданского общества в своей стране, на социализацию учащихся, их духовное и нравственное развитие для жизни в XXI веке.

Эти цели свойственны многим предметам, но основной вклад в их реализацию вносят филологические и социально-гуманитарные дисциплины. Последние составляют сферу «обществознания» (история, обществознание, география). В проекте концепции в этой области отмечается, что изучение этих предметов позволит школьникам на основе опыта взаимодействия людей в прошедшем и настоящем освоить толерантность, умение вести диалог, конструктивно решать конфликтные ситуации, выработать нетерпимое отношение к ксенофобии, этнофобии, шовинизму [8, с. 22; 9, с. 32].

Предметное содержание школьных курсов истории не только открывает значительные возможности для раскрытия сущности толерантности и ее места в развитии человеческой цивилизации, но и создает практическое поле для формирования толерантного сознания школьников, для осмысления или личного опыта толерантного поведения в жизни.

Важность формирования толерантности в школе понимается во всем мире. Приведем только одно часто цитируемое высказывание известного итальянского писателя и философа Умберто Эко, прозвучавшее несколько лет назад на проходившем в Испании конгрессе по проблемам толерантности: «Третий мир стучится в двери Европы, входит в них, даже когда Европа не согласна пускать. В следующем тысячелетии Европа превратится в многоцветный континент. Эта смычка (или стычка?) культур может привести к кровавым последствиям. Эти последствия проявятся и будут неизбежны, и будут тянуться долго... Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться уже в детстве, в ранней юности, в школе и дома, везде, где возможно».

Формирующую роль в воспитании учащихся в духе толерантности при изучении курса истории выполняет материал, отражающий политические, социальные, этнические, культурные аспекты прошлого, историю войн, восстаний и революций, общественных движений и общественной мысли, исторического сознания и образа жизни, истории религии и церкви, культуры и менталитета.

В осуществлении этого замысла учителя должны прочно опираться на методологические принципы осмысления исторического процесса. Назовем главные из них. Помимо фундаментального принципа историзма, позволяющего раскрыть единство уникального, универсального, конкретного и всеобщего, выявить общечеловеческое значение как проявление конфликтности, так и толерантности, следует реализовывать и ценностно-гуманистический подход при рассмотрении различных конфликтов в истории.

Учитель может использовать и такой принцип психологического, лично-стно ориентированного подхода, как «рассказ от очевидца», позволяющего передать переживания человека «внутри конфликта», поставить ученика в ситуацию нравственного выбора.

Важным методологическим принципом формирования толерантного сознания школьников является социокультурный подход, предусматривающий анализ предпосылок возникновения конфликта, связанных с особенностями менталитета, культурно-национальным своеобразием народа и т.п.

Проблема толерантности на методическом уровне находится в стадии разработки и, к сожалению, не нашла должного отражения в современных учебниках по истории. Поэтому в такой ситуации многое зависит от школьного учителя, его профессионализма, толерантной культуры.

В рамках статьи не представляется возможным остановиться на многообразии методических приемов, позволяющих включать проблемы толерантности в учебный процесс. Остановимся лишь на некоторых из них.

Так, социокультурный подход в формировании толерантного сознания школьников можно применить при рассмотрении образа жизни и поведения русского крестьянства в конце Х1Х-начале XX века.

Предлагая школьникам для анализа фрагменты документов - записки очевидцев (например, историка А.П. Щапова, исследователя быта русского Севера Н.А. Иваницкого и др.) или составленное по этим и другим документам образное описание («от очевидца») отношения крестьян к соседям, к чужим людям в русской деревне, учитель обращает внимание школьников на то, как соседская помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении, наиболее открыто проявлялось на так называемых «помочах» (строительство изб, распашка, жатва и др.).

Случалось, что община направляла здоровых людей топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где взрослые были больны. Оказывалась помощь вдовам и сиротам, погорельцам - и трудом, и сбором денег. Характерным было и гостеприимство по отношению к чужим людям, попросившим крова, в том числе к нищим. В документах XIX века встречается большое число упоминаний о фактах милосердия, милостыни, гостеприимства. В газетах того времени писали: «Нищему никогда не откажут ни в хлебе, ни в ночлеге»; «нищие в редком доме получат отказ»; «особым радушием отличаются к постороннему человеку крестьяне среднего и бедного состояния» [10, с. 108-109].

Для того чтобы школьники глубже осмыслили нравственные установки крестьянства, их систему ценностей, учитель может предложить им объяснить причины такого доброжелательства, милосердия, готовности поделиться последним. В результате обсуждения следует прийти к выводу о том, что нравственные понятия («что есть добро», «что есть зло» и др.) передавались

из поколения в поколение, постоянно звучали в церковных проповедях, наставлениях родителей, сельских учителей. Все это так или иначе формировало в огромной массе крестьянства опыт толерантного поведения в каждодневной жизни.

Другим проявлением толерантного поведения, получившим широкое распространение в российском обществе XIX века, была благотворительность. Весьма полезно разобрать на уроках факты благотворительной деятельности, меценатства, их особенности, источники, причины, последствия, роль крупнейших деятелей. История благотворительности в России - яркая страница проявления в несвободном, сословном обществе, в недемократическом государстве, в обществе социальных потрясений терпимости, стремления помочь «униженным и оскорбленным». Вполне возможно провести ученическую конференцию на тему «Благотворительность и меценатство в нашем городе и Пермской губернии в XIX - начале XX века», на которой выслушать сообщения по материалам местных библиотек, архивов, краеведческой и другой литературы [11, 12]. Полезно вместо конференции провести урок-экскурсию по городским достопримечательностям, связанным с деятельностью местных благотворителей и меценатов.

С учащимися можно обсудить проблему: почему в России благотворительность была важным фактором формирования гуманного отношения к человеку. Желательно, чтобы преподаватель учил при этом применять социокультурный и личностно ориентированный подходы. Следует подчеркнуть, что бесправие, царившее в обществе, сужало возможные пути взаимодействия разных слоев общества, проявления гражданских, общественных начинаний. В то же время огромная масса населения могла получить помощь, знания, культуру только через благотворительные начинания частных лиц, главными мотивами которых были сострадание, жалость, сознание общности с людьми, испытывающими бедность и несчастье, чувства любви к своей земле, городу, Родине. Благотворительность православной церкви включала призрение нищих в монастырях, создание и содержание при церквах богаделен («убогих домов», «божьих домов»), приютов и школ (церковно-приходских).

Богатейший материал для формирования толерантного сознания школьников дает земская и городская благотворительность. Это прежде всего деятельность земских врачей и учителей, строительство больниц, инвалидных домов, богаделен для стариков, «питательных станций» с раздачей пищи бездомным; создание профессиональных школ, странноприемных домов (для «странников» - переселенцев), сиротских и воспитательских домов. Общеизвестна цифра, характеризующая размах этой формы благотворительности по России, - 75 % от всех средств, израсходованных на благотворительность.

Особой формой благотворительности и просвещения народа было сохранение частных книжных издательств и распространение «дешевых» серий

книг для народа. Особенно прославились издательства А.С. Суворина «Вся Россия», «Вся Москва», И.Д. Сытина «Посредник», «Правда», Ф.Ф. Павлен-кова, выпускавшего серии «Научно-популярная библиотека для народа» и «Жизнь замечательных людей». Книгоиздатели стремились (в силу личного понимания своего дела) к доброму, важному делу - просвещению тех слоев общества (а они составляли 80 % населения), которые были оторваны от грамотности, культуры и не имели достаточных условий для овладения ими. Такое понимание своего долга перед далекими от них людьми тоже есть проявление толерантного сознания и поведения в обществе.

Курс отечественной истории XX века содержит важные факты о стремлении российских деятелей науки, культуры, просвещения.

Не допустить крайних проявлений нетерпимости в обществе как со стороны власти, так и отдельных слоев или членов общества. Примером этого могут служить массовые репрессии после революции 1905-1907 годов, в том числе с применением смертной казни, против участников вооруженных восстаний в городах, в армии и на флоте. Предметом анализа может служить статья Л.Н. Толстого «Не могу молчать!», адресованная правительству. «Вы, правительственные люди, называете дела революционеров злодействами и великими преступлениями, но они ничего не делали и не делают такого, чего бы вы не делали, не делали в несравненно большей степени... Вы делаете много такого дурного, чего они не делают: растрату народных богатств, приготовления к войнам и самые войны, покорения и угнетения чужих народностей и многое другое. Как ни гадки убийства (революционеров), они все-таки не так холодно - систематически жестоки, как ваши Шлиссельбурга, каторги, виселицы, расстрелы. . Люди - братья! Опомнитесь, одумайтесь, кайтесь, что вы делаете. Вспомните, кто вы. У каждого из нас есть одно дело, включающее в себя все остальные дела, - это любовь людей к людям. Подумайте, кто вы, и перестаньте делать то, что вы делаете».

Протесты Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, других выдающихся людей России сыграли свою роль: с весны 1910 года количество смертных казней резко сократилось.

Учитель может использовать и множество других примеров толерантного поведения и сознания из курса отечественной истории.

Таким образом, история как школьный предмет представляет большие возможности для формирования толерантного сознания учащихся. Отметим также, что, обращаясь к толерантности, нельзя, конечно, не учитывать ее границ. Толерантность как гуманистическая и демократическая ценность нетерпима к взглядам и поступкам, основывающимся на идеологии и практике расизма, шовинизма, фашизма, религиозного фанатизма, она не приемлет пренебрежения к исторической памяти народа, которая характеризует его духовный потенциал, укрепляет самосознание.

Подчеркнем также, что не следует злоупотреблять термином «толерантность». Часто повторное обращение к нему нередко приводит к обратному результату: термин теряет яркость и перестает работать.

Список литературы

1. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществознания // Преподавание обществознания и истории в школе. - 2002. - № 8.

2. Мчедлов М.П. Толерантность // Российская цивилизация: энцикл. словарь. - М., 2001.

3. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. - М., 2000.

4. Колесов Д.В. Человек и толпа. - М., 2002.

5. Аникеева Е. Толерантность или способ выживания в современно мире // Молодежь в XXI веке: образование и толерантность: материалы город. молодежной науч.-практ. конф. Пермь, 25 марта 2004 г. - Пермь, 2004.

6. Шалин В.В. Поликультурное образование - современная проблема школы // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 3-10.

7. Лев Копелев и его «Вуппертальский проект» / под ред. Я.С. Драбки-на. - М., 2002.

8. Алексашкина Л.Н. Школьные курсы отечественной истории: уроки толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000. -№ 3.

9. Алексашкина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории: уроки толерантности // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. -№ 10.

10. Зырянов П.Н. История России в XIX - начале XX в.: учеб. - М., 1996.

11. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Краткий историко-статистический очерк. - Пермь: Пушка, 1994.

12. Баяндина Н. Пермь купеческая. - Пермь: Пушка, 1997.

Получено 11.05.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.