УДК 159.942 : 172.3 Гладуш Галина Викторовна [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ИХ АГРЕССИВНОСТИ
Gladush Galina Viktorovna [email protected]
FORMATION OF TEENAGERS’ TOLERANCE AS A FACTOR OF THEIR AGGRESSIVENESS REDUCTION
Аннотация:
В статье дается обоснование роли формирования толерантности подростков в коррекции и профилактике их агрессивного поведения. Предлагаются результаты проведенного формирующего эксперимента, которые свидетельствуют о результативности использования в работе с подростковой агрессией формирующих воздействий, направленных на развитие толерантных способов поведения, установок, системы ценностей.
Ключевые слова:
агрессивность, враждебность, подростковая
агрессивность, толерантность, интолерант-ность, эмпатия, рефлексивность, ассертивность.
Summary:
The article substantiates significance of teenagers’ tolerance formation in correction and prevention of their aggressive behaviour. The author presents results of the undertaken forming experiment showing efficiency of the molding influences aimed to develop tolerant ways of behaviour, attitudes, value system in work with adolescent aggression.
Keywords:
aggression, hostility, adolescent aggression, tolerance, intolerance, empathy, reflexivity, assertiveness.
Проблема подростковой агрессивности активно обсуждается в средствах массовой информации в связи с ее возрастанием, жестокостью, а также появившимся в последнее время демонстративным стремлением подростков предать свои деяния широкой огласке через сеть Интернет. Общественность, школа, семья встревожены и обеспокоены подобной ситуацией. В свою очередь, психологическая наука предпринимает попытки найти адекватные методы по снижению подобных деструктивных проявлений молодежи.
На сегодняшний день существует немало работ, посвященных профилактике и коррекции детской и подростковой агрессивности (О.Г. Антонова-Турченко, О.Б. Бовть, С.А. Беличева, Г.Э. Бреслав, Н.М. Платонова, В.Р. Павелков, А.А. Романов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и другие). Значительная доля внимания в них уделяется методам контроля и управления агрессией, обучению неагрессивным способам взаимодействия, конструктивным способам решения конфликтных ситуаций и т.п. Не отрицая эффективности данных приемов, мы также склонны утверждать, что снижение агрессивности, особенно в подростковом возрасте, когда уровень самосознания значительно возрастает по сравнению с предыдущими этапами онтогенеза, возможно во взаимосвязи с формированием позитивного отношения к себе и окружающим, в частности - формированием толерантности.
Толерантность неотделима от движения ненасилия как в теории, так и в практике психоло-го-педагогического направления, где она выступает и как условие для установления отношений сотрудничества в форме консенсуса, и как средство справедливого решения острых политических и этнических конфликтов, и на уровне межличностного взаимодействия (А.Г. Асмолов [1], Д.А. Леонтьев [2], А.А. Реан [3], В.А. Ситаров, В.Г. Маралов [4], Г.У. Солдатова [5] и другие).
На этапе констатирующего эксперимента нами была доказана взаимосвязь толерантности и агрессивности как амбивалентных стратегических векторов межличностного взаимодействия в континууме: «принятие - отторжение», «терпение - нетерпимость», «миролюбие -враждебность», «развитая эмпатия» - «низкая эмпатия» и т.п. Исходя из этого, нами принята была рабочая гипотеза, согласно которой в разработке профилактических и коррекционных мероприятий в психологической работе с подростковой агрессивностью, следует применять комплексный подход, используя как методы прямого воздействия с целью обучения подростков осуществлять контроль и управление агрессией, так и опосредованного - путем формирования толерантных установок и толерантных черт личности. Кроме того, комплексность программы должна обеспечиваться вариативностью методов воздействий и их направленностью на всех субъектов воспитательного процесса: подростков, учителей, родителей.
Теоретическим основой для организации профилактически-коррекционных мероприятий стали научные положения о толерантности, социальные функции которой ограничивают прояв-
ление агрессивности в межличностных отношениях, и возможность ее формирования средствами активного социально-психологического обучения, в частности - тренинга.
Учитывая разнообразие в толковании феномена агрессии, в нашей работе мы объективизировали пределы ее понимания как мотивированного поведения, наносящего прямой или косвенный вред (физический или психологический) окружающим людям, животным или неодушевленным предметам, которое сопровождается раздражением, злостью, яростью, враждебностью, недоверием. Агрессивностью мы называем личностные свойства, которые характеризуются преобладанием использования агрессивных форм поведения.
Агрессивное поведение подростка является своеобразным способом выражения им своей беспомощности, стремлением защитить свое травмированное Я в ситуациях депривации значимых возрастных потребностей. Причины подростковой агрессии в значительной мере обусловлены характером семейных отношений, ценностями и моделями поведения взрослых, отношениями со сверстниками, влияниями средств массовой информации и т.п. Механизмами закрепления агрессивности в подростковом возрасте являются подражание, поощрение, подкрепление.
Под толерантностью мы понимаем личностную позицию признания отличающихся ценностей, взглядов, обычаев как равноправных своим, независимо от степени согласия с ними, как интегративное качество, которое проявляется на уровне моральных убеждений, психологических особенностей и поведения и включает в себя ряд таких качеств личности, как ответственность, самоуважение, эмпатия, рефлексивность, доброжелательность и т.п.
Формирующий эксперимент с целью проверки гипотезы проходил в школах г. Киева на протяжении 2011-2012 учебного года. В эксперименте приняли участие 64 подростка (32 ученика экспериментальной группы, 32 - контрольной), 58 педагогов, 40 родителей.
В программу были включены: воспитательное мероприятие с подростками «Мы все разные» (2 часа); тренинг с подростками - 20 занятий по 1,5 часа в течение учебного года (30 часов); лекция для педагогов «Толерантная культура учителя» (1 час); психолого-педагогический консилиум с элементами тренинга для учителей «Толерантность образовательной среды как условие обеспечения экологичности образования» (4 часа); круглые столы для родителей «Где скрываются причины подростковой агрессии?» (2 часа); «Толерантная культура в семье» (2 часа); индивидуальные консультации по запросу (из расчета 1 час на консультацию).
Основной формой работы стал тренинг для подростков, цель которого - формирование личностных черт и толерантных установок в межличностном взаимодействии подростков, которые бы способствовали снижению агрессивных проявлений в их поведении, а также непосредственное влияние на поведенческие девиации, связанные с агрессией. Таким образом, в рамках тренинговой работы решались следующие задачи: формирование толерантного сознания и толерантной культуры общения подростков; развитие толерантных качеств личности (эмпатии, самоконтроля, самоуважения, рефлексии, социальной перцепции); формирование чувства собственного достоинства подростка и поддержки достоинства окружающих; формирование уважения к своему народу и людям других национальностей, культур, социальных слоев, возрастов, интересов и т.п.; формирование навыков управления агрессией; формирование ценностных установок на неагрессивное разрешение конфликтных ситуаций; формирование ассертивных умений.
Для проверки эффективности проведенной профилактически-коррекционной работы мы применили следующие методики: опросник агрессии Басса-Дарки, методику Л.Н. Собчик «Вербальный фрустрационный тест». Статистическая обработка данных проводилась с помощью ^критерия Стьюдента, х2-критерия Пирсона.
Уровневое распределение показателей агрессивности и враждебности происходило согласно авторским нормативам, в соответствии с которыми нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4 баллов, а враждебности - 7±3. Баллы ниже нормы считались низким уровнем агрессивности / враждебности, баллы выше нормы относились к высокому их уровню.
Как свидетельствуют данные таблицы 1, в уровнях проявления агрессивности и враждебности существенные изменения произошли только в экспериментальной группе. В частности, почти в 3,5 раза снизилось количество подростков с высоким уровнем агрессивности (34,3 % к эксперименту и 9,3 % - после). Также существенно снизилось после эксперимента количество подростков, которые имели высокий уровень враждебности: с 25,0 % - до эксперимента до 9,3 % - после.
Использование х2-критерия Пирсона позволило подтвердить наличие значимых изменений, произошедших после эксперимента в экспериментальной группе (агрессивности: х2=28,72, враждебности: х2=25,86), с погрешностью не более 0,01 % и отсутствие таковых изменений в контрольной группе.
Таблица 1 - Уровни индекса агрессивности и враждебности в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента
Экспериментальная группа (п =32) Контрольная группа (п=32)
Уровни Агрессивность
До экспер. После экспер. До экспер. После экспер.
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Высокий 11 34,3 3 9,3 10 31,2 11 34,4
Средний 14 43,7 18 56,2 16 50,0 14 43,7
Низкий 7 21,9 11 34,3 6 18,7 7 21,9
Враждебность
Высокий 8 25,0 3 9,3 7 21,9 6 18,7
Средний 17 53,1 16 50,0 17 53,1 16 50,0
Низкий 7 21,9 13 40,6 8 25 10 31,2
Средние показатели форм проявления агрессии подростками в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты распределения показателей форм проявления агрессии
Формы проявления агрессии Экспериментальная группа Контрольная группа 1-критерий Стьюдента
До экспер. После экспер. До экспер. После экспер. Для ЭГ Для КГ
Физическая агрессия 62,9 44,3 60,2 61,6 9,873** 1,080
Косвенная агрессия 55,4 43,3 54,7 55,8 4,342* 2,101
Раздражительность 49,7 42,6 51,4 52,3 3,321 1,011
Негативизм 60,5 42,5 58,2 58,7 8,855** 1,255
Обида 57,3 43,5 56,6 55,4 4,461* 1,343
Подозрительность 49,1 46,6 49,6 50,4 1,761 1,814
Вербальная агрессия 63,6 51,2 58,4 60,1 7,534* 1,437
Чувство вины 65,5 48,3 66,4 65,5 8,328** 1,654
Примечание: * - уровень значимости изменений с погрешностью в 5 %, ** - значимость изменений с погрешностью в 1 %.
Также в таблице содержатся показатели 1-критерия Стьюдента, отражающие разные уровни значимости изменений, которые произошли в экспериментальной и контрольных группах. В частности, они свидетельствуют о преобладании динамики изменений по физической агрессии (уменьшение среднего показателя на 18,6 баллов), негативизма (на 18,0 баллов) и чувства вины (на 17,2 балла). Статистически значимыми оказались изменения и таких показателей, как обида (на 13,8 баллов), вербальная агрессия (на 12,4 балла) и косвенная (на 12,1 балл). Менее чувствительными к коррекционным воздействиям оказались такие показатели, как раздражение (разница в 7,1 балл) и подозрительность (2,5 балла). Это, по нашему мнению, объясняется тем, что раздражение, будучи связанным с психодинамическими свойствами, осложнено для самоконтроля в подростковом возрасте. Подозрительность, в свою очередь, и к началу эксперимента имела невысокий средний показатель (49,1 баллов).
Наиболее чувствительными к коррекционному воздействию оказались поведенческие формы проявления агрессии. Применение в тренинге техник «Я-высказывания», развития рефлексии, методов развития эмпатии, коррекции самооценки и самоуважения, актуализация толерантных ценностей, установок в межличностном взаимодействии дали положительные результаты - в ответах подростков на ситуации фрустрации теста Л.Н. Собчик, проведенного после эксперимента, появились высказывания, которые к началу эксперимента почти не были представлены: «Мне очень жаль», «Мне неприятно это слышать», «Я бы не стал такого совершать», «Я так не думаю» и подобные. Значительно снизились оскорбительные и угрожающие реплики типа «Ты сама как корова», «Ты на себя в зеркало смотрела, тварь», «Только подойди - получишь» и подобные. Возросло количество высказываний, которые имеют характер вежливости, несмотря на фрустри-рующую ситуацию. Это свидетельствует о повышении уровня самоуважения и общей культуры подростков, которые произошли под воздействием проведенных мероприятий. В обратной связи после тренинга подростки меньше указывали на наличие у них агрессивных чувств: злости, ярости, раздражения. В высказываниях явно прослеживались результаты усвоения навыков ассер-тивного поведения, взаимоуважения и конструктивной установки при решение конфликтных ситу-
аций: «Я не хотел бы говорить с тобой в таком тоне», «Я действительно много еще чего не знаю, но я еще учусь», «Я уверена, что многое достигну в жизни. Время покажет» и другие.
Итак, вызванные фрустрацией негативные чувства в отношениях с окружающими поддаются контролю со стороны подростков. Более широкий репертуар их поведенческих стратегий в ситуациях фрустрации, продемонстрированный после тренинга, мы связываем не только с приобретением новых поведенческих навыков, но и с осознанием ценности и собственной значимости миролюбивых, гуманных, толерантных способов взаимодействия с окружающими.
В целом, мы можем утверждать, что предложенная комплексная программа по профилактике и коррекции подростковой агрессивности, которая включает развитие толерантных черт и толерантных установок в межличностных отношениях, способствует снижению деструктивных проявлений, связанных с агрессивным поведением подростков.
Ссылки:
1. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
2. Леонтьев Д.А. К операционализации понятия толерантность // Вопросы психологии. 2009. № 5.
3. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. Т. XXI. № 3.
4. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе. М., 2000.
5. Солдатова Г. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности. 2003. № 6.