Научная статья на тему 'Социально-психологический тренинг как элемент технологии коррекции агрессивности у подростков'

Социально-психологический тренинг как элемент технологии коррекции агрессивности у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2258
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / TEENAGER S' AGGRESSION / ANIMOSITY / PSYCHOSOCIAL TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Силаева Яна Вячеславовна

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты возникновения негативных психических состояний современных подростков, дисгармоничность в отношениях с окружающими и повышенная конфликтность. Предлагается разработанная коррекционная программа социально-психологической коррекции, значимость которой подтверждается положительными результатами работы, способствующая снижению агрессивности у детей, изменению социальной сферы, формированию конструктивных стратегий поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosocial training as an element of technology of teenagers aggression correction

In the article psychosocial aspects of modern teenagers negative mental conditions occurrence are considered. The correction program whose importance is confirmed by positive results is offered. This program promotes lowering of childrens aggression, alteration of social sphere and formation of constructive behaviour strategies.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический тренинг как элемент технологии коррекции агрессивности у подростков»

Я. В. Силаева

социально-психологический тренинг как элемент технологии коррекции агрессивности у подростков

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, — все это болезненно переживается населением России и приводит к значительному увеличению количества агрессивных проявлений и преступности среди подростков.

Характеристика современного состояния проблемы. Проблема агрессивности — одна из самых актуальных проблем современной психологии. Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность стала предметом значительного числа экспериментальных работ и специальных монографий отечественных и зарубежных исследователей (Д. И. Фельдштейна, М. А. Алемаскина, Г. М. Миньковского, В. В. Знакова, Л. М. Семенюк, А. Buss, А. Bandura, S. Berkowitz, K. Lorenz). Попытки объяснения агрессивных действий подростков затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах, во многих теоретических концепциях явление агрессивности получает весьма противоречивые толкования, которые мешают как его пониманию, так и возможности воздействия в целях снижения и устранения агрессивности1.

Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (14-18 лет), он во многом определяет практически всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства — переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма — делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения2.

В связи с тем, что подростковый возраст является остро протекающим переходом от детства к взрослению, в этот период переплетаются противоречивые тенденции становления личности ребенка: негативные проявления, дисгармоничность в отношениях с окружающими, повышенная конфликтность, тревожность, агрессивность. Проблема негативных психических состояний подростков коррелирует с острыми проблемами общества в целом. Данный период отличается переходом ребенка на качественно новую социальную позицию, у которого формируется сознательное отношение к себе как к члену общества (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. М. Фридман, А. Е. Личко, Ю. Н. Попов, С. Ю. Мещерякова, А. В. Петровский)3.

© Я. В. Силаева, 2009

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление

4

агрессивного поведения, можно выделить такие, как:4

• Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.

• Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.

• Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.

• Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

• Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Возросший учебный план, расширение школьной программы привели к тому, что значительную часть своего времени современный подросток проводит в школе. И именно школа оказывается тем социальным институтом, который, помимо семьи, может повлиять на становление адекватных форм проявления чувств и негативных эмоций, снижение агрессивности у подростков. Это может осуществляться как во время учебной деятельности (в течение уроков, классных часов, внеурочной работы), так и на специализированных психологических занятиях.

В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками вычленяются 3 основные направления: диагностические методы определения типа нарушения поведения подростка; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; воспитательная работа с такими детьми, включая воздействие на окружающую среду и семью. Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив в течение многих лет. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы был выполнен психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Г. С. Абрамовой, М. А. Алемаскина, Ю. М. Антонян, С. А. Беличевой, В. М. Бехтерева,

А. Д. Глоточкина, И. В. Дубровиной, В. В. Знакова., Е. Я. Иванова, К. Е. Игошева, Д. Д. Исаева, Д. Н. Исаева, А. Г. Ковалева, И. С. Кона, В. Т. Кондрашенко, А. Е. Личко, Г. М. Миньковского, И. А. Невского, В. Ф. Пирожкова, К. К. Платонова, Г. М. Потанина, Д. И. Фельдштейна и др.

В числе новых форм работы следует назвать социально-психологический тренинг, который все чаще используют профессиональные психологи. Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга появились в начале XX в. как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическим знаниям, и «безопасного» приобретения трудовых навыков5.

Одно из основных достоинств тренинга состоит в том, что во время занятий подросток чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он чувствует полное доверие группы и, самое главное, не боится доверять свои мысли и чувства, переживания и сомнения

другим. В тренинговой группе можно быть самим собой без всяких оговорок (разумеется, в рамках установленных правил). С этой точки зрения, тренинг следует рассматривать как целенаправленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в обществе. Участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.

Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренинга руководителю, организующему и проводящему занятия, необходимо осознать общие цели тренинга, например:6

• развитие личности;

• повышение социально-психологической компетентности участников;

• формирование активной социальной позиции участников;

• развитие способности производить значимые изменения в своей жизни;

• развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

• коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

• изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия и овладение ими для повышения его эффективности.

Главная задача психологического комплекса в коррекционной работе с подростками — формирование у них адекватной самооценки, установки на самоизменение своей негативной сферы и самосовершенствования.

Опыт использования психологического тренинга отражен в работах отечественных психологов: Г. А. Ковалева (1980, 1989, 1996 гг.), Л. А. Петровской (1982, 1989, 1996 гг.); Ю. А. Емельянова (1983, 1985, 1991 гг.), Х. Н. Миккина (1981, 1986 гг.), Т. С. Яценко (1987),

В. П. Захарова и Н. Ю. Хрящевой (1989); А. П. Ситникова (1992, 1996 гг.), Г. И. Мара-санова (1995), В. Ю. Большакова (1996), С. И. Макшанова (1997), И. В. Вачкова (2000), Г. И. Лидерса (2001), О. П. Кодауровой (2002), В. Г. Ромек (2002), Е. В. Сидоренко (2001, 2002 гг.), Т. В. Зайцевой (2002).

Выделение негативных психических состояний подростков и анализ их взаимосвязей с различными социопсихологическими факторами позволили нам предложить модель и основные пути снижения негативной эмоциональной сферы ребенка. Исследование проводилось в общеобразовательных школах города Клина. Нами была составлена комплексная авторская программа, направленная на снятие агрессивности у подростков, целью которой являлось обеспечение подростков знаниями и умениями, позволяющими им более эффективно действовать в повседневной жизни, преодолевать негативные проявления эмоциональной сферы (агрессивность, враждебность, тревожность).

цель — выявить эмпирические факты, негативно влияющие на психическое состояние современных подростков, для проектирования коррекционных подходов, содействующих нормальному развитию личности.

объектом исследования являются негативные психические состояния личности подростка.

Предмет исследования — влияние внутренних и внешних факторов (психологических и социальных) на проявления и причины возникновения агрессивности у подростков.

В исследовании использованы методы теоретического анализа, обобщения и интерпретации научных данных, анализ результатов исследования. Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью:

а) анализа документов (психологическая карта учащегося общеобразовательной школы, школьного журнала успеваемости и посещаемости занятий, опроса родителей или лиц, замещающих их, профиля общеобразовательного и материального уровня семьи);

б) бесед и консультирования с педагогами и родителями;

в) методики включенного наблюдения за подростками во время уроков и перемен в школе;

г) психодиагностических методик: адаптированного варианта опросника А. Басса и А. Дарки «Диагностика состояния агрессии у подростков», методики исследования тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), социометрии, методики диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Полученные данные были подвергнуты статистическому анализу с применением метода ранговой корреляции Спирмена, G критерия и критерия Фишера, с помощью статистических пакетов компьютерной обработки данных "EXCEL" и "Statistica 6.0".

Выборку исследования составили 515 подростков (девочки и мальчики 12-15 лет). Контрольную группу — 281 чел., экспериментальную — 234 чел.

Процедура эмпирического исследования определяется четырьмя основными этапами исследования:

1. Диагностика и анализ связи социально-психологических факторов с экспертными оценками учителя.

2. Разработка и апробация авторской псикоррекционной программы.

3. Диагностика и анализ социально-психологических факторов, влияющих на экспертные оценки агрессивности у подростков после проведения социально-психологического тренинга в двух группах.

4. Анализ эмпирических результатов сдвигов по шкалам в экспериментальной и контрольных группах подростков.

Результаты эмпирического исследования, обсуждение (интерпретация и анализ полученных данных)

Первая этап исследования направлен на диагностику и анализ связи социальнопсихологических факторов с экспертными оценками учителя.

Методика уровня школьной тревожности Филипса7. Анализ Спирмена при р < 0,05 позволил выявить следующие социально-психологические факторы, влияющие на экспертные оценки агрессивности у подростков:

1. Фрустрация в потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий подростку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

2. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей.

3. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей.

4. Проблемы и страхи в отношении с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения подростка.

Методика уровня школьной тревожности Тейлора8. Анализ Спирмена при р < 0,05 позволил выявить социально-психологический фактор, влияющий на экспертные оценки агрессивности у подростков (высокий уровень тревожности).

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки9. Анализ Спирмена прир < 0,05 позволил выявить следующие социально-психологические факторы, влияющие на экспертные оценки агрессивности у подростков:

• физическая агрессия;

• вербальная агрессия;

• раздражение;

• обида.

Второй этап исследования состоял в разработке и апробации авторской псикор-рекционной программы, направленной на снятие состояния агрессивности, неуверенности, страха у подростков, развитие чувства собственного достоинства с помощью социальнопсихологического тренинга.

Работа осуществлялась с помощью игровых методов, дискуссии, элементов психогимнастики. Программа рассчитана на 40 час. Занятия проводились в экспериментальных группах 1 раз в неделю по 90 мин. и включали в себя следующую тематику занятий:

1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами в группы.

2. Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.

3. Понятие агрессивности и проблемноразрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.

4. Навыки конструктивного взаимодействия.

5. Формирование навыков совместной деятельности.

6. Доверие к себе.

7. Воспитываем терпимость. Толерантность к проявлению чувств к другим людям.

8. Формирование установки на эмоциональную поддержку в кризисной ситуации.

9. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных форм поведения.

10. Групповое взаимодействие.

Третий этап исследования направлен на диагностику и анализ социально-психологических факторов, влияющих на экспертные оценки агрессивности у подростков после проведения социально-психологического тренинга в экспериментальных и контрольных группах. Сравнение проходило по 9 шкалам, результаты которых были интегрированы в 10-ти балльные шкалы. О критерий знаков прир < 0,01 показал неслучайные сдвиги по некоторым шкалам. Анализ результатов неслучайных сдвигов в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения социально-психологического тренинга у подростков позволил выявить следующие результаты.

В экспериментальной группе:

1. Фрустрация в потребности в достижении успеха: положительных — 10; отрицательных — 131; нулевых — 98 (достоверным прир < 0,01 является отрицательный сдвиг).

2. Страх самовыражения: положительных — 23; отрицательных — 170; нулевых — 146 (достоверным прир < 0,01 является отрицательный сдвиг).

3. Страх ситуации проверки знаний: положительных — 41; отрицательных — 110; нулевых — 88 (достоверным при р < 0,01 является отрицательный сдвиг).

4. Проблемы и страхи в отношении с учителями: положительных — 50; отрицательных — 135; нулевых — 54 (достоверным прир < 0,01 является отрицательный сдвиг).

5. Уровень тревожности: положительных — 40; отрицательных — 115; нулевых — 84 (достоверным прир < 0,01 является отрицательный сдвиг).

6. Физическая агрессия: положительных — 50; отрицательных — 20; нулевых — 169 (сдвиг не выявлен).

7. Вербальная агрессия: положительных — 9; отрицательных — 20; нулевых — 210 (сдвиг не выявлен).

8. Раздражение: положительных — 11; отрицательных — 40; нулевых — 188 (сдвиг не выявлен).

9. Обида: положительных — 15; отрицательных — 60; нулевых — 164 (сдвиг не выявлен).

Суммарный результат сдвигов в экспериментальной группе: положительных — 249; отрицательных — 701; нулевых — 1201.

В контрольной группе:

1. Фрустрация в потребности в достижении успеха: положительных — 1; отрицательных — 14; нулевых — 266 (достоверным прир < 0,01 является отрицательный сдвиг).

2. Страх самовыражения: положительных — 4; отрицательных — 22; нулевых — 255 (достоверным прир < 0,01 является отрицательный сдвиг).

3. Страх ситуации проверки знаний: положительных — 44; отрицательных — 10; нулевых — 227 (достоверным прир < 0,01 является положительный сдвиг).

4. Проблемы и страхи в отношении с учителями: положительных — 55; отрицательных — 60; нулевых — 166 (сдвиг не выявлен).

5. Уровень тревожности: положительных — 49; отрицательных — 58; нулевых — 174 (сдвиг не выявлен).

6. Физическая агрессия: положительных — 82; отрицательных — 60; нулевых — 139 (сдвиг не выявлен).

7. Вербальная агрессия: положительных — 5; отрицательных — 1; нулевых — 275 (сдвиг не выявлен).

8. Раздражение: положительных 32; отрицательных 46; нулевых 203 (сдвиг не выявлен).

9. Обида: положительных — 35; отрицательных — 26; нулевых — 220 (сдвиг не выявлен).

Суммарный результат сдвигов в экспериментальной группе: положительных — 307; отрицательных — 297; нулевых — 1925.

Таким образом, О критерий знаков позволил выявить общую направленность результатов в 2 группах подростков до и после социально-психологического тренинга. В экспериментальной группе выявлены неслучайные отрицательные сдвиги по шкалам «страх самовыражения», «проблемы и страхи в отношениях с учителями», «страх ситуации проверки знаний», «физическая агрессия», «вербальная агрессия». В контрольной группе выявлены неслучайные отрицательные сдвиги по шкалам «физическая агрессия», «страх ситуации проверки знаний» и не случайным положительный сдвиг по шкале «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». В итоге с определенной долей вероятности мы можем утверждать, что в экспериментальной группе подростков после проведения социальнопсихологического тренинга результаты улучшились по пяти шкалам, а в контрольной группе подростков — по двум шкалам и ухудшились по одной.

Четвертый этап исследования направлен на анализ результатов О критерия, а именно положительных, отрицательных и нулевых сдвигов по шкалам в экспериментальной и контрольных группах подростков, с использованием критерия Фишера.

Интерпретация результатов показала, что в экспериментальной группе 701 отрицательный сдвиг и 1450 положительных и нулевых. В контрольной группе 297 отрицательных и 2232 положительных и нулевых сдвигов. Критерий Фишера при р < 0,01 выявил, что отрицательных сдвигов в экспериментальной группе больше, чем в контрольной. В результате мы можем говорить, что в экспериментальной группе после проведения социальнопсихологического тренинга результаты социально-психологических факторов улучшились по сравнению с контрольной группой.

Результаты эмпирического исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

Социально-психологическая модель коррекции негативных психических состояний личности подростка отражает целостную структуру современных научных подходов, направлений, принципов и форм работы по изменению социально-психологической ситуации развития подростков и снижению проявлений личностных негативных факторов эмоциональной сферы подростка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам обобщения и анализа литературы, собранных материалов предложен социально-психологический комплекс, позволяющий существенно снизить агрессивность и враждебность подростков, их эмоциональную напряженность в семье и школе, что способствует формированию профессионально ориентированных установок.

Экспериментальная работа положительно отразилась на снижении негативных проявлений эмоциональной сферы подростков (агрессивности, враждебности, тревожности), способствовала повышению уровня успеваемости и дисциплинированности.

Предложенная авторская программа показала практическую целесообразность ее использования и методическую доступность для профессиональных психологов.

1 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. 336 с.

2 БайярдР. Г. Ваш беспокойный подросток. М., 1998. 224 с.

3 Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1996. С. 5-10.

4 Прихожан А. М. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. С. 67-78.

5 Родионов В. А. Тренинговые занятия. Ярославль, 2002. С. 45-49.

6ВачковИ. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы М., 2007. С. 12-13.

7 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 2004. С. 7-76.

8 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 2004. С. 66.

9 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара, 2004. С. 179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.