Педагогика
УДК 378:376
кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Карякина Татьяна Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЦАМ С ОВЗ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов педагогического вуза. Авторы рассматривают волонтерскую деятельность как средство решения данной проблемы. В статье приводятся результаты изучения степени сформированности толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов педагогического вуза, раскрыты особенности содержания и реализации программы волонтерской деятельности, позволяющей сформировать толерантное отношение студентов к лицам с ОВЗ.
Ключевые слова: толерантность, лица с ОВЗ, волонтерская деятельность, студенты педагогического вуза.
Annotation. Article is devoted to a problem of formation of the tolerant attitude towards persons with limited opportunities of health at students of pedagogical higher education institution. Authors consider volunteer activity as a cure of this problem. Results of studying of degree of formation of the tolerant attitude towards persons with limited opportunities of health at students of pedagogical higher education institution are given in article, features of contents and implementation of the program of the volunteer activity allowing to create the tolerant attitude of students towards persons with limited opportunities of health are revealed.
Keywords: tolerance, persons with limited opportunities of health, volunteer activity, students of pedagogical higher education institution.
Введение. На современном этапе развития российское государство претерпевает крупномасштабные изменения в сфере взаимодействия с лицами с ОВЗ (ОВЗ), а проблема формирования толерантного отношения к людям данной категории становится важным направлением внутренней политики страны. Между тем, общество далеко не все готово принять человека с ОВЗ. Данная проблема имеет не только материально-техническую, но и психологическую, морально-этическую основу. Именно поэтому толерантность должна стать тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что раскрытию природы формирования толерантности посвящены исследования И. В. Абакумовой, З. Т. Гасанова, Б. С. Гершунского, Э. В. Чудновского, В. В. Шалим и др. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ является ключевой в исследованиях А. Г. Асмолова, Е. А. Мартыновой, М. С. Мацковского, Е. Р. Ярской-Смирновой и др. В современной науке толерантность рассматривается как сложный феномен, соединяющий в себе социокультурные, политические, экономические, исторические и психологические элементы. Понятие толерантность как составляющая адаптивного пространства представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, включающее индивидуально-личностный и социально-общественный блоки и характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта (внешние признаки, личностную позицию, особенности поведения и др.). Процесс формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ является важным направлением общественной деятельности, основанным на использовании информационно-сетевых, социально-гуманитарных, социально-политических, социально-образовательных технологий. Особую актуальность данное направление приобретает в студенческой сфере, где от уровня толерантности напрямую зависит успешность будущего социального и профессионального функционирования.
Волонтерство как средство решения социально-педагогических проблем имеет длительные исследовательские традиции в зарубежной (Р. Корнюэлль, С. Кенни, Т. Ливальд и др.) и отечественной (В. Г. Бочарова, В. А. Кудинов, Р. М. Куличенко, Н. С. Морова и др.) науке. Волонтерская деятельность, являясь добровольной формой оказания социально значимых услуг, становится ключевым элементом системы развития социальной ответственности и активности в студенческой среде, в том числе и при работе с лицами с ОВЗ. Интеграция образовательного процесса и волонтерских социальных практик направлена на формирование у студентов системы теоретических и технологических знаний, позволяющих им выступать не только участниками, но и организаторами волонтерской деятельности. Тем не менее, несмотря на имеющиеся научные разработки и исследования, проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ в процессе волонтерской деятельности остается малоизученной.
Формулировка цели статьи. Цель статьи - представить результаты изучения степени сформированности толерантного отношения к лицам с ОВЗ у студентов педагогического вуза, показать пути формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ в процессе волонтерской деятельности.
Изложение основного материала статьи. В современном мире толерантность рассматривается как основа построения гражданского общества, дающая человеку возможность свободно реализовать свои гражданские права, отстаивать собственную гражданскую позицию независимо от материального положения, национальности, состояния здоровья. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г., толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [5].
И. С. Ворошилова, Н. П. Федорова, М. Л. Романова отмечают, что толерантность развивается как интегральное личностное качество, которое адекватно проявляется в повседневной практике. Большинство ученых сходятся во мнении, что толерантное отношение выполняет основополагающую роль в структуре сознания и самосознания, являясь многогранным личностным образованием. В основе толерантного поведения лежит способность сохранять психологическую устойчивость в проблемных ситуациях, что позволяет рассматривать такое поведение как социально-психологическую компетенцию личности адекватно оценивать ситуацию и находить оптимальный выход из нее. Формирование толерантного отношения происходит в двух блоках: индивидуально-личностном и социально-общественном [4].
Спорным на сегодняшний день остается вопрос о том, с какого возраста следует начинать формировать нормы толерантных отношений. Одни исследователи (Е. Г. Бабич, Н. В. Кленова, В. Г. Тактаров, и др.) предлагают начинать этот процесс в период от 4 до 8 лет, то есть до того, как нетерпимость к лицам с ОВЗ приобретает характер стойкой привычки и закрепляется в стереотипах поведения. Другие авторы (О. В. Анохина, И. М. Воротилкина, Ф. Х. Хазиева и др.) считают целесообразным начинать воспитывать толерантность с подросткового возраста, когда идет формирование чувства культурной принадлежности. По мнению Е. А. Волковой, толерантность - сложный психологический конструкт и его развитие начинается с раннего детства. Вместе с тем характер профессиональной подготовки студентов предполагает, что в ее процессе можно сформировать именно те компоненты толерантности, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому процесс формирования культуры толерантности студентов ориентирован, с одной стороны, на имеющиеся в данном возрастном этапе интересы, потребности, значимый круг общения, а с другой стороны - на мотивировку будущей профессии [3]. Минаева Н. Г., Кузьмина Н. Н. отмечают, что процесс формирования толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ является сложным и длительным, требующим целенаправленной организации даже со студентами педагогического вуза [6]. С. Н. Воднева подчеркивает, что при формировании толерантного отношения студенческой молодежи необходимо отталкиваться от их индивидуально-психологических черт, от национальных особенностей и уровня сплоченности группы. Как показывает практика, наиболее сильное влияние на формирование толерантности в студентов оказывает их активное участие в совместной внеучебной деятельности лицами с ОВЗ [2].
Н. А. Бочарникова, Ю. И. Ардашова отмечают, что волонтерское движение сегодня рассматривается как инновационная форма гражданско-патриотического и нравственного воспитания молодежи. Волонтерская деятельность в студенческой среде обуславливается стратегией государственной молодежной политики. Ее развитие направлено на раскрытие потенциала молодежи, активное включение молодых людей в социальную практику [1]. Одним из значимых направлений волонтерской студенческой деятельности является помощь людям с ОВЗ. Е. Г. Шевыревой были выделены основные задачи волонтерской организации в работе с лицами данной категории: помощь в реабилитации лицам с ОВЗ; создание активной жизненной позиции у семей, имеющих детей с ОВЗ, защита их прав; изменение отношения общества к лицам с ОВЗ; организация клубно-досуговой деятельности лиц с ОВЗ и их семей; развитие стимулов к волонтерской деятельности, обучение волонтеров работе с лицам с ОВЗ [7]. Таким образом, волонтерская деятельность, являясь добровольной формой оказания социально значимых услуг, становится ключевым элементом системы развития социальной ответственности и активности в студенческой среде, в том числе и при работе с лицами с ОВЗ.
С целью изучения особенностей толерантного отношения к лицам с ОВЗ в студенческой среде в 2016 г. нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участие 20 студентов факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», являющиеся членами волонтерского отряда «Росток доброты». В контрольную группу вошли 20 студентов того же факультета, не принимающие участия в волонтерской деятельности. Возраст испытуемых - 18-20 лет.
Испытуемым была предложена анкета, которая включала два блока вопросов: первый блок, направленный на изучение социально-общественного толерантного отношения к лицам с ОВЗ; второй блок -на изучение индивидуально-личностного толерантного отношения к лицам с ОВЗ. Оценка качества ответов испытуемых проводилась по следующим критериям: сформированность социально-нравственных мотивов взаимодействия с лицами с ОВЗ; готовность контактировать с лицами с ОВЗ в различных социальных ситуациях с целью выстраивания конструктивных взаимоотношений; признание прав и потребностей лиц с ОВЗ; готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с лицами с ОВЗ.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить три дифференцированные группы студентов в зависимости от уровня сформированности толерантного отношения к лицам с ОВЗ. Первая группа (экспериментальная группа - 25,0 % (5 чел.); контрольная группа - 20,0 % (4 чел.)) - испытуемые, обладающие высоким уровнем сформированности толерантного отношения к лицам с ОВЗ. В ответах студентов четко прослеживалась активная личностная позиция, основанная на социально-нравственных мотивах взаимодействия с лицами с ОВЗ. Испытуемые проявляли готовность контактировать с лицами с ОВЗ в различных социальных ситуациях, демонстрировали принятие другого человека таким, какой он есть; признавали права лиц с ОВЗ и показывали адекватное отношение к их особым потребностям. Кроме того, студенты выражали готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с лицам данной категории. Вторая группа (экспериментальная группа - 30,0 % (6 чел.); контрольная группа - 30,0 % (6 чел.)) - испытуемые, обладающие средним уровнем сформированности толерантного отношения к лицам с ОВЗ. При ответе на большинство вопросов анкеты студенты старались придерживаться социально-нравственных мотивов. Испытуемые проявляли готовность контактировать с людьми с ОВЗ в отдельных социальных ситуациях, выстраивая конструктивное взаимоотношение, основанное на терпимом отношении к лицам данной категории; признавали необходимость соблюдения прав лиц с ОВЗ, но не всегда были готовы лично подстраиваться под их особые потребности. Студенты выражали готовность к усвоению минимального объема знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с лицами с ОВЗ. Третья группа (экспериментальная группа - 45,0 % (9 чел.); контрольная группа - 50,0 % (10 чел.)) - испытуемые, обладающие низким уровнем сформированности толерантного отношения к лицам с ОВЗ. При ответе на вопросы анкеты студенты не придерживались социально-нравственных мотивов. Испытуемые проявляли низкую готовность контактировать с людьми с ОВЗ в различных социальных
ситуациях и не видели смысла в выстраивании конструктивных взаимоотношений с лицами данной категории. Анкетируемые признавали права лиц с ОВЗ, но считали, что к реализации их особых потребностей не должна затрагивать остальных членов общества. Кроме того, студенты не выражали готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия с лицами с ОВЗ.
Анализ полученных данных также показал, что состав экспериментальной и контрольной групп практически однороден. Испытуемых с низким уровнем сформированности толерантного отношения к лицам с ОВЗ в два раза больше, чем испытуемых с высоким уровнем, и в полтора раза больше, чем испытуемых со средним уровнем сформированности. Таким образом, на основе результатов констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что сформированность толерантного отношения студентов к лицам с ОВЗ находится на низком уровне, а, следовательно, методика работы в данном направлении нуждается в дополнительном совершенствовании.
На втором этапе исследования нами был проведен формирующий эксперимент. В нем участвовали 20 студентов факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», являющихся членами волонтерского отряда «Росток доброты». Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать Положение о волонтерской деятельности студентов; 2) спроектировать программу волонтерской деятельности, направленную на взаимодействие с лицами с ОВЗ; 3) реализовать разработанную программу со студентами, являющимися членами волонтерского отряда факультета психологии и дефектологии «Росток доброты». Формирующий эксперимент осуществлялся в три этапа. Первый этап - подготовительно-организационный (октябрь -ноябрь 2016 г.), включающий: информирование и привлечение студентов в волонтерскую деятельность; формирование волонтерской группы; разработку нормативно-правового, информационного обеспечения программы; создание банка данных о лицах, нуждающихся в профилактической помощи; укрепление взаимодействия волонтеров с организациями, осуществляющими работу с лицами с ОВЗ. Второй этап -практический (декабрь 2016 - декабрь 2017), включающий: проведение тренинговых занятий по формированию толерантного отношения волонтеров к лицам с ОВЗ; организацию и проведение мероприятий, акций, реализацию проектов; участие в семинарах и конкурсах по волонтерскому движению. Третий этап - аналитический (январь 2018 г.), направленный на анализ результатов волонтерской деятельности по итогам реализации программы.
Целью разработанной программы волонтерской деятельности являлось вовлечение волонтеров отряда «Росток доброты» факультета психологии и дефектологии в мероприятия, связанные с оказанием социальной психолого-педагогической поддержки лицам с ОВЗ, формирование толерантного отношения молодежи к лицам данной категории, развитие компетенций инклюзивной практики. В ходе ее реализации решались следующие задачи: 1) установление связи теоретических знаний с практической деятельностью; 2) различие толерантных личностных качеств, необходимых студентам в их будущей профессиональной деятельности; 3) создание условий для развития способностей и самореализации студента, для формирования его собственного стиля взаимодействия с лицами с ОВЗ; 4) практическое участие в реализации социальных технологий коллективной, групповой и индивидуальной работы с лицами с ОВЗ. Достижение поставленной цели и задач осуществлялось через следующие направления работы: формирование позитивных установок у студентов на волонтерскую деятельность; организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности с лицами с ОВЗ; привлечение студентов к разработке и реализации социально значимых проектов; апробация в волонтерской деятельности новых методов и приемов формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ; разработка механизмов взаимодействия волонтерского отряда с организациями и семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.
Третий этап (2018 г.) - заключительный, связан с анализом результатов исследования, с обобщением и формулированием выводов, оценкой эффективности разработанной программы волонтерской деятельности в аспекте формирования толерантного отношения студентов к лицам с ОВЗ. Контрольный эксперимент показал, что разработанная программа волонтерской деятельности смогла оказать положительное влияние на формирование толерантного отношения студентов к лицам с ОВЗ, обеспечивая не только повышение уровня их индивидуально-личностной и социально-общественной толерантности, но и увеличивая социальную активность испытуемых, принимавших участие в деятельности волонтерского отряда «Росток доброты».
Выводы. Проведенное нами исследование показало, что сформированность толерантного отношения студентов педагогического вуза к лицам с ОВЗ находится на низком уровне, а, следовательно, методика работы в данном направлении нуждается в дополнительном совершенствовании. С целью решения данной проблемы нами была разработана программа волонтерской деятельности студентов, направленная на взаимодействие с лицами с ОВЗ. В реализации данной программы принимали участие студенты факультета психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», являющиеся членами волонтерского отряда «Росток доброты». В ходе реализации программы волонтерской деятельности осуществлялись следующие направления работы: формирование позитивных установок у студентов на волонтерскую деятельность; организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности с лицами с ОВЗ; привлечение студентов к разработке и реализации социально значимых проектов; апробация в волонтерской деятельности новых методов и приемов формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ; разработка механизмов взаимодействия волонтерского отряда с организациями и семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Контрольный срез показал, что разработанная программа смогла оказать положительное влияние на формирование толерантного отношения студентов педагогического вуза к лицам с ОВЗ. Проведенное исследование не претендует на окончательное решение проблемы поиска эффективных путей и средств формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ, но вносит вклад в модернизацию, гуманизацию высшего профессионального образования. Требуется дальнейшее углубленное исследование путей совершенствования подготовки студентов вузов на основе возможностей волонтерской деятельности.
Литература:
1. Бочарникова Н. А., Ардашова Ю. И. Организация профессионально-культурной, волонтерской деятельности студентов - будущих специалистов по социальной работе // Вестник ЗабГУ. -2012. - № 2. -С. 42-46.
2. Воднева С. Н. Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема // Вестник Псковского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 149-154.
3. Волкова Е. А. Опыт исследования и воспитания толерантного отношения студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями и инвалидам // Научный вестник Южного института менеджмента. -2016. - № 2. - С. 49-51.
4. Ворошилова И. С., Фёдорова Н. П., Романова М. Л. Взаимосвязь между толерантностью субъектов образовательного процесса и его гуманизацией // Ученые записки университета Лесгафта. -2013. - № 10. -С. 45-48.
5. Декларация принципов толерантности [утв. Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. резолюцией № 5.61] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php. - Загл. с экрана.
6. Минаева Н. Г., Кузьмина Н. Н. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции // Российский научный журнал. - 2013. - № 6 (37). - С. 176-181.
7. Шевырева Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VII Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии», 3 июля 2016 г. / под ред. О. Н. Широкова. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. -№ 2. - С. 267-269.
Педагогика
УДК 376.42 (045)
кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Миронова Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИТУАЦИЯХ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых школьников, проанализирована структура готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера, особенности ее формирования у умственно отсталых подростков. Приводятся результаты изучения сформированности готовности к безопасному поведению у школьников данной категории.
Ключевые слова: готовность к безопасному поведению, безопасность, ситуации криминального характера, умственно отсталые подростки.
Annotation. In article questions of formation of readiness for safe behavior in situations of criminal character at mentally retarded school students are considered, the structure of readiness for safe behavior in situations of criminal character, feature of her formation at mentally retarded teenagers is analysed. Results of studying of formation of readiness for safe behavior at school students of this category are given.
Keywords: readiness for safe behavior, safety, situations of criminal character, mentally retarded teenagers.
Введение. Человек в любой момент своей жизни может оказаться в опасной ситуации, и, как правило, это происходит в тот момент, когда рядом никого нет и некому подсказать, что делать и как себя вести. Поэтому безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить опасную или экстремальную ситуацию. Для обеспечения личной безопасности важно, чтобы подготовка к безопасному поведению в опасных ситуациях начиналась уже со школьной скамьи. Проблема подготовки учеников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, с умственной отсталостью, к адекватным реакциям на опасные жизненные ситуации тем более актуальна, что это самая неподготовленная, а значит, и беспомощная категория населения. Поэтому в настоящий момент стоит острая проблема специального обучения таких детей навыкам безопасного поведения.
Ситуации криминального характера, или криминогенные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни, связаны с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением. Особую социальную опасность представляют насильственные преступления в отношении детей. По данным Росстата, число преступлений против детей в России за период с 2013 по 2016 год выросло в четыре раза. Количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, увеличилось на 10 тысяч и составило 96,5 тысяч. При этом количество детей, признанных пострадавшими от действий сексуального характера, в 2013 году насчитывало одну тысячу, в 2014 году - 2,4 тысячи, а в 2015-м - 3,7 тысячи.
Проблема формирования безопасного поведения подростков в различных жизненных ситуациях, в силу ее значимости, рассмотрена достаточно широко и представлена в работах многих отечественных ученых. Так, Т. С. Назарова, В. С. Шаповаленко, А. Т. Смирнов раскрыли теоретические вопросы обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности; Л. Н. Гориной, В. Н. Мошкиным, А. В. Попковым рассматривается проблема воспитания культуры безопасности; вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию у детей навыков, опыта безопасного поведения, готовности к безопасному поведению в различных ситуациях освещаются в трудах Н. В. Елисеевой, Н. А. Лызь, А. Г. Маслова, Л. А. Сорокиной, Т. Г. Хромцовой, С. П. Черного, А. В. Шигаева и др. При этом многие ученые считают, что обеспечить собственную безопасность подросток может лишь в том случае, если у него сформирована готовность к безопасному поведению в окружающей среде. Готовность к безопасному поведению рассматривается как многокомпонентное личностное образование, выражающее сформированность определенной системы качеств, необходимых для успешного обеспечения безопасности, и включающее в