Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОЙКУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОЙКУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Виктория Владимировна

Введение. Воспитание толерантности интересовало ученых с давних времен. Еще в XVII-XVIII веках Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо высказывались о терпимости между религиями, о равноправии и о праве на свободу мышления. В России зарождение понятия «толерантность» связано с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Ухтомского и др. Теоретический анализ. Сравнительный анализ понятия «толерантность» позволяет сделать вывод о том, что его следует определять с разных позиций. Одни исследователи подчеркивают идею взаимоуважения и равенства, другие - не столько уважительное отношение и терпимость к иным людям независимо от расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения и пр., сколько влияние толерантности на процесс социализации человека, третьи особое внимание обращают на духовную составляющую понятия «толерантность», относя последнюю к критериям нравственного воспитания личности. Рассмотрение проблемы воспитания толерантности позволило выявить механизмы ее развития. Заключение. Чтобы сформировать толерантное отношение к русской культуре у иностранных обучающихся, необходимо развить интерес к ней и научить адекватно понимать незнакомую окружающую действительность, уметь ориентироваться на соответствующее поведение и общение в русскоязычном обществе. На формирование толерантного отношения к русской культуре оказывают влияние занятия по культуре речи, на которых следует использовать эмоционально окрашенные ситуации творчества и общения. Наиболее важными компонентами толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре являются культура речи и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A TOLERANT ATTITUDE OF FOREIGN STUDENTS TO RUSSIAN CULTURE IN THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION

Introduction. The education of tolerance has been of interest to scientists since ancient times. Theoretical analysis. A comparative analysis allows us to conclude that the concept of “tolerance” should be defined from different positions: some researchers emphasize the idea of mutual respect and equality, others underline not so much respect and tolerance for other people, regardless of race, religion, social status, etc., but more the influence of tolerance on the process of human socialization; others pay special attention to the spiritual component of the concept of tolerance, referring tolerance to the criteria of moral upbringing of the individual. Consideration of the problem of tolerance education made it possible to identify the mechanisms of its development. Conclusion. In order to form a tolerant attitude towards Russian culture in foreign students, it is necessary to develop their interest in Russian culture and teach them to adequately understand the unfamiliar surrounding reality, to be able to focus on appropriate behavior and communication in the Russian-speaking society. The formation of a tolerant attitude towards Russian culture is influenced by classes in Culture of Speech, in which emotionally colored situations of creativity and communication should be used. The most important components of the tolerant attitude of foreign students to Russian culture are the culture of speech and communication.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУССКОЙКУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 469-473 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 469-473

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-469-473, EDN: JXRBQS

Научная статья УДК 376.1

Формирование толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре в процессе эстетического воспитания

В. В. Романова

Вольский военный институт материального обеспечения, Россия, 412901, Саратовская область, г. Вольск, ул. М. Горького, д. 3

Романова Виктория Владимировна, старший преподаватель кафедры русского языка, Romanowa-1984@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1050-8532

Аннотация. Введение. Воспитание толерантности интересовало ученых с давних времен. Еще в XVII-XVIII веках Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо высказывались о терпимости между религиями, о равноправии и о праве на свободу мышления. В России зарождение понятия «толерантность» связано с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Ухтомского и др. Теоретический анализ. Сравнительный анализ понятия «толерантность» позволяет сделать вывод о том, что его следует определять с разных позиций. Одни исследователи подчеркивают идею взаимоуважения и равенства, другие - не столько уважительное отношение и терпимость к иным людям независимо от расовой принадлежности, вероисповедания, социального положения и пр., сколько влияние толерантности на процесс социализации человека, третьи особое внимание обращают на духовную составляющую понятия «толерантность», относя последнюю к критериям нравственного воспитания личности. Рассмотрение проблемы воспитания толерантности позволило выявить механизмы ее развития. Заключение. Чтобы сформировать толерантное отношение к русской культуре у иностранных обучающихся, необходимо развить интерес к ней и научить адекватно понимать незнакомую окружающую действительность, уметь ориентироваться на соответствующее поведение и общение в русскоязычном обществе. На формирование толерантного отношения к русской культуре оказывают влияние занятия по культуре речи, на которых следует использовать эмоционально окрашенные ситуации творчества и общения. Наиболее важными компонентами толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре являются культура речи и общения.

Ключевые слова: толерантность, воспитание, общение, иностранный обучающийся, отношения, коллектив Для цитирования: Романова В. В. Формирование толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре в процессе эстетического воспитания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 469-473. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-469-473, EDN: JXRBQS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Forming a tolerant attitude of foreign students to Russian culture in the process of aesthetic education V. V. Romanova

Volsk Military Institute of Material Support, 3 M. Gorky St., Volsk, Saratov region 412901, Russia Viktoriya V. Romanova, Romanowa-1984@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1050-8532

Abstract. Introduction. The education of tolerance has been of interest to scientists since ancient times. Theoretical analysis. A comparative analysis allows us to conclude that the concept of "tolerance" should be defined from different positions: some researchers emphasize the idea of mutual respect and equality, others underline not so much respect and tolerance for other people, regardless of race, religion, social status, etc., but more the influence of tolerance on the process of human socialization; others pay special attention to the spiritual component of the concept of tolerance, referring tolerance to the criteria of moral upbringing of the individual. Consideration of the problem of tolerance education made it possible to identify the mechanisms of its development. Conclusion. In order to form a tolerant attitude towards Russian culture in foreign students, it is necessary to develop their interest in Russian culture and teach them to adequately understand the unfamiliar surrounding reality, to be able to focus on appropriate behavior and communication in the Russian-speaking society. The formation of a tolerant attitude towards Russian culture is influenced by classes in Culture of Speech, in which emotionally colored situations of creativity and communication should be used. The most important components of the tolerant attitude of foreign students to Russian culture are the culture of speech and communication. Keywords: tolerance, education, communication, foreign student, relations, team

For citation: Romanova V. V. Forming a tolerant attitude of foreign students to Russian culture in the process of aesthetic education. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 4, pp. 469-473 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-4-469-473, EDN: JXRBQS

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Романова В. В., 2022

Введение

Проблема воспитания толерантности имеет давнюю историю. На рубеже ХУ11-ХУШ вв. великие ученые того времени, такие как Дж. Локк, Вольтер, Жан-Жак Руссо, призывали к терпимости между религиями, выступали за равноправие и отстаивали право на свободу мышления. Начало зарождения понятия «толерантность» в России связывают с именами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. А. Ухтомского и других, которые определяли терпимость как понимание, выступали за ненасилие.

Сегодня, несмотря на приоритет в получении российского образования, появляется все больше иностранных обучающихся, у которых к нашей стране ярко выражено критическое отношение и сформирована негативная оценка новой окружающей действительности, что является следствием введения санкций, желанием других государств создать дипломатическую изоляцию России, формирования российского образа агрессора в постоянно обостряющейся информационной войне, фальсификации истории Великой Отечественной войны и современных усилий России по урегулированию региональных конфликтов.

В этой связи в современной образовательной ситуации сложилась определенная оппозиция, связанная с возрастанием интереса иностранных государств к подготовке специалистов для всех отраслей в российских вузах. В то же время наблюдается снижение уровня толерантного отношения иностранных обучающихся как к русской культуре, так и к образу России в целом.

Теоретический анализ

В настоящее время ученые изучили общие вопросы формирования толерантности студентов вузов [1, 2]; педагогические условия формирования толерантности студентов и курсантов военных вузов [3, 4]; особенности формирования толерантности в процессе обучения различным дисциплинам [5-7]; особенности формирования толерантности [8-10] в условиях современной социокультурной среды, средствами духовной музыки и пр.

В данный момент понятие «толерантность» содержит широкий диапазон интерпретаций. Некоторые исследователи подчеркивают идею взаимоуважения и равенства [11], другие - не столько уважительное отношение и терпимость к иным людям, сколько влияние толерантности на процесс социализации человека [12].

А. А. Машанов понимает под толерантностью «признак высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом» [13, с. 132-161].

Несмотря на отсутствие единой точки зрения на определение данного понятия, многие исследователи высоко оценивают значение толерантности в процессе обучения. Следует подчеркнуть, что современные ученые относят толерантность и к необходимым качествам педагога, подразумевая под ней профессиональную компетентность, характеризующуюся готовностью специалиста принимать социокультурные отличия объекта деятельности.

Анализ педагогических источников показал: чтобы воспитать толерантность у подрастающего поколения, необходимо разработать механизмы ее развития. Толерантная личность должна быть способна без какого-либо принудительного давления и воздействия принимать другого человека, понимать его, несмотря на его этническую принадлежность. Поэтому важно акцентировать внимание на развитии эмоциональной составляющей общения, которая существенно влияет на формирование толерантности через положительные эмоции, получаемые обучающимися в процессе эстетического воспитания.

Приезжая в нашу страну, иностранные обучающиеся по-разному реагируют на российскую действительность, что выражается в их отношении к процессу обучения. Поэтому для реализации положительного образа России и ее культуры у иностранных студентов следует воспитывать толерантное отношение к русской культуре через культуру речи и общения, т. е. вырабатывать позитивный настрой к изучению культурологического материала.

Формирование толерантного отношения к русской культуре - это продукт эстетического воспитания, в процессе которого иностранные обучающиеся знакомятся с русской культурой и правилами светского поведения в Российской Федерации. Изучение культуры речи как части русской культуры дает им возможность общения, осуществление активной созидательной деятельности в рамках эстетического воспитания. Сформированность толерантного отношения иностранных студентов к русской культуре выражается в оценивании российской действительности, в поведении, которое проявляется во взаимодействии с другими людьми обучающегося, когда он совершенствует свою культуру речи и общения.

Привитию толерантности способствуют индивидуальные воспитательные беседы с ино-

странными обучающимися, где последние делятся своими страхами, обидами, переживаниями, желаниями, сомнениями и т.д. Здесь перед преподавателем стоит нелегкая задача - наладить доверительный контакт со студентами. Именно поэтому преподавателю, работающему с иностранцами, необходимо выстроить такие взаимоотношения с ними, которые наиболее полно помогли бы им «раскрыться» и адаптироваться к незнакомой окружающей действительности, слаживая гармоничные личностно-культурные отношения между всеми участниками образовательного процесса, т. е. опять подчеркивается важность роли культурного диалога, или диалога культур.

Отношения включают в себя следующие компоненты: знания в определенной области, эмоции, побуждение действовать в данной системе. Из этого следует, что проявление толерантности к русской культуре у иностранных обучающихся может быть основано на сложившихся личностных качествах, желании осуществлять свою деятельность по общепризнанным законам межличностного общения, не разделяя межэтнических признаков. Наша задача по формированию толерантного отношения к русской культуре у иностранных обучающихся состоит в том, чтобы содействовать развитию интереса к русской культуре и научить адекватно понимать незнакомую окружающую действительность, ориентировать на соответствующее поведение и общение в русскоязычном обществе.

Включение в занятие литературных произведений является ведущим звеном в системе эстетического воспитания на занятиях. Чтение художественного текста воспитательного характера требует понимания и осмысления, что зарождает тягу к красоте, доброте, справедливости и т.д. Изучение литературы предполагает сопровождение других видов искусства: музыки, живописи, театра, кино. Расширению знаний иностранных обучающихся о российской действительности способствует их участие в вечерах интернациональной дружбы, направленных на знакомство с традициями, обычаями других стран, совместно подготовленных мероприятиях по соответствующей тематике и т. д., а также в тематических вечерах.

Если обучающиеся проявляют интерес и к научно-исследовательской деятельности, то преподаватель оказывает им помощь по написанию и презентации работ, эссе, помогает в подготовке выступлений на творческих и межфакультетских конкурсах, в участии в проектах межнациональной культурной направленности, реконструкции

национальных праздников и традиций, тем самым осуществляя консультативную деятельность, т. е. совместную форму учебной деятельности. Такая деятельность преподавателя и обучающихся проявляется также в подготовке, организации и проведении концертов, проектов и пр., т. е. в активных формах мероприятий. Необходимо учитывать тот факт, что тематика мероприятий должна отражать направления эстетического воспитания, желания и потребности обучающихся, чтобы каждый мог внести свой вклад в его планирования.

Говорить об эффективности формирования толерантного отношения к русской культуре в процессе эстетического воспитания следует только тогда, когда иностранные граждане позитивно и активно проявляют себя, высказывая свои мнения и суждения, оценивают предложенные ситуации, т. е. максимально выражают свое сложившееся позитивное отношения к миру русской природы, русской культуре, обществу и пр. Степень проявления отношений будет зависеть от уровня их активной включенности в деятельность, от общего уровня активности личности.

Если преподавателю удалось включить иностранных обучающихся в воспитательные отношения, основанные на толерантности, и они нашли отклик во внутреннем состоянии обучающихся, что непосредственно отражается в их деятельности, то эти отношения необходимо закрепить.

Стабилизация толерантного отношения к русской культуре достигается через их многократное «проживание» в различных предлагаемых ситуациях совместности. Понимая, что сформированные нравственно-эстетические качества личности - закономерный результат стабилизированных отношений, преподаватель организует закрепляющие ситуации. Если возникает необходимость изменения позиции личности по отношению к чему-либо или к кому-либо, скорректировать отношения целесообразно, используя практику группового эффекта, т. е. микрогрупповую форму организации.

В качестве наиболее важных компонентов толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре мы выделяем: культуру общения, т. е. заинтересованность иностранного обучающегося в соблюдении правил и норм поведения, принятых в инокультурном обществе; культуру речи - речевые умения иностранных студентов, которые стараются не совершать коммуникативных ошибок, соблюдать логичность и точность.

Заключение

Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь обучающимся сформировать представление о толерантности как о ценности, научить их понимать культуры других стран, уметь создавать вокруг себя атмосферу культуры и духовности и др. Сформированность толерантного отношения к русской культуре у иностранных обучающихся заключается в развитии интереса к русской культуре и научении адекватно понимать незнакомую окружающую действительность, ориентировании на соответствующее поведение и общение в русскоязычном обществе. Привитию толерантного отношения к русской культуре способствуют занятия по культуре речи с использованием эмоционально окрашенных ситуаций творчества и общения. Поэтому наиболее важными компонентами толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре являются культура речи и общения.

Следует подчеркнуть, что преподаватель должен быть убежден в желании иностранного обучающегося быть уверенным в себе, инициативным, чтобы достичь этой цели. Когда реализуется индивидуальная траектория обучающегося (несмотря на расовую принадлежность, возраст, мировоззрение), тогда и преподаватель продвигает свою профессиональную педагогическую позицию в процессе педагогического сопровождения.

Список литературы

1. Кудзиева Н. Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 163 с.

2. РыбакЕ. В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 135 с.

3. Сергеева Е. В. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 246 с.

4. Яруллина А. Р. Педагогические условия развития социальной активности и толерантности студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. 237 с.

5. Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 467 с.

6. Можейкина Л. Б. Развитие толерантности подростков в процессе обучения русскому языку: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2007. 235 с.

7. Харламова О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 208 с.

8. Ковалева О. С. Воспитание толерантных межличностных отношений воспитанников детского дома: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 190 с.

9. Филянина Л. А. Воспитание толерантных отношений у студентов университета средствами духовной музыки: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 240 с.

10. Сюйжун Я. Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2008. 193 с.

11. Овинникова Ю. А., Рожковский В. Б. Эстетика: курс лекций. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 350 с.

12. Shegay A., Esmagulova A. To the question about the need for the education of the culture of tolerance in the education system of the republic of kazakhstan // Актуальные проблемы современности. 2018. № 4 (22). С. 123-127.

13. Артюхова Т. Ю., Бенькова О. А., Гончаревич Н. А., Ерошина А. А., Колкова С. М., Малимонов И. В., Машанов А. А., Потапова Е. В., Ростовцева М. В., Скутина Т. В., Шайдурова О. В., Юдина Ю. Г. Толерантность и межэтническая толерантность // Современные вызовы и психологические ресурсы. Ульяновск : ИП Кеньшенская (издательство «Зебра»), 2021. С. 132-161.

References

1. Kudzieva N. Yu. Formation of Tolerance Among Subjects of Higher Professional Education. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2003. 163 p. (in Russian).

2. Rybak E. V. Formation of Tolerance Among Students of Higher Educational Institutions. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 2004. 135 p. (in Russian).

3. Sergeeva E. V. Organizational and pedagogical conditions for the formation of ethnic tolerance among cadets of a military university. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Ulyanovsk, 2009. 246 p. (in Russian).

4. Yarullina A. R. Pedagogical Conditions for the Development of Social Activity and Tolerance of Students of the Pedagogical College. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Kazan, 2010. 237 p. (in Russian).

5. Maykovskaya L. S. Phenomenon of Ethnocultural Tolerance in Musical Education. Diss. Dr. Sci. (Ped.). Moscow, 2009. 467 p. (in Russian).

6. Mozheykina L. B. The Development of Adolescent Tolerance in the Process of Teaching the Russian Language. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Novosibirsk, 2007. 235 p. (in Russian).

7. Harlamova O. Yu. Education of Professional Tolerance Among University Students in the Course of Teaching a

Foreign Language. Diss. Cand. Sci. (Ped.). St. Petersburg, 2004. 208 p. (in Russian).

8. Kovaleva O. S. Education of Tolerant Interpersonal Relations of Pupils of the Orphanage. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Orenburg, 2007. 190 p. (in Russian).

9. Filyanina L. A. Education of Tolerant Relations Among University Students by Means of Sacred Music. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Ulyanovsk, 2005. 240 p. (in Russian).

10. Sjuzhun Ya. Pedagogical Conditions for the Formation of Tolerant Relations Among Students of Different Nationalities by Musical and Pedagogical Means. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Voronezh, 2008. 193 p. (in Russian).

11. Ovinnikova Yu. A., Rozhkovskiy V. B. Estetika: kurs lektsiy [Aesthetics. A Course of Lectures]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2008. 350 p. (in Russian).

12. Shegay A., Esmagulova A. On the issue of the need for the education of the culture of tolerance in the education system of the republic of Kazakhstan. Aktual'nye problemy sovremennosti [Actual Problems of the Present], 2018, no. 4 (22), pp. 123-127 (in Russian).

13. Artyukhova T. Yu., Benkova O. A., Goncharevich N. A., Eroshina A. A., Kolkova S. M., Malimonov I. V., Mashanov A. A., Potapova E. V., Rostovtseva M. V., Skutina T. V., Shaydurova O. V., Yudina Yu. G. Tolerance and Interethnic Tolerance. In: Sovremennye vyzovy i psikhologicheckie resursy [Modern Challenges and Psychological Resources]. Ulyanovsk, IP Ken'shenskaya (izdatel'stvo "Zebra"), 2021, pp. 132-161 (in Russian).

Поступила в редакцию 10.07.2022; одобрена после рецензирования 03.08.2022; принята к публикации 17.10.2022 The article was submitted 10.07.2022; approved after reviewing 03.08.2022; accepted for publication 17.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.