Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ / КИТАЙСКИЕ УЧАЩИЕСЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ИНТОЛЕРАНТНОСТИ П.В. СТЕПАНОВА / ТЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В.С. СОБКИНА / Д.В. АДАМЧУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Хаошуан Ван, Цзюань Ян

В исследовании актуализируется значение педагогических условий семейного физического воспитания и школьной физкультурно-спортивной среды для формирования у китайских подростков межкультурной и межнациональной толерантности. Рассматривается проблематика проявления толерантности в возрастном аспекте, учитываются различия в толерантных проявлениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, находящихся в единой этногруппе (китайские школьники народно сти «хань»). Высказывается утверждение, что характер социально-семейного воспитания, образовательная политика школы и способы дифференцированного двигательного физкультурноспортивного участия девушек и юношей воплощаются в особенностях их поведенческой активности, сказываются на процессе формирования личностных и психологических качеств школьников, проявляются в толерантных установках коммуникативного, межкультурного и межнационального общения. Становлению позитивной толерантности способствуют национально-ориентированные программы двигательной активности, построенные в виде эффективных практик, они смогут обеспечить положительное влияние на поведенческий компонент этнической идентичности. В этих целях предлагается новый проект: на основе теоретически обоснованных гипотетических предположений активного влияния двигательной активности на процесс формирования толерантных установок, разработать экспериментальную программу, предусматривающую включение в учебный процесс по физической культуре психотелесных практик физической культуры Китая, что будет содействовать формированию межэтнической и межкультурной толерантности обучающихся, коммуникации, социализации и интеграции школьников с различными национальными традициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Хаошуан Ван, Цзюань Ян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION AND PHYSICAL CULTURE ENVIRONMENT ON INDICATORS OF TOLERANCE IN CHINESE SCHOOLCHILDREN DIFFERENT SEX AND AGE GROUPS

The study updates the importance of the pedagogical conditions of family physical education and the school physical education and sports environment for the formation of intercultural and interethnic tolerance among Chinese adolescents. The issue of tolerance in the age aspect is considered, differences in the tolerant manifestations of boys and girls, boys and girls in a single ethno-group (Chinese schoolchildren of the Han nationality) are taken into account. It is argued that the nature of social and family education, the educational policy of the school and the ways of differentiated motor physical and sports participation of girls and boys are embodied in the peculiarities of their Behavioural activity, affect the process of forming the personal and psychological qualities of schoolchildren, and manifest themselves in tolerant attitudes of communicative, intercultural and interethnic communication. The development of positive tolerance is facilitated by nationally oriented programs of motor activity, built in the form of effective practices, they will be able to provide a positive influence on the behavioral component of ethnic identity. To this end, a new project is proposed: on the basis of theoretically justified hypothetical assumptions of the active influence of motor activity on the process of forming tolerant attitudes, to develop an experimental program providing for the inclusion in the educational process of physical culture of psychotelessness practices of Chinese physical culture, which will contribute to the formation of inter-ethnic and intercultural tolerance of students, communication, socialization and integration of schoolchildren with different national traditions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»

9. Potter, M., Spence, J.C., Boule, N., Stearns, J.A., Carson, V. (2018), "Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children", Pediatr Exerc Sci, Vol. 30, No 1, pp. 132-141, doi: 10.1123/pes.2016-0239.

10. Berenbaum, S.A. and Beltz, A.M. (2011), "Sexual differentiation of human behavior: effects of prenatal and pubertal organizational hormones", Front Neuroendocrinal, Vol 32, No. 2, pp. 183-200.

11. Tremblay, M.S., Carson, V., Chaput, J-P., Connor Gorber, S., Dinh, T., Duggan, M., et al. (2016), "Canadian 24-hour movement guidelines for children and youth: an integration of physical activity, sedentary behaviour, and sleep", Appl Physiol Nutr Metab., Vol. 41 (6 Suppl 3), pp. 311-327, DOI: 10.1139/apnm-2016-0151.

12. Hahn, N., Jansen, P. and Heil, M. (2010), "Preschoolers' mental rotation: sex differences in hemispheric asymmetry", J Cogn Neurosci., Vol. 22, No. 6, pp. 1244-1250.

13. Melkevik, O., Torsheim, T., Iannotti, R.J. and Wold, B. (2010), "Is spending time in screen-based sedentary behaviors associated with less physical activity: a cross national investigation", Int J Be-hav Nutr Phys Act, Vol. 7, pp. 46, doi: 10.1186/1479-5868-7-46.

14. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B., Gerasimova, A.A., Chicherin, V.P., Myshyakov, V.V. (2020), "Modified Informatization Index of Children's Life", Smart Technologies for Society, State and Economy, Ed. Elena G. Popkova, Bruno S. Sergi., Springer Nature, pp. 245-247.

15. Przybylski, A.K. and Weinstein, N. (2019), "Digital Screen Time Limits and Young Children's Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study", Child Dev., Vol. 90 (1), pp. e56-e65, doi: 10.1111/cdev.13007.

16. Rosselli, M., Ardila, A., Matute, E. and Inozemtseva, O. (2009), "Gender differences and cognitive correlates of mathematical skills in school-aged children", Child Neuropsychol., Vol.15, No. 3, pp. 216-231.

17. Yu, Q., Tang, Y., Li, J., Lu, Q., Wang, H., Sui, D., Zhou, L., Wang, Y. and Heil, M. (2009), "Sex differences of event-related potential effects during three-dimensional mental rotation", Neuroreport, Vol. 7, No. 20, pp. 43-47.

18. Carson, V., Hunter, S., Kuzik, N., Gray, G., Poitras, V. and Chaput, J. (2016), "Systematic review of sedentary behaviour and health indicators in school-aged children and youth: an update", Appl Physiol Nutr Metab, Vol. 41 (6 (Suppl. 3), pp. 240-265.

19. Krivolapchuk, I. A., Chernova, M.B., Gerasimova, A. A., Chicherin, V.P. (2021), "The functional state of girls with high motor fitness in the conditions of digitalization", The 2nd International Scientific and Practical Online Conference "Psychology of Giftedness and Creativity", Issue SHS Web of Conferences, vol. 117, 02004 (2021), 7 p. https://doi.org/10.1051/shsconf/202111702004.

20. Webster, E.K., Martin, C.K. and Staiano, A.E. (2019), "Fundamental motor skills, screen-time, and physical activity in preschoolers", J Sport Health Sci., Vol. 8 (2), pp. 114-121.

Контактная информация: mashacernova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2021

УДК 37.035.6:37.037.1

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Хаошуан Ван (КНР), аспирант, Цзюань Ян (КНР), аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация

В исследовании актуализируется значение педагогических условий семейного физического воспитания и школьной физкультурно-спортивной среды для формирования у китайских подростков межкультурной и межнациональной толерантности. Рассматривается проблематика проявления толерантности в возрастном аспекте, учитываются различия в толерантных проявлениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, находящихся в единой этногруппе (китайские школьники народно-

сти «хань»). Высказывается утверждение, что характер социально-семейного воспитания, образовательная политика школы и способы дифференцированного двигательного физкультурно-спортивного участия девушек и юношей воплощаются в особенностях их поведенческой активности, сказываются на процессе формирования личностных и психологических качеств школьников, проявляются в толерантных установках коммуникативного, межкультурного и межнационального общения. Становлению позитивной толерантности способствуют национально-ориентированные программы двигательной активности, построенные в виде эффективных практик, они смогут обеспечить положительное влияние на поведенческий компонент этнической идентичности. В этих целях предлагается новый проект: на основе теоретически обоснованных гипотетических предположений активного влияния двигательной активности на процесс формирования толерантных установок, разработать экспериментальную программу, предусматривающую включение в учебный процесс по физической культуре психотелесных практик физической культуры Китая, что будет содействовать формированию межэтнической и межкультурной толерантности обучающихся, коммуникации, социализации и интеграции школьников с различными национальными традициями.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогические концепции воспитания, китайские учащиеся, семейное воспитание, физкультурная среда, межкультурная толерантность, межнациональная толерантность, методика диагностики толерантности / интолерантности П.В. Степанова, тест измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений В.С. Собкина, Д.В. Адамчука.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p83-90

INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION AND PHYSICAL CULTURE ENVIRONMENT ON INDICATORS OF TOLERANCE IN CHINESE SCHOOLCHILDREN DIFFERENT SEX AND AGE GROUPS

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Haoshuang Wang(China), the post-graduate students, Jiuan Yang (China), the post-graduate students,

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The study updates the importance of the pedagogical conditions of family physical education and the school physical education and sports environment for the formation of intercultural and interethnic tolerance among Chinese adolescents. The issue of tolerance in the age aspect is considered, differences in the tolerant manifestations of boys and girls, boys and girls in a single ethno-group (Chinese schoolchildren of the Han nationality) are taken into account. It is argued that the nature of social and family education, the educational policy of the school and the ways of differentiated motor physical and sports participation of girls and boys are embodied in the peculiarities of their Behavioural activity, affect the process of forming the personal and psychological qualities of schoolchildren, and manifest themselves in tolerant attitudes of communicative, intercultural and interethnic communication. The development of positive tolerance is facilitated by nationally oriented programs of motor activity, built in the form of effective practices, they will be able to provide a positive influence on the behavioral component of ethnic identity. To this end, a new project is proposed: on the basis of theoretically justified hypothetical assumptions of the active influence of motor activity on the process of forming tolerant attitudes, to develop an experimental program providing for the inclusion in the educational process of physical culture of psychotelessness practices of Chinese physical culture, which will contribute to the formation of inter-ethnic and intercultural tolerance of students, communication, socialization and integration of schoolchildren with different national traditions.

Keywords: ethnopedagogics, ethnopedagological concepts of education, Chinese students, family education, physical culture environment, intercultural tolerance, interethnic tolerance, P.V. Stepanov's tolerance/tolerance diagnostic technique, test of measuring tolerant attitudes in the field of interethnic relations V.S. Sobkin, D.V. Adamchuk.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящих социальных условиях важнейшей проблемой становится процесс формирования толерантности у школьников [1, 2], для чего требуется создание благопри-

ятных педагогических условий [3], в которых будет возможным воспитание терпимости к другим людям, проявляющейся в понимании культурных различий, выражающейся в признании и принятии культурных ценностей разных групп, уважении многообразия субкультур, активной жизнедеятельности в мультикультурной среде [4, 5]. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. Однако, несмотря на передовые исследования в области формирования межкультурной, межнациональной, коммуникативной толерантности в образовательном пространстве средней школы, многие вопросы остаются без внимания ученых, в том числе не изучена проблематика проявления толерантности в возрастном аспекте, несмотря на утверждения, что воспитательная работа по привитию толерантных установок эффективна именно в подростковом возрасте. С другой стороны, в воспитательной работе школьников, в том числе китайских, широко представлены мероприятия, знакомящие с традициями иных культур в привлекательной и ценной для ребенка среде, организована рефлексия в овладении коммуникативными умениями, но совершенно не учитываются различия в толерантных проявлениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, находящихся в единой этногруппе.

Цель исследования - изучить толерантные установки китайских школьников в различных возрастных и половых группах обучающихся, характеризующие уровень межкультурной, межнациональной, коммуникативной толерантности. Ставилась задача: выявить возрастные периоды в формировании толерантности у представителей различного пола, объяснить возможные различия в толерантных установках влиянием семейного воспитания и условиями включенности подростков в физкультурно-спортивную среду.

В исследовании были анкетированы китайские школьники, обучающихся в 6-7 и 910 классах: это школьники народности «хань» - школа в городском округе Чжэнчжоу, школа в городском уезде Синъян, школа № 1 в г. Цяолоу, а также школа № 4, уезд Шан-шуй, г. Чжоукоу, провинция Хэнань; в их числе девочки 13 лет - 23 человека, девушки 16 лет - 16 человек, мальчики 13 лет - 29 человек, юноши 16 лет - 18 человек, всего 86 школьников.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использовались теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, анализ педагогического опыта в Китайской Народной Республике; анализ педагогических условий формирования толерантности у школьников-подростков средствами физкультурно-спортивной направленности.

Характеристика уровня толерантности/интолерантности диагностируемых осуществлялась с помощью опросника, предложенного П.В. Степановым [3]. Анкета составлена П.В. Степановым в сотрудничестве с В. С. Собкиным, Д.В. Адамчуком. Предусматривался ответ на поставленные 45 вопросов. Автором выделяется высокий уровень толерантности, где итоговая сумма в ответах на поставленные вопросы равна 45-90 баллам, характеризуется принятием иных культур, положительным отношением к культурным отличиям, умением избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремлением рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур; невысокий уровень толерантности - 0-44 балла, характеризуется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом может проявлять культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур; невысокий уровень интолерантности - 0- (-44) баллов, характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, но вместе с тем оценивает их сквозь призму собственных культурных установок, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп, такая позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого, где возможно

навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных»; высокий уровень интолерантности - (-45)-(-90) баллов, выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур, проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к тем, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности.

Другая методика - измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений (В.С. Собкин, Д.В. Адамчук [6]) - предусматривала ответы на 12 поставленных вопросов, где каждый из них имел несколько вариантов суждений с оценочными весовыми коэффициентами, выраженными положительными и отрицательными значениями. Сами вопросы касались разных содержательных контекстов: фиксация особенностей эмоционального отношения к собственной национальной идентичности, характеристика социальной дистанции к представителям других национальностей (барьеры), проявление толерантных/интолерантных установок на идеологическом уровне (армия, образование, культурные традиции), отношение к межнациональным конфликтам, эмоциональное приятие/неприятие представителей других национальностей. Отрицательный суммарный индекс означал приближение к полюсу толерантности, положительный - к полюсу интоле-рантности.

Третья методика - диагностика общей коммуникативной толерантности (авт. В.В. Бойко, 1998), использовалась для изучения ситуативной, типологической и общей коммуникативной толерантности, пункты опросника сгруппированы в 9 шкал, всего 45 вопросов. Максимальное число по каждой шкале - 15 баллов, по всем шкалам - 135 баллов. Чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности, напротив, чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности и тем выше степень нетерпимости респондента к окружающим.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ данных, полученных на основе методики П. В. Степанова по изучению показателей межкультурной толерантности / интолерантности [6], показал, что средние оценки изучаемого критерия в баллах у мальчиков 13 лет составили Х±с = 35,5±19,5 ед., у девочек Х±с = 36,7±18,3 ед., достоверных межгрупповых различий не наблюдается (Р>0,05 при иэмп=183 и И]=29, п2=23, где икритический=143). Отметим, что наблюдается высокая вариативность и разброс показателей, характеризующих межкультурную толерантность, что говорит о том, что групповые выборки не идентичны, в них присутствуют представители с различной полярностью показателей толерантности.

Средние групповые значения толерантности у юношей 16 лет составили Х±с = 32,4±14,9 ед., у девушек Х±с = 42,1±11,9 ед., различия средних статистически значимы (Р<0,05 при иэмп=86 и п!=18, п2=16, где икритический=95). Обращает на себя внимание, что количество обучающихся с проявлением высокой толерантности у юношей в возрастном аспекте уменьшается на 17%, наоборот, у девушек повышается на 25% (рисунок 1).

г■ высокая

80

60

¡5

х

8 40

55,2

56,5

44,8

20

0

43,5

I невысокая

27,8

-72,2

68,8

М 6-7 Д 6-7 М 9-10 Д 9-10

Рисунок 1. - Показатели межкультурной толерантности у китайских школьников в различных половозрастных

группах

Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений осуществлялось по методике В. С. Собкина, Д.В. Адамчука [6]. Анализ показателей межнациональной толерантности показал, что характерная для девушек 16 лет более высокая толерантность подтверждается и статистическими данными, полученными по этой методике. Так, итоговый суммарный индекс у девушек 9-10 классов, равный Х±т=-3,11±0,31, достоверно выше по своим значениям от индекса юношей Х±т =-2,28±0,32, а также отличен от показателей девочек 6-7 классов Х±т =-2,10±0,36, уровень статистической значимости справедливости нулевых гипотез был принят равным а=0,05 (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели межнациональной толерантности у китайских школьников в различных половозрастных группах (Х±т)_

Показатель Мальчики 6-7 класс (Пм1=29) Девочки 6-7 класс (Пд1=23) и1эмп/ P Юноши 9-10 класс (Пм2=18) Девушки 9-10 класс (Пд2=16) и2эмп/ P и3эмп/ P и4эмп/ p

Итоговый суммарный индекс -2,04± 0,25 -2,10± 0,36 334 >0,05 -2,28± 0,32 -3,11± 0,31 90 <0,05 265 >0,05 124 <0,05

Примечание: и1эмп/Р достоверность различий между среднегрупповыми показателями мальчиков и девочек, 6-7 классы; и2эмп/Р достоверность различий между среднегрупповыми показателями юношей и девушек, 9-10 классы; и3эмп/Р достоверность различий между среднегрупповыми показателями мальчиков 6-7 классов и юношей 910 классов; и4эмп/Р достоверность различий между среднегрупповыми показателями девочек 6-7 классов и девушек 9-10 классов; и - критерий Манна-Уитни; для пм1=29 и пд1=23, уровень значимости различий а=95% икрт.=243>и1эмп; для пм2=18 и пд2=16, уровень значимости различий а=95% ИкрШ.=95>И2эмп; для пм1=29 и пм2=18, уровне значимости различий а=95% Икрш.=185>И3эмп; для пд1=23 и пд2=16, уровень значимости различий а=95%

Икрит 125>И4эмп-

Значимыми оказались и коэффициенты корреляции между критерием межкультурной толерантности и суммарным индексом межнациональной толерантности у китайских школьников в различных половозрастных группах (таблица 2). Наблюдается сильная статистическая связь у девушек 16 лет, обучающихся в 9-10 классах. Можно констатировать о тенденциях роста толерантности в возрастном аспекте у представителей женского пола, и стабильных показателях - у представителей мужского пола. Эти же закономерности проявляются и в результатах по определению показателей коммуникативной толерантности (таблица 3).

Таблица 2 - Коэффициенты корреляции между показателями межкультурной (П.В. Степанов, 2002) и межнациональной (В.С. Собкин, Д.В. Адамчук, 2002) толерантности у китайских школьников в различных половозрастных группах (X±m)_

Группы сравнения Значения коэффициентов корреляции (r)

Мальчики 6-7 классов - 0,568 P<0,01

Юноши 9-10 классов - 0,497 P<0,05

Девочки 6-7 классов - 0,776 P<0,001

Девушки 9-10 классов - 0,904 P<0,001

Таблица 3 - Показатели коммуникативной толерантности у китайских школьников в различных половозрастных группах (Х±т)_

Шкалы Мальчики 6-7 класс (Пм1=29) Девочки 6-7 класс (Пд1=23) и1эмп/ P Юноши 9-10 класс (Пм2=18) Девушки 9-10 класс (Пд2=16) и2эмп/ P

неприятие или непонимание индивидуальности другого человека 5,79±0,33 5,64±0,33 334 >0,05 5,61±0,46 4,75±0,35 85 <0,05

использование себя как эталона в оценке поведения и образа мыслей других людей 5,38±0,36 5,00±0,32 299 >0,05 5,50±0,41 4,77±0,27 93 <0,05

категоричность и консерватизм в оценках других людей, своего окружения 5,72±0,32 5,64±0,35 300,5 >0,05 5,22±0,30 5,06±0,36 111 >0,05

неумение скрывать и сглаживать неприятные чувства в столкновениях с окружением 6,00±0,34 5,33±0,34 244 >0,05 6,00±0,36 5,24±0,40 79 <0,05

Шкалы Мальчики 6-7 класс (Пм1=29) Девочки 6-7 класс (Пд1=23) и1эмп/ Р Юноши 9-10 класс (Пм2=18) Девушки 9-10 класс (пд2=16) и2эмп/ Р

стремление переделать, перевоспитать партнера 6,07±0,29 5,05±0,39 251,5 >0,05 5,33±0,35 4,63±0,35 78 <0,05

стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным 5,42±0,30 5,76±0,44 370 >0,05 5,61±0,30 4,88±0,22 91 <0,05

неумение прощать другим ошибки, неловкость, причиненные неприятности 5,93±0,30 5,29±0,34 260 >0,05 5,05±0,23 4,85±0,30 105 >0,05

нетерпимость к физическому и психологическому дискомфорту людей 5,34±0,29 5,00±0,42 274,5 >0,05 5,69±0,41 4,94±0,22 92 <0,05

неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других 5,79±0,30 5,35±0,39 303,5 >0,05 5,75±0,36 5,11 0,27 89 <0,05

Общая сумма баллов по 9 шкалам 51,4±1,97 48,1±1,86 266 >0,05 49,8±2,63 44,2±1,75 67 <0,05

Общая коммуникативная толерантность, средний бал по 45 вопросам 1,14±0,04 1,07±0,06 265,5 >0,05 1,04±0,04 0,91±0,04 75 <0,05

Ситуативная толерантность, средний бал шкалы 2; 4; 5; 6: 9 = 25 вопросов 1,15±0,05 1,06±0,06 281,5 >0,05 1,05±0,05 0,85±0,04 59 <0,05

Типологическая толерантность, средний бал шкалы 1; 7; 8 = 15 вопросов 1,14±0,05 1,06±0,06 276 >0,05 1,04±0,04 0,88±0,05 74 <0,05

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Более высокая межкультурная толерантность девушек в старшей школе в сравнении с китайскими юношами, определяется рядом причин.

Во-первых, это особенности семейного воспитания, где воспитательная среда для мальчиков и девочек весьма отлична в китайских семьях, и это различие становится явным по мере взросления и перехода из подросткового в юношеский возраст. Так, маль-чик-«мужчина», по традициям китайской семьи, является продолжателем рода, главой семьи, он должен передать семейные традиции детям и внукам, и чтобы организовать строгое мужское воспитание, он сам должен быть примером дисциплинированности, быть упорным, настойчивым, непоколебимым, непреклонным, несгибаемым, закаленным, сильным, стремиться на протяжении всей жизни к физическому и нравственно-духовному совершенству, проявлять «дух воина», быть готовым к защите своей семьи и государства. Такой семейный посыл в воспитании юношей подспудно протекает в условиях жестких персональных требований к поведению подростков, что формирует некоторый стиль закрытого поведения, ограниченного общения, проявляется в сдержанности, замкнутости, стремлении закрепить и хранить свои культурные обычаи и национальные ценности. Девочек-старшеклассниц в после пубертатный период семейного воспитания больше приучают к выполнению обязанностей хранительницы семейного очага. С подросткового возраста родители больше внимания уделяют психологическому воспитанию девочек, поэтому девочки проявляют больше позитивных психологических чувств, таких как нежность, участливость, спокойность. Для них род их деятельности предусматривает соблюдение народных ремесел, занятия музыкой, а в семейном физическом воспитании -занятий эстетическими видами деятельности. Соответствующим образом, девушка должна быть мотивирована к познанию, открыта к восприятию других ценностей, быть уважительной, толерантной, коммуникабельной.

Во-вторых, содержание обучения на третьей ступени в китайской школе ориентирует на использование на уроках средств физической культуры и спорта, а выбор (предпочтение) видов спорта и дифференцирование учащихся на группы осуществляется с учетом их интереса. Кроме того, текущий план выбора (предпочтения) видов спорта обучения в старшей школе Китая определяется в соответствии с национальными стандартами учебной программы физического воспитания Китая. Девушки более склонны к спор-

тивным танцам, гимнастике, йоге, некоторым национальным и парным спортивным играм - бадминтону, настольному теннису, которые в большей мере способствуют формированию партнерства, взаимной поддержки, командного духа, содействуют общению, единению, коммуникации, развивают кондиционные способности - гибкость, координацию, быстроту, другие психофизические способности - ритмичность, равновесие, эстетизм в действиях.

Юноши больше склонны выбирать атлетические (скоростные и силовые) и кон-фронтационные виды спорта, такие как баскетбол, футбол и волейбол, единоборства, где конкурентная состязательность наиболее полно представлена в действиях противоборства, схватки, соперничества, обеспечивается в результате жесткого контроля силовых, временных и пространственных параметров движений.

Этот свободный выбор видов спорта не применяется в средней и начальной школе, потому что все учащиеся занимаются вместе на занятиях физической культурой, а дифференциация по половому признаку начинается только со старшей школы и определят выбор физкультурно-спортивных средств. Таким образом, можно аксиоматически утверждать, что характер социально-семейного воспитания, образовательная политика школы и способы двигательного физкультурно-спортивного участия школьников (девушек и юношей) воплощаются в особенностях их поведенческой активности, сказываются на процессе формирования личностных и психологических качеств школьников, проявляются в толерантных установках коммуникативного, межкультурного и межнационального общения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выраженность типов этнической идентичности у российских и китайских школьников в сравнительном анализе с подростками разных этнических групп / Г.Н. Германов, К.В. Силивано-ва, Г.А. Васенин, Х. Ван, Ц. Ян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 418-427.

2. Диагностика этнической идентичности русских и китайских школьников в контексте формирования межнациональной толерантности / Г.Н. Германов, К.В. Силиванова, Г.А. Васенин, Х. Ван, Ц. Ян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 427-436.

3. Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Степанов Павел Валентинович. - Москва, 2002. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ван Х. Опыт использования психотелесных практик Китая в физическом воспитании российских школьников с целью формирования этнической идентичности / Хаошуан Ван // Физическое воспитание детей в современных условиях информатизации образования в России: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (19-20 апреля 2021 г). -Москва, 2021. -С. 57-62.

5. Германов Г. Н. Физкультурные практики Китая в системе средств формирования этнической толерантности / Г.Н. Германов, Х. Ван, Г.А. Васенин // Спортивно-педагогическое образование. - 2021. -№ 2. - С. 11-16.

6. Собкин В.С. Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук // Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования». 2006. - Том 3. № 2. - С. 26-35. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n2/28965.shtml (дата обращения: 10.11.2021).

REFERENCES

1. Germanov, G.N., Silivanova, K.V., Vasenin, G.A., Wang, Kh. and Yan, Ts. (2021), "The expression of types of ethnic identity among Russian and Chinese school students in comparative analysis with adolescents of different etnic groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp 418-427.

2. Germanov, G.N., Silivanova, K.V., Vasenin, G.A., Wang, Kh. and Yan, Ts. (2021), "Diagnosis of the ethnic identity of Russian and Chinese school students in the context of the formation of interethnic tolerance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp. 427-436.

3. Stepanov P.V. (2002), Pedagogical conditions for the formation of tolerance among teenage schoolchildren, dissertation, Moscow.

4. Wang, X. (2021), "Experience of Using China's Psychotelic Practices in Physical Education of Russian Schoolchildren to Form Ethnic Identity", Physical education of children in modern conditions of informatization of education in Russia: scientific conference, Moscow.

5. Germanov, G.N., Van, H., Vasenin, G.A. (2021), "Chinese physical education practices in the system of means of ethnic tolerance", Sports and pedagogical education, No. 2, pp. 11-16.

6. Sobkin, V.S. and Adamchuk, D.V. (2006,. "Measuring tolerant attitudes in interethnic relations", Bulletin ofpractical psychology of education, Network Journal, No. 2, Vol. 3, pp. 26-35, available at: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2006/n2/28965.shtml.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2021

УДК 796.01:612

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПОДХОДОВ В ПОСТРОЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ МНОГОБОРЬЕ У МУЖЧИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Ирина Николаевна Гернет, кандидат медицинских наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Мамед Таги оглы Бабаев, тренер, Фитнес клуб WeGym, г. Москва; Михаил Сергеевич Гернет, старший преподаватель Московский городской

педагогический университет

Аннотация

Фитнес центры предлагают большой спектр методик для повышения физической подготовленности и оздоровления организма занимающихся. Занятия функциональным многоборьем являются одним из востребованных услуг у мужчин второго зрелого возраста. Учитывая особенности данного возрастного периода, необходимо формировать правильные подходы в тренировочном процессе, чтобы не спровоцировать возникновения заболеваний, к которым имеется склонность у мужчин в этом возрасте. Создание тренировочных программ функционального многоборья, учитывающих физиологическое состояние кардиореспираторной системы у мужчин зрелого возраста и применяемых для оздоровления и повышения их физических кондиций, является актуальным. Были исследованы 20 мужчин зрелого возраста, занимающиеся функциональным многоборьем в фит-нес клубе WeGym города Москвы. Мужчины занимались по разным методикам, в которых соотношение циклов силовых тренировок к количеству циклов тренировок на силовую выносливость составляло 50%/50% и 25%/75%. Обе программы включали в себя 8 месячный макроцикл. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования, включающие анкетирование, беседы, антропометрические измерения, функциональное исследование кардиоре-спираторной системы, тестирование работоспособности, исследование развития физических качеств и методы математической статистики. После применения разработанных программ по функциональному многоборью положительная динамика развития силы и силовой выносливости наблюдается в обеих группах исследования, но программа с равным соотношением циклов силовых тренировок и циклов на силовую выносливость (50%/50%) оказала благоприятное воздействие на коррекцию массы тела мужчин, функциональное состояние кардиореспираторной системы, адаптацию к гипоксии, уровень работоспособности и развитие гибкости, что подтверждает ее более выраженный оздоровительный эффект.

Ключевые слова: мужчины периода зрелого возраста, функциональное многоборье, кар-диореспираторная система, оздоровление организма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p90-95

PHYSIOLOGICAL JUSTIFICATION OF THE CONSTRUCTION OF THE TRAINING

PROCESS IN FUNCTIONAL VARIETY AMONG THE MATURE MEN Irina Nikolaevna Gernet, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Moscow City University; Mamed Tagi ogly Babaev, the trainer, WeGym fitness club, Moscow; Mikhail Ser-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.