Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

ДИАГНОСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
503
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОЗИТИВНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ / АФФЕКТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / ШКАЛЬНЫЙ ОПРОСНИК О. Л. РОМАНОВОЙ / МЕТОДИКА ДЖ. ФИННИ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / РУССКИЕ ШКОЛЬНИКИ / КИТАЙСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭТНОФОРЫ НАРОДОВ СССР / КРИТЕРИЙ U-МАННА-УИТНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Силиванова Ксения Викторовна, Васенин Георгий Андреевич, Ван Хаошуан, Ян Цзюань

В работе рассматриваются вопросы становления позитивной этнической идентичности у школьников 6-7 и 9-10 классов в контексте изучения проблемы формирования межнациональной толерантности. Характеризуются процессуальные компоненты этнической идентичности, определяется выраженность когнитивного и аффективного компонентов у школьников разных этнических групп, подчеркивается значимая роль поведенческого компонента. Указывается, что в условиях целенаправленно построенной образовательной среды и процесса воспитания возможно осуществлять коррекцию психофизической дезадаптации посредством физических упражнений, воздействуя на поведенческий компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Силиванова Ксения Викторовна, Васенин Георгий Андреевич, Ван Хаошуан, Ян Цзюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY OF RUSSIAN AND CHINESE SCHOOLCHILDREN IDENTIFICATION IN THE CONTEXT OF STUDYING THE PROBLEM OF INTERETHNIC TOLERANCE

The work considers issues of positive ethnic identity formation among students of 6-7th and 910th grades in the context of studying the problem of interethnic tolerance formation. The procedural components of ethnic identity are expounded. The work determine the expression of cognitive and affective components among schoolchildren of various ethnic groups as long as emphasis the significant role of the behavioral component. It is indicated that under the condition of a carefully constructed educational environment and the process of education, it is possible to correct psychophysical maladaptation through physical exercises, affecting the behavioral component.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

4. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук / Собкин Владимир Самуилович. - Москва, 1997. - 88 с.

5. Солдатова Г.У Психология межэтнической напряженности / Г. У. Солдатова. - Москва : Смысл, 1998. - 389 с.

6. Социология межэтнической толерантности : [учеб. пособие] / Рос. акад. наук, Ин-т социологии, Центр этн. социологии ; [Л.М. Дробижева и др.] ; отв. ред. Л.М. Дробижева. - Москва : Изд-во Института социологии РАН, 2003. - 221 с.

7. Цао Ян. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цао Ян. - Москва, 2004. - 18 с.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / Э. Эриксон ; общ. ред. и пре-дисл. А.В. Толстых. - Москва : Прогресс, 1996. - 342 с.

REFERENCES

1. Avksentiev V. A., Aksyumov B. V., Vasilchenko V. A. et al. (2018), Russian Identity and Identity Policy: monograph, Stavropol.

2. Babaeva A.V., Bykovskaya G.A., Baryshnikov S.V. et al. (2020), Identity: conceptual analysis: monograph, Scientific book, Voronezh

3. Kadykova, S. A. (2008), Psychological and pedagogical conditions for the development of positive ethnic identity of students: on the example of the National Presidential Boarding School of the Republic of Mari El, dissertation, Moscow.

4. Sobkin, V. S. (1997), Dynamics of value orientations in high school age, dissertation, Moscow.

5. Soldatova, G. U. (1998), Psychology of inter-ethnic tension, Smysl, Moscow.

6. Drobizheva L. M. et al. (2003), Sociology of inter-ethnic tolerance, RAS, Moscow

7. Cao Yang (2004), Ethnopedagological traditions and their use in the educational practice of China, dissertation, Moscow.

8. Erickson E. (1996). Identity: Youth and Crisis, Progress, Moscow.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2021

УДК 159.9.072:159.92

ДИАГНОСТИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ И КИТАЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ксения Викторовна Силива-нова, директор, Георгий Андреевич Васенин, кандидат педагогических наук, учитель, Школа № 17, г. Москва; Хаошуан Ван (КНР), аспирант, Цзюань Ян (КНР), аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма, г. Москва

Аннотация

В работе рассматриваются вопросы становления позитивной этнической идентичности у школьников 6-7 и 9-10 классов в контексте изучения проблемы формирования межнациональной толерантности. Характеризуются процессуальные компоненты этнической идентичности, определяется выраженность когнитивного и аффективного компонентов у школьников разных этнических групп, подчеркивается значимая роль поведенческого компонента. Указывается, что в условиях целенаправленно построенной образовательной среды и процесса воспитания возможно осуществлять коррекцию психофизической дезадаптации посредством физических упражнений, воздействуя на поведенческий компонент.

Ключевые слова: идентификация, позитивная этническая идентичность; когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты; шкальный опросник О. Л. Романовой; методика Дж. Фин-

ни; этнос, этническое самосознание; русские школьники, китайские школьники, этнофоры народов СССР; критерий U-Манна-Уитни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p427-436

ETHNIC IDENTITY OF RUSSIAN AND CHINESE SCHOOLCHILDREN IDENTIFICATION IN THE CONTEXT OF STUDYING THE PROBLEM OF INTERETHNIC TOLERANCE

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State

University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GCOLIFK), Moscow; Ksenia Viktorovna Silivanova, the school director, Georgy Andreevich Vasenin, the candidate of pedagogical sciences, teacher, School No. 17" in Moscow; Haoshuang Wang(China), the postgraduate students, Jiuan Yang (China), the post-graduate students, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

The work considers issues of positive ethnic identity formation among students of 6-7th and 910th grades in the context of studying the problem of interethnic tolerance formation. The procedural components of ethnic identity are expounded. The work determine the expression of cognitive and affective components among schoolchildren of various ethnic groups as long as emphasis the significant role of the behavioral component. It is indicated that under the condition of a carefully constructed educational environment and the process of education, it is possible to correct psychophysical maladaptation through physical exercises, affecting the behavioral component.

Keywords: identification, identity, positive ethnic identity; cognitive, affective, behavioral components; school questionnaire by O.L. Romanova; J. Finney's technique; ethnos, ethnic identity; Russian schoolchildren, Chinese schoolchildren, ethnophors of the peoples of the USSR; U-Mann-Whitney criterion.

ВВЕДЕНИЕ

Психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей, ощущение причастности, единения с ними основывается на механизме идентификации, способствующем принятию субъектом норм, ценностей, образцов поведения интегрированной группы. Идентификация лежит в основе идентичности - это свойство психики человека признавать некоторую тождественность с объектами или субъектами окружающего мира, видеть себя в совокупности подобного, осознавать эгоидентичность как принадлежность к целому, несмотря на те изменения, которые происходят с личностью в процессе роста и развития. Идентификация - это процесс когнитивного, эмоционального и функционального выражения идентичности [1]. Идентичность есть осознанное представление себя самого как социального субъекта; по Э. Эриксону [11] - «образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру» (idem, т. е. «тот же самый»).

Разновидностью является «этническая идентичность» - набор представлений человека о принадлежности к общности людей единой эволюционной цепочки, сведенных на основе кровнородовых генетических связей, с устойчивой межпоколенной преемственностью, имеющих общность исторической судьбы и территорию проживания, с единым языком общения, характерными речевыми признаками и жестикуляцией, эмоциональным выражением, с конкретной этнической культурой, традиционной для региона рождения и проживания, проявляющих единые убеждения, придерживающихся общей системы ценностей, имеющих единые привычки и нормы поведения [1]. В более широком формате этнос предстает как некая социально-экономическая целостность, где формируются связи на множестве уровней, и в первую очередь на национальном уровне. Национальная идентичность не подменяет этническую, не замещает ее, нация есть государственная, социальная и культурная интеграция людей [1].

Однако ведущими объединяющими признаками этноса являются общность территории и общность языка. Важную роль в характеристике этноса играет этническое самосознание (сознание) - осмысленная установка всей популяции на привязанность, срод-ненность со своей культурой, принадлежность к своей нации. Духовное отождествление себя со своим этносом (этническая идентификация, самоидентификация) - посильнее территориального или языкового фактора.

Этническая идентичность является важнейшей фактором осознания ребенком, подростком своей субъектности. Процесс самоидентификации наиболее интенсивно происходит в подростковом возрасте, его называют периодом обретения психосоциальной идентичности [11]. Моментом завершения формирования этнической идентичности становится ранняя юность, в это время происходит процесс самоопределения личности подростка, в том числе и его этноидентификация. И если на первых этапах формирование этнической идентичности происходит под воздействием семьи, то потом основное влияние оказывает школа [10].

Российские школьники сегодня живут и учатся в реалиях поликультурного жизненного и образовательного пространстве, где соседствуют представители разных наций и народностей. Так, например, анализ показывает, что в начальных классах общеобразовательных школ г. Москвы сегодня обучается до 15-25% учащихся, не являющихся традиционными носителями русского языка. Сегодня в Москве реализуются такие целевые проекты, как «Ребенок в многонациональном мегаполисе», «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры миры и согласия», «Столица многонациональной России», и другие [5]. В современном мире с его все более усиливающимся смешением различных этносов, где фиксируются многообразные центростремительные и центробежные силы, осознание своей идентичности является важным фактором адаптации в популяционной среде, приспособительным фактором для детей и подростков, как на социальном, так и на личностном уровнях.

Одним из ведущих направлений в рассмотрении этнической идентичности является социально-психологический подход, определяющий, что идентичность может быть описана социокультурными признаками. Актуализируется когнитивно-ориентированная теория этнической идентичности. Когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания составляет основу этнической идентичности. При описании структурных компонентов этнической идентичности ряд авторов выделяет когнитивный, аффективный и мо-тивационный компоненты [7, 9], другие добавляют поведенческий компонент [6].

Когнитивный компонент этнической идентичности предусматривает формирование этнической осведомленности, этнокультурной компетентности. Оценивается по результатам приобретенных этнокультурных знаний и представлений, ориентирован на усиление личностного смысла в их приобретении. Развивается путем расширения гуманитарного компонента в поликультурной образовательной деятельности. Преподавание основ этнопсихологии, было, может быть основано на формах, активизирующих интеллектуальную деятельность подростков, в том числе использования активно-действенных форм организации усвоения знаний (интерактивные средства и методы обучения - эвристическая беседа, метод дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола») [3].

Аффективный компонент этнической идентичности отражает эмоционально-ценностное отношение к своему этносу, связан с этнической самоидентификацией, осознанием себя представителем данного этноса, предполагает этническое самоназвание. Предусматривает оценку качеств своей группы, значимость членства в группе и непосредственное отношение к ее членству. Проявляется в этнических аттитюдах - социальных установках, типе представлений и убеждений субъекта (автостереотипах) относительно других людей и социальных объектов. Развивается в формах психологического тренинга этнической толерантности, диалогового общения, путем формирования навыков межкультурного взаимодействия в проектной деятельности (решение проблемных задач и

ситуаций) [3].

Содержание поведенческого компонента составляют поведенческие стратегии личности, направленные в первую очередь на становление этнической толерантности, позитивных форм социального группового поведения, это «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [7, 8]. Поведенческий компонент представлен действиями индивида, проявляющимися в соблюдении традиций, обычаев, ритуалов, активном использование языка, танцев, игр и других компонентов культуры своей этнической труппы, в том числе основанных на двигательной активности. Значение поведенческого компонента для формирования этнической идентичности определяется учением о единстве сознания и деятельности, основными положениями теории развития самосознания личности, соотносится с фундаментальными методологическими установками изучения человека как субъекта деятельности. Несмотря на то, что поведенческий компонент этнической идентичности имеет установочный характер и задается социальными нормами поведения и отношениями, принятыми в социуме, очень важно в виде двигательной активности включить его в коррекционный процесс гармоничного развития подростков. Такая гармонизация способствует устранению этнофункциональных рассогласований в психике подростков и, соответственно, нивелирует факторы риска в возникновении психической дезадаптации [2].

Мы должны заметить, что в структуре этнической идентичности изменение одного из компонентов может приводить к изменению всех компонентов этой системы. В связи с этим, коррекция негативных отношений к этничности, которая отождествляется с процессом воспитания и определяется условиями воспитания и образования, предусматривает механизм восстановления целостности (гармонизации) когнитивной, эмоциональной и двигательной сторон подростка по всем этническим признакам.

Кризис идентичности в ситуациях межэтнического взаимодействия, характеризующийся разрушением субъектной позиции этноида, размытием его представлений о предпочитаемой внешней среде в социальном межэтническом пространстве, сопровождающийся срывом психической адаптации во внутреннем мире, а в целом нарушающий восприятие тождественности себя себе подобным, может привести к формированию негативных жизненных стереотипов, личностных предубеждений. В ситуациях психической дезадаптации наблюдается внутренняя дисгармония, возникает ощущение отчаяния, чувство отчуждения, проявляется дезорганизация в деятельности. Происходящая редукция межличностных отношений приводит к возникновению протестных конфликтов на личностном уровне, усиливает напряженность в общении со сверстниками, провоцирует агрессию по отношению к другому, вызывает деструктивное поведение.

Все эти тенденции актуализируют необходимость изучения проблемных вопросов, возникающих в процессе учебной деятельности в общеобразовательных школах при формировании межэтнической толерантности у школьников, где первой ступенью конструктивной стратегии становится изучение этнической идентичности и определение ее роли как регулятора этнического поведения подростков. Наши представления согласуются с общепринятой теорией, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности [7, 8, 9].

В связи с обозначенной стратегией на последующих этапах исследования предусматривается внедрение в пространство физической культуры и спорта школ мегаполиса (на примере г. Москвы) национально-ориентированных методик физического воспитания, таких как восточные психотелесные практики Китая (для российских школьников, в связи с увеличивающимися контактами с представителями КНР), воздействие таким образом на поведенческий компонент в этнических контактах, что будет содействовать интеграции, коммуникации и социализации школьников с различными национальными традициями [5]. При этом программа подготовки, интегрирующая психотелесные практики Китая и социальный опыт преподавания физической культуры в школах России, привносит из-

менения и дополнения в вариативную часть образовательной программы по физическому воспитанию обучающихся в 6-9 классах (В .И. Лях. А. А. Зданевич, 2006), гипотетически должна стать продуктивной для формирования межэтнической и межкультурной толерантности у школьников [13, 14, 15].

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель исследования - выявить особенности процесса становления этнической идентичности у обучающихся различного возраста в средних общеобразовательных школах крупных урбанизированных мегаполисов, где присутствуют однородные и смешанные классы учащихся разных национальностей и этнических групп.

На этапе пилотажных исследований ставились задачи: - определить качественно-количественную степень выраженности позитивной этнической идентичности у школьников, обучающихся в школах мегагородов (г. Москва - Россия, г. Чжэнчжоу - Китай); -выявить самоидентификацию обучающихся к родовой этнической группе и установить субъективную значимость членства в данном этносе, - выяснить потребность использования родного языка в социальном окружении школьников; - оценить взаимоотношение этнического большинства и меньшинства в социальном окружении школьников; - определить средние групповые показатели этнической идентичности и наличие/отсутствие различий в оценке когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности у школьников; - определить направления развития этнической идентичности на основе расширения двигательной активности при акцентированном целенаправленном воздействии на поведенческий компонент.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В констатирующем исследовании были проведено анкетирование школьников двух категорий, обучающихся в 6-7 и 9-10 классах, всего 228 человек, разных этнических групп - русские (n6-7=19; n9-j0=20), трудовых мигрантов народов бывшего СССР, проживающих в России по временному разрешению (таджики, киргизы, а также армяне, молдаване и другие - n6-7=15; n9-10=15), корейцев (дети дипломатических работников и сотрудников посольства Южной Кореи, обучающиеся в ГБОУ Школа №17 г. Москва, отделение № 3 с этнокультурным корейским компонентом - n6-7=15; n9-i0=15), русские школьники, углубленно изучающие китайский язык (Школа № 548 «Царицино» г. Москва - n6-7=25, ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М» г. Москвы, Черемушки - n9-i0=18), школьники КНР (народность «хань»; школа в городском округе Чжэнчжоу, школа в городском уезде Синъ-ян, школа № 1 в г. Цяолоу - Пз-7=52; школа № 4, уезд Шаншуй, г. Чжоукоу, провинция Хэнань - n9-i0=34).

В исследованиях использовался шкальный опросник этнической идентичности детей и подростков по методике О.Л. Романовой (1994 [4]); респонденты высказывали свое отношение к каждому из 21 утверждений по 5-ти балльной шкале, выражая согласие или несогласие с ними, определяясь, насколько приведенные суждения верны по отношению к мнению респондента. Использовалась методика Дж. Финни, измеряющая степень выраженности этнической идентичности; изучался когнитивный и аффективный компонент этнической идентичности.

Для установления статистической значимости различий параметров сравниваемых групп использовались критерии Колмогорова, Омега-квадрат и Хи-квадрат; для всех массивов исходных данных осуществлялась проверка гипотезы «Распределение не отличается от нормального». Однако первичные расчеты показали, что массивы данных не подчиняются нормальному распределению, в связи с чем, при расчетах использовались непараметрические критерии Манна-Уитни. Обработка результатов осуществлялась с использованием статистической программы SPSS Statistics 20, расчеты велись и в программе Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сравнительный анализ полученных результатов показал, что средний групповой показатель этнической идентичности у китайских школьников 6-7 классов достоверно выше, чем у русских школьников (3,3 балла > 2,9 баллов; и=159, Р<0,01), а также других категорий учащихся выделенных нами групп, за исключением группы учащихся, углубленно изучающих китайский язык - «русские-лингвисты» (3,3 балла > 3,2 баллов; и=509, Р>0,05). Это свидетельствует о выраженном позитивном отношении китайских школьников к собственной этничности, демонстрирует положительный настрой к субъективно воспринимаемым национальным особенностям внешности и характера своего народа (речь, одежда, поведение, среда обитания, природа, народная культура, история народа), характеризует развитую эмоциональную чувствительность в отождествлении себя с культурой народа, а вместе с тем отражает высокую готовность к межэтническим контактам наряду с предпочтением этнокультурных ценностей своей группы (по результатам анкетирования фиксируем гордость за страну, уважение национальных традиций, интерес к национальной мифологии, культуре и истории страны, значимую принадлежность к своей национальности, привязанность к своему окружению и др., такой тип этнической идентичности можно назвать «моноэтнической идентичностью») - таблица 1.

Таблица 1. - Показатели этнической идентичности у школьников разных этнических групп, обучающихся в 6-7 классах общеобразовательной школы (Х±о)_

Этнические группы/ Показатели этнической идентичности Русские Китайцы Uрасчет -критерий Народы СССР Корейцы Русские/ лингвисты

Количество респондентов п=19 п=52 п=15 п=15 п=25

Групповой показатель этнической идентичности, баллов 2,9± 0,4 3,3± 0,4 159 <0,01 3,1±0,5 102/ > 273/ < 2,9±0,7 148/ > 241/ < 3,2±0,4 124/ < 509/ >

- когнитивный компонент этнической идентичности, баллов 2,8± 0,5 3,3± 0,4 251 <0,01 2,9±0,6 145/ > 207/ < 2,6±0,7 121/ > 160/ < 3,2±0,4 162/ < 510/ >

- аффективный компонент этнической идентичности, баллов 2,9± 0,4 3,4± 0,4 145 <0,01 3,2±0,5 81,5/ < 315/ > 3,1±0,7 98,5/ > 298/ > 3,2±0,4 127/ < 480/ >

Чувство принадлежности к этнической группе, баллов 3,5± 0,6 3,9± 0,6 339 <0,05 4,0±0,7 89,5/ < 431/ > 3,8±0,6 171/ > 336/ > 3,8±0,5 166/ < 529/ >

Значимость национальности, баллов 3,4± 0,7 3,8± 0,5 291 <0,01 3,6±0,6 173/ > 287/ > 3,3±0,4 133/ > 151/ < 3,7±0,5 161/ < 557/ >

Взаимоотношения этнобольшин-ства и меньшинства, баллов 3,6± 0,6 3,7± 0,6 407 >0,05 3,6±0,5 158/ > 344/ > 3,2±0,6 100/ > 213/ < 3,6±0,5 221/ > 566/ >

Использование родного языка в общении, баллов 3,2± 1,1 4,0± 0,8 287 <0,01 3,2±1,3 143/ > 252/ < 3,1±1,1 135/> 201/ < 3,6±0,8 178/ > 479/ <

Условные обозначения в таблице 1: X - средние значения показателей, о - среднеквадратическое отклонение; и - критерий Манна-Уитни, Р - уровень значимости; а=95%, 99% - интервал доверительной вероятности. □ -есть достоверность различий; > - нет достоверности различий; над чертой указан И-расчетный пары русские-; под чертой указан и-расчетный пары китайцы- ;

Примечание к таблице 1. Выборочные средние арифметические несвязанных групп отличны, если при п1=19 и п2=52, уровне значимости различий а=95%, И-критический=366>И-расчетный, а=99% И-критический=314>И-расчетный; при п1=19 и п2=15, уровне значимости различий а=95%, И-критический=94>И-расчетный, а=99% И-критический=75>И-расчетный; при п1=52 и п2=15, уровне значимости различий а=95%, И-критический=280>И-расчетный, а=99% И-критический=234>И-расчетный; при п1=19 и п2=25, уровне значимости различий а=95%, И-критический=167>И-расчетный, а=99% И-критический=138>И-расчетный.

Вместе с тем, не наблюдается достоверных различий в значениях среднего группового показателя этнической идентичности между русскими школьниками и «объединен-

ных» по признаку принадлежности к народам СССР группы подростков, а также корейскими школьниками; все они обучаются в одной школе (ГБОУ Школа № 17 г. Москвы в различных отделениях), у них единая среда жизненного существования, единые социально-психологические нормы общения. Эмоциональный образ в структуре этнической идентичности собственного этноса у русских носит размытый неструктурированный характер. При этом очень важно понять, что этническое сознание слабо актуализируется в моноэтнической среде или в условиях постоянных этнических отношений. Можно констатировать, что особенности проявления этнической идентичности в структуре образа «Я» данных этнических групп выражены без демонстрации этноцентризма, без этнических предубеждений, равнозначны и характеризуются демократическими чертами (таблица 1).

Закономерным является более высокий показатель аффективного компонента этнической идентичности и достоверные различия с группой русских школьников 6-7 классов (2,9 баллов < 3,2 балла; и=81,5 Р<0,05) у представителей этнических групп, отнесенных в категорию «Народы СССР», и это подтверждает предположение, что эмоциональное выражение этнической идентичности у них превалирует над когнитивным содержанием. Данный факт порой становится преградой в личностном общении подростков. «Маргинальная идентичность» проявляется у тех подростков, которые балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них.

Однако у школьников 9-10 классов такого различия уже не наблюдается (2,9 баллов < 3,2 балла; и=189, Р>0,05), что связывается с фактором этнокультурной сензитивно-сти (чуткости) и периодом взросления. Старшие школьники более ориентированы на социально-контактную деятельность, нежели подростки, в структуре эмоционально-аффективных действий, которых превалирует непримиримость, безудержность, острота личных переживаний, требование уважения этнического достоинства. По нашему мнению, формированию этнической толерантности и оптимальных поведенческих стратегий должна содействовать школьная образовательная среда, которая приобретает значение коррекционно-развивающего фактора и оказывает действие на этнические установки школьников.

Идентификация индивидом себя в составе группы происходит не только по этническим признакам, но и по некоторым субъектным признакам, например, уровню образованности индивида. В связи с чем, мы фиксируем по среднегрупповому показателю этнической идентичности и составляющим когнитивному и аффективному компонентам более высокую этносамоидентификацию у группы русских школьников-лингвистов, углубленно изучающих китайский язык, в сравнении с обучающимися в обычной, неспециализированной школе (3,2 балла > 2,9 баллов; и=124, Р<0,01). Вместе с тем отметим, что у этой группы школьников практически нет различий с китайскими учащимися (3,2 балла < 3,3 баллов; и=509, Р>0,05), которые в групповом сравнении продемонстрировали положительное восприятие самих себя как представителей своих этнических групп и явно выделяются по показателям выраженной этнической самоидентификации. В образовательном пространстве формирующим фактором «дуалистической идентичности» выступает сравнение культур, которое происходит в результате учебной деятельности, русские школьники-лингвисты осмысливают и интеллектуально оценивают положительные и отрицательные стороны жизни в окружающем социуме. Следует констатировать, что формированию позитивной этнической идентичности в педагогическом взаимодействии следует и необходимо уделять пристальное внимание, она рассматривается как важная цель образования и воспитания.

При анализе показателей шкального опросника по методике О.Л. Романовой [4] отмечена преобладающая выраженность этнической идентичности у китайских школьников 6-7 классов и представителей этнических групп, отнесенных в категорию «Народы

СССР», которая соотносится с эксплицитностью показателей у русских школьников-лингвистов (например, в сравнении с обучающимися в обычной средней школе №17 г. Москвы по критерию «чувство принадлежности к этнической группе» - 3,9 балла > 3,5 баллов; и=339, Р<0,05 - русские-китайцы; или - 3,8 балла > 3,5 баллов; и=166, Р<0,05 -русские-лингвисты). Не наблюдается достоверных различий по шкалам «значимость национальности», «взаимоотношение этнического большинства и этноменьшинства» и «использование родного языка в общении» у русских школьников и школьников отделения с этнокультурным корейским компонентом, а также русских школьников и представителей разноэтнических групп. В целом можно четко дифференцировать обучающихся на три группы по выраженности этнической идентичности и количественным показателями этнокритериев: 1/ школьники-китайцы - сильная позитивная выраженность; 2/ русские школьники с лингвоуклоном в программах обучения - сильная позитивная выраженность; 3/ русские школьники, учащиеся из группы «Народы СССР» и корейские учащиеся в стенах русской школы - умеренная утвердительная выраженность этнической идентичности.

Анализ результатов исследования школьников 9-10 классов по изучению выраженности этнической идентичности по методике Дж. Финни указывает на групповые различия между русскими и китайскими школьниками как по общему интегральному показателю (2,8 балла < 3,2 баллов; и=203,5 Р<0,01), так и составляющим ее основу компонентам - когнитивному (2,6 балла < 3,0 баллов; и=205 Р<0,01) и аффективному (2,9 балла < 3,2 баллов; и=223 Р<0,05) компонентам (таблица 2).

Таблица 2. - Показатели этнической идентичности у школьников разных этнических групп, обучающихся в 9-10 классах общеобразовательной школы (Х±о)_

Этнические группы/ Показатели этнической идентичности Русские Китайцы Uрасчет -критерий Народы СССР Корейцы Русские/ лингвисты

Количество респондентов п=20 п=34 п=15 п=15 п=18

Групповой показатель этнической идентичности, баллов 2,8± 0,7 3,2± 0,5 203,5 <0,01 3,0±0,5 187/ > 193/ > 2,8±0,5 167/ > 142/ < 3,2±0,4 103/ < 314/ >

- когнитивный компонент этнической идентичности, баллов 2,6± 0,8 3,0± 0,6 205 <0,01 2,7±0,6 171/ > 183/ > 2,7±0,5 181/ > 158/ < 3,2±0,4 84/ < 373/ >

- аффективный компонент этнической идентичности, баллов 2,9± 0,6 3,2± 0,4 223 <0,05 3,2±0,5 189/ > 228/ > 2,9±0,5 145/ > 156/ < 3,1±0,5 140/ > 273 / >

Чувство принадлежности к этнической группе, баллов 3,6± 0,5 3,9± 0,6 236,5 <0,05 3,8±0,6 188/ > 242/ > 3,6±0,8 133/ > 184/ > 3,8±0,6 130/ > 296/ >

Значимость национальности, баллов 3,5± 0,6 3,8± 0,6 241,5 <0,05 3,9±0,5 83/ < 280/ > 3,4±0,5 120/ > 137/ < 3,8±0,6 130/ > 312/ >

Взаимоотношения этнобольшинства и меньшинства, баллов 3,4± 0,6 3,9± 0,6 200 <0,01 3,7±0,5 194/ > 207/ > 3,4±0,6 138/ > 135/ < 3,8±0,6 107/ < 300/ >

Использование родного языка в общении, баллов 3,0± 1,2 3,9± 0,7 171 <0,01 3,8±0,8 82/ < 242/ > 3,0±1,2 152/ > 140/ < 3,6±1,0 115/ < 269/ >

Условные обозначения в таблице 2: X - средние значения показателей, о - среднеквадратическое отклонение; и - критерий Манна-Уитни, Р - уровень значимости; а=95%, 99% - интервал доверительной вероятности. < -есть достоверность различий; > - нет достоверности различий; над чертой указан И-расчетный пары русские-; под чертой указан и-расчетный пары китайцы-

Примечание к таблице 2. Выборочные средние арифметические несвязанных групп отличны, если при п1=20 и п2=34, уровне значимости различий а=95%, И-критический=247>И-расчетный, а=99% И-критический=209>И-расчетный; при п1=20 и п2=15, уровне значимости различий а=95%, И-критический=100>И-расчетный, а=99% И-критический=80>И-расчетный; при п1=34 и п2=15, уровне значимости различий а=95%, И-критический=178>И-расчетный, а=99% И-критический=147>И-расчетный; при п1=20 и п2=18, уровне значимости различий а=95%, И-критический=123>И-расчетный, а=99% И-критический=100>И-расчетный.

Фиксируется положительная выраженность компонентов этнической идентичности у китайских школьников; для них характерна, как глубокая этнокультурная компетентность, так и сильная этническая самоидентификация: китайские учащиеся демонстрируют знания о своей этнической группе, осознают свое этническое происхождение, осведомлены об истории, традициях, обычаях китайской культуры, а вместе с тем выражают сильную привязанность к своей этнической группе, положительную групповую солидарность, с уважением относятся к своему этническому происхождению, подчеркивают значимость своей национальности. Чувство принадлежности к своей этнической группе выражено у них достоверно выше, чем у соседствующих корейцев (3,2 балла < 2,8 баллов; и=142 Р<0,01). Вместе с тем, в отношениях этнобольшинства и этноменьшинства китайским школьникам характерно доминирование, широкое использование родного языка для общения в иноязычной среде. У русских школьников этноидные связи слабее, несмотря на то, что обследованные этногруппы китайских и русских школьников являлись преобладающими в своем социуме. У русских нет стремления к этноцентризму, превосходству и исключительности, навязыванию русской культуры, они демократично уживаются с представителями других этнических групп, о чем мы можем судить по показателям шкального опросника О. Л. Романовой [4]. Так, к примеру, у них не наблюдается достоверных различий по шкале «принадлежности к этногруппе», шкале «отношений этнобольшинства и этноменьшинства» с данными других этнических общностей, тогда как, например, у представителей группы «Народы СССР» фиксируется явная выраженность значимости своей национальности и использования родного языка в общении, в том числе в русскоязычной среде. Вместе с тем, такие вялые тенденции в осознании своей этно-идентичности у россиян необходимо преодолевать: только уверенность в своей собственной позитивной идентичности может стать основанием для уважения других групп и выражения готовности к обмену идеями, дискуссий о ценностных ориентирах или участия в совместной деятельности.

У русских школьников-лингвистов на фоне спецификации учебного процесса наблюдаются достоверные различия с русскими учащимися по шкалам «взаимоотношение этнобольшинства и этноменьшинства» (3,8 балла > 3,4 баллов; и=107 Р<0,05) и «использование родного языка в общении» (3,6 балла > 3,0 баллов; и=115 Р<0,05), но нет различий с китайскими школьниками по параметрам всех шкал.

ВЫВОДЫ

Исследование подтверждает системность этнической идентичности подростков, вычленяет поведенческий компонент как один из важнейших в ее структуре, определяет необходимость изучения проблемных вопросов, возникающих в процессе учебной деятельности в общеобразовательных школах при формировании межэтнической и межкультурной толерантности у школьников, где первой ступенью конструктивной стратегии становится изучение этнической идентичности и определение ее роли как регулятора этнического поведения подростков. Наши представления согласуются с общепринятой теорией, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности, а также подчеркивает неразрывную связь этнической идентичности с этнической толерантностью.

Важной стороной гармонизации выступает процесс двигательной активности, предусматривается внедрение в пространство физической культуры и спорта школ мегаполиса (на примере г. Москвы) национально-ориентированных методик физического воспитания, таких как восточные психотелесные практики Китая.

Полученные в исследовании данные о проявлении этнической идентичности могут стать исходной основой в разработке программы формирования этнической толерантности у российских школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Идентичность: концептуальный анализ : монография / А. В. Бабаева, Г. А. Быковская, С. В. Барышников [и др.] ; под общ. ред. И. В. Черниговских. - Воронеж : Научная книга, 2020. - 179 с.

2. Бухарева, С. Л. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Бухарева Софья Львовна. - Москва, 2005. - 26 с.

3. Идрисова, Ю. А. Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Идрисова Юлия Аляветдиновна. - Самара, 2007. - 25 с.

4. Романова, О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Романова Ольга Львовна. - Москва, 1994. - 20 с.

5. Российская идентичность в Москве и регионах / Ин-т социологии РАН ; отв. ред. Л. М. Дробижева. - Москва : МАКС Пресс, 2009. - 267 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Собкин, В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Собкин Владимир Самуилович. - Москва, 1997. - 88 с.

7. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У Солдатова. - Москва : Смысл, 1998. - 386 с.

8. Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л. М. Дробижева. - Москва : Институт социологии РАН, 2003. - 220 с.

9. Стефаненко, Т. Г. Социальная психология этнической идентичности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Стефаненко, Татьяна Гавриловна. - Москва, 1999. - 46 с.

10. Хотинец, В. Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека: методология, теория, эмпирика и педагогическая практика : на материале исследования коренных народов Западного Урала : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Хотинец Вера Юрьевна. - Новосибирск, 2000. - 39 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Эю Эриксон. - Москва : Прогресс, 1996. -

344 с.

REFERENCES

1. Babaeva A.V., Bykovskaya G.A., Baryshnikov S.V. et al. (2020), Identity: conceptual analysis: monograph, Scientific book, Voronezh.

2. Bukhareva, S.L. (2005), Features of the formation of ethnic identity in sub-sprouts in ethnically oriented educational centers, dissertation, Moscow.

3. Idrissova, Yu. A. (2007), Formation of positive ethnic identity of old teenagers, dissertation,

Samara.

4. Romanova, O. L. (1994), Development of ethnic identity in children and adolescents, dissertation, Moscow.

5. Drobizheva, L. M. (2009), Russian identity in Moscow and the regions, MAX Press, Moscow.

6. Sobkin, V. S. (1997), Dynamics of value orientations in high school age, dissertation, Moscow.

7. Soldatova, G.U. (1998), Psychology of inter-ethnic tension, Smysl, Moscow.

8. Drobizheva, L. M. (2003), Sociology of inter-ethnic tolerance, RAS, Moscow.

9. Stefanenko, T. G. (1999), Social psychology of ethnic identity, dissertation, Moscow.

10. Khotinets, V.Yu. (2000), Ethnicity in the integral study of individual-personality: methodology, theory, empirical and pedagogical practice: based on the study of the indigenous peoples of the Western Urals, dissertation, Novosibirsk.

11. Erickson E. (1996), Identity: Youth and Crisis, Progress, Moscow.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.